Лекции. Лекции УИиПДвНШ. Учебное исследование и проектная деятельность в начальной школе Тема Сущность и содержание исследовательской деятельности
Скачать 1.22 Mb.
|
Субъект и объект проектирования Нельзя говорить, что некто стал субъектом. Субъектность — характеристика не человека, а его действий, деятельности. Если человек совершает свободное самостоятельное действие, в этот момент, в этой точке он действует субъектно. Соответственно, можно выделять точки субъектности, ситуации субъектности. Проблема субъекта проектной деятельности в принципе должна обсуждаться в логике теории деятельности. Это серьезный теоретический вопрос, который выходит за рамки настоящей книги, поэтому сформулируем основные положения тезисно. Во-первых, субъект деятельности меняется. Когда в учебной работе появляются первые проекты, субъектом деятельности является педагог. Деятельность еще не принадлежит учащемуся, у него она только формируется, он сам не в состоянии спланировать эту работу, цель проекта может легко меняться и т. д. На данном этапе ученик участвует в деятельности, но не может быть самостоятельным в ней. Это этап максимального педагогического участия. Постепенно изменяется и объект проектирования. Исходно он предельно нагляден и задан в явной форме. Учитель привлекает внимание детей к тому, что должно быть сделано (цель), что — преобразовано (объект). Постепенно эти составные элементы проекта становятся все более неопределенными. Учащиеся самостоятельно учатся анализировать ситуацию и выделять в ней объект преобразования и будущий результат. Субъектность проекта также меняется. Здесь, строго говоря, следует говорить о двух проектах и двух субъектах. Первый проект — детский. В нем происходит формирование проектной деятельности, ученик изначально ею не владеет, а может быть только ее участником. По мере формирования проектной деятельности появляется субъектность проектирования. Вначале, в момент распределения индивидуальных заданий, появляется «идеальная» субъектность — само по себе принятие задания. Дальше эта субъектность может реализоваться, если задание действительно выполнено, а может и нет, если желаемое не реализовалось. Точки субъектности множатся, постепенно учащийся оказывается в состоянии удержать и исполнить небольшой проект самостоятельно или в группе. Здесь важен групповой характер проектной работы, так как и субъектность исходно не индивидуальная, а групповая. Группа является своеобразной поддержкой и для проекта в целом, и для субъектности проекта. Второй проект — педагогический (образовательный). В нем исходно субъектом проектирования является педагог. Именно педагог проектирует ситуации, в которых может появляться точка потенциальной субъектности. Педагог, реализуя собственный проект — формирование проектной деятельности школьников, отдельных новообразований этой деятельности (идентичности, компетентности), управляет ситуацией, посредством учебного проекта способствуя развитию учеников. Соответственно и объекты этих проектов разные. В ученическом проекте это та предметная ситуация, относительно которой формируется цель, совершаются собственно проектные действия, уточняется замысел. У педагогического проекта объектом является ученический проект. Остается открытым вопрос, насколько педагог в одиночку может управлять большим ученическим проектом, достаточен ли ресурс одного учителя. Мы имеем в виду сугубо организационную сторону вопроса — ведь для организации такого проекта необходимо иметь возможность управлять и расписанием, и школьными аудиториями, и возможностью доступа к информационным ресурсам. А поскольку объект оказывается превосходящим возможности отдельного педагога и требуется работа школьной команды, то и субъектом проекта, по-видимому, следует считать педагогический коллектив. Смысловые центры учебного проекта В предыдущих главах мы наметили основные структурные компоненты проекта как особой формы реализации существенных изменений. Эта структура может быть представлена в более или менее развернутом виде. Более подробно мы поговорим о структуре проекта ниже, а сейчас попытаемся ответить на вопрос, а что, собственно, является главной, сущностной характеристикой ученического проекта, без чего проектирование перестает быть особой деятельностью. Итак, проект, как мы уже говорили, всегда имеет следующие черты: • идея, замысел; • способ реализации; • результат. Проект — это целесообразное действие, локализованное во времени. Продукт полноценного проекта изменяет наличную ситуацию. Время проектирования Кроме вышеперечисленного, проект обязательно развертывается во времени, и фактор времени — необходимая составляющая проекта. Это важнейшая его характеристика: автор проекта обязан держать его относительно времени реализации. Конечно, то же справедливо и относительно проекта как формы профессиональной деятельности, но в образовательной деятельности это уже не просто одна из характеристик, это сущность проекта. Мы получаем первую родовую характеристику учебного проекта — время. Говоря об особенностях устройства традиционного образования, мы уже упоминали, что ученик живет во времени, но со временем не работает. Вот в проектной деятельности начинается работа не только во времени, но и со временем. Здесь фактически возникает несколько времен (рис. 1). Первое — период реализации: фактически включается обратный отсчет — время течет теперь не вперед, а, напротив, истекает, оно отсчитывается от момента завершения. Второе — момент данного конкретного действия в контексте всего времени проекта: то, где мы сейчас находимся относительно начала и конца проекта. Третье — единство замысла (запуска) и реализации (финиша), соотнесенность идеи проекта и его продукта; это относительно новый тип времени проекта, указывающий на то, что продукт не существует без замысла, а замысел — без продукта. Это словно бы одномоментность всей временной протяженности проекта, его свертывание в одну точку. Ну и, наконец, последнее — реальное время, в котором происходят все остальные события жизни: идут уроки, происходят разные события, по телевизору показывают новый сериал и т. п. Все эти, по крайней мере, четыре времени проекта надо научиться видеть, отслеживать, управлять ими. Это тем более сложно, что работа над проектом происходит, как правило, не индивидуально, а в группе. Группа должна собираться, договариваться, что-то делать (четвертое время), при этом приближается время завершения (первое время), что-то запланированное срывается (второе время), и уже становится понятно, что идею во всей красоте воплотить не удается (третье время). Собственно, любой из нас в своей обычной жизни тоже живет одновременно в нескольких временах. Только, может быть, для нас, взрослых, все это накладывается еще и на время нашей жизни, для подростка еще не существующее. Научиться справляться с этими разнородными временами — одна из целей проектной деятельности в образовательном процессе. Ясно, что сразу это не удастся. Именно поэтому проектная деятельность не локализуется в пространстве только основной школы. Более того, самостоятельно удерживать все ипостаси времени не научится еще и выпускник основной школы. Собственно, этому он будет учиться всю жизнь. В. начальной школе необходимо вводить задания, которые необходимо выполнить не к следующему уроку, а, например, за неделю, и учить ребенка планировать свою работу именно на такой срок. Замечательно, если к работе подключатся и родители, но полностью рассчитывать на это не приходится. Следовательно, нужно, давая объемные задания, заранее фиксировать сроки промежуточного финиша, т. е. моменты, когда надо показать сделанное, но, если что-то не готово, остается время наверстать. Здесь, наверное, возможны разные варианты управления применительно к учебному предмету, к формам контроля и оценки. Это могут быть не те творческие задания, о которых мы говорили как о микропроектах в начальной школе, а совершенно рутинные задания, например выучить словарные слова или таблицу умножения. В начальной школе можно начинать вводить элементы проектной деятельности именно как самостоятельные задания. В старшей школе также необходим учет того обстоятельства, что полноценное владение и управление временем еще не сложилось. Поэтому невозможны и полностью самостоятельные ученические проекты. Обязательно, пусть и негласно, существует учительское управление проектом. Следовательно, необходимо устанавливать время консультаций: вроде бы просто для помощи, а на самом деле для мониторинга состояния дел. И здесь лее необходимо предусмотреть возможность коррекции, в том числе и по темпам реализации проекта. Мы уже говорили о соотношении проектной деятельности и творчества. В плане управления временем это различие становится наглядным. Конечно, известны случаи, когда замечательные произведения создавались под жестким временным прессингом (так Ф. М. Достоевский писал роман «Игрок»). Но все-таки творческий процесс имеет свои собственные законы. Они отчасти противостоят жесткой регламентации. Хотя это, конечно, остается на усмотрение педагога, управляющего всем процессом проектирования,— дать дополнительное время, чтобы получился действительно творческий продукт, или настаивать на жесткой регламентации. Здесь надо учитывать все привходящие обстоятельства. Работа со временем накладывает ограничения на продолжительность проектирования. Ясно, что чем объемнее проект, тем сложнее справиться со всеми его временами. Значит, объем проекта (и по продолжительности, и по структуре, и по составу участников) увеличивается постепенно. Здесь, к сожалению, также нельзя дать строгих рекомендаций. Но общие принципы ясны. Продолжительность проекта растет от одного-двух дней (до следующего занятия) в самом начале (в начальной школе) до одного месяца к концу девятого класса. Максимальная продолжительность проекта в основной школе — одна четверть. Но в этом случае он дробится на период разработки проектной идеи, период реализации и период подготовки итогового продукта. И каждый из этапов фактически сам является проектом: в нем есть момент запуска, реализации, представления результатов, только каждый из этапов оформляется в рабочем порядке. В старшей школе проекты могут длиться до полугода. Но и здесь необходимо намечать моменты промежуточного финиша — презентация проектной идеи, рабочие консультации, предзащита (генеральная репетиция), собственно презентация итогового продукта. В сложившейся практике школьники выполняют самостоятельно и годичные проекты. Против этого нельзя возражать, не зная реальной ситуации в школе, не учитывая тип педагогической поддержки и оформления этапности проектирования. Но общий принцип работы со временем — оно должно быть обозримо. Если школьник не знает, какая у него будет академическая нагрузка в следующей четверти, он просто не сможет грамотно учиться работать со временем проекта. Таким образом, проектная деятельность является реальным средством формирования у учащихся способности управлять временем. Именно в ней школьники впервые не просто живут в натуральном времени, но начинают строить свое искусственное время, т. е. у них формируется одна из ключевых составляющих способности к разрешению проблем. Единство замысла и реализации Замысел и реализация могут сосуществовать, но могут и обособляться. Так, в структуре проектной группы могут выделяться так называемые креативщики — те, кто придумывает новые, нестандартные ходы; исполнители; специалисты по оформлению и презентации результатов проекта. Правда, в такой команде обязательно будет и управленец, во всяком случае, будет и функция увязывания всего проекта в единое целое. Но это — в жизни. В образовательном проекте все участники проектной группы должны, и это условие удержания проектности деятельности, постоянно связывать проект воедино, объединяя замысел и реализацию. Почему этого не происходит в естественных условиях? В наблюдениях за группой младших подростков обнаружилось следующее. Дети (одиннадцатый год жизни), объединяясь в небольшие группы (до четырех человек), постоянно заняты придумыванием и попыткой реализовать задуманное. На протяжении года было задумано и частично осуществлено по крайней мере шесть проектов. Вначале было задумано изготовление книги. Слово «изготовление» использовано не случайно. Содержание книги обсуждалось в наименьшей степени. Обсуждалась именно книга, в ней должны были быть обложка, текст, рисунки и т. д. Дети распределили обязанности, затем долго общались по поводу задуманного. Замысел не был реализован, он уступил место новому — конструированию робота с дистанционным управлением. Далее, сменяя друг друга, были еще две книги, постановка спектакля (этот замысел исходил от учителя, но развертывание его происходило по той же схеме), подготовка поздравлений и подарков к 8 Марта (в результате в последний момент были куплены типографские открытки и спешно написаны стандартные поздравления). Ни в одном из проектов замысел не был реализован, хотя элементы реализации присутствовали. По мере реализации замысла результат работы все более разочаровывал участников, и постепенно они теряли интерес к задуманному. Аналогичным образом протекают и бытовые игры девочек 10—12 лет. Все время, посвященное игре, они проводят в обсуждении сюжета и событий, которые должны произойти. Организуется игровое пространство, которое могло бы позволить придуманным событиям произойти. Сами по себе игровые действия при этом практически не развертываются, на них «не остается времени». Похожее содержание имеет и общение подростков. При всем разнообразии сюжетов одним из ключевых моментов является обсуждение (планирование и последующий анализ) некоторого «выяснения отношений» — ссоры, знакомства. Дети (преимущественно девочки) обсуждают именно значение некоторого поведения (своего или чужого). Во всех этих ситуациях мы обнаруживаем определенные общие характеристики. Во-первых, идея создания чего-то целиком собственного, небывалого (или не важно, что бывалого), во-вторых, коллективность идеи (она объединяла нескольких детей), хотя именно эта характеристика и не была столь обязательной, поскольку и в индивидуальной жизни дети также загорались созданием чего-то своего. В третьих, общение участников концентрировалось именно вокруг замысла, распределения обязанностей, изменения образа проектируемого продукта. Таким образом, если не прилагать специальных усилий, замысел исчезает, не успев воплотиться, сменяется новым, столь же привлекательным. Это происходит просто в силу того, что школьники оказываются не в состоянии долго держать замысел. Они встречаются с техническими трудностями, которые затеняют исходную идею, попытки разрешить эти трудности оттягивают на себя энтузиазм детей, и постепенно он пропадает, уступая место разочарованию. В спонтанном проектировании проект свертывается до фантазирования и локализуется в пространстве замысла. Простое фантазирование и чистое замысливание хотя и замечательные качества, но характеризуют они скорее дошкольников. Нереализованный проект, хотя и замечательно интересный,— редукция проекта. В этом случае он теряет свой развивающий потенциал, а потому просто остается пустой тратой времени (с точки зрения решения образовательных задач). Обсуждая замысел, дети не видят, не хотят видеть тех средств, которые потребуются им для реализации проекта. В определенном смысле здесь работает особый тип сознания — магическое сознание: придумал, и сейчас все, как по волшебству, и произойдет. Все мы в той или иной степени обладаем таким сознанием, но складывается оно в дошкольном возрасте, и практиковать его в школе излишне. Попробуйте объяснить тринадцатилетнему ребенку, что его замысел нереализуем. Да он, если, конечно, сама ситуация разговора это допускает, с легкостью докажет, что это все пустые опасения, что он сейчас вот возьмется и все сделает. Конечно, множество замыслов остаются нереализованными. И в этом нет большой опасности. Но только в случае, если какие-то замыслы все-таки осуществляются. Почему единство замысла и реализации столь необходимо, что мы выделяем эту характеристику в качестве одного из смысловых центров проектной деятельности? Именно удерживание замысла и реализации в единстве является еще одной родовой характеристикой проекта. И то и другое может во время исполнения проекта меняться, но лишь в связке. Именно связь исходной идеи и ее воплощения является точкой развития самого субъекта проектной деятельности. Воплощение идеи требует поиска средств, организации условий групповой работы, управления временем и т. п. Создаваемый продукт не терпит фантазирования, он сам сопротивляется необузданным и необоснованным полетам мысли. Компьютерная программа должна работать, сценарий праздника должен уложиться в определенное время, химический опыт нужно завершить к моменту презентации. Все эти реальные обстоятельства необходимо принимать во внимание. И это та живая ситуация, которая отвечает на замысел. Все что угодно можно придумать, но далеко не все поддается воплощению в реальность. Конечно, в группе, которая работает над проектом, тоже, как и в практическом проекте, могут быть и креативщики, и исполнители, и управленцы. Но в той мере, в какой проект присвоен всеми, связь замысла и реализации тоже удерживается всеми. Проект и группа являются единым организмом, и в этом смысле все вместе держат связь «замысел — реализация». Именно удерживание этой связи является условием формирования ответственности (или ответственного действия). Будущий продукт заставляет отвечать за исходную идею. Но идея также не терпит растворения в продукте: если все подчинено продукту, проект свертывается в исполнительство. Если проектирование предоставлено самому себе, а дети работают бесконтрольно, происходит не просто уход в фантазирование. Можно утверждать, что дети, особенно младшие подростки, просто не различают фантазию и реальность. В одном исследовании детей просили ответить на вопрос, в каких ситуациях они чувствуют себя взрослыми. Ответы поражают: «Однажды я вышел во двор и увидел нашу дворовую собаку Жульку. Она подняла левую лапу и грустно лаяла. Я увидел, что ее лапа истекает кровью. Я взял ее домой, и она лечилась у меня два дня. Мама не выгнала ее, а лечила вместе со мной. Когда я вышел во двор с собакой, все друзья увидели, что я лечил ее, и мне дали медаль «Прирожденный ветеринар». Я ощутил себя настоящим взрослым» (9 лет 7 мес.). «Однажды я поехала за город и там увидела птицу, которую подстрелили. Я подбежала к ней, схватила ее и отнесла домой. Дома я обработала ей рану и каким-то чудом вытащила пулю. Через неделю рана зажила, и я очень гордилась этим. В тот момент я и почувствовала себя взрослой» (9 лет 11 мес.). Став взрослее, дети, конечно, дают несколько иные ответы: «Я ощущаю себя взрослым, когда делаю что-то лучше других. Но я не чувствую себя взрослым, когда балуюсь». «Когда я нахожусь дома одна, то я всегда ощущаю себя взрослым человеком». Это ответы одиннадцатилетних. Они уже не столь наивны, но в принципе для взрослости достаточно просто уйти из-под контроля (один дома). К 12—13 годам появляется тема ответственности: «Я ощущаю себя взрослым, когда я отвечаю за такие поступки, за которые раньше не нес ответственности». «Я замечаю, что потихоньку становлюсь взрослее», «когда самостоятельно и без драки могу решить проблемы со своими друзьями». И наконец, только к 15—16 годам мы получаем более зрелые формулировки: «Когда я ставлю перед собой цель и добиваюсь ее, я всегда чувствую себя взрослой». Приведенные примеры ясно указывают, что развитие ребенка идет от неразличения замысла и реализации (это первые, совершенно сказочные сюжеты) к постепенному выделению завершенного действия («...и добиваюсь»). Ясно, что задача удержать связь «замысел — реализация» не под силу школьникам в самом начале работы в рамках проектной деятельности. Это задача педагога — удержать и от необоснованного фантазирования, и от ухода в простое исполнительство. Эта задача также не поддается технологизации. Наверное, проще решать эту задачу на монопредметном проекте (тогда им руководит педагог-предметник, хорошо представляющий себе все подводные камни предметного проекта) или, напротив, на внепредметном проекте, касающемся внеклассной активности учащихся. Гораздо сложнее дело обстоит с так называемыми межпредметными проектами. Здесь необходимо сотрудничество нескольких педагогов, и успех зависит, помимо прочего, и от умения договориться между собой. Полюсы проекта — замысел и продукт (или цель и результат) связываются и еще одной связкой — принятием решения о действии. Здесь все и проще, и сложнее, чем просто постоянное удерживание связи. Чтобы объяснить, о чем идет речь, сделаем небольшое отступление. В. Пропп в книге «Морфология волшебной сказки» анализировал функции различных персонажей. Он показал, что герой сказки обычно ничего особенного сам не делает: ему всегда помогает другой персонаж — «помощник». Но герой становится героем только лишь потому, что решается действовать, принимает решение о действии. Это рассуждение весьма важно. Важнейшим условием становления проектной культуры и формирования всех потенциальных способностей является сам факт принятия решения о действии. Такое принятие на себя ответственности и всех возможных трудностей, сопряженных с проектом, называется инициативностью и входит в число главных новообразований — способностей, возникающих в ходе проектирования. Однако в проектной деятельности школьников в образовательном процессе очень многие возможные трудности реальных проектов сведены к минимуму — если проекты стали частью учебного плана, то школьникам создаются все условия для проектирования. Поэтому принятие решения о реализации проекта должно специально «выращиваться». Это возможно, если у школьников остается выбор — принять на себя все тяготы проекта или просто выполнить задание педагога. Ведь так или иначе школьная деятельность управляется отметкой, похвалой педагога или родителей, статусом среди одноклассников. Поэтому тотальная замена традиционных форм учебной работы проектированием сомнительна. Тогда исчезает «рискованность» проектирования, а значит, и многие его развивающие потенции. Возможность выбора, конечно, должна достигать максимума в основной школе. В начальной школе мини-проекты, как правило, безоценочны и добровольны. В основной школе они становятся средством организации ведущей деятельности, но должны быть уже включены в учебную работу в качестве обязательных моментов. Здесь-то и возникает трудность. Если проекты обязательны, то где нее место для принятия решения, а если они, как и в начальной школе, носят добровольный вспомогательный характер, то как их сделать ведущей формой деятельности? Можно предложить такие приемы: проекты разной степени трудности, разной продолжительности, как альтернатива нормированным заданиям и т. д. Ясно, что этот список никак не является исчерпывающим. Он только указывает направления возможных педагогических поисков. Наверное, можно предлагать выполнить один проект, а предмет или область, в которой этот проект будет выполнен, выбирает сам ученик или группа. Ученики основной школы могут присоединиться и к работе разновозрастного коллектива, разрабатывающего масштабный проект. Такие формы потребуют уже сотрудничества педагогов, их взаимных договоренностей, что также непросто и потребует дополнительных усилий всего педагогического коллектива, не сложатся они и без целостного проектирования образовательного пространства школы, стало быть, без участия администрации. |