Главная страница
Навигация по странице:

  • * * * А.Т.Свергузов 21. Законы диалектики. Диалектика как учение о развитии

  • Закон единства и борьбы противоположностей

  • Закон перехода количественных изменений в качественные

  • Закон отрицания отрицания

  • * * *

  • Приобщенность человека к эйдосам у Платона

  • Система категорий Аристотеля.

  • 1. Сущность.

  • 2. Количество

  • Философия и бытияе. философия в вопросах и ответах (учебное пособие)(1). Учебное пособие для подготовки к экзаменам под редакцией профессора В. И. Курашова и доцента Г. Э. Галановой


    Скачать 1.22 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для подготовки к экзаменам под редакцией профессора В. И. Курашова и доцента Г. Э. Галановой
    АнкорФилософия и бытияе
    Дата28.01.2022
    Размер1.22 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлафилософия в вопросах и ответах (учебное пособие)(1).pdf
    ТипУчебное пособие
    #345025
    страница9 из 16
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16
    20. Философские концепции развития: метафизика,
    диалектика и синергетика
    Развитие – это высший тип движения, изменения материи и со­
    знания, переход от одного качественного состояния к другому, от ста­
    рого к новому. Основные признаки развития: 1) качественный харак­
    тер изменения, 2) необратимость, 3) направленность.
    Развитие представляет собой сложный процесс и поэтому имеет разнообразные философские интерпретации. Философы пытаются от­
    ветить на вопросы: почему мир развивается? Как происходит это раз­
    витие? Куда оно направлено?
    71

    В философии эти вопросы решаются в диалектике, метафизике и синергетике.
    Термин «диалектика» в культурный оборот ввел Сократ. Он означал искусство обнаружения истины в споре. Диалектика как все­
    объемлющее учение о развитии духа и материи создается в немецкой классической философии (Гегель) и марксизме (Маркс, Энгельс).
    Уже древние философы Индии, Китая и Греции осознали измен­
    чивость существующего мира и понимали ее как превращение отдель­
    ных форм бытия друг в друга. Эта мысль ясно выражена у древнегре­
    ческого философа Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», «Ничто не постоянно… все сменяется в игре Века», «Борьба – отец всего».
    Немецкий философ Гегель понимал развитие мира как результат творения духа (абсолютного разума, Бога). Он открыл законы развития духа (законы диалектики): 1) закон перехода количественных измене­
    ний в качественные, 2) закон противоречия, 3) закон отрицания. Ге­
    гель считал, что источник развития любого процесса заключен не во­
    вне, а в нем самом. Поэтому развитие заключает в себе свой собствен­
    ный источник возникновения и формирования нового. Диалектика Ге­
    геля была идеалистической.
    Философы марксистского направления создали материалистиче­
    скую диалектику, основанную на принципах: 1) всеобщей связи и вза­
    имообусловленности явлений (принцип детерминизма) и 2) всеобщно­
    сти движения и развития. В материалистической диалектике заложена идея саморазвития материального мира, результатом которого являет­
    ся переход на более высокую ступень организации. Источником разви­
    тия выступают противоречия, существующие в самом развивающемся мире. Учение о развитии марксисты перенесли на природу, общество и мышление. На диалектике основан также метод познания и преобразо­
    вания мира.
    Метафизика представляет собой противоположное диалектике мировоззрение. Метафизики либо отрицают принцип развития и абсо­
    лютизируют покой, либо признают его, но дают ему другую интерпре­
    тацию. Они могут отрицать принцип противоречивости развития, а если и признают противоречивость, то не внутреннюю (саморазвитие), а внешнюю. Развитие сводится ими или к эволюционизму (отрицаются скачки), или к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).
    72

    Метафизика возникает одновременно с диалектикой и развивает­
    ся от глубокой древности до настоящих дней. Представителями мета­
    физики были древнегреческие философы Зенон и Парменид (элейская школа), которые утвеждали, что бытие неподвижно, а движение не мыслится без противоречий. Эти противоречия они сформулировали в виде апорий (затруднений), которые являются трудными для решения и доказывали невозможность движения.
    Метафизика Нового времени (XVII и XVIII вв.) отходит от схо­
    ластики и сосредотачивается на проблемах научного познания. Де­
    карт, Гоббс, Спиноза и Лейбниц признавали единство многообразия мира, его целостность и принцип взаимосвязи всех явлений. Критери­
    ем всеобщей связи мира служила рациональность, или построение зна­
    ния о мире из априорных аксиом разума и дедуктивных выводов. В ре­
    зультате новоевропейская метафизика создала образ мира как инте­
    грал всех возможных содержаний внутреннего мира человека и обос­
    новала ценность знания.
    Метафизика конца XIX в. вновь обращается к проблеме разви­
    тия. Так, английский философ Спенсер пытался обосновать идею все­
    общей постепенной эволюции природы. В основе эволюции лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет от однородности к разнородности. Он свел социальные законы общества к биологическим, химическим, физическим и меха­
    ническим законам. По-сути, он сложил эволюцию из отдельных ча­
    стей.
    В западной философии XX в. (Бергсон, Морган, Уайтхед) сложи­
    лась еще одна метафизическая концепция, называемая «творческим эволюционизмом», или «эмерджентизмом». Развитие приводит к по­
    явлению нового качества, не сводимого к исходному. В основе разви­
    тия лежит «взрывообразный», быстрый скачок, являющийся проявле­
    нием внутренней творческой силы, которая истолковывается либо ма­
    териалистически, либо идеалистически. Последствия проявления этой силы являются непредсказуемыми.
    Синергетические представления о развитии возникают в конце
    XX в. и восходят к естественным наукам (нелинейный анализ, нерав­
    новесная термодинамика, теория хаоса, фрактальная геометрия). В их основе лежит идея развития природы (теория самоорганизации). Под самоорганизацией понимаются процессы возникновения макроскопи­
    чески упорядоченных пространственно-временных структур в слож­
    ных нелинейных динамических системах, находящихся в состояниях,
    73
    далеких от равновесных, вблизи особых критических точек (их назы­
    вают точками бифуркации, или точками ветвления), у которых поведе­
    ние системы становится неустойчивой. В этих точках система под воз­
    действием малейших толчков (малых действий), или флуктуаций, мо­
    жет качественно изменить свое состояние. Этот переход часто харак­
    теризуют как возникновение порядка из хаоса.
    Идея развития вошла не только в науки о живом, но и в науки о неживой природе: физику (неравновесная термодинамика), химию
    (модель химической эволюции), космологию (концепция Большого взрыва). Универсум рассматривается как сложно организованный и открытый. Он является не устойчивым, а находящимся в становлении, он не просто существует, а непрерывно возникает. Понятие бытия и становления объединяются в единое понятие. Современная наука окончательно развенчивает миф о жестко детерминированной и ста­
    бильной Вселенной. Мир больше не кажется застывшим, раз и навсе­
    гда заданным и неизменным, а рассматривается как процесс, как по­
    следовательность деструктивных и креативных (творческих) процес­
    сов, в которых важную роль играют не только динамические (опреде­
    ленные и заранее точно предусмотренные), но и стохастические (слу­
    чайные) процессы, последствия которых достоверно предсказать не­
    возможно. Мир наполнен неожиданными поворотами, связанными с выбором путей дальнейшего развития. В свете новых знаний Вселен­
    ная предстает системой, постоянно эволюционирует, как единое целое.
    На эти же представления, близкие к диалектическим, опирается и современная философия. Диалектика так же, как и синергетика, основывается на принципе целостности изучаемого объекта (несводи­
    мости свойств целого к свойствам его частей) и на системном анализе изучаемого объекта. Диалектика, как и синергетика, считает, что нуж­
    но изучать внутренние свойства эволюционирующего объекта, и видит источник развития природы в ней самой.
    * * *
    А.Т.Свергузов
    21. Законы диалектики. Диалектика как учение о развитии
    Диалектика представляет систему принципов, законов и катего­
    рий. Они отражают единство действительности в ее всеобщих харак­
    74
    теристиках. Центральной идеей диалектики, объединяющей все ее эле­
    менты, является идея противоречивости всего существующего. Други­
    ми принципами диалектики являются идеи всеобщности движения и развития.
    Принципы диалектического понимания движения сформулиро­
    вал Энгельс. 1. Движение – способ существования материи, характе­
    ризующий ее изменчивость. 2. Источником движения материи являют­
    ся присущие ей внутренние противоречия. 3. Движение существует в качественно различных, не сводимых друг к другу формах (механиче­
    ская, физическая, химическая, биологическая, социальная). 4. Высшие формы возникают на базе низших и включают низшие в преобразован­
    ном виде.
    Движение всеобще. Нет объектов, лишенных движения. Покой
    есть не отсутствие движения, а устойчивое состояние объекта; момент движения.
    Развитие – атрибут материи, движение в его сущности. Движе­
    ния вне диалектики нет. Даже простое механическое перемещение мо­
    жет осуществляться лишь в силу его противоречивости – тело од­
    новременно находится и не находится в данном месте (находится в другом месте). Возникновение и разрешение этого противоречия и есть движение.
    Развитие – высшая форма движения, необратимое, закономер­
    ное, направленное, качественное изменение.
    Наличие этих свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость характеризует процессы функционирования; отсутствие закономерности характерно для случайных процессов; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться и при­
    водить к качественным изменениям. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта или новый объект.
    Законы объясняют источник, механизм и направленность разви­
    тия.
    Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон бытия, утверждающий, что все объекты содержат внутренние противоречия, характеризующие их существование и развитие.
    Это центральный закон диалектики. Его смысл в том, что он от­
    вечает на вопрос: почему происходит развитие. Он раскрывает его причину, указывая на всеобщий источник развития - противоречие. Он характеризует движение как самодвижение, нацеливает познание на поиск противоречий.
    75

    Примеры противоречий: бытие и небытие, субстанция и атрибут, причина и следствие, притяжение и отталкивание, синтез и распад ча­
    стиц, свобода и необходимость, здоровье и болезнь, производитель и потребитель, капиталист и рабочий и т.д.
    Закон перехода количественных изменений в качественные – всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что постепенное накопление количественных изменений неизбежно приводит к каче­
    ственным изменениям.
    Смысл закона в том, что он отвечает на вопрос: как происходит развитие. Он раскрывает его общий внутренний механизм – развитие совершается посредством перехода количественных изменений в каче­
    ственные. Качественные изменения связаны с изменением самого объекта, его структуры. Количественные изменения происходят в рам­
    ках данного объекта, связаны с переносом вещества и энергии.
    Связь количества и качества выражена в периодическом законе химических элементов Менделеева, где переход от одного элемента к другому осуществляется с изменением заряда атомного ядра; в изме­
    нении агрегатных состояний вещества при изменении температуры.
    Закон отрицания отрицания – всеобщий закон бытия и позна­
    ния, утверждающий, что развитие происходит через отрицание проти­
    воположностями друг друга, их взаимопревращение.
    Смысл закона в том, что он отвечает на вопрос: куда идет разви­
    тие. Он характеризует общую направленность: уничтожение новым качеством прежнего (не соответствующего изменившимся условиям) и сохранение в новом черт прежнего (соответствующего изменившимся условиям).
    * * *
    В.И.Курашов
    22. Философские категории как операциональная система­
    познавательной деятельности
    Как человек читает книгу природы по ее явлениям, как он обуча­
    ется по книгам и с помощью учителей при ограниченном опыте и зна­
    нии? Словом, как человек получает знания о мире?
    Один путь – это личный опыт в данной области познания мира
    (и, конечно, опыт всей жизни) в сочетании с размышлениями. Это
    76
    путь ученого. Другой путь – это знания, получаемые от учителя, в со­
    четании с личным опытом всей жизни, но без опыта в данной области познания мира. Это путь учащегося в той или иной системе образова­
    ния.
    Отсюда следует, что владение категориями принципиально важ­
    но и в научно-философском познании, и в учебном процессе освоения нового знания, т.е. в процессе образования.
    Ответ на этот вопрос приводит нас к проблеме категорий, т.е. наиболее общих понятий, которые от рождения присущи человеку.
    Почему присущи от рождения? Да потому, что если бы разум человека представлял «чистую доску», на которой производится запись ощуща­
    емых им явлений природы, слов учителя или текста читаемой книги, то это были бы только записи как таковые, например такие же, как на дискете компьютера. Для приведения первичных данных в элементар­
    ную систему, или порядок, необходима врожденная операциональная система, которая осуществляла бы перевод отдельных фактов в сфере разума в осознанные знания, т.е. голые факты становятся содержанием сознания человека. Если бы это было не так, то как бы студенты полу­
    чали знания о молекулах, атомах, молекулярных превращениях, элек­
    тромагнетизме, гравитации и т.п., и т.д., никогда не работая исследова­
    телями в сферах химии и физики?
    Вопрос о познавательных категориях человека – это вопрос не об истинности знания (хотя он, конечно, и взаимосвязан с ним), а о при­
    роде познания мира человеком и природы связи человеческих знаний с реальностью (здесь в принципе даже неважно, с какой реальностью – субъективной, объективной, той и другой вместе).
    Перейдем к рассмотрению систем категорий, выделяемых в ин­
    теллектуальной истории человечества.
    Приобщенность человека к эйдосам у Платона. Платон зало­
    жил онтологические и гносеологические основы для построения кате­
    гориальных рядов. Так, в своих диалогах он выделял важнейшие эйдо­
    сы, которые определяют устройство мира и формы познания мира че­
    ловеком. Мудрый человек, т.е. философ, наделен особой способно­
    стью выделять в своем сознании эйдосы и строить систему миропони­
    мания на их основе. Примером такого мудреца для Платона был, ко­
    нечно, его учитель Сократ. Идеи (эйдосы) Платона расположены в иерархической последовательности. Высшая идея, или высшее начало, в онтологии Платона – это идея «Благо», которая есть также (см.,
    77
    например, диалог «Государство») «Единое». «Единое», по Платону, есть Благо в себе.
    После изначальной идеи – Благо Платон называет другие важ­
    нейшие. В диалоге «Софист» он выделяет пять высших идей: Бытие,
    Покой, Движение, Тождественность, Различие, а далее – идеи Равен­
    ство, Неравенство, Сходство и т.д. В диалоге «Тимей» он называет три онтологических сущности «бытие», «пространство», «возникновение».
    Понятно, что в философской системе Платона названные идеи, или эйдосы, имеют и онтологический, и гносеологический статус.
    Другими словами, выделяемые Платоном идеи (эйдосы) можно рассматривать как категории, хотя Платон не приводил категории в строгую систему, как это позднее сделал его ученик Аристотель.
    Специально система категорий как познавательная операцио­
    нальная система человека выделена у Аристотеля.
    Система категорий Аристотеля.Система категорий Аристоте­
    ля изложена в специальном труде, так и названном – «Категории».
    Аристотель выделяет десять категорий и в последующих главах пояс­
    няет каждую из названных категорий.
    1. Сущность. «Сущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, – это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь. А вторыми сущ­
    ностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущно­
    сти, называемые так в первичном смысле, – и эти виды, и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду “человек”, а род для этого вида – “живое существо”. Поэтому о них говорят как о вто­
    рых сущностях, например “человек” и “живое существо”». «Из вторых сущностей вид в большей мере сущность, чем род, ибо он ближе к первой сущности».
    «Общая черта всякой сущности — не находиться в подлежащем».
    «Всякая сущность, надо полагать, означает определенное нечто.
    Что касается первых сущностей, то бесспорно и истинно, что каждая из них означает определенное нечто. То, что она выражает, есть нечто единичное и одно по числу. ...Однако вторые сущности означают не просто какое-то качество, как, например, белое: ведь белое не означает ничего другого, кроме качества. Вид же и род определяют качество сущности: ведь они указывают, какова та или иная сущность. Род при
    78
    этом определяет нечто большее, чем вид: тот, кто говорит “живое су­
    щество”, охватывает нечто большее, чем тот, кто говорит “человек”».
    Кроме того, Аристотель отмечает, что главной особенностью сущности является то, что «будучи тождественной и одной по числу, она способна принимать противоположности, между тем об осталь­
    ном, что не есть сущность, сказать такое нельзя ...так, один и тожде­
    ственный по числу цвет не может быть белым и черным; равным об­
    разом одно и то же действие, одно по числу, не может быть плохим и хорошим». И далее он поясняет: «О сущности же говорится как о способной принимать противоположности потому, что она сама их принимает: она принимает болезнь и здоровье, бледность и смуг­
    лость... Вот почему особенность сущности — это то, что, будучи тож­
    дественной и одной по числу, она способна принимать противополож­
    ности в силу собственной перемены».
    2. Количество. Аристотель в самом начале пишет: «Что касается количества, то одно раздельно, другое непрерывно, и одно состоит из частей, имеющих определенное положение по отношению друг к дру­
    гу, а другое – из частей, не имеющих такого положения. Раздельны, например, число и слово, непрерывны – линия, поверхность, тело, а кроме того, время и место».
    Аристотель подчеркивает, что если сущность допускает проти­
    воположности, то количество не обладает этой особенной характери­
    стикой. Так, он пишет: «Далее, количеству ничто не противоположно; когда речь идет об определенных количествах, то ясно, что нет ничего противоположного им, например длине в два или в три локтя, или той или иной поверхности, или чему-то подобному: ведь им ничто не про­
    тивоположно, разве только если сказать, что “многое” противополож­
    но “малочисленному” или “большое” –“малому”».
    Глава, посвященная определениям категории «количество», за­
    вершается следующей ее характеристикой:
    «Главная особенность количества – это то, что о нем говорят как о равном и неравном ...так, говорят, что одно тело равно или неравно другому и что один промежуток времени равен или неравен другому...
    О прочем же, что не есть количество, вовсе, по-видимому, нельзя говорить как о равном и неравном; так, об одном расположении вовсе не говорят, что оно равно или неравно другому, а скорее, что оно сход­
    но с другим, и о чем-то белом не говорят, что оно равно или неравно другому белому, а говорят, что оно одинаково или неодинаково бело».
    79

    Надо полагать, что категория «количество» (об этом говорится у
    Аристотеля в самом начале ее характеристики) служит в процессе по­
    знания человеком мира для различения и соответствующего формиро­
    вания понятий дискретности, или разделенности, и непрерывности, или сплошности, в мире.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16


    написать администратору сайта