Главная страница
Навигация по странице:

  • Характеристика внешней среды

  • Мониторинг

  • Культурная среда и ее эволюция

  • Потребление продуктов в ситуации деятельности

  • Учреждение культуры - культурная среда - потребитель

  • Вопросы для самопроверки

  • Введение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. В.. Введение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. Учебное пособие Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных


    Скачать 8.93 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных
    АнкорВведение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. В..doc
    Дата30.01.2017
    Размер8.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВведение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В.doc
    ТипУчебное пособие
    #1322
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница22 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
    § 5. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
    В современных учебных дисциплинах по маркетингу ос­новное внимание уделяется внутренним организационным фак­торам, в частности таким, как планирование, контроль, мотива­ция, качественные характеристики маркетинга, лидерство и др., то есть факторам, составляющим поведенческие аспекты, пред­ставляющим маркетинг как прикладную науку с его внутренней структурой.

    Однако в условиях всеобщей глобализации существенно возросло влияние внешних факторов на результативность дея­тельности любой организации, более того, они становятся зави­симыми от состояния окружающей среды, ее экономических, политических, социальных, технологических факторов.


    Характеристика внешней среды


    Указанные факторы оказывают влияние и на деятельность учреждений социально-культурной сферы. Более то­го, сама социокультурная деятельность направлена на выполнение своей при­родной гуманистической миссии - фор­мирование благоприятной социально-культурной среды, в кото­рой человек может развивать и удовлетворять свои культурные интересы и потребности.

    357
    Внешняя среда, в которую погружены социокультурные учреждения - это непрерывные изменения и пересмотр куль­турных ценностей, появление и разрушение культурных ориен­тиров, пересмотр норм и образцов культуры, выработка, диффе­ренциация и переформирование путей социокультурного взаи­модействия, возникновение и разрушение организационных, групповых социокультурных связей, творческих и культурно-нормативных групп, организаций, сфер общения.

    Внешняя среда представляет собой социокультурное про­странство со сложной инфраструктурой социальных, культур­ных объектов и социокультурных отношений, где накапливают­ся, сохраняются и развиваются знания, умения, ценности, нор­мы, формы общения и т.д.

    Внешняя среда представляет собой сгусток концентрации людей, средств производства, материальных структур, обеспе­чивающих необходимую для общества интенсивность процес­сов социокультурного развития.

    Внешняя среда состоит из компонентов, которые находятся вне пределов социокультурных учреждений, но которые оказы­вают существенное воздействие на их работу (экономические условия, законодательная база, ресурсы, конкурирующие учре­ждения, технологии). Между тем внешняя среда может быть подразделена на два уровня: общую среду и среду задач.

    Общая среда включает в себя внешний слой самых разно­образных элементов, которые лишь косвенно влияют на дея­тельность учреждений культуры и представляют собой наиболее удаленные от этих учреждений элементы (международные, за­конодательные, технологические, научные, экономические из­менения). Они, так или иначе, влияют на социокультурные уч­реждения, но не оказывают непосредственного воздействия на их текущую деятельность.

    Среда задач или функциональная среда включает в себя элементы, непосредственно связанные с деятельностью социо­культурных учреждений: демографические, семейные, социаль­ные, культурные ценности, нормы, обычаи населения, плот­ность населения, его возрастные стратификации, уровень обра­зования и культуры, общественная и творческая мобильность, общественные формирования, конкуренты, потребители.

    358
    Потребителями продуктов и услуг социокультурных уч­реждений выступают отдельные индивиды, группы и все насе­ление, от которых в конечном итоге зависит успех или неудачи в работе.

    Например, потребителями услуг поликлиник и больниц яв­ляются пациенты, потребителями школ, высших учебных заве­дений являются школьники и студенты, потребителями тури­стических фирм - любители путешествий и туризма. Но вот по­требителями учреждений культуры является все население, его референтные группы и отдельные личности.

    Для того, чтобы занять достойное место в окружающей со­циальной среде, социокультурное учреждение должно непре­рывно поддерживать свой имидж, привлекательность, создавать вокруг себя насыщенную культурно-эстетическую ауру, форми­ровать условия для восприятия и потребления его продуктов и услуг.
    Мониторинг внешней среды
    Изменчивость внешней среды для уч­реждений культуры означает, что маркето­логи обязаны постоянно держать "руку на пульсе", иметь достаточную информацию для того, чтобы точно прогнозировать куль­турные потребности и интересы людей, упреждая возможные изменения во внешней среде.

    Одномоментно зафиксировать состояние внешней среды и постоянно отслеживать ее изменение является сложным делом для малочисленного коллектива учреждения культуры. Особен­но изменчива среда задач - потребности и интересы населения.

    Огромный массив потребителей, дифференцируемый мно­гочисленными интересами, возрастными, демографическими потребностями, воздействует на уровень неопределенности сре­ды.

    Когда скорость изменения внешних факторов возрастает (резкие изменения и деформации культурных норм и ценностей в реформируемом российском обществе), учреждения культуры сталкиваются с очень высоким уровнем неопределенности.

    Адаптация к быстрым изменениям требует значительных усилий персонала учреждения культуры. Если же речь идет об учреждении узкоспециализированной социокультурной дея­тельности (молодежный комплекс, подростковый клуб, музы-

    359
    кальный салон, центр социально-культурной реабилитации од­нопрофильной группы инвалидов и др.), влияние числа стабиль­ных внешних факторов на такое учреждение сокращается, мар­кетологи работают в условиях меньшей неопределенности.

    Адаптация к условиям внешней среды учреждений культу­ры, особенно тех, чья деятельность охватывает широкий круг культурологических, культурно-транслирующих и культурно-творческих задач и распространяется на все группы и слои насе­ления, требует специальных профессиональных знаний, умений и навыков персонала в области менеджмента и маркетинга. Не секрет, что внешняя среда оказывает большое влияние и на внутреннюю корпоративную культуру сотрудников учреждения культуры.

    Разбалансированная, заниженная в своей культурной цен­ности, внешняя среда провоцирует усредненный уровень куль­турного обслуживания населения, поощряет низкое качество продуктов культуры, но культурно-насыщенная внешняя среда всегда требует тщательно выверенной, высокохудожественной культурной продукции и усилий персонала.

    Социокультурный маркетинг, в силу специфики реализуе­мых продуктов и услуг, не только адаптируется к внешней среде, но и формирует ее.

    Корпоративная культура, культурные установки социокуль­турного учреждения всегда должны быть выше уровня потреб­ностей внешней среды, что позволяет не только адаптироваться к внешней среде, но, что особенно важно, формировать ее.

    Различия между желаемыми (внутренняя среда) и фактиче­скими (внешняя среда) культурными нормами и ценностями создают определенный культурный разрыв (не путать с куль­турным разрывом внутри учреждения культуры, когда уровень корпоративной культуры сотрудников не соответствует миссии учреждения).

    Узкая полоса, разделяющая возвышенные целевые установ­ки учреждения и усредненные потребности основной массы по­требителей (внешняя среда), не должна исчезать. Нацеленность на более высокие культурные ориентиры определяет живучесть и жизнеспособность учреждения культуры, формирует динами­ку его культурной миссии, мотивирует деятельность сотрудни­ков и учреждения в целом.

    360

    Внутренняя культура должна соответствовать стратегиче­ской миссии учреждения культуры, а внутренняя культура и миссия учреждения вместе обязаны опережать уровень культу­ры внешней среды, что и обеспечит постоянную динамику раз­вития социокультурной сферы.

    Вместе с тем, не следует преувеличивать роль учреждений культуры в выработке каких-либо особых образцов культуры, понимании культуры только как наличия развитой системы процедур, отождествления культуры с деятельностью учрежде­ний культуры. В то же время их роль, их наличие или отсутст­вие, интенсивность деятельности имеют важное значение в ре­гуляции культурной деятельности населения.

    Вполне понятно, что многовариантность типов поведения, эмоциональной разрядки, индивидуальных предпочтений, пси­хологических особенностей, воспроизводимых человеком во внешней среде, ставит учреждение культуры в особые условия высокой ответственности и профессиональной точности в по­строении своей деятельности, где учитывались бы индивиду­альные, групповые и коллективные предпочтения людей.

    Учреждения культуры как трансляторы и носители культу­ры, культурных ценностей по своей природе встроены в систему человеческого существования, культуротворческой деятельно­сти. Функционально деятельность учреждений культуры любого типа постоянно детерминирована с субъектом-человеком, субъектом-социальной группой, массовым субъектом (большим и малым).

    Природная потенция учреждений культуры органично на­кладывается на глубинные культурные потребности и запросы личности, которые проявляются в желании индивида находить­ся в пространстве человеческого взаимодействия, склонности к творчеству, освоении нового, неизвестного и т.д.
    Культурная среда и ее эволюция

    Следует помнить, что любая вещь используется и воспринимается психологиче­ски не сама по себе, как произведение, ска­жем, живописного искусства, а в ансамбле с другими вещами, с которыми маркетолог связывает ее для создания обобщенного образа культурного пространства.

    361
    Культурная среда может рассматриваться не как набор ху­дожественно-ценностных элементов, способствующих средообразованию и функционированию других предметных и про­странственных систем, а как самостоятельная, самоценная об­щекультурная система, имеющая собственную базу, цели, зада­чи, формы существования и деятельности.

    Одним из сложных вопросов культурной среды является проблема ее формирования, "проектирования" и восприятия (потребления).

    Русская культура имеет свои устойчивые традиции, свою собственную предметно-пространственную среду, свои вещи, ритуалы. В своей работе "Классический и неклассический идеал рациональности" известный отечественный философ М.К. Мамардашвили на основе русской традиции, которая предполагает определенную систему ритуалов поведения, отмечает, что по­нятным и естественным было, что для набережной пристало плавное фланирующее движение; серьезность и спешка умест­ны в деловых кварталах; скромность и сдержанность особенно необходимы поблизости от храма.

    Данный подход уместно применить и к учреждениям куль­туры и искусства как носителям эстетических и художествен­ных ценностей, образующих культурную среду человека. Они также создают пространство со своей особой аурой, диктующей манеру поведения и взаимодействия.

    Вместе с тем, сформированные нормы, стереотипы поведе­ния в культурной среде следует поддерживать и развивать. Культурная среда в полной мере сможет выполнять свою функ­цию лишь в том случае, если она по своим качествам будет аде­кватна своему времени, воспринимаема человеком своей естест­венностью и, в то же время, будет соответствовать социально-культурным процессам, протекающим в обществе в данный конкретный отрезок времени.

    Функциональное предназначение учреждений культуры, искусства (клуб, театр, кинотеатр, музей, парк, концертный зал и т.д.) предопределяет особенности строения каждого типа уч­реждения, набора помещений и планировки, внешней архитек­туры и убранства в окружающем пространстве.

    Естественно, что формирование различных типов объектов культуры происходит под влиянием складывающегося в каждый

    362
    конкретный отрезок истории понимания культуры и ее задач. В период 20-30-х годов культуре отводилась идеологическо-воспитательная функция.

    Характерным направлением культурной политики было стремление приобщить массы к новой социалистической куль­туре. Процессы обобществления, широко развернувшиеся в стране, затронули и культуру. Обобществлялись производство, труд, быт, подлежала обобществлению и культура.

    С помощью нового искусства, социалистического образа жизни, новых ценностей осуществлялось просвещение масс, в коллективных формах организовывалась культурная активность. В этот период архитектор-конструктивист И. Верещагин писал, что в настоящее время строятся не только новые заводы, но и новая культура, и новый человек.

    Для этой культуры нужен был новый тип учреждения куль­туры, с соответствующими материальными условиями. При этом широко использовалась идея рационализации: рационали­зация понималась, с одной стороны, как расчленение культур­ных процессов на замкнутые процедуры (коллективного обще­ния, коллективных выступлений и т.д.), а с другой - как новая организация этих процессов, способствующих усилению кол­лективных начал.

    Такие представления о культуре привели к формированию такого типа учреждения культуры, в котором набор внутренних помещений включал зал или, в лучшем случае, зал и фойе, где осуществлялся основной процесс в виде лекций, концертов са­модеятельных артистов, постановок спектаклей, танцев, кино, праздников; здесь происходило общение, вырабатывалось об­щественное мнение и т.д.

    По такому принципу строились не только клубы, но и теат­ры, кинотеатры, выставочные залы, музеи, библиотеки, Дворцы культуры и т.д.

    Подобный архитектурный тип учреждений культуры оста­вался ведущим довольно долго - вплоть до 50 -х годов. В этот период возникают новые философские и архитектурные пред­ставления о размещении сети учреждений культуры, о структу­ре развивающейся застройки жилых массивов.

    Осознается необходимость построения научно обоснован­ной концепции, которая помогала бы рационально разместить

    363
    учреждения культуры. Необходимо было знать, какие учрежде­ния культуры и где необходимо разместить, чтобы человеку бы­ло удобно их посещать.

    Происходит постепенное изменение взглядов на природу культуры. На первый план выдвигаются уже не идеологические, воспитательные, жизнестроительные взгляды, а представления о культуре как культуре обслуживания.

    Например, развитие городского образа жизни О.И. Генисаретский и А.Ф. Циркун связывали с процессом сервизации жиз­недеятельности горожан, под которой понимается "объективная тенденция развития, согласно которой все большее число по­требностей удовлетворяется путем производства, распределения и потребления услуг, а не каких-либо видов продуктов общест­венного производства".

    Понимание культуры как культурного обслуживания сфор­мировалось, таким образом, в рамках категории обслуживания, услуг, удовлетворения потребностей людей как основного принципа жизнедеятельности.

    В отличие от предыдущего этапа, когда основным субъек­том культуры был коллектив, данный период в качестве субъек­та культуры выдвигает человека, который наделен собственны­ми потребностями и социально-демографическими характери­стиками. Развитие взглядов на обслуживание и потребление явилось прямым следствием решения задачи рационального размещения учреждений культуры.

    Б.В. Сазонов отмечает, что "выход находят в том, что по­стулируют наличие специфической потребности, отвечающей данному типу учреждения, и пытаются ее определить (говорят об особой "потребности в кинотеатрах", "потребности в теат­рах", "потребности в клубах", "потребности в парках культуры и отдыха" и т.д. Иными словами, предполагается, что совокуп­ность культурных потребностей изоморфна совокупности видов культурных учреждений)".

    Вбирая в себя основные представления об общественном обслуживании, культура вместе с тем, в отличие от других ви­дов обслуживания, имела собственные характерные черты. Ее специфика заключалась в том, что она противопоставлялась распространенным видам обслуживания: бытовому, торговому и т.д.

    364

    Культура специализировалась на "избирательном", "собы­тийном" обслуживании людей. По своей сути, стандартное об­служивание объяснялось необходимостью минимизировать время, затрачиваемое на услугу, совместить обслуживание с другими видами жизнедеятельности, то есть сделать его попут­ным.

    Избирательное же обслуживание предполагает другое от­ношение к услугам. Здесь обслуживание становится не попут­ным, а новым занятием, основной целью.

    Многие социологические исследования того периода свиде­тельствуют, что не менее половины посетителей кинотеатров приходят не на конкретный интересующий их фильм, а просто развлечься, отдохнуть, встретиться с друзьями, некоторые хоте­ли бы перед сеансом посидеть в кафе, послушать музыку и т.д.

    Используя эти идеи, архитекторы, дизайнеры, работники культуры, проектируя новые учреждения культуры, предусмат­ривают соответствующие помещения: два-три просмотровых (или иных) зала, комнаты для общения, зону развлечения, по­мещения для любительских клубов и объединений, занятий ху­дожественным творчеством, кафе и т.д.

    Феномен потребления культуры просуществовал до начала 80-х годов, когда в сфере культурного обслуживания намети­лись отрицательные явления.

    Посещаемость клубов, Дворцов культуры, библиотек, мно­гих театров, стадионов, кинотеатров стала заметно снижаться, преобладание в структуре повседневной культурной жизни на­селения различных видов деятельности, совпадающих с потреб­лением культуры, потеснило духовное отношение к культуре, "участие" населения в культуре становится по преимуществу пассивным, потребительским и, следовательно, далеким от представления о гармонии.

    Потребление культуры становится своеобразным образом жизни, при котором свободное время превращается в бездумное времяпрепровождение с набором острых ощущений, удовольст­вий. Феномен потребления культуры оборачивается феноменом бездуховного отношения к ней.

    Все это, на фоне развития культурных инициатив населе­ния, привело к формированию принципиально нового отноше­ния к культуре. Развернувшиеся процессы самоуправления и

    365
    самоорганизации, свободного выбора культурных занятий, соз­дания любительских и клубных объединений, культуротворческой деятельности позволили переосмыслить функцию культу­ры в обществе: не идеологическое воспитание, не культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и че­ловека.

    В развитии учреждений культуры на этом этапе, уже со­временном, выдвигается задача создания материальных условий для реализации процессов воспроизводства и развития культу­ры, условий для культурного общения, художественного твор­чества, осмысления эстетических ценностей - другими словами, задача создания необходимой культурной среды.

    Учреждения культуры представляют собой образную мо­дель организации культурного пространства. В ней с помощью специфических художественных средств, таких, как организа­ция пластики функциональных помещений, цветосветовое ре­шение, предметно-эстетическое наполнение - закладывается эс­тетическая значимость культурной среды, обладающей качест­вами красоты, художественности, поэтичности, лиричности и т.д. Эти качества обращены к человеку: посетителю, зрителю, потребителю.

    Сегодня возрастает значимость духовного восприятия куль­турной среды, информационно-культурного, эмоционального и эстетического потребления как важных факторов, учитываемых в программах создания культурной среды.

    Это расширяет рамки традиционного функционализма, так как включает в понятие функций осуществление духовной дея­тельности, связанной с восприятием среды, с постижением и формированием эстетических и этических ценностей.

    Кроме того, объекты культуры сами по себе существенно выделяются своей спецификой в ряду других объектов город­ской и сельской среды. Одновременно с этим маркетологи не могут не учитывать "безликость" архитектуры многих учрежде­ний культуры, "серость" их внешнего и внутреннего убранства.

    Поэтому сегодня так велик растущий интерес к эстетиче­ским оценкам культурной среды, к практическим разработкам доведения пространства объектов культуры до уровня высоко­художественной культурной среды.

    366
    Культурная среда формируется в соответствии с эстетиче­скими закономерностями и раскрывается при условии соблюде­ния следующих принципов:

    - органическое сочетание художественных и утилитарных задач в программировании и создании культурной среды;

    - специфичность объектов художественного творчества -учреждений культуры - и их отличие друг от друга, а также осо­бое место в городской или сельской среде;

    - особый характер социально-культурных процессов в куль­турной среде учреждений культуры;

    - подвижность и преемственность формирования культур­ной среды;

    - особый характер эстетического восприятия культурной среды и потребления продуктов культуры.
    Потребление продуктов в ситуации деятельности
    Культурная среда представляет собойпространство для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния. Создание культурной среды объектов культуры - это опосредованное проектирование культурных, воспитательных программ, ситуаций деятельности в этой среде. Средовое проектирование имеет дело с формированием рабочих, досуговых и развивающих сред.

    В учреждениях культуры помимо предметной среды всегда формируется среда занятий в виде конкретной деятельности и сопереживаемых сюжетных ситуаций. Привлекательность куль­турной среды, продуктов культуры всегда возрастает, когда обеспечивается для человека непрерывность и последователь­ность поведенческих ситуаций.

    В практической деятельности часто наблюдается разорван­ность среды и, естественно, сегментация поведения, когда при наличии большого разнообразия функций среды они не создают целостного значения или среда в целом становится ниже ценно­стных значений каждой отдельной переживаемой ситуации.

    Организация культурной среды сама по себе еще не опре­деляет желаемого направления культурной деятельности чело­века. Его следует ввести в эту среду, подготовить к восприятию новых ценностей, социализировать его сознание.

    367
    Истинный смысл культурная среда приобретает лишь тогда, когда она наполняется ситуацией деятельности, когда человек включается в художественную жизнь этого предметного про­странства. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искус­ства, вся культурная среда как бы одухотворяется, "очеловечи­вается" и начинает жить.

    Без человека, без людей, без ситуации деятельности куль­турная среда представляет собой "мертвое" предметное художе­ственное пространство.

    Элементы театрализации, игровое понимание занятий, внутренняя, духовная, а часто и реальная вовлеченность челове­ка в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в музее и т.д. создают ситуацию сюжетно-ролевого поведения че­ловека.

    В каждом отдельном случае особенно отчетливо проявля­ются различия предметной среды, ее психологического про­странства, что в совокупности составляет культурную среду то­го или иного учреждения культуры.

    Следовательно, происходит дифференциация общения "по поводу искусства" и в пространстве искусства, что в конечном итоге дает возможность человеку осознать, что он может изме­ниться или уже изменился и стал другим, что, возможно, свер­шится или уже свершилось его саморазвитие.

    Таким образом, культурная среда как самоценное явление представляет собой органическое единство предметного окру­жения и процесса деятельности, участия в нем человека.

    В то же время культурная среда в каждой отдельной ситуа­ции несет в себе определенную смысловую нагрузку, что прида­ет ей своеобразие собственного художественного образа.
    Учреждение культуры - культурная среда - потребитель
    Коммуникативная функция искусства в культурной среде определяется его социаль­ной природой и включает в себя передачу информации, общение, обозначение и ос­мысление. Следует отметить и различные типологии коммуникации - профессиональ­ных и непрофессиональных, индивидуаль­ных и групповых, активных, целенаправлен­ных и пассивных и др.

    368



    Эти типологии определяются всей системой "учреждение культуры - культурная среда - потребитель", и здесь особенно важны знания потребителя, условия восприятия (ситуация дея­тельности), состояние субъекта и его установка.

    Соответственно, перед маркетологом встает вопрос об ори­ентации на жизнь конкретных людей в ее целостности, опреде­ленности - не только современно-культурной, но и историко-культурной, и вместе с тем не оторванной от повседневности.

    Как отмечалось, культурная среда является фактором ак­тивного формирующего воздействия на человека. Создавая ус­тойчивую культурно-пространственную среду, учреждения культуры в целом формируют определенное эмоциональное отношение и к среде обитания, и к деятельности человека. Чувство принадлежности к своему краю в большей мере формируется учреждениями культуры, эстетические качества которых играют при этом большую роль.

    В процессе духовного потребления культурной среды ху­дожественный и логический языки интегрируются, восприни­маются в единстве, что является характерной чертой культурной среды.

    Образ культурной среды складывается в процессе ее регу­лярного восприятия (потребления), при этом обращает на себя внимание несколько парадоксальный факт. Культурная среда первоначально преимущественно считывается своими художе­ственными и знаково-информационными слоями.

    Следовательно, культурная среда первоначально (при пер­вом посещении объекта культуры) не всегда полностью подчи­няет себе человека, заставляя переживать ее во всей полноте. Эстетическое потребление среды определяется таким контек­стом восприятия, как отношение к месту, длительность и часто­та пребывания в данной культурной среде, установка на опреде­ленный характер восприятия.

    У разных людей отношение к учреждениям культуры и по­требность в культурных продуктах далеко не равнозначны. Здесь вполне очевидны определенные типы людей с характер­ными реакциями на культурную среду и продукты культуры.

    К первому типу относятся люди, постоянно посещающие учреждения культуры. Характерными особенностями потребле­ния у них являются: длительность, развернутость во времени,

    369
    повторяемость впечатлений, формирование устойчивых культурно-деятельностных стереотипов, активная роль в формиро­вании образа культурной среды.

    Ко второму типу можно отнести людей, специально ориен­тированных на эмоциональное, эстетическое постижение куль­турной среды. Особенностями восприятия в этом случае явля­ются: относительная кратковременность, активность и деятель­ность восприятия, сила разовых впечатлений.

    Третий тип восприятия связан с "прохождением" культур­ной среды в движении к какой-либо конкретной цели (спек­такль, концерт, дискотека, занятие художественным творчест­вом). Однако соприкосновение с культурной средой и в этом случае как бы вводит человека в последующую целевую дея­тельность, не отнимая на этом этапе его эмоции.

    Итак, потребление культурной среды происходит последо­вательно: от отдельных впечатлений, освоения их в памяти, мысленного представления к формированию интегрированного образа учреждения культуры из системы единичных фрагмен­тов.

    Этот процесс связан с углубленным эстетическим постиже­нием личностью образа культурной среды: оценкой, усвоением, переработкой его художественных качеств, другими словами, с активным творческим восприятием.

    Образ культурной среды складывается уже при первом зна­комстве с учреждением культуры, обогащаясь и кристаллизуясь при повторных посещениях. При этом происходит процесс пе­рехода от первоначального ощущения к знанию и привычке.

    Таким образом, привлекательность культурной среды, вы­сокий имидж учреждения культуры имеют решающее значение в продвижении продуктов культуры и услуг на рынке потребле­ния. Деятельность учреждения культуры в условиях рынка увенчается успехом, когда маркетологи сделают все для того, чтобы личность могла:

    а) осознать себя (человеком) в культурной среде, обрести способность ориентироваться в ней, в ее культурном значении, ощутить спокойствие, уверенность, комфорт, идентифицировать себя с эстетикой данной культурной среды;

    б) погрузиться в эстетическую ауру, вызывающую чувство радости, изумления, ощущение причастности не только к куль-

    370
    турной среде, но и к внешней среде обитания - дому, городу, краю;

    в) оценить социальную значимость культурной среды, ее исторического культурного прошлого, современности, памяти о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, ощутить чувство гордости, уважения и самоуважения, причастности к культуре, искусству и истории;

    г) оценить практические удобства и психологический ком­форт, микроклимат культурной среды, сформировать общее представление о степени соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурной среды.
    Вопросы для самопроверки

    1. Из каких компонентов состоит общая среда, внешняя среда, среда задач (функциональная среда)?

    2. В каком взаимодействии находятся учреждения культуры с общей, внешней и функциональной средами?

    3. Чем объясняется динамичность и изменчивость внешней среды ?

    4. Дня чего маркетологи должны адаптировать деятельность социокультурных учреждений к внешней среде?

    5. Что такое культурная среда?

    6. Какие этапы в своем формировании прошла современная культурная среда?

    7. Что понимается под ситуацией деятельности в культурной среде?

    8. По каким характерным признакам можно типологизировать реакции потребителей на культурную среду и про­дукты культуры?

    9. Гармоничность культурной среды и ее оценка человеком.

    371
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта