Философия и бытияе. философия в вопросах и ответах (учебное пособие)(1). Учебное пособие для подготовки к экзаменам под редакцией профессора В. И. Курашова и доцента Г. Э. Галановой
Скачать 1.22 Mb.
|
* * * В.И.Курашов 2. Предмет философии. Структура философского знания Философия имеет дело с наиболее общими проблемами челове ческого миропонимания: «мира в себе», «себя в мире», «мира вне нас». Такие проблемы выходят за границы возможностей конкретных наук (естественных, гуманитарных, социальных и т.п.). В результате возникновения и формулирования проблем «Я», «не-Я» и «Я и Ты», «Я и Бог» в истории философии сформировались специальные направления. Среди них: ● учение о существовании как таковом, т.е. учение о бытии, – онтология; ● учение о конкретных вещах внешнего мира – натурфилосо фия; ● учение о Высшем Разумном Начале, или Боге – теология; ●учение о познаваемости мира – гносеология; ● учение о человеческом знании – эпистемология; ● учение о методах познания – методология; ● учение о добре и зле и об отношениях «человек – человек», «человек–Бог» – этика (или практическая философия); ● учение о чувственном восприятии мира, особенно о природе прекрасного, возвышенного, безобразного, – эстетика; ● учение о том, что существует за пределами мира явлений, за пределами возможного чувственного опыта – словом, знание о вещах, о которых мы знаем, что они существуют, но не можем их познавать на опыте традиционными эмпирико-рационалистскими научными средствами – метафизика. Слово «метафизика» (буквально — после физики) в истории фи лософии претерпело немало переосмыслений. Как термин оно было введено в I в. до Р.Х. систематизатором трудов Аристотеля Андрони ком Родосским. По смыслу это слово было синонимом современному слову «философия». Сам Аристотель, его предшественники и последо 11 ватели под философией понимали все формы рационального познания мира (то, что мы сейчас разделяем на философию, естествознание, гу манитарные и социальные науки), а то, что мы сейчас называем фило софией, он называл «первой философией». Можно сказать, что Ари стотель равным образом выделил в особый раздел науки о живой и не живой природе, т.е. естествознание, и философию как «первую фило софию». В средневековье метафизика и онтология имели практически один и тот же смысл, поскольку включали в свой предмет высшие на чала мироздания. В Новое время метафизика и онтология приобрели различный смысл: онтология — как учение о бытии, о мире в пределах и за пределами человеческого опыта, метафизика — как учение о бы тии, о мире только за пределами возможного опыта. В XVIII в. Кант отказал метафизике в статусе науки, в XIX в. Гегель слову «метафизи ка» придал смысл «антидиалектики». Гегелевский смысл метафизики как антидиалектики сохранился в XIX—XX вв. в странах Восточной Европы, где культивировалась ортодоксальная марксистско-ленинская философия. В разнообразных философских течениях позитивистской ориен тации было провозглашено, что метафизика умерла как псевдоучение, не подтверждаемое эмпирически (не верифицируемое, не тестируе мое). Все метафизические учения, т.е. учения о вещах за пределами возможного опыта, в некоторых работах позитивистской ориентации стали называться «иронической наукой». Необходимо еще одно разъяснение смысла такого сложного и исторически изменчивого понятия, как метафизика. Следует различать рациональную научно-философскую и мистическую фантастико-изо терическую метафизику. Рациональная метафизика строится на опре делённо сформулированных положениях как система в рамках логико- философского дискурса. Мистическая метафизика строится как описа ние интуиций, видений, прозрений. Чаще всего такая метафизика по сути есть некритическая фантастическая метафизика, т.е. мистики не проникают в тайны природы, а выдумывают их, например Беме, Све денборг, Блаватская. Можно сказать и так: философская метафизика есть своеоб разный жанр рационализированного литературного творчества, в кото ром выражается романтическая устремленность человека к запредель ному. Такой жанр имеет право на существование во все времена, пока жив человек, так же как и любовная лирика. 12 Относительно судеб метафизики как учения о вещах за предела ми возможного опыта следует внести дополнительные пояснения. Не смотря на мнение некоторых современных философов, что «метафизи ка умерла», нет оснований для изъятия метафизических вопросов фи лософии из ее проблемного поля. Хорошо разобрался с «ругательным» для позитивистов словом «метафизика» Карл Поппер. Он отмечает, что различие между наукой и метафизикой лежит не в природе вещей, как это полагают позитиви сты, это – вопрос конвенции. Не понимая этого, позитивисты «посто янно пытаются доказать, что метафизика по самой своей природе есть не что иное, как бессмысленная болтовня — “софистика и заблужде ние”, по выражению Юма, — которую правильнее всего было бы бро сить в огонь». Научное и философское знание, каким бы оно ни было, всегда системно, системность ему придает осознанный познавательный ме тод. * * * Г.Э.Галанова 3. Философия Востока В соответствие с концепцией Г.Гегеля, философия как особый тип мировоззрения возникла в Древней Греции. По мысли Г.Гегеля на востоке есть «пространство мудрости», а не философия, так как в вос точных культурах люди не имели личной свободы. Г.Гегель призна ком философии считал теоретичность, научность. В XX веке появи лась концепция осевого времени К.Ясперса, согласно которой поворот к философскому мировоззрению произошел одновременно и на Запа де, и на Востоке примерно в 7-6 веках до н.э. в так называемое «осевое время». Действительно, этим временем датируются и первые школы греческой философии, и буддизм в Индии, и даосизм, конфуцианство в Китае. На важный вопрос истории философии о зарождении фило софского мышления и начале философии современная история фило софии все же отвечает: западная философия зародилась в античной Греции, несмотря на то, что существуют тексты еще более древние, нежели тексты античных философов. Однако значение древних вос точных учений в многополярном мире нельзя недооценивать. 13 Под философией Востока понимают учения Индии и Китая. Философия Индии: ведическая литература; брахманизм, учение о дыхании прана; Джайнизм (Махавира Вардхамана, VI в до н.э.); Буддизм (Сиддхартха Гаутама, VI в до н.э., примерно 583 – 483г до.н.э.); Разновидности буддизма: хинаяна (малая повозка), махаяна (большая повозка); Индийский материализм: локаята или «чарвака» по имени предполагаемого создателя (учение, направленное на этот мир); Другие учения, основанные на индуизме: санкхья, йога, вайше шика, ньяя, миманса веданта. Основные понятия индийской философии: брахман – безличное сущее, универсальный принцип мира; атман – духовная сущность каждого индивида; сансара – круговорот жизни; карма – закон воздая ния; нирвана – выход из колеса сансары. Философия Китая: Классические книги китайской образованности, среди которых знаменитая «Книга перемен» (XII – VI вв.до н.э.). Конфуцианство (551 – 479 до.н.э.), книга «Лунь Юй» (Беседы и суждения); Даосизм (Лао-Цзы, старший современник Конфуция), книга «Дао дэ цзин». Основные понятия китайской философии: небо (тянь) – наивыс ший принцип, который правит миром; инь и ян – диалектическое единство и борьба противоположных начал, темного и светлого, жен ского и мужского, и т.п.; дао – путь, который проживают все вещи, универсальный способ существования всего сущего, безымянно, не имеет источника, является источником всего; де (дэ) – добродетель, нравственная сила; жэнь – человечность, гуманизм; и – моральное со знание, ли – церемония, ритуал. Своеобразие восточной философии – это ее этическая и социаль ная направленность. Значимая тема в конфуцианстве: приличия, нор мы взаимодействия младших со старшими, практические наставления правителям, нормы поведения в быту, правила этикета. Например, концепция «сяо»: теория почтительного отношения к опыту старших. 14 Социальные структуры должны быть упорядочены, между людьми нужна субординация. Конфуций писал: «Небо определяет для каждого человека место в обществе, награждает, наказывает». К проблеме человека в философии Востока подходят не аб страктно, а с практической точки зрения. Дыхательная гимнастика – это форма философии, ведет начало от учения о дыхании прана, есть также у даосов. Правильное дыхание рассматривается как путь дости жения бессмертия. Йога – не столько физкультура, сколько практиче ский способ философствовать. Например, принцип дзен-буддизма: «главное – правильно сидеть» (Сюнрю Судзуки). Правильная поза (ор ганизация тела) порождает правильные мысли. Философское учение на Востоке, как правило, религиозно. Ха рактер религиозно-философских учений носят брахманизм, буддизм, конфуцианство. Для таких учений характерен «культ личности» созда теля учения: существует легенда о том, что мать Лао-цзы носила его 80 лет и он родился «старым ребенком». В восточной философии выделяется принцип недеяния (у-вэй), который предписывает невмешательство в природный ход вещей. Этот принцип проявляется не только в философии. Например, приемы еди ноборства кун-фу направлены не столько на атаку, сколько использу ют инерцию агрессора (нападающего) в своих целях. Идеи философии Востока созвучны проблемам современного мира, который нуждается в гармонизации как отношений «человек – природа», так и сложного внутреннего мира личности. * * * А.А.Мавлюдов 4. Древнегреческая натурфилософия Натурфилософиявозникает в античную эпоху и означает «фило софия природы». Для нее характерна попытка найти первопричины и фундаментальные закономерности явлений природы. С появлением классической физики в XVII-XVIII веках натурфилософия утрачивает свое значение и открывает путь новой дисциплине – философии нау ки. 15 Милетская школа является первой философской школой Древней Греции и Европы. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы данной школы пытались объяснить законы природы, искали первоначало всего сущего – суб станцию, из которой возник космос, окружающий мир. Фалес (625 - 547г.г. до.н.э.) – основатель милетской школы, пер вый античный философ, один из так называемых семи мудрецов. Он установил продолжительность года в 365 дней, время солнцестояний и равноденствий; предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э.; первым вписал треугольник в круг. Его мысли дошли до нас через устную тра дицию. Первопричиной всего Фалес считает воду. Первопричина – это то, из чего происходят все вещи, из чего проистекает все сущее. Фалес мыслил воду как физис (в переводе с греческого на русский – природа) – то, что первично и постоянно в противоположность тому, что вто рично и преходяще. У него физис – нечто жидкое, текучее. Вода, кото рую мы пьем, одно из его состояний. Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) – вероятно, ученик Фалеса. Ему приписывают изобретение солнечных часов, составление первой у греков географической карты. До нас дошел фрагмент его трактата «О природе». Первоначалом является апейрон – нечто, лишенное как внешних, так и внутренних границ. Количественно и качественно неограничен ное, апейрон дает начало другим вещам. Это бесконечное начало вы ступает как божественное, поскольку оно бессмертно и неразрушимо. В отличие от античных богов, которые не умирали, но рождались, у него божество не умирает и не рождается. Анаксимен (588 – 525 гг. до н.э.) – ученик и друг Анаксимандра. Остались фрагменты его сочинения «О природе». Первоначало беско нечно и это – воздух. Из него все происходит: что было, что будет и боги. Воздух, охлаждаясь, превращается в воду, затем – в землю, при обретая предельную плотность, – в камень. Огонь происходит из раз реженного воздуха. Говорит о процессах «уплотнения» и «разреже ния» в природе, т.е. фактически вводит принцип причинности в приро де. Гераклит из Эфеса (544 – год смерти неизвестен) принадлежал к царскому роду, но отказался от царства в пользу своего брата. Полу чил прозвища «темный» и «плачущий». Первое – за сложность слога, которым изъяснялся, второе – за то, что каждый раз, покидая порог дома, он обливался слезами, видя вокруг себя множество людей, дурно 16 живущих. Первоначалом Гераклит считает огонь. Космос никто не со здавал, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами заго рающимся и мерами потухающим. Высказывает идею мирового круго оборота, т.е. идею циклического развития. Циклы – мировые пожары, в результате чего мир гибнет в огне, а затем рождается заново. Гераклит считается отцом диалектического понимание мира: все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Его изречения: «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку не льзя дважды войти». Переход из одного состояния в другое совершает ся через борьбу противоположностей, которую Гераклит объявляет единым, всеобщим законом для всего сущего (всеобщим Логосом). Говоря о познании мира, считает, что человек открывает истину не усилием своего ума, а истина открывается, овладевает человеком, если он имеет соответствующую душу. Мудрец имеет «сухую» душу, глупец – «влажную». Элейская школа представлена Ксенофаном, Парменидом, Зено ном. В противовес Гераклиту, который утверждал, что бытие изменчи во, подвижно, текуче, элеаты говорили об устойчивости, неподвижно сти бытия. В истолковании бытия они перешли от конкретных природных стихий (воды, воздуха, огня и т.п.) к бытию как таковому, или Абсо лютному бытию. Оно вечно, не возникает и не уничтожается, оста ваясь тождественным и равным самому себе. Бытие бесконечно во времени, предельно в пространстве. Оно неоднородно и непрерывно. Ксенофан (565-473 гг. до н.э.) Абсолютное бытие называет Бо гом. Он первым из греческих мыслителей ставит вопрос о возможно стях человеческого познания мира, т.е. выделяет гносеологию как осо бый раздел философии. Парменид (515- 545 гг. до н.э.) отмечал, что бытие – это то об щее, что присуще миру, это существование. Так как нечто не может одновременно быть и не быть, то бытие не может переходить в небы тие и обратно. Признавая, что в реальности существует множество тел и отношений, отказывал всему этому в подлинной реальности. Бытие и небытие размещает в двух мирах. Подлинно существует единая не подвижная основа мира, лишь она принадлежит истинному миру сущ ности. А многообразный мир вокруг нас – лишь видимость, мнимость. Уверен в превосходстве разума над чувствами, поэтому объявляет су щим то, что мыслится, а не то, что воспринимается чувствами. 17 Зенон Элейский (480-430 гг. до н.э.) – друг и ученик Парменида. Он сформулировал апории (затруднения, неразрешимые проблемы): «Ахилл», «Летящая стрела», «Дихотомия». Например, быстроногий мифологический герой Ахилл никогда не догонит черепаху, которая убегает от него: когда он достигнет места, где она была, то она успеет переместиться дальше, а когда он достигнет этого нового места, то она вновь переместится хоть на сколько-нибудь и т. д. до бесконечности. Апории показывают сложности, несовершенство и противоречия в по знании мира человеком, в частности сложности познания и описания движения и времени. На Сицилии существовала Школа Пифагора. Ее основатель Пи фагор (570 – 490 гг. до н.э.) считался сыном бога Гермеса, ему припи сывали идею перевоплощения души, знание всех его прошлых перево площений. Пифагорейцы представляли своеобразный тайный союз, который играл важную политическую роль и его члены стояли во гла ве ряда полисов. Пифагорейцы обратили внимание на количественную сторону бытия вещей. Число управляет материальной, духовной и нравственной сферами. Все вещи пытались охарактеризовать совокуп ностью чисел: все тела занимают определенный объем, имеют поверх ность, вес и т.п. Поверхность можно свести к линии, линию – к точке, точку можно обозначить числом. Предельный элемент деления всего – единица. Последняя – свое образный атом. Она, как и атом, чувственно не воспринимается. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) – создатель атомистического уче ния. Много путешествовал: Вавилон, Египет, Индия, Эфиопия. Когда его обвинили в растрате наследства, он прочитал свое сочинение «Большой мирострой» и получил в награду 500 талантов (1 талант = 26,2 кг.серебром). В его честь на родине возводились медные статуи. Все что существует – писал Демокрит – это атомы и пустота. Атом (атомос в переводе с гр. неделимое) – един, неделим, неуничто жим, обладает формой. Атомы и пустота – единственная реальность. Пустота – это место, где атомы передвигаются, она находится как вне тел, так и внутри тел. Атомы же пустоты не содержат. Число атомов в мире бесконечно, следовательно, признается бесконечность мира в пространстве. Окружающие вещи постигаем с помощью чувств, атомы постигаются с помощью ума. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы складываются в различные конфигурации, которые мы воспринимаем как отдельные вещи. Таким образом, вещи различаются лишь по коли 18 честву своих атомов, их форме, порядку и положению. Также атомы находятся в постоянном движении.Душа также состоит из атомов: ша рообразных, огнеподобных. Душа смертна вместе с телом и со смер тью тела распадается на атомы. Демокрита, с точки зрения его учения, можно назвать материалистом (хотя, будучи язычником, он материа листом является не вполне). Его позиция получила название «линия Демокрита» в отличие от «линии Платона», означающей идеализм в философии. Разработал принцип причинности: ничего не возникает не только из ничего, но и без причины. Сторонник жесткого детерминиз ма, который исключает наличие случайности. * * * А.А.Мавлюдов |