Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции П. Орлика

  • 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве

  • Политология-учебникСазонова-хх. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Харьков фолио, 2001


    Скачать 4.56 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений. Харьков фолио, 2001
    АнкорПолитология-учебникСазонова-хх.doc
    Дата10.02.2017
    Размер4.56 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПолитология-учебникСазонова-хх.doc
    ТипУчебное пособие
    #2526
    страница8 из 54
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   54

    1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
    Источником казацкой государственности была Запорожская Сечь, образование которой исследователи относят к середине XVI в. В конкретных исторических условиях она выполняла функции украинского государства. Здесь существовали свои правовые нормы с ярко выраженной тенденцией к утверждению по всей Украине. Политический строй Запорожской Сечи можно охарактеризовать как православную республику с демократическими чертами. В ней образовалась своеобразная общественная система с характерной выборностью старшин, функционированием казацкого совета, на котором решались все важнейшие вопросы внутренней жизни Сечи и ее отношений с другими государствами. Авторитет Запорожской Сечи особенно вырос в годы национально-освободительной борьбы украинского народа 1648-1654 гг. Это было событие общеевропейского звучания. Не случайно вождь английских индепендентов Оли (123) вер Кромвель приветствовал гетмана Богдана Хмельницкого как борца за национальную независимость...

    Использовав опыт Запорожской Сечи, Б. Хмельницкий создал государство, которое имело все признаки такового: систему политической власти, территорию, политико-административное устройство, судебную систему и судопроизводство, право, финансовую систему и налоги, войско и обширные международные связи.

    По форме правления Украина была республикой, чем существенно отличалась от тогдашних монархий европейского континента. Украинское национальное государство того периода освободительной войны можно назвать Украинской Казацкой Республикой. В этом государстве реальная власть была сосредоточена в руках прежде всего казацкой старшины, которую сумел сплотить вокруг себя Б. Хмельницкий.

    Высшим органом власти в Украинском государстве была общевойсковая рада, к работе в которой допускались все повстанцы. В зависимости от состава, порядка созыва и значения вопросов, обсуждаемых на общевойсковых радах, они назывались "черными" (когда собирались по инициативе рядового казачества), "генеральными", "явными" (когда в их работе, кроме казачества, принимали участие представители магистратов и ратуш, духовенство и др.). Общевойсковая рада рассматривала в основном очень важные вопросы, такие как: о войне и мире, об отношениях с иностранными государствами, об избрании гетмана, генеральной старшины и генерального уряда, о вручении им атрибутов власти. Решения рады осуществлялись гетманской властью и генеральным урядом.

    Второй по значению властной структурой, которую учредил Б. Хмельницкий, была рада генеральной старшины. В годы освободительной войны в ее составе преобладали соратники гетмана из числа генеральной старшины и полковников (И. Богун, И. Золотаренко, Ф. Вишняк, К. Бурляй, Ф. Джалалий, И. Ганжа и др.).

    В государстве Б. Хмельницкого казацкая старшина взяла в свои руки решение важнейших задач, встававших перед страной. Функции исполнительного органа гетманс-кой власти выполнял генеральный уряд. Он избирался вместе с гетманом на общевойско-вой раде. В состав генерального уряда входили генеральные старшины: генеральный обоз-ный, генеральный судья, (124) генеральный писарь, генеральный подскарбий, генераль-ные есаулы, хорунжие и бунчужные. Важнейшей структурной частью генерального уряда была генеральная войсковая канцелярия, которая осуществляла военное, администра-тивное, финансовое и судебное управление. Ею рассматривались вопросы принадлеж-ности к казачеству, все документы, поступающие от полковников и сотников, магистратов и ратуш, составлялись гетманские универсалы и другие акты гетманской власти, велась дипломатическая переписка, составлялись проекты международных договоров.

    Центральное место во всей системе органов новой власти занимал гетман. В силу чрезвычайных условий войны в его руках сосредоточивалась военная, в значительной части законодательная, административно-судебная власть. Он руководил работой войско-вой рады и рады генеральной старшины, возглавлял вооруженные силы, всю старшинс-кую администрацию и судопроизводство, был главой генерального уряда. Б. Хмельницкий приложил громадные усилия для организации действенного функционирования всех звеньев (снизу доверху) исполнительной власти, а значит укрепления прерогатив гетманс-кой власти. В этом отношении важное значение для централизации власти и осуществле-ния функций управления имела правотворческая деятельность гетмана. Он издавал общеобязательные нормативные акты в виде универсалов, писем, распоряжений, приказов. Заслуживают внимания его "Статьи об устройстве Войска Запорожского", опираясь на которые гетман добивался и сотенных органов исполнительной власти безоговорочного исполнения своих распоряжения и приказов.

    Много внимания Б. Хмельницкий уделял становлению новой судебной власти. Вместо сословно-шляхетской системы судов создаются сотенные, полковые и генеральные судебные учреждения, сельские сыды. Вводится практика образования гетманом судебных комиссий для рассмотрения дел особой значимости. Широкими полномочиями обладали городские суды в городах Магдебургского права (кстати, гетман расширил полномочия городов). В городах, где действовало Магдебургское право, мещане имели свое особое устройство и самоуправление.

    Выдающийся вклад внес Б. Хмельницкий в отечественную конституционную практику. Можно сказать, что (125) он основатель украинского конституционализма, уходящего своими корнями в "звичаеве право" и в "Русскую Правду".

    Своего рода первой отечественной действующей "конституцией" и, пожалуй, близкой по своей направленности английской Великой хартии вольностей стал для Украины Зборовский договор Богдана Хмельницкого с польским королем Яном Казимиром от 8 августа 1649 г. Именно по этому договору Европа, в том числе и Россия, признали Украину как отдельное государственное образование с четко определенными государственными границами, собственной территорией и войском, судом, верой, органами государственного управления и языком.

    Важное место в государственной деятельности Б. Хмельницкого занимала внешняя политика, которой он руководил лично и которая была направлена на укрепление украинского национального государства. Его мудрость, терпение, гибкость и последова-тельность в политике, дипломатический талант, смелость и готовность идти на взвешен-ный риск и компромиссы не раз становились спасением для украинского народа. Реальная оценка международной ситуации и соотношения сил привели гетмана Б. Хмельницкого и его сторонников к.выводу о необходимости найти союзника в борьбе за национальную независимость. Такого союзника Б. Хмельницкий увидел в Российском государстве. В результате пятилетней переписки, обмена посольствами между Украиной и Россией, в конце марта 1654 г. был подписан договор. Переговоры велись с января того же года в Переяславе и в Москве. Итоговым документом стали совместные украинско-русские "Мартовские статьи" 1654 г., которые и определили основы правового статуса Украины в составе России.

    В соответствии с договором за казацкой Украиной в пределах ее территории призна-вались новое самостоятельное политическое устройство, административно-территориаль-ное деление, суд и судопроизводство, вооруженные силы, социально-экономические отно-шения, правовая система, самостоятельность в проведении внутренней политики. Частич-но ограничивался суверенитет Украинского государства в отношениях с некоторыми стра-нами: оно лишалось права на самостоятельную политику во взаимоотношениях с Поль (126)шей и Турцией. Наряду казну. Подобный правовой статус свидетельствует, что Украина имела после заключения договора с Россией значительно больше прав, чем дает автономия или даже протекторат. Подавляющее большинство исследователей, анализи-рующих правовой статус Украины после Переяславской Рады 1654 г. (М. Грушевский, В. Липинский, Р. Лащенко и др.), единодушно признают Украину после 1654 г. государством.

    Договор между Украиной и Россией имел важное значение для обеих стран. Переяславская Рада дала миру новое государство - Украину, которое получило юридическое признание, произошел легитимный государственный разрыв с Польско-Литовской Речью Посполитой и вступление Украины в международные отношения как субъекта международного права того времени. Вступая в союз с Украиной, Москва, в свою очередь, не только ослабила Польшу, но и развязала себе руки для развития экспансии на юг - в направлении Черного моря, на Балканы, в Центральную Европу.
    После заключения договора с Руссийским государством Б. Хмельницкий намеревал-ся изменить свою внешнюю политику. Он вел переговоры со Швецией, Пруссией, Трансильванией, Литвой, Молдавией, Валахией, задумав создать глобальную международную систему, которая должна была базироваться на новых принципах взаимодействия европейских государств.Но этим замыслам не суждено было осуществиться. В 1657 г. Б. Хмельницкий умер.

    Президент Украины Л. Кучма в докладе на торжественном заседании по случаю 400-летия со дня рождения Б. Хмельницкого 29 декабря 1995 г. говорил: "Как бы кто не относился к деяниям великого гетмана, прилагая к ним мерило современных взглядов и понятий, мы не имеем права забывать: для современников он был "Богом данным вождем". Даже его противники признавали: "Это был человек чрезвычайного масштаба, он перерастал талантливых людей настолько, что выходил за рамки постижимого".

    Политику Б. Хмельницкого по укреплению государственности Украины пытались продолжить многие. Однако несмотря на стремление гетманов П. Дорошенко, (127) И. Мазепы возродить независимое государство, империя Романовых цепко держала Украину в своих руках и постепенно ликвидировала все права, предоставленные ей "Мартовскими статьями" 1654 г.

    После И. Мазепы гетманом Левобережной Украины был И. Скоропадский, полковник Стародубский, а после его смерти управление Украиной (Малороссией) перешло к черниговскому полковнику П. Полуботку. На его просьбу избрать нового гетмана Петр I ответил, что выборы состоятся после возвращения его из персидского похода. В1723 г. на новую просьбу Полуботка избрать гетмана Петр I ответил указом: "Как всем известно, что со времен первого гетмана Богдана Хмельницкого все гетманы явились изменниками, и какое бедствие терпело от того наше государство, особливо Малая Россия, как еще свежая память есть о Мазепе; то и надлежит приискать в гетманы верного и известного человека, о чем и имеем мы непрестанное старание, а пока оный найдется, для пользы вашего края определено правительство, которому ведено действовать по данной инструкции; и так до гетмановского избрания не будет в делах остановки, почему о сем деле докучать не надлежит". Поскольку Полуботок продолжал стоять на своем и требовал избрания гетмана, его вызвали в Петербург и посадили в Петропавловскую крепость, где он в 1724 г. и умер. Гетманат фактически был ликвидирован. Власть перешла к Малороссийской коллегии (1722 - 1727). После этого было введено правление гетмановского уряда (1734 - 1745), потом генеральной канцелярии (1745 -1750). В1750 г.гетманом был избран граф Кирилл Разумовский. В 1764 г. создается Малороссийская коллегия. Автономия Украины была ликвидирована. В 1775 г. разгромили Запорожскую Сечь.
    1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции П. Орлика
    Важное место в развитии украинской политической мысли, формировании демократических основ государственности принадлежит проекту Конституции П. Орлика, одного из ближайших сподвижников гетмана И. Мазепы, а с 1710 г.- гетмана Войска Запорожского. (128)

    Эта Конституция должна была стать основным законодательным актом самостоятельного украинского государства, за что боролись П. Орлик и его соратники. 5 апреля 1710 г. на казацкой Раде в г. Бендеры родилась первая демократическая конституция (Конституция США - 1787 г., Польская национальная конституция - 1791 г., Конституция Франции - 1791 г.). "Соглашение" и "Конституция" были написаны одновременно на двух языках - латинском и украинском. Этим предполагалось донести ее

    содержание народам других стран и широким слоям населения своего государства. Глав-ная мысль документа - право украинского народа на свободную жизнь без чужеземного угнетения. В Первом параграфе рассмотрен вопрос веры, заявлено о православии как господствующей религии в государстве, а также о восстановлении автокефалии. Второй параграф четко обозначает границы государства, определенные Зборовским договором 1649 г. Гетман обязан оберегать территориальную целостность страны.

    Анализ Конституции и ряда других документов, связанных с ней, показывает, что политическая мысль того времени достигла высокого уровня. Когда передовая французская мысль еще не отваживалась на разработку умеренных идей конституционно-демократического устройства общества, украинские мыслители создали реальную модель свободного, независимого государства, основанного на признании естественного права человека на свободу и самоопределение. Украина, по Конституции П. Орлика, должна была стать конституционно-демократической республикой. Предполагалось избрание всех государственных правителей снизу доверху.

    Принципиальный характер органов государственной власти. Конституция в значи-тельной степени основывалась на идее разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную). Законодательная власть принадлежала Генеральной Раде, исполнительная - гетману, который в своих действиях был ограничен соответствующими законами, суд должен был действовать независимо в виде Генерального суда.

    В Конституции содержались фундаментальные принципы внешней и внутренней политики украинского су(129)веренного государства. Значительное место отводилось демократическим правам всех социальных слоев общества, в частности, казачеству. Определялся механизм социальной защиты широких слоев населения, что было неслыханным актом для тогдашнего феодального общества. Как видим, в Конституции заложены основные принципы республиканской формы правления, продолжены традиции Запорожской Сечи - казацко-гетмановской государственности. Конституция П. Орлика действовала на Правобережной Украине до 1714 г.
    1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
    Украинское национальное возрождение продолжалось в XVIII в. Оно было обусловлено политическим, социально-экономическим и культурным положением украинского народа, а также изменениями в общественно-политической и экономической жизни в России вообще. Сердцевину политических концепций просветительства составили антикрепостнические и антисамодержавные идеи. Особое место в духовной жизни того периода принадлежит таким просветителям, как Г. Сковорода, Я. Козельский, С. Десницкий, В. Каразин, П. Лодий и многие другие.

    Известный философ, гуманист, поэт и просветитель Г. Сковорода за бескомпромиссное осуждение социального зла и конкретных носителей социально-политического насилия заслужил глубокую любовь народа. Отстаивая интересы людей труда, он решительно протестовал против всех видов несправедливости. Свою главную цель Г. Сковорода видел в том, чтобы разбудить народ, помочь ему осознать себя как активную творческую силу в обществе. В своих произведениях мыслитель отстаивал интересы трудового народа и его права, честь и достоинство. Г. Сковорода мечтал о справедливом обществе, путь к которому лежит, по его мнению, через просвещение и моральное совершенствование человека. Создав оригинальную теорию "сродности", он хотел понять с ее помощью причины конфликтов в обществе и сформулировал концепцию нового мировоззрения. Свой социальный идеал Г. Сковорода видел в обществе, (130) формой правления которого будет республика, основанная на справедливости, равенстве, дружбе, где каждый человек сможет трудиться и приносить пользу себе и обществу. В этом обществе будут существовать законы, которые обеспечат свободу всем гражданам, независимо от материального положения, пола, расовых и религиозных различий, никто не будет препятствовать гражданам занимать посты даже в высших органах власти, государственный аппарат будет демократичным.

    Понимая, что общество представляет собой совокупность взаимосвязанных людей и что именно их деятельность образует облик и содержание социума, он первоочередное внимание уделял человеку, его сущности. Осмысление своих потребностей, интересов, объективной реальности становится предпосылкой творческой деятельности человека, в которой свобода приобретает значение необходимого условия жизни каждого индивида

    Г. Сковорода был убежден: если во всех странах мира люди будут свободными и утвердится принцип "сродности" труда, то на земле воцарятся общее братство и справедливость. Путь к идеальному обществу, где все равны, он видел в воспитании и самовоспитании.

    Развивая концепцию "естественного права", украинские просветители выдвигали тезис, в соответствии с которым справедливы лишь те государственные законы, которые основываются на "естественных правах" человека. С таких теоретических позиций они рассматривали вопрос о противоречиях между "естественными правами" человека и феодальной системой, что порождало потребность реформирования, изменения, перестройки общества на основах разума, или природы.

    На этой основе украинские просветители развивали мысль о том, что правовое учение и мораль являются основными факторами совершенствования человека и общества.

    Важное место в просветительской идеологии занимала договорная теория государства и общества.

    Украинские просветители Я. Козельский, В. Капнист, П. Лодий, В. Каразин были радикально настроены, однако они считали нежелательным использование революцион-ных методов преобразования общества, а стре (131)мились использовать мирный путь его развития. Образование и моральное осуждение общественностью деспотических порядков - вот средства борьбы за утверждение общественного договора, подчеркивали они.

    Просветители выдвигали свой идеал общественного прогресса на основе идей свободы, равенства и собственности. Эти требования были положены в основу концепции переустройства государственно-политического строя. Позиции, взгляды просветителей имели свои особенности, однако все они сходились на том, что решающую роль играют законы, которые направлены на достижение общего блага. При этом для них не имела особого значения государственная форма правления - монархия, республика или само-державие, только бы были разумные, легитимные правители. В частности, Я. Козельский был склонен к республиканской форме правления, так как только она является базисом всех человеческих добродетелей и законодательства. Он считал, что возможна и монар-хическая форма правления, но основанная на законах, направленных на общественное благо. В своей программе преобразования государства С. Десницкий, хотя и не ограничивал серьезно монарха в осуществлении законодательной власти, все же выдвигал, требование укрепить орган народного представительства - сенат, члены которого должны были пользоваться равными правами и отстаивать общенародные интересы. Сенат как орган народного представительства должен избираться из числа земледельцев, купцов, ремесленников, духовенства и представителей интеллигенции, которые должны защищать общественные интересы. С. Десницкий требовал независимости и несменяемости судей, равенства всех перед судом, а также введения суда присяжных, внедрения местного самоуправления. В. Каразин считал государственным идеалом монархию, которая, руководствуясь обязательными законами, гарантировала бы всем право "наслаждаться целиком жизнью".Этой же мысли придерживался и П. Лодий.

    Итак, просветительская мысль в Украине развивалась в русле требований общест-венно-политической жизни своего времени, осмысления наиболее острых и наиболее важных проблем. В центре воззрений просветителей был человек как самоцель. (132)
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   54


    написать администратору сайта