Сочинение В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. В человеке все должно быть прекрасно: и ли. Учебное пособие Гродно 2016 ЮрСаПринт удк 374. 32 Ббк 44 п 85 Рецензенты Белокоз Е. И. кандидат педагогических наук
Скачать 3.38 Mb.
|
Тема «Его военный век отслужен: он тяжко ранен и контужен». Актуальность. После войны советские города были наводнены людьми, которым посчастливилось выжить на фронте, но не посчастливилось в боях за Родину сохранить здоровым свое тело. Самодельные тележки, на которых юркали между ногами прохожих человеческие обрубки, костыли и протезы героев войны, «портили» благообразие светлого социалистического сегодня. И вот однажды советские граждане проснулись и не услышали привычного грохота тележек и скрипа протезов. Инвалиды в одночасье были удалены из городов. Эту традицию потом продолжили власти и к инвалидам детства, труда. Правильно ли это? Заслужили ли эти люди, изувеченные войной такое отношение? А готово ли наше современное общество принять калек в свою привычную среду? Цель и задачи. Используя разнообразные источники информации о судьбах солдат-инвалидов Великой Отечественной войны, отдать им должные почести и поговорить о милосердии к героям, пострадавшим от рук захватчиков ради жизни на Земле, обратить внимание на проблемы инвалидов и возможности их решения. Возраст. Выпускной класс гимназии, лицея, студенчество Место проведения. Класс, актовый зал Продолжительность проведения. 1 час Подготовительная работа. Предложить участникам обсудить тему инвалидности на примерах судеб искалеченных войной людей. Подобрать шокирующий документальный материал, отобрать стихи на эту тему и научить чтецов проникновенно донести их до аудитории. Найти фотоматериалы об инвалидах Великой Отечественной войны, быть готовыми обсудить проблемы инвалидов сегодня Проведение шокотерапии. Ведущий. Что такое шок, когда он с нами происходит? Шок (от англ. Shock – удар, потрясение) – патологический процесс, развивающийся в ответ на воздействие чрезвычайных раздражителей и сопровождающийся прогрессивным нарушением жизненно важных функций нервной системы, кровообращения, дыхания, обмена веществ и некоторых других функций. По сути, это срыв компенсаторных реакций организма в ответ на повреждение. Одним из самых тяжелых проявлений, вызывающих шок, является созерцание на искореженные тела людей. Мы часто смотрим детективы по телевизору и видим, как реагируют люди, увидевшие, например, труп или истерзанного человека. В лучшем случае крик, ужас, в худшем – потеря сознания. Наверно, так нас запрограммировала природа. В медицине даже есть тест на профессиональную пригодность – если ты не сможешь справиться с собой при виде раны, человеческой крови – тебе нельзя быть врачом. Теперь представьте состояния тысяч солдат и офицеров, которым приходилось видеть изувеченные человеческие тела после каждого боя. Наверно, эта одна из причин того, что людей-инвалидов войны стали изолировать. В «Песне низкорослого человека» поэт Борис Слуцкий очень точно передает состояние инвалидов Великой Отечественной. Девушка, эй, постой! Я человек холостой. Прохожая, эй, постой! Вспомни сорок шестой. Из госпиталя весной на перекресток пришел ночной. Ограбленная войной тень за моей спиной. Влево пойти – сума, вправо пойти – тюрьма, Вдаль убегают дома... Можно сойти с ума. Асфальтовая река теплая, как щека. Только приляг слегка – будешь лежать века. О времени том – молчок! Завод устоять помог. Мне бы только станок – выточить пару ног. Давно утихли бои. Память о них затаи. Ноги, ноги мои! Мне б одну на троих. Осенью – стой в грязи, зимою – по льду скользи... Эй, шофер, тормози! Домой меня отвези. Дома, как в детстве, мать поднимет меня на кровать... Кто придумал войну, ноги б тому оторвать! (Б.Слуцкий) Второй не маловажной причиной стало их неконтролируемое поведение: оказавшись один на один с бедой, многие не выдерживали и спивались. Но если подвыпивший человек все таки донесет себя домой, то калека часто падал там, где пил. Чтобы добыть себе деньги на выпивку они попрошайничали, пели по вагонам душераздирающие песни, вызывая жалость у пассажиров. Сидит солдатик, нога культей, а сверху солнце дарует зной. Ему кидают: кто рупь, кто медь. А он с гармошкой и надо петь. Идет старушка, ведет мальца. Растет мальчонка, но без отца. Остановился, пятак подал. Спросил солдата: «Ты папку знал? Он был солдатом, он был герой. Он похоронен в земле чужой». Солдат отставил свою гармонь, обняв мальчонку, ему в ладонь Вложил с улыбкой два леденца. «Конечно, братец, я знал отца. С ним пол-Европы я прошагал. Вручал награды нам генерал. Ты помни батю, держись, сынок. Я жив остался, зато без ног». Вновь зазвучала гармошка в лад. Пел громко песню свою солдат О том, что все он отдал войне, семья сгорела его в огне… Ведущий. Как решалась судьба искалеченных войной людей в победившей фашизм стране? Большая часть вернулась домой и нашла себя в мирной жизни: учились, работали, приносили пользу обществу. Примерами таких судеб могут стать слепой поэт Э.Асадов, безрукий председатель колхоза Орловский, безногий летчик А.Маресьев. Воздушный десантник Михаил Кокеткин в результате тяжелого ранения лишился обеих ног. Но не смирился с инвалидностью, окончил институт и долгие годы работал в Центральном статистическом управлении РСФСР. За героизм на фронте был награжден тремя орденами, за мирный труд у него тоже орден – «Знак почета». Борис Милев потерял на войне руки, но не смирился с судьбой инвалида. Сидеть без дела он не мог, научился печатать на машинке ногами и много лет трудился, выполняя машинописные работы. Они были примером мужества, стойкости, железной воли, которая помогала им преодолеть свое искалеченное тело, подчинить его своим интересам и жить дальше, принося пользу себе и обществу. Может быть и Вам рассказывали о таких героях. (Участники делятся материалами.)Но было бы неверным утверждать, что общество отвернулось от таких людей. «Его звали Зулин Николай Евсеевич. После войны у него осталась одна рука, к тому же левая, да еще жена с четырьмя детишками. До войны он плотничал и столярничал, при надобности мог заменить и бондаря. Главное - лучшего плотника на селе нельзя было сыскать. Ранило его двумя разрывными пулями. Одна угодила в правую пятку и оттяпала ее начисто. Другая – в правую руку. На операционном столе просил, умолял сохранить ее, не отрезать. Хирург сумрачно молчал, потом погрузил солдата хлороформом в глубокий сон. Когда пришел в себя – правый рукав рубахи пустой, свешивался с кровати. Все понял. Теперь предстояло натренировать левую так, чтобы она действовала, как полагалось бы действовать правой. Женщины-солдатки давно овдовевшие, наблюдая за косарем, завидовали Зулиной жене. Были бы они наблюдательней, то верно, заметили бы, каких нечеловеческих усилий стоило такое занятие инвалиду. Пройдя один ряд, он падал в траву замертво, корчась от невыносимой боли во всем точно бы жестоко избитом теле. Труднее всего ему давалось столярное дело. Войдет в мастерскую на рассвете и не возвращается оттуда до вечерних сумерек. А вернется, не узнать: лицо осунулось, почернело, глаза глубоко запали, в них бесконечная тоска, а бывало что, и слезы. Однажды он принес и поставил на стол табуретку и, глядя на свое детище, спросил: – Ну, как? Он глядел на жену и детей со страхом и мольбой, как на суровых судей. Жена ничего не сказала. Заплакала. Табуретка была груба, уродлива. Но Зулин в эту минуту был самым счастливым человеком. Потом он сделал рамку для фото, несколько новых оконных рам для школы и даже венский стул. Но со временем левая рука Николая стала сдавать, не выдерживала двойной нагрузки. Она не могла держать топор больше трех минут. – Не могу больше, в пору кусок до рта донесть, только кто мне заработает на этот кусок? Три дня жестоко пил, мстя собственной немочи и заглушая душевную боль. На четвертый пошел в правление. – Что мне делать? – Почтальоном хотим тебя, Зулин, определить. – А другого ничего не придумали? – А ты охолонь, маленько. Знаешь, как в старину почтальона величали? Почтмейстер! Почтовых дел мастер! Ранее ты был по столярному делу мастер, теперь – по почтовому. Первые дни тяготился новой должностью, стыдился ее. Почту разносил, когда стемнеет, шумно воевал чуть ли не в каждом подворье с собаками, пока те не привыкли к новому почтальону. Потом привык, а со временем почувствовал радость от этого дела. Он наперед знал, какую – добрую, худую ли весть несет он в своей старенькой сумке, предварительно прочитывал их, но делал это из гуманных соображений. Он представлял себя связным между человеческими сердцами. Вдруг он несет плохую весть? Человеку плохо станет, с горя наделает глупостей. А тут мудрый человек рядом, подскажет, посочувствует, поможет…». (М.Алексеев «Хлеб – имя существительное») Убедились, что в такой ситуации, нужно было простое человеческое участие и сила воли самого человека. Ведущий. Медицинский персонал, десятки и сотни простых людей проявляли милосердие к израненным людям. Он – глухой и немой. Он не помнит себя. Он из леса приполз. Где друзья? Где семья? Потерял он и память и речь. Слух пропал. Документы пропали, иль сам закопал? Где родные, товарища, односельчане? Как в могиле, вокруг – гробовое молчание. Из какого он выбрался – к свету-холма? В нем Война поселилась, как вечная тьма. Ни фамилии нет, и не имени нет. Для детей из лимана у Черного моря Возит в тачке лечебную грязь в санаторий. Дети рядом играют, и им невдогад: Перед ними – живой Неизвестный Солдат. Ни седой военком и ни врач-психиатр Не узнали, какой его «выплюнул» ад. Приезжал сюда Яков Захаров – поэт, Напечатал заметку о нем и портрет Неизвестного воина в «Красной звезде», И откликнулись все, прочитали везде – Города и станицы, республик столицы – В санаторий слетаются письма, как птицы. «Сын погиб на войне, он похож на него», «Неизвестный похож на отца моего», «Если даже не брат, все равно мы возьмем, Как пропавшего брата примем в свой дом». Ах, какая святая душа у народа! И добра, словно мать! Велика, как Природа! Приезжали, спешили, боясь опоздать, Чтоб увидеть его, чтоб его опознать. …И узнала его настоящая Мать. Коллектив санатория и военком Распрощались с контуженым фронтовиком. Неизвестный Солдат возвратился к родным, Все глазами сказал – не актер, и не мим, Он еще оставался глухим и немым, Но могилу уже разомкнули над ним. (М.Львов) Чтобы выстоять, несмотря на искалеченное тело, они старались всеми силами быть полезными обществу. Вышел парень, невзрачный с виду, и сказал, подождав тишины: – Выступает хор инвалидов Отечественной войны... Перед тем как они запели, над дорогами всей земли Прогремели и проскрипели самодельные костыли... Песня, песня! Сколько тоски, сколько горя в ней и тревоги! И несут эту песню в дороге балалаечник без руки И танцор, потерявший ноги. Песня, песня! Сквозь клубы пыли Над просторами всей земли увидали рассвет – слепые, И глухие – слух обрели. И над солнцем, в потоках света, Стали черные руки видны... Стой! Замри! Не вращайся, планета! Выступает память войны. (В. Фирсов) Многие семьи искали своих родных и забирали их домой, чтобы ухаживать за ними до конца их дней. Это тоже было мужество и исполнение великого долга перед победителями. Третий год у Натальи тяжелые сны, третий год ей земля горяча – С той поры как солдатской дорогой войны муж ушел, сапогами стуча. На четвертом году прибывает пакет. Почерк в нем незнаком и суров: «Он отправлен в саратовский лазарет, ваш супруг, Алексей Ковалев». Председатель дает подорожную ей. То надеждой, то горем полна, На другую солдатку оставив детей, едет в город Саратов она. А Саратов велик. От дверей до дверей как найти в нем родные следы? Много раненых братьев, отцов и мужей на покое у волжской воды. Наконец ее доктор ведет в тишине по тропинкам больничных ковров. И, притихшая, слышит она, как во сне:– Здесь лежит Алексей Ковалев.– Нерастраченной нежности женской полна, и калеку Наталья ждала, Но того, что увидела, даже она ни понять, ни узнать не могла. Он хозяином был ее дум и тревог, запевалой, лихим кузнецом. Он ли – этот бедняга без рук и без ног, с перекошенным, серым лицом? И, не в силах сдержаться, от горя пьяна, повалившись в кровать головой, В голос вдруг закричала, завыла она:– Где ты, Леша, соколик ты мой?! – Лишь в глазах у него два горячих луча. Что он скажет – безрукий, немой! И сурово Наталья глядит на врача: – Собирайте, он едет домой. Не узнать тебе друга былого, жена,– пусть как память живет он в дому. – Вот спаситель ваш,– детям сказала она,– все втроем поклонитесь ему! Причитали соседки над женской судьбой, горевал ее горем колхоз. Но, как прежде, вставала Наталья с зарей, и никто не видал ее слез... Чисто в горнице. Дышат в печи пироги. Только вдруг, словно годы назад, Под окном раздаются мужские шаги, сапоги по ступенькам стучат. И Наталья глядит со скамейки без слов, как, склонившись в дверях головой, Входит в горницу муж – Алексей Ковалев – с перевязанной правой рукой. – Не ждала? – говорит, улыбаясь, жене. И, взглянув по-хозяйски кругом, Замечает чужие глаза в тишине и другого на месте своем. А жена перед ним ни мертва, ни жива... Но, как был он, в дорожной пыли, Все поняв, и не в силах придумать слова, поклонился жене до земли. За великую душу подруге не мстят и не мучают верной жены. А с войны воротился не просто солдат, не с простой воротился войны. Если будешь на Волге – припомни рассказ, невзначай загляни в этот дом, Где напротив хозяйки в обеденный час два солдата сидят за столом. (Л.Ошанин) Как Вы оцениваете этот поступок женщины? (Участники рассуждают). Знаете ли Вы примеры подобных поступков сегодня с больными-инвалидами? Но многие калеки не хотели возвращаться домой, не желали быть обузой своим семьям, а многим и некуда было возвращаться. Их были сотни тысяч, потерявших семьи, жильё, никому не нужные, без денег, без работы, зато увешанные боевыми наградами. Среди них была популярной такая песня. Ты не жди меня с поля войны. Нет, не умер я, к сожалению: Ноги отняты, пули в груди, навсегда обречён на мучения. Ты не жди меня и не ищи: не хочу я с тобою встречи, Не хочу, чтобы очи твои ужасались, как я искалечен. Ты забудь обо мне, прошу: нет красавца уже на свете, Лишь обрубок один на полу – недобиток в ремённом корсете. Не ищите меня, не хочу быть обузой тебе и детям, Потому, что безумно люблю Вас на этом жестоком свете…. Какова была их судьба? Куда подевал народ таких калек-победителей? В одно время существовало мнение и оно подкреплялось какими-то фактами, что таких калек попросту убрали с глаз долой, чтоб «не портили вид городов, улиц, вокзалов»! (Реагируют на это заявление.) Давайте попытаемся найти ответ на это явление в жизни страны. Мы изучили«Доклад МВД СССР в Президиум ЦК КПСС о мерах по предупреждению и ликвидации нищенства»20.02.1954 Секретно В ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС товарищу МАЛЕНКОВУ Г.М. товарищу ХРУЩЕВУ Н.С. «МВД СССР докладывает, что, несмотря на принимаемые меры, в крупных городах и промышленных центрах страны все еще продолжает иметь место такое нетерпимое явление, как нищенство. За время действия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1951 года «О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами» органами милиции в городах, на железнодорожном и водном транспорте было задержано нищих: во 2-ом полугодии 1951 года – 107 766 человек в 1952 году – 156 817 человек в 1953 году – 182 342 человека. Среди задержанных нищих инвалиды войны и труда составляют 70 %, лица, впавшие во временную нужду, – 20 %, профессиональные нищие – 10 % и в их числе трудоспособные граждане – 3 %. Приведенные данные не свидетельствуют о действительном количестве нищенствующих в стране, так как многие из них задерживались органами милиции по нескольку раз. Органы социального обеспечения и местные Советы депутатов трудящихся не уделяют должного внимания работе по предупреждению и ликвидации нищенства, плохо занимаются устройством нищих в дома инвалидов и престарелых, их трудоустройством, а также делом определения им пенсий и патронирования. Так, из числа задерживаемых нищих по г.г. Москве, Ленинграду и Ростову трудоустраивается и помещается в дома инвалидов и престарелых не более 2–3 %. Одной из основных причин неудовлетворительного устройства нищих является отсутствие достаточного количества домов для инвалидов и престарелых и интернатов для слепых инвалидов, строительство которых, предусмотренное Постановлением Совета Министров Союза ССР № 2590–1264с от 19 июля 1951 года, идет крайне медленно, а ассигнуемые на это средства ежегодно не осваиваются. Из 35 домов инвалидов и интернатов, строительство которых должно было быть закончено в 1952 году, на 1 января 1954 года построено лишь 4 дома». Ведущий. Какой вывод можно сделать из этого документа? (Участники высказывают свое мнение, пытаются анализировать.) Верно, с одной стороны калеками не занималось вплотную государство: не хватало средств, страна восстанавливалась после тяжелой войны. Процесс социальной помощи в первые послевоенные годы неразрывно связан с задачами государства по подъему и восстановлению пострадавшей экономики. Все силы были брошены на создание в первую очередь детских приемников-распределителей, которые занимались жизнеустройством детей-сирот. С другой – социальные службы не имели опыта и средств для работы с таким количеством искалеченных людей. По документу видно, что не было приказа всех поголовно помещать в интернаты. В мае 1946 года организуется Министерство социального обеспечения. Преобладающим в его деятельности становится проблема инвалидизма. Многие люди, вернувшиеся с войны инвалидами, фактически потеряли свои профессии. Органы социального обеспечения развернули работу по их переучиванию. За 10 послевоенных лет путем курсового, бригадного и индивидуального обучения только в республике Беларусь было подготовлено 16 тыс. специалистов. Тех же, кто побирался, просил милостыню, не имел жилья – «ссылали» в специнтернаты. Их собирали за одну ночь со всего города специальными нарядами милиции и госбезопасности, отвозили на железнодорожные станции, грузили в теплушки типа ЗК и отправляли. У них изымали паспорта и солдатские книжки – фактически их переводили в статус ЗК. Одним из мест, куда привозили калек, стал остров Валаам. Здесь в 1950 г. был организован Дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны. На приютившем их острове поселились бывшие фронтовики со всей Карелии, оставшиеся без родных и близких, потерявшие руки, ноги, слух, зрение. Сюда же приезжали с разных концов страны, нередко не менее обездоленные войной люди, для формирования состава обслуживающего персонала. И для тех и для других Валаам стал второй родиной. По воспоминаниям очевидцев, это было очень грустное зрелище. Зачастую в одной корзине (!) жили по два безногих человека. Находясь в холодных помещениях, практически без ухода, многие ветераны спивались, умирали. Дом-интернат для инвалидов и престарелых стал чем-то вроде социального лепрозория – там, как и на Соловках времен ГУЛАГа, содержались в заточении «отбросы общества». Их иногда выносили подышать свежим воздухом и подвешивали на веревках на деревьях. Иногда забывали и они замерзали. Это были в основном 20-летние ребята».... В интернате были и очень тяжелые инвалиды, так называемые «самовары» – без рук и ног, они не хотели возвращаться домой – и семья получала либо извещение о «без вести пропавшем» или похоронку, человека вносили в списки погибших. А он – абсолютно беспомощный жил на Валааме, и имя его было известно только на острове. Настоящий герой понимал, что в таком состоянии – без рук, ног, слуха и речи, для родственников он будет тяжелейшей обузой. И он остался в интернате. Ведущий. Считаете ли вы, что это было преступление сталинского режима переселение таких инвалидов в дома-интернаты по всему СССР? (Участники делают выводы.) Нищенствуя, такие люди, прежде всего, вели асоциальный образ жизни. Да, общество не позаботилась о них. Да, они фронтовики. Но в большинстве своем – это уже спившиеся люди. Часто те, кто нищенствовал – у них не было ни жилья, ни ухаживающих за ними родственников, ни любимого дела и если бы их не отправляли в интернаты, они бы умерли под забором. Поэт Дмитрий Ковалев нам даст подсказку своим стихотворением: На роликах полчеловека…Кто б не подумал про себя: «Уж лучше смерть, чем быть калекой…». А он берет сынка, любя, а он работает в артели. А, наработавшись, не прочь жене в ее домашнем деле с нехитрой шуткою помочь. Уже воюя не с врагами, вдове он с пенсией помог. Другой бы столько и с ногами Не выходил, как он без ног. Но только, упаси Вас боже, Друзья мои, от одного: неосторожно боль тревожа, Задеть при нем беду его. Быть может, мы и не заметим, Как сразу постареет он…Ведь он и счастлив только этим, что от других не отделен! (Участники размышляют.) Ведущий. Обеспечить им лечение, заботу и уход – вот была задача государства. Но она плохо решалась в те трудные послевоенные годы. Как только нашлись средства на выполнение этой задачи, ее претворили в жизнь, к сожалению, слишком поздно для некоторых. Может быть, можно было сделать что-то лучше (выделить жилье, трудоустроить), но видимо не было возможности? Располагая сегодняшними средствами, можно было бы решать их судьбу и по-другому, но это было тогда – в тяжелое для страны время. Ведь их не в рабство сдали, и не на улице оставили, как теперь некоторые сдают своих детей и родителей-инвалидов, а обеспечили победителей жильем и питанием. Или все-таки государство сделало непростительную ошибку, приняв такое решение? (Рассуждают.) Ведущий. А как решала эту проблему поверженная Германия, солдаты и офицеры которой также пострадали от военных действий? Ведь существует мнение, что от них попросту избавились физически. Это неправда! Расправлялись с помощью суда лишь с теми, у кого были руки в крови, со службами гестапо и СС. Остальные получали пособия, льготные пенсии. Я предлагаю Вам порассуждать над интересным открытием поэта. Вспомним античность, скульптуры красавиц, которых исковеркало время. Среди них есть богиня Победы – Ника. Считают, что у тебя, богиня Победы, и голова была и руки, а в руках – Венок для Победителя, для трофеев – шест. Считают, что у тебя, богиня Победы, и ноги нераздробленны были, И крылья неисцарапаны. Считаю так. Считают и не видят, Что ты и есть такая, какою быть может только ПОБЕДА! (С.Омельчук) (Участники должны придти в ходе рассуждения к выводу, что война всех метит, что настоящие воины и не могли быть неискалеченными.) Ведущий.Да, материал, который мы с Вами обсудили, вызывает шок, но и учит нас, современных людей многому. Давайте задумаемся как они себя чувствуют среди нас? Как мы к ним относимся? И что сделать, чтобы они ощущали себя полноценными членами общества? Давайте вспомним, кого сегодня называют инвалидом? Инвалид – человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Присвоение статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот, получение выплат, ограничения в дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства. Инвалидность – не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены: 1) медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях. Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов. Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в Беларуси, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными. 2) Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности, в том числе и людей с различными ограничениями. Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами. Что мы можем наблюдать в нашей стране и в наших странах-соседках по сравнению с западными странами? У нас, порой к инвалиду относятся как к прокаженному, как к человеку, которого нужно обойти, не заметить, а в лучшем случае посочувствовать. Правительство старается им помогать, но в полной мере эта система не развита и от этого страдают люди. В то же время в странах Запада инвалид – полноправный член общества, защищенный и морально, и материально. Среди них есть личности с разными дефектами, недугом, которые приносили неоценимый вклад в развитие социума. Например: 1. 32-й президент США (1933-1945) Франклин Делано Рузвельт (заболел полиомиелитом в 1921); 2. Певец и композитор Иэн Дьюри (Ian Dury) (Великобритания, 1942-2000); 3. Композитор Людвиг ван Бетховен (потерял слух с возрастом); 4. Музыкант Стиви Уандер (США, слепота); 5. Джазовый пианист Маркус Роберте (Marcus Roberts) (слепота); 6. Музыкант Рэй Чарльз (США, слепота); 7. Барабанщик группы Def Leppard Рик Аллен (Rick Allen) (потерял левую руку в автокатастрофе); 8. Активист-правозащитник Елена Келлер (слепоглухота); 9. Активист-правозащитник Валерий Фефёлов (паралич вследствие травмы позвоночника); 10. Актриса Сара Бернар (потеряла ногу в результате травмы при падении); 11. Актриса Марли Матлин (глухота); 12. Кристофер Рив, американский актер, сыгравший роль Супермена, получил паралич после падения с лошади; 13. Ученый, общественный деятель Александр Суворов (слепоглухота); 14. Летчик Алексей Маресьев (потерял обе ноги после крушения самолета во время Великой Отечественной войны); 15. Ученый физик-теоретик Стивен Хокинг (паралич); 16. Художник Егор Беляков (был лишен рук до локтей) 17. Поэт Эдуард Асадов (потерял зрение на войне). 18. Комсомолец Павел Корчагин (потеря зрения и паралич). Во-первых, мы должны большим с уважением относиться к инвалидам Великой Отечественной войны, быть готовыми оказывать им посильную помощь. Во-вторых, мы обязаны быть милосердными к любому искалеченному человеку и, главное, поддерживать его в жизни. В-третьих, мы должны помнить, как умели преодолевать жизненные трудности инвалиды Великой Отечественной войны и учиться у них твердости, несгибаемости, умению победить любые испытания, посылаемые нам судьбой. В завершении нашей шокотерапии мы можем сделать вывод о том, что от инвалидов отворачиваться нельзя, так как они такие же люди, как и мы. Все зависит от нас, мы должны идти друг другу на встречу и тогда в нашем обществе будут царить любовь, понимание и помощь. Список использованной литературы. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в двенадцати томах. Под ред. Свиридова Н.В. и др. М.: Современник. 1984г. Смирнова, Р.А. Мир инвалида глазами социолога / Р.А. Смирнова. – Минск : Белорусская наука, 2006. – 219 с. 62. ЭСТАФЕТА Эстафета –(фран. Astafette) – срочное сообщение, передаваемое сменяющими друг друга нарочными, в спорте – прохождение определенного расстояния спортсменами, сменяющими друг друга в пути и передающими какой-нибудь предмет. Как форма организации воспитательной деятельности, эстафета предусматривает некое действо, когда один за другим идет демонстрация чего-то, или по нарастанию сменяется информация, или предъявляются какие-то интересные результаты творчества. Эстафета может носить элемент спортивной игры, когда учитывается, кто скорее «доставил» информацию, преодалел препятствия интеллектуального содержания. |