Учебнометодическое пособие (специальность 021100 Юриспруденция ) СанктПетербург 2004
Скачать 0.94 Mb.
|
Права человека и гражданина, их социальная природа, виды и законодательное закрепление.Естественно-правовые теории рассматривают права человека как естественные, неотъемлемые, вытекающие либо из разума, либо из божественной воли, либо из неизменной природы самого человека. Позитивистское направление подходит к ним как к категории, установленной государством. В первом случае закон лишь закрепляет уже существующие права и свободы, во втором - создает их. Какова же природа прав человека? Являются ли они естественными его свойствами или зависят от произвола государства? Прежде всего, необходимо иметь в виду, что права человека различны по своей сущности. Есть права, которые выступают как прирожденные качества человека, - право на жизнь, на достойный уровень жизни, на личную неприкосновенность и др. Государство должно считаться с этими притязаниями человека и стремиться к их обеспечению. Но существуют и права, которые получают реальное воплощение только благодаря законодательной деятельности государства, например, право на участие в решении политических дел, тайна переписки, неприкосновенность жилища и др. Это не значит, что государство может признать или не признать данные права. Человек объективно имеет неотъемлемое право на эти социальные блага, однако только их законодательное признание и закрепление превращают эти права в реальность. Права человека - это обусловленное уровнем развития общественных отношений и социальной природой свобода поведения личности. Субъективные права личности - это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем. Свободы личности - это практически те же права гражданина, имеющие лишь некоторые особенности. Предоставляя свободы государство делает акцент на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы прежде всего невмешательством как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Рассматривая вопрос о видах прав человека, следует исходить из многообразия существующих классификаций. Например, по сферам проявления выделяются: 1. Политические права - возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством (право на объединение, свобода митингов и шествий, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления). 2. Личные права и свободы - возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности (право на жизнь, право на собственность, право на безопасность). 3. Социально-экономические права и свободы - это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека (право на труд, право на отдых, право на жилище и социальное обеспечение). 4. Культурные права и свободы - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями (право на образование, свобода творчества). Буржуазные революции оставили человечеству великие законодательные акты, впервые в истории закрепившие равенство, свободу, право на счастье: Декларацию независимости 1776 г., Билль о правах 1789 г. (США), Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. (Франция). Защита прав и свобод личности порождает в первую очередь отношения между государством и индивидом. Нормотворческая деятельность в этой области вплоть до середины XX века велась почти исключительно на внутригосударственном уровне. Международно-правовое значение проблема регулирования прав человека в полной мере приобрела только с образованием Организации Объединенных Наций. Явное пренебрежение к элементарным правам и свободам личности, массовое истребление людей во время Второй мировой войны, тоталитарные режимы в некоторых странах подтолкнули мировое сообщество к поиску новых организационных, политических и правовых средств обеспечения основных прав и свобод индивидов посредством совместных действий государств. В процессе развития международного сотрудничества в области прав человека определились его цели и специфические особенности. Основной задачей стало создание международно-правовых основ содействия поощрению и защите прав человека (в виде соответствующих принципов и норм), а также международных гарантий их соблюдения. Первым в истории международных отношений универсальным «гуманитарным» документом, подробно определившим перечень основных прав и свобод человека, а также общие направления международного сотрудничества по их поощрению, развитию и защите, явилась Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Этот документ занимает особое место среди тех, которые разрабатывались и принимались в рамках ООН для регулирования межгосударственных отношений в области прав человека. Всеобщая декларация прав человека воплотила в себе гуманистические принципы, начертанные еще на знаменах буржуазных революций XVII века, направленные на конкретные аспекты защиты основных политических прав, а также очертила некоторые вопросы социально-экономического обеспечения человеческих прав и свобод. Были провозглашены права на жизнь, свободу, защиту от любой дискриминации (ст. 3,4,7), равенство мужчин и женщин, свобода мысли, вероисповедания (ст. 16,18), право на труд, образование, доступ к культуре (ст. 23,26,27), а также ряд других. Государства обязывались содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, а также стремиться к всеобщему пониманию их характера и содействовать их развитию в условиях мира и взаимопонимания (Преамбула). Впервые на столь высоком и универсальном уровне во главу международного документа был поставлен сам человек, его права и свободы, требующие защиты и гарантии осуществления. |