Главная страница
Навигация по странице:

  • Возраст.

  • Вводная часть. Подготовка к работе в творческой мастерской. Ведущий

  • Список использованной литературы .

  • 55. ТЕАТР КОНТРАСТА Театр

  • Тема «Благородство и подлость, отвага и страх – все с рожденья заложено в наших телах». Использованы материалы Пейс МарииАктуальность.

  • Подготовительная работа.

  • Ход проведения театра контраста. (Демонстрируется ролик с документальными примерами отваги, доблести, страха, подлости.) Ведущий.

  • Ведущая.

  • Ведущий.

  • Маска Благородства

  • Ведущий

  • Список использованной литературы.

  • 56. ТЕАТРАЛЬНОЕ ШОУ Теа́тр

  • Сочинение В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. В человеке все должно быть прекрасно: и ли. Учебное пособие Гродно 2016 ЮрСаПринт удк 374. 32 Ббк 44 п 85 Рецензенты Белокоз Е. И. кандидат педагогических наук


    Скачать 3.38 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Гродно 2016 ЮрСаПринт удк 374. 32 Ббк 44 п 85 Рецензенты Белокоз Е. И. кандидат педагогических наук
    АнкорСочинение В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. В человеке все должно быть прекрасно: и ли
    Дата26.12.2022
    Размер3.38 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла572368doc.doc
    ТипУчебное пособие
    #865432
    страница38 из 45
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   45
    Тема «Природа – как первый вдох».

    Актуальность. Беловежская пуща и Браславские озера, Полесье и Свитязь, Налибоки и Нарочь, Березинский заповедник и маленькая речка Проня – все это наш родной край, наше наследство, которое однажды раз и навсегда дается человеку вместе с жизнью. Но кто и когда считал, задумывался, сколько же на душу населения, на душу каждого из нас выпадает цветов, бабочек, берез, птичек, родничков?

    Всего этого мы, занятые вечными заботами, ежедневной учебой и работою чаще всего не замечаем – оно для нас такое же привычное и будничное, как и воздух, – это чудо природы, – которым мы равнодушно, безразлично дышим.

    Природа есть раскрытая книга жизни. Главная цель изучения ее детьми заключается в том, чтобы маленький человек научился делать выводы для обогащения, совершенствования своей духовной, нравственной, социальной жизни. На примерах растительного и животного царства нужно дать детям понять, какие сокровища заложены в человеке: если сравнительно низшие организмы адаптируются к основам бытия, то тем более человек должен приложить усилия к преуспеванию. Например, жизнь пчёл, муравьев, различных животных, перелётных птиц, их социальная и трудовая организованность, порядок и стройность, восходящее, эволюционное движение всего природного царства должны быть поняты как проявление закона о вечной связи человека с природой, о становлении человеческой культуры, цивилизации, духовности с помощью природы.

    Тайны природы составляют генетическую основу вечного и неиссякаемого человеческого устремления к познанию.

    Цель и задачи. Учить школьников дружить с природой, заботиться о ней, слушаться природу, внимать её мудрости, вести с ней диалог; воспитывать чувство привязанности к Родине на природе своего края, своей земли, дорогими сердцу пейзажами Беларуси; формировать эстетические чувства; развить творческие способности.

    Возраст. 3-4 класс

    Место проведения. Кабинет биологии.

    Оформление и оборудование. Разнообразные иллюстрации природы, клей, ножницы, цветную бумагу, картон, коробки из-под конфет, цветные лоскутки, ленты, пуговицы, бисер; мультимедийную аппаратуру, презентация «Природа Беларуси».

    Подготовительная работа. Предложить учащимся творчески поработать, взяв за основу природу родного края, дать задание подобрать стихи о природе, принести картинки, коробки из-под конфет, ножницы, клей, картон, цветную бумагу, лоскутки ткани, тесьму, каштаны, засохшие листья и т.д.

    Вводная часть. Подготовка к работе в творческой мастерской.

    Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. У нас сегодня творческая мастерская. Знаете, что это такое? Мастерская – место, где творят мастера: художники, скульпторы, разные умельцы, например резьбы по дереву, соломкоплетению. Творчество – это созидательная работа по созданию чего-то своего, непохожего ни на кого. Мы тоже будем с вами фантазировать и создавать интересные вещи и поможет нам в этом – родная природа.

    А что нужно, чтобы ваш организм был живым и здоровым? 

    (Участники размышляют.)

    Ведущий. (Помещает таблички на доску.) 

    Вы правы, для нашей с вами жизнедеятельности нужны: воздух, вода, еда, тепло, одежда, жилье.

    А откуда это все берется? Кто так щедро каждому из нас ежедневно дает возможность дышать свежим воздухом, пить чистую воду, есть овощи и фрукты, носить шерстяные шапки, жить в деревянных или каменных домах, наслаждаться красотой жизни?

    (Отвечают.) 

    Конечно, матушка природа. Как вы думаете, она у нас творец? (Фотосессия разнообразных природных явлений, даров.) Безусловно, благодаря ей, мы живем и сами творим на белом свете.

    А что мы, дорогие, ей даем? Да, мы привыкли, что всем этим пользуемся. Иногда даже забываем, что природа – не только для нас одних, хотя человек и является самым лучшим украшением любого пейзажа.

    Что, забирая у нее все, чем она так щедро с нами делится, надо думать о будущем и обязательно оставлять в ней место и той же речке, и тому же аисту, и той же травинке, и тому же муравью. Почему? 

    (Делятся мыслями.)

    Ведущий. Верно, потому что мы на этой земле соседи – речка и аист, дерево и травинка, цветок и пчела, муравей и человек. Все мы земляне. Потому что земля у нас одна, общая для всех. И наделены такой же радостью – сосуществовать на ней т.е. жить в дружбе и взаимоуважении.

    Давайте запомним наше самое главное правило:

    Беря у природы, сохрани ее богатства. Забирая – отдавай.

    Я хожу осторожно, страх в душе затая –

    Ведь нечаянно можно раздавить муравья!

    Мы для них – великаны, разрушители гнезд,

    Ездим в разные страны и летаем до звезд…

    Муравьиные точки ручейками журчат –

    Сыновья их и дочки и десяток внучат.

    И травинки - деревья, и ромашки - дубы,

    Муравейник – деревня, мхи – густые сады.

    Люди тоже как точки, если с неба смотреть.

    И холмы, словно кочки, и река, будто плеть…

    Я хожу осторожно, робко так семеня,

    Ведь нечаянно можно наступить на меня.

    (Д.Бурачевская)

    В нашей мастерской мы все вместе будем сегодня творить! Делать своеобразные подарки природе. Какие? Давайте думать? (Участники предлагают) 

    Мы разделимся на четыре группы. Каждая придумает, что можно подарить природе в соответствующий сезон: весна, лето, осень и зиму. 

    (Делятся на команды.)

    Вам может помочь эта подсказка:

    Четыре нам времени года

    подарит с любовью природа:

    Луч солнца в апреле пришлет нам с капелью,

    Полянке – подснежник, реке – ледоход,

    Медведя разбудит и счастлива будет,

    Что мир обновился – ВЕСНА к нам идет!

    Можно ребятам одной группы забрать текст, так веселее думается. Вот текст для другой команды:

    На даче – клубникой, в лесу – ежевикой

    Нас вдоволь накормит, к ручью позовет!

    Загар золотистый на солнце искрится –

    То теплое ЛЕТО подарки несет…

    Ребята этой группы уже, наверно, придумали свои варианты.

    Третья группа для Вас подсказка:

    И стол с пирогами, брусникой, грибами

    Накроет нам август, накормит народ.

    С большим урожаем, тепло провожая,

    В листве с позолотой к нас ОСЕНЬ идет…

    Какое время года у нас осталось? Верно зима, четвертая группа подсказка:

    Вслед холод и вьюга с метелью-подругой

    Снежком запорошат на речке ледок.

    Морозец с поклоном и с елкой зеленой

    В санях золоченых нам ЗИМУ везет! 

    (Майданик Н.)

    Ведущий. Рассказывайте, что придумали? 

    (Участники называют свои идеи: весной убрать старые листья, летом поливать сад и огород, осенью помочь собрать урожай, закрыть на зиму цветы и молодые деревца, зимой подкормить птиц, кошек и собак и т.д.)

    Ведущий. Молодцы! Но это мы будем делать круглый год, а сегодня я предлагаю прославить нашу природу и подарить ей на память коллаж из многочисленных картин о природе нашего края. Коллаж – от фр. слова наклеивание, т.е. такой технический прием в изобразительном искусстве – наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету, фактуре, или целое произведение, выполненное этим приемом.

    (Можно показать готовый коллаж).

    Для это мы приготовили все вместе разнообразные иллюстрации природы, клей, ножницы, цветную бумагу, картон, коробки из-под конфет, цветные лоскутки, ленты, пуговицы, бисер.

    Но и это еще не все. Важно, чтобы каждый из Вас на свой вкус выбрал стихотворение белорусских поэтов о природе, родном крае и попытался передать его содержание в коллаже. Это не легко, нужно внимательно вчитаться в текст, представить мысленно, о чем писал автор поэтических строк, а уж потом творить. Понятно?

    Все эти стихи написаны классиками белорусской поэзии на родном литературном белорусском языке. Вы его глубже будете изучать в старших классах. Тогда прочувствуете всю красоту родного языка. 

    (Участникам, которым пока не дается язык предлагается взять текст в переводе на русский.)

    Стаяў калiсь тут бор стары, і жыў лясун у тым бары.

    Зрубалi бор – лясун загiнуў во след яго ад той пары:

    Сваё люстэрка ён пакiнуў, як у названы свет акно,

    Ляжыць, халоднае, яно, жыцце сабою адбiвае

    I ўсё, што згiнула даўно, у цёмнай глыбiнi хавае. 

    (М.Багдановiч)

    Ведущий. Представьте лешего, красивое озеро, старый лес, что-то таинственное, сказочное, правда? Природа Беларуси прекрасна всегда, в любую пору года. Представьте, проснувшись от зимнего сна, светло и взволнованно шумят молодою листвою деревья, а зелено-изумрудный цвет земли, обласканный синекрылым ветром, становится необъятным и радует глаз великой жаждой жизни, зеркальное озеро таинственно сверкает и хочется зажмуриться, правда?

    Ах, як добра мне сягоння і пад грабам, i пад клёнам.

    Ах, як хороша i люба мне пад дубам, дубам, дубам…

    Як прыемна i гасцiнна пад ялiнаю-ялiнай

    А як песнi льюцца звонка пад сасёнкаю-сасёнкай.

    Тут, дзе кожны куст знаёмы, – я як дома, я як дома. 

    (П.Броўка)

    Ведущий.Настроение чувствуется, правда?Какая у вас в воображении нарисовалась картина? (Участники делятся впечатлениями). Верно, красивая весенняя пора, лес или роща, набирается тепла и силы, лучи солнца и песни птиц соединяются в неповторимую мелодию жизни.

    Я люблю цябе, лес, за тваю чалавечую шчодрасць,

    Калi ты накрываеш абрусам паляны-сталы,

    А на iх высыпаеш зялёные, поўныя вёдры

    I сунiц, i чарнiц, і грыбкоў –карапузаў малых.

    А калi на рабiну нанiжаш пляценкi каралаў,

    Жураўлiныя лямпачкi у iмках пазапальваеш ты –

    Аглядае вавёрка арэхi, што ў цябе панаклала,

    А барсук для пасцелi тралюе сухiя лiсты. 

    (Янка Спiвакоў)

    Ведущий.Что это произведение навевает?

    (Участники делятся впечатлением.)

    Правильно, звучит гимн осеннему белорусскому лесу! Он полон плодов, готовый щедро поделиться ими с лесными жителями, которые готовят запасы на зиму. Леса неповторимы своими красками, звуками, свежим воздухом.

    Радасна i сумна шалясцяць асiны –

    Гоман жоўталiсця я пачуў у iх,

    I нiтуюць неба струны-павуцiны

    У сонечных праменнях чыстых, залатых.

    Заплялася песня, заплiлася ў нiцях –

    Абнiмаў рукамi залаты прастор…

    Кружацца лiстота, кружыцца, iмчыцца,

    Высцiлае ў полi восеньскi узор

    А халодны вецяр летае, сваволiць

    I шумiць ля рэчкi i шумiць трысцё.

    Я ў далёкiх далях бачу радосць, волю,

    Хоць i гiнуць кветкi, aле ёсць жыццё.

    Радасна i сумна шалясцяць асiны,

    Радасна i сумна шалясцяць дубы.

    У кляновых лiсцях вiснуць павуцiны,

    У срабрыстых нiцях жоутыя сады. 

    (А Куляшоў)

    Ведущий. Вы верно подметили – осень вступает в свои права. Становится тихо в просторах, на полях уже пахнет свежей соломой и новым зерном, которое щедрыми руками высыпают комбайны в кузов машин, под ногами шуршат опавшие листья, а желтый цвет царит уже там, где совсем еще недавно было так многоцветно.

    Дагараў дзень i знiкалi цiха яго блeскi,

    У змярканнi прападалi гай i пералескi.

    Над раўнiнай снегавою чырванню пажару,

    Як бы стужкай залатою, ззяла ў бляску хмара.

    I ўзнялiся, зайгралi два слупы ад сонца,

    Чуць прыкметна ў iх дрыжалi хмарак валаконцы.

    Бляск по небе разлiваўся хваляй агнявою.

    Я стаяў i любаваўся дзiўнаю гульнёю. 

    (Я.Колас)

    Ведущий.Хочется нарисовать вечерний день, верно? (Участники реагируют на текст произведения.) Земля становится белой-белой, метели спешат укрыть от морозов каждый корешок, вечерняя заря раскрасила и небо, и землю. Кто-нибудь наблюдал такую красоту? 

    (Участники подтверждают.)

    Я хаджу, закаханы ў твае краевiды,

    I шапчу як прызнанне: о, мой край дарагi!

    Зноў несу цябе у споведь: i трывогi, i крыўды,

    I надзеi, i ўцехi, i любоў, i грахi…

    Пасля доўгiх растанняў i далёкiх вандровак

    Я вернуся навекi ў засень клёнаў тваiх.

    Толькi з роднага долу ў роднай дуброве –

    Як нет дрэвам, хоць кветкай прарасту для жывых. 

    (Hiл Гiлевiч)

    Ведущий. Прилетают ли домой птицы или улетают на юг, печально прощаясь с Родиной; ложится ли на луга пушистый снег или его сгоняют в реки и озера ласковые весенние лучи солнышка; рождаются ли из набухших почек листья или они, прожив свой год, свою жизнь, тихо кружась, слетаются на землю, – нас вместе с поэтами всегда радуют дорогие с детства знакомые и такие желанные пейзажи. Может кто-то захочет нам прочитать любимое стихотворение? Пожалуйста, мы Вас слушаем.

    (Желающие читают любимые стихи о природе.) 

    Очень красивые стихи. Молодцы ребята те, кто выбрал стихи на родном языке. Я думаю, Вы уже сориентировались и представили свой красивый коллаж мысленно, осталось только его воплотить.

    (Нужно им помогать, будить ассоциации, хвалить за каждый творческий порыв, подсказывать как можно необычно использовать цвет, материал, фактуру, картинку, коробку, тесьму или бисер. Во время работы снова включить фотопрезентацию: «Природа Беларуси».)

    Ведущий. Можно посмотреть, что у Вас получилось? Ох, какое великолепное разнообразие и фантазия! Природа наверно, смотрит к нам из окошек и радуется Вам, чувствует Вашу любовь и доброту к ней. В холода и жару, в дождь и после дождя, днем и ночью, с ветром и без, в новолуние и полнолуние, он всегда красив, наш край любимый. Он своеобразен на севере и на юге, на востоке и западе. Там, где течет Двина, в которую задумчиво смотрятся ели и сосны, и где петляет меж полей Березина; где струится, набирая силы Неман, ширится, выбираясь из болот Припять; где разговаривает с высокими берегами Днепр.

    Каждый должен любить свой край, свою природу. Ибо человек, любящий землю – на которой родился и которая ласково называет его своим сыном и дочерью, уважает свой край, который вырастил его, становится сильным и мудрым – он не сможет высокомерно относится к другим землям землям и странам. 

    (Исполняется песня «Верасов» муз. О.Елисеенкова, Слова М.Геца «Крынiчанка».)

    У маёй памяці мясціны былі і будуць пры жыцці,
    Не раз праводзіў там гадзіны і зноў хачу туды ісці.
    А месца гэты, як заўсёды, ці, калі летам, ці зімой,
    І незалежна ад пагоды ўсё б’е крыніца пад гарой.
    (Из полученных работ стоит сделать в классе выставку, обязательно прокомментировав результаты творчества, отметив всех участников.)

    Список использованной литературы.

    Мой край родной. /Сост. В.А.Ночевный - Минск: «Мастацкая лiтаратура», 1987.

    Прудко, Т.М.Мои первые прикосновения к Родине: разработки мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся 1 – 4 классов: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования /Т.М.Прудко. – Мозырь «Белый Ветер», 2014.– 117с.

    55. ТЕАТР КОНТРАСТА

    Театр –(греч. θέατρον — место для зрелищ, зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, изобразительного искусства, хореографии, вокала и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр. Помимо режиссера, дирижера, балетмейстера, участвуют художник, композитор, хореограф, костюмеры, гримеры, рабочие сцены, осветители.

    Контраст – (фран. contraste) – резко выраженная противоположность.

    Данная форма относится к шоу технологиям. Предполагает театрализацию противоположных явлений, определений, поступков и их анализ.

    Тема «Благородство и подлость, отвага и страх –

    все с рожденья заложено в наших телах?».

    Использованы материалы Пейс Марии

    Актуальность.«Все течет, все меняется». Это крылатое выражение Гераклита наиболее ярко выражает изменчивость человеческой жизни. Прогресс человеческого общества очевиден, однако, не меняются лишь человеческие ценности. На каждом историческом этапе развития они приобретают новую окраску. Современный мир стал более безнравственным, алчным, циничным. Хочется, чтобы гуманность, нравственность, благородство, смелость, отвага стали кодексом нашей жизни. Ведь как гласит Золотое правило нравственности: «(Не) поступай с другими так, как бы (не) хотел, чтобы они поступали с тобой». Но выполнить это становится все труднее. Общество развернулось на свои личные заботы, стало прославлять силу, напористость, жестокость, устроенность, материальный комфорт. Все меньше заботится о трудной работе души, развитию ее высоких нравственных качеств.

    Цель и задачи.Закрепить понимание важнейших человеческих качеств т. к. «благородство», «отвага», сопоставить их с понятиями «подлость», «страх». Способствовать преодолению подлости, страха у молодежи в современном обществе, формированию отваги, благородства – качеств высокоморальной личности. Формировать собственные взгляды на основе аргументов и фактов, уметь анализировать их. Создать условия для социализации и саморазвития личности.

    Возраст.Студенчество.

    Продолжительность проведения.1,5 часа.

    Место проведения.Учебная аудитория.

    Оборудование, оформление.Мультимедийная установка, кадры из фильма «Анастасия Слуцкая», 2004 года, режиссера Юрия Елхова и фрагмент из фильма «Пусть говорят», 2011года, режиссера Сергея Алешечкина, задания на карточках, ручки, маски (благородства, подлости, отваги, страха), макеты островов (благородства, подлости, отваги, страха).

    Подготовительная работа.Собрать актив студентов и предложить данную тему. Организовать сбор материала по теме. Разыскать примеры подлости, страха, благородства, отваги. Создать сценарий театрального действа. Выбрать ведущих театра контраста. Назначить ответственных за оформление сцены и техническое обеспечение. Избрать из числа студентов группу для ролевых действий. Подготовить макеты островов, карточки с заданиями. Выбрать фрагменты из кинофильмов. Приготовить ролик с документальными примерами отваги, доблести, страха, подлости.

    Ведущий.'>Ход проведения театра контраста.

    (Демонстрируется ролик с документальными примерами отваги, доблести, страха, подлости.)

    Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Современный мир. Каков он? Он колоритен и многообразен, подвижен, динамичен, техничен. Человеческое общество достигло не малых высот. Обыденными для человека стали такие понятия как информатизация, компьютер, нанотехнологии, инновации. Еще пару десятков лет назад человеку были незнакомы эти слова.

    А сегодня, технический прогресс шагнул вперед, оттесняя духовность, нравственность, которые в современном обществе стали непопулярны. Все чаще приходится сталкиваться с цинизмом, эгоизмом, подлостью, жестокостью, обманом, безнравственностью и т. д. Современное общество перерождается. Материальные блага выходят на первый план.

    Что же происходит с человеческими ценностями? Почему они изменились? Имеет ли в современном обществе значимость духовность, мораль, нравственность, воспитанность, ценностные качества личности? 

    (Размышляют.)

    Ведущая.Давайте вместе окунемся в мир теории человеческих чувств.

    (Участники знакомятся с героями темы, которые по очереди представляют себя.)

    Маска Благородства.Добрый день!Я – Ваше благородство. Я Благо рождаю. Вы меня узнаете? Я – ваше проявление самоотверженности, верности, великодушия, доброты. Я там, где ваши поступки контролируются совестью. Я в каждом из вас присутствую. Только у одних я уже активно действую, а у других пока затаилось. Спросите себя, как часто вам приходилось иметь дело со мной? Проверим? 

    (На сцену приглашаются желающие. Разыгрываются сценки, где нужно сделать выбор, как поступить.)

    Маска Подлости.Всем привет! Я – Подлость. Я ваша черная сторона. Ваши низменные качества: вранье, жульничество, доносительство, укрывательство, мстительность, жадность, эгоизм. Я тоже есть у каждого из вас. Задумайтесь, вам было стыдно перед самим собой за неблаговидные проступки? Так вот это я тогда вами управляла. Со мной не нужны никакие усилия, просто поступай, как выгодно тебе любимому. 

    (Разыгрываются сценки, где участник поступает неблаговидно)

    Маска Отваги.Доброго дня всем! Я – отвага! Я не знаю страха, я принимаю ответственность на себя и смело справляюсь с проблемой. Я решительно и храбро веду себя в сложных ситуациях, я покровитель слабых и беззащитных. Я в каждом из вас. Меня порой очень нелегко призвать на помощь. Нужна сила воли, решительность.

    (Предлагаются ситуации, где проявляется отвага.)

    Маска Страха.И вы хотите мне доказать, что всегда так поступаете? Не смешите мои подковы, как говорил герой известного мультика. Я – ваш инстинкт самосохранения, ваш страх.

    Я самое первое чувство, с которым вы сталкиваетесь еще в глубоком детстве. Я подсказываю вам, где нужно спрятать голову, притвориться не видящим и не слышащим. Я заполняю собой каждую вашу клеточку, порождаю бездействие и подавляю волю. Я показываю, где опасно и прошу – берегись. (Демонстрируются примеры проявления страха у человека.)

    Ведущий.Уважаемые участники, подумайте, кто из них в каком родстве по отношению друг к другу находится. (Участники размышляют.)

    Маска Страха. Конечно моя сестра младшая – Подлость. Из страха быть пойманным, уличенным, покинутым, незамеченным, неправильно оцененным люди и совершают подлость. Иди сюда, моя дорогая. Вместе мы – сила!

    Маска Благородства. А моя сестра – Отвага. Без нее невозможно совершить ни один благородный поступок.

    Ведущий.Как же нам быть? Согласиться с мыслью, что в нас все они заложены, постоянно в нас проявляются. Какую же маску выбрать?

    (Участники рассуждают.)

    Ведущий. Давайте вспомним из истории примеры благородства и отваги?

    (Участники называют конкретных людей и их поступки.)

    Да, это и освободители от рабства, и смелые рыцари, и порядочные джентльмены, и отважные просветители и первооткрыватели, и мужественные защитники своей земли. Выходит, именно им мы обязаны современному спокойствию? 

    (Задумываются над сказанным.)

    Ведущий. Подлость – это следствие социализации человека. Мы можем вспомнить примеры предательства? 

    (Участники вспоминают.)

    Ведущий. Обратите внимание, какими они остались в памяти человечества? Верно, о них говорят с отвращением. Их поступки не принесли ничего хорошего обществу. Думайте. Да, в нас заложены все они, но выбирайте, какой стороной вы будете обращаться к людям.

    Ведущий.В разные исторические эпохи в понятие «благородство» вкладывалось различное содержание. Моральное сознание эксплуататорского общества обычно придавало благородству сословный смысл, наделяя этим качеством преимущественно господствующие классы. Так, рабовладельческая мораль считала благородство достоянием лишь избранных, аристократии и связывала его с различными формами духовной и политической деятельности, противопоставляя низменным потребностям и образу мысли плебеев, рабов, занятых физическим трудом.

    В феодальном обществе вследствие упрочения сословных барьеров благородство стало пониматься как прирожденное качество тех, кто имел знатное происхождение (на это, в частности, указывает первоначальное значение слова «благородство» в русском языке – благое рождение), Низменность мотивов приписывалась «черни» и тем представителям «третьего сословия», деятельность которых, так или иначе, подрывала господство феодальной аристократии.

    Буржуазное сознание начинает толковать благородство как индивидуальную особенность того или иного человека. Эта добродетель уже не имеет чисто сословного характера.

    Однако в иной форме подчеркивается все та же исключительность «благородной личности», которая возвышается над «толпой», якобы не способной подняться до благородных чувств и мыслей. Именно эту традицию наследует нравственность второй половины ХХ века, согласно которой под благородством, прежде всего, понимается сознательное, ставшее привычкой и склонностью служение людям.

    Ведущий.Совершенно противоположным понятию «благородство» является понятие «подлость». Оно зародилось несколько тысячелетий назад, в эпоху первобытного общества. Это качество, которое присутствует в каждом из нас, но у всех оно по-разному выражено: у одних больше, у других меньше. Это является следствием социализации человека в обществе. Люди не идеальны. Хотя бы раз в жизни человек совершал такой проступок, о котором сожалеет всю жизнь.

    Ведущая. Предложите нам сценку, где показан подлый проступок.?

    (Учащиеся приводят примеры из жизни. Разыгрывают их.)

    Ведущий. Да, сделать правильный выбор нелегко.

    Ведущая. Сейчас мы просмотрим фрагмент из фильма. Две подруги – Галка и Света приехали работать в районный центр. Красавица Галина сразу оказалась в центре внимания мужчин: в нее влюбился и водитель бульдозера Петр и завидный жених Миша, только что вернувшийся с Севера. Завистливая Светочка не может простить подруге такого успеха, ведь она тоже тайно влюблена в Мишу.

    Ваша задача проанализировать и оценить поступки главных героев.

    (Просмотр фрагмента из фильма «Пусть говорят» 2-ая серия, первые 20 минут. После просмотра учащиеся анализируют поступки главных героев (Светланы, Петра и Галины), дают оценку их действий с позиций моральных и нравственных качеств человека.)

    Ведущий. С детства родители стремятся заложить в нас самые лучшие качества с помощью бесед, чтения сказок, просмотра и обсуждения фильмов. И чем раньше ребенок поймет, что хорошо, а что плохо, где грань между добром и злом, тем легче он будет переносить все тягости жизни.

    Ведущая. Теперь мы предлагаем вам обратиться к понятиям: Отвага – Страх.

    Ведущий. Отвага – это, то качество личности, которое имеет глубокие корни. Еще в Древней Спарте стремились воспитать мальчиков – воинов сильных духом, закаленных, отважных. Им не знакомо было чувство страха, они всегда рвались в бой. И в процессе становления феодальных, а затем и капиталистических отношений быть отважным означало умереть за родину, своего хозяина, за даму, за собственные принципы.

    Эти глубоко-нравственные поступки в процессе развития общества постепенно менялись. Однако, в современном мире, это качество присуще не только представителям мужского пола, но и женского. К ним можно отнести: патриотичность, человечность, защита слабых, помощь обездоленным.

    Ведущая. Как психологическое явление, страх, причины которого у индивида носят врожденный или социокультурный характер, выражается в тревожных и мучительных переживаниях, в испуге, ужасе, панике, а также в действиях (стихийных или сознательных), направленных на самосохранение. Когда страх приводит к утрате контроля человека над собой, к поступкам, противоречащим требованиям нравственности, он расценивается моральным сознанием как трусость.

    И наоборот, преодоление человеком чувства страха характеризуется как смелость, мужество. Страх может выступать как устойчивая черта сознания не только личности, но и социальных групп и общества в целом. Ужас перед неизвестным испытывал, например: первобытный человек, который практически находился во власти законов природы и не в состоянии был контролировать их. Социализация чувства страха протекает по-разному в различных условиях микро- и макросреды, но интенсивно оно воспроизводится в обществе угнетения, бесправия, отчуждения.

    В капиталистическом обществе страх перед будущим у трудящихся вызывается растущей необеспеченностью существования, а у частного предпринимателя – угрозой разорения. Страх перед грядущим - типичная черта сознания исчезающих в ходе исторических перемен классов и социальных слоев. Многие философы (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, О. Шпенглер и др.) считают страх естественным состоянием человека, осознающего одиночество, бессмысленность своего бытия.

    Страх по Бердяеву, лежит в основе жизни личности и правит миром. Для Кьеркегора, Хайдеггера и др. экзистенциалистов «предмет страха есть ничто», Безотчетный, так называемый метафизический ужас перед «ничто», с их точки зрения порождается «заброшенностью» и постоянной озабоченностью человека, вынужденного брать на себя ответственность за выбор решения, для которого якобы нет никаких рациональных оснований. Тесно связанный с эмоциями страдания, вины, стыда, презрения, страх всегда играл роль важного регулятора поведения личности.

    Ведущий. Теперь предлагаем вашему вниманию отрывок из кинофильма «Анастасия Слуцкая».

    (На экране фрагмента фильма «Анастасия Слуцкая».)

    Ведущая. Какое впечатление произвел на вас этот отрывок? Смогли бы вы повторить такой подвиг?

    (Учащиеся высказывают свое мнение.)

    Ведущая.Возвращаясь к вышесказанному, хочется отметить, что благородство, подлость, отвага, страх – это те качества, которые не затерялись во времени и по-прежнему являются актуальными. Об этих качествах пишут стихи, поют песни, слагают легенды… А что же о них говорят мудрецы?

    (На сцену выходят ребята в масках Благородство, Подлость, Отвага, Страх и зачитывают высказывания великих людей. )

    Маска благородства. «Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами» (Ф. Петрарка) «Люди мнимо благородные скрывают свои недостатки и от других и от себя, а люди истинно благородные прекрасно их осознают и открыто о них заявляют» (Франсуа Ларошфуко)

    Маска подлости.О Зевс! Зачем ты дал людям верные признаки отличать настоящее золото от поддельного, тогда как у человека нет на теле ни одной приметы, по которой можно было бы узнать мерзавца, – спрашивал Еврипид.

    «Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы» (Федор Михайлович Достоевский)

    Маска отваги.«Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой…». (Эразм Роттердамский)

    «Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу». (Карл Маркс)

    Маска страха. «К каким только нелепым решениям ни приходит человек под влиянием страха! Страх отнимает у нас способность распоряжаться теми средствами, какие разум предлагает нам в помощь» (Дефо Д.) «Первая обязанность человека — преодолеть страх. Пока у человека трясутся поджилки, его действия останутся рабскими». (Карлейль) 

    (Ведущие раздают тексты с высказываниями великих людей.)

    Ведущий.Выберете два точных высказывания и объясните свой выбор.

    Ведущая. Высказывания, с которыми вы не согласны и прокомментируйте их. (Участники высказывают свою точку зрения по поставленным вопросам.)

    Ведущий.Сегодня мы с вами выяснили, что в каждом из нас присутствуют данные качества, но нужно работать над собой, чтобы воспитать в себе достойного человека. (На доске развешены 4 острова: Благородства, Подлости, Отваги, Страха.)

    Ведущая.Жизнь человека – это путь, его качества – острова. На какой остров приведет его путь, зависит от самого человека. Вам предлагаются острова (остров благородства, подлости, отваги, страха). Давайте с помощь ассоциативных понятий населить их.

    (Каждый участник получает по 4 листочка, на которых должен написать свои ассоциации согласно предложенным островам.)

    Ведущий.Тема наша весьма актуальна. Она затронула духовный мир человека, который имеет темную и светлую сторону- театр контраста. Каждый из нас хотел бы стоять на светлой стороне, символизирующей чистоту, нравственность, моральность, духовность.

    И как бы хотелось, чтобы темной стороны вовсе не было. Что же нужно для этого сделать? Вероятнее всего – это воспитывать себя долго и упорно работая над своими пороками. Не оставаться равнодушным к чужим проблемам, а стремиться помогать людям, сеять доброе, разумное, вечное…

    Ведущая. Наш театр контраста хотелось бы закончить мыслью Евгения Николаевича Трубецкого:«Горит только то, что тленно. Противостоять всеобщему разрушению и пожару может только то, что стоит на вечной, незыблемой духовной основе».Всем спасибо! До свидания!

    Список использованной литературы.

    Пуйман, С.А., Чечет, В.В. Практикум по педагогике: Пособие. /С.Пуйман, В.Чечет– Минск.:, 2003. – С. 45

    http://www.genialnee.net/themes/blagorodstvo/page_4/

    http://millionstatusov.ru/aforizmy/dyhovnost/page-2.html

    http://russianpoetry.ru/stihi/razmyshlenija/beznravstvenost.html

    http://aphorisms.org.ru/aphorism/3673.html

    56. ТЕАТРАЛЬНОЕ ШОУ

    Теа́тр – (греч. θέατρον — место для зрелищ, зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, изобразительного искусства, хореографии, вокала и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр. Помимо режиссера, дирижера, балетмейстера, участвуют художник, композитор, хореограф, костюмеры, гримеры, рабочие сцены, осветители.

    Шоу– (англ. show) – пышное сценическое зрелище с участием звезд эстрады, цирка, спорта, джаз-оркестра, балета на льду…

    Театральное шоу относится шоу-технологиям. Предполагает яркое зрелищное действо с разыгрыванием всевозможных театральных сценок, соревнования в искусстве лицедейства, хореографии, вокала, музыки, демонстрации актерского мастерства, позволяющего познакомить с творчеством ведущих артистов и предоставляющих возможность проявить себя в этом художественном творчестве.

    Форма организации воспитательной работы, ориентированная на значимость сценических и режиссерских умений для решения педагогических задач (дух конкуренции, артистического мастерства, творческих находок, внешних эффектов). Основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Для активных участников театрального шоу приобретается опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности, возможности проявления и развития своих способностей. Для зрителей – опыт эмоционального реагирования в культурных формах.

    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   45


    написать администратору сайта