Философия. Учебнометодическое пособие ЙошкарОла, 2017
Скачать 1.85 Mb.
|
4. Методы эмпирического познания Эмпирический метод познания представляет собой специализи- рованную форму практики, тесно связанную с экспериментом. На эмпирическом уровне научного познания используются сле- дующие виды научных методов: 57 эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт) в научном ме- тоде – набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Одно из главных требований к эксперименту – его воспроизводимость; научное исследование – процесс изучения, эксперимента и про- верки теории, связанный с получением научных знаний. Виды исследований: – фундаментальное исследование, предпринятое главным обра- зом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применении; – прикладное исследование; наблюдение – это целенаправленный процесс восприятия пред- метов действительности, результаты которого фиксируются в опи- сании. Для получения значимых результатов необходимо много- кратное наблюдение. Виды: – непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств; – опосредованное наблюдение – с использованием технических устройств; измерение – это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и еди- ниц измерения. 5. Метод теоретического познания Теоретическое познание заключается в отражении явлений и проис- ходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпириче- ских знаний. На теоретическом уровне научного познания используются сле- дующие виды научных методов: теория (от греч. «рассмотрение, исследование») – система непро- тиворечивых, логически взаимосвязанных утверждений, обладаю- щая предсказательной силой в отношении какого-либо явления; гипотеза (от греч. «основание», «предположение») – недоказан- ное утверждение, предположение или догадка. Недоказанная и не- опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой; закон – вербальное и/или математически сформулированное ут- верждение, которое описывает соотношения, связи между различными 58 научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом; идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования; формализация – отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях; рефлексия – научная деятельность, направленная на исследова- ние конкретных явлений и самого процесса познания; индукция – способ переход знаний от отдельных элементов про- цесса к знанию общего процесса; дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретно- му, т. е. переход от общих закономерностей к фактическому их про- явлению; абстрагирование – отвлечение в процессе познания от некото- рых свойств объекта с целью углубленного исследования одной оп- ределенной его стороны (результат абстрагирования – абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т. д.); классификация – объединение различных объектов в группы на ос- нове общих признаков (классификация животных, растений и т. д.). Методами, которые используются на эмпирическом и теоретиче- ском уровнях, являются: – анализ – разложение единой системы на составные части и изуче- ние их по отдельности; – синтез – объединение в единую систему всех полученных ре- зультатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое; – аналогия – это заключение о сходстве двух предметов в каком- либо признаке на основании установленного их сходства в других при- знаках. – моделирование – это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал. 6. Системный подход Системный подход – совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. Основу системного метода составляет система и структура. Система (от греч. systema – целое, составленное из частей; со- единение) – это общенаучное положение, выражающее совокупность элементов, взаимосвязанных как между собой, так и со средой и об- разующих определенную целостность, единство изучаемого объекта. 59 Типы систем весьма многообразны: материальные и духовные, неор- ганические и живые, механические и органические, биологические и социальные, статичные и динамичные и так далее. Причем любая система представляет собой совокупность разнообразных элементов, составляющих ее определенную структуру. Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) – относительно устойчивый способ (закон) связи элементов объекта, который обеспечивает целостность той или иной сложной системы. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориен- тирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечи- вающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Основным принципом общей теории систем является принцип си- стемной целостности, означающий рассмотрение природы, в том числе и общества, как большой и сложной системы, распадающейся на подсистемы, выступающие при определенных условиях в качест- ве относительно самостоятельных систем. Основные требования системного метода: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функ- ций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сум- ме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как осо- бенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; в) исследование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся це- лостности. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориен- тирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов на выявление многооб- разных типов связей сложного объекта и сведение их в единую тео- ретическую картину. Важным понятием системного подхода является понятие «самоор- ганизация». Оно характеризует процесс создания, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер. Свойства самоорганизации при- сущи объектам самой различной природы: живой клетке, организму, 60 биологической популяции, человеческим коллективам. Класс систем, способных к самоорганизации, – это открытые и нелинейные систе- мы. Открытость системы означает наличие в ней источников и стоков, обмена веществом и энергией с окружающей средой. Однако не вся- кая открытая система самоорганизуется, строит структуры, ибо все за- висит от соотношения двух начал – от основы, созидающей структуру, и от основы, рассеивающей, размывающей это начало. В современной науке самоорганизующиеся системы являются специальным предметом исследования синергетики – общенаучной теории самоорганизации, ориентированной на поиск законов эволю- ции открытых неравновесных систем любой базовой основы – при- родной, социальной, когнитивной (познавательной). В настоящее время системный метод приобретает все более воз- растающее методологическое значение в решении естественнонауч- ных, общественно-исторических, психологических и других проблем. Он широко используется практически всеми науками, что обуслов- лено насущными гносеологическими и практическими потребностя- ми развития науки на современном этапе. 7. Понимание и объяснение как методы научного познания Объяснение и понимание с необходимостью предполагают друг друга, условием их продуктивности являются общие теоретические, логико-методологические, фактуальные и аксиологические предпо- сылки. Однако изучение их особенностей пошло различными путя- ми: объяснение исследуется логико-методологическими средствами в полном отвлечении от других предпосылок, тогда как понимание от трактовки его как субъективно-психологического состояния «вы- росло» до базовой категории философской герменевтики. Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исто- рической, социально-культурной, а также природной реальности. Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями пси- хики, нервной системы, духовного развития и т. п., одновременно оно связано с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения. Основные виды научного понимания: историческое понимание (понимание жизненного опыта людей прошедших эпох); интерпре- тация инокультурных символов и метафор; филологическое пони- мание (перевод и истолкование древних текстов); понимание иных 61 форм жизни; понимание в социально-антропологических исследо- ваниях (понимание культурных норм и ценностей); понимание в ес- тествознании (понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий). Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представ- лены на разных уровнях и типах понимания. К первому типу понимания можно отнести то, которое возникает в процессе языковой коммуникации. В его основе лежит диалог – поскольку оба собеседника располагают приблизительно одним и тем же полем семантических значений слов, постольку в целом они понимают друг друга. Второй тип понимания связан с переводом с одного языка на дру- гой (например, с иностранного языка на родной), где мы встречаемся с более сложным процессом интерпретации. В этом случае приходится иметь дело с передачей и сохранением смысла, выраженного на чужом языке, с помощью слов и предложений родного языка. Трудность за- ключается не столько в том, чтобы раскрыть смысл текста, сколько найти адекватные средства для его выражения на родном языке. Третий тип понимания относится к интерпретации произведений художественной литературы и искусства, особенно имеющих непре- ходящее эстетическое значение. Впервые как обозначение особого научного метода термин «по- нимание» был применен Дройзером (1868 г.). Позднее понимание бы- ло противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве осново- полагающего метода наук о духе естественнонаучному методу «объяснение». Объяснение – одна из главных функций теории. Объяснительная функция научной теории является ведущей, тесно связанной с пред- сказательной функцией. Объяснение – раскрытие закономерностей, лежащих в основании явления. Объяснение может быть: – атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предме- та, без которого предмет не может существовать; – субстанциальным, когда объективная реальность выступает в ас- пекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многооб- разия явлений природы и истории, включая человека и его сознание; – генетическим, когда используется способ исследования при- родных и социальных явлений, основанный на анализе их развития; 62 – структурным – при данной форме объяснения в научной теории осуществляется переход от описания к объяснению, переход от од- них структурных уровней к другим, более глубоким. Объяснения делятся на: объяснения через собственный закон и объяснения с помощью моделирования. Объяснение тесно связано с описанием – этапом научного иссле- дования, состоящем в фиксировании данных эксперимента или на- блюдения в помощью определенных систем, принятых в науке. 8. Динамика научного знания: модели роста. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания Важной характеристикой научного знания является его динамика, т. е. его рост, изменение, развитие. Развитие знания – сложный диа- лектический процесс, включающий качественно-различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение: от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неоклассической и далее к постклассической, от незнания к знанию, от неглубокого, неполного знания к более глубокому и совершенному. В западной философии науки второй половины XX в. проблема роста, развития знания является центральной и представлена в эво- люционной эпистемологии и постпозитивизма. Эволюционная эпистемология – выявление генезиса и этапов разви- тия познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе, в частно- сти построение на этой основе теории эволюции одной науки. Модель развития науки на основе общей теории физической эволюции (сходст- во механизмов развития, действующих в живой природе и познании). Динамика научного знания может быть представлена как процесс формирования первичных теоретических моделей и законов. И. Лакатос – программа троякого рода – Евклидова программа, эмпиристская и идуктивистская (организация знания как дедуктив- ной системы). Евклидова программа – все можно дедуктировать из великого множества тривиальных высказываний (состоящих только из терми- нов); работает только с истинными суждениями. Эмпиристская программа строится на основе базовых положе- ний, имеющих эмпирический характер. Индуктивистская программа – принцип ретрансляции истины. Опровергнута Поппером (доказал, что снизу не может идти даже частичная передача истины и знания). 63 В истории науки существует два подхода к анализу динамики, развития научного знания, механизмов этого развития. Куммулятивизм → развитие знания путем постепенного добав- ления новых положений (постепенное умножение числа накоплен- ных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов). Антикуммулятивизм → (в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых и сохраняющихся компонентов). Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. 9. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Становление развитой научной теории Модели играют большую роль в научно-теоретическом познании. Они позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, не доступные для непосредственного восприятия: например, модель атома, модель Вселенной, модель генома человека и прочие. Теоре- тические модели отражают строение, свойства и поведение реаль- ных объектов. Построение научной модели является результатом взаимодействия субъекта научно-познавательной деятельности с ре- альностью. Западный философ И. Лакатос отмечал, что процесс формирова- ния первичных теоретических моделей может опираться на про- граммы троякого рода: во-первых, – это система Евклида (Евклидова программа), во-вторых, эмпиристская программа и, в-третьих, ин- дуктивистская программа. Все три программы исходят из организа- ции знания как дедуктивной системы. Евклидианскую программу, которая предполагает, что все можно дедуцировать из конечного множества тривиальных истинных высказываний, состоящих только из терминов с тривиальной смысловой нагрузкой, принято называть программой тривиализации знания. Данная программа содержит сугубо истинные суждения, но она не работает ни с предположения- ми, ни с опровержениями. Знание как истина вводится на верхушку теории и без какой-либо деформации «стекает» от терминов-прими- тивов к определяемым терминам. В отличие от Евклидовой, эмпи- ристская программа строится на основе базовых положений, имеющих общеизвестный эмпирический характер. Эмпиристы не могут допу- стить иного введения смысла, чем снизу теории. Если эти положения оказываются ложными, то данная оценка проникает вверх по каналам дедукции и наполняет всю систему. Следовательно, эмпиристская 64 теория предположительна и фальсифицируема. И если евклидиан- ская теория располагает истину наверху и освещает ее естественным светом разума, то эмпиристская – располагает ее внизу и освещает светом опыта. Но обе программы опираются на интуицию. Возник- новение индуктивистской программы было связано с темными до- коперниканскими временами Просвещения, когда опровержение счи- талось неприличным, а догадки презирались. Индуктивная логика была заменена вероятностной логикой. Окончательный удар по индуктивизму был нанесен Поппером, который показал, что снизу вверх не может идти даже частичная пе- редача истины и значения. По мнению академика В. С. Степина, «главная особенность тео- ретических схем состоит в том, что они не являются результатом чисто дедуктивного обобщения опыта». В развитой науке теоретиче- ские схемы вначале строятся как гипотетические модели с использо- ванием ранее сформулированных абстрактных объектов. На ранних стадиях научного исследования конструкты теоретических моделей создаются путем непосредственной схематизации опыта. Важными характеристиками теоретической модели являются ее структурность, а также возможность переноса абстрактных объектов из других областей знания. По Лакатосу, к основным структурным единицам следует причис- лять жесткое ядро, пояс защитных гипотез, положительную и отрица- тельную эвристику. Отрицательная эвристика запрещает применять опровержения к жесткому ядру программы. Теоретические объекты передают смысл таких понятий, как «идеальный газ», «абсолютное черное тело», «точка», «сила», « окружность», «отрезок» и прочие. В реальности не существует изолированных систем, которые бы не испытывали никаких воздействий, поэтому вся классическая ме- ханика, ориентированная на закрытые системы, построена с помощью теоретических конструктов. Понятие «закон» указывает на наличие внутренне необходимых, устойчивых и повторяющихся связей между событиями и состояниями объектов. Закон отражает объективно существующие взаимодействия в природе и в этом смысле понимается как природная закономерность. Законы науки, направленные на отражение природной закономерно- сти, формулируются с использованием искусственных языков своей дисциплинарной области. Законы, выработанные человеческим со- обществом как нормы человеческого сосуществования, значительно 65 отличаются от законов естественных наук и имеют, как правило, конвенциальный характер. Выделяют «вероятностные» (статистические) законы, основан- ные на вероятностных гипотезах относительно взаимодействия большого числа элементов, и «динамические» законы, т. е. законы в форме универсальных условий. Законы науки отражают наиболее общие и глубинные природные и социальные взаимодействия, они стремятся к адекватному отображению закономерностей природы. Однако сама мера адекватности и то, что законы науки есть обобщения, которые изменчивы и подвержены опровержению, вызывает к жизни весьма острую философско-методологическую проблему о природе законов. Неслучайно Кеплер и Коперник понимали законы науки как гипотезы. Кант вообще был уверен, что законы не извлекаются из природы, а предписываются ей. Формирование законов предполага- ет, что обоснованная экспериментально или эмпирически гипоте- тическая модель имеет возможность для превращения в схему. Причем теоретические схемы вводятся вначале как гипотетические конструкции, но затем они адаптируются к определенной совокуп- ности экспериментов и в этом процессе обосновываются как обоб- щение опыта. Затем должен следовать этап ее применения к качест- венному многообразию вещей, т. е. ее качественное расширение. И лишь после этого – этап количественного математического оформле- ния в виде уравнения или формулы, что и знаменует собой фазу по- явления закона. Итак, модель – схема – качественные и количест- венные расширения – метаматизация – формулировка закона – вот апробированная наукой цепочка. На всех без исключения стадиях научного исследования реально осуществляется как корректировка самих абстрактных объектов, так и их теоретических схем, а также их количественных математических формализации. |