Философия и бытияе. философия в вопросах и ответах (учебное пособие)(1). Учебное пособие для подготовки к экзаменам под редакцией профессора В. И. Курашова и доцента Г. Э. Галановой
Скачать 1.22 Mb.
|
Идеализм объявляет основой бытия духовное начало. Объективный идеализм утверждает, что основой мира является мировое духовное начало (мировой дух, мировой разум, мировая воля, Бог, ничто, энергия и т.п.). Отрицает либо активность материи (Пла тон, Аристотель), либо ее статус первоначала (Августин Блаженный, Г.Гегель). Философия небытия есть разновидность объективного идеализ ма, так как порождение бытия небытием можно обосновать только ми стически. Объективный идеализм есть основа религии. Суть идеализма хо рошо передает Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово …». Субъективный идеализм объявляет основой мира человеческое сознание. Он либо отрицает реальность вне сознания человека (со липсизм), либо ставит ее существование в зависимость от сознания че ловека. Характерен для неокантианства, позитивизма, экзистенциализ ма и др. Представители: Д.Беркли, Д.Юм, И.Фихте, Р.Авенариус, Э.Мах и др. Формула: существовать – значит быть воспринимаемым (Беркли). Беркли отрицал существование материи, так как она не ощу щается. * * * В.И.Курашов 18. Осмысление проблемы бытия в истории философии Первые представления о бытии как о философской проблеме в западной философии сформулированы элеатами (VI–V вв. до Р.Х.), ко торые утверждали, что только бытие есть, а небытия нет. Глава элей ской школы Парменид (540–470) считал, что учение об истине — это учение о бытии и Бытие едино, вечно, неизменно, неподвижно, неде лимо. Учение о множественных преходящих вещах мира, по Пармени ду, есть учение мнения. 62 Основной вопрос школы элеатов – «Что есть Бытие?». Слож ность и запредельность этого вопроса видна уже потому, что связка «есть» в вопросе сама по себе причастна бытию. Если этот вопрос мы переформулируем еще так: Почему мир не одно только ничто?. То опять-таки, с понятием «ничто» мы связываем такие «бытийные» по нятия, как «мир», «одно только». Словом, в элейской школе обозначи лась извечная неразрешимая проблема. Сам Парменид вывел формулу «Бытие есть, а небытия нет», которая содержит обсуждаемые выше проблемы невыразимости в слове метафизических проблем, связанных с понятиями «бытие» и «ничто». Учение элеатов было противоположным учению Гераклита (VI —V вв. до Р.Х.), для которого бытие было вечным становлением, дви жением, процессом вещей, происходящих из огня. Огонь, в свою оче редь, возникает по необходимости из высшего разумного начала Ло госа. Понятие Логоса — смысловая область взаимосвязи идей элеатов и Гераклита. Учение Платона наиболее близко учению Парменида, поскольку для него истинно сущее – мир идей, а преходящий видимый мир мно жественных вещей и явлений можно считать почти несуществующим, близким ничто (небытию). Учение Платона здравомыслящему обыва телю может показаться странным, но это лишь при недостаточно глу боком рассмотрении проблемы бытия. Действительно, материальные объекты весомы и протяженны (по современным представлениям, ма териальные объекты состоят из вещества и поля, вещество весомо и протяженно, поле протяженно), а главное – они преходящи, находятся в непрерывном изменении во времени. Идеальные объекты: понятия, идеи, мысли – невесомы и непротяженны, а главное – они непреходя щи. Поскольку в основе мира не может быть того, что постоянно изме няется, ускользает, исчезает, т.е. вполне разумно искать основы мира, т.е. бытие, в чем-то вечном и неизменном. Для Платона это мир идей с основной идеей этого мира – Благо, или Единое, или Бог. Позднее неоплатоник Плотин (III в.) истинное бытие будет усматривать только в Боге. Можно сказать, что в разнообразных вариантах монистической традиции объективного идеализма язык – свет Абсолютного Бытия (Логоса – Слова– Бога) в сознании человека. Для Аристотеля бытие есть возможность, которая реализуется в множественности форм материального мира и принимает конкретное значение в конкретных суждениях: «Бытие же само по себе приписы 63 вается всему тому, что обозначается через формы категориального вы сказывания, ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие. Так как одни высказывания обозначают суть вещи, другие – качество, иные – количество, иные – отношение, иные – действие или претерпевание, иные – «где», иные – «когда», то сообразно с каждым из них те же значения имеет и бытие. Все вышеназванные направления представляют собой монизм, т.е. усматривается единая первооснова существования. В учении Пла тона можно найти элементы дуализма в части разделения им мира на мир идей и мир вещей, а в учении Аристотеля — элементы плюрализ ма, в части учения о множественности форм сущего. Для Аристотеля в мире неподвижен, неизменен, вечен только Перводвигатель – Бог. Вариантом монизма восточной философии является даосизм. По нятие «Дао», или «пути» всего существующего, в чем-то близко поня тию «Логос» в западной философии. Плюрализм в явном виде представлен Анаксагором (V в. до Р.Х.) в его учении о первичных элементах вещей – «семенах материи». Плюрализм представлен также античными атомистами и их последо вателями – Левкиппом (V в. до Р.Х.), Демокритом (V–IV вв. до Р.Х.) и др., согласно которым основа всего существующего – разнообразные по формам неделимые вечные атомы. Классический вариант дуализма представлен в учении Р.Декарта (1596–1650), который резко разграничивал протяженную материю и мыслящего субъекта. Преодолевая дуализм Декарта, Г. Лейбниц (1646–1716) и в мыш лении, и в материальных объектах видел единую энергетическую, дея тельную основу, носителем которой являются монады. Каждая монада вечна, развивается из внутренних побуждений как целостный живой организм. Гармонизирует все монады центральная монада – Бог. Уче ние Лейбница о едином деятельном начале всего сущего – монизм, а его учение о множественности различающихся между собой монад можно назвать плюрализмом. И все же, учение Лейбница – это мо низм, поскольку все монады представляют собой в совокупности гар моничное, органичное целое. Религиозный философ-идеалист Дж.Беркли (1685–1753) утвер ждал, что существуют только воспринимаемые (человеком или Богом) вещи, т.е. вне персонального восприятия нет существования. Для философа XVIII в. И.Канта проблема бытия не есть пробле ма разработанной им критической философии, поскольку она относит 64 ся к области метафизики, т.е. к проблемам, решение которых лежит за пределами возможного опыта. Бытие для Канта – простая связка в су ждениях: «Ясно, что бытие не есть реальный предикат, иными слова ми, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе. В логическом применении оно лишь связка в суждении». Логик и философ XIX в. Дж.Милль считал бытие эмпирической проблемой; по Миллю, бытие есть постоянная возможность отноше ния. В диалектическом материализме Маркса, Энгельса, Ленина и их последователей бытие – философское понятие, обозначающее незави симый от сознания материальный объективный мир. В этом учении понятие бытия сводится, по существу, к понятию материи. Что касает ся марксистско-ленинского понятия «общественное бытие», то точнее было бы использовать выражение «общественное существование», по скольку марксистско-ленинская философия отвергает философско-ме тафизическую проблему «Бытие», сводя бытие и сущее к существова нию в форме движущейся материи. Философские учения о бытии в ХХ в. заметно не обогатились. С одной стороны, они подверглись третированию в разнообразных вари антах эмпиризма, позитивизма, аналитической философии, в которых неоправданно большое значение для миропонимания придается логи ке. С другой стороны, усилия М.Хайдеггера и его сторонников были более похожи на суету вокруг известных решений проблемы бытия. Если в учении о бытии М.Хайдеггера вычленить наиболее существен ное, то это будет онтологизация языка, что близко традиционному платонизму. Пожалуй, дополнительный взгляд на проблему бытия в филосо фии XIX—XX вв. можно найти у экзистенциалистов, которые считали, что истинное бытие постигается человеком в пограничных ситуациях страха, трепета, тошноты, рвоты, страдания. Несколько слов следует сказать о противоположном бытию по нятии «небытие». Схоласт Горгий (V—IV вв.) отождествлял бытие и небытие, но это больше словесно-семантические изыски схоласта. Для Платона и Плотина небытие (точнее, почти небытие, почти ничто) — становящийся, изменчивый материальный мир. Божественное творе ние мира из ничего скорее неверная интерпретация религиозных уче ний, поскольку творению предшествовала Божественная Идея, Слово- 65 Логос, а это уже не ничто, не небытие. Если внимательно проанализи ровать любые философские изыски, в которых небытию, или ничто, приписываются какие-то свойства, потенции к порождению чего-либо (например, когда говорят, что небытие есть, небытие переходит в бы тие, из небытия возникло нечто), то будет понятно, что в них речь идет по сути не о «ничто», и не о небытии, а о некотором «нечто» (т.е. сло ву «небытие», или «ничто», приписываются смыслы, которые могут относиться только к понятиям «бытие» или «нечто»). Те же рассужде ния можно отнести и к экзистенциальному варианту понятия «небы тие» – понятию «смерть». Все, что сказано и написано о смерти, сказа но и написано живыми людьми. Человек может познавать только бы тие и жизнь, включая возможную жизнь после смерти. Понятия «не бытие» и «смерть» – наиболее пустые абстракции. О смерти можно го ворить только в этическом измерении, в смысле индивидуальной эсха тологии, т.е. с точки зрения смысла жизни (смысл жизни и смысл смерти — один и тот же вопрос): «Что я должен делать в земной жиз ни до физической смерти?». В данном случае правильнее в понятие бытия вкладывать смыслы понятий Добро, Благо, Логос, Бог, а под не бытием и ничто понимать бессмысленность (отсутствие мысли) или Зло. В заключение можно сказать, что встречаются, хотя и единич ные, философские работы, в которых небытию придается онтологиче ский статус прародителя мира. Если перефразировать Парменида, по лучается что-то типа «бытия нет, а небытие есть». Но надо ли менять значение слов на обратное? * * * И.И.Чечеткина 19. Философские и естественнонаучные представления о материи и пространстве и времени как ее атрибутах Классификация естественнонаучных учений о материи дана Э. Гартманом. Он показал, что различные физические теории объединя ются следующими положениями: Материя – это реальность. 66 Материя движется в пространстве и во времени. Разногласия между теориями возникают тогда, когда речь захо дит о содержании этого понятия. Одни отождествляют материю с массой, другие – с силой, а третьи – с энергией. Получается три рода теорий: Кинетическая. В основе понятия материи лежат пространство, время и масса. Материя есть движущаяся в пространстве и во времени масса. Динамистическая. Понятие материи исходит из представлений о пространстве, времени и силе. Материя – это силы притяжения и от талкивания, действующие в пространстве и времени. Энергетическая. Используются представления о пространстве, времени и энергии. Материя – это комплекс энергий, действующих в пространстве и во времени. Все естественнонаучные учения о материи имеют свое начало в философии и восходят к тому или иному философу. Так, древнегреческие философы Левкипп и Демокрит выдвинули кинетическую теорию. Ее поддерживали также ученые и философы Нового времени: Гоббс, Декарт, Гюйгенс, Бойль, Эйлер и Лесаж. Суть теории такова: материя состоит из непроницаемых и неде лимых частиц – атомов, которые движутся в пустоте. Если Демокрит полагал, что ни один атом не может свернуть со своего пути, и тем са мым вводил необходимость в природу, то их последователь Эпикур считал, что атомы могут отклоняться от своих траекторий, и придавал значение случаю. В Новое время Декарт, Гюйгенс и Бойль наделили материю геометрически-механическими свойствами (объемом, массой) и считали, что она является полностью безжизненной. Они не признавали силы, действующие на расстоянии между атомами. Фило софы полностью исключили понятие о силе и дальнодействии, отбро сили также всевозможные «способности» и «возможности» материи. Отсюда следовало, что кинетическая и потенциальная энергии нераз личимы друг от друга. Есть только место для кинетической энергии и различных ее комбинаций. Бытие принадлежало только движущимся атомам. Все события происходили в результате встречи и столкнове ния частиц материи по необходимости, которую установил в природе Бог. Кинетическая теория – это образец механистического учения о природе, господствовавшего в Новое время. Механистическим оно яв 67 ляется не из-за того, что все процессы в природе описываются закона ми классической механики, а потому что механистичен стиль мышле ния ученого, рассматривающий природу как мертвый механизм, со зданный Богом и запущенный им в движение с помощью толчка. Для такого стиля мышления характерно: 1) возведение обособленности атомов в абсолют, 2)случайность природных процессов. 3)безжизнен ность материи. Из материи философы изгнали жизнь и силу. Сущность мироздания составляла материя, все части которой могли перемещать ся. Понятие «материя» разрабатывалось также в диалектическом ма териализме. Философы этого направления – Плеханов, Ленин, Бы ховский – стремились придать этому понятию всеобъемлющий харак тер. Они считали, что невозможно дать определение материи через ро довые и видовые понятия физики. Материя – это предельно общее по нятие, и, следовательно, нельзя найти в науке более общее понятие, под которое ее можно подвести. В философии предельно общими понятиями выступают катего рии. Материализм обращается к философскому понятию объективной реальности, существующей независимо от сознания человека. Материя отождествляется с объективной реальностью. За объективную реаль ность принимаются не только чувственно воспринимаемые тела, но и те, которые либо воспринимаются с помощью приборов, либо могут быть открыты в будущем благодаря совершенствованию измеритель ных средств. Мозг и сознание других людей, чувства, мысли, мотивы человека по отношению к каждому из нас также являются элементами объективной реальности, поскольку все психические процессы в мозгу человека могут быть объектом научного исследования. Отсюда следу ет, чтовсе в мире есть материя и ее проявления.Сознание не представ ляет собой первичное свойство материи и является продуктом высо кой ступени эволюции материи, производным свойством «объектив ной реальности». Субъективное не отвергается, а включается в объек тивную реальность и занимает в ней подчиненное положение. Материализм утверждает познаваемость материи через ощуще ния и восприятия человека. Ленин называет материей объективную ре альность, которая действует на наши органы чувств и производит ощу щения.Согласно этому определению, нам известны психические со стояния, вызванные действием материальных предметов извне. Сами же материальные предметы нам неизвестны, так как наши ощущения и восприятия на них непохожи. Но, раз отличие между психическими и 68 физическими явлениями все же есть, то как же материальные объекты становятся доступными нашему познанию? На этот вопрос материали сты не отвечают. Из этого философского определения материи следует не только невозможность познания внешнего мира, но и сам факт его существования, таккак весь опыт человека представлен ощущениями и восприятиями. Поэтому существуют гносеологические трудности в разработке учения о материи. В диалектическом материализме учение о материи соединяется с идеей развития Гегеля. Диалектический материализм утверждает каче ственные различия материи и считает, что все высшее происходит из низшего и содержит его в себе. Например, организованная материя происходит из неорганизованной материи. Об этом повествуют все эволюционные концепции в космологии, химии, биологии. Диалектический материализм рассматривает материю как суб станцию и наделяет ее соответствующими атрибутами (свойствами). В диалектическом материализме постулируется, что: 1. Материя – это субстанция или универсальная основа, субстрат для различных связей, взаимодействий, форм движения и законов при роды. Материя не отождествляется со своим свойством: массой, силой или энергией. Она не сводится также к бесструктурным атомам, как в кинетической теории. Материя выступает как субстрат всех первич ных частиц и является основой всех фундаментальных взаимодей ствий в природе, поскольку движение не может существовать без ма териального носителя. 2. Материя должна быть непрерывной или бесконечно делимой и заполнять пространство между частицами. Такую функцию выполня ют физические поля: электромагнитное, гравитационное и ядерное. Они представляют собой материальные системы с бесконечно большим числом степеней свободы. Воздействия распространяются от точки к точке по теории близкодействия. 3. Материи приписывается структурность, которая выражает ее упорядоченность. Структурность свойственна мега-, макро- и микро мирам. Структурность неисчерпаема и бесконечна. 4. Формой существования материи выступают пространство, время и движение. Это – ее атрибуты как субстанции. Пространство представляет собой порядок расположения материальных объектов друг относительно друга, а время – следование их друг за другом. Пространство и время в диалектико-материалистическом уче нии: 1)являются формами существования материи; 2)не существуют 69 вне материи и независимо от нее; 3)связаны друг с другом. Их единство выступает в движении материи. Так, простейшая форма дви жения - перемещение - характеризуется величинами, которые пред ставляют собой различные отношения пространства и времени (ско рость, ускорение). Современная физика (теория Относительности) об наружила более глубокое единство пространства, времени и движения материи. Оно выражается в совместном закономерном изменении про странственно-временных характеристик объектов в зависимости от движения последних со скоростями, близкими к скоростям света, а также в зависимости пространства и времени от концентрации масс в мегамире. Понятие пространства заключает в себе идею порядка, или рас положения тел друг относительно друга. Поэтому пространственными характеристиками, например, будут: форма и координаты тел, расстоя ния и углы между телами, углы между различными пространственны ми направлениями движения тел. К свойствам пространства относят протяженность, однородность и изотропность, а также трехмерность. Однородность и изотропность относятся к специфическим свой ствам пространства. Однородность означает одинаковость всех физи ческих свойств пространства в каждой его точке, а изотропность - одинаковость всех физических свойств пространства по всем его направлениям. Однородность пространства и времени, а также изо тропность пространства связаны с фундаментальными законами физи ки – законами сохранения. Трехмерность характеризует геометрические свойства про странства. Положение любого объекта может быть определено с помо щью трех независимых координат. Трехмерность пространства не про тиворечит существованию в науке понятия многомерного про странства с любым числом измерений. Понятие многомерного про странства является математическим понятием и используется для удобства описания взаимосвязи различных физических величин. Время характеризует «моменты», в течение которых происходят явления. Время есть продолжительность (длительность) процессов. Время характеризуется такими свойствами, как длительность, одно мерность, необратимость и однородность. Специфическим свойством времени является его необратимость. Она проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное его течение невоз 70 можно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов. Необратимость времени обосновывается причинной концепцией времени. Ее сторонники счи тают, что при обратном течении времени причинная связь была бы не возможной. Представители марксистской философии рассматривают мате рию как бытийную субстанцию, являющуюся причиной самой себя. Она порождает сама себя, генерируя свои собственные внутренние со стояния или уровни своей организации, от кварка до планетарных си стем и человека. Но субстанция, по своему определению, должна быть независима от внешних причин, чтобы иметь внутренние генерации. Субстанция должна быть самодостаточной. Что же является источни ком движения самой материи и началом возникновения всех природ ных форм и человеческой души? Сама материя? Таким образом, мате риализм приходит к утверждению о том, что материя существует по тому, что она существует. Причина существования этого бытийного субстрата остается нераскрытой, и он требует своей обусловленности чем-то другим, независимым от своих оснований. Поэтому тезис о вечной и бесконечной материи, движущейся в пространстве и времени является постулатом. А понятие «материя» требует онтологического обоснования. * * * И.И.Чечеткина |