Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. Механизмы финансирования социокультурной деятельности Социокультурная

  • Экономический потенциал культуры

  • Прямые и опосредованные механизмы экономического развития

  • Распределение доходов в социокультурной сфере

  • Типы финансирования

  • Дифференциация видов СКД в рыночной экономике

  • Вопросы для самопроверки

  • Введение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. В.. Введение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. Учебное пособие Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных


    Скачать 8.93 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных
    АнкорВведение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В. В..doc
    Дата30.01.2017
    Размер8.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВведение в социокультурный менеджмент - Чижиков В. М., Чижиков В.doc
    ТипУчебное пособие
    #1322
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница18 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
    Глава II. Финансирование и маркетинг социокультурных учреждении
    Экономическая деятельность социокультур­ных учреждений достаточно специфична, но в своей основе подчинена общим принципам ры­ночной экономики, методам управления, психо­логии менеджмента и маркетинга.

    В реальной экономике, в едином простран­стве деловых и экономических отношений дейст­вуют общие законы и нормы, регулирующие фи­нансовые, материальные потоки, производствен­ные, товарно-денежные и деловые отношения.

    К основным факторам, определяющим осо­бый характер и специфику хозяйственной, эко­номической деятельности социокультурных уч­реждений в той ее области, которую называют предпринимательской, следует отнести неком­мерческий статус социокультурных учреждений, со всеми вытекающими реалиями, а также свое­образие их продукта, который продается на рын­ке потребления.

    Первый фактор регламентирует не только допустимые пределы выбора видов деятельности, но и степень свободы использования получаемо­го дохода.

    Предпринимательская деятельность в ры­ночной экономике, как известно, основана на по­лучении прибыли, которая в коммерции облага­ется довольно высокими процентными ставками налоговых отчислений.

    В предпринимательской же деятельности некоммерческих учреждений социокультурной

    289
    сферы получение прибыли не предусматривает­ся, а доходы направляются на воспроизводство последующей деятельности. И эти учреждений по закону не могут себе позволить заниматься деятельностью, которая выходит за рамки их миссии.

    Таким образом, предпринимательская дея­тельность социокультурных учреждений с ее ог­раничениями и некой половинчатостью отнесена к некоммерческой сфере и облагается налогами, применяемыми в государственном секторе.

    Второй фактор обусловлен уникальностью продукта, производимого и продаваемого социо­культурными учреждениями.

    Своеобразие этого продукта заключается в том, что он впрямую не продается на рынке. В буквальном смысле продуктом являются билеты, которые продаются потребителю. Они продаются на концерт, выставку, спектакль и т.д.

    Покупая билет, потребитель покупает не исполнителя и его песни, не живописное полотно выставки, не сцену из спектакля или сюжет куль­турной программы, а покупает право соприкос­новения с искусством и культурой, тем самым он инвестирует создание нового художественного продукта.

    И даже в тех случаях, когда создается культурная целевая программа для оптовой про­дажи или гастрольного проката, купившая орга­низация печатает бумажки в виде билетов и, че­рез них, продает право на одноразовые или дол­говременные коллективные просмотры.

    Но в любом случае сам материализованный продукт, в итоге, остается в собственности его создателей, даже если он лишается права на дальнейший прокат, поскольку перегруппировка материальных, людских, художественных, ре-жиссерско-постановочных ресурсов отработав-

    290
    шего продукта позволяет создавать новый про­дукт, уже с новой потребительской стоимостью.

    Вместе с тем, внутрихозяйственные, про­изводственные, творческие отношения в учреж­дениях культуры и искусства подчинены общим рыночным экономическим законам и, в опреде­ленном смысле, являются обычными экономиче­скими производственно-торговыми организация­ми со своими доходами, - организациями, где в результате хозяйственной и творческой деятель­ности создается продукт и продается, в виде до­пуска к нему потребителя.

    Продажа билетов, а не продажа самого продукта или услуги определяет специфику со­циально-культурного маркетинга. Перенесенная в цену билета стоимость художественной про­граммы и интенсивность проката определяют ее рентабельность.

    Эффективность деятельности социокуль­турных учреждений во многом определяется умением продавать свой продукт.

    Для улучшения маркетинговой деятельно­сти во многих театрах и концертных организаци­ях, например, созданы отделы и целые управле­ния по продажам, реализации и прокату своей продукции и услуг.

    Уполномоченные по распространению би­летов уступили место специалистам по марке­тингу, которые не тратят время на ожидание зри­телей, а исследуют рынок, выявляют своих по­тенциальных потребителей и конкурентов, влия­ют на репертуарную политику, качество продук­ции, удовлетворяя запросы населения и форми­руя его художественные вкусы.

    291
    § 1. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
    Социокультурнаясистема как субъект экономических отношений

    Похоже, навсегда кануло в Лету относительно спокойное и беззаботное, хотя и не богатое в финансовом отношении время, когда социокультурные учрежде­ния получали из государственной казны умеренно-достаточную финансовую под­держку. Выделяя средства на эти цели, го­сударственные органы обеспечивали поддержку своей идеоло­гической доктрины, лояльность и уступчивость работников, деятелей культуры и искусства, жестко регулируя содержание культурных процессов.

    В рыночной экономике ситуация изменилась на свою про­тивоположность. Идеологические ограничения практически устранены, но, вместе с этим, и "урезано" государственное фи­нансирование. Можно сказать, что культура получила от госу­дарства больше свободы и меньше денег.

    Законы экономики, как известно, действуют объективно вне зависимости от желания человека, следовательно, экономиче­ские отношения в культуре не могут оставаться в стороне от общих проблем экономики.

    Вопрос в том, как лучше, наиболее эффективно расходовать ограниченные средства культуры и можно ли добиться только за счет них нужного результата от своей деятельности или следует искать дополнительные источники финансирования.

    Эти вопросы выдвигают острую и исключительно важную проблему - разработку научных основ и реальной практики экономики культуры. Эта наука является прикладной, поскольку она объясняет закономерности, принципы и механизмы отно­шений в социокультурной деятельности, а сама культура, во всяком случае, ее определенные разделы, является основой раз­вития экономической стороны отрасли, выпускающей продукты культуры.

    Как и все товары, продукты культуры имеют свою цену, стало быть, в культуре не может быть ничего бесплатным, а са-

    292
    ма культура обладает экономическим потенциалом и возможно­стями его реализации.
    Экономический потенциал культуры
    Опыт развитых стран, например, показывает, что кроме таких традиционно доходных видов деятельности, как шоу-бизнес, организация досуга, производство

    музыкальных инструментов и музыкальной продукции, появилась мощная индустрия электроники, выпус­кающей аудио- и видеотехнику, которая явилась даже основой экономического развития целых стран (Корея, Япония, Синга­пур и др.).

    Кроме того, туризм является важной частью культуры, осо­бенно такого его сегмента, который относится к культурному туризму.

    Во многих странах индустрия туризма формирует треть общего бюджета, который поступает от туристов, привлекаемых в эти страны определенными феноменами культуры. Но в Рос­сии этот показатель ничтожен, и не потому, что здесь более низ­кого качества или отсутствует потенциал культуры и культурно­го наследия, а в связи с недостаточно развитой индустрией ту­ризма. Это лишь один пример возможной реализации потенциа­ла культуры.

    Не менее мощные экономические возможности имеют та­кие институты социально-культурной деятельности, как индуст­рия популярной музыки, центральное, региональное и кабельное телевидение, издательское дело, книжная торговля и т.д.

    Во всех случаях на характер, содержание продукции и на аудиторию оказывает влияние корпоративная политика, направ­ление которой видоизменяется в зависимости от доходов и уровня конкуренции между организациями, которые сами по­стоянно трансформируются вместе с изменениями социально-культурной среды.

    Изучение потенциала культуры, связанного с доходными видами деятельности, невозможно без анализа ее продуктов, це­ны и менеджмента. Цена культурных продуктов и услуг имеет собственные характеристики, присущие только ей, но эта цена как экономическая категория не всегда выражает эстетические и творческие качества культурной продукции.

    293
    В связи с этим возникает потребность в социальном уточ­нении экономической цены культурных продуктов и услуг, ко­торые, как правило, продаются ниже их рыночной стоимости, за счет различных привилегий производителям и потребителям культуры, или выше ее, за счет дополнительных налогов на поп-культуру, китч, массовую культуру и т.д.

    Известно, что реализация продуктов и услуг социокультур­ных учреждений зависит от доходов населения. С увеличением дохода все большее количество средств расходуется на образо­вание, культуру, развлечения, туризм и т.д.

    Особенностью цены на культурные продукты и услуги яв­ляется высокая изменчивость спроса, а поэтому любое значи­тельное повышение цен на культурные товары и услуги ведет к снижению спроса и потребления.
    Прямые и опосредованные механизмы экономического развития
    Разумеется, что общество не заинтересовано в снижении потребления населением культурных продуктов и услуг, которое не­избежно произойдет, если культурные про­дукты и услуги будут продаваться по цене, превышающей стоимость их производства. Это приведет к тому, что часть населения не сможет развивать свои культурные потребности, что в свою очередь может привести, по законам экономики, к снижению их вклада в новое производство. Чтобы не допустить этого, в эко­номике культуры задействованы определенные механизмы рав­новесия.

    В отечественной практике со смешанным финансированием социокультурной деятельности и прямые, и опосредованные механизмы экономического развития.

    К прямым экономическим механизмам культуры относятся бюджет, субсидии и дотации. В этой схеме средства поступают прямо в организации культуры, частично или полностью покры­вая их рабочие расходы. Эти средства позволяют уменьшить це­ны на реализуемый культурный продукт или услугу.

    Например, развитие музея может быть стимулировано суб­сидиями на конкретные новые программы развития, которые предполагают покрытие материальных расходов на зарплату ра­ботникам, или дотациями, покрывающими разницу между пол-

    294
    ной экономической ценой билета и той, которую могут себе по­зволить большинство посетителей.

    К опосредованным (не прямым) механизмам экономическо­го развития социокультурной сферы относятся щадящая налого­вая политика и благоприятные льготные кредиты с низкой про­центной ставкой, отсроченной датой возврата и т.д.

    Для менеджера социокультурной деятельности, который стремиться добиться хороших результатов, подход в решении вопросов экономики, управления, психологии менеджмента не должен пристрастно увязываться с какой-то особой специфич­ностью.

    По существу, решение коренных экономических проблем в социокультурных учреждениях ничем особенным не отличается от всех других отраслей и видов человеческой деятельности. Вопрос для всех один - нужно зарабатывать деньги.
    Распределение доходов в социокультурной сфере
    Экономический потенциал социокуль­турной сферы огромен, и в ней есть целый ряд подотраслей, где успешно решается эта задача. Например, шоу-бизнес, музыкальное производство, бизнес "звезд", поп-культура, издательское дело, туризм являются доход­ными и прибыльными видами социокуль­турной деятельности.

    Однако распределение дохода в этих подотраслях происхо­дит не в полном соответствии с макрокорпоративными интере­сами социокультурной системы, а концентрируется на уровне локальных групп или отдельных личностей, что не вполне соот­носится с законами большой рыночной экономики.

    Социокультурная система, продекларированная государст­вом как целостная структура и область деятельности, в эконо­мическом отношении, на самом деле, разорвана на мелкие "лос­кутки", обрамленные ведомственными нитями и узкокорпора­тивными экономическими интересами.

    При наличии продуманной законодательной базы, регла­ментирующей доходную часть субъектов социокультурной сфе­ры как единого механизма, ее прибыльные подотрасли могли бы с избытком перекрыть финансовый дефицит всех, экономически нерентабельных, но общественно значимых видов социокуль­турной деятельности.

    295
    Так, в филармонических и концертных организациях при­быльный сектор, например, эстрадного искусства всегда доти­ровал филармонические классические жанры искусства.

    В единой экономической социально-культурной сфере трудно было бы даже представить ситуацию перетягивания под "крыло" какого-то ведомства права контроля над игорным биз­несом, как это сегодня происходит в реальной жизни.

    Таким образом, экономические взаимообязывающие отно­шения субъектов социокультурной сферы на федеральном, ре­гиональном и местном уровнях могли бы превратить всю социокультурную сферу в финансово самодостаточную отрасль.

    Тем не менее, жизненные реалии совсем иные. Под влияни­ем рыночной стихии социально-культурная система разделилась на две экономически полярные подотрасли: сверхприбыльные коммерческие и убыточные некоммерческие. Между ними нет прямых институциональных каналов финансового взаимодействия, кроме остатков перераспределенных налогов, поступающих в некоммерческий сектор культуры в виде мизерного бюджет­ного финансирования.
    Типы финансирования
    Большинство некоммерческих организаций вынуждены сами обращаться за поддержкой к коммерческому сектору в куль­туре и большому бизнесу, справедливо счи­тая, что такое сотрудничество может представлять взаимный интерес.

    С точки зрения эффективного партнерства сегодня следует говорить о сотрудничестве трех секторов финансирования со­циокультурной деятельности - государственного, коммерческо­го и общественного, потому что каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны, каждый имеет определенные стиму­лы к такому сотрудничеству.

    Взаимодействие, в котором коммерческие организации поддерживают культурные, образовательные, социальные про­екты, улучшая свой имидж у населения и власти, а некоммерче­ские организации сохраняют, распространяют и приумножают культурные ценности, способствует уменьшению социальной напряженности, - власть стимулирует эти процессы. В результа­те в таком взаимодействии заинтересованы все.

    296



    Отечественная социально-экономическая система общества определила основные типы финансирования культуры в виде бюджетной, рыночной и смешанной.

    Первый и второй типы противоположны и определяются соответственно государственной и либеральной моделями куль­туры. Бюджетный и рыночный типы имеют свои преимущества и недостатки, а поэтому не могут однозначно игнорироваться или приниматься.

    Если бюджетный тип финансирования ориентирован на удовлетворение социально-культурных потребностей и ценно­стей и поддержку социально незащищенных слоев населения, то рыночный - более подходит для удовлетворения индивидуаль­ных культурных потребностей состоятельной части населения.

    Государственное бюджетное финансирование в основном носит централизованный характер и осуществляется повсемест­но и равно для всех, без учета культурных и экономических ус­ловий и различий в регионах. Размеры бюджетного финансиро­вания адресно не регулируются и не зависят от спроса населе­ния на культурные продукты и услуги. Рыночная же система де­централизована и адаптирована к местным условиям.

    В бюджетной системе финансирования государство полу­чает прямую возможность контролировать культурные институ­ты, тогда как контроль рыночной системы не является прямым, а осуществляется в том случае, когда возникают диспропорции между реализацией культурных продуктов и услуг и экономиче­ским доходом от данных видов деятельности.

    Следовательно, ни бюджетный, ни рыночный тип финанси­рования в полной мере не соответствует целям, которые опреде­ляются миссией культуры в современном обществе. По-этому-то и возникает необходимость внедрения новых оригинальных решений, которые преодолели бы недостатки обоих типов и со­хранили бы их положительные качества.

    С одной стороны, бюджетный тип более подходит для культурных институтов, выражающих общие национальные ин­тересы (например, Третьяковская галерея, Эрмитаж, Российская государственная библиотека, памятники истории и культуры, национальные музеи).

    Мотивы лежат в природе функций, которые несут эти ин­ституты, т.к. они сохраняют и представляют национальное куль-

    297
    турное наследие, остающееся в постоянной независимости от колебаний культурных предпочтений и интересов.

    С другой стороны, некоторые виды культурной деятельно­сти, такие, например, как шоу-бизнес, ночные клубы и казино, издательское дело, потребителями которых являются отдельные категории людей, по своей природе ориентированы на рынок.,

    Нельзя отрицать, что рынок имеет более разнообразный спектр культурных продуктов и услуг, который мог бы удовле­творить культурные интересы более широких слоев населения. С этой стороны рынок является более разумной системой фи­нансирования и более надежной, нежели финансирование из фондов и от частных спонсоров.

    Кроме того, такие механизмы экономики культуры, как благоприятная процентная и налоговая политика - могли бы дать возможность рыночно ориентированным культурным структурам полнее удовлетворять культурные потребности ос­новной массы населения, обеспечивая широкий ассортимент и качество продуктов и услуг.
    Дифференциация видов СКД в рыночной экономике
    Различные виды социокультурной деятельности по характеру их отношения к рынку могут быть классифицированы сле­дующим образом:

    1. Виды деятельности, ориентированные, главным образом на рынок, получающие от продаж своей продукции на рынке большую часть дохода. Это такие доходные направления, соответствующие рыночным ус­ловиям, как: казино, ночные клубы, шоу-бизнес, музыкальная продукция.

    2. Нонпрофитные виды деятельности: архивная, музейная работа, защита наследия. Их продукция не ориентирована на рынок и, чаще всего, продается по цене, ниже реальной (билеты в музеи, на мероприятия в клубные учреждения и т.д.).

    3. Виды культурной деятельности, к которым можно отне­сти: театральную, выставочную, ярмарочную, аукционную и др., которые могут принадлежать и к коммерческим, и к нонпрофитным. Театр, например, продает свою продукцию (билеты) по цене ниже ее реальной стоимости, но все же на уровне возмож­ностей большой части любителей театра.

    298
    В отечественной практике добывания средств на развитие культуры все большую роль играют формы частного финанси­рования. Это - спонсорство, патронаж, филантропия, благотво­рительность, донорство.

    Указанные термины отражают сегодня целое явление - ча­стное финансирование культуры и искусства. И оно знамена­тельно не только с социальной и экономической точек зрения, что само по себе исключительно важно, но, главное, люди, ко­торые выделяют деньги на культуру, начинают осознавать сте­пень своего участия в культуре и даже ответственность за куль­турную жизнь.

    Со своей стороны, потребители (организации культуры, ху­дожники) также осознают глубину и важность гуманного влия­ния добровольных частных взносов на свое творчество. За всем этим просматривается нечто новое, несущее определенные культурологические смыслы.

    Достаточно прикоснуться к истории переписки великих ху­дожников, чтобы узнать не только самих художников, но и их спонсоров, а также формы и средства их влияния на творческий процесс. Большинство писем художников спонсорам являет со­бой просьбу о помощи или же благодарность за уже получен­ную помощь, с комментариями спонсоров по поводу определен­ного произведения искусства.

    Используя уже достаточно известные определения и терми­ны, напомним, что меценатство - это личная, индивидуальная дотация преимущественно конкретному художнику или же не­доходной организации (гедонистический подход); патронаж - вид деятельности частных организаций в области культуры (культурно мотивированный активный подход); дарение - акт благотворительности, великодушия, филантропии (социо-гуманистический подход); купля - передача владения предме­том искусства корпорации.

    Это явление близко понятию заказа и другим формам "коо­перации" предприятий и художников ("коллекционно-владельческий" подход); спонсорство - деловые отношения ме­жду частной корпорацией или организацией и художником, культурным проектом (коммерческо-маркетинговый подход). Сегодня этот термин используется для всех форм частного фи­нансирования.

    299
    Частное финансирование для России - явление не новое. В XIX - начале XX вв. экономическое спонсорство культурных мероприятий и программ воспринималось как нормальное, по­ощряемое обществом и государством отношение богатых людей к культуре.

    Сегодня нет оснований впадать в пессимизм и относитель­но будущего вклада в культуру новой русской буржуазии. Нуж­но заимствовать опыт Запада, где, например, появились ассо­циации спонсоров, организованные Европейской ассоциацией национальных спонсорских ассоциаций (ABSA - ассоциация для делового спонсирования искусства).

    .Своей экспертной и профессиональной деятельностью на­циональные ассоциации стремятся содействовать вовлечению предприятий и других институтов в спонсорскую деятельность, проводя идею спонсорства как неотъемлемой части деловой и маркетинговой политики предприятия.

    При этом ассоциации оказывают потенциальным спонсорам консультационные услуги, осуществляют экспертные оценки культурных проектов и культурных продуктов. Но, при этом, необходимо вспомнить и развивать собственные традиции.

    В заключение еще раз вернемся к главному - учреждения культуры уже окунулись в пучину рыночной стихии и стремятся не только остаться на плаву, но и встать на твердую почву эко­номического процветания.

    Интереснейшие мысли по этому поводу высказывает, на­пример, директор театра "Сатирикон" А.Е. Полянкин, считая, что спектакль - это единый неделимый художественно-технический продукт, от которого зритель каждый раз "отщи­пывает" - покупая билет, вкладывая деньги, может быть, даже становясь инвестором будущего театрального проекта.

    Это особый вид услуги, которую мы предоставляем населе­нию. Это нюанс, который очень важно понять, чтобы найти подход к управлению продажами в театре. Поэтому мы пошли по пути создания отдела продаж, потом управления по реализа­ции и прокату; сегодня мы создали управление по реализации театральных услуг.

    Мы подчиняемся реалиям общепринятой экономики и тех­нологическим системам производства и продаж. Для нас важно отказаться от иллюзии театрального управленца по принципу

    300
    "как Бог пошлет" и в "ожидании зрителей". В торговом деле нужно называть вещи своими именами - "администратор фойе"

    менеджер по продаже".

    Директор театра говорит о том, что существует реальная экономика, и нет особой необходимости придумывать в этом едином экономическом поле, системе деловых отношений, осо­бый, скажем, музейный, театральный или филармонический экономический язык.

    Другое дело - необходимо перевести на нормальный, всем

    понятный язык экономику музея, театра, филармонии и других учреждений культуры и искусства, управления ими, внутрипро­изводственными отношениями. И не менее главное, - уяснить,

    то же они производят, какой продукт, где он начинается и во что превращается. В самом продукте как раз и заложена специ­фика.

    Различие в том, что учреждения культуры производят про­дукт, который не продается, - спектакль, концерт, выставка, культурная программа. А товар - это билеты и продавать можно билеты, а не сам, скажем, спектакль. Безусловно, существует и целевая продажа. Но даже если нужно целевым образом на гаст­ролях по гонорару продать спектакль, принимающая сторона должна 'нарезать" из бумажек билеты и предложить их зрите­лю, который может через билеты купить лишь право на коллек­тивный просмотр спектакля.

    Зритель как бы получает пропуск - допуск к просмотру. В том заключается специфика. Учреждение культуры или искус­ства является в каком-то смысле, с одной стороны, обычной торгующей организацией, а в прямом смысле, оно создает про­дукт - результат своей творческой и хозяйственной деятельно­сти. Выступая одновременно в двух функциях, оно производит продукт, и само формирует к нему допуск, и само его продает1.

    Деньги в рыночной экономике являются универсальным средством обмена, и концепция "финансирования культуры" ис­пользуется оправданно, т.к. она обозначает получение средств для покрытия материальных расходов и затрат на выплату зар­платы.

    __________________________

    1 Полянкин А.Е. Аншлаговый театр "Сатирикон" // Арт-менеджмент. № 1 2002. С. 55.

    301
    Вопросы для самопроверки

    1. В чем причина уменьшения размеров финансирования со­циокультурной сферы в условиях рыночной экономики?

    2. Каким экономическим потенциалом обладает социо­культурная сфера?

    3. Охарактеризуйте коммерческие и некоммерческие виды деятельности в социокультурной сфере.

    4. Как распределяется доход в социокультурной сфере?

    5. Какими механизмами экономической поддержки разви­тия культуры располагает государство?

    6. Дайте характеристику основным типам финансирова­ния социокультурной сферы.
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта