Философия. Учебнометодическое пособие ЙошкарОла, 2017
Скачать 1.85 Mb.
|
2. Социальная ответственность ученого и объективная логика развития научного знания Примечательная особенность развития этики науки в последние десятилетия состоит в том, что это развитие не просто сопровожда- ется острейшими дискуссиями, но, более того, можно сказать, что такие дискуссии являются формой ее существования. Одна из таких дискуссионных тем – основания и границы социальной ответствен- ности ученых. Толкование проблем социальной ответственности в существен- ной мере определяется пониманием природы науки и научного по- знания. Например, наука может рассматриваться только как сло- жившаяся к данному моменту система соответствующим образом обоснованных знаний без учета всех тех человеческих и социальных взаимодействий, в которые вступают люди по поводу создания и при- менения этих знаний. В таком случае отдельный ученый выступает лишь как безликий агент, через посредство которого действует объек- тивная логика развития науки. Этот агент – познающий субъект – осуществляет познавательное отношение к действительности, что предполагает с его стороны «чистое», совершенно не заинтересо- ванное и бесстрастное изучение познаваемого объекта. Всякое же проявление личностных, субъективных качеств исследователя по- нимается при этом исключительно как источник помех и ошибок. Понятие «чистого» познавательного отношения является абстрак- цией, позволяющей выделять и изучать отдельные стороны научного познания, и, как всякая абстракция, оно может давать лишь односто- роннее представление о рассматриваемом объекте. Смысл абстракции в том, что она позволяет при анализе познавательной деятельности от- влечься от ценностных, и в том числе от этических, моментов этой дея- тельности. Благодаря этому мы получаем упрощенную картину науки, которую можно сравнить с проекцией объемной фигуры на плоскость. 83 Если, однако, абстракция познавательного отношения начинает применяться за пределами сферы своей обоснованности, если она мыслится по сути дела как выражение специфики научного позна- ния, то мы, естественно, лишаемся оснований апеллировать при рас- смотрении науки к моральным критериям. Очевидно, при таком понимании науки вопрос о социальной ответственности ученого в значительной степени снимается – место социальной ответствен- ности занимает та самая объективная логика развития, т. е. развер- тывание безличного познавательного отношения. Эта логика ока- зывается неким неумолимым и слепым механизмом, однозначно детерминирующим познавательную деятельность ученого. 3. Ценности научного знания На первый взгляд, наука свободна от ценностей. Но нередко счи- тается, что для науки нет запретных тем, а естественные и техниче- ские науки не могут оцениваться с ценностных позиции «плохо» или «хорошо», «добро» или «зло». Идея о науке, которая свободна от ценностей, сформировалась в Новое время. Именно тогда сложилось мнение о том, что наука носит беспристрастный, нейтральный по отношению к ценностям характер. В современных условиях становится актуальной проблема нега- тивного воздействия науки и научных достижений на окружающую среду и на самого человека. Возникает вопрос «Наука для человека или наука против человека?». Поэтому современные ученые и фило- софы науки критикуют идею отсутствия в естествознании проблемы ценностей. Науку делают люди, и они неизбежно привносят в нее те или иные ценности. Следовательно, в науке прошлого ценность исключается из науки. В современной науке проблема ценности становится актуальной частью научного знания. Исследованием ценностей занимается спе- циальная философская дисциплина – аксиология. Она анализирует такие ценностные понятия, как добро и зло, прекрасное и безобраз- ное, справедливое и несправедливое, полезное и вредное. Современные ученые пришли к выводу, что данные понятия при- менимы не только к гуманитарным наукам (психология, педагогика), но также к естественным и техническим наукам. Применительно к науке ценности можно разделить на две группы: 1) внутринаучные когнитивные (познавательные); 2) социальные. Когнитивные ценности являются составной частью познаватель- ного процесса. 84 К когнитивным относят следующие ценности: новое знание; объясняющий потенциал науки; способность к предвидению, пред- сказанию; опора на факты; возможность непротиворечивых выво- дов. Они являются основанием консолидации ученых в научном сообществе. Они не являются постоянными, видоизменяются в зави- симости от новых открытий науки (особенно открытий революционно- го типа). Так, ценностью классической науки было утверждение, что возможно мыслить субъект познания в отрыве от познаваемого объекта и от средств познания. Для неклассической науки и особенно пост- неклассической науки характерно мнение, что имеет место зависи- мость познаваемого объекта и результата познания от наблюдателя, а также от измерительных приборов. Социальные ценности воплощены в законах общества, постанов- лениях правительства, перспективных программах развития. К числу социальных можно отнести следующие ценности: свобо- да; право собственности (личной и частной); равноправие граждан; стабильность общества; способность к развитию и прогрессу. Также можно выделить ценности благополучия, признания и ува- жения. Социальные ценности направлены на то, чтобы обеспечить эффек- тивность жизнедеятельности общества. На рубеже ХХ–ХХI вв. этические ценности в науке приобрели особенно актуальный смысл, возникла этика. Она изучает комплекс правил, ценностей, которые считаются обязательными для современ- ного ученого. 4. Социальная ответственность ученого и социально-политический контекст. Проблема ограничения свободы научных исследований Свобода научных исследований – одна из очень значимых ценно- стей современной цивилизации, утвердившаяся в таком высоком статусе в ходе длительного и трудного процесса институционализа- ции науки. В Конституции России содержится норма, гарантирую- щая свободу научного поиска. Ограничение этой свободы в каждом случае должно не только специально обосновываться, но и вводить- ся законодательным путем. Социальная ответственность – ответственность отдельного уче- ного и научного сообщества перед обществом. Первостепенное зна- чение при этом имеет безопасность применения тех технологий, ко- торые создаются на основе достижений науки, предотвращение или 85 минимизация возможных негативных последствий их применения, обеспечение безопасного как для испытуемых, так и для остального населения и для окружающей среды проведения исследований. Наряду с этим понятие социальной ответственности включает про- ведение исследований и экспертиз, направленных на решение стоя- щих перед обществом проблем. Существует широкий диапазон мнений о возможности и желатель- ности регулирования исследований с тем, чтобы при их проведении соблюдались определенные этические нормы. Таким образом, сво- бода исследований рассматривается не как абсолютное право, а как то, что должно быть связано с определенными ограничениями и с от- ветственностью ученых перед обществом. А это значит, что и дилемма «свобода исследований или социальная ответственность» оказывается некорректной – ни один из членов оппозиции не исключает другого. 5. Новые этические проблемы науки в конце XX – начале XXI столетий Наука в настоящее время изучает объекты, неразрывной частью которых является сам человек. Создается непосредственная угроза не только здоровью человека, но и самому существованию человека. Первыми с подобного рода проблемами столкнулись физики-ядер- щики. Например, А. Эйнштейн призывал отказаться от использова- ния атомного оружия. Сегодня актуальными являются проблемы, связанные с развитием биологии, генетики, медицины и психологии. В частности, в области биологии этическое значение имеют выводы, которые вытекают из биологической трактовки человека. Ряд биологов считает врожден- ными такие качества и действия человека, как склонность к насилию, агрессии, карьере, к власти, к враждебности и войне. Традиционно считалось, что данные качества носят социальный характер, а ряд со- временных биологов настаивает на их генетической обусловленности. Этически нагруженными являются выводы генетики о влиянии биологических различий между полами на умственную деятель- ность, а также выводы о зависимости интеллектуальных способно- стей людей от их расовой принадлежности. На стыке биологии и медицины возникают проблемы биоэтики. Имеют этический оттенок такие достижения медицины, как возмож- ность контроля пола будущего ребенка, замены пораженных органов и тканей, возможность влияния на психику человека с помощью нейролингвистического программирования. 86 Этическая проблематика в современной науке стала особенно актуальной в связи с клонированием. Клонирование – это процесс, предполагающий создание существ, генетически тождественных родителям. Возможность клонирования начала обсуждаться еще в 60-е гг. ХХ в. Однако реальное клонирование произошло в Англии в 90 гг. ХХ в. В результате ученые в настоящее время вплотную по- дошли к возможности клонирования человека. Но во многих стра- нах, включая Россию, клонирование человека запрещено законом. Осуждает эксперименты по клонированию человека также христиан- ская церковь, считая, что клонированный человек будет лишен души. 6. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях Чем выше уровень технологического производства и всей человече- ской деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно, должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного разви- тия. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармони- чески сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение тех- никой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями. Ученый обязан прислушиваться не только к голосу других уче- ных и технических специалистов и голосу собственной совести, но и к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ, жизни людей, затронуть памят- ники культуры, нарушить равновесие природной среды и так далее. Когда влияние научной деятельности становится глобальным, ее ре- шения перестают быть узкопрофессиональным делом, становятся предметом всеобщего обсуждения, а иногда и осуждения. И хотя науч- но-техническая разработка остается делом специалистов, принятие решения такого рода проектам – прерогатива общества. Изначальная цель научной деятельности – служить человеку, удовлетворению его потребностей и нужд. Однако современная техника часто употреб- ляется во вред человеку и даже человечеству в целом. Это относится не только к использованию техники для целенаправ- ленного уничтожения людей, но также к повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Если инженер и проектировщик не предусмотрели того, что, наряду с точными экономическими и четкими техническими требованиями эксплуатации, должны быть 87 соблюдены также и требования безопасного, бесшумного, удобного, экологического применения инженерных устройств, то из средства служения людям техника может стать враждебной, человеку и даже подвергнуть опасности само его существование на Земле. Эта осо- бенность современной ситуации выдвигает на первый план пробле- му этики и социальной ответственности ученого-теоретика и прак- тика перед обществом и отдельными людьми. Проблемы негативных социальных и других последствий техни- ки, проблемы этического самоопределения ученого-инженера воз- никли с самого момента появления инженерной профессии. Сегодня человечество находится в принципиально новой ситуации – невни- мания. Проблема последствий внедрения новой техники и техноло- гии может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации и земной биосферы. Такие последствия развития атомной энергетики, как последствия чернобыльской катастрофы, не всегда возможно предсказать. Но необходимо хотя бы пытаться это сделать по отношению к новым проектам, проводить соответ- ствующие исследования, выслушивать мнения оппозиционеров еще до принятия окончательного решения, создать правовые механизмы, регулирующие все эти вопросы. 7. Экологическая этика и ее философские основания. Моральная оценка научно-технического прогресса Экологическая этика представляет собой особую часть общего этического учения, которая исследует моральные нормы и нрав- ственные принципы поведения людей, направленные на сохранение и восстановление окружающей природной среды. Возникновение экологической этики было вызвано растущими технологическими перегрузками на биосферу, которые с особой силой стали ощущать- ся в период начавшегося постиндустриального развития. Если рань- ше, в доиндустриальном обществе человек, по словам известного философа-гуманиста А. Швейцера, испытывал благоговение перед жизнью, то с появлением индустриального общества и дальнейшим техническим прогрессом гармонические отношения между обще- ством и природой все больше нарушались и, в конце концов, приве- ли к глубокому экологическому кризису. По мнению многих экологов, глубокая причина этого кризиса за- ключается в доминировании прежнего антропоцентристского взгляда на мир, согласно которому человек объявлялся центром мироздания и властелином природы, который мог ее нещадно эксплуатировать, 88 поэтому выход из экологического кризиса должен состоять в реши- тельном отказе от такой позиции и установлении гармонических отношений с природой, начиная от производственной деятельности и кончая сознанием. Новые экологические императивы по отношению к современному обществу ясно выразил один из теоретиков системного подхода Эрвин Ласло, который заявил, что «мы нуждаемся в новой морали, в новой этике, которая основывалась бы не столько на индивиду- альных ценностях, сколько на необходимых требованиях адаптации человечества как глобальной системы к окружающей природе. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естествен- ным системам». Как своим происхождением, так и особенно обосно- ванием экологическая этика обязана новым философско-мировоз- зренческим принципам глобального эволюционизма, опирающимся на системный подход к изучению мира и парадигму самоорганиза- ции в процессе его эволюции. 8. Глобальные проблемы человечества: этическое осмысление Успешный поиск ответов является необходимой предпосылкой сохранения нормальной среды, помогающей выжить человечеству и решить основные глобальные проблемы современности. Основная функция и, наверное, высшая миссия философии, а также главная ценность для общества состоит, таким образом, в ее антропологиче- ском предназначении. Она должна содействовать тому, чтобы чело- век укоренился в окружающем мире не только как сознательное, но и как разумное и моральное существо. В настоящее время, когда возникает столько серьезных вопросов, связанных с охраной окружающей среды, войнами, распространени- ем оружия массового поражения, голодом и преодолением бедности, философия имеет особое предназначение. Она должна продемон- стрировать, насколько опасно утилитарное отношение к природе. Она делает анализ того, где проходит граница этого прагматизма. Она также призвана показать нам альтернативу, которая смогла бы и дальше вести человеческую цивилизацию по пути прогресса, и в то же время не погубить планету. Сейчас, на переломе тысячелетий, нет ничего более актуального, чем сохранить жизнь на Земле, а также про- тивостоять глобальной катастрофе человечества. Ведь философия обладает моральными принципами, которых часто лишены есте- ственно-математические науки. Современные мыслители не могут 89 абстрагироваться от возможного апокалипсиса. Глобальные пробле- мы современности должны заставить философию вновь сделаться «учительницей жизни», как в античные времена. Философия осмысливает стратегические пути дальнейшего суще- ствования человечества, пытаясь преодолеть глобальные проблемы современности. Политика же часто создает их. Философия – если сравнивать ее с оружием – обладает зарядом гуманитарного дальнего действия. Разве мы можем сказать то же самое о политике? Она на на- ших глазах порождает гуманитарные катастрофы, поскольку пред- ставляет интересы групп людей, устремленных к абсолютной власти. Важно также сделать ударение на том, что и в аспекте развития лич- ности ценность философии не менее значима. Ведь она пробуждает у человека творческий, конструктивный порыв – основу общественной практики и прогресса в будущем. Она воспитывает поколения, способ- ные справиться с искушениями наживы и тотального контроля и начать думать о будущем нашей планеты. Глобальные проблемы современ- ности не могут быть решены, если у человека не будет устремления к новым горизонтам своего сознания, представлений о возможной картине мира. Недаром Платон в диалоге «Тимей» расценил филосо- фию как подарок богов, лучше которого ничего и быть не может. Лекция 7. Основные черты и тенденции развития современной науки План 1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. 2. Понятие синергетики. Освоение саморазвивающихся синерге- тических систем и новые стратегии научного поиска. 3. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. 1. Главные характеристики современной, постнеклассической науки Постнеклассическая наука – современный этап становления науки, начавшийся в 70-х гг. XX века. Автором концепции является академик В. С. Степин. Одной из черт нового этапа становится междисципли- нарность, обслуживание утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма. Характерным при- мером постнеклассической науки мыслится синергетика, изучающая процессы самоорганизации. 90 Главные характеристики: 1. Широкое распространение идей и методов синергетики – тео- рии самоорганизации и развития сложных систем любой природы. 2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходи- мости глобального всестороннего взгляда на мир. 3. Укрепление и все более широкое применение идеи коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Понятие коэволюции охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов – глобальный эволюцио- низм. 4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. 5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках. 6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, од- носторонности любой методологии – в том числе рационалистиче- ской включая диалектико-материалистическую. 7. Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса – логического, понятийного компо- нента и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума. 8. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. 9. Внедрение времени во все науки, все более широкое распро- странение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки). Не только жизнь, но и Вселенная в целом имеет историю, и это обстоятельство влечет за собой важные следствия». Главное из них – необходимость перехода к высшей форме мышления – диалектике как логике и теории познания. 10. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличиваю- щийся уровень их абстрактности и сложности (появляются все чаще сложные, дорогостоящие приборные комплексы, которые обслужи- вают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства). 11. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяю- щих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. |