Философия. Учебнометодическое пособие ЙошкарОла, 2017
Скачать 1.85 Mb.
|
2. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта Обобщение практического опыта характерно для преднауки. Знания в математике, астрономии, механике, геометрии в Древней Индии, Ки- тае, Египте именно «накапливались». Основным способом получения 23 знания были индуктивные обобщения практически значимого опыта, что оставляло знания исключительно в эмпирической сфере, лишая его теоретичности. При этом знание циркулировало лишь в узких кругах посвященных и носило тайный характер, отсутствовало кри- тическое отношение к знанию, оно не являлось обоснованным, от- мечалась динамика замещения менее оптимальных рецептов знания более оптимальными. Теоретическая деятельность рождается вследствие социальных причин: неприятие опытной формы познания, аристократии рождает специализацию лишь на созерцательной чисто интеллектуальной дея- тельности, которая развивает обобщение до идеализации по след схе- ме: вещь – наблюдение – обобщение – абстрагирование. Истоком за- рождения теоретического моделирования считается Древняя Греция. Конструирование находится вне всякой связи с эмпирическими объектами: иррациональные числа, комплексные числа, Неевклидо- ва геометрия. Данный вид стратегии описывает движение от идеаль- ного объекта к опыту, то есть выдвигается гипотеза и их эмпириче- ская проверка. 3. Античная наука: культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Эвдокс, Архимед. Античная физика. Античная космология. Птолемей Понятием «античная наука» охватывается совокупность научно- философских идей, возникших в период с VI в. до Р. Х. до начала VI в. после Р. Х., от возникновения первых философских учений «о при- роде вещей» (ранней греческой натурфилософии) до падения Римской империи и закрытия Академии Платона в Афинах (529 г.). В это время в Древней Греции и Древнем Риме наука поднимается на качествен- но новый уровень в сравнении с наукой Древнего Востока: впервые в истории появляется теоретическое знание, первые дедуктивные системы. Научное знание становится предметом философской ре- флексии: появляется и теория науки. Новый уровень был достигнут благодаря возникновению фило- софии, то есть мировоззрения, принципиально отличного от ре- лигиозно-мифологического взгляда на мир в цивилизациях Древ- него Востока. Если в последних элементы научного знания были «вплетены» в сакрально-когнитивные комплексы, целиком подчи- нены религиозным или хозяйственно-государственным нуждам, то в античности появляется чистая наука, выступающая совершенно 24 самостоятельно и свободно, вне связи с обязанностями чиновников и жрецов. Математика становится чистой наукой об идеальных, неизменных, бестелесных сущностях, дедуктивной системой, выводящей и дока- зывающей свои положения из определений, аксиом и постулатов. На основе чистой математики становится возможным создание тео- ретической астрономии, в том числе геоцентрической системы мира, господствовавшей в Европе до XVI века. В это время появляется натурфилософия как исторически первая форма теоретического познания природы, формируются основные категории, принципы и программы научного естествознания. Эвклид был разносторонним ученым, оставившим после себя труды по философии, географии, музыке, медицине, но нам он изве- стен прежде всего как математик и астроном, причем самые большие его достижения относятся к математике. Известен «метод исчерпы- вания» Эвдокса – прообраз будущей теории пределов, который под- готовил почву для позднейшего развития математического анализа. Общую теорию отношений Эвдокса (базирующуюся на новом опре- делении понятия величины) по-настоящему оценили лишь в XIX в., когда трудами Дедекинда и других ученых были заложены основы современной теории вещественных чисел. Он расширил область при- менения математики на астрономию и создал свою астрономическую теорию – геометрическую модель космоса, получившую название моделигомоцентрических сфер. Она была изложена в сочинении Эвдокса «О скоростях». Научные труды Архимеда относятся к математике, механике, фи- зике и астрономии. Автор многих изобретений и открытий, в част- ности машины для орошения полей, винта, рычагов, блоков и винтов для подъема больших грузов, военных метательных машин и т. п. разработал научные основы статики. Заложил основы гидростатики. Автор не дошедшей до нас фундаментальной работы по отражательной оптике «Катоптрика». Сохранились его собственные описания экс- периментов по определению угла, под которым виден диск Солнца. Птолемей – автор классической античной монографии «Альма- гест», которая стала итогом развития античной небесной механики и содержала практически полное собрание астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени. Оставил глубокий след и в других областях знания – в оптике, географии, математике, а также в астрологии. 25 Система Птолемея была практически общепринятой в западном и арабском мире – до создания гелиоцентрической системы Николая Коперника. В книгу «Четверокнижие» Птолемей внес итог астроло- гических рассуждений о продолжительности жизни людей: так, по- жилым считался человек в возрасте от 56 до 68 лет, только после чего наступала старость. Составил таблицу хорд, соответствующих дугам от 0 до 180°; ввел деление градуса на минуты и секунды. Птолемей – автор трактата «Гармоника» в трех книгах (окончание третьей книги не сохранилось), в котором развернул теорию звуко- высотной системы (гармонии) в современной ему музыке – от система- тики звука, интервалов (подобозвучные «гомофоны», разнозвучные «анизотоны»), родов мелоса (всего восемь; расчет большинства из них «по Птолемею» уникален) и метабол до видов первых консонансов (кварты, квинты и октавы) и выводимых из них ладов (ладовое уче- ние Птолемея – единственное целостное в античности). 4. Развитие логических форм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах Для эпохи Средневековья (II в. н. э. – XIV–XV вв.) характерны религиозная картина мира и «стиль социокультурного поведения», опирающийся на теологические ценности. Философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. Положения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются. Наука оценивается как ин- теллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассудками и заблуждениями. Задачи научного исследования направляются на достижение благодати и спасения. Первый этап развития средневековой философии связан с патри- стикой (II–VI в.) – Василий Великий, Августин Блаженный, Тертул- лиан. Патристы обсуждали проблемы сущности Бога, движение ис- тории к определенной конечной цели, соотношение свободы воли и спасения души, веры и разума, авторитета и разума. В этот период богословие было вынуждено пользоваться правилами логического мышления, что наталкивало религиозную мысль на противоречия, парадоксы и несуразности. В IX–XII вв. появляется схоластика. Схоласты – Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр и другие – защищают основные догматы официальной теологической доктрины, культивируют навыки ин- теллектуального мышления. Основной путь постижения Бога видит- ся в логике и рассуждениях. Нормы логического мышления обрета- ют мощное развитие. 26 Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции уч еного Теология – из Античной Греции – повествование о Боге. Человек, который понимает мир, понимает бога. Теология имеет дело с встраи- ваемостью человека в мир. Бог трансцендентен миру (не принадле- жит ему). Откровение – воля изъявления божества, истина здесь – критерий человеческого поведения и действия. Средневековый ученый достигал истину из Веры, основывал веру на истине. Обучение истине должно соответствовать доктрине. Учителя истины называются наставниками или схоластами. Цель обучения – изучать самое существенное в простом порядке. Человек – странник, а его жизнь – испытание к благостному, он не имеет своего места в ми- ре. Мир и человек сотворены богом. Природа входит в мир средневекового человека через символиза- цию. Мир есть книга, начертанная божественной рукой. Посредством слова человек может приобщаться к божественному. Средневековый ученый должен знать священное писание, герменевтику, христиан- скую доктрину. Западная и восточная средневековая наука Средневековая культура, в том числе и наука, базируются на религи- озном мировоззрении. В западной Европе это мировоззрение складыва- ется на основе христианского вероучения, на Ближнем Востоке – ислама. На Западе основные положения христианского мировоззрения при- нимают форму руководящих установок, которые определяют способ восприятия, осмысления и переработки мыслительного материала, то есть форму основных принципов теоретизирования и мировоз- зрения. Главенствующей идеей христианского мировоззрения явля- ется идея Бога. Если античное мировоззрение, по своей сущности, космоцентрично, то средневековое – теоцентрично. Реальностью, опре- деляющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а сверхъестественное начало – Бог. Представление о реаль- ном существовании сверхъестественного и возможность установле- ния с ним определенных отношений является одним из существенных моментов всех развитых религий, в том числе и христианства. Христи- анские мыслители придают сверхъестественному роль определяю- щего начала во всех происходящих в мире процессах, ставят в зави- симость от него существование и природы, и человека, и общества. Средневековая арабская наука значительно превосходила запад- ноевропейскую науку того времени. Внимание к опытному знанию 27 и естественнонаучным дисциплинам резко отличает арабских мыс- лителей от их европейских современников. Если обратиться к отдель- ным наукам, развитию которых способствовали арабы, то на одно из первых мест следует поставить географию. И это объясняется тем, что Арабский Халифат занимал огромные территории, а арабские мореходы контролировали торговый путь от Гибралтара до Китая. В тесной связи с географией находится астрономия. И в этой обла- сти арабы дали много. Основной труд древности, творение Птолемея, сохранился благодаря арабам и известен под арабским названием «Альмагесты». В Багдаде при Аль-Мамуне была основана астроно- мическая обсерватория. Аль-Зуфи в X в. изготовил звездный ката- лог, где не только дано положение звезд, но и указана их величина. Общеизвестны заслуги арабов в математике. Они ввели арабские циф- ры в арифметику. Арабские физики XII в. дали определение удельного веса около 60 тел; определения эти отличаются большой точностью. В оптике Аль-Газен (966–1038 гг.) дал законы отражения и преломле- ния света, занимался анатомией глаза, физиологией зрения, теорией смешения цветов. Особенно велики успехи арабов в области химии. Арабские алхимики придерживались теории превращения элементов, которая в фантастической форме предвосхищала позднейшие научные открытия. Особенно отличались арабы в приготовлении различных благовонных веществ – мазей, эликсиров, сиропов. Алхимик Гебер (Джафар) изготовлял серную и азотную кислоты и их соли. Арабы умели также обрабатывать нефть алкоголем и знали растворы ртути. 5. Формирование опытной науки в новоевропейской культуре Университеты, школы, рациональная автономия схоластики, по- степенно подрывая устои Средневековья, стали «вписываться» в ус- ловия промышленного развития Нового времени. Университеты посте- пенно становились «народными», туда мог поступить учиться всякий желающий. Возникали корпорации студентов и магистров без раз- личия сословной принадлежности. Старейшие университеты в Бо- лонье (1158), Париже (1215), Оксфорде (1206) постепенно избавля- лись от римских папских запретов на преподавание естествознания, философии. Передовые позиции в процессе обновления занимал Оксфордский университет, где для развития естественных наук тра- диционно существовала благоприятная среда. Сочинения стали из- даваться без упоминания Бога. Было восстановлено в правах науч- ное наследие Аристотеля. Изменились и методы научных поисков: 28 Аристотелева дедукция уступила место индукции. Но инквизиция все еще продолжала бороться за свои принципы. Так, научный подвиг Бэкона, который занимался оптикой, астрономией, алхимией, пред- восхитил многие позднейшие открытия, был «оценен» ею в 15 лет тю- ремного заключения, его труды были сожжены. Аналогичная судьба постигла итальянского ученого, одного из ос- нователей точного естествознания, профессора математики Пизанско- го университета Галилео Галилея (1564–1642). Галилей заложил ос- новы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок; построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Он активно за- щищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут су- ду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Ко- перника. До конца жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден был жить на своей вилле близ Флоренции. Формирование науки как профессиональной деятельности Возникновение социально-гуманитарных наук завершало форми- рование науки как системы дисциплин, охватывающий все основные сферы мироздания: природу, общество и человеческий дух. Наука обрела привычные для нас черты универсальности, специализации и междисциплинарных связей. Экспансия науки во все новые пред- метные области, расширяющееся технологическое и социально- регулятивное применение научных знаний, сопровождались измене- нием институционального статуса науки. В конце XVIII – первой половине XIX столетия возникает дисциплинарная организация науки с присущими ей особенностями трансляции знаний, их применением и способами воспроизводства субъекта научной деятельности. Развитие научного знания вызвало резкий рост научной информа- ции. Наука конца XVIII – первой половины XIX веков характеризова- лась увеличением объема и разнообразия научных знаний, углуб- ляющейся дифференциацией видов исследовательской деятельности и усложнением их взаимосвязей. Все это приводило к изменениям институциональных форм научного познания. Складывалась ситуа- ция, при которой ученому все труднее было овладевать накопленной научной информацией, необходимой для успешных исследований. 29 6. Возникновение дисциплинарно организованной науки Век энциклопедистов постепенно уходил в прошлое. Чтобы про- фессионально владеть научной информацией, необходимо было ог- раничить сферы исследования и организовать знания в соответствии с возможностями «информационной вместимости» индивида. Все это с неизбежностью вело к специализации знания. Исследователь по- степенно становился специалистом в одной, порой достаточно узкой, области знания, становясь «сторонним наблюдателем» в других сфе- рах исследования и не претендуя на всеобъемлющее знание. Нарас- тающая специализация способствовала оформлению предметных об- ластей науки, приводила к дифференциации наук, каждая из которых претендовала не на исследование мира в целом и построение некой обобщенной картины мира, а стремилась вычленить свой предмет ис- следования, отражающий особый фрагмент или аспект реальности. Дисциплинарно организованная наука с четырьмя основными бло- ками научных дисциплин – математикой, естествознанием, техниче- скими и социально-гуманитарными науками – завершила долгий путь формирования науки в собственном смысле слова. В науке сложи- лись внутридисциплинарные и междисциплинарные механизмы по- рождения знаний, которые обеспечили ее систематические прорывы в новые предметные миры. Технологическое применение науки . Формирование технических наук Первые образцы научных технических знаний, связанных с примене- нием открытых естествознанием законов при создании новых техноло- гий и технических устройств, возникли уже на ранних стадиях развития естественных наук. Классическим примером может служить констру- ирование Х. Гюйгенсом механических часов. Х. Гюйгенс опирается на открытые Галилеем законы падения тел, создает теорию колебания маятника, а затем воплощает эту теорию в созданном техническом уст- ройстве. Что же касается систематической разработки технических тео- рий, то она началась позднее, в эпоху становления и развития индустри- ального машинного производства. Его потребности, связанные с тира- жированием и модификацией различных технических устройств, конструированием их новых видов и типов стимулировали формирова- ние и превращение инженерной деятельности в особую профессию, обслуживающую производство. В отличие от технического творчества в рамках ремесленного труда, эта деятельность ориентировала на систе- матическое применение научных знаний при решении технических задач. 30 Важную роль в развитии науки, в частности в формировании но- вых отраслей знания, сыграло развитие крупной машинной индуст- рии, пришедшей на смену мануфактурному производству. Внедрение результатов развития науки в производство все чаще рассматрива- лось как условие получения прибыли производителями, как свиде- тельство силы и престижа государства. Ценность науки, ее практи- ческая полезность, связанная с извлечением дивидендов, отчетливо начинала осознаваться теми, кто вкладывал средства в проведение исследований. Становление социальных и гуманитарных наук В эпоху индустриализма наряду с развитием технических наук на- чинает складываться система социально-гуманитарных наук. Как и дру- гие науки, они имели свои истоки еще в древности, в накапливаемых знаниях о человеке, различных способах социального поведения, условиях воспроизводства тех или иных социальных общностей. Но в строгом смысле слова социальные и гуманитарные науки кон- ституировались в XIX столетии, когда в культуре техногенной циви- лизации отчетливо оформилось отношение к различным человеческим качествам и к социальным феноменам как к объектам управления и преобразования. К. Маркс одним из первых проанализировал процессы и социаль- ные последствия опредмечивания человеческих качеств в системе отношений развитого капиталистического хозяйства. Он интерпре- тировал эти процессы как отчуждение, порождающее неподвластные человеку социальные силы и превращающее людей в объекты соци- ального манипулирования. Отношение к человеку как к предмету рациональной регуляции характеризовало огромное многообразие практик, сложившихся в ис- торическую эпоху становления и развития техногенной цивилиза- ции. Человек выступал здесь как предмет, который нужно исследо- вать и рационально регулировать. Такого рода практики и дискурсы формировали и закрепляли новое отношение к индивиду как к объ- екту наблюдаемому, описываемому и регулируемому определенны- ми правилами. Возникновение социально-гуманитарных наук завершало форми- рование науки как системы дисциплин, охватывающий все основные сферы мироздания: природу, общество и человеческий дух. Экспан- сия науки во все новые предметные области сопровождалась изме- нением институционального статуса науки. |