Главная страница
Навигация по странице:

  • Интенсивность литературной традиции бывает

  • 44. Эволюция литературы Эволюция (от лат. evolutio – развертывание) – естественный процесс качественной трансформации чего-либо

  • Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва


    Скачать 4.2 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
    АнкорБ. Р. Мандель
    Дата08.11.2022
    Размер4.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаMandel_Teoriya-literatury_RuLit_Me_616346.pdf
    ТипУчебное пособие
    #776776
    страница36 из 47
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   47
    282
    рифма делится на мужскую (на конце ударный слог, женскую (на конце – безударный, дактилическую (на конце – 2 безударных, гипердактилическую (на конце – более 2 безударных) и т. д. В зависимости от места в строфе – на парные (идущие рядом, перекрестные (через строку, опоясанные (стоящие дои после парной рифмы) и т.д. В зависимости от характера рифмующихся слов рифмы бывают составные (вдруг ли – угли, колокол – молоко лакал, омонимические,
    489
    тавтологические (те. повторение одинаковых слов занавесила окно – загляни еще в окно – Блок, каламбурные. Смысловое, ритмическое, звуковое значение рифмы определяет ее значимость как существенного фактора организации стиха. В связи с этим рифмы неодинаково используется в различных литературных стилях. Помимо того непосредственного различия рифмы разных стилей, которое определяется иным в каждом из них отношением к слову, иным словарным запасом и т. д, это различие сказывается ив разном подходе к рифме, в которой подчеркивается то звуковая сторона, то, наоборот, смысловая и т. д. Так, например, у символистов рифма чрезвычайно разработана в звуковом отношении, в отношении неожиданности сочетаний рифмующихся слов (берега – Тиберика»), разнообразия слови т.п., что стоит в связи с общим отношением символистов к слову, стремлением к музыкальности стиха и т. д. Наоборот, например для Д. Бедного характерно стремление не к самоцельной музыкальности рифмы, а к рифме, максимально выразительной в смысловом отношении На фабриках отрава, На улицах – расправа, И тут свинец, и там – свинец, Один конец Это различие стилевое. Рифма входит как один из элементов в общую систему данного стиля и лишь в этой системе, те. исторически, может быть осмыслена. Самое возникновение рифмы в европейских лите- ратурах, как можно думать, связано с звуковой организацией стиха. Неорганизованные вначале звуковые повторы в том случае, если они совпадали с наиболее отчетливо выделенными на конце ритмической единицы словами, звучали наиболее резко и заметно благодаря этому и создавалось определенное тяготение их к концам строк или полустиший. Это тяготение усиливалось и благодаря синтаксическому параллелизму, те. повторению однородных частей речи со сходными окончаниями. В тоже время, переход от устных стихотворных систем с музыкально-ритмической организацией к стиху письменному, ослабляя четкость ритмической организации стиха, вызывал поиски новых ритмообразующих элементов, которым, в частности, и явилась рифма, неизвестная, по существу, ни античному, ни народному стихосложению (хотя спорадически она в них и появлялась. Комплекс этих условий, в каждом данном случае исторически своеобразный, и лежит в основе появления рифмы в новой поэзии. Добавим современная рифма характеризуется большой смысловой насыщенностью и значительной звуковой свободой, те. включением в звуковой повтор лишь приблизительно совпадающих звуков, отбрасыванием заударных согласных и т.д., что создает возможность наиболее гибкого и разностороннего ее использования по сравнению с прошлыми периодами в истории и мировой, и отечественной поэзии.
    491

    43. Литературная традиция. Традиция и новаторство Слово традиция в переводе с латыни означает передача – от tradere – передавать. Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По смыслу своему традиция соприкасается с подражанием, влиянием и заимствованием, отличаясь от них тем, что традиционный материал, будучи общепризнанным в данной литературной среде, составляет часть ее художественного обихода, санкционированную обычаем, ставшую общим достоянием, – в то время, как подражание, влияние и заимствование имеют дело с материалом, лежащим вне данной среды, еще не усвоенным ею. Впрочем, логически различные, понятия эти с трудом бывают различимы на практике, ибо большинство литературных явлений соединяется между собой не одной, а несколькими связями, и традиция нередко переплетается с непосредственным влиянием, подражанием и заимствованием так, лермонтовская поэзия отображает, с одной стороны, байроновскую традицию, вошедшую в русскую литературу через Пушкина, с другой же стороны – являет ряд непосредственных подражаний Байрону. Материалом литературной традиции могут служить все элементы поэтики тематика, композиция, стилистика, ритмика. Но большею частью элементы эти передаются традицией не порознь, а в некотором друг с другом сочетании, в соответствии стой постоянной связью, которая существует
    492
    между ними в искусстве слова вообще. Впрочем, по отношению к отдельным элементам поэтики, в традиции можно установить некоторую градацию так, в пределах литературы данного народа наибольшей устойчивостью обладает язык, идеи – наименьшей.
    Областью
    литературной традиции может быть как творчество одного народа, таки творчество международное можно говорить о гоголевской традиции в русской литературе, о классической традиции в литературе мировой и т.д.
    Интенсивность
    литературной традиции бывает
    неравномерна: традиция то ослабевает, то усиливается, как например, традиция пушкинская, то, наконец, прекращается. Угасшая традиция может быть возрождена, сознательно или бессознательно – под влиянием благоприятных исторических условий. Но материал угасшей традиции никогда не отмирает до конца даже, если исчезают общие условия, поддерживающие традицию, он остается в качестве литературных пережитков. Во всяком литературном процессе присутствует сочетание х начал традиции и личного творчества
    Там, где личное творчество углубляет традицию, мы можем говорить о литературной эволюции, там же, где личное творчество восстает против традиции, оно создает литературную революцию на практике эти два явления никогда не встречаются порознь так, русский символизм, революционно настроенный против предшествующей ему классической традиции, бессознательно продолжал участвовать в общей литературной эволюции, ведущей свое начало от Пушкина. В том случае, когда личное творчество восстает против традиции, оно нередко создает в свою очередь новую традицию так, романтизм, являясь началом антитрадиционным по отношению к

    493
    классическому искусству, сам положил начало новой, романтической традиции. Личное творчество может устанавливать новые традиции и не порывая со старыми так было с Пушкиным, впитавшим в свою поэзию и традицию классическую, и традицию романтическую. Различные традиции могут сосуществовать, иногда объединяясь водно целое, иногда лишь некоторыми частями соприкасаясь друг с другом. Нередко протест против установившейся традиции выражается непутем создания чего-либо нового, но путем возрождения старой традиции (лозунги Назад к Пушкину, Назад к Островскому»). Однако нередко желание возродить традицию рождает лишь стилизацию, те. сознательное подражание приемам данного искусства. Такой стилизацией может быть названа работа В. Брюсова над пушкинскими Египетскими ночами. Этот пример показывает, что
    стилизатор никогда не может отделаться от влияния своей литературной школы и что литературная традиция не подчиняется писательской прихоти, но может развиваться только тогда, когда встречает для этого благоприятную почву в соответствующей среде или личности сквозь сознательно подделанный Брюсовым пушкинский стиль просвечивает облик поэта-символиста. Творчество Достоевского отчетливо доказывает, что принадлежность к той или иной традиции не исключает возможности ее пародирования несомненно, связанный традицией с Гоголем, Достоевский в ряде произведений (Двойник, Село
    Степанчиково») пародирует гоголевский стиль, гоголевскую идеологию. Эволюция, воскрешение традиции, пародия – таковы формы, какие принимает отношение писательской индивидуальности к традиционному наследию. При отсутствии творческого отношения традиция превращается в

    трафарет.
    Подобно художественной литературе, и литературная критика подчиняется известным традициям они сказываются как в методах работы, таки в выводах. Подобно тому, как это бывает в художественной литературе, традиция в литературной критике может статьи элементом эволюции, и элементом косности, – в зависимости оттого, насколько она вызывает в данной литературной среде творческое к ней отношение. Творческое же отношение в этой области, как в области всякого исследования, совпадает с отношением критическим. Мы уже говорили, что ММ. Бахтин, оспаривая отдельные общепринятые в литературоведении установки, использовал словосочетания малое историческое время и большое историческое время, подразумевая подпер- вым современность писателя, под вторым – опыт предшествующих эпох. Современность, – писал он, – сохраняет все свое огромное и во многих отношениях решающее значение. Научный анализ может исходить только из нее и ... все время должно сверяться с нею, но замыкать его (литературное произведение) в этой эпохе нельзя полнота его раскрывается только в большом времени. Мысль о генезисе литературного творчества в суждениях ученого становится ключевой произведение уходит своими корнями в далекое прошлое. Великие произведения литературы подготавливаются веками, в эпоху же их создания снимаются только зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания. В итоге – деятельность писателя, помысли Бахтина, определяют только длительно существующие течения культуры. Итак, на сегодняшний день существует несколько научных трактовок этих понятий. В литературной энциклопедии дается следующая дефиниция Традиция – это

    495
    понятие, характеризующее культурную память и преемственность. Связывая ценности исторического прошлого с настоящим, передавая культурное достояние от поколения к поколению, традиция осуществляет избирательное и инициативное овладение наследием во имя его обогащения и решения вновь возникающих задач (в том числе и художественных. В функциональном плане традиция выступает посредником между прошлыми современностью, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности, которые сами по себе включаются в жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании и признании. Все это осуществляется посредством многократного повтора традиционных связей и отношений, церемоний и обрядов, моральных принципов и норм, символов и значений. Традиция представляет собой такую разновидность исторического сознания, где прошлое претендует быть прообразом настоящего и даже одним из источников совершенства будущего. В литературе понятие традиция давно стало предметом обсуждения философов, культурологов, социологов, этнографов и т.д. Традиции (как общекультурные, таки собственно литературные) неизменно воздействуют на творчество писателей, составляя существенный и едва лине доминирующий аспект его генезиса. При этом отдельные грани фонда преемственности преломляются в самих произведениях, прямо или косвенно. Это, во-первых, словесно-художественные средства, находившие применение и раньше, а также фрагменты предшествующих текстов во-вторых, мировоззрения, концепции, идеи, уже бытующие как во внехудожественной реальности, таки в литературе в-третьих, – это жизненные аналоги словесно- художественных форм. Так повествовательная форма эпических жанров порождается и стимулируется бытующим в реальной жизни людей рассказыванием о происшедшем ранее. Например, плутовской роман – порождение и художественное преломление авантюрности как особого рода жизненного поведения. Осуществляя связь времен, традиция представляет собой избирательное и инициативно-
    созидательное наследование опыта предшествующих поколений во имя решения современных художественных задач, потому ей закономерно сопутствует и обновление литературы, те. новаторство, которое предполагает достраивание ценностей, составляющих достояние общества, народа, человечества. Совершенно очевидным является то, что традиция и новаторство – понятия, характеризующие преемственность и обновление в литературном процессе, а также соотношение наследуемого и создаваемого. В литературе новаторство выступает как творческая перекомпоновка и достраивание взятого у предшественников, как возникновение в литературном процессе беспрецедентно нового, имеющего всемирно-историческую значимость. Например, освоение сентименталистами частной жизни человека, те. отказ от одних традиций и обращение к другим, в конечном счете – это создание новой традиции. Новаторство требует высокого таланта, творческой смелости и глубокого ощущения требований времени. В основе новаторства лежит развитие самой жизни наступает такой момент, когда сама действительность стимулирует художника на поиски новых форм, ибо старые уже недостаточны для отображения нового этапа в истории народа. Всем великим писателям мира (Данте – в Италии, Шек- спиру – в Англии, Сервантесу – в Испании, Пушкину – в России, Шевченко – на Украине) удалось по-новому увидеть окружающий мир, обнаружить в жизни такие
    497
    конфликты, которых раньше писатели не замечали или не могли осмыслить, открыть в жизни таких героев, которых до них не изображали. И для того, чтобы это воспроизвести, они создали новые жанры и виды романов, рассказов, лирических произведений. Подведем итоги новаторство в широком плане неотделимо от традиции. Традиция проявляет себя в качестве влияний (идейных и творческих, заимствований, а также в следовании канонам (в фольклоре, древней и средневековой литературах). Правомерно различают два вида традиций. Во-первых, это опора на прошлый опыт в виде его повторения и варьирования (здесь обычно используются слова традиционность и традиционализм. Такого рода традиции строго регламентированы и имеют форму обрядов, этикета, церемониала, неукоснительно соблюдаемых. Традиционализм был распространен в литературном творчестве на протяжении многих веков, вплоть до середины XVIII столетия, что особенно ярко проявилось в преобладании канонических жанровых форм. Позднее он утратил свое значение, стал восприниматься как помеха в развитии искусства, ив связи с этим появилось иное значение термина традиция. Под этим словом стали понимать инициативное и творческое наследование культурного опыта, которое предполагает достраивание ценностей, составляющих достояние общества, народа, человечества, как было упомянуто выше. В теории литературы часто рассматривают понятие традиция двусторонне, указывая на то, что традиция выглядит как абсолютизация и консервация прошлого, символ неизменности, прибежище консерватизма. Подобная характеристика, пожалуй, вполне оправдана, т.к. традиции свойственна приверженность к прошлому. С другой стороны, традиция выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости
    498
    бытия ... начало формирования идентичности человека, социальной группы и целого общества. Традиция может входить в литературное творчество и стихийно, независимо от намерений автора. В качестве традиций писателями усваиваются темы прошлой литературы, обусловленные социально и исторически (маленький человек, лишний человек в русской литературе века) или обладающие универсальностью любовь, смерть, вера, страдание, долг, слава, мири война и т.п.), а также нравственно-философские проблемы и мотивы компоненты формы (тип стихосложения, стихотворные размеры. Обладая исторической стабильностью, традиция, вместе стем, подвержена функциональным изменениям каждая эпоха выбирает из прошлой культуры то, что именно для нее ценно и насущно. При этом сфера преемственности в каждой национальной культуре со временем меняется так во второй половине ХХ – начале века она заметно расширилась (возрос интерес к средневековью, а также к национальному искусству. На разных этапах мирового литературного процесса традиция и новаторство соотносятся по-разному. Обновление фольклора, древних и средневековых литератур происходило весьма медленно и не фиксировалось сознанием отдельных поколений. Традиция выступала в этих случаях в качестве
    традиционности
    :
    имело место не только переосмысление прежнего опыта, сколько строгое ему следование. По словам Д. С. Лихачева: Писатель стремится подчинить литературным канонам все то, о чем он пишет, но заимствует эти этикетные нормы из разных областей. Начиная с Возрождения, литературный процесс в европейских странах со временем приобрел больший динамизм подражание шедеврам утрачивало свое былое значение, и прошлое искусство выступало ориентиром для оригинального решения современных художественных
    499
    задач. В явлениях прошлой культуры писатели ХIХ–ХХ вв. сознательно отделяли непреходящее ценное и насущное оттого, что стало архаикой (идейной, нравственной, художественной) и что не согласовывалось с духовно- этическими принципами современности. Исследование традиции выявляет ряд закономерностей развития литературы того или иного периода. Например, для авангардистских направлений начала ХХ в. (прежде всего, для футуризма) традиция воспринималась тормозом развития. Новаторство понималось здесь односторонне как противостояние традиции и резкое размежевание с классикой. Для ведущих литературных направлений современности характерна широкая опора на традиции (не только собственно литературные и культурно-
    художественные, но и жизненно-практические) при одновременном обновлении прошлого опыта. Здесь важна приобщенность писателей к традиции народной культуры (фольклор. Гармония традиции и новаторства – важнейшее условие плодотворного и масштабного литературного творчества. Новаторство само по себе, как культ, как творчество из ничего, как экспериментирование, малопродуктивно для литературы и искусства, поэтому соотношение между традицией и новаторством является ныне предметом серьезнейших расхождений и мировоззренческих противостояний, к торые им ют в литературоведении о
    е самое большое значение. В данной ситуации актуальны слова выдающегося философа, культуролога Й.
    Хейзинги: Тщеславная и безустанная погоня за чем-то абсолютно новыми отвержение старого с порога лишь потому, что оно старое – эта установка, типичная только для незрелых и пресыщенных умов. Здоровый дух не боится брать с собой в дорогу весомый груз ценностей прошлого

    44. Эволюция литературы Эволюция (от лат. evolutio – развертывание) – естественный процесс качественной трансформации
    чего-либо
    (
    какой-либо системы. Различают космологическую, астрофизическую, геологическую, химическую, биологическую и социальную эволюцию. По сути, эти разновидности представляют собой ряд последовательных этапов развития материального мира от Большого взрыва до появления человека на Земле и развития современной человеческой цивилизации. Выделяют также культурную и языковую эволюцию. Изначально термин эволюция зарождается во французском языке XVIII века в военной среде и означает перемещение войск. Первую теорию эволюции предложил Ламарк
    283
    в 1809 году. Для него эволюция постепенные изменения развития) являлась альтернативой теории катастроф (внезапных изменений развития. Однако Ламарк еще не отличал эволюцию от прогресса как движения к совершенству. Далее, почти синхронно, теорию эволюции развивали Чарльз Дарвин и Герберт Спенсер
    284
    Эволюция уже приобретает современное значение постепенного развития через расхождение признаков. Все настоящие феномены реальности имеют свою родословную и происходят от других более древних и примитивных феноменов государство из орды, а солнечная система из туманности. Одним из следствий эволюционной теории стал тезис о происхождении человека от обезьяны. Он вдохновил таких мыслителей как Энгельс и Ницше. Первый утверждал, что труд создал из обезьяны человека, а второй, что человек это промежуточное звено между обезьяной и сверхчеловеком. Основным мотивом эволюции называется приспособление к
    501
    окружающей среде. Первый философский трактат, где эволюция вынесена в заглавие, пишет Анри Бергсон
    285
    в 1907 году. Итак, ясно – понятие эволюция применимо в самых разных областях человеческого знания. В области теории литературы, как ив других, нет обособлений: литература развивается в постоянном взаимодействии с прочими определяющими началами социальной жизни. Следствие и двигатель душевного развития, индивидуального и общественного, она является одним из наиболее выразительных показателей его состояния. Это не значит, что они находятся в прямом и простом отношении отношение между ними сложно, и видимый застой общественной жизни нередко совпадает с оживлением литературного творчества но надо помнить, что не всякое движение есть развитие прогрессивное сточки зрения нашей телеологии

    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   47


    написать администратору сайта