Философия и бытияе. философия в вопросах и ответах (учебное пособие)(1). Учебное пособие для подготовки к экзаменам под редакцией профессора В. И. Курашова и доцента Г. Э. Галановой
Скачать 1.22 Mb.
|
5. Философское осмысление человека в античности: софисты и Сократ Впервые в античной философии софисты обратили внимание на проблему человека и его сознания. Пик их деятельности пришелся на вторую половину V в. до н.э. Различают «старших софистов» (Прота гор, Горгий, Гиппий, Антифонт и др.) и «младших» (Алкидам, Критий и др.) У натурфилософов человек погружен в природный мир и живет в нем как составляющая гармонии космоса. Софисты впервые выдели ли особую сферу жизнедеятельности человека – культуру. Но в этой сфере человек действует, руководствуясь личной выгодой и индивиду альным произволом. Антифонт считает, что законы государства про тиворечат природе человека. Чтобы разрушить это противоречие, предлагает быть двуличным: на людях соблюдать предписания госу дарства, а втайне подчиняться велениям природы. Софисты были первыми платными учителями древних греков. Учили умению рассуждать и искусству красноречия (риторике), осо бенно доказывать свою правоту любыми способами. У софистов проблема истины трансформировалась в проблему публичного оправ дания наших поступков. Для софистов «истин» много, для каждого она своя. Протагор говорил что «человек есть мера всех вещей». Чув ственные восприятия субъективны: то, что здоровому человеку кажет 19 ся сладким, больному покажется горьким. Значит, человеческое позна ние относительно. Следовательно, объективно-истинное познание не возможно, всякое знание условно, относительно. Такая позиция в фи лософии и науке получила название релятивизм, который близок по нятию скептицизм. Релятивизм в теории познания служил им для оправдания нравственного релятивизма, т.е. условности как правовых, так и моральных норм. Сократ (469-399 гг. до н.э.) в отличие от натуралистов, размыш лявших: «Что такое природа и последняя реальность вещей?» задумы вается над проблемой: «В чем природа и последняя реальность челове ка?». На этот вопрос он отвечает следующим образом: человек – это его душа, что отличает его от других существ. Под душой он понимает разум и нравственно – ориентированное поведение. Другими словами человек – это интеллектуальная и моральная личность. Следовательно, в особой заботе нуждается не сколько тело человека, а его душа. Выс шая задача воспитателя – взращивание души. Сократ говорил: «не от богатства рождается добродетель, но из добродетели – богатство и все прочее…» Сократ совершает переворот в традиционной системе ценностей греков. Добродетель по Сократу это то, что делает душу благой и со вершенной, а это – знание и познание. В этике Сократа лежат два по ложения: Добродетель (т.е. мудрость, справедливость, постоянство, уме ренность) есть всегда знание, а порок – невежество; Никто не грешит сознательно, зло совершается по незнанию. Размышляя над проблемой свободы человека, полагает, что че ловек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих до бродетелях, т.е. превосходство разума проявляется в самообладании. Самообладание – это власть разумного начала над животным, господство разумного – это и есть свобода. Истинно свободный чело век тот, кто знает, как управлять своими инстинктами, кто победил свои инстинкты. Сократ выработал метод познания, получивший название «майевтика». Суть этого метода не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросом под вести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Диалектика (искусство спора) Сократа состоит из двух момен тов: «опровержения» и «майевтики». Чтобы осуществить это Сократ применяет маску «незнания» и «иронию». В отличие от софистов, при 20 нимавших позу всезнаек, он принимал образ ничего не ведающего че ловека – «Я знаю, что ничего не знаю». «Опровержение» – деструктивный момент его диалектики. За ставив признать его невежественным, он своими замечаниями и выво дами подчеркивал неполноту суждений собеседника, их противоречи вость, а затем критиковал и опровергал. Душа не может постичь истину, если она не «беременна» ею, считал Сократ. Ученик, душа которого беременна истиной, нуждается в помощи со стороны, в своего рода «повивальной бабке» для высво бождения истины на свет. Это и есть «майевтика» Сократа. Сократ не оставил после себя написанных работ, он вошел в ис торию как мудрец, философ-педагог, выдающийся полемист. Был неу добен для властей, ложно обвинен в богохульстве, совращении моло дежи, приговорен к смерти и казнен. * * * А.А.Мавлюдов 6. Классическая античная философия. Платон Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа. Оставил после себя 36 произведений. Философия Платона изложена в форме диало гов, главным героем которых является Сократ, беседующий с одним или несколькими слушателями. Платон различает два вида бытия: видимый и невидимый, кото рый улавливается только интеллектом. Причиной умопостигающей ре альности является Эйдос (идея) или Форма. Идеи – это не мысли чело века, это подлинное бытие. Идеи – это сущность вещей, т.е. то, что де лает каждую из них тем, что она есть. Этот мир идей он называет Ги перурания, которая находится над небесами. Идеи лишены цвета, фи гуры, неосязаемы. Это умопостигаемый мир, который доступен лишь возвышенной части души – уму. Мир идей образован из множества идей: идеи всех вещей; идеи эстетических и моральных ценностей; идеи различных телесных об разований; идеи математических формул и геометрических фигур и т.п. Эти идеи никем и ничем не порождены, они не разложимы и неиз менны. 21 Мир идей представляет собой иерархически организованную си стему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким вплоть до идеи на вершине яруса, которая есть условие всех осталь ных и не обусловлена никакой другой. Второе начало мироздания – материя (у Платона «хора» – про странственность). Она также незрима, бесформенна, способна прини мать различные формы, т.е. является источником вещности. Однако ее надо отличать от вещной материи, доступной чувственному восприя тию. Также есть третье начало – душа космоса. Идеи дают только форму, структуру. Они безжизненны. Материя дает телесность, про странственность. Душа космоса связывает мир идей и мир вещей. На вопрос: как идеи воздействуют на чувственный физический мир, как из хаоса рождается космос, Платон отвечает следующим об разом: есть некий Бог – творец, Демиург, который взяв за образец мир идей, слепил как мастеровой «хору» и породил физический мир. Та ким образом, есть модель (мир идей), копия (физический мир) и тво рец, автор копии согласно модели. Теория познания (гносеология) Платона получила название «ана мнезис», т.е. «воспоминание». Душа человека бессмертна, находясь на небе, созерцает идеальный мир (мир идей). Ей доступна реальность как по эту сторону мира, так и по другую. Процесс познания – это из влечение душой из самой себя истины, которой она владеет как своей сутью. Процесс извлечения из себя и есть воспоминание, «анамнезис». Познаваемо лишь бытие, небытие непознаваемо. Поскольку между бытием и небытием есть промежуточная реальность – сфера чувственного, постольку есть и промежуточное познание между нау кой и невежеством – «doxa» (докса) – мнение. Оно может быть правдо подобным и полезным, но всегда остается неустойчивым, т.к. в своей основе неустойчив мир чувств, в котором обретается мнение. Процесс познания представляет собой процесс восхождения от идеи к идее, пока не будет достигнута вершина, т.е. безусловное. Этот процесс восхождения – диалектика, а философ – диалектик. Есть диалектика «восходящая», которая, освобождаясь от чувств и чувственности, ведет от высшей идеи к идеям общим, а затем – к определенной идее. Учение об идеальном государстве Платона. Основным принци пом идеального государства он считает справедливость. Город – госу дарство (полис) должен состоять из трех классов. Первый образован из 22 людей, у которых преобладает наиболее примитивная часть души – вожделеющая. Это крестьяне, ремесленники, купцы. Второй класс – из людей, в коих преобладает волевая часть души (воины). Третий класс – правители, это те, кто умеет познавать и созерцать Благо, у кого преобладает рациональная часть души, т.е. мудрецы (философы). Совершенное государство – это такое государство, в котором воцаряется гармония как между тремя частями души (вожделеющая, страстная и рациональная) каждого человека, так и гармония между тремя классами. Создает эту гармонию каждый гражданин и любой из классов, понимая собственное место и исполняя свое дело наилучшим образом по природе своей и по закону. Предлагая для сословия воинов общность имущества, жен и детей, одинаковое образование и жилища, Платон преследует цель построить город – семью, где все любили бы друг друга как матери, отцы, дети, братья, сестры. Он мыслил изба вить общество от эгоизма и навсегда победить «мое» и «твое». Все обязаны были говорить только «наше». * * * А.А.Мавлюдов 7. Классическая античная философия. Аристотель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – «самая универсальная голова среди древнегреческих философов» (Ф. Энгельс). В 17 лет прибыл в Афины в «Академию» Платона (философскую школу), где пробыл 20 лет. По приглашению царя Филиппа был воспитателем Александра Македонского. Вернулся во второй раз в Афины когда ему было 50 лет. Открыл свою философскую школу – Ликей, которую возглавлял 12 лет. Имел не одну сотню учеников. Занятия проходили в саду для прогулок, поэтому его учеников называли перепатетиками, т.е. «про гуливающимися». Оставил после себя огромное количество трудов, которые можно разделить на 8 групп: логика; философия природы; психология; биоло гия; философия (метафизика); этика; политика и экономика; риторика. Аристотель разделяет науки на 3 больших раздела: Теоретические, которые ведут поиск знания ради него самого; 23 Практические, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования: Науки продуктивные, цель которых – производство определен ных объектов. Выше всех стоят науки теоретические, которые образованы из метафизики, физики и математики. Термин «метафизика» ввел, по всей вероятности, Андроник Родосский (I в до н.э.) в связи с изданием сочинений Аристотеля. Сам же Аристотель употреблял термин «пер вая философия» в отличие от второй философии – физики. Метафизика – это наука об умопостигаемом, т.е. о том, что нахо дится за пределами нашего опыта. Метафизика наиболее возвышенная из наук, поскольку она не связана с материальными нуждами, она не преследует эмпирические или практические цели. Аристотель отмеча ет, что метафизика есть исследование первых причин и выделяет 4 причины: Причина формальная; Причина материальная; Причина действующая; Причина финальная (целевая). Он также определяет, что предметом метафизики является бы тие. Причем он различает: 1) бытие как категории, которые являются главными значениями бытия (субстанция и сущность, качество, количество, отношение, дей ствие, страдание, место, время, иметь, покоиться); 2) бытие как акт и потенция (зерно – это урожай в потенции); 3) бытие как акциденция (бытие случайное и непредвиденное); 4) бытие как истина (присуще человеческому интеллекту, рассматривающему вещи как соответствующие или не соответствую щие реальности). Первые две группы значения бытия являются предметом мета физики, особенно проблема субстанции. Аристотель исходит из того, что все сущее состоит из 2-х начал: 1) Из формы (эйдоса, идеи). Она составляет суть вещи. Это суб станция в полном смысле слова. Однако это не платоновская форма, находящаяся вне вещей, а внутренне присущая самой вещи форма (эй дос), т.е. форма – в – материи. Это принципиальное расхождение со своим учителем Аристотель выразил словами: «Платон мне друг, а ис тина дороже». 24 2) второе начало – материя (у него «гиле» – лес как строитель ный материал). Различает «первую» и «вторую» материю. «Вторая ма терия» - это глина, медь и т.п., то, что воспринимается при помощи чувств. Первая материя постигается только умом, которая лежит в основе мироздания как абсолютно бесформенное, поскольку это неопределенное начало бытия. «Первоматерия» не имеет никаких определений, о ней ничего не льзя сказать, кроме того, что она существует. Материя пассивна, без жизненна, она не способна сама из себя ничего породить. Материя – это «потенция», и потенциальность, т.е. способность принять форму. Форма выступает как «актуализация» этой способности. Иначе говоря, вещь возникает тогда, когда в материю вносится форма, т.е. происхо дит актуализация. Актуальность он назвал «энтелехией», т.е. реализа ция, совершенность. Душа это энтелехия тела, поскольку она есть сущность, или форма тела. Форма обладает абсолютным приоритетом и превосходством над материей. Последняя мыслима лишь как направ ленная к форме. Форму вносит материю Бог, т.е. сверхчувственная субстанция, Абсолют, перводвигатель. Он вечен, недвижим, лишен по тенциальности и материи, неделим, бесстрастен и неизменен. Высшая цель человека, полагает Аристотель, это счастье. Богат ство как цель не имеет смысла. Высшее благо и счастье – в совершен ствовании себя как человека, т.е. в активности. Активность разума – цель, достойная человека. Лишь тот добродетелен, кто стремится к мудрости. Различает две добродетели: рассудительность, или практи ческая мудрость, и «Sophia», т.е. мудрость. Рассудительность заключа ется в установлении что благо и что зло для человека. Мудрость – в познании реальности, которая лежит по ту сторону человека, т.е. это метафизика. * * * А.А.Мавлюдов 8. Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима: киники, эпикурейцы, скептики, стоики и неоплатоники Эпоха эллинизма (III в. до н.э. – 529 г. н.э.) характеризуется рас пространением греческой (эллинской) культуры во время походов 25 Александра Македонского и последующим закатом полисов (городов – государств). Основные течения этого времени: кинизм, эпикуреизм, стопцизм, скептицизм, неоплатонизм. Они обосновывают не гра жданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмути мость души, индивидуализм. Школа киников получила название от места, где происходило обучение (Kynosarges). Наиболее известен Диоген из Синопа (400-325 гг. до н.э.), хотя основателем является Антисфен (450 – 360 гг. до н.э.). Ощущения – единственный источник познания окружающего мира. Они только свидетельствуют о существовании отдельных тел. Общие понятия только слова, наименования. Любую вещь можно лишь на звать, но ничего содержательного о ней сказать нельзя. Мораль также крайне проста. Антисфен доводит до крайности принцип Сократа: «ни в чем не нуждаться». Он имел в виду отказ от потребностей, продиктованных изменчивой модой, тщеславием, поро ками. Антисфен же утверждал, что всякое удовольствие есть зло. (Предлагал обнимать мраморную статую в мороз и лежать в горячем песке летом). Киники проповедовали отказ от дома и семьи, богатства и любых общественных обязанностей. Цель такого образа жизни – «автаркия» (самодостаточность). Мудрец – это человек, достигший за счет опрощения и отказа от общественных норм, требований наиболее естественного состояния жизни. Антисфен, особенно Диоген, прене брегали приличиями, общественными нормами, призывали близости к «естеству», прилюдно справляли естественные надобности. Киники считали, что человек отошел в своей жизни от истинного природного состояния. Отсюда по преданию Диоген бегал днем по площади с фо нарем с возгласами: «Ищу человека!». Киники (гр. kynikoi, лат. сynici) в переложении на латынь – ци ники. Характеристика «циник» подучила значение человека, который проговаривает нечто прямо, грубо и, невзирая на этические нормы. Эпикуреизм – учение и образ жизни, который обосновывали Эпикур (341/340 – 270 гг. до н.э.) и его последователи. Эпикур разде ляет атомистическое учение Демокрита, который характеризует атомы по величине, форме и положению в пространстве. Однако Эпикур при писывает им еще одно свойство – тяжесть. Он материалист, отрицает бессмертие души, так как она состоит из атомов. Эпикуреизм ищет способ избавления человека от страдания, по лагая, что для счастливой жизни человеку необходимо отсутствие телесного страдания и невозмутимость души (атараксия). Основной 26 принцип этики Эпикура – удовольствие, поэтому эпикуреизм также называется эвдемонизмом. Стремление к наслаждениям, или гедо низм, – это уже извращенный эпикуреизм. Так, например, в Древнем Риме эпикурейство принимает крайние формы: обжорство, пьянство, блуд, прожигание жизни. Потребительство и эгоизм сочетались с разо чарованием в общественных делах и политической деятельности. Смысл бытия виделся только в наслаждениях. Стоицизм. Основателем стоицизма является грек Зенон из Ки тиона (конец IV в. до н.э.). Стоики сравнивали философию с садом. Логика – ограда, этика – деревья, физика – плоды. Они характеризова ли философию как «упражнение в мудрости», основной частью ее они считали логику. Она учит оперировать понятиями, образовывать су ждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая занимает огромное место в философии стоицизма. Стоицизм есть результат разочарования не только в общем, но и в индивидуальном существовании. Если эпикурейство распространено в основном среди имущих классов римского общества, то стоицизм – во всех слоях общества. Сенека (4 -65 гг.) – крупный сановник и вос питатель императора Нерона; МаркАврелий (121 – 180 гг.) – римский император; Эпиктет (50 – 138 гг.) – раб, затем вольноотпущенник. Сенека говорил: «Мы можем не иметь того, что желаем, но мы можем не желать того, что не имеем». Важнейшее место в учении стоиков занимает душа. Она понима ется как некая материальная пневма (воздух), смесь воздуха и огня. Чем больше в этой смеси огня, тем разумнее тело. Наименее напря женная холодная пневма у тел неживого мира, а наиболее напряжен ная и горячая – у мудрого человека. Пневма мудреца – это чистый огонь. Душа, будучи материальной пневмой, стремится к внутренней гармонии и равновесию, тогда как страсти – это результат неуравнове шанности и дисгармонии в душе. Выделяют четыре страсти: страх, пе чаль, вожделение и наслаждение. Душа борется со страстями, которые возникают в результате чрезмерного сжатия, расширения и возбужде ния пневмы. Основной мотив этики стоицизма – изменение жизни к лучшему невозможно. Единственное, что может сделать человек – это достойно переносить удары судьбы: несчастья, болезни, смерть. Особое влияние стоицизм получил в Риме в I веке. Философия у стоиков есть не столь ко философия познания, сколько учения укрепления и утешения лю дей в мире невзгод. «Человек не может повлиять на обстоятельства 27 своей жизни, но может над ними духовно возвыситься» – так учили стоики. Стоическая философия, которую называли «философией устало го духа», предлагала достижение атараксии, т.е. невозмутимости и бесстрастности, с которыми человек должен переносить невзгоды, быть готовым ко всему страшному на свете. |