Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Связь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки

  • 4. Этические связи научного сообщества: недопустимость плагиата

  • ХХI век и интегративные процессы в гуманитарном и естественнонаучном знании План

  • 1. Этические проблемы науки в XXI в. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентаций техногенной цивилизации

  • 2. Сциентизм и антисциентизм

  • Философия. Учебнометодическое пособие ЙошкарОла, 2017


    Скачать 1.85 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие ЙошкарОла, 2017
    АнкорФилософия
    Дата14.12.2022
    Размер1.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаobidina_philosofia.pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #844453
    страница11 из 21
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21
    2. Понятие синергетики.
    Освоение саморазвивающихся синергетических систем
    и новые стратегии научного поиска
    Синергетика (с древнегреч. – содействие, соучастие) – теория са- моорганизации, сделавшей своим предметом выявление наиболее общих закономерностей спонтанного структурогенеза.
    Синергетика фокусирует внимание на таких ситуациях, в кото- рых структуры или функции систем переживают драматические из- менения на уровне макромасштабов. В частности, синергетику особо интересует вопрос о том, как именно подсистемы или части производят изменения, всецело обусловленные процессами самоорганизации.
    Саморазвивающиеся системы находят внутренние формы адап- тации к окружающей среде. Неравновесные условия вызывают эф- фект корпоративного поведения элементов, которые в равновесных условиях вели себя независимо и автономно. В ситуациях отсутст- вия равновесия согласованность элементов системы, в значительной мере возрастает. Определенное количество или ансамбль молекул демонстрирует когерентное поведение, которое оценивается как сложное.
    Синергетические системы на уровне абиотического существо- вания (неорганической, косной материи) образуют упорядоченные пространственные структуры; на уровне одноклеточных организмов взаимодействуют посредством сигналов; на уровне многоклеточных осуществляется многообразное кооперирование в процессе их функ- ционирования. Идентификация биологической системы опирается на наличие кооперативных зависимостей. Работа головного мозга оценивается как «шедевр кооперирования клеток».
    В связи с необходимостью освоения самоорганизующихся синер- гетических систем опираются на конструктивное приращение зна- ний в теории направленного беспорядка, которая связана с изуче- нием специфики и типов взаимосвязи процессов структурирования и хаоса. Попытки осмысления понятий «порядок» и «хаос» основаны на классификации хаоса, который может быть простым, сложным, детерминированным, узкополосным, крупномасштабным, динамичным

    92 и так далее. Самый простой вид хаоса – «Маломерный» – встречается в науке и технике и поддается описанию с помощью детерминиро- ванных систем; отличается сложным временным, но весьма простым пространственным поведением. «Многомерный» хаос сопровождает нерегулярное поведение нелинейных сред. «Детерминированный» хаос подразумевает поведение нелинейных систем, которое описы- вается уравнениями без стохастических источников, с регулярными начальными и граничными условиями.
    Новая стратегия научного поиска предполагает учет принци- пиальной неоднозначности поведения систем и составляющих их элементов, возможность перескока с одной траектории на другую и утраты системной памяти, когда система, забыв свои прошлые со- стояния, действует спонтанно и непредсказуемо. В критических точках направленных изменений возможен эффект ответвлений, допускаю- щий в перспективе функционирования таких систем многочислен- ные комбинации их эволюционирования.
    Для современной синергетики характерно различение двух эво- люционных ветвей развития: организмической и неорганической.
    Мир живого подтверждает уникальную способность производства упорядоченных форм, как бы следуя принципу «порядок из порядка».
    Стремлением косной материи является приближение к хаосу, увели- чение энтропии с последующим структурогенезом. Основу точных физических законов составляет атомная неупорядоченность. Главной эволюционной особенностью живого является минимальный рост энтропии. Из теоремы о минимуме производства энтропии следует, что когда условия мешают системе перейти в состояние равновесия, она переходит в состояние энтропии, которое настолько близко к равновесию, насколько это позволяют обстоятельства.
    3. Глобальный эволюционизм и современная
    научная картина мира. Связь социальных и внутринаучных
    ценностей как условие современного развития науки
    Глобальный эволюционизм – это интегративное исследователь- ское направление, учитывающее динамику развития неорганичес- кого, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой.
    Глобальный эволюционизм включает 4 типа эволюции: космиче- скую, химическую, социальную, биологическую – объединяя их ге- нетической и структурной преемственностью.

    93
    Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и техники одной из целей гло- бального эволюционизма является потребность интегрировать есте- ственнонаучное, обществоведческое, гуманитарное и техническое зна- ние, т. е. глобальный эволюционизм претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего научные, методологические и фи- лософские основания. Появление синергетики также свидетельствует
    о поиске глобальных и общеэволюционных закономерностей, универ-
    сально объединяющих развитие систем различной природы.
    По мнению В. С. Степина и Л. Ф. Касавиной, обоснованию гло- бального эволюционизма способствовали три важнейших современ- ных научных подхода: теория нестационарной Вселенной, концепция биосферы и ноосферы, а также идеи синергетики. Эволюционные процессы космоса, звездных групп скоплений и галактик, которые изучаются астрономией, носят вероятностный характер. Они описы- ваются на языке статистических закономерностей. К эволюции звезд и планет применимы динамические законы. В эволюции живого важ- ным постулатом является утверждение о случайном характере мутаций, о том, что природа не знает своих конечных состояний. Антропный принцип фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселен- ной и возможностью возникновения в ней жизни. Принципиальную важность имело обстоятельство, свидетельствующее о совпадении численной взаимосвязи параметров микромира: заряда электрона, размера нуклона, постоянной Планка и глобальных характеристик мегагалактики, ее массы, времени существования, размера. Свойст- ва нашей Вселенной обусловлены наличием фундаментальных фи- зических констант, при небольшом изменении которых структура
    Вселенной была бы отличной от существующей.
    Человечество как продукт естественной эволюции подчиняется ее основным законам. Этап медленного, постепенного изменения общества назван эволюцией социальной. Причем изменения, проис- ходящие в обществе, осуществляются не одновременно и носят раз- нонаправленный характер. Ученые отмечают, что процесс эволюции происходит сначала в популяции, а затем захватывает этнос.
    Исследованием ценностей занимается аксиология.
    Ценности – это специфические социальные характеристики объ- ектов, выявляющие их положительное значение для человека и об- щества.
    Социальные ценности существуют на уровне общества в целом.

    94
    Классификация социальных ценностей:
    • материальные (человеческие потребности в пище, жилье, одежде, стремление к благополучию);
    • духовные: научные (истина), эстетические (красота), нравствен- ные (добро, справедливость), религиозные.
    Внутринаучные ценности – образцы описания, объяснения, научно- го доказательства.
    1. Методологические идеалы, нормы, господствующие в науке па- радигмы и исследовательские программы:
    – математический идеал научности (Эвклид, Декарт). Из исходных аксиом осуществляется дедуктивное выведение логических следст- вий. Критерии: строгость, непротиворечивость, полнота, доказатель- ность, непреложность выводов;
    – физический идеал научности (Ньютон, Бэкон): адекватное опи- сание и объяснение с опорой на эксперимент, а также с использова- нием логико-математического аппарата. Теория строится с помощью гипотетико-дедуктивного метода;
    – гуманитарный идеал научности. Социальное познание осуществ- ляется сквозь призму ценностей и норм. Субъект гуманитарного позна- ния включен в систему общественных отношений, которые он изучает.
    2. Методика проведения эксперимента. Возрастает роль матема- тического моделирования и статистическо-вероятностных методов.
    3. Оценка результатов научной деятельности. Критерии: логиче- ская доказуемость, экспериментальная проверяемость.
    4. Этические связи научного сообщества:
    недопустимость плагиата
    Социальные и внутринаучные ценности диалектически связаны между собой.
    Гармоничное развитие науки может быть достигнуто лишь тогда, когда учитываются как потребности общества, так и ценности самой науки. Сторонники экстернализма, или воздействия внешних факто- ров на науку, считают, что движущими силами научного прогресса служат потребности общества, ибо именно оно ставит определенные цели перед наукой. Основной недостаток такого взгляда состоит в недооценке относительной самостоятельности развития науки, которая выражается в преемственности ее идей, в сохранении всего твердо обоснованного научного знания, а также в его обобщении и развитии, поэтому интерналисты подчеркивают решающую роль именно внутринаучных ценностей. Может даже показаться, что наука

    95 развивается чисто логически путем обобщения, экстраполяции и спе- цификации уже известных понятий и теорий. С ростом теоретиче- ского уровня исследования своих объектов наука приобретает все большую относительную самостоятельность развития. Тем не менее отрыв науки от реального мира и от многообразных связей с други- ми сферами культуры, в конечном счете, приводит к ее стагнации и вырождению. Вот почему, несмотря на всю важность внутринауч- ных ценностей науки, никогда не следует забывать о том, что наука должна служить обществу.
    Пересечение социальных и внутринаучных ценностей хорошо показано К. Поппером. Идея демаркации – разделения науки и ненауки, проведенная им в эпистемологии, имела эффект, далеко выходящий за рамки сугубо научного познания. Центральная в эпистемологии
    Поппера идея фальсификации, выступающая в роли критерия научно- сти (то, что может быть опровержимо в принципе – научно, а то, что нет, – догма), потребовала самокоррекции от общественного организма.
    Лекция 8. ХХI век и интегративные процессы
    в гуманитарном и естественнонаучном знании
    План
    1. Этические проблемы науки в XXI в. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентаций техногенной цивилизации.
    2. Сциентизм и антисциентизм.
    3. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.
    4. Экологическая этика и ее философские основания.
    5. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
    1. Этические проблемы науки в XXI в.
    Постнеклассическая наука и изменение
    мировоззренческих ориентаций техногенной цивилизации
    Современная наука – очень сложный и динамичный фактор об- щественного развития. Наука делает открытия, рождает новые гипо- тезы и теории, совершенствует методы и технологии. Современная наука раздвигает свои горизонты и увеличивает темпы научно-тех- нического прогресса.
    Существует известный парадокс познания: чем больше мы знаем, тем шире область непознаваемого. Наука никогда не стремилась превратить свои знания в догмы и всегда исходила из установки, что любая научная теория, какой бы неопровержимой она ни казалась,

    96 может быть изменена в связи с изучением еще непознанных явле- ний. Современная наука вышла в область познания микромира и мегамира, достигла таких границ, которые требуют расширения области рационального мировосприятия и общепризнанных теорий.
    Являясь сложноорганизованным объектом, современная наука предполагает как дифференциацию, так и интеграцию различных научных дисциплин, поэтому одно из важных изменений мировоз- зренческих ориентации ее связано с направленностью на целостное
    обобщение имеющейся системы многообразных областей знания.
    Наука направлена на глубинное постижение объективного мира, по- этому важной мировоззренческой ориентацией остается стремление
    к созданию единой общенаучной картины мира, включающей в себя противоречивое объяснение многообразных явлений действительно- сти, в том числе и паранаучных. Узкоспециализированный подход важен лишь в синтезе научных знаний.
    Наука подразделяется на науку переднего края, опирающуюся на сенсационные открытия и гипотезы, и академическую, «нормаль- ную» науку, развивающуюся на принятых основоположениях.
    Существует также подразделение науки на официальную и «народ- ную», т. е. этнонауку, уходящую своими корнями в особенность специфического мировосприятия этноса, его обычаев и традиций.
    Она транслируется, как правило, от наставника к ученику в бес- письменной форме, связана с рецептурными предписаниями, знани- ем знахарей, целителей и прочим. Говорят о науке восточной в про- тивовес науке западной, о науке классического образца, в центре которой идеалы детерминизма, и науке, учитывающей индетерми- нистские факторы и статистические закономерности. Многообразные образы науки рождают специфическую мировоззренческую ориента- цию современного человека, предполагающую опору на плюрализм и построение альтернативных сценариев возможного развития.
    Важной мировоззренческой ориентацией современной науки ста- новится установка на ее парадигмальный характер. Так, для науки клас- сического типа, царившей в XVII–XIX вв., была характерна норма социокультурной автономии научного знания, которая диктовала требования максимально возможных ограничений и ограждений науки от влияния культуры.
    Для мировоззренческих ориентаций современной, постнекласси- ческой стадии науки характерно упразднение ее социокультурной автономии и принятие идеи социокультурной обусловленности науки.

    97
    Идеалом постнеклассической стадии науки является междисципли- нарный подход синергетики, объединяющий строгие математиче- ские и физические модели постижения действительности с наукой об обществе. Мир предстает как неравновесная, динамическая, сложнорегулируемая система, во многом зависимая от деятельности человечества. Это предполагает и нацеливает на учет феномена об- ратной связи и особой роли активности субъекта в познании.
    Сам субъект познания мыслится как коллектив, состоящий из специалистов разных дисциплинарных областей. Современные ми- ровоззренческие установки, опираясь на развитие квантовой физики, релятивистской космологии, а также генетики, предполагают новый взгляд и переосмысление таких категорий, как необходимость и слу- чайность, причина и следствие, часть и целое. Современная наука демонстрирует несводимость состояния целого к сумме состояний его частей. Причинность мыслится как система вероятностных взаи- модействий, а случай определяется как «Его Величество случай».
    Современная наука ведет к переосмыслению значения эксперимен- та как многократно повторяющего серии одних и тех же результа- тов. Принципиально изменяется стратегия экспериментирования.
    Применительно к развивающимся нестабильным системам экспери- мент, основанный на энергетическом взаимодействии с такой системой, не позволяет воспроизвести одни и те же ее состояния. Необрати- мость процессов развития не обеспечивает возможности воссоздания начальных состояний системы до ее участия в эксперименте. Особую роль приобретает экспериментирование при помощи ЭВМ, позволяю- щее вычислить разнообразие возможных структур и состояний, ко- торые может породить данная система. Изменение мировоззренческих ориентации происходит под влиянием изучения наукой таких сложных природных комплексов, в функционирование которых включен сам человек, т. е. «человекоразмерных» систем. К их числу относят ме- дико-биологические объекты, объекты экологии, объекты биотехно- логии, генной инженерии, системы «человек – машина», сложные ин- формационные комплексы, системы искусственного интеллекта.
    Изучение этих объектов показывает огромную роль системы гума- нистических принципов и ценностей, так как преобразование «челове- коразмерных» систем сталкивается с огромным числом запретов и ог- раничений. Недопустимы стратегии, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия. Это обуславливает формирование ми- ровоззренческой установки, связанной с требованием личностной

    98
    социокультурной направленности научного познания. В определении приоритетов научного исследования огромное место принадлежит экономическим и социально-политическим целям и задачам.
    Мировоззренческие ориентации, рожденные современной наукой, не отличаются простотой и однозначностью, они нацелены на дина- мичное восприятие мира. Утвердившаяся в науке концепция глобаль- ного эволюционизма предписывает воспринимать действительность и с точки зрения системности, и с точки зрения эволюционирования объектов любого рода. Универсальность процессов эволюции рас- пространяется на огромное многообразие процессов, происходящих в окружающем мире, начиная от неорганической материи и кончая органическими и социальными системами. Выбор эволюционно при- годных состояний идет в направлении от наименее вероятностного к наиболее вероятностному состоянию, в ситуации, когда из всего мыслимо возможного отбирается наиболее адаптивно возможное.
    Все неравновесные динамические системы в природе подразделяют- ся на два семейства: консервативные и диссипативные. Консервативная система связана с принципиальным свойством сохранения. Оно ука- зывает на существование некоей основы или субстанции, существую- щей неизменно, несмотря на многообразные обменные процессы, происходящие между системой, ее частями и внешней средой. Консер- вативные системы сохраняют качество перманентности. Примером осмысления такого рода систем могут быть как воззрения древних, например, Фалеса о первоначале воды или Платона о порождающей мощи идей, так и теоретические аналоги, содержащиеся в классической механике Ньютона (его законы, свидетельствующие о постоянстве вза- имодействий, сил ускорения, противодействия, земного притяжения).
    2. Сциентизм и антисциентизм
    В современной культуре отчетливо проявила себя дилемма:
    сциентизм – антисциентизм, что имеет непосредственное отноше- ние к проблеме соотношения науки и искусства.
    Сциентизм сложился в рамках позитивистской традиции и представ- ляет собой мировоззренческую позицию, согласно которой конкретно- научное знание в наличной совокупности его результатов и способов их получения является наивысшей культурной ценностью и достаточ- ным условием мировоззренческой ориентации человека. Для сциен- тизма характерно преувеличение роли науки в познании окружаю- щего мира и человека, объявление ее вершиной развития культуры, убеждение в ненужности других сфер культуры (О. Конт), т. к. наука,

    99 согласно этому направлению, более успешно выполняет все культур- ные функции многообразного духовного мира человечества.
    Противоположным сциентизму направлением мировоззренческой ориентации является антисциентизм, основанный на недоверии к возможностям науки и разума, на критике научных методов позна- ния. Предпочтение здесь отдается вненаучным средствам освоения бытия, особенно мифу, символу, искусству. Антисциентистское на- правление развивалось в XIX–XX вв. в концепциях Ф. Шеллинга,
    А. Шопенгауера, С. Кьерксгора, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера,
    К. Ясперса. Сюда же примыкает А. Бергсон с его учением о художест- венной интуиции, имеющей, по мнению французского философа, неоспоримое преимущество перед практическим интеллектом и спо- собной приоткрывать занавес над тайнами бытия. Кроме М. Хайдеггера и К. Ясперса, антисциентистские взгляды на основе экзистенциализ- ма развивали также Ж.-П. Сартр и А. Камю, считавшие, что именно искусство, особенно такая форма литературы, как роман, позволяет проникнуть в сущность экзистенции.
    Раскол между сциентизмом и антисциентизмом имеет определен- ную объективную основу: существенное различие предметов и ме- тодов познания у естественных и социально-гуманитарных наук и еще более существенное различие в методах познания у науки и внена- учных форм знания. Это предопределило, в частности, значительное расхождение науки и искусства, составивших как бы две культуры в обществе. В XX-м веке наиболее ярко выразил «переоценку цен- ностей» в области познания А. Камю, считавший, что задача состоит не в том, чтобы познать окружающий мир, а в том, чтобы разъяснить человеку, как ему выжить в этом мире. Следовательно, наивысшей ценностью, по мнению Камю, обладают те формы познания, кото- рые способны ответить на этот вопрос: искусство, миф, интуиция вообще. Культ науки в XX в. привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации.
    К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует до- стижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью, и сциентисты с воодушевлением и оптимизмом приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема.
    Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия научно- технической революции, их пессимистические настроения усиливаются

    100 по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении эконо- мических и социально-политических проблем.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21


    написать администратору сайта