Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема

  • 28. Познавательные способности человека: чувства, рассудок, разум и интуиция. Фантазия и творчество. Рациональное и иррациональное в познании

  • 29. Научное и ненаучное знание. Рост научного знания и научные революции

  • Философия и бытияе. философия в вопросах и ответах (учебное пособие)(1). Учебное пособие для подготовки к экзаменам под редакцией профессора В. И. Курашова и доцента Г. Э. Галановой


    Скачать 1.22 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для подготовки к экзаменам под редакцией профессора В. И. Курашова и доцента Г. Э. Галановой
    АнкорФилософия и бытияе
    Дата28.01.2022
    Размер1.22 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлафилософия в вопросах и ответах (учебное пособие)(1).pdf
    ТипУчебное пособие
    #345025
    страница12 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    27. Особенности эмпирического и теоретического познания
    Эмпирический уровень познания: формы и методы
    98

    В структуре научного знания выделяют эмпирический и теорети­
    ческий уровни познания, которые между собой взаимосвязаны. Теоре­
    тический уровень подтверждается опытными фактами. Для предсказа­
    ния и описания фактов нужна теория.
    Эмпирическое познание направлено на познание чувственно вос­
    принимаемых объектов. Исследуемый объект изучается со стороны своих внешних связей. В эмпирическом познании преобладает живое созерцание (представление), но есть и рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.), который имеет подчиненное значе­
    ние.
    Различают такие формы эмпирического познания, как: прото­
    кольные предложения, факты, эмпирические законы и феноменологи­
    ческие теории.
    1) Протокольные предложения – это единичные эмпирические высказывания, которые фиксируют результаты единичных наблюде­
    ний. Например, сегодня в два часа дня стрелка ампермометра показала два ампера.
    2) Факты – это индуктивные обобщения протоколов. Чистых фактов самих по себе не бывает. Факт всегда теоретически нагружен: в формировании факта участвуют теории, и сами факты дают стимул для образования новых знаний.
    3) Эмпирические законы, например, газовые законы Бойля – Ма­
    риотта, Гей - Люссака. Обычно они представляют собой широкие ин­
    дуктивные обобщения (все металлы электропроводны).
    4) феноменологические (описательные теории), которые имеют дело лишь с явлением, а не с сущностью предметов.
    Методами эмпирического познания являются: описание, сравне­
    ние, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ и индукция.
    1. Описание — это перевод чувственной информации на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр.
    2. Измерение - это определение количественных значений свойств объекта с помощью специальных технических устройств на основе эталонов. В основе измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам.
    3. Наблюдение позволяет получить первичную информацию об объектах. Оно пассивно. Нет деятельности, направленной на преоб­
    разование и изменение объектов познания. Наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными. При непосредственных на­
    блюдениях свойства объекта воспринимаются органами чувств чело­
    99
    века. В современной науке наблюдение бывает чаще всего опосредо­
    ванным, т. е. проводится с использованием тех или иных технических средств.
    4. Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, свя­
    зей.
    Эксперимент обладает рядом важных особенностей: 1) позволяет устранять всякого рода побочные факторы, затрудняющие процесс исследования, при этом объект может ставиться в искусственные, в частности, экстремальные условия. Это приводит к обнаружению но­
    вых свойств объекта. 3) достоинством многих экспериментов являет­
    ся их воспроизводимость.
    Теоретический уровень познания характеризуется преобладани­
    ем рационального момента – понятий, теорий, гипотез, законов. Чув­
    ственное имеет подчиненное значение, происходит познание сущно­
    сти объектов. Характеристикой теоретического познания является опе­
    рирование с идеальными объектами.
    Теоретический уровень познания: формы и методы
    К формам теоретического познания относятся: проблема, гипо­
    теза, теория, закон.
    Проблема – это вопрос, возникший в ходе познания и требую­
    щий ответа. Для решения проблемы необходимо опираться на тради­
    цию и на систему понятий.
    Гипотеза (предположение). Как форма теоретического знания, гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям: 1) соответ­
    ствовать установленным в науке законам, 2) согласовываться с опыт­
    ным материалом, 3) не должна быть противоречивой, должна: 4) быть простой, 5) допускать возможность ее опытной проверки, 6) описы­
    вать широкий круг явлений. Гипотеза это всегда вероятностное зна­
    ние.
    Теория. Она представляет собой систематизированное и обоб­
    щенное знание о законах или закономерностях некоторого класса объектов. Признак теории – логическая связность всех ее утвержде­
    ний. Теория основывается на совокупности эмпирических фактов, ко­
    торые образуют ее базис. Функции теории:1) объяснительная; 2) пред­
    сказательная; 3) описательная.
    Для построения естественнонаучной теории используется гене­
    рализация, формализация и аксиоматизация. Генерализация теории -
    100
    это логическое обобщение широкого спектра свойств изучаемых объектов. В генерализации применяются: формализация и аксиомати­
    зация.
    Формализация использует знаковые средства. В точном есте­
    ствознании формализация совпадает с математизацией теории. Глав­
    ная задача формализации – это уточнение вводимых в теорию поня­
    тий, придание им логической формы. В процессе уточнения смысла понятий происходит переход от неявного к явному смыслу. Все поня­
    тия приводятся к иерархической системе, что означает выводимость одних понятий их других.
    Основная задача аксиоматизации состоит в поиске и формули­
    ровке исходных аксиом теории, т. е. минимума базисных положений, из которых можно вывести все ее содержание.
    Главную роль в формировании теории играют абстрактные идеа­
    лизированные объекты. Эти объекты содержат в себе не только мыс­
    ленные модели определенного фрагмента реальности, но и конкрет­
    ную программу исследования.
    Для создания абстрактных объектов используются методы идеа­
    лизации и моделирования.
    Закон. Закон как философская категория выражает объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся, общие, устойчивые свя­
    зи между явлениями или объектами в природе.
    Методы конструирования законов основаны на различных видах абстракций.
    Законы науки классифицируются на динамические (причинно – следственные) и статистические (вероятностные). Динамические зако­
    ны описывают системы, в которых имеет место жесткая обусловлен­
    ность (детерминация) одного элемента другим по принципу причины – следствия. Динамическими законами является ряд законов классиче­
    ской физики: закон тяготения, законы механики Ньютона, электроди­
    намики Максвелла.
    Статистические законы – это законы массовых явлений. Они проявляются в результате взаимодействия большого числа единичных и случайных объектов или явлений. К статистическим законам отно­
    сятся многие законы науки: законы распределения Максвелла, Больц­
    мана, Гиббса, законы квантовой механики, а также многие законы со­
    циально – гуманитарных наук.
    101

    * * *
    Е.А.Бугарчева
    28. Познавательные способности человека: чувства,
    рассудок, разум и интуиция. Фантазия и творчество.
    Рациональное и иррациональное в познании
    Проблема познания – одна из важнейших проблем в философии.
    Задолго до психологии европейская философия поставила вопрос о возможности адекватного познания мира, каналов познания, априор­
    ных (доопытных) и апостериорных (после-опытных) составляющих знания. Вопрос о познаваемости мира может быть положительно ре­
    шен как в идеалистической (религиозной), так и материалистической картине мира. Идеалистический (религиозный) взгляд не видит проблемы в доказательстве способности человека познавать мир ис­
    тинно. Если человек – результат творчества Всевышнего, а также мир
    – результат божественного творения, то между миром, человеком и богом нет препятствий в познании. При материалистическом взгляде марксистского толка во главу угла доказательства познаваемости мира ставится критерий практики: если человек, равно как и любое другое существо, неверно отображает мир, то ему было бы невозможно вы­
    жить. Поскольку ошибки в познании в конечном счете могут привести организм к гибели из-за неправильной приспособляемости к окружаю­
    щему миру, марксизм делает вывод, что в ходе практики мы достигаем истины, а значит, исправляем ошибки, а потому выживаем. Конечно, речь идет о том, что субъектом познания является не один человек, а весь человеческий род, а потому и время познания – это не время од­
    ной человеческой жизни, а время жизни всего человечества.
    Философия вне зависимости от мировоззренческой позиции раз­
    деляет все познавательные способности человека на три группы: чув­
    ственные, рациональные и интуитивные. Сенсуалисты XVIII в. настаи­
    вают, что в разуме нет ничего того, чего не было б прежде в чувствах
    (Т. Гоббс, Дж. Локк). Они не признавали наличие в сознании чего бы то ни было до того, как появится чувственный опыт. Вместе с этим современная психология различает два вида чувственного опыта, по­
    лученного непосредственно от органов чувств: это чувства и эмоции.
    Чувства имеют объект, который их вызывает: например, кому-то не­
    102
    приятны кошки. Есть чувство неприятия и объект, его вызывающий – кошки. Наряду с чувствами есть эмоции, которые не имеют объектной направленности. К примеру, паника. Конечно, есть объекты и собы­
    тия, вызвавшие панику, но сама паника не направлена ни на какой объект. Понятно, что эмоции не могут служить материалом для разум­
    ного осмысления мира. Чувства же сами уже расчленяют, анализиру­
    ют мир, выделяя в нем объекты, что означает, что уже в чувствах есть рациональное начало. Противниками сенсуалистов выступали рацио­
    налисты (Р. Декарт), которые изначально понимали способность раз­
    лагать объект на составляющие части, привносить в чувственный опыт логические законы прерогативой разума. Без воздействия разума чув­
    ства могут нас обмануть, полагали рационалисты. Начиная с гносеоло­
    гии И. Канта, чувства и разум признаны двумя равноправными канала­
    ми познания. Чувства без разума хаотичны, разум без чувственного
    (опытного) материала пуст. Современная гносеологическая традиция опирается в понимании чувственного познания на три ее последующие составляющие: ощущение, восприятие, представление. На стадии ощу­
    щения человек получает сигналы от органов чувств, что есть нечто с определенными качествами: горькое или кислое, круглое или с угла­
    ми, яркое или бледное и т.д. На стадии восприятия комплекс ощуще­
    ний дают полное представление об объекте, который представлен перед субъектом непосредственно здесь и сейчас. На стадии представ­
    ления сознание воспроизводит объект без непосредственного его воз­
    действия на мозг.
    Со времен И. Канта сохраняется представление о различии рас­
    судка и разума. Рассудок есть способность человека видеть логику, взаимозависимость явлений и, благодаря понимаю связей между явле­
    ниями, делать правильные (логичные) выводы об их изменении. Разум видит больше, чем рассудок: помимо логических выводов разум поро­
    ждает принципиально новые идеи.
    Интуиция соединяет в себе и чувственное, и рациональное по­
    знание. Интуиция – это способность видеть развитие объекта на шаг вперед, когда нет объяснению еще предыдущему состоянию. Подоб­
    ная способность может сложиться в том случае, если субъект обладает достаточным познанием объекта, напряженно мыслит ту или иную проблему. Такая интуиция называется научной. Наряду с ней суще­
    ствует представление об интуиции как возможности предвидения со­
    бытий в повседневной жизни. Феномен интуиции показывает, что не­
    возможно полностью рационализировать познание; в нем обязательно
    103
    есть и иррациональная составляющая. Последняя ярко представлена в художественном, мистическом и религиозном знании. Художествен­
    ное познание мыслит преимущественно образами и ориентируется на нерациональные критерии вкуса, красоты, гармонии, безобразного.
    Мистическое познание познает мир без такого посредника, как чув­
    ственный опыт. Религиозное познание ориентируется на божественное откровение как главный источник истины
    Высшей способностью познавательной деятельности человека является способность к творчеству. Творчество определяется как со­
    здание неповторимого – мыслей, действий, произведений и т.д. В силу того, что личность каждого человека уникальна, неповторима, она способна к творчеству. Самые важные для человеческого духа творе­
    ния называются произведениями.
    Способность к творчеству невозможна без воображения. В нем весь имеющийся опыт человека расчленяется, комбинируется, соеди­
    няется произвольным образом так, чтобы в новое творение можно было вложить идею – не важно, насколько серьезно будет ее содержа­
    ние. Воображение базируется на богатом чувственном и внутреннем опыте, но из этого опыта оно способно создавать образы, наполненные рациональным содержанием. Практическое, опытное, рациональное или фантастическое отображение, познание и преобразование действи­
    тельности являются неотъемлемыми ценностями человеческой культу­
    ры.
    * * *
    И.И.Чечеткина
    29. Научное и ненаучное знание. Рост научного знания и
    научные революции
    Знание представляет собой результат познания и является выра­
    жением в сознании материальных и духовных процессов окружающе­
    го мира. Знание – это идеальный образ действительности. Существуют следующие виды знания:
    1) обыденное (житейское). Оно основано на здравом смысле и повседневном опыте, сводится к описанию фактов. Это знание являет­
    ся важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения
    104
    людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Обыденное знание не является системным, поскольку отсутствует взаимосвязь между понятиями. Оно берется из различных источников;
    2) мифологическое знание. Его особенность – нерасчлененность
    (синкретизм) религиозных верований, художественных образов, эле­
    ментов философского и научного знания, магии. Миф является источ­
    ником любого знания. Он стремится к целостному видению мира. В мифе человек переносит на внешний мир свои мотивы и представле­
    ния, приписывая ему человеческие свойства (антропоморфизм). В ми­
    фологическом знании больше выражена чувственно- образная компо­
    нента по сравнению с рациональной. Мифы всегда поддерживали определенные нормы поведения людей и ценности общества. В этом проявляется мировоззренческая сущность мифа.
    3) философское знание. Оно обладает всеобщностью, предель­
    ной абстрактностью и критической рефлексией над другими видами знания. Философия обладает мощной ценностной компонентой, фор­
    мирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем. Фило­
    софия познает мир в целом. Философия также антропоцентрична, весь мир видит через человека, через призму его желаний, целей и мотивов.
    4) художественное знание (искусство) - целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии. Оно не стремится быть доказательным и обоснованным. В искусстве в от­
    личие от науки и философии приветствуется вымысел, чтобы ярче вы­
    разить какое – то знание о реальности. Поэтому тот образ мира, кото­
    рый предлагается искусством, всегда условен. Задача искусства вы­
    явить единичное и особенное и через них сказать что-то об общем. Ис­
    кусство осмысливает в мире уникальное.
    5) религиозное знание основано на вере в сверхъестественное. В религиозном знании акцент делается на веру, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируют­
    ся в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, а не размышлять и де­
    лать выводы. В то же время любая развитая религиозная система яв­
    ляется системной и логически обоснованной. Религия предлагает че­
    ловеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. Религия отвечает на мировоззренческие вопросы и представляет собственную версию кар­
    тины мира.
    105

    6) научное знание. Главная особенность научного знания - раци­
    ональность. В науке новые сведения формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов. Ядро рациональности составляет критерий логической непротиворечивости понятий и зако­
    нов. Законы и теории выражают собой общее и необходимое. Научное знание должно объяснять и предсказывать факты. К основным чертам научного знания относятся: объективность, истинность, подтверждае­
    мость фактами (верифицируемость), опровержение фактами (фальси­
    фицируемость), системность и наличие познавательного метода. Науч­
    ное знание является общественным по своей природе и существует на основе естественного и искусственного языка. Научное знание являет­
    ся культурной ценностью и поэтому ему подражают такие формы не­
    научного знания, как паранаука (знание о феноменах, которые нельзя познать научно, со специфическими методами, например, ясновидени­
    ем); лженаука (знание, сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; квазинаука (знание, которого люди придерживаются на­
    сильно при невозможности критики); псевдонаука (знание, опирающе­
    еся на популярные теории); девиантная наука (отклоняющаяся от научных и общечеловеческих этических норм, при наличии ученых с официально признанными степенями); народная наука (деятельность знахарей, целителей, в отличие от магов и экстрасенсов).
    Рост научного знания. Научные революции
    Динамика науки означает рост, изменение и развитие знания. В западной философии науки (логическом позитивизме) проблема роста научного знания не ставилась. Там была принята интерналистская мо­
    дель развития научного знания. Рост знания был обусловлен внутрен­
    ней логикой развития науки: ученый занимался обобщением, класси­
    фикацией фактов, построением гипотез и их эмпирическим и логиче­
    ским обоснованием. Развитие науки понималось как постоянное на­
    копление и прирост нового знания. Для ее развития была характерна непрерывность.
    Интерналистской модели придерживался К. Поппер. Он предло­
    жил свою модель науки и ее эволюции. У него имеет место перманент­
    ная (постепенная) научная революция. Наука развивается за счет по­
    становки новых проблем, для их обоснования выдвигаются гипотезы.
    Гипотезы сначала фальсифицируются с помощью фактов, отбраковы­
    ваются. При отбраковке возникают новые проблемы, более глубокие.
    И так до бесконечности. Развитие науки означает переход от менее
    106
    глубоких проблем к более глубоким. Теория движется от одной проблемы к другой. Главная движущая сила науки – вечно неудовле­
    творенное любопытство.
    Экстерналистскую модель развития науки разрабатывали фило­
    софы постпозитивизма: Т. Кун и П. Фейерабенд. Суть модели состоит в том, что возникновение науки и дальнейшее ее развитие определя­
    ются потребностями и запросами общества, а также внешними соци­
    ально – культурными факторами (влиянием на развитие научного зна­
    ния философии, религии, искусства, мифа).
    Кун выдвигает концепцию научных революций. Центральным понятием является парадигма (система теоретических представлений), которая является эталоном научного исследования. Она определяет, какие задачи и как решать. Парадигма объединяет вокруг себя научное сообщество, которые принимают эту парадигму, поддерживают ее ав­
    торитет в обществе, действуют в ее рамках, решают головоломки и подвергают критике тех, кто ее не принимает.
    Кун различает нормальное существование науки (первый пери­
    од, когда почти все принимают какую-либо парадигму), а затем возни­
    кают аномалии в рамках парадигмы (несоответствие между опытными данными и выводами, делаемыми в рамках парадигмы теорией). Ано­
    малии накапливаются и расшатывают парадигму, подрывают ее осно­
    вы, и она рушится. Вырабатывается новая - это и есть научная револю­
    ция. Как соотносятся между собой теории, построенные в рамках ста­
    рой и новой парадигм? Чем отличаются эти парадигмы? Ответ на пер­
    вый вопрос - никак, эти теории просто разные.
    Кун смотрит на науку диалектическим взглядом. Наука имеет внутреннюю логику – это логика парадигмы. Ученый занят в этой фазе классификацией фактов, отбором и подтверждение гипотез. Новые факты взрывают парадигму и наступает другая фаза – научная револю­
    ция. Происходит перерыв в кумулятивном развитии знания. В этой фазе наука зависит от действия различных социокультурных факто­
    ров. Они определяют спектр решения научных проблем. Из всех реше­
    ний проблем выбираются те, которые являются наиболее удачным ва­
    риантом решения научных головоломок.
    107

    * * *
    И.И.Чечеткина
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта