Главная страница
Навигация по странице:

  • 30. Русская философия XIX века Эволюция русской идеи.

  • Славянофилы.

  • Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие. УчебнОе пособИе Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М., 2019 Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М


    Скачать 1.81 Mb.
    НазваниеУчебнОе пособИе Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М., 2019 Тогузова Л. И., Титкова О. В., Осипова А. М
    Дата28.04.2022
    Размер1.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия в вопросах и ответах. Учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #502993
    страница12 из 24
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   24
    29. Русская философия (общая характеристика)
    Русская философия — сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, несмотря на то, что предпосылки ее уходят вглубь славянской истории. Предпосылками назовем историческое сознание и самосознание народа, т.к. они еще не есть само явление, а лишь подготовка к рождению и развитию его.
    Философия в подлинном смысле слова возникает в России в XIX в. Даже XVIII в. (век М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева) - в значительной мере еще подготовительный, потому что русская мысль до Чаадаева и славянофилов во многом еще следовала за мыслью европейской; она еще искала свою тему, свою тональность, свой голос выражения.
    В классическом, золотом для России XIX в., русская философия училась у Запада, но и учила Запад. Русская мысль Ф. М. Достоевского,
    Л. Н. Толстого, Вл. Соловьева вышла в духовные лидеры человечества.
    Русская философская классика XIX в., как и русская классическая литература, вынесли миру истину, глубоко выстраданную опытом поколений: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку. Русская философия выступила как философия Предупреждения. Ее лейтмотив — нравственное вето на любой социальный проект, на любой «прогресс», если только они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.
    Для русской философии характерен отказ от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа доказательства и обоснования; она упрочила прочувствованные душой, пережитые в страданиях истины. Истина постигается, по учению русских философов, не чисто рациональным, рассудочным актом, а цельной жизнью духа, «полнотой жизни» (Н. А. Бердяев).
    Полнота жизни — это и есть краеугольный камень вершинного завоевания русской философской мысли — идеи, или учения,
    всеединства. Русская философия — душа русского народа, со своими идеалами и ценностями, очень далекими от прагматизма и утилитаризма западной культуры. Философскую установку Запада

    113 четко выразил Спиноза: не плакать, не смеяться, а понимать! В полную противоположность такому крайнему рационализму русская философия (русская духовность) утверждала — устами старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского — невозможность постижения
    Истины без любви: высшие откровения духа даются лишь любящему сердцу. И это не чувственная любовь (как у Фейербаха). Это духовная любовь — именно она отличает человека от всех живых тварей земли.
    Именно она придает нашему сознанию цельность и полноту.
    Классическая русская философия, как и классическая русская литература, антибуржуазна. «Близорукость» и «утопизм» тех, кто искал альтернативу капитализму, были в то же время дальновидным провидением более глубокой исторической сущности: антигуманного, безнравственного, антиэстетического, а потому по необходимости и
    «неистинного» характера западноевропейского типа развития. Отставая от российской действительности, русская философия намного ее опередила.
    В программе Всеединства и цельного знания был прочерчен путь, по которому были возможны пересечения русской философии с основной европейской мыслью, но не слиться с ней, сохранить свой собственный голос. Это был голос Любви и Добра, который не заглушает западным голосом — Воли и Разума.
    Русская философия — целостное духовное образование. Но внутреннее единство ее идей достигалось в сложной, напряженной борьбе различных направлений мысли. В философских спорах нередко каждая сторона была по-своему права, а истина рождалась в сопряжении, синтезе противоположных мнений.
    Основные этапы развития русской философии XIX – XX вв.:
    1). Начало самостоятельной философской мысли в России связано со славянофильством (40—50-е гг. XIX в.). Основатели этого течения
    А. С. Хомяков (1804—1860), И.В.Киреевский (1806—1856); они открыто противопоставляли свой способ философствования западному
    (единство ума, воли и чувства) как односторонне- рационалистическому.Духовной основой славянофильства было православное христианство, с позиций которого они критиковали материализм и классический (диалектический) идеализм Канта и
    Гегеля.
    2) Другую точку зрения, противоположную славянофильской, отстаивали в спорах с ними западники (40—60-е гг. XIX в.); они считали, что Россия может и должна пройти тот же этап развития, что и

    114
    Запад. Среди западников были как либералы-реформаторы (П. В.
    Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин), так и радикалы- революционеры (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский).
    Основоположником западничества следует признать русского мыслителя П. Я. Чаадаева (1794—1856).
    3). Народничество (60—80-е гг. XIX в.). Это направление в
    России выросло из учения А. И. Герцена о «русском», т. е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался как реакционное, попятное движение. К народничеству близко стоял русский анархизм (М. А. Бакунин, Л. Н. Толстой, П. А. Кропоткин).
    4) Философия всеединства (70-е гг. XIX в.—30-е гг. XX в.). Корни этого философского учения уходят вглубь веков — к античности и
    Возрождению. В русской духовности идея всеединства была возрождена и развита Вл.Соловьевым (1853—1900). Всеединство
    (универсальная связь мира) доступно раскрывает себя лишь «цельному знанию», органически сочетающему в себе теологию, философию и
    опытную науку; считается, что на этой основе преодолевается односторонность как рационализма, так и иррационализма. Идеи
    Вл.Соловьева были продолжены С. Л. Франком, П. А. Флоренским, Л.
    П. Карсавиным.
    5) Русская религиозная философия конца XIX — начала XX в. На этом рубеже (в так называемый серебряный век русской культуры) творческий подъем охватил религию, философию, искусство. Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека. Одним из идеологов религиозного обновленчества был В.В.Розанов (1856—1919). Особое место в русской религиозной философии принадлежит Л.И.Шестову
    (1866—1938), который был непримиримым критиком европейского рационализма. К данному направлению относится многогранное творчество А.И.Ильина (1883—1954) — философа, правоведа, литературного критика.
    6) Русский марксизм (с 1883 г. — со времени начала марксистского революционного движения в России); его основатели —
    Г.В.Плеханов (1856—1918) и В.И.Ленин (1870—1924). Как теоретик марксизма,
    Плеханов основополагающее значение придавал
    материалистическому пониманию истории; он справедливо связал с ним научный характер марксистской социологии. Ленин, в отличие от
    Плеханова, не был удовлетворен объективно-научным осмыслением действительности; он выдвинул социально-политическую революцию в

    115 высший акт социального творчества. Он обосновал реальную возможность социализма сначала в нескольких или даже в одной отдельно взятой стране. Эта идея оказала огромное влияние на дальнейший ход общественного развития.
    В начале XX века особую группу внутри русского марксизма образовали идеологи так называемого «легального марксизма»:
    Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве. Они сочувствовали процессу капитализации России, но решительно отмежевали себя от сторонников насильственной революции и классовой диктатуры.
    7). Философия в советской и постсоветской России. Период
    (1917-1991) официально именуется «советской философией», когда марксизм-ленинизм был провозглашен единственно верным учением и стал основной идеологией в СССР. Тем не менее, даже в условиях тяжелого идеологического давления в России творили, работали выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность — А.Ф.Лосев, М.М.Бахтин, Г.Г.Шпет,
    Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, Б.М.Кедров, П.В.Копнин, Мераб
    Мамардашвили и др. Мировое значение русской философской мысли
    XX в. продолжает изучаться многими не только отечественными, но и зарубежными исследователями.
    30. Русская философия XIX века
    Эволюция русской идеи. В историческом плане впервые о русской идее можно говорить в связи с созданием монахом Филофеем в
    XVI в. концепции «Москва как третий Рим». Она идеологически помогла становлению великого государства Российского, но суть ее была бы неправильно понята, если бы свелась только к созданию русской империи. Последнее было средством, целью же – сообщение всему человечеству света православного христианства в его русском понимании. «Восстановить на земле этот верный образ божественной
    Троицы – вот в чем русская идея» (В.С.Соловьев).
    Идея «третьего Рима» выражала вселенский характер русского православия. Отметим три основные черты концепции Филофея; следует учесть, что данный принцип не впервые был сформулирован и первенство здесь не за Россией:
    1) несокрушимая вера в истинность христианской религии именно в ее православном варианте;
    2) стремление сообщить свет этой веры всему миру;
    3) мессианское убеждение, что России это удастся.

    116
    Первую трещину в русское православие внес церковный раскол
    XVII века; следующий ощутимый удар православию нанес Петр I.
    Здесь сказалась не столько его политическая ориентация на Запад, сколько национальная трансформация общества в угоду западному миру. Церковный раскол ослабил духовную мощь церкви и этим очень помог Петру I. После проникновения западного просвещения в Россию происходит ослабление русского православия, и в начале XIX века приводит к светскому расколу общества на западников и славянофилов.
    Славянофилы.
    Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, яркими представителями которого были Алексей
    Степанович Хомяков (1804—1860) и Иван Васильевич Киреевский
    (1806—1856) и др.; они оказали значительное воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания; они поставили ряд важных социально-политических и философско-исторических проблем; их интересовали вопросы, связанные с крестьянской общиной, ее прошлым и будущим. Они считали, что западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку. Свои мысли они подтверждали тем, что она выражает, порожденное ею, чувство «обманутой надежды» и
    «безотрадной пустоты». Славянофилы, представляли всю западную историю как плод человеческого злодейства; имея для себя в этом ложном представлении достаточное основание, они негодовали и выражали враждебность к этой культуре, как чужеродной и опасной.
    Но ожесточенно нападать на заведомые следствия естественной необходимости — хуже, чем бить камень, о который споткнулся.
    В критике ранней буржуазной цивилизации славянофилами были усмотрены негативные, нарушающие внутренний душевный лад, деморализующие факторы человеческого бытия. Отсюда славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о
    человеке и обществе. Так, например, Хомяков произвел учение об иерархической структуре души и о ее «центральных силах»; о
    «внутреннем средоточии духа» писал Киреевский. Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины. Духовной основой общины является русская православная церковь. Первоначало всего

    117 сущего, согласно Хомякову, — «водящий разум», или Бог.
    Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла». Сущность мира, или «водящий разум», может быть познана лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека. Ее он называет «разумной зрячестью» или «живознанием». Исходное начало всех этих функций – «народная вера», т.е. религия. На этих религиозных взглядах славянофилами строилась концепция русского исторического процесса.
    Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма. Представители этой идеологии играли активную роль в подготовке крестьянской реформы
    1861 г. Они отстаивали реформы «сверху». Философия славянофилов объективно отражает мировоззренческое движение перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.
    Западники.
    К западникам относятся выдающиеся мыслители

    В.Г.Белинский
    (1811—1848),
    Н.Г.Чернышевский
    (1828—1889),
    Н.А.Добролюбов (1836—1864), Д.И.Писарев (1840—1868), А.И.Герцен
    (1812—1870). Они были талантливыми литературными критиками, философствующими публицистами, общественными деятелями.
    Западники прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского Просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русские философы, не без влияния Л. Фейербаха, повернулись к материализму, но стремились сохранить диалектический метод Г. Гегеля. Они полагали, что сознание есть свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи — мозга
    13
    . Среди западников в философском отношении особо выделяются Герцен и Чернышевский.
    Николай Гаврилович Чернышевский, испытавший сильное влияние воззрений Л. Фейербаха, уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее социальными, этическими и, что очень важно, экономическими аспектами: для человека очень существенны реальные условия его бытия. В области этики Чернышевский проповедовал знаменитую идею «разумного эгоизма», которая до сих пор продолжает вызывать много споров. В области эстетики, чему принадлежит его труд ―Об эстетическом отношении к действительности‖, в центре внимания - художественное творчество и категории прекрасного.
    13
    Выдающаяся роль в исследовании функций мозга принадлежит русскому физиологу И.М. Сеченову, на труды которого опирался, в частности, Н.Г. Чернышевский.

    118
    Согласно Чернышевскому, «прекрасное — это жизнь». Поэтизация самого факта жизни во всем ее разнообразии — существенный аспект в философских воззрениях мыслителя. Чернышевский жестоко пострадал на каторге за свои политические убеждения и выступления.
    Александр Иванович Герцен в своем мировоззрении прошел сложный и внутренне противоречивый путь. Его идейное развитие — это духовная драма, процесс очарований и глубоких разочарований вплоть до пессимизма. Он был не согласен с идеологией славянофилов, увлекался западноевропейскими философскими концепциями. В своих изданиях — альманахе «Полярная звезда» и газете «Колокол» - он выступал против крепостничества и царизма. Он выдвигал общедемократические требования: освобождение крестьян с землей, общинное землевладение и уничтожение цензуры. Его идеалом являлся не какой-либо абстрактно-логический момент в жизни абсолютной идеи, но справедливо устроенную жизнь. Герцен отмечал, что природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются; что они
    «течение, перелив, движение»; причем движение это происходит посредством борьбы двух противоположных тенденций (или стремлений) - возникновения и разрушения. Проблема личности, по утверждению Герцена, теперь становится центральной: личность - вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею все живет.
    Общефилософские проблемы, занимавшие интересы Герцена, — это единство бытия и мышления, жизни и идеала, поиски метода, в котором гармонично сочетались бы эмпирический и рациональные приемы человеческого ума. Он стремился обосновать закономерность движения человечества по пути к свободному от антагонизмов обществу. По Герцену, грядущий мир есть царство разума, он как бы подытожит и воплотит разумные начала всей предшествующей истории: реалистическое преклонение перед природой и принципы суверенности личности, свободы духа, развитые в первоначальном христианстве. Он выступал за снятие крайностей материализма и идеализма. В молодости он был верующим, впоследствии разделял идеи атеизма; если говорить точнее, находился в поисках и колебаниях в этом вопросе. Герцен уделил особое внимание взаимоотношению личности и общества; он критиковал как буржуазный индивидуализм, так и уравнительные коммунистические утопии. Размышляя над проблемой свободы и необходимости, он стремился избежать крайностей и фатализма, и волюнтаризма пытался осмыслить историю

    119 как «свободное и необходимое Дело», развивал идею единства среды и личности, исторических обстоятельств и человеческой воли.
    Герцен с глубоким интересом воспринимал идеи социализма, например, высоко ценил труды К.А. Сен-Симона, П.Ж. Прудона и др.
    Он исходил из того, что пути к социализму многообразны и зависят от исторически сложившихся форм общественной жизни икультуры.
    Относительно России он считал, что для нее наиболее приемлем
    крестьянский социализм, так как русская деревенская община содержит его зачатки. Хотя Герцен верил в идеи социализма, но не рассматривал его как окончательную и совершенную форму общественного устройства. От методов революционного преобразования он отказывался, но склонялся к реформистским путям совершенствования общества. В своем произведении «С того берега» он поставил резонный и мудрый вопрос: «Где лежит необходимость, чтобы будущее разыгрывало с нами придуманную программу?» Другими словами, какие существуют объективного характера ручательства в том, что идеалы социализма осуществимы?
    В области философии истории в фокусе его внимания была проблема сущности социальных законов, которые осмысливались как переплетение стихийного хода истории, т.е. бессознательного начала в историческом потоке, и сознательной деятельности индивидов и общества в целом в виде развития научного знания. Герцен боролся за просвещение масс, подготавливающее их к социальному перевороту.
    Но после поражения революции 1848 г. он существенно пересмотрел некоторые основные положения своих социально-философских взглядов. В частности, Герцен отказался от идеи разумности хода истории; подверг резкой критике различного рода социальные утопии и романтические иллюзии; поставил под сомнение способность человеческого разума понять и предвидеть направление исторического развития. Мыслитель пришел к выводу о возможности для России иного, отличного от западноевропейского пути развития. Основу для такого развития составит только община, которая как своего рода мирской эмбрион, разовьется в самую широкую общественность. Он возвел фундамент для позднейшего русского народничества. Но чем дальше, тем все больше он чувствовал, что Россия заражается
    «буржуазной оспой».
    Последним словом социально-философских воззрений Герцена явились письма к М.А. Бакунину, направленные против крайностей его революционной теории. Особенную критику вызывали призывы к

    120 уничтожению государства, к немедленному социальному перевороту; он не соглашался с требованиями не «учить народ», а «бунтовать его».
    Герцен утверждает: нельзя звать массы к такому социальному перевороту, потому что насилием и террором можно только расчищать место для будущего, но не создавать новое. Для социального созидания необходимы идеи строящие; нужна сила; нужно народное сознание. Он уверен, что «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри». Наследие Герцена имеет большое значение для русской философской мысли и развития интеллигентского движения.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   24


    написать администратору сайта