Политология-учебникСазонова-хх. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Харьков фолио, 2001
Скачать 4.56 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Н.КАРАЗИНА ПОЛИТОЛОГИЯ Составление и редакция доктора философских наук, профессора, академика Украинской Академии политических наук Н.И.Сазонова Рекомендовано Министерством образования Украины как учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Харьков: ФОЛИО, 2001. - ВСТУПЛЕНИЕ Последнее десятилетие XX столетия стало звездным для народов бывшего СССР: в это время начинает осуществляться их вековечная мечта о независимой и счастливой жизни. Но путь к ней оказался таким невыносимо трудным, что многие из нас испытали желание возвратиться в недалекое прошлое. В этих условиях важно раскрыть сущность социального прогресса как естественно-исторического процесса, неотъемлемой составной частью которого является политика. Она - в самой природе человека как социального существа, которое живет и действует в коллективе, а значит нуждается в определенной организации. Политика современного общества - весьма сложное дело, порой она поднимается до уровня искусства. И потому осуществлять ее должны настоящие профессионалы, к тому же люди, обладающие сильной волей, высокой ответственностью и развитой интуицией. Граждане же, ради которых реализуется политика, должны понимать ее, что в свою очередь предполагает определенный уровень их политической культуры. Способствовать формированию у студенческой молодежи, широкой украинской общественности демократической политической культуры - главная задача этой работы. Каково же содержание предлагаемого научно-методического исследования, каковы основные принципы, заложенные в его основу? Что касается первого вопроса, то ответ на него читатель найдет, углубившись в конкретные его разделы и главы. Здесь же мы обратимся лишь к главным принципам, которыми руководствовались авторы, создавая эту книгу. Прежде всего, политологи Харьковского национального университета и некоторых других высших учебных заведений стремились подготовить учебник по политологии, ко-торый можно было бы определить как работу нового поколения. На сегодняшний день из-дано уже немало работ, в которых более или менее системно рассматриваются проблемы науки о политике. Однако, на наш взгляд, преобладающее большинство из них отягощено прошлым социально-гуманитарным знанием, а некоторые просто повторяют вчерашнее. Авторы исходили из того, что специфика нашего бытия и развития политического знания на протяжении второй половины XX столетия обусловливает разработку специалистами, а значит и изучение студенчеством политической науки, охватывающей прежде всего политическую философию, политическую социологию и эмпирическую (прикладную) политологию. При таком подходе разработка и преподавание науки обеспечивает, с одной стороны, соответствие ее мировому опыту, а с другой, - основным дидактическим требованиям, согласно которым самые общие представления о политике (политическая философия) предшествуют другим и являются объективным условием дальнейшего наращивания знаний. Именно этими соображениями обусловлена макро- и микроструктура учебника, его пяти разделов, включающих двадцать семь глав. Принципиальным для авторского коллектива было изложение всех проблем в соответствии с единой концепцией, стержень которой - политика. Последняя же рассматривается не только как сложный, но и как обобщающий феномен. Такая концепция позволяет, на наш взгляд, в логической последовательности, не избегая "острых углов", не прибегая к упрощениям, освещать сложную проблематику, сгруппированную в таких разделах: I. Возникновение и развитие политической теории; II. Политика и власть; III. Политическое поле; IV. Общественная политика; V. Сравнительная политика. Это дает возможность читателю рассматривать проблемы политики и власти словно изнутри, видеть не только их социальную природу и функции, но и конкретную практику их реализации и средства повышения эффективности в различных условиях. Авторы стремились во что бы то ни стало избежать общей постановки проблем типа "Политика и...". От такого подхода страдает, как известно, большинство существующих сегодня учебников. При формировании конкретного содержания работы в поисках оптимальной логики и средств подачи материала мы учитывали точку зрения довольно значительного числа специалистов, рассматривающих политологию как сложную, затрагивающую фундамен-тальные личностные ценности систему, которую невозможно охватить одним обобщаю-щим взглядом и отразить в виде единой структуры. Политология, по их представлениям, должна интерпретировать отдельные явления и события, политические акты, а значит, искать среди них наиболее яркие, чтобы дать общее толкование процессу, который возник на этой основе. Авторы исходили из других предпосылок, считая, что правы те исследователи, которые доказывают: политология должна искать базисную сущность событий, несмотря на то, что от этого будут проигрывать отдельные детали, какими так богата политическая жизнь. Итак, степень научной достоверности - одна из главных основ этой книги. Пожалуй, самая сложная проблема, которую пришлось решать при создании учеб-ника, заключалась в том, чтобы уберечь коллектив от определенных идеолого-полити-ческих влияний, требований и страстей. Важно было установить оптимум в соотношении общечеловеческих и национальных ценностей. Анализируя те или иные проблемы, мы исходили из того, что не следует обращаться к альтернативному подходу: либо-либо. Принципиальное значение тут имеет убеждение авторов, что и национальные, и общече-ловеческие ценности - это двуединая основа и науки, и учебного курса. Анализ и подача материала четко коррелируют с нашей действительностью, а именно - с необходимостью решения двуединой задачи: строительства национального государства и постепенной выработке в обществе адекватного восприятия этой исторической цели. Второй вопрос этого ряда - влияние мировоззренческих установок исследователей и пре-подавателей на идейно-содержательную композицию предлагаемой читателю книги. Для нас наиболее существенным является осознание того, что идеолого-политическим страстям не место в науке, основных учебных источниках и студенческих аудиториях. Вслед за М. Вебером мы убеждены, что тут должна править бал научная истина и ничего, кроме нее. Политикам - место во властных структурах, в политических партиях, среди электората... Наконец, относительно зависимости изложения проблем политологии от профессиональной ориентации студентов. Она должна быть учтена разработкой и изданием отдельных учебных программ и учебников. На наш взгляд, как можно быстрее следует разработать базовые программы и учебник по общему курсу политологии, а со временем - программы и учебники для студентов социально-гуманитарных специаль-ностей, а также для тех, кто избирает путь профессионального политолога. Сегодня же студенческой массе предлагаем это издание. Н. САЗОНОВ РАЗДЕЛ1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Глава I ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ Сегодня не только политика, но и политология почти у всех на слуху. Политики заигрывают с избирателями, сражаются в парламентах, якобы имея в виду их насущные интересы, а чаще - свои собственные. В политику оказались вовлеченными многомиллионные массы граждан. Ученые-политологи наблюдают, анализируют, прогнозируют, занимаются просветительской деятельностью. Студенческой молодежи предложен ранее неведомый курс политологии, логика, структура и содержание которого, увы, все еще пребывают в процессе 'осмысления, теоретико-методологической и дидактической разработки и становления. Важными в этих условиях являются обоснованные и четкие ответы на вопросы: каков характер этой науки, что является предметом ее анализа, каким научным инструментарием пользуется наука, каковы характер задач и конкретные функции этих специфических знаний? Все это и составляет содержание данной главы. 1. ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ 1.1. Возникновение политологии Сам термин "политология" указывает на то, что это отражение особой сферы жизни общества - политики. Все так просто... Политология - это наука о политике? Главный ответ найден? И да, и нет! Конечно же, первое политическое знание появилось как идеальное отражение новых для человеческого социума политических отношений, политики. Вместе с тем можно считать: ответ на вопрос, что это за наука, каков предмет ее изучения, еще отсутствует. Для устранения этого белого пятна в нашем знании следует прежде всего дать ответ на вопрос: что такое политика, в чем ее суть, когда она появилась, каков был ее генезис. Исчерпывающий ответ на эти вопросы будет дан в специальной главе. Здесь ограничимся указанием на самое главное. Только тогда станет ясным, можно ли политологию характеризовать как науку о политике. До этого, в известной мере условно, примем такое ее толкование. Политика как специфический социальный феномен появилась, когда общество из своего естественного состояния - социальные связи регулировались традиционными нормами, привычками, запросами, а осуществлялись вождями и наиболее авторитетными представителями родов и племен - превращается в упорядоченное сообщество. В нем появляется господство как средство упорядочения социальных связей, причем осуществляется оно уже определенными структурами. Это знаменует конец дополитической организации общества и появление политики. Одновременно появляется и идеальное отражение в головах мыслителей этих новых реалий. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологичес-кая трактовка. У всех древних народов в II-I тысячелетиях до н.э. господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического порядка. С середины I тысячелетия до н.э. усиливается процесс рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции. Они содержатся в трудах Платона, Аристотеля и носят характер философско-этических взглядов. В Древней Греции, главным образом в Афинах, происходит нечто такое, что сегодня кажется чем-то само собой разумеющимся, но во всемирно-историческом плане выступает как экстраординарное явление: законы и сами формы государства здесь перестают приниматься на веру, их начинают анализировать, критиковать и даже отклонять. Здесь зарождается идея политической справедливости, в рамках которой законы и политические институты подвергаются нравственной критике. Все это и означает появление первого научного знания о политике. Можно утверждать, что тут мы сталкиваемся с первыми элементами будущей научной системы - политологии. На основании этого знания через эпохи средневековья и модернизма, вплоть до Гражданской войны в США 1861 - 1865 гг., формируется и развивается философская система политического знания, представляющая собой нормативное политическое знание, концентрирующее свое внимание прежде всего на таких ценностях и идеалах как свобода, справедливость, демократия, рынок, выбор и т. д. Границами второй ступени развития политологии можно, видимо, считать, Гражданскую войну в Америке и Вторую мировую войну. Это - период преимущественно эмпирического развития науки, когда она все еще не обрела автономности и развивалась не только в рамках социологии (работы М. Дюркгейма, М. Вебера, А. де Токвиля и др.), но и в многочисленных трудах американских исследователей, переключивших внимание с ценностей и идеалов на деятельность социальных групп, политических организаций, изучение конфликтов и способов их разрешения. При этом применялись новые методики анализа, в частности, использовались возможности точных наук: математики, статистики и др. В границах этого этапа политические знания выходят из-под опеки юридической науки. В XIX и первой половине XX в. исследования политических феноменов, в частности такого, как государство, приравнивались к изучению государственного права, а именно двух его ветвей: конституционной и административной. Здесь доминировало институциональное и функциональное видение политики; она сводилась, с одной стороны, к изучению государственных структур, уполномоченных издавать безличност-ные и общие нормы, с другой стороны, к своеобразному дополнению к административ-ному праву, направленному на лучшее понимание системы управления как инструмента политической власти. Не приходится удивляться, почему чуть ли не каждый второй юрист склонен считать себя политологом, хотя, как увидим позже, это очень далеко от истины. После Второй мировой войны началась третья стадия развития политической науки, которая продолжается и до наших дней. Она характеризуется поистине научной рефлексией, критическим переосмыслением накопленных теоретических и эмпирических знаний и их дальнейшим углублением. Теперь политология – это уже самостоятельная, автономная наука, имеющая свой предмет и инструментарий его познания и представляющая собой систему, включающую методологическое, философское, теоретическое, социологическое и эмпирически-прикладное знание. Возникновение профессиональной политической науки было обусловлено рядом объективных факторов. Назовем основные из них. 1. Общественная потребность, прояв-ляющаяся в необходимости более рациональной организации государственной власти, ухода от интуитивного понимания проблем политики. Эта потребность усиливалась вместе с усложнением политической жизни, функций власти, с расширением масштабов политического процесса и особенно с демократическим этапом нового времени. 2. Общий процесс становления научного познания мира и общества, характеризующийся, с одной стороны, дифференциацией научного знания, выделением из натурфилософии самостоя-тельного политического знания, а с другой – интеграции последнего с другими общест-венными науками: социологией, психологией, антропологией и др. 3. Специфика развития самой политической науки, формирование которой как автономной сопровождалось разделением ее на философскую (методологическую), научную и эмпирическую. 4. Поз-нание политических событий неполитическими и ненаучными средствами - в литера-турном и художественном творчестве, усилиями эволюционирующего политического сознания и самосознания общества, постоянными поисками человеком объяснения явлений политики. Это давало искаженный ее образ и требовало научной рефлексии. 1.2. Содержание политического знания Соединение слов "политика" и "наука" в одном термине "политология", характеризую-щем, по мнению его сторонников, самостоятельную ветвь современного обществознания и как будто укоренившемся в науке и в обыденной жизни, не является таким уж однозначным и бесспорным. С одной стороны, некоторые исследователи политики отдают предпочтение выражениям "политическая социология" (Ж.-П. Кот) или "социология политики" (П. Леконт), что объективно приводит к мысли о несамостоятельности и неавтономности политологии. Другие и вовсе отождествляют политологию и политичес-кую социологию как наиболее общие науки о политике. М. Гравитц, например, пишет: "Политическую науку можно определить как изучение того, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и изучение идей, приводящих в движение людей, независимо от того, созданы эти идеи ими самими или получены от предшествующих поколений. Можно сказать, что в предмете политической науки тесно переплетены идеи, институты и люди" [Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. - М., 1970. - С. 120].Эту точку зрения, рассматривающую политологию и политическую социологию как синонимы, разделяют М. Дюверже, М. Хэттих и другие ученые. Они фактически отождествляют предметы этих наук и усматривают специфику политологии главным образом лишь в практической направленности, применимости ее выводов. Некоторые авторы отождествляют с политической наукой политическую социологию в широком значении. О. Берг-Шлоссер, например, утверждает, что политическая социоло-гия в широком смысле слова занимается всеми общественными феноменами, рассматри-ваемыми как политически существенные. Он полагает, что в объективной сфере полити-ческая социология исследует прежде всего структуры общества в их различных формах вместе с факторами, воздействующими на них; в субъективной - социальные теории и образцы поведения, становящиеся политически важными. Объектом политической социо-логии в узком смысле, полагает О. Берг-Шлоссер, является исследование конкретных политически важных групп и процессов [Politische Soziologie. - Heidelberg, 1989.- S.66]. С другой стороны, существуют такие ветви знания как политическая философия, политическая психология, политическая антропология и т.п., что тоже, как будто, углуб-ляет сомнения в существовании самостоятельной науки о политике. (10) Сомнения эти, однако, отступают при более пристальном и взвешенном подходе к проблеме. Политичес-кая социология - не эквивалент политологии, она скорее может рассматриваться как дочерняя по отношению к социологии и политологии наука, охватывающая их пересе-кающиеся области, проблемы, находящиеся на стыке этих двух наук. Политическая социология изучает взаимоотношения между обществом и государством, между социаль-ным строем и политическими институтами, не анализируя их как таковые. Политология же, как увидим несколько позже, занимается преимущественно институциональным аспектом политики, устройством и деятельностью государства, всего механизма полити-ческой власти, а также процессов, которые характеризуют борьбу за власть. Ставить знак равенства между политологией и политической социологией нет оснований еще и потому, что современное общество подвержено чуть ли не глобальной политизации, когда обычные, на первый взгляд, социальные явления приобретают характер политических (экология, строительство АЭС, народонаселение и его рост в отдельных регионах мира). И все это при продолжающемся росте масштабов и усложнении традиционных политичес-ких проблем (свобода - несвобода, ряд: экономика - политика - социальная сфера и т. д.). Упомянутая специфика политологии (в сравнении с политической социологией), а также политизация общества, объективно обусловливают необходимость системной научной рефлексии, функционирования и развития политологии как самостоятельной автономной отрасли научного знания. Что же скрывается за термином "политология", каково конкретное содержание этой отрасли научного знания? Наука в основном дала ответ на этот вопрос, но он не так однозначен, как, возможно, хотелось бы многим. Широкий спектр подходов к этому вопросу обусловлен сложностью и многоаспектностыо самого феномена "политика". Отношение к политике многообразно и в обыденной жизни, и в научной сфере. В повседневной жизни спектр отношений к политике колеблется от характеристики "благородное занятие" до "вульгарное дело". В научной сфере часть исследователей, сторонники так называемой "разделительной" концепции, рассматривают (11) политику как одну из разновидностей общественной деятельности, которая имеет свои цели и специфические правила. Другие, сторонники "экстенсивного" тезиса, рассматривают политику как универсальное явление, без которого общество не может обойтись. Сложность феномена политики отражается и этимологически. В английском языке есть два термина, характеризующие суть политики. Термин "политика" - policy - означает результат деятельности правительства. Это - программы, решения, действия властных структур. Термин "политика" - politics - означает, скорее, "процесс", связанный с реализацией и завоеванием государственной власти в отдельном обществе, например, стратегия конкретных политических партий, всех политических партий. Примерно так трактует политику Р. Арон, начиная свою работу "Демократия и тоталитаризм" с толкования термина "политика". Некоторые исследователи (Ж. Бюрдо и др.) полагают, что следует опираться на разницу грамматического рода слова. Слово "политика" в мужском роде должно означать комплекс правил, которые призваны обеспечивать единство и нерушимость определенного социального пространства с его конфликтнос-тъю и неоднородностью. Слово "политика" в женском роде означает арену, где встречаются, соревнуясь между собой за власть, отдельные деятели и группировки. Мы, вслед за М. Вебером, под политикой понимаем все виды деятельности по самостоятельному руководству. Это целиком сообразуется с осознанием человеческой деятельности как сложной, являющейся по своему характеру деятельностью двух родов. Первый – это воздействие людей на природу и социальный мир. Второй - это деятельность по обеспечению этого первого рода, поскольку воздействие на природу имеет характер взаимодействия, то есть характеризуется определенными социальными связями, которые подлежат определенному упорядочению. Такое понимание политики должно быть доминантой в определении и самой политической науки. Однако последнее имеет довольно широкий спектр. Политологию специалисты характеризуют как науку о политике, науку о государстве, науку о власти. Критическое осмысление этих подходов, скрупулезное взвешивание всех "за" и "против" позволяет, по нашему мнению, (12) ответить на вопрос, что же является предметом исследования политологии, следует ли ее считать самостоятельной (автономной) наукой, имеющей свой собственный научный инструментарий, выполняющий определенные функции и решающий специфические задачи жизнедеятельности социума. Остановимся прежде всего на интерпретации политологии как науки о государстве. Это довольно распространенная позиция - от классика политологии М. Вебера до современных авторов. М. Вебер трактует политическую науку как "науку о государстве", когда рассматривает государство "как общность людей, которая в границах отдельно взятой территории владеет правом законного принуждения". Толкование политологии как науки о государстве обусловлено исторически, массовым характером явления. Французский философ Анри Лефевр в связи с этим говорит о "способе государственного строительства" как о свидетельстве того, что государство - это общемировое явление, а проблемы государства занимают центральное место и в западных обществах, и в коммунистических, и в развивающихся. Некоторые авторы, разделяя в целом эту концепцию, несколько уточняют ее, говоря о том, что это наука о деятельности правительства. Так польский специалист Артур Боднар пишет: "Political science – это наука о характере и функциях государства и его пра-вительстве как органе, через который государство реализует свою власть". Современная наука о политике исследует существующие ныне правительства и пытается определить принципы, лежащие в основе их деятельности. Она обращает внимание на государство постольку, поскольку это касается результатов деятельности правительства. Наконец, то, о чем, возможно, следовало бы сказать в первую очередь: толкование политологии как науки о государстве связано с этимологией слова "политика". Греческое "polis" означает "город"-государство, прилагательное от него - politicos: все, что связано с городом, - госу-дарство, гражданин и пр. Вплоть до конца XIX века политика традиционно рассмат-ривалась как учение о государстве, то есть власти институционального, государственного уровня. Предмет (13) политологии был в значительной мере "подобран" правовой наукой. Исследования политических явлений долгое время относились к конституционному и административному праву. Французский ученый Жорж Бюрдо в "Трактате о политологии" (1977 г.) говорит: "Эту науку следует рассматривать только как один из методов для изу-чения конституционного права, который позволяет исследовать характерные проблемы государственного права под более широким углом зрения". Позже, в 80-х годах, был сделан акцент на том, что политология - это часть административного права. И тем не менее между понятиями "политология" и "наука о государстве" нельзя ста-вить знак равенства. Феномен государства не исчерпывает всего объема политологии. Во-первых, государство существовало не всегда и в некоторых обществах этот институт рассматривается как сравнительно новая и даже временная форма социальной организа-ции. Во-вторых, государство - это не единая очевидная инстанция политики: в политиза-ции общества принимают участие политические партии, группы давления, научные общества, средства массовой информации. В-третьих, функция принуждения, один из основных критериев государства, в некоторых обстоятельствах может принадлежать негосударственным структурам (например, шиитская церковь в Иране, движение "Солидарность" в Польше). Наконец, интерпретируя политологию как науку о государст-ве, следует не упускать из виду специфичность этого аспекта. Политологию интересует прежде всего анализ взаимодействия государства с обществом и личностью, а именно то, насколько политика государства обеспечивает свободу человека и защищает его права. В наше время доминирует тенденция соотнесения политической науки с наукой о власти, поскольку государство - одно из средств осуществления власти в обществе. Эта концепция опирается на общезначимый факт: даже не зная типа государства, можно говорить, что в любом обществе известны такие явления, как господство и влияние (то есть власть), обусловленные неравномерным распределением экономических, политичес-ких и социальных ресурсов. Политическая власть пользуется, говорит М. Вебер, "моно-полией законного на всей территории, а не заменяет один (14) или несколько местных органов. Она предназначена для мирного урегулирования "соцветия интересов", которые могут выявиться на всей территории". По мнению американского политолога Роберта Даля, "политическая система есть бесконечное переплетение отношений между людьми, которое предусматривает значительные меры власти, доминирования, авторитета". Однако такая широкая интерпретация предмета политической науки не безусловна. Дело в том, что феномен политического охватывает не только государственно-властные отношения. По мере развития социума политическая сфера становится многообразнее и богаче. В политике все большую роль играют политические партии, группы интересов, средства массовой информации. Находясь как бы на периферии государственной власти, они становятся субъектами политических отношений. Многие исследователи, не мудрствуя лукаво, "расшифровывают" понятие весьма просто, интерпретируя его как науку о политике. С этим, в сущности, можно было бы и согласиться, если бы иногда не высказывалась точка зрения, что такой подход настолько простой, что и вовсе ликвидирует науку. Этот вывод делается на том основании, что "наука о политике" якобы предстает как тривиальное комментирование действий политиков (примерно то, что было в бывших социалистических странах). Представляется, что эти опасения (несомненно из добрых побуждений) беспочвенны. Все дело здесь в том, как трактовать феномен политики. Если только как деятельность политиков, тогда - да, опасения имеют почву и... следует отказаться от подобного толкования политологии. Однако содержание политического сейчас охватывает: структуру государства (все три ветви власти), политические решения, ценности избирателей и политиков, систему групповых и партийных конфликтов. Как говорит проф. Стэнфордского университета Дэвид Хэлд, политика - это борьба "за организацию человеческих возможностей". В таком осознании политики естественно толкование политологии как науки о политике. Кроме того, определяя предмет политологии, не нужно помещать его в жесткие рамки. Политической теории следует заниматься как теоретическими проблемами, так и анализом живой практики. Она должна оставаться проблемной наукой. Настойчивое стремление "постро(15)ить предмет" может увести науку от ее главного предназначения - исследовать многочисленные проблемы, возникающие вследствие столкновения и соединения "созвездия интересов" в рамках данной территории. Итак, каков предмет политологии? Это общая интегративная наука о политике во всех ее проявлениях. Она включает в качестве составных частей: политическую социоло-гию, политическую философию, прикладную политологию, политическую психологию, антропологию, историю и другие политические науки. Оппонентам напомним, что никто из них не протестует, когда речь идет, например, о ветвях философии: социальной философии, философии права, науки, морали. То же самое относится к экономической теории и другим ветвям обществоведения. Речь идет о множественности единства, а не о многих науках о политике. Отстаивая эту идею, авторы учебного пособия под ред. проф. В. Пугачева ссылаются на известного политолога Дж. Сартори, который отмечает, что необходимо отказаться от "скверной привычки превращать политическую науку в единственном числе в множественные политические науки" [Цит. по кн.: Основы полити-ческой науки: Уч. пособ.- М, 1993.- Ч. I.- С.23].Свидетельством мирового признания такой позиции является употребление термина "политическая наука" в единственном числе в названии всемирной организации политологов - "Международная ассоциация полити-ческой науки". |