Главная страница
Навигация по странице:

  • 31. Русская философия XX века

  • Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие. УчебнОе пособИе Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М., 2019 Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М


    Скачать 1.81 Mb.
    НазваниеУчебнОе пособИе Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М., 2019 Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М
    Дата28.04.2022
    Размер1.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия в вопросах и ответах. Учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #502993
    страница13 из 24
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24
    Философия Вл.Соловьева.
    Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) - выдающийся, истинно гениальный мыслитель
    России, поражающий многогранностью своих интересов. Его можно характеризовать проповедником, публицистом, оратором, литературным критиком, поэтом. В нем можно найти даже какого-то пророка; он был человеком с изысканными духовными интересами. Для философа по призванию, как говорил Вл.Соловьев, нет ничего более желательного, чем осмысленная или проверенная мышлением истина; поэтому он любит сам процесс мышления как единственный способ достигнуть желанной цели, отдается этому без всяких посторонних опасений и страхов.
    В.С.Соловьев обладал удивительной эрудицией вообще и прежде всего глубоким знанием мировых философских систем и учений; критиковал их недостатки, как отвлеченность и односторонность: одни подчеркивали всеобщее и рационализм, а другие впадали в противоположную крайность - эмпиризм, частное. И та, и другая крайности заводили философскую мысль в тупик, преграждая путь к адекватному осмыслению единого сущего. Он первым в России создал свою особую философскую систему.
    Эволюция взглядов мыслителя включает 3 периода:
    1. изучение христианского учения;
    2. учения о теократии – создании государства, которое осуществит христианские идеи в общественной жизни, и воссоединении церквей;
    3. исследование теургии мистического искусства, как – претворения действительности в идеальную телесность.
    Соловьев стал основоположником философии Всеединства. Он считал, что есть всеединые начала всего существующего. Божественное

    121 начало – это Сущее, всеединое, содержащее всѐ в себе самом, это истина, которая существует реально.
    В онтологии Соловьева в основе лежит Сущее. Бытие вторично и принадлежит Сущему. Сущее – Абсолют. Абсолют свободен от определений: он есть всѐ и ничто, поскольку не может быть лишен чего- либо. Абсолют – «вечное всеединое». Абсолютное всеединство включает и Бога – как абсолютное первоначало, и его отрицание себя – как начало существования мира. Природа выводится из Абсолюта как условное из безусловного.
    Соловьев различал 3 вида бытия: Абсолют, мир идей, явления
    (природа). В идеальном мире элементы находятся в гармонии, а в нашем мире они в отношении вражды. Несогласованность элементов порождает зло. Материя первоначальна, как и дух, это тело божье. Бог творит природу, т.к. не может довольствоваться созерцанием идеальных сущностей, он хочет их реальной жизни. Идеальные сущности (идеи) становятся живыми существами. Многообразие природы отражает многообразие в сфере идей. Природа одновременно множественна и едина. Единство природы создается мировой душой
    Софией. София отделяется от Бога, в ней есть свобода, она связующее звено между Богом и множеством живых существ.
    Все в мире стремится к единству, к Абсолюту. Созданное бытие проходит путь к высшему единению с Богом. Мировое всеединство находится в становлении. Космогенез включает: создание космических тел и систем – света, химизма, магнетизма, развитие планет. Космос проходит 5 ступеней эволюции:
    1. Минеральное царство: бытие должно быть;
    2. Растительное царство: бытие должно быть живым;
    3. Животное царство: бытие должно быть сознательным;
    4. Человеческое царство: бытие должно быть разумным;
    5. Божественное царство: бытие должно быть совершенным.
    Соловьев писал о гармонии духовного и телесного как эволюционном итоге и цели человеческого рода. С человечества начинается история, которая должна привести к высшей форме мирового процесса – синтезу человека и божества в богочеловечество.
    Человек несет в себе 3 составляющие: божественное, земное и личностное (разум). Соединяя разумом божественное и земное, человек становится богочеловеком. Собирание Вселенной – главная цель богочеловечества. Идея богочеловечества ставит нравственную ответственность человека, выводит его в паритетные отношения с

    122
    Богом. В этом суть антроподицеи Соловьева. Мечтая о богочеловечестве, философ считал возможным это при условии единения всех людей.
    В.С.Соловьев – моральный идеалист. Согласно ему, человек поставлен в центр Вселенной, он должен быть идеален: свободен, разумен и иметь склонность к совершенству, к осуществлению принципа абсолютного добра. Сущность свободы – добровольный выбор и усвоение человеком божественной воли и идеи как своей высшей цели, сознательное предпочтение добра, а не зла. В эмпирическом мире человек не может быть свободен, т.к. существует необходимость, поэтому надо прийти к Богу – как основе свободы. Бог
    – воплощение абсолютного добра.
    Истина, согласно Соловьеву, есть бытие. Философ подчеркивал в познании человека такие важные составляющие части как эмпирическая – чувства; рациональная – мышление и мистическая – воля, вера, интуиция, созерцание абстрактных сущностей. В человеке начальны 3 чувства: стыд (к природному началу), жалость (к людям), благоговение (как отношение к божественности). Совесть придает всему всеобщий и необходимый характер и порождает соответственно
    3 принципа: аскетизм, альтруизм, богопочитание. В человеке есть духовная реальность – благо. Благо тоже может быть в 3-х формах: материальное, формальное – справедливость и абсолютное – вечная жизнь, всеединство.
    Смысл мировой истории в единении народов и человечества, в сближении церквей, в богочеловеческом процессе. Рассматривая мировые силы, Соловьев выделял Восток, Запад и Россию со славянским миром. На Россию он возлагал миссию преодоления односторонностей Востока и Запада. Мыслитель отмечал 3 типа власти, которые должны быть в единстве: государственная – монархия, религиозная – папство, пророческая – живой совет святых с Богом.
    Философ мечтал о всемирной теократии, к коей приведет соединение власти русского царя и папы римского. В общественных вопросах
    Соловьев был либерал, полагал, что власть должна быть по заслугам и поддерживал для России сословное состояние общества.
    31. Русская философия XX века
    В России в XX в. были продолжены тенденции политического, промышленного и культурного развития. Однако катастрофические события первой мировой войны, а затем революции 1917 г.,

    123 гражданской и Второй мировой войн прервали это развитие.
    Перспективы капиталистического трансформирования были замещены проблемами построения нового для мировой истории социалистического строя.
    Переломные процессы в общественной жизни России нашли свое отражение в истории русской философской мысли.
    Центральные проблемы и важнейшие идеи ведущих мыслителей.
    В XX в. Начался особый этап бытия философии в России.
    Политические, экономические, социальные и религиозные потрясения вызвали к жизни необычайное разнообразие философских позиций, отразивших надежды, как на созидание светлого одухотворенного будущего, так и нового справедливого общества. Для этого времени характерен синтез философии и богословия, политики, социологии.
    Русская философия XX в. вместила в себя все полярные точки зрения: материализм, эмпиризм, рационализм, иррационализм, экзистенциализм и идеализм. В крупнейшие направления оформились марксистско-ленинская советская философия, религиозно- идеалистическое течение и русский космизм. В результате революционного и военного противостояния интеллектуальная среда раскололась; многие философы поддержали социалистические преобразования и, несмотря на то, что их судьбы сложились по- разному, остались жить и творить в России; другая же часть сформировала русское философское зарубежье.
    В России марксистско-ленинская или советская философия возникала в середине XIX в. и, через труды Г.В.Плеханова, В.И.Ленина,
    А.А.Богданова, Н.И.Бухарина и др., получила после революции 1917 г. официальный статус.
    Складывалось и религиозно-идеалистическое направление русской философии. На рубеже XIX – XX вв. учение В.С.Соловьева о всеединстве, софиологию восприняли и во многом продолжили братья
    Трубецкие,
    С.Н.Булгаков,
    П.А.Флоренский,
    Л.П.Карсавин,
    В.В.Зеньковский, В.Н.Ильин. Несмотря на сложности, одновременно с другими течениями создавалось и крепло новое направление – русский
    космизм. Эта тема была развита в работах Н.Ф.Федорова,
    В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского.
    В России, а позднее в СССР жили и трудились самые разные по своей творческой направленности философы
    – Н.И.Киреев,
    В.В.Розанов, А.Белый, М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, Л.Н.Гумилев и др.;

    124 трагически сложились в советское время судьбы Г.Г.Шпета,
    П.А.Флоренского, Л.П.Карсавина.
    Критические события российской истории этого периода привели к появлению специфического образования – русского философского
    зарубежья. В тяжелые послереволюционные годы из России эмигрировали
    Л.Шестов,
    Г.П.Федотов,
    В.В.Зеньковский,
    Н.С.Трубецкой, В.Н.Ильин, Г.В.Флоровский. К ним присоединилась группа ярких представителей идеалистической и религиозной философии, высланная из России: Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев,
    Н.О.Лосский, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, И.А.Ильин, П.А.Сорокин. Они проживали преимущественно во Франции, Швейцарии и США.
    Эмигранты во всех обстоятельствах старались поддерживать творческие связи друг с другом и жить интенсивной, плодотворной философской жизнью; публиковали свои произведения, создавали философские журналы. Философия русского зарубежья после октября
    1917 г. продолжала развивать религиозно-идеалистическое течение –
    С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, Б.П.Вышеславцев, Г.П.Федотов; социологию и историософию – И.А.Ильин, П.А.Сорокин; сформировала многие оригинальные направления: экзистенциализм (Н.А.Бердяев, Л.Шестов), интуитивизм и персонализм
    (Н.О.Лосский), евразийство
    (Н.С.Трубецкой, В.Н.Ильин. Утверждалось также и ортодоксальное богословие – В.В.Зеньковский, Г.В.Флоровский, В.Н.Лосский.
    Отметим наиболее важные моменты в этом философском наследии.
    Философия H.A. Бердяева (1874-1948) соединяет в себе религиозные мотивы с социальными проблемами, так что последние часто выходили на первый план. Этот социальный контекст состоял из трех русских революций, первой и второй мировой войн, воцарения большевиков и вынужденной эмиграции. Мировоззренческие проблемы
    Бердяева начинаются с разработки основной противоположности между духом и природой. К понятию духа он относит жизнь, свободу, творческую деятельность, Бога; к понятию природы – вещь, психику, необходимость. Свобода не создается Богом, а существует до него, поэтому Бог не ответственен за свободную волю человека.
    Божественная жертва призвана покорить свободу путем просвещения ее изнутри.
    Личность есть, по Бердяеву, духовная категория. Ее реализация начинает восхождение от подсознательного, через сознательное - к сверхсознательному. Творческая деятельность человека представляет

    125 собой дополнение к божественной жизни, она является «божественно- человеческой». Поставив личность во главу своей философии, придавая ей божественные атрибуты, Бердяев называет свою философию персоналистической (от «персона» – личность). Бердяев отличал персонализм от индивидуализма: «быть самим собой», значит осуществлять Божий замысел о себе.
    Человек – двойственное существо, живущее одновременно в двух мирах – явлений и вещей в себе. Между ними может быть взаимодействие посредством любви. Духовное познание – это единение между субъектами в мистическом опыте, в котором все – во мне, и я – во всем.
    Общество, нация, государство имеют меньшую ценность, чем личность. В этом тезисе проявляется полемика Бердяева со сторонниками марксистской и националистической идеологий.
    Бердяев пишет о двух видах этики – этике закона, которая приспособлена к требованиям повседневной жизни, и этике искупления и любви к Богу, евангельской этике. Эта этика дает возможность Богу через жертву осуществить в мире единство любви и свободы. Путем восхождения к свободе, проникнутой любовью к Богу, человек достигает преображения и обожествления. Бердяев выделяет еще и этику творчества, которая также есть путь в Царство Небесное.
    Бердяеву присущ пессимизм относительно прошлого человеческой истории. «Ни один проект, разработанный в недрах исторического процесса, не был когда-либо успешным», – писал он в
    «Смысле истории». Этому мешало насилие в средние века и отрешение от Бога в Новое время; нерелигиозный гуманизм ведет человека к утрате человечности. История христианского мира слишком часто представляла собой распятие Христа. Социализм, по Бердяеву, подменил истинную соборность, занимающую в русском менталитете высокое место. Соборность основана на любви и религиозном преображении твари, а в социализме ее заменили фальшивой идеей, основанной на принудительном служении личности обществу.
    Единственное царство, которое может преуспевать, пишет Бердяев в
    «Опыте эсхатологической метафизики» – это Царствие Божие. Смысл истории находится по ту сторону истории, в метаистории. И конечная победа Царства Божия неизбежна.
    Россия, считал Бердяев, призвана стать единством Востока и
    Запада, но не за счет эмпирического национального характера, который противоречив и которым нельзя только восхищаться, а за счет

    126 эсхатологических (эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека) потенций, еще не проявившихся в полной мере.
    Бердяев полагал, что абсолютное добро может быть осуществлено только в Царстве Божием. Исторический процесс он рассматривал, как борьбу сил добра и зла. Представление о вечных муках ада считал садистским; отказывался признавать учение о вечном проклятии, считая его рабским, террористическим. Спасение, утверждал Бердяев, будет иметь всеобщий характер, поскольку никто не может быть счастлив, если кто-то другой страдает. Весь пафос его философии в защите абсолютной ценности личности, необходимости ее свободы и важности ее творчества.
    Интересна в русской философии концепция «живого знания»
    С.Л. Франка (1877-1950). В его взглядах она есть единство мышления и переживания; это мыслящее переживание, позволяющее преодолеть противоречие между декартовским
    «мыслю, следовательно, существую» и экзистенциалистским «существую, следовательно, мыслю»; Франк свое понимание строит на основе соединения двух реальностей: «мыслю и существую».
    М.Н. Бахтин (1895-1975) развил концепцию диалогического
    познания как познания субъекта, который рассматривается в качестве мыслящего и чувствующего, в форме диалога с ним. Живое и диалогическое знание можно сопоставить в западной гносеологии с концепцией личностного знания М. Полани (1891-1976). Под этим знанием понимается учет индивидуальных переживаний ученого в процессе познания.
    А.Ф. Лосев (1893—1988) был философом, филологом; он - автор ряда фундаментальных работ по античной эстетике, логике, языковедению; он также - переводчик философской и художественной литературы с древних языков. В философии Лосева развивается платоновско-гегелевская линия диалектического мировоззрения, традиция православия и русской философии, используется феноменологический метод Э. Гуссерля. Он относится к тем редким мыслителям, которые написали огромное количество работ с исключительной личной одаренностью и при этом в разных сферах философского знания. Его работы по античной философии несравнимы по своей обширности, глубине и научности анализа; они совмещают в себе одновременно философские, филологические и

    127 искусствоведческие аспекты.
    Они останутся в веках как неподражаемый образец мировой философии.
    Советская философия.
    Марксизм-ленинизм – это направление советской философии, опирающееся на диалектико-материалистическую парадигму, сформулированную целой плеядой философов 20-80-х годов.
    Диалектический материализм представляет собой общефилософские положения, а исторический материализм есть их приложение к истории, общественной жизни, этике.
    Диалектический материализм есть сочетание материализма и идеи диалектического развития в природе и истории. Центральный постулат
    бытие или материя определяет сознание, причем различается философское и естественнонаучное понятие материи, поскольку последнее зависит от уровня развития наук. По определению Ленина, материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.
    Материя – это не пассивная субстанция, а сущность, способная к самостоятельному движению и развитию, обладающая творческими потенциями. Высшие формы развития материи не усложнение низших, а новые своеобразные реальности со своими закономерностями. В итоге организованная, саморазвивающаяся материя производит высшую форму – мыслящий дух (сознание).
    Исторический материализм покоится на учении Маркса о последовательной смене общественно-экономических формаций, задаваемых типом базиса и надстройки. Базис носит экономический характер и включает способ, орудия производства и соответствующую классовую структуру общества, определяющую собственность на средства производства. Надстройка над экономическим базисом – наука, искусство, религия, философия, социально-политические учения, идеология. История предстает как смена общественно-экономических формаций вследствие противоречий базиса и надстройки.
    Марксизм-ленинизм претендовал на роль теории революционного преобразования мира. В этике марксизм-ленинизм увлекал людей установлением господства социальной справедливости и гармонии, переходом от необходимости к свободе; но на деле более реальной была «политическая целесообразность».
    В советской философии сложилось еще одно новое направление – философская антропология; она полемизировала с марксистской традицией понимания человека как совокупности общественных отношений, элемента производительных сил.
    Философская

    128 антропология имела гуманитарно-аксиологический характер и фокусировала внимание на единстве человечества и постижения человека как целостного образования. Акцентировалась диалектика сущности и существования человека, началось системное изучение жизнедеятельности человека в многообразии конкретных социальных, биологических, нравственных, психологических качеств. Были разграничены понятия «индивид», «индивидуальность». «личность».
    Идее всеобщего уравнения все сильнее противопоставлялась задача развития индивидуальности как самобытности конкретной личности – субъекта самостоятельной деятельности. Помимо осмысления свободы как осознанной необходимости появилась концепция внутренней свободы как возможности самостоятельного выбора, самореализации человека.
    Своевременным шагом стало выдвижение марксистской концепции глобальных проблем современности; в нее вошли вопросы общечеловеческой значимости. Это – осознание изменяющейся роли науки в обществе, причин и последствий научно-технического прогресса; гуманистическая проблематика; перспективы войны и мира в ядерную эпоху; рациональное природопользование и сохранение среды обитания; народонаселение и продовольственная программа. В то же время исследовалась «теория социализма» и решались специфические в этой теории проблемы.
    Советская философия, с учетом некоторых недостатков и идеологизированности, оставила наследие для дальнейших поисков и приращения знаний во многих областях знаний: в логике, методологии научного познания, истории философии, анализе глобальных проблем человечества.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24


    написать администратору сайта