учебное пособие. Учебное пособие. маркетин. Учебное пособие для студентов направлений подготовки 35. 03. 10 Ландшафтная архитектура
Скачать 1.59 Mb.
|
сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются. Эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство. Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен работать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имееет общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах. Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, не являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, зря их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и т. д., в других — вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий. Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Такому человеку трудно надолго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого «не заслуживают». Приложение 7 ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ВИДЕОТРЕНИНГА Преподавателю, использующему на занятиях видеокамеру, прежде чем ее включать, следует договориться со слушателями по поводу соблюдения следующих этических норм или правил: • Видеоматериалы предназначены только для внутреннего использования на занятиях; • После окончания занятий записи стираются; • Запись служит только для учебного просмотра и анализа (не для оценки), поэтому во время анализа нужно обсуждать лишь тот материал, который «разыгран», не обобщая и не переходя на личность участника тренинга; • При анализе использовать технологию конструктивной критики «LEGE ARTIS»; Прием «LEGE ARTIS» состоит из четырех этапов; схематически это выглядит так: I II III IV +++++ ------------ \_/ +++++ где I - ввод в критику, создание доброжелательной атмосферы в начале разговора; II – критические замечания, высказывания по существу вопроса; III – «обратная связь», визуальный контакт с критикуемым для определения реакции на критику: • реакция адекватная (есть контакт глаз, доброжелательное лицо, кивки головой) – завершение критики («мост на сотрудничество»); • реакция интрапунитивная (вовнутрь) – обида (нет контакта глаз, плечи опущены, руки закрыты, избегание взгляда, тремор пальцев рук, покраснение, побледнение кожных покровов; необходимо «снять» обиду с помощью психологических приемов, например приема «валидол», то есть сказать о том, что основная работа сделана хорошо, недостатки вполне устранимы, эта работа не требует большого времени («не так страшен черт как его малюют»), затем прием «авансированная похвала», с помощью которого высказать уверенность в том, что критикуемый коллега вполне справится с предлагаемыми изменениями, доработками, пересмотром точек зрения, а затем – завершение критики; • реакция экстрапунитивная (вовне) – агрессия; в этом случае целесообразно предложить критикуемому самому решить: принимать ли высказанные пожелания или отвергать. Невербальные сигналы, свидетельствующие о такой реакции – это суженные зрачки глаз, вертикальная складка на лбу, сжатые зубы, стиснутые кулаки, одно плечо направлено вперед. Критикующий при этой ситуации должен быстро перестроиться, чтобы избежать конфликта, и предложить критикуемому то, что было сказано, как информацию к размышлению; IV – выход из критики, ее завершение, предложение о возможной помощи, эмоциональная поддержка: «я уверен, вы с этим справитесь». • При подведении итогов тренинга не делать «далеко идущие выводы» о «профессиональных характеристиках участников». Опыт показывает, что такое начало тренинга с видеозаписью снижает нервозность и беспокойство некоторых участников. Учебная съемка фиксирует действия в условных, моделируемых преподавателем ситуациях и служит учебным, развивающим целям: после просмотра и анализа обучаемый, способный к развитию, сам внесет коррективы и поправки в свой стиль общения, поведения и действий (если посчитает это необходимым), поэтому материалы учебных видеозаписей нецелесообразно передавать руководителям тех организаций, которые направили слушателей на тренинг. Советы тренеру • Удостоверьтесь, что материал, предназначенный для участников (заметки, слайды для проектора, видеозаписи и др.), укомплектован и готов к применению; • Приготовьте коробку со всеми вспомогательными материалами, которые могут вам понадобиться во время тренинга: - блокноты, ручки, бэйджи или таблички для написания имен участников; - маркеры, скотч, в том числе прозрачный; - бумага формата A3 для индивидуальных и групповых упражнений; - степлер со скрепками, прищепки для бумаги, блокноты с клейкими листочками, ножницы, клей, ластик, линейка, карандаши; - калькулятор (иногда требуется при работе с числами); - другие предметы для специфической групповой деятельности, например награды, призы для игр; • Удостоверьтесь, что помещение, выбранное для тренинга, готово для работы, оговорены детали распорядка работы, время начала и окончания, время перерывов и требования к оборудованию; • Накануне удостоверьтесь, что все оборудование работает. Особенно тщательно проверьте телевизионные и видеосоединения, удостоверьтесь, что телевизор настроен на видеоканал, если вы планируете показывать видеозапись; проверьте работу проектора; • Создайте комфортные условия в помещении: свет, свежий воздух; продумайте организацию кофе-брейк и наличие на столах воды (соков), лимонада; • Подготовьте стол и разложите материалы для участников — буклеты, блокноты, ручки, бэйджи, карты для имен; заранее подготовьте первые флип-чарты: включите в них приветствие («Добро пожаловать на...»), напишите свое имя в углу страницы или на карте перед входом в комнату или наденьте бэйдж. Данные советы можно расширить также за счет тех, которые опубликованы в данном пособии в других главах, и за счет рекомендаций преподавателям, сформулированным в конце книги. Приложение 8 РОЛЕВАЯ ИГРА – ТРЕНАЖЕР «РАНАДО» Разработка А.П. Панфиловой Цель игры «РАНАДО» (развитие навыков делового общения): • Формирование навыков эффективной коммуникации: выражать мысли вслух, внимательно слушать партнера, аргументировано вести полемику, формулировать и задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, осуществлять критику высказываний партнеров, говорить комплименты и т. п. • В игре-тренинге демонстрируются различные способы организации конструктивных контактов в режиме дискуссии, развивается культура речевого общения на основе его нормирования, правил-ограничений и тренинга. • Кроме того, в игре-тренинге генерируются оптимальные стратегии и тактики коммуникативного поведения, отрабатывается речевой репертуар и создаются вербальные и невербальные сценарии взаимодействия с разнообразными партнерами, идет обучение и закрепляется технология проведения дискуссии, полемики. Время проведения: от 2 до 6 часов. Количество участников: от 9 до 45 чел. (оптимальный вариант-3 команды по 5-7 чел.); судьи - от 3 до 5 чел. Структура игрового комплекса:Игровой комплекс включает организаторов игры, компетентных судей, консультантов и игровые группы (три-пять). Руководитель игры: • распределяет участников по командам; • проводит инструктаж; • консультирует по вопросам ведения игры, правил и процедур; • следит за регламентом; • осуществляет взаимодействие команд в соответствии со структурой игры и на основании заданных правил и норм; • подводит окончательные итоги; • делает анализ успехов и трудностей. «Компетентные судьи»: Основная задача группы - проведение консультаций на основе имеющихся материалов по содержанию игры и подготовка мотивированного заключения об адекватности используемых во взаимодействии партнеров жанров, а также о степени развитости коммуникативных умений и навыков. Основной акцент члены группы делают на качественных характеристиках участников группы, на выявлении эффективных техник делового общения, на определении продуктивных стратегий и тактик коммуникативного поведения. Игровые группысоставляются из числа участников занятия прямо на «игровой поляне» спонтанно или по желанию, или на основе целевого отбора самим руководителем. Игровые группы под руководством лидера команды осуществляют межгрупповое взаимодействие на основе материалов, отработанных внутри каждой команды, и в соответствии с заданиями, формулируемыми руководителем. Правила игры 1. Каждый участник игры проходит все ее этапы, в обязательном порядке работая над заданиями, проявляя инициативу и творческий поиск на основе сотрудничества и взаимопомощи. 2. Обязательным для каждого является работа в заданных нормах и в соответствии с регламентом. 3. Участник игры может пользоваться «банком информации» по терминологии игры. 4. Все члены команды работают на «общий котел», то есть на победу своей группы. Структура, регламент и основное содержание игры 1. Подготовительный этап 1.1. Разъяснение целей и задач игры-тренажера, ее сущности, предназначения, общих правил, структуры и ожидаемого результата. Создание игровых команд. Время: 10 мин. 1.2. Вводная беседа по терминологии. Организатор игры, используя метод «майевтики» Сократа, через наводящие вопросы проводит с участниками игры беседу-дискуссию по содержанию таких коммуникативных терминов, как: доклад, сообщение, рассказ, речь, реплика, суждение, критика, комментарий, резюме, рекомендации, аргументы и контраргументы. Анализируются специфика, применение, жанр и основные характеристики перечисленных форм и средств взаимодействия. Основная задача данного фрагмента игры - выявить потенциал информированности участников игры, дать новые знания по перечисленным позициям. Время на беседу: 15-30 минут. Примечание. Можно заранее приготовить пакет «банк информации», где будут все необходимые сведения о перечисленных терминах. Другой вариант проведения этого сюжета предполагает следующие действия: слушателям дается таблица, где отмечены формы, жанры, техники вербализации, и дается набор перечисленных терминов, каждый отдельно, и нужно разложить их в таблице таким образом, чтобы каждый соответствовал форме, жанру или технике. Затем результаты осуществленной классификации обсуждаются публично, и в случае необходимости делается коррекция, а преподаватель дает инструктаж. 1.3. «Погружение» участников в игру. Для погружения используются разнообразные приемы, описанные в соответствующем разделе, например «Знакомство», «Самопрезентация» команды - «Кто МЫ?», разработка визитной карточки или реклама своей команды и т.п. Время на погружение: 20- 30 мин. 2. Проблематизация 2.1. Всем участникам игры предлагается определить «зону поиска». С этой целью следует выбрать проблемы и задачи, которые представляют очевидный интерес для всех. Например, принятие или непринятие каких-либо событий, анализ конфликтов, связанных с социальной справедливостью, нововведения в организациях, в профессиональной среде, перспективы предпринимательства, «грязные технологии» и проблемы имиджа или самопрезентации и пр. 2.2. Выдвижение идей. Для подготовки сообщения на выбранную тему каждый член команды должен высказаться и внести свой вклад в коллективную разработку информации (сообщение, доклад, что-либо еще). Группа самостоятельно выбирает жанр выступления и готовит его; все идеи и мысли, наработанные сообща, фиксирует тот, кто будет делегирован командой для презентации информации. 2.3. Подготовка устной информации для межгрупповой дискуссии. На этом этапе игры возможны варианты: а) каждая команда работает в одном жанре и по одной проблеме (например, все делают двухминутное сообщение по теме «имидж руководителя»); б) команды работают в одном жанре, но по разным проблемам; в) команды работают в разных жанрах, но по одной проблеме (например, одни готовят доклад, другие сообщение, а третьи -пресс- конференцию); г) команды работают в разных жанрах и по разной проблематике. Способы распределения жанров: назначение преподавателем, самопроизвольный выбор членов команды, жеребьевка. Возможные виды выступлений Доклад Доклад - это публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. В докладе сообщаются сведения, ставятся задачи и даются рекомендации, касающиеся тех решений, которые были обозначены. Доклад предполагает обсуждение, критику и дополнения, новые положения. В научном докладе обычно сообщается о научном достижении, открытии или результатах эксперимента. Сведения, изложенные в научном докладе, могут быть предметом обсуждения или научной дискуссии. Выдвинутые в докладе идеи или вопросы следует излагать четко и понятно для всех с разграничением тем, выделением основных моментов. Для большей убедительности целесообразно использовать иллюстрации. Информация Включает, как правило, точные сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком. Это может быть также сообщение о положении дел, о проблемах и трудностях, о состоянии той или иной организации. Рассказ Это художественно-повествовательное прозаическое произведение небольшого размера. В устной форме осуществляется в публицистическом стиле и представляет собой словесное изложение каких- либо событий. Речь Представляет собой обращение к слушателям по определенной тематике или поводу и при определенных обстоятельствах со своими соображениями, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью. В данной игре наиболее уместна информационная форма речи. При всех перечисленных видах выступлений концентрация на предмете и рациональном изложении материала перед слушателями требует от докладчиков следующего: 1. пользоваться логически безупречной аргументацией с доказательным воздействием на слушателей; 2. подробно раскрывать причинно-следственные и условно-следственные связи; 3. следить за последовательностью изложения мыслей и идей; 4. продумать начало и конец выступления. 2.4. Определение цели команды в игре, намерений и ожиданий. После того как выдвинутые идеи и высказанные мнения «упакованы» в один из видов устного выступления, каждая группа в режиме внутригрупповой дискуссии должна сформулировать цель команды в игре («здесь и сейчас»), подразумевая под целью то, к чему стремятся играющие, что надо осуществить, какой результат они ожидают «на выходе», то есть в конце игры. Затем команда должна осмыслить и продумать свои намерения, в связи с поставленной целью и ожиданиями по отношению к другим командам, а также на основе подготовленного сообщения. 2.5. Представление каждой командой своих целей, намерений и ожиданий. После каждого представления руководитель задает остальным участникам вопросы: «Что вы услышали?» и «Что вы поняли?». Ответы на вопросы позволяют установить степень адекватности понимания, обратную связь между командами и проверить готовность к остальным этапам игры. Примечание. Этот сюжет игры целесообразно визуализировать, поэтому все цели, намерения и ожидания участники игры рисуют на доске или ватмане с помощью схем, таблиц, символов. По итогам данного фрагмента руководитель игры делает критический анализ услышанного и понятого и предлагает осуществить коррекцию целей, если в этом есть необходимость. Как правило, она есть, так как многие играющие вместо конкретных целей, выраженных глаголами, формулируют лозунги и призывы. 2.6. Коррекция участниками игры целей, намерений и ожиданий.На основе высказанных критических замечаний руководителя и участников игры (глобальность, абстрактность целей, уход от позиции «здесь и сейчас», неточность формулировки и т.п.) происходит коррекция задания. 2.7. Представление откорректированных целей, намерений и ожиданий. Фиксация и объяснение новой информации на доске. Общее время на второй этап: от 1 до 1,5 часа. 3.Дискуссия-тренинг На третьем этапе каждая команда делает свое сообщение в порядке очереди (по кругу, по мере готовности, по жребию). После каждого сообщения представители других групп задают вопросы в разном жанре и получают на них ответы. Затем группы готовятся к дискуссии в заданных видах устной информации, а именно: • Реплика - ответ, возражение, замечание на слова партнера. • Суждение - форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из которых одно определяется и раскрывается через другое мнение, заключение. • Мнение— объяснение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к кому-нибудь, взгляд на что-либо. • Комментарий - объяснение, толкование к какому-либо тексту (письменному или устному). Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь. • Резюме — краткий вывод из сказанного, услышанного. • Вывод - умозаключение, то есть то, что «выведено» из информации. Во время дискуссии основной докладчик готовит резюме, а все остальные члены, команды выявляют адекватность видов устной коммуникации, которые сформулировали участники игры по типу: что мы услышали. Анализ реплик, суждений и комментариев осуществляет также группа «компетентных судей», они же оценивают и адекватность вопросов жанру, их краткость, корректность формулировки и другие параметры. |