Главная страница
Навигация по странице:

  • 45. Массовая литература, беллетристика

  • Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва


    Скачать 4.2 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
    АнкорБ. Р. Мандель
    Дата08.11.2022
    Размер4.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаMandel_Teoriya-literatury_RuLit_Me_616346.pdf
    ТипУчебное пособие
    #776776
    страница37 из 47
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   47
    286
    История литературы как науки есть история литературных средств выражения мысли, история формы. Содержание слишком тесно связано с иными моментами духовной жизни история идей есть область слишком самостоятельная, чтобы вводить ее в историю литературы, которая должна заниматься только развитием приемов словесного воплощения идей. Наоборот, понятие эволюции литературы охватывает также область идей и чувствований, по тем или иным причинам нашедших выражение, между прочим, в литературе или исключительно в ней. Как и всякая иная, эволюция литературы совершается посредством творческой модификации готовых элементов творчество орудует обязательными формами традиции, опираясь на которые, создает новые формы, новые категории мышления, новые
    502
    орудия апперцепции
    287
    .
    Таким традиционным элементом для литературы является, прежде всего, язык, это инобытие чуть не всей духовной жизни человечества, всегда определенно-устойчивое в своих основных чертах и всегда подверженное бесконечному множеству бесконечно малых изменений, совокупность которых есть его эволюция. За языком следуют элементарные формы поэтического и эмоционного выражения – так называемые тропы, фигуры и обороты, затем литературные роды и виды, стихи стиль, наконец, сюжеты и темы, образы и типы, характеры и положения. Хотя, развиваясь, эти формальные элементы находятся в постоянной зависимости друг от друга, равно как от многого иного, эволюция каждого из них имеет свое течение иногда эти течения параллельны, иногда расходятся далеко. Теоретики литературы считают, что разнообразнейшие литературные влияния – новые идеи, новые мотивы, новые формы стиля – захватывают одно поколение, которое не может сними справиться, не может примирить и гармонически сочетать их ни между собою, ни стем духовным достоянием, которым оно располагает. Оттого иногда в течение целых столетий мы наблюдаем господство стиля, основанного на смешении разнородных, непримиримых элементов. Достаточно напомнить о ложноклассической э опее от «Тезеиды» Боккаччо
    88
    п
    2
    под влиянием которых она происходит. до «Франсиады» Ронсара и Освобожденного Иерусалима Тассо
    289
    и так далее, вплоть до «Генриады»
    Вольтера
    290
    и т.п. произведений прошлых веков. Эта сложность и неравномерность литературной эволюции – естественное следствие сложности тех причин, Литературная традиция сохраняется не в закончен- но-неподвижной форме она живет и замирает, вновь
    503
    оживает, когда является спрос на ее забытые формы, иногда вымирает окончательно. Это зависит от емкости ее форм, от способности их вобрать новое содержание и при посредстве образного иносказания говорит читателю больше, чем было вложено в форму при ее создании, затрагивать в нем сочувственные струны, вызывать в нем самостоятельную работу. Вымирают или забываются до очереди те формулы, образы, сюжеты, которые в данное время ничего нам не подсказывают, не отвечают на наше требование образной идеализации. Хранителем и носителем традиции является всегда группа, чаще всего лингвистическая, затем национальная, иногда областная, сословная, кружковая итак далее вплоть до семейной, в которой подчас вырабатывается свое наречие, элементы которого могут быть перенесены в общее пользование (Достоевский рассказал, как он внес из школьного жаргона в литературный и обиходный язык словечко стушеваться Между этими группами существует постоянное взаимодействие. Особенное внимание обращает на себя вопрос о взаимном влиянии национальных групп, о так называемом международном общении, сила которого так значительна, что ив наше время, несмотря навес национальных тенденций в науке, многие не считают возможным говорить об обособленном развитии отдельных национальных литератур, признавая лишь всеобщую историю литературы, эволюцию литературы как целого. Роль личности входе литературного развития – важнейший вопрос литературной эволюции – подвергалась различной оценке. Как ни смотреть на нее, как ни преувеличивать значение личного участия в безличном первобытном творчестве и значение безличных традиционных элементов в индивидуальном творчестве нашего времени, одно бесспорно в пределах, доступных нашему обзору, литературное творчество становится все более личным, применение готовых формул индивидуализируется. Указать ка- кой-либо специфический общий закон развития этих формул литературной традиции – едва ли возможно. A с усложнением душевной жизни должны усложняться и средства ее выражения, должны дифференцироваться литературные, как и всякие другие формы. И действительно, мы имеем возможность показать, как, выделившись из первоначального синкретизма пляски – обряда – песни, поэзия идет к развитию своих родов и видов и т. д Этими процессами дифференцирования не исчерпывается движение литературы они скрещиваются с другими влияниями, художественные формы не только дробятся, множатся и отмирают, но также сливаются мы получаем то оду- сатиру, то лироэпическую поэму и т.д. Изучение истории литературы находится еще в слишком зачаточном состоянии, чтобы возможно было проверить эти приблизительные предположения, не говоря уже о том, чтобы наполнить их конкретным содержанием. Скажем так
    1. Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе, где вопрос о литературе неправомерно подменяется вопросом об авторской психологии, а вопрос о литературной эволюции вопросом о генезисе литературных явлений. С другой стороны, упрощенный каузальный подход к литературному ряду приводит к разрыву между тем пунктом, с которого наблюдается литературный ряда им всегда оказываются главные, но и дальнейшие социальные ряды, – и самым литературным рядом.
    505
    Построение замкнутого литературного ряда и рассмотрение эволюции внутри его наталкивается то и дело на соседние культурные, бытовые в широком смысле, социальные ряды и, стало быть, обречено на неполноту. Теория ценности в литературной науке вызвала опасность изучения главных, но и отдельных явлений и приводит историю литературы в вид истории генералов. Слепой отпор истории генералов вызвал, в свою очередь, интерес к изучению массовой литературы, но без ясного теоретического осознания методов ее изучения и характера ее значения. Наконец, связь истории литературы с живою современною литературой – связь выгодная и нужная для науки – оказывается не всегда нужною и выгодною для развивающейся литературы, представители которой готовы принять историю литературы за установление тех или иных традиционных норм и законов и историчность литературного явления смешивают с историзмом по отношению к нему. В результате последнего конфликта возникло стремление изучать отдельные вещи и законы их построения во внеисторическом плане отмена истории литературы.
    2. Для того чтобы стать, наконец, наукой, история литературы должна претендовать на достоверность. Пересмотру должны быть подвергнуты все ее термины, и, прежде всего, самый термин история литературы. Термин оказывается необычайно широким, покрывающими материальную историю художественной литературы, и историю словесности и письменности вообще он оказывается и претенциозным, потому что история литературы мыслится заранее как дисциплина, готовая войти в историю культуры в качестве научно отпрепарированного ряда. Праву нее пока на это нет.
    506
    Между тем исторические исследования распадаются, по крайней мерена два главных типа по наблюдательному пункту исследование генезиса литературных явлений и исследование эволюции литературного ряда, литературной изменчивости. От угла зрения зависит не только значение, но и характер изучаемого явления момент генезиса в исследовании литературной эволюции имеет свое значение и свой характер, разумеется, не те, что в исследовании самого генезиса. Изучение литературной эволюции, или изменчивости, должно порвать с теориями наивной оценки, оказывающейся результатом смешения наблюдательных пунктов оценка производится из одной эпохи-системы в другую. Самая оценка при этом должна лишиться своей субъективной окраски, и ценность того пли иного литературного явления должна рассматриваться как эволюционное значение и характерность. Тоже должно произойти и с такими оценочными пока что понятиями, как эпигонство, дилетантизм или массовая литература. Главным понятием литературной эволюции оказывается смена система вопрос о традициях переносится в другую плоскость.
    3. Чтобы проанализировать основной вопрос, нужно заранее условиться в том, что литературное произведение является системою, и системою является литература. Только при этой основной договоренности и возможно построение литературной науки, не рассматривающей хаос разнородных явлений и рядов, а их изучающей. Вопрос о роли соседних рядов в литературной эволюции этим не отметается, а, напротив, ставится.
    Вырывать из системы отдельные элементы и соотносить их вне системы, те. без их конструктивной функции, с подобным рядом других систем неправильно

    4. Возможно ли так называемое имманентное изучение произведения как системы, вне его соотнесенности с системою литературы Такое изолированное изучение произведения есть такая же абстракция, что и абстракция отдельных элементов произведения. По отношению к современным произведениям она сплошь, и рядом применяется и удается в критике, потому что соотнесенность современного произведения с современной литературой – заранее предустановленный и только замалчиваемый факт. (Сюда относится соотнесенность произведения с другими произведениями автора, соотнесенность его с жанром и т.д.)
    Существование факта как литературного зависит от его дифференциального качества (те. от соотнесенности либо с литературным, либо с внелитературным рядом, другими словами – от функции его.То, что водной эпохе является литературным фактом, то для другой будет общеречевым бытовым явлением, и наоборот, в зависимости от всей литературной системы, в которой данный факт обращается. Строго говоря, вне соотнесенности литературных явлений и не бывает их рассмотрения. Таков, например, вопрос о прозе и поэзии. Мы молчаливо считаем метрическую прозу – прозой и неметрический верлибр – стихом, не отдавая себе отчета в том, что виной литературной системе мы были бы поставлены в затруднительное положение. Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, существует взаимная функция прозы и стиха. Но проза эволюционирует, одновременно эволюционирует и стих. Дальнейшая эволюция форм может либо на протяжении веков закрепить функцию стиха к прозе, перенести ее на целый ряд других признаков, либо нарушить ее, сделать несущественной и подобно тому как в современной литературе малосущественна
    508
    соотносительность жанров по вторичным, результативным признакам, так может настать период, когда несущественно будет в произведении, написано ли оно стихом или прозой. Эволюционное отношение функции и формального элемента – вопрос пока еще до конца неисследованный. Представление о том, что соотнесенность литературных явлений совершается по такому типу произведение вдвигается в синхронистическую литературную систему и обрастает там функцией, – не совсем правильно. Самое понятие непрерывно эволюционирующей синхронистической системы противоречиво. Система литературного ряда есть, прежде всего, система функций литературного ряда, в непрерывной соотнесенности с другими рядами. Ряды меняются по составу, но диффе- ренциальность человеческих деятельностей остается. Эволюция литературы, как и других культурных рядов, не совпадает ни по темпу, ни по характеру (ввиду специфичности материала, которым она орудует) с рядами, с которыми она соотнесена. Эволюция конструктивной функции совершается быстро. Эволюция литературной функции – от эпохи к эпохе, эволюция функций всего литературного ряда по отношению к соседним рядам – столетиями.
    8.
    Для того чтобы решить вопрос о соотнесенности литературных рядов сбытом, ставим вопрос как, чем соотнесен быт с литературой Ведь быт по составу многогранен, многосторонен, и только функция всех его сторон в нем специфическая. Быт соотнесен с литературой, прежде всего, своей речевой стороной. Такова же соотнесенность литературных рядов сбытом. Эта соотнесенность литературного ряда сбытовым совершается по речевой линии, у литературы по отношению к быту есть речевая функция

    9. Речевая функция должна быть принята во внимание ив вопросе об обратной экспансии литературы в быт. Литературная личность, авторская личность, герой в разное время является речевой установкой литературы и оттуда идет в быт. Таковы лирические герои
    Байрона, соотносившиеся сего литературной личностью стою личностью, которая оживала у читателей из стихов, и переходившие в быт. Такова литературная личность Гейне, далекая от биографического подлинного Гейне. Биография в известные периоды оказывается устной, апокрифической литературой. Это совершается закономерно, в связи с речевой установкой данной системы Пушкин, Толстой, Блок, Маяковский,
    Есенин – сравните с отсутствием литературной личности Лескова, Тургенева, Фета, Майкова, Гумилева и др, связанным с отсутствием речевой установки на литературную личность. Для экспансии литературы в быт требуются, само собой, – особые бытовые условия. Должен быть подвергнут пересмотру один из сложных эволюционных вопросов литературы – вопрос о влиянии. Есть глубокие психологические и бытовые личные влияния, которые никак не отражаются в литературном плане (Чаадаев и Пушкин. Есть влияния, которые модифицируют, деформируют литературу, не имея эволюционного значения (Михайлов- ский и Глеб Успенский. Всего же поразительнее факт наличия внешних данных для заключения о влиянии – при отсутствии его. Факты нередко оказываются такого значения, что ими совершенно покрывается психологический подход к вопросу о влиянии, и вопрос хронологический кто раньше сказал оказывается несущественным. Влияние может совершиться тогда ив таком направлении, когда ив каком направлении для этого имеются литературные условия. Оно предоставляет художнику при совпадении функции формальные элементы для ее развития и закрепления. Итак, изучение эволюции литературы возможно только при отношении к литературе как кряду, системе, соотнесенной с другими рядами, системами, ими обусловленной. Рассмотрение должно идти от конструктивной функции к функции литературной, от литературной к речевой. Оно должно выяснить эволюционное взаимодействие функций и форм. Эволюционное изучение должно идти от литературного ряда к ближайшим соотнесенным рядам, а не дальнейшим, пусть и главным. Доминирующее значение главных социальных факторов этим не только не отвергается, но должно выясниться в полном объеме, именно в вопросе об эволюции литературы, тогда как непосредственное установление влияния главных социальных факторов подменяет изучение эволюции литературы изучением модификации литературных произведений, их деформации.
    511

    45. Массовая литература, беллетристика,
    паралитература Массовой литературой обычно называют многочисленные разновидности словесности, обращенной к предельно широкой, неспециализированной аудитории современников и реально функционирующей в анонимных кругах читателей. Как предполагается при подобной молчаливой оценке, эти читатели не обладают никакой особой эстетической подготовкой, они незаняты искусствоведческой рефлексией, не ориентированы при чтении на критерии художественного совершенства и образ гениального автора-демиурга. Иначе говоря, речь в таких случаях идет о многомиллионной публике, не разделяющей доминантную для новейшего времени
    постромантическую идеологию высокой литературы и литературной традиции. В разное время в разных странах Европы, начиная, по крайней мере, со второй четверти XIX в. под определение массовой литературы подпадают мелодрама и авантюрный (в том числе – авантюрно-истори-
    ческий) роман, часто публикующийся отдельными выпусками с продолжением (так называемый
    роман-
    фельетон); уголовный (полицейский) роман или, позднее, детектив научная (science-fiction) и ненаучная (fantasy) фантастика вестерн и любовный дамский, женский, розовый) роман фото- и кино-

    романы, а также такая связанная сбытом и жизненным укладом разновидность лирики, как бытовая песня по аналогии сбытовым музицированием. Ко всем ним применяются также наименования тривиальной, развлекательной, эскапистской, рыночной или дешевой словесности, паралитерату-
    512

    ры, беллетристики, китча и, наконец, грубо-
    оценочный ярлык чтиво (хлам, trash). Отметим, что близкие по функции и по кругу обращения феномены в европейских культурах Средневековья и Возрождения, до эпохи становления самостоятельной авторской литературы как социального института (фольклорная словесность и ее переделки, городской площадной театр, иллюстрированные книги для простецов», включая лубочную книжку, сборники назидательных и душеспасительных текстов для повседневного обихода, в оценках романтиков или в описательных трудах позитивистов принято со второй половины в. ретроспективно называть народными или популярными (в противоположность элитарным, придворным, аристократическим, ученым, либо низовыми (в противовес высоким. Если попытаться суммировать обычно фигурирующие в новейшей истории литературы, литературной критике и публицистике содержательные характеристики самих текстов массовой словесности, то чаще всего среди них отмечаются следующие
    - названные типы литературных текстов в подавляющем большинстве относятся к новым жанрам, отсутствовавшим в традиционных нормативных поэтиках от Аристотеля до Буало. Собственно, таков и сам наиболее распространенный среди читателей XIX–XX вв., составляющий основу их чтения повествовательный жанр романа (roman, novel).
    - поэтика подобных повествований – как правило, закрытая. В этом смысле она вполне соответствует каноническим требованиям завязки, кульминации и развязки, а нередко и традиционным для классицизма критериям единства времени и места действия.
    - массовые повествования строятся на принципе жизнеподобия, рудиментах реалистического описания,
    513

    «
    миметического письма. В них социально характерные герои действуют в узнаваемых социальных ситуациях и типовой обстановке, сталкиваясь с проблемами и трудностями, знакомыми и насущными для большинства читателей (фантастические, внеземные времена и пространства, равно как доисторическая архаика земных цивилизаций изображаются ровно теми же выразительными средствами реалистической, психологической прозы.
    - обязательным элементов большинства подобных повествовательных образцов является социальный критицизм, прямо выраженный или сублимированный до аллегории. Жизнь маргинальных групп общества (мир отверженных, социальное дно, преступность, коррупция властей и вообще проблемы общественного статуса, успеха, краха стоят в центре мелодрамы, рома- на-фельетона, уголовного и детективного романа, научной фантастики, а во многом и песни в ее жанровых разновидностях (кухонная, военная или солдатская, блатная. Массовая литература подчеркнуто социальна.
    - столь же неотъемлем от массовой литературы и позитивный пафос утверждения базовых ценностей и норм данного общества, подчеркнутый в свое время такими авторами, как Честертон и Борхес (работавшие ив традициях детективного жанра. Здесь торжествует нескрываемая назидательность, подчеркнутая ясность моральной структуры повествовательного конфликта и всего повествования злодейство будет наказано, добродетель вознаграждена. Массовая словесность – словесность не только жизнеподобная, но и жизнеутверждающая. Это связано как с социальным критицизмом массовых жанров, таки закрытой структурой повествований данного типа, всего литературного мира и образа человека в массовой литературе.
    514

    - массовой литературе, в целом, несвойственна проблематичная, конфликтная структура личности героев и образа автора, дух экзистенциального поиска и пафос индивидуалистического самоопределения, безжалостного испытания границ и демонстративного разрушения норм, задающий специфику авторской, поисковой словесности XIX–XXI вв. и определяющий ее крупнейшие достижения. Также ей, как правило, чужда жанровая неопределенность (открытость) новаторской литературы двух последних веков, самостоятельная критическая рефлексия над литературной традицией прошлого, над собственной художественной природой. При любой, нередко – весьма высокой, степени сложности массовых повествований (полная загадок фабула, игра с различными воображаемыми реальностями, использование мифологических архетипов и литературных мотивов, в их основе – активный герой, реализующий себя в напряженном и непредсказуемом, зачастую опасном действии и восстанавливающий нарушенный, было, смысловой порядок мира. По этим характеристикам массовую литературу нередко – и не всегда корректно – сопоставляют с фольклорной словесностью, в частности – со сказкой.
    - если же говорить о процессах обращения массовой литературы среди публики – ведь именно они, а не личность автора, не пионерские особенности его индивидуальной поэтики либо эстетическое своеобразие, новаторская природа текста отграничивают саму данную область словесности, дают ей название, определяют ее особый статус и, прежде всего, привлекают внимание исследователей, – то здесь можно выделить следующие типообразующие черты (в полной мере они, конечно, характерны лишь для более позднего, уже современного периода существования массовой литературы
    515

    1.
    Образцы подобной словесности раскупаются, прочитываются, пересказываются читателями друг другу практически водно и тоже время, как бы по модели свежей газеты или тонкого многотиражного журнала в данном аспекте массовую литературу сопоставляют со средствами массовой коммуникации и используют при их изучении те же количественные методы – технику контент-анализа, статистические процедуры. Поэтому процесс массового потребления каждой отдельной книги такого типа, как правило, достаточно короток (в пределах сезона – двух, приток же новых произведений всегда велик. Конкуренция образцов, по законам рынка, весьма напряженная, а циркуляция и смена их – очень быстрые (похожие процессы характерны, например, для массовой моды.
    2.
    Весь процесс потребления массовой словесности, как уже упоминалось, проходит обычно вне сферы профессионального внимания, анализа и рекомендации литературных рецензентов, обозревателей и критиков (и вообще внелитературных журналов, включая толстые журналы российского образца, вузовских и школьных преподавателей, даже библиотекарей массовой библиотеки. В большинстве случаев на читательский выбор влияют такие важные для неспециализированного сознания факторы, как привычный, давно сложившийся интерес к книгам данного типа, жанра, темы, сюжета, но куда реже – данного писателя, тек определенной книгоиздательской стратегии, к самому каналу коммуникации (нередко подобная стратегия принимает вид серии с продолжением или тематической библиотечки с единым, стандартизованным полиграфическим оформлением – отсюда появление супер- тиражных книг карманного формата в мягких обложках, революция книг реклама в средствах массовой информации устный совет знакомого или приятеля, продавца в магазине или у лотка киноэкраниза- ция либо телепостановка (успех как пружина успеха.
    3.
    Это многообразие быстро сменяющихся текстов достаточно жестко организовано. При всей внешней пестроте и содержательных различиях образцов массовая литература имеет черты системы. Технические средства ее организации (формы взаимодействия вокруг и по поводу массовых образцов, опять-таки, достаточно жестко ограничены. Укажем лишь самые распространенные и регулярно применяемые среди них – более или менее однозначная, понятная читателями даже особо подчеркнутая принадлежность любого текста к определенному жанру (или, как выражаются исследователи, к повествовательной формуле
    - активная рекламная кампания по продвижению образца (вернее, данного типа образцов) к читателю, которая реализуется, с одной стороны, в такой социальной и культурной форме успеха и признания, как бестселлер (гвоздь недели, сезона, года, ас другой в фигуре писателя как одной из публичных звезд, светского льва, модного сюжета массовых коммуникаций (только в этом случае ив данном качестве имя, внешность, жизненный обиход автора могут оказаться для широкого читателя известными, интересными и авторитетными – источники, природа и смысл известности писателя-классика совершенно иные
    - механизм повторения, поддерживающего и умножающего успех, – это может быть повторение в пространстве (кино- и телеэкранизация нашумевшей книги, превращение имен ее героев и автора в модные значки, а их изображений – в сувениры) и во времени серийность, постоянные римейки и продолжения сюжетов, становящихся своего рода классическим наследием массовой культуры – таковы, среди множества прочих, Три мушкетера и «Тарзан», Фантомас и
    517
    Унесенные ветром, книги о Шерлоке Холмсе и Джеймсе Бонде и т.д.). Продолжим и трактование слова беллетристика, встретившегося выше Беллетристика (от французского belles lettres – изящная словесность) – общее название художественной литературы в стихах и прозе. В этом смысле термин употребляется в настоящее время довольно редко. В более узком смысле художественная проза (в отличие от поэзии и драмы. Обычно под беллетристикой понимались произведения, более ценимые из-за своих эстетических качеств, стиля или оригинальности, нежели из-за информативности или морально- этической наполненности. Впоследствии устоялось понимание беллетристики как литературной продукции, не отличающейся художественной новизной и эксплуатирующей творческие открытия и находки высокой литературы. Кроме того, считается, что беллетристика поддерживает некий средний достигнутый уровень в промежутках между литературными переворотами. Например, некоторые теоретики литературы полагают, что проза МЮ. Лермонтова относится к настоящей литературе, а проза А. А. Бестужева-Марлинского – к беллетристике. Русского автора исторических и приключенческих романов Н. Н. Брешко-Брешковского также относят к беллетристам, поскольку его произведения рассчитаны на массового читателя и несвободны от штампов и эпигонства. Беллетристику в этом понимании часто отождествляют (что, в принципе, не совсем верно) с массовой литературой. Часть литературоведов определяют беллетристику как повествовательную прозу среднего звена – неклассическая, но и не относящаяся к массовой литературе (чтиву. Беллетристика в их понимании не наделена особой масштабностью или ярко выраженной художественной оригинальностью, но встречает живой отклик современников благодаря тому, что воплощает их духовные искания, откликается на веяния времени. При смене поколений, в отличие от классики, теряет свою актуальность и выпадает из читательского обихода. Под
    беллетризацией понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования. К подделкам под беллетристику или к ложной беллетристике следует отнести так называемую бульварную литературу или
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   47


    написать администратору сайта