Философия и бытияе. философия в вопросах и ответах (учебное пособие)(1). Учебное пособие для подготовки к экзаменам под редакцией профессора В. И. Курашова и доцента Г. Э. Галановой
Скачать 1.22 Mb.
|
30. Понятия техники и технологии. Взаимодействие науки и техники В философии техники (философская дисциплина, исследующая природу техники и ее влияние на общество и культуру) выработано несколько понятий техники. Под техникой понимается: артефакт, искусственная вещь, удовлетворяющая потребности людей; самостоятельный мир, противостоящий природному миру; инженерный способ использования сил и энергий природы. В этом смысле техника понимается как продолжение природы; естественно - искусственная вещь. Искусственной она является потому, что создана человеком, а естественной – потому что функцио нирует по естественным законам. Техника имеет двойственный характер: созидательный и разру шительный. Созидательный характер: техника есть основание, на ко тором стоит техногенная цивилизация. Созидание понимается в двух аспектах. В аспекте жизнедеятельности техника есть средство решения экономических, экологических, коммуникативных, управленческих, культурных и других задач, средство благосостояния населения. В ас пекте творчества техника есть средство реализации сущностных сил человека (форма материализации потенций человека и природы во всем их многообразии). Разрушительный характер: техника есть способ эксплуатации природы человеком; средство разрушения и природы, и человека. В понятии «технология» можно обнаружить два смысла. Она по нимается как: совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до систем ного исследования и проектирования; 108 совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и си стемотехнических знаний. Деятельностный характер технологии отличает ее от понятия «техника». В развитии технологий можно различить три основные этапа: стихийный, локальный и глобальный. Для первого этапа характерно стихийное, неосознанное становление технологии, связанного с разви тием любого производства (металлургического, машиностроительно го, кораблестроительного, домостроительного). Развитие технологии на этом этапе происходит на основе проб и ошибок и осуществляется по логике постепенного расчленения единой деятельности. Главными проблемами являются проблемы инфраструктурного обеспечения и социокультурного характера. На втором этапе развития (примерно со второй половины XIX века) складывается технология в узком понимании (описание, анализ и синтез технологических операций и условий) и человек научается со знательно строить цепочки технологически связанных процессов. Это не только производственные процессы, но и процессы, относящиеся к сфере исследования, инженерии, проектирования и позднее организа ции любых видов деятельности. Данный уровень развития технологии можно назвать "локальным". На третьем этапе (начиная с 40-50 годов нашего столетия) скла дывается технология в широком понимании, соответственно этот уро вень развития технологии можно назвать "глобальным". В ХХ столе тии человек научился концентрировать для решения поставленных им задач необходимые для этого материалы и ресурсы, создавать соответ ствующие инфраструктуры (организации, коммуникации, сооружения и т.д.), готовить специалистов. Общество бросает все силы для реше ния военных, народохозяйственных или просто ведомственных задач. На этом этапе проявляется взаимосвязь технологии с культурой и об ществом. Глобальный уровень развития технологии поставил под угрозу существование общества и самого человека. Государство, с одной сто роны, порождает конструктивный процесс, создавая новую технику, сложные технические системы, технологии или просто дорогостоящие машины и сооружения, а с другой - вызывает деструктивные процес сы, вызывающие ряд кризисов – экономический, экологический и ан тропологический. Техническая деятельность человека по своему 109 масштабу и последствиям сравнялась с геологическими и космически ми факторами. Взаимодействие науки и техники В философии техники сложилось несколько моделей взаимодей ствия науки и техники. Первая модель называется линейной. Она рассматривает техни ку как прикладную науку. Наука занимается производством знания, а техника осуществляет приложение полученных знаний в практической деятельности. Эта модель упрощает реальные отношения между нау кой и техникой, которые складывались на протяжении многих столе тий. Вторую модель называют координационной. Наука и техника развиваются автономно друг от друга, однако эти процессы являются все же координированными. Координация развития науки и техники имеет эмпирическую составляющую: иногда наука использует техни ческие устройства для получения собственных результатов, иногда научные результаты успешно используются в технике. Эта модель так же не полностью адекватна истории техники, известно, что техника много веков развивалась изолированно от науки. Третья модель рассматривает развитие науки за счет исследова ния технических аппаратов и инструментов в попытке раскрыть загад ки их функционирования. Конечно, такие исследования в истории нау ки неоднократно имели место. Но, все же в науке были и самостоя тельные исследования, не зависимые от крупных изобретений в обла сти инструментальной техники. Наиболее реалистичной является позиция, в соответствии с кото рой, до конца XIX в. наука и техника действительно развивались обо собленно. Наука и техника объединятся только во времена Промыш ленной революции. Раньше регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но в настоящее время развитие тех ники осуществляется именно на основе современных научных дости жений. 110 * * * Э.Г.Галанова 31. Философская антропология: краткая история и разнообразие подходов Предмет антропологии – человек. Различают виды и традиции антропологии, и вместе с ними воззрения на человека. Предмет физической антропологии – человек как Homo sapiens. В XIX веке особый пафос физической антропологии был направлен на артикуляцию того факта, что человек может изучаться наряду с иными существами животного мира средствами естественных наук. Актуаль ность физической антропологии (антропобиологии) важна и по сей день, когда ее предметом выступают телесность и некоторые припи санные признаки человека (пол, раса). Проблема соотношения соци ального/ культурного и биологического, требует своего решения в силу того, что в современной жизни происходят порой неожиданные и непривычные процессы трансформации природного баланса, напри мер в вопросах пола: так, практика транссексуальных операций, фор мирование гомосексуальных браков и, более, того, семей, провоцирует вопрос о том, в какой степени жизнь и судьба человека детерминиру ется (определяется) физиологией. Предмет социальной, культурной, исторической антропологии, этнографии – человек как определенного рода идентичность, то есть его самосознание с точки зрения гендера, нации, культуры, человек как представитель конкретно-исторического общества, племени, на родности. Предметом исследований часто является неповторимый опыт человека, который, в свою очередь определен социальными или культурными условиями его общества или исторической эпохи. Предмет философской антропологии – это человек как таковой, взятый в своей целостности, несводимый к обществу и своим гендер ной, этнической, национальной или культурной идентичностям. Фило софская антропология выявляет глубинные структуры бытия человека. Тема человека – одна из древнейших в философии. Первое «открытие» философской антропологии связано с античными софиста ми и Сократом. «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» (Про тагор). В этих словах – открытие человеческой субъективности, при 111 знание значимости автономных интересов человека. «Познай самого себя» (Сократ). В философии средних веков (Августин Аврелий, Фома Аквинский) тема человека рассматривалась с религиозных позиций. Человек – главный персонаж философии эпохи Возрождения (Нико лай Кузанский, Джордано Бруно), главный принцип этой философии – антропоцентризм. Новоевропейская философия (Ф.Бэкон, Р.Декарт) изучала человека как субъекта научного познания. Эпоха Просвеще ния (Ж.-Ж.Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Ф. Вольтер и др.) сделала важное открытие: человек – это продукт общества и культуры, поэтому необ ходимо взять под контроль культурную политику и процессы воспита ния людей. Второе значимое «открытие» философской антропологии произошло в творчестве немецкого классика И.Канта. Он поставил во прос о субъекте научного познания во всех аспектах, и вышел за пре делы теории познания в антропологию. Третье открытие – в Германии в XX веке (М. Шелер, Х.Плеснер). II Мировая война проблематизиро вала понятие человека, обозначила выход за пределы бытия челове ком, явив миру такие факты, как врачи – фашисты, холокост (массовое истребление людей). Основная проблема философской антропологии сегодня – это сохранение правильного соотношения общих выводов о человеке и частных обликов эмпирического человека. Философская антропология является питательной почвой для эмпирических исследований челове ка. Вместе с тем эмпирические науки о человеке (психология, культур ная и социальная антропология) корректируют выводы философской антропологии. Как пишет Ч.Миллс в книге «Социологическое во ображение», «говоря о человечестве сегодня мы должны говорить и о великом Гете, и о девчонке, живущей по соседству». Примечание В.И.Курашова Философия и гендер. Гендерные исследования — современная интердисциплинарная сфера взаимодействия многих естественных, общественных и гуманитарных наук, в том числе — и в особенности — при участии философии. Во многих разделах гендерные исследова ния вышли на уровень высокого академизма, а во многих — остаются на уровне популизма и политической конъюнктуры или просто науч ной моды. «Пол» — понятие биологическое, а «гендер» — понятие социо биологическое и социокультурное. Разделение по половому признаку 112 в реальной общественной жизни определяется установившимися сценариями маскулинного и феминного образов личности. Понятия, входящие в концептуальный каркас гендерных иссле дований: «гендерная роль» — как жизнь по сценарию социума; «ген дерная система» — система социокультурных факторов, задающая ак туальные смыслы понятий «мужчина» и «женщина», «мужское» и «женское»; «гендерная стратификация» — часть общей социальной стратификации; «социальное конструирование гендера» — сознатель ное влияние на социальные детерминанты смыслами понятий «мужчи на» и «женщина» и их ролевыми установками; «гендерная идентич ность и идентификация» — феминное и маскулинное сознание и само сознание. В современной интеллектуальной культуре и культуре в це лом наибольшее развитие получил феминизм, в том числе и феминист ская философия. * * * В.И.Курашов 32. Антропогенез: проблема вектора эволюции Антропогенез – это происхождение человека (гр. аnthropos чело век + гр. genesis рождение). В настоящее время в научном знании со существуют две теории-гипотезы происхождении Вселенной, Жизни и Человека. Одна группа ученых находит и формулирует аргументы, об основывающие естественное происхождении Вселенной, Жизни и Че ловека из бездушной материи, это направление носит название эволю ционизм. Другая группа ученых находит и формулирует аргументы, обосновывающие возникновение Вселенной, Жизни и Человека при участии Высшего разумного начала, это направление носит название креационизм. Теория Дарвина и ее последующие варианты прекрасно объясня ют внутривидовую изменчивость живых организмов. Два его основ ных положения – случайность мутаций и закономерный естественный отбор (в сочетании с идеями наследственности) — безусловно верны. Экспериментально это хорошо наблюдается в искусственных услови ях, когда производится искусственный (индуцированный) мутагенез и искусственный отбор (селекция) тех или иных полезных человеку жи 113 вых организмов, естественный отбор наблюдается и в Природе без вмешательства человека. Вся проблема любой эволюционной теории в биологии за ключается в обосновании направления естественного отбора в процессе длительной эволюции. Направления от нечто простого к нечто сложному в процессе естественной истории Земли как результата естественного отбора при наличии мутаций (случайных изменений в генотипе) и без привлече ния идеи целесообразности. Понятно, что в искусственных условиях мутантов с искомыми свойствами отбирает человек, но как в Природе происходит долговременный, непрерывный, целесообразный отбор потомков, более высокоорганизованных, чем их родители? Вполне по нятно, что в естественных условиях (если нет высшего организующего начала) селективным преимуществом в тех или иных внешних услови ях могут обладать и более простые организмы. Разумным объяснением прогрессивной направленности эволю ции по Дарвину было бы доказательство того, что эволюционные из менения среды обитания живых организмов происходили именно та ким образом, что селективным преимуществом (проще говоря, лучшей выживаемостью), как правило, обладали более высокоорганизованные потомки. Среди видных ученых XX-XXI веков есть как придерживающие ся теории естественной эволюции (происхождение Вселенной, жизни и человека без вмешательства Высшего разумного начала), так и при держивающиеся теории креационизма (происхождение Вселенной, жизни и человека с участием Высшего разумного начала). Полного единства пока в научном сообществе нет. Часто представителей научного креационизма упрекают в том, что у эволюционистов есть научные аргументы, а у них таковых нет, а также, что все их аргументы – это всего лишь критика эволюционизма. Такого рода упреки некорректны. Предположим, что есть помещение, у которого могут быть только два входа «А» и «Б». Допустим, что мы обнаружили в этом по мещении некоего господина. Если мы докажем, что этот господин не вошел в данное помещение через вход «Б», то вместе с этим мы с ло гической необходимостью доказываем, что он вошел в данное поме щение через вход «А». Так и в нашем случае мы можем на основании такого же рода научных аргументов, которыми располагают эволюци онисты, убедиться, что происхождение жизни и человека не могло 114 произойти, если не допустить творящую активность некоего высшего разумного начала. Что касается содержания образования, то поскольку невозмож но назвать учение о происхождении жизни и человека, принимаемое всеми авторитетными представителям научного сообщества, то рассказывать учащимся можно только о существовании в современной науке конкурирующих подходов – научных креационизме и эволюци онизме. * * * Ю.Г.Матушанская 33. Аксиология: религиозные, эстетические и нравственные ценности и их роль в человеческой жизни Аксиология – наука о ценностях. Ценности являются тем осно ванием, на котором построены отношения в человеческом обществе. В соответствии с принятием или не принятием людьми тех или иных ценностей отличают своих от чужих. Так эллином со времен Алексан дра Македонского считался человек, который в отличие от варвара ве дет эллинистический образ жизни, отражающий определенные религи озные, эстетические и нравственные ценности. Религия (от латинского religio – связывать) связывает мир боже ственного (сакрального) и человеческого. Базовые ценности трех мо нотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама) отражены в библейском Декалоге (10 заповедях). Они регулируют отношения че ловека с Богом (Бог – единый, не поклоняйся иным богам, не сотвори себе кумира, седьмой день посвящен Богу), а также человека с челове ком (не убей, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, почитай отца и мать). Среди религиозных ценно стей, характерных практически для всех мировых религий, можно на звать милосердие к слабым. Эстетика – наука о чувственном восприятии мира. Существуют пары эстетических категорий, такие как возвышенное – низменное, прекрасное – безобразное, трагическое – комическое. Искусство яв ляется предметом изучения эстетики. Если категорию прекрасного можно отнести к человеку или природе, то категория возвышенного 115 чаще всего имеет религиозный оттенок. То же справедливо для их противоположностей. Трагедия, как и комедия, впервые появились в театре Древней Греции. Целью трагедии у греков считалось сильное эмоциональное переживание (катарсис). Сюжетом древнегреческих трагедий было противоборство героя и судьбы. Со временем сюжеты трагедий изменились. В трагедиях Шекспира, например, важным яв ляется нравственное начало. Однако сопереживание остается важным элементом трагедии. Если плакать человек может и в одиночестве, то смех – явление социальное. Смеясь, человек освобождается от страха. Так средневековые карнавалы появились во время эпидемий чумы. Часто в комедии высмеиваются пороки общества. Народная смеховая культура является основой классической комедии. Нравственные нормы, контролирующие поведение людей, изуча ет этика. Религиозная этика связана с воздаянием. На принципе возда яния построено представление о карме и реинкарнации (переселении душ) в буддизме и о Рае и Аде в монотеистических религиях. В от личие от религиозной императивная этика не обещает награду за пра вильное поведение. Так категорический императив Иммануила Канта утверждает, что человек должен быть целью наших действий и ни когда не должен быть средством достижения цели, а поступки в идеа ле должны быть такими, чтобы они могли стать законом для других. Прагматическая этика утверждает, что хорошо то, что приносит наи большую пользу наибольшему количеству людей. Опыт религиозных войн и тоталитаризма привел к утверждению нравственной ценности толерантности по отношению к людям с иными взглядами и этически ми установками, которая в европейской истории философии впервые была сформулирована Джоном Локком. * * * В.И.Курашов |