Философия и бытияе. философия в вопросах и ответах (учебное пособие)(1). Учебное пособие для подготовки к экзаменам под редакцией профессора В. И. Курашова и доцента Г. Э. Галановой
Скачать 1.22 Mb.
|
Основные направления современной философии (философии второй половины XIX и XX вв.) – это фрейдизм, нео- и пост фрейдизм, структурализм/постструктурализм, неомарксизм, экзи стенциализм, философия обычного языка, феноменология, фило софский феминизм, постмодернизм, философия науки и техники и экологическая философия. Одна из характеристик философии ХХ века – междисциплинар ность. Облик философии может быть не традиционно теоретическим – это философия в форме литературного произведения (А.Камю, Ж.- П.Сартр), кино (философствующие режиссеры – Ж.-Л.Годар, Л. фон Триер, П.Верховен, П.Гринуэй, А.Звягинцев и др.) Философские идеи приходят из смежных гуманитарных областей: психологии (З.Фрейд и др.), социологии (З.Бауман, Ю.Хабермас), лингвистики (Ф.де Соссюр), литературоведения (М.Бахтин, канадец Н.Фрай, американец Х.Уайт). Происходит пересечение философских направлений: психоанализа с марксизмом (Г.Маркузе), неомарксизма с постструктурализмом (Л.Альтюссер) и т.п. Структурализм– направление во французской философии 50- 60-х годов XX века, возник как направление в лингвистике, основатель – Ф.де Соссюр (Щвейцария). Затем методы анализа языка были пере несены на анализ культуры (Р.Барт), истории (М.Фуко исследовал культуру Европы от античности до ХХ века, институт наказательных и лечебных учреждений), анропологии (К.Леви-Стросс), психиатрии (Ж.Лакан). Постструктурализм– это критическое переосмысление идей структурализма самими же структуралистами второй половины жизни и творчества и другими философами: Ж.Деррида, Ж.Делез, Ф.Гваттари и др. Центральные понятия структурализма: структура (совокупность отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях), дискурс (текст в совокупности с контекстом его «исполнения»), бинарные оп позиции (языковые противоположности), субъект (человек, подчинен ный (subject to) структуре). Постструктуралисты познает сферы, выходящие за рамки струк туры, не поддающиеся формализации, различную разнопорядковую 54 «бесструктурность» (случай, свободу, аффект, телесность, власть, же лание). Это связано с изменениями в социальной жизни конца ХХ века, которая индивидуализируется, партикулируется, фрагментирует ся. Понятия постструктурализма: ризома (заимствовано из биологии, тип корневой системы, беспорядочно переплетенные отростки и побе ги, которые растут во всех направлениях; в философии – бесструктур ность), шизофренический дискурс (язык, отвергающий общепринятую логику и причинно-следственные связи, язык абсурда, парадоксально сти, свойственный как подлинно творческим людям, так и социально отверженным, адекватный, по мнению постструктуралистов, способ отражения современной реальности). Неомарксизм продолжает идеи К.Маркса и основные темы марк сизма: критику капиталистической цивилизации и буржуазной культу ры. Основные представители: Франкфуртская школа в лице Т.Адорно, П.Хоркхаймера, В.Беньямина, Г.Маркузе, Ю.Хабермаса и др. В Вен грии – Д.Лукач, во Франции – Л.Альтюссер, в Италии А.Грамши. Со держание философии неомарксизма: критика всех элементов западной культуры (христианства, капитализма, авторитета семьи, патриархата, иерархической структуры, традиции, сексуальных ограничений, вер ности, патриотизма, национализма, этноцентризма, конформизма, кон серватизма и т.д.). Постмодернизм – это философия культуры соответствующего исторического периода (постмодерна, общества после 60-х годов XX века). Центральная идея: «кризис больших нарративов» (повествова ний), мысль Ж.-Ф.Лиотара. Утрачивают былое значение традиционная религия, люди перестают верить политикам, политика превращается в шоу (эстетизация политики) пересматривается и переписывается исто рия (herstory, история черных и др. альтернативные подходы). Идеи онтологии, теории познания в этот период отражают особенность со циальной ситуации: фрагментацияю культуры, культурный плюра лизм, новую роль неевропейских и маргинальных культур, крах коло ниализма, многополярность, появление на международной арене стран «третьего мира» и, как следствие, интерес к экзотической самобытно сти, интерес к «маргинальным» социальным группам (цветные, лесби янки, геи, больные, молодежь, преступники, аутсайдеры), радикальные перемены в среде обитания человека на Земле. Следствием стала переоценка ценностей, поиски новых форм эмоционального и теорети ческого отношения к действительности, преобладание личностных критериев в ее оценке, претензии но новый стиль и культуру мышле 55 ния, общая ориентация на решение «собственно человеческих» или «гуманистических» проблем, релятивизация истины и морали. Видные представители постмодернизма – Ж.Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Ж.Дерри да, Ж.Делез, Ф.Гваттари, А.Бадью, Ж.Нанси. * * * Н.Я.Зарецкая 16. Российская философия 19-20 вв. Формирование русской философской культуры связано с тремя историческими событиями: 1) принятием Киевской Русью в Х веке христианства из Византии, 2) принятием славянской письменности из Болгарии (Кирилл и Мефодий) и 3) реформаторской деятельностью Петра I, содействующей приобщению к европейской культуре и учре ждением первых российских университетов в XVIII и XIX веках. Примечание Г.Э. Галановой. Первый этап в русской философии (XI – XVII) называют древнерусским, средневековым, допетровским. Философия в это время была религиозной и была связана с христиани зацией Руси (крещение Руси произошло в 988 году). Благодаря связи с Византией Древняя Русь узнала концепции античной философии, основополагающей для западноевропейской философии. Первым рус ским философом является киевский митрополит Иларион «Слово о Законе и Благодати», тематикой которого стало мировое предназначе ние русского народа. К первому этапу относятся «Поучение» Влади мира Мономаха (1053 – 1125) – этический кодекс поведения, концеп ция «Москва – третий Рим» монаха Филофея, творчество Максими лиана Грека (1475 – 1556), Нила Сорского, Вассиана Патрикеева и др. С XVII века в Россию проникает новоевропейский тип философии с тенденциями секуляризации (приобретения светского характера), просвещения (в 1755 году открылся Московский университет). В пет ровской Руси важной характеристикой всей культуры стала ее европе изация. Наиболее видными представителями философии в XVIII веке были М.Ломоносов и А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». В XIX веке П.Чаадаев, А.Герцен, Н.Чернышевский. 56 Поиски русской философской мысли получили наиболее четкое оформление во второй половине 19 века. Выделились два направле ния: западники и славянофилы. Западники (Белинский, Чернышев ский, Герцен и др.) опирались на идеи французских материалистов, а также Фейербаха, Гегеля и др. Они выдвигают три основные идеи: идея включенности России в мировую европейскую историю; идея индивидуальности, приоритетной социально-нравствен ной ценности личности; идея прав и свободы личности. Западники ориентировались на рациональность, науку, науч но-технический прогресс. Славянофилы (Хомяков, И. Киреевский, Самарин и др.) пред ставляли оригинальное православно-религиозное направление филосо фии. Они выдвигают три основных идеи: идея самостоятельного, самобытного пути России; идея коллективности, соборности (единства на основе свободы, любви, общей веры). Идея православия как приоритета в сохранении самобытности России; идея самодержавия и народности. Славянофилы ориентировались на веру, религию, сохранение ду ховных традиций. Коренное отличие славянофилов от западников – доминирование православия над западной культурой. В 70-х годах 19 века и до революционного периода создаются крупные философские системы. Возникает русский космизм – ориги нальное направление, в котором выделяют мистическое (философия Н.Федорова, «Философия общего дела», Вл.Соловьева) и естествен нонаучное направления (К.Циолковский, В.Вернадский). В филосо фии России отмечается связь философии с другими сферами культу ры: литературой, живописью, своеобразный синкретизм философии и культуры. Именно поэтому в качестве философских доктрин рассмат риваются идеи Ф.Достоевского, Л.Толстого. Русская религиозная философия представляет особый интерес. Её создание связано с античной, средневековой, немецкой классиче ской философией, а также с библейской мудростью. Главные особен ности этой философии – антропологизм и духовность. Русская фило софия выражалась не в логической строгости научных понятий, а в об разно-символической форме, философы не стремились к созданию аб страктных систем. Русская религиозная философия базируется на ин 57 туитивном, мистическом познании сущего, его скрытых духовных глу бин, постигаемых в образах и символах, в синтезе веры и знания, инту иции и воображения. Она впитала христианскую традицию живого сердечного знания на основе любви. Ключевые идеи русской религи озной философии – идеи гуманности, свободы, соборности. Глубоким русским философом является Вл.Соловьёв. «Филосо фия Соловьева есть самый «полнозвучный аккорд». Вл.Соловьев ро дился в семье знаменитого историка С.М. Соловьева, учился на физи ко-математическом и историко-филологическом факультетах , был вольным слушателем Духовной академии. Преподавал в Московском и Петербургском университетах. София – ключевое понятие философ ской системы Соловьёва, поэтому его учение носит название софиоло гии. София – связующее звено между Богом и миром, Богом и челове ком, она – душа мира, божественная мудрость и красота. Вл.Соловьёв, по его мнению был визионером., т.е. ясновидящим - он неоднократно переживал встречу с Софией, являвшейся ему в образе прекрасной женщины, которой он посвятил стихи. София внушила ему философ ские идеи материальной духовности, абсолютного всеединства, бого человечества. Мир – соединение, единство материального и духовного начал, идея всеединства – одна из центральных идей философии Со ловьёва – это идеальный строй мира, где все стороны (Бог, человек, мир) находятся в гармоническом единстве и взаимодействии. Принцип всеединства в гносеологии – цельное знание – гармоничный синтез науки, философии и религии. В философии должен быть синтез эмпи ризма (наука), рационализма (философия) и мистицизма (теология). Принцип всеединства в морали заключается в единстве чувств стыда, сострадания и благоговения (религиозное чувство), причем оно может носить и светский характер: благоговеть можно перед народом, се мьей, человеком. Отсюда вытекает нравственный закон по отношению к низшей человеческой природе, к людям, к Богу. Человек должен властвовать чувственными влечениями, подчиняя их разуму; относит ся к людям как к цели, а не как к средству; признать Бога как абсолют ное Добро. Соловьев считает, что совершенствование человека неотде лимо от совершенствования общества, он рассматривает нравствен ность как основание, корень, из которого должны произрастать все формы общественной жизни (экономика, политика, право и т.д.). Об щество должно руководствоваться нормами добра – правдой и мило сердием во всех отношениях между людьми. Первоочередная обязан ность общества – признавать и обеспечивать всем право на необходи 58 мые средства для достойного человеческого существования. Государ ство должно как можно меньше стеснять внутренний мир человека и как можно дольше обеспечивать внешние условия для достойного су ществования и совершенствования людей. Концепция Соловьева о бо гочеловечестве означает реализацию стремления человека и человече ства к Богу как идеалу Истины, Добра, Красоты и Любви. Н.А. Бердяев является оригинальным русским философом 20 века. Он принадлежал к высшему дворянскому обществу, воспиты вался в кадетском корпусе, учился в Киевском университете на есте ственном и юридическом факультетах. За участие в социал-демократи ческом движении был арестован, исключен из университета и сослан в Вологду. Эволюция взглядов Бердяева – путь от критического марк сизма к религиозной идеалистической философии. Октябрьскую рево люцию он не принял, полагая, что «она враждебна духу свободы». В 1922 году был выслан за границу (Германия, затем Франция), где и скончался. Главные философские идеи Бердяева – идея свободы твор чества и личности. Первоначальная свобода Бердяева – абсолютная, иррациональная, «безосновная основа бытия», она первична, из нее рождаются Бог, мир, человек. Концепция свободы Бердяева открывает перед нами новые горизонты, представляет собой альтернативу марк систскому пониманию свободы как познанной необходимости. Бердя ев связывает свободу с творчеством, выводит свою оригинальную формулу свободы: «Свобода есть моя независимость и определенность моей личности изнутри, и свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленными передо мною добром и злом, а моё созидание добра и зла». Он переживал свободу не как легкость, а как трудность, подчеркивая, что свобода сурова и требует силы духа, это долг и бре мя, она трагична. Свобода аристократична, а не демократична, ею мо жет обладать свободная личность, но не массы, подчиняющиеся авто ритету. Высшая свобода – результат богочеловеческого творчества. Отрицание свободы неизбежно приводит к отрицанию человеческой личности, происходит процесс дегуманизации, человек превращается из цели в средство, лишается глубины, становится бездуховным суще ством. Примечание Г.Э.Галановой После Октябрьской революции четвертый этап российской фи лософии делится на два географических региона: философия в имми 59 грации и советская философия. Многие философы покинули Россию: Л.Шестов, Н.Бердяев, философы примыкали к ведущим направлени ям современной западной философии, в частности к экзистенциализ му. Философия в России надолго приобрела консервативно-марксист скую окраску. Академическая философия «аккомпанировала» офици альной идеологии, но поистине философские идеи возникали в смеж ных отраслях гуманитарного знания: в литературоведении (М.Бах тин), эстетике (А.Лосев). Философия как сфера культуры европейско го типа транслировалась в союзные республики, где если и не создава лись философские школы, то находились оригинальные философы, творящие на русском языке. К таковым с полным правом можно отне сти М.Мамардашвили, философа грузинского происхождения. Таким образом, Философия в России прошла практически те же этапы ста новления, что и западноевропейская: средневековый, новоевропей ский, современный, посмодернизм. Вместе с тем есть темы и направ ления эксклюзивно российские: это дискуссия об исторической мис сии России (Илларион, Филофей, спор западников и славянофилов), русский космизм, синкретизм (нерасчлененность) философии и культуры, важность православия. Сегодня в российской философии основной традицией остался марскизм, но наряду с этим существует плюрализм подходов и многообразие философских трактовок бытия, познания, общества, человека, морали. * * * А.Т.Свергузов 17. Понятия «бытие» и «небытие». Идеализм и материализм Философия возникла с проблемы первоначала, первопричины мира: откуда все произошло? Она была поставлена родоначальником европейской философии Фалесом и другими философами Древней Греции VI-V вв. до н.э. Проблема состоит из двух аспектов: вопросов о сущности (природе) первоначала и происхождении первоначала. Вопрос происхождения первоначала в истории философии полу чил название проблемы бытия. Ее сформулировал древнегреческий философ Парменид: почему вообще что-то существует? Почему суще 60 ствует нечто, а не ничто? Что такое бытие и небытие? Как они соотно сятся? Категория бытия носит предельно абстрактный, бессодержатель ный характер, фиксирующий только свойство существования, и не от вечает на вопрос: что же именно существует. Вопрос о сущности пер воначала является ключевым, смыслообразующим (что же именно су ществует?) и получил название основного вопроса философии (ОВФ). По способу существования все явления делятся на два принципиально различных вида бытия – материальные и духовные (идеальные). Проблема соотношения материальных и идеальных явлений и являет ся ОВФ. Основной вопрос философии (в формулировке Ф.Энгельса) - отношение сознания к материи: онтологический аспект - первично материальное или идеаль ное; гносеологический аспект – познаваем ли мир. Проблема бытия - это вопрос о соотношении бытия и небытия. Бытие (нечто) – наиболее абстрактное понятие, обозначающее суще ствование чего-либо вообще. Небытие (ничто) – противоположное бытию понятие, характеризующее отсутствие чего-либо, бытия вооб ще. Материализм признает первичным материю по отношению к сознанию. Его суть хорошо выразил Гераклит: «мир не создан никем из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет». Наиболее из вестные представители материализма: Демокрит – основоположник материализма, К.Маркс и Ф.Энгельс – основоположники диалектиче ского материализма, В.Ленин – автор современного определения мате рии и основатель СССР. Метафизический материализм – исторически первая форма материализма, для которого характерен антидиалектический отрыв противоположностей друг от друга, абсолютизация какой-либо сторо ны мышления или бытия. Разновидностями являются механистиче ский материализм, сводящий движение к механической форме, вуль гарный материализм, трактующий сознание как физиологический процесс, «научный» материализм, сводящий сознание к физическим процессам. Диалектический материализм – современная форма материа лизма, методом познания действительности которого является диалек тика. 61 |