Сочинение В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. В человеке все должно быть прекрасно: и ли. Учебное пособие Гродно 2016 ЮрСаПринт удк 374. 32 Ббк 44 п 85 Рецензенты Белокоз Е. И. кандидат педагогических наук
Скачать 3.38 Mb.
|
Тема. «Любите ли Вы театр?» Актуальность.Значение этого вида искусства в развитии личности нет смысла раскрывать. Однако все меньше подростков предпочитают провести свое свободное время в театре, знакомстве с современными пьесами, режиссерами. Как результат мы наблюдаем эстетическое невежество, нравственную глухоту подрастающего поколения, которая мешает и только обществу и им самим. Цель и задачи. Приобщать к театральному искусству, пропагандировать знание театрального репертуара не только своих театров, но и известных театров страны, развивать эмоциональную отзывчивость подростков к восприятию произведений искусства,учить школьников видеть и чувствовать выразительность и неповторимость богатства и разнообразия сценического искусства, попробовать себя в этом виде творчества. Участники.Учащиеся 8-9 классов. Оформление и оборудование. Карточки с надписями продуктов: семечки, мороженное, червивое яблоко, костлявая рыба, спелый арбуз, спагетти, картошка в мундире, растаявшая конфета; элементы разнообразной одежды: юбки блузки, шорты, чепчики, косынки, шляпки, тапки, босоножки, сапоги, ремни и т.д.; карточки с заданиями: «на улице минус сорок, а вы стоите босиком»; «вы жуете горячую картошку»; «вы оратор, которого слушает человечество»; «вы работник милиции, составляющий протокол»; «вы священник, читающие проповедь в церкви»; «вы участник концерта, работающий без микрофона в большом зале». Подготовительная работа. Данное шоу рекомендуется проводить Ко Всенародному дню театра 27 марта. Для этого: предложить подросткам провести театральное шоу; подобрать группу студентов или старшеклассников, желающих помочь в организации данного мероприятия; отобрать необходимый материал; написать сценарий, распределить роли ведущих; подготовить необходимую аппаратуру; оформить зал, придумать тексты приглашений на театрализованное шоу, пригласить специалистов по вокалу, риторике, режиссуре для участия в жюри; сообщить участникам о предстоящих конкурсах; подготовить вопросы по истории, как мировых, так и национальных театров; попросить трех человек выступить с анонсом пьес, идущих в театрах; подготовить сувениры участникам конкурсантам. продумать между конкурсами выступление со своими номерами артистов, которых стоит пригласить из областных или республиканских театров. Ход проведения театрализованного шоу. Ведущий.Здравствуйте наши дорогие гости! Любите ли вы театр? Ведущая. Мы рады приветствовать всех ценителей театрального искусства. Ведущий. Надеемся, что время, которое мы с вами вместе проведем, пойдет нам всем на пользу. Познакомьтесь с программой нашего шоу. (Объявляют.) Ведущая. Начнем с викторины: Знаете ли вы историю театра? Вопросы могут быть, например, такими: 1. По сценической выразительности, какие выделяют театры? (Драматический, оперный, балетный, оперетта, пантомима, миниатюра, театр кукол, эстрады, антрепризы.) 2. Кто такие скоморохи? (Народные актеры, выступали как музыканты, певцы, исполнители сценок, дрессировка животных, акробаты, кукольники.) 3. Когда и где возник на Беларуси школьный театр? (В братских школах Беларуси во второй половине ХУШ века. Там ставились интермедии.) 4. На основе какой актерской труппы возник первый белорусский профессиональный театр? (Труппа Ивана Буйницкого.) 5. Как расшифровываются аббревиатуры БГТ -1, БГТ - 2? (Белорусский государственный театр им. Я. Купалы; Белорусский государственный театр им. Я. Коласа.) Ведущий. Вы справились с этим заданием, и теперь вопрос посложнее. Ведущая. Отгадайте, кому принадлежат эти высказывания о театре. 1. «Театру нужно то, что просто и стильно, без завитушек». (А.С.Пушкин,Л.Н.Толстой, Вини Пух). 2. «Театр – счастливец, он и в дни мира, и в дни войны, в дни голода и урожая и в дни революции и в дни мира оказывается нужным и наполненным». ( К.С.Станиславский, А.Пугачева, Смешарики). 3. «Я терпеть не могу шекспировских пьес, но Ваши еще хуже.» (Н.Толстой –А.П.Чехову; Шапокляк – Чебурашке; И. Шамякин – П.Бровке) Ведущий. С этим заданием совместно справились. В театре множество профессий – сценарист, режиссер, осветитель, музыкант, костюмер. Но, пожалуй, центральное место в нем отводится артисту. Конкурс «Жующий человек». Ведущая. Великий русский артист М.С.Щепкин так серьезно указывал молодым актерам: «Театр для актера – храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь – все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон». Ведущий. Мы специально так ответственно настроили наши молодые таланты, которым предстоит состязаться в актерском умении. Актеры меняют личины: костюмы, походку и нос; Сыграет дородный мужчина девицу и даже насос, Сыграет купца, полководца, громилу, монаха, коня И, если уж очень неймется сыграют тебя и меня; Сыграет владык всемогущих. Сыграет разлуку и боль… А нам остается лишь крикнуть: «Виват! Ты наш бог и король!» Ведущая.Наш конкурс называется «Жующий человек». Для актера бывает немаловажным разыграть пантомимический беспредметный этюд. Сейчас нашим участникам предлагается съесть предмет так, что бы всем сразу стало ясно, что вы едите. Каждый участник получает карточку с теми «продуктами» (их по три у каждого), которые ему необходимо «съесть». Ведущий. Под звуки музыки вы начинаете «есть свою еду», по сигналу: «Предмет сменяется», вы переходите ко второму, и так же к третьему блюду. (Звучит музыка, участники показывают свои пантомимы. Едой может быть: семечки, мороженное, червивое яблоко, костлявая рыба, спелый арбуз, спагетти, картошка в мундире, растаявшая конфета.) Ведущая. Отлично, вы аппетитно ели, что я тоже захотела перекусить. Ведущий. Известная фраза «Театр начинается с вешалки» мы немного перефразировали для следующего конкурса: «Театр начинается с костюма». Ведущая. И здесь нам пригодится фантазия. Вообще: «Люди без фантазии никогда и ничего не создадут, большого, ценного и нового. Они сухи и скучны, только наполовину живут. Человек с фантазией живет сто жизней сразу. Он умеет жить за себя и за других, в прошлом и будущем», – подметила женщина-дипломат А.М.Коллонтай. Нашим конкурсантам понадобится фантазия для создания художественного образа с помощью костюма. Ведущий. Его Вы приготовите из предложенного подспудного материала. Не обессудьте, чем богаты, тем и рады. Но у Вас – богатая фантазия! Дерзайте! (Участники удаляются в другую комнату и готовят там костюмы, указанные на карточках. Это могут быть такие, например, персонажи: Баба Яга, Морозко, Купалинка, Нестерка, Леший, Карлсон, Пеппи -Длинный чулок.) Ведущая. Вот уж действительно, без фантазии нет искусства! Какие изобретательные костюмы нам представили участники. Мы словно побывали с Вами на утреннике или первой сказке. Кстати, большинство из нас познакомилось с театром в дошкольном возрасте и, скорее всего, на театрализованном представлении какой-нибудь сказки. Эти воспоминания незабываемы. Пока артисты переодеваются, мы с вами вспомним свои первые впечатления о посещении театра. (Зрители делятся своими впечатлениями.) Ведущий. Великая актриса Сара Бернар утверждала: «Велик тот артист, который заставляет публику забыть о деталях». Наш следующий конкурс «Манекены» выявит такого артиста. Ведущая. Нашим участникам предлагается представить такую ситуацию: хулиганы в магазине одежды разбили витрину и испортили все манекены. Администрация этого магазина обратилась в театр за помощью, попросив постоять актеров в витрине вместо манекена и застыть в различных позах. Ведущий. Вы хорошо справились с этим заданием. Но артистизм будет проявляться не в этом. Пока наши артисты стоят в витрине, привозят новые манекены и их начинают менять местами, переодевать. Ваша задача: продержаться в выбранной позе, не смотря ни на какие обстоятельства. Помните, велик тот артист, который заставляет публику забыть о деталях! (Звучит музыка, появляется группа студентов, желательно посильнее. Они фантазируют: перетаскивают «манекены», надевают на них верхнюю одежду, возможно, составляют целую композицию из нескольких участников конкурса.) Ведущая. Права была ДжейнФонда: «Всю жизнь актер занимается тем, за что в принципе сажают в сумасшедший дом». Ведущий. Ты намекаешь, что все, что мы сейчас увидели, похоже было на… Не согласен, просто для многих наше задание оказалось сложным испытанием. Ну что ж, великих артистов и в мире немного. На то они и великие. Но мне хотелось бы отметить, как замечательно работали «рабочие», продемонстрировав свое актерское мастерство. О них верно говорит американский актер Л. Баррет: «Актер подобен скульптору, ваяющему статую из снега». Ведущая. А мы обращаемся к зрителям. Конкурс для них. «Афиша». Назовите, пожалуйста, какой репертуар наших театров в этом театральном сезоне. Ведущий. Выиграет тот, кто назовет как можно полнее этот список. А мы посмотрим, насколько наши зрители являются театралами. (Зрители пытаются вспомнить, какие спектакли они смотрели.) Ведущая. Мы откроем Вам секрет, организаторы этого конкурса боялись, что аудитория не справится с данным заданием. Как приятно, что мы ошиблись. Наши зрители по настоящему любят посещать спектакли наших театров. Ведущий.Вспомним утверждение Фаины Раневской: «Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шахматы. А на сцене нужно жить». Ведущая. Как это удастся у наших участников, покажет конкурс «Ситуация». Ведущий. Для актера важно умение читать стихи. Но вот прочитать их с определенной интонацией не просто. Участники должны прочитать отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», «У лукоморья дуб зеленый» в предложенных ситуациях, которые указаны на карточках. (Можно использовать следующие ситуации – для каждого участника по две: на улице минус сорок, а вы стоите босиком; вы жуете горячую картошку; вы оратор, которого слушает человечество; вы работник милиции, составляющий протокол; вы священник, читающие проповедь в церкви; вы участник концерта, работающий без микрофона в большом зале.) Ведущая. Пока наши артисты готовятся, мы попросим зрителей выступить в роли критиков. Ведущий. Мне кажется, ты много хочешь от наших гостей. Театральный критик, как любят говорить они сами – это лицо, разъясняющее изумленному драматургу смысл его пьесы. Ведущая.Нет, мы обратимся к другому толкованию критики. Критика – это искусство, посредством которого критик стремиться разделить с художником его славу. Уподобимся американскому критику Джону Нейтену и попросим зрителей дать анализ любой просмотренной им пьесы так, чтобы нам всем захотелось бы ее обязательно посмотреть или сходить в театр еще и еще раз. (Это задание лучше подготовить заранее, попросив несколько человек продумать его еще до начала мероприятия. Это не значит, что зрители будут только их слушать, вполне может случиться так, что кто-то из зала с этим заданием тоже справится.) Ведущий. Какая начитанная, просвещенная, замечательная у нас публика! Я, конечно, немного льщу Вам. Но ведь публика любит, чтобы с ней обходились как с женщинами, которым говоришь лишь то, что им приятно слышать. А мы видим, что наши артисты уже готовы и мы можем начать конкурс «Ситуация». (Как правило, конкурсанты справляются с этим конкурсом. Но есть смысл обратить внимание жюри при его оценивании на разнообразие перевоплощения и фантазирование при владении текстом.) Ведущая. Какое удовольствие доставили наши конкурсанты зрителям. Давайте еще раз поблагодарим их за искрометные выступления. (Аплодисменты.) Мне кажется, нам всем стоит обратить свое внимание к театру. Для себя мы найдем там ответы на многие вопросы. Театр! Чем он так прельщает, в нем умереть иной готов, Как милосердно Бог прощает артистов, клоунов шутов. Зачем в святое мы играем, на душу принимая грех, Зачем мы сердце разрываем за деньги, радость, за успех? Зачем кричим, зачем мы плачем, устраивая карнавал, Кому-то говорим – удача, кому-то говорим – провал. Что за профессия такая? уйдя со сцены, бывший маг, Домой, едва приковыляя, живет совсем, совсем не так. Не стыдно ль жизнь, судьбу чужую, нам представлять в своем лице! Я мертв, но видно, что дышу я, убит и кланяюсь в конце. Но вымысел нас погружает туда, где прячутся мечты, Иллюзия опережает все то, во что не веришь ты. Жизнь коротка, как пьесы читка, но если веришь – будешь жить, Театр – сладкая попытка вернуться, что-то изменить. Остановить на миг мгновенье, потом увянуть как цветок, И возродиться вдохновеньем, играем! Разрешает Бог! (В.Гафт) Ведущий.А мне хотелось бы обратитьсяк словам нашего земляка Василя Быкова: «Талант, как известно, качество весьма неуловимое, летучее и изменчивое. Его нельзя проверить алгеброй, а можно – разве что трудом, произведением – окончательным результатом творчества». Ведущая. Мы еще раз убедились, насколько трудна и ответственна профессия актера и искренне порадовались удачам наших конкурсантов. Но победит сегодня окончательный результат творчества лучшего из Вас. Ведущий. Слово уважаемому жюри, они определят, кто из вас оказался на ступеньку выше на сцене, чем в жизни. (Идет подведение итогов, награждение победителей, даются некоторые советы неудачным выступлениям.) Ведущая. Любим ли мы театр? Сейчас уже это не актуальный вопрос. Театр – это не отображающее зеркало, а увеличительное стекло. В нем мы в художественном воплощении видим все достоинства и недостатки нашей жизни. С помощью театра мы учимся любить и ненавидеть, выходить из затруднительной ситуации, верить в чудодейственную силу всех человеческих чувств. Ведущий. Аплодисменты, друзья! Хотя говорят, что аплодисменты, как ответную любовь, можно лишь желать, вынудить ее нельзя. Но в нашем случае видно, что все зрителям пришлось наше действо по сердцу. Учитель.«Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой» – утверждал итальянский драматург, автор мемуаров о жизни театральной Венеции К.Гоцци. Действительно как много дает театр современному человеку. К сожалению, мы не самые постоянные зрители наших театров. Чтобы это исправить, нужно грамотно изучать и анализировать репертуар своих театров, сформировать привычку посещать спектакли, как своих театров, так и гастроли других театральных коллективов, следить за новинками драматургии. Давайте задумаемся над словами В.Шекспира: «Весь мир – театр, и все мы в нем актеры». Список использованной литературы. 1. Жук, Л.И. Театральные встречи /ред.-сост. Л.И.Жук – Минск, 2005. – 256 с. 2.Серов, В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений: более 4000 статей / Авт.-сост. В. Серов.- Минск. – Локид-Пресс, 2004. – 178 с. 3.Ткачева, О.В. Отмечаем праздники дома и на работе. / О.В. Ткачева. – Ярославль, 2008. – 322 с. 57. ТОК ШОУ Ток–шоу –(англ. talk– разговор, беседа) – одна из разновидностей свободного общения между участниками и ведущим, посвященная какой-нибудь теме. Данная форма проведения воспитательного мероприятия предполагает собой совместный разговор специалистов, заинтересованных людей, в ходе которой предлагается различная информация, дают свое заключение специалисты о личностных качеств или способностей молодежи с целью их формирования и развития. Действие классного руководителя или куратора начинается с создания или фиксации проблемной ситуации (противоречие между задачей и имеющимися в наличии знаниями и способами действий), затем идет постановка задачи, организация поиска вариантов ответов. Ведущему порой предстоит решать, как разжечь дискуссию и как поддержать и управлять разгоревшимся спором. Практики предлагают сегодня некоторые приемы обострения дискуссии, например, демонстрация «непонимания»: «Ваше определение неясно, уточните, пожалуйста», «Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду?» Этот прием побуждает участников еще раз уточнить свои идеи и доводы. Сомнение помогает отсеивать слабые, непродуктивные высказывания. «Так ли это?». Проблематизация – требование объяснения, доказательства «Что это все–таки значит?». Прием «Доведение до абсурда». В этом приеме ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы. Управляют разговором ведущие, имеющим право на остановку дискуссии. Поддержать и направить говорящих помогут приемы парафраз (повторение ведущим в сниженной громкости и замедленном темпе последних слов говорящего); акцентирование (из развернутого выступления говорящего повторяется та мысль в вопросительной интонации, от которой можно продолжать дискуссию в желаемом направлении; усиление – ведущий сопровождает рассуждения говорящего ободряющими усилиями. Тема «Подсевшие на игру» Актуальность. Что лучше страсть или холодный расчет? Когда человеку помогает страсть, при каких случаях она его губит – вот серьезные вопросы для разговора с молодежью. Последнее время в обществе с новой силой выявляется давняя проблема –игромания. Как не стать ее заложницей? Цель и задачи.Расширить представления молодежи о вредных воздействиях азартных игр на психику человека, развитие способностей контролировать свои желания и эмоции, формировать отрицательное отношение к азартным играм. Формировать знания о психологической основе желаний и эмоций, развивать навыки контроля желаний и эмоций. Возраст.Студенчество, 18-21 год. Место проведения.Учебная аудитория. Оборудование и оформление.Столы, стулья, лист бумаги и ручка у каждого студента, магнитофон, аудиозапись с текстом, в котором перечисляются музыканты погибшие из-за употребления наркотиков, календарики или открытки с изображением лошади. Продолжительность.Час 20мин. Подготовительная работа.Студентам сообщается тема предстоящего ток шоу, предлагается поразмышлять о том, что такое страсть, продумать свои желания, найти материал и изучить различные способы овладения и контроля эмоций. Ход проведения ток шоу. Ведущий. Добрый день, уважаемые участники. Я хочу напомнить вам строчки из песни известного кинофильма Э.Рязанова «Вокзал для двоих»: «Живем мы что-то без азарта, однообразно, как в строю, Не бойтесь бросить все на карту и жизнь переломить свою…» В то время эти строчки звучали, как призыв вырваться из повседневности, поверить в удачу, в возможность счастья. А в наше время эти слова звучат как страшная насмешка. Все больше людей отчаянно бросают все на карту, в прямом смысле ломая жизнь себе и близким, становятся рабами азарта. Сегодня мы поговорим о страстях и эмоциях. Ток-шоу мы посвящаем проблеме игромании. Информацию для обсуждения нам будут предлагать следующие специалисты: историк, журналист, социолог, врач. Мой следующий вопрос, ответ на который мне хотелось бы услышать именно от вас - как вы думаете, может, было бы проще и лучше, если бы страсть и желание в нашей жизни не существовали как таковые? (Рассуждают.) Верно, все люди бывают азартными, только у каждого азарт проявляется по-своему. Я напомню вам известные стихи Э.Асадова. Что такое счастье? Одни говорят: «Это страсти: Карты, вино, увлечения – все острые ощущения». Другие верят, что счастье – в окладе большом и власти, В глазах секретарш плененных и трепете подчиненных. Третьи считают, что счастье – это большое участие: Забота, тепло внимание и общность переживания. По мненью четвертых, это – с милой бродить до рассвета, Однажды в любви признаться и больше не расставаться. Еще есть такое мнение, что счастье – это горение: Поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета. А счастье, по-моему просто бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека. Ведущий. Да, без азарта человек становится скучным, вялым. На мой взгляд, азарт похож на молодую лошадь – порывиста, сильна, нетерпелива. Эту «лошадь» нужно оседлать, но не обессилить. Если лошадь слабая, нужно ее хорошо накормить, предоставить ей богатую, калорийную пищу, которая должна состоять из разнообразных жизненных впечатлений и положительных, и отрицательных. Без последних человек будет тепличным растением, ни на что не способным. Богатые впечатления рождают силу чувств, а сила чувств — силу желаний. Только сильное желание может привести Вас к осуществлению мечты. Прослушайте притчу, которая так и называется «Сила желания» (Можно попросить это сделать студента, владеющего искусством чтения художественных текстов.) Молодой человек пришёл однажды к мудрецу и спросил: – Господин, что я должен делать, чтобы обрести мудрость? Мудрец не удостоил его ответом. Повторив несколько раз свой вопрос с аналогичным результатом, юноша, наконец, ушёл, чтобы вернуться на следующий день всё с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя: – Господин, что я должен делать, чтобы стать мудрецом? Мудрец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошёл в воду, кивком пригласив юношу следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял молодого человека за плечи и держал его под водой, невзирая на попытки юноши освободиться. Когда же тот освободился и его дыхание выровнялось, мудрец спросил его: – Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего? Юноша ответил без колебаний: – Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха! – А не предпочел бы ты этому богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой? Не думал ли ты об этих вещах? – допытывался мудрец. – Нет, господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе, — последовал немедленный ответ. – Тогда, – сказал мудрец, – чтобы стать мудрым, ты должен желать мудрости с такой силой, с какой ты только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за неё вплоть до исключения всех других целей в жизни. Если ты будешь стремиться к мудрости с такой страстью, сын мой, ты обязательно станешь мудрым. (Обмениваются мнениями.) Ведущий. Так как же сделать так, чтобы не наши желания руководили нами, а мы желаниями. Я предлагаю разобраться в том, что же такое желание, и каким оно должно быть, и каким не должно, чтобы вести к счастью, а не к беде. (Ведущий пишет на доске: Человек должен понимать чего он действительно хочет.) А теперь я расскажу вам о своих желаниях, а вы попытаетесь понять, что же с ними не так, и ваши предположения мы будем записывать на доске. Я хочу стать Президентом. Возможно ли в принципе желание? Каковы его шансы на осуществление? Сколько сил оно потребует и готовы ли мы за него заплатить? (Студенты по очереди записывают на доске свои предложения.) Ведущий. Правильно, мечта должна быть реальна, должна соответствовать нашим возможностям, она должна быть мечтой, а не бесплотным желанием. Допустим, я страстно хочу, к примеру, чтобы зима в Гродно длилась не три месяца, а гораздо меньше... Представьте себе, чем бы все это обернулось: тающие ледники, мировой потоп. Может, лучше захотеть чего-нибудь другого? Например, поехать в теплые страны на неделю — другую? (Участники приходят к выводу, что нужно думать о том, к чему может привести исполнение нашего желания.) Ведущий. Специалисты доказали, что бесконтрольное удовлетворение мимолетных желаний рождает лишь неутолимую жажду. Сколько бы мы не пили воды в жаркий день, все равно не напьемся. Уж живот полон, а рот хочет еще и еще... Коллекционирование жизненных впечатлений лишь разжигает эту страсть. Бесконтрольность желаний и легкодоступность целей развращают человека. Нерон и Калигула спускались до адских миров, чтобы просто пощекотать себе нервы, взбудоражить застоявшуюся кровь. (Приходят к выводу: не следует каждую свою прихоть называть желанием.) Ведущий. Я очень люблю конфеты, я съедаю одну, другую, третью... После десятой, мне уже плохо. Когда мы пресыщаемся, нам не хочется вообще ничего. (Вывод: нужно помнить, оборотная сторона желания – пресыщенность Все выводы записывает на доске.) Ведущий. Напишите на бумаге свою мечту. Мечта должна быть четкой, а не расплывчатой и неопределенной, только тогда ее можно будет достичь. Я попрошу вас составить список своих основных желаний. Выделите три главных желания из множества эмоциональных порывов. Спросите себя - куда они вас приведут? Дадут ли они вам счастье и гармонию? Какому из этих желаний вы отдаете слишком много энергии и слишком часто идете у него на поводу? Какое, напротив, подавляете? Нужно ли это делать? (Студентам предлагается спрогнозировать положительный и отрицательный результат достижения задуманного.) Мы очень хотим чего-то добиться, что-то получить, но мы не рассчитали свои возможности, и достичь желаемого не удается, это вызывает раздражение на жизнь, на себя, мы пытаемся выдумать какие-то несуществующие препятствия, отгородиться от реальности, проблем, от жестокого мира, который отказывается нам помогать, кто чем: алкоголь, сигареты, наркотик. Ведущий. Мы поставили цель, четкую, продуманную, реальную, мы знаем, что делать, чтобы ее достичь. Каждое правильное действие приближает нас шаг за шагом к намеченной цели, мы это видим и радуемся, возникает чувство удовлетворения, а вместе с тем и желание сделать еще что-то большее. Предоставим слово историку. Историк. (Примерный текст.) Все люди азартные, только у каждого азарт проявляется по-своему. Одни азартно трудятся на даче, другие азартно смотрят футбол, третьи – читают книги, а некоторые с упоением играют в азартные игры. Азарт, в переводе с французского – увлечение, задор, запальчивость, излишняя горячность, горячая увлеченность какой-то деятельностью, воодушевление, энтузиазм» азарт просто необходим в спорте, в творчестве, но он может быть и разрушительным, приводить к трагедии. Страсть к игре – это древний человеческий порок. Говорят, что первые игральные карты появились в древнем Китае на рубеже второго тысячелетия до нашей эры. Через 400 лет карты и азартные игры пришли в Европу. Появились первые игральные дома, рулетки. Люди проигрывали состояния, умирали в нищете или накладывали на себя руки, совершали самые невероятные поступки, преступления. Журналист. Жертвы азарта – самые разные люди: мужчины, женщины, старики, дети. Финал у всех историй обычно один и тот же. Вот примеры: инженер проиграл крупную сумму денег, занял у друзей, чтоб отыграться и вновь проиграл, занял у знакомых, но и эта сумма осталась в казино, начались смертельные угрозы, пришлось продать квартиру, сейчас он живет в подвале, собирая бутылки. Учительница, 45 лет. Проиграла в автоматах 20 тыс. долларов, которые семья собирала 5 лет на строительство дома. Теперь нет ни дома, ни денег, и все равно она продолжает играть. Проигрывает, осознает свою проблему, на какое-то время перестает играть, а потом все начинается снова. Бизнесмен, 37 лет. Солидное дело, собственный офис в центре города, шикарный особняк, несколько машин, молодая красавица-жена. Однажды партнер по бизнесу пригласил его в казино, и он сразу выиграл довольно большую сумму денег. После этого начал регулярно играть. Сейчас у него нет ни машины, ни квартиры, ни бизнеса. Жена ушла, а сам он живет подворовывая, на вокзале с одной только мыслью – найти немного денег отыграться. (Студенты приводят примеры, рассказывающие о судьбах таких азартных людей. Звучит песня«Трус не сидит в казино» На мелодию песни «Трус не играет в хоккей») Шумит в ушах крутая музыка рулетки. Точней поставь на номер или на «зеро»! Кричи от радости или глотай таблетки Ведь все равно тебе опять не повезло. Суровый бой ведут тут фишки, карты, баксы. Крупье банкует. Всюду женщины, вино. Сюда не ходят просто хлюпики и плаксы – Трус не сидит в казино! Пусть в портмоне и нету долларов все чаще, Дома распроданы. Остались рвань и хлам, Сюда зовут и манят звонко и блестяще Огнями яркими плакатов и реклам! (Мухин И.) Врач.Патологическое влечение к азартным играм – игромания или лудомания(от лат. слова ludus –игра), – внесено в Международную классификацию болезней в разделе психических заболеваний. Биологическая природа игромании связана с «гормонами счастья», эндорфинами, которые вырабатываются в головном мозге. От концентрации эндорфинов зависит наше настроение и наши эмоции. Они вызывают состояние удовлетворения, радости. Любой азарт способствует выбросу эндорфинов. Возникновение зависимости происходит от того, что человек старается продлить состояние счастья, для чего снова и снова повторяет действия, приводящие к нему. Ведущий. По каким признаком человек может судить о том, что он попал в зависимость от игры? Врач. Вот типичные признаки игромании: 1. Поглощенность, озабоченность игрой (воспоминание о прошлых играх, планирование будущих ставок, поиски денег на следующую игру. 2. Сильное возбуждение во время игры, постоянное повышение ставки. 3. неспособность контролировать или прервать игру. 4. Чувство тревоги или раздражения при необходимости прервать игру. 5. Игра как способ убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии). 6. Попытка отыграться после проигрыша. 7. Обман близких с целью скрыть степень своей вовлеченности в игру. 8. Готовность пойти на преступление для финансирования игры. 9. Пренебрежение учебой, карьерой, семьей, друзьями ради игры. 10. Долговая яма – стремление занять деньги, чтобы расплатиться с долгами, вызванными игрой. Ведущий. Внимание на экран. Давайте посмотрим, каковы стадии развития болезни. (На экране высвечиваются стадии. Идет комментарий врача). Врач. По мнению врачей, эта страсть тяжелее наркомании, ей подвержен каждый 20-й житель постсоветского пространства. Одержимый игрок обычно проходит через 4 стадии: стадия выигрышей – игра от случая к случаю, мечты о выигрыше, возрастающие ставки, большие выигрыши; стадия проигрышей – игра в одиночку, уходы с работы, крупные займы, неоплаченные долги, перезаклады, ложь. стадия отчаяния – испорченная репутация, разрыв с семьей, друзьями, раскаяние, перекладывание вины на других, паника, потеря работы, незаконные действия; стадия безнадежности: чувство безысходности, мысли о самоубийстве и возможные попытки, алкоголь, эмоциональное крушение и симптомы безумия. Ведущий. Это очень тревожная для нас информация, потому что общество видимо тоже страдает от таких болезней. Юрист. Зависимость игры очень опасна для общества. Не в силах победить свою страсть и расплатиться с долгами, люди часто сводят счеты с жизнью. Жертвами игромании часто становятся семьи этих азартных людей, на которых «висят» их долги. Игровой бизнес очень прибыльный, он часто толкает на мошенничество со стороны их владельцев, настраивая автоматы так, что незначительный выигрыш приходится на одного из 500-600 играющих. Ведущий. Как же избежать эту проблему? Юрист. Лучше всего вообще запретить этот бизнес. Сегодня многие страны рассматривают эти предложения со стороны потерпевших людей. Ведущий. Сегодня, отмечают медики, появилась еще одна страсть, которая затягивает все больше и больше людей. Ее даже занесли в перечень заболеваний. Это Интернет-зависимость. Ее признаки: непреодолимое желание войти в Интернет; раздражительность; нарушение сна; снижение концентрации внимания; умственное или физическое истощение. Во всем мире медики бьют тревогу по поводу увеличения числа психических расстройств и психологических проблем на фоне зависания в компьютерном пространстве. Потому что, хотя и пребывают ярые пользователи в мире виртуальном, проблемы со здоровьем, семьей, учебой, карьерой у них появляются самые, что ни на есть реальные. Проблемы болезненной зависимости от компьютера не стоит оставлять внутри семьи. С ними можно и нужно идти к специалистам: к психотерапевтам – в поликлинику, к психологам – в центры психологической помощи. Врач. Самое главное, мне кажется, вовремя предостеречь молодежь от этой «заразы», научить тренировать в себе волевые качества, способные противостоять соблазнам, стараться найти себе интересное дело по душе: занятие спортом, туризмом, приобщиться к художественному, техническому, научному творчеству. Психолог. Представьте, что ваши слабости и пристрастия к играм вызывают у вас отрицательные эмоции. Воспринимайте отрицательное желание или эмоцию как некую постороннюю сущность, оболочку, не имеющую к вашему «я» никакого отношения. Смотрите на отрицательную эмоцию как на черную тучу, которая проплывает на расстоянии от вас. Вспомните ситуацию из прошлого, во время которой вы переживали радость или восторг. Например, когда вы объяснялись в любви и встретили ответное чувство. Или созерцали изумительную картину природы. Представьте ее как можно более четко, во всех возможных деталях, и мысленно перенеситесь в нее. Главное — это проникнуться психологической атмосферой этой ситуации, вспомнить энергию избранного чувства, пропустить его сквозь свою душу в чистом виде. Ведущий. Я думаю, что у Вас будет возможность попрактиковаться, хотя, надеюсь, что поводов будет как можно меньше. Прослушайте маленькую притчу, которая тоже возможно, заставит задуматься. «Бродя по склонам горы Тэй, Конфуций увидел Юнг-чи, идущего в одном халате, подпоясанном верёвкой, по вересковому полю, поющего и играющего на лютне. – В чём причина твоей радости, Учитель? — спросил Конфуций. – У меня много радостей. Из мириад созданий человек — самое благородное, а мне выпало счастье родиться человеком. Это первая моя радость. Многие, рождаясь, не проживают дня или месяца, не вырастают из пелёнок, а я уже прожил до девяноста лет. Это тоже радость. Для всех нищета является нормой, а концом — смерть. Придерживаясь нормы и дожидаясь конца, о чём ещё здесь тревожиться? – Прекрасно, — сказал Конфуций. — Человек понял, как себя утешить. И хотя, выражаясь словами Ремарка: «Если ты порезал палец, а где-то убивают тысячи людей, боль от этого меньше не станет, все же, я думаю иногда полезно вспомнить, что в этом мире очень много людей которым гораздо хуже, чем тебе». Тогда, возможно, и исчезнет эта жалость к себе, а вместе с тем и желание эту жалость в чем-нибудь утопить, например, в азартной игре. Мы пришли к выводу, что лучший способ избежать игромании – не играть в азартные игры. Список использованной литературы. Даукша, Л.М. Психология педагогического общения: Учебн.-метод. Пособие /Л.М.Даукша.- Гродно: ГрГУ, 2004. Колеченко, А.К. Психология и технологии воспитания. Монография- СПб.:КАРО, 2006. Психология в цитатах и афоризмах с комментариями. /Сост. Т.Г.Бендега, М.А.Дыгун, С.Н.Жеребцов.- Мозырь Содействие 2006. Подсевшие на игру. В кн. Классные часы. 11класс. /Автор-составитель А.В.Довыдова Москва. :ВАКО, с.199-203. 58. ТЮНИНГ Тюнинг – (англ. tune) – настраивать, регулировать. Предпродажная доработка, доводка внутреннего и внешнего автомобильного оборудования, в т.ч. деталей интерьера. Тюнинг – как форма воспитательной работы представляет собой ряд действий по «улучшению» чего-то: качеств, знаний; «исправлению» неправильно понятых правил и положений. |