Главная страница
Навигация по странице:

  • Следовательно, протополитика в ее широком толковании есть условие существования жизни.

  • Структура, функции и границы политики

  • Глава_1. Учебное пособие Иркутск 2007 удк 000. 0(000. 0) Ббк 00. 0(0)000


    Скачать 424.5 Kb.
    НазваниеУчебное пособие Иркутск 2007 удк 000. 0(000. 0) Ббк 00. 0(0)000
    Дата01.11.2021
    Размер424.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГлава_1.doc
    ТипУчебное пособие
    #260434
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Глава 1

    Политика как социальный феномен


    § 1. Объект и предмет политической науки
    Важнейшим элементом обоснования научного статуса политологии является определение ее объекта и предмета. Объект познания – это все то, на что направлена деятельность представителей данной науки, что противостоит им в качестве объективной реальности и имеет отношение к сфере их научных изысканий. Когда же речь идет о предмете исследования данной научной дисциплины и конкретного исследователя, то эта часть объективной реальности (например, власть или свойства политики) рассматривается не целиком, а лишь с той ее стороны, которая определяется спецификой данного исследования. Другие стороны в этом случае рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук и исследователей друг от друга состоит в том, что они, имея один объект изучения, исследуют различные предметы.

    Объектом политологии является политическая реальность.  Ее рассматривают также философия, социология, политическая психология и т.д. Предмет политического познания не может быть тождественен объекту, именно это и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину. Но вопрос определения предмета политологии все еще остается дискуссионным. 

    Политология, как вытекает из буквального перевода этого термина, означает науку о политике. Следовательно, предметом ее изучения является политика. Политика как важнейший элемент социального существования является объектом для теоретических и практических исследований всех социальных наук, но только для политологии – он единственный.

    1.1.1. Политика как планетарное явление



    Политика - одно из наиболее употребительных слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал, что лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все. Повседневно говорится о политике государства, о политике партий, о семейной политике и т.д. Означает ли это, что во всех перечисленных случаях имеется в виду одно и то же, или же существует разница в содержании понятия «политика» применительно к каждому из них? Что такое политика? Чем она отличается от других сфер жизни? Какие области человеческой деятельности связаны с политикой?

    Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, его сущности, формах устройства, формах правления, названного им «Политика». Он утверждал, что «государственное устройство (politeia) — это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти» [8 -112]. Политика (от греческого слова politiká — государственное или общественное дело, polis — город-государство) — понятие, обозначающее отношения, взгляды (концепции) и действия в связи с определенным государственным устройством; сфера деятельности, возникающая в социально-дифференцированном обществе при наличии государства. Политика — сложное многоаспектное понятие. Как вид социальной деятельности по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, социальному руководству, соисканию власти, осуществлению конкуренции интересов и оказанию влияния политика осуществляется внутри любой общественной группы.

    Анализ различных подходов к теоретической интерпретации политической сферы позволяет сделать вывод о ее многомерном характере. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: как сфера общественной жизни, как один из видов активности социальных субъектов и как тип социальных отношений (между индивидами, малыми группами и т.д.).

    В первом аспекте политика предстает элементом структуры общества, за которым закреплены функции согласования общих и частных интересов, осуществления господства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления общественными делами.

    Второй аспект связан с интерпретацией политики как способа совокупной и индивидуальной активности социальных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Именно в этом ракурсе М. Вебер анализирует политику как предприятие и профессиональную деятельность ее субъектов, занимающихся политической деятельностью «по случаю», «по совместительству» и «профессионально». [26 -652]

    Что же касается третьего аспекта, то уже Аристотель определил политику как высший вид человеческого общения [8 -113].

    Рассматривая политику как уникальное и универсальное явление, следует выяснить ее универсальность и вневременность. Является ли политика уделом только человеческого общества или же она присуща любому проявлению жизни? Для этого необходимо рассмотреть ее проявления в жизнедеятельности различных существ.

    Проявления любой жизни подчиняются определенным правилам, их совокупность представляет жестко организованное русло, в котором развивается любой вид живых существ. Эта конфигурация правил, регулирующая существование любого вида существ, обусловливающая их взаимодействие внутри своего сообщества с другими видами и формами жизни и с природой, и является политикой в широком смысле этого слова (протополитикой).

    Не пытаясь детализировать общие проявления протополитики, выделим ее важнейшую компоненту – увеличение численности своего вида (продолжение рода). Действие этого закона очевидно и при анализе животных сообществи человеческих обществ, особенно в неблагоприятных обстоятельствах. Отступление от этого правила приводит к исчезновению вида или его разновидности. Яркой иллюстрацией этого является сложная демографическая ситуация в развитых странах, в т.ч. в России.

    Другим не менее важным правилом протополитики является сохранение своего рода в совокупности глобального сообщества. Действие процессов ассимиляции, продолжавшихся многие тысячелетия, оказалось бессильным свести население планеты, в том числе и людское, к нескольким этносам или нациям. Соглашаясь со своей принадлежностью к более крупным сообществам, этносы и нации упорно оберегают свою индивидуальность через сохранение своей культурной уникальности.

    Иерархичность живых сообществ - наиболее заметное их качество. Оно реализуется как сообществами, так и отдельными особями (индивидами). Чем выше организация живого сообщества, тем контрастнее проявление этого закона. Иерархичность обеспечивает управляемость сообщества, а следовательно, и его выживаемость в сравнении с другими видами и подвидами.

    Коллективность жизни – обязательное условие ее сохранения. Единичный представитель, как на уровне микроорганизмов, так и высших животных, включая человека, не вовлеченный в определенную популяцию или социальную группу, обречен на исчезновение.

    Главный аргумент сторонников уникальности человеческой политики – способность людей к коллективному труду, феномен, достаточно распространенный у животных и насекомых.

    Следовательно, протополитика в ее широком толковании есть условие существования жизни.

    Характеризуя протополитику, следует иметь в виду ее человеческую разновидность как высшую и наиболее сложную форму. Однако следует прежде всего признать соответствие человеческой разновидности протополитики общебиологическим законам (протополитике) как общему и предшествующему явлению.

    Направленность протополитики обусловливает выделение вида животных, обладающих способностью к организации, иерархичности и, благодаря высокой продолжительности жизни, способных эффективнее других собирать, использовать и передавать накопленную информацию потомству.

    Протополитика обусловила превращение человека в доминирующий на планете вид живых существ, обладающих самой высокой скоростью эволюции. По отношению к человечеству протополитика является внешним воздействием, направленность которого остается непознанной. Следовательно, протополитика по отношению к человечеству является объективным явлением, игнорирование которой или недооценка чревата серьезными последствиями. Свидетельством этого является советский период в истории России, когда попытка добиться полной социальной однородности и идентичности стоила миллионов жизней, но не принесла ожидаемого результата.

    Политический процесс воздействует на все государства и социальные группы. При этом одни исчезают, но на их место обязательно приходят другие организационно-правовые формы. Главным вопросом воздействующей на человечество политики является ее направленность и обусловленность и вытекающая из этого миссия человечества. Эволюция человеческого общества сопровождается трансформацией политики. Образование рода, моногамной семьи и племени нашло свое выражение в формировании традиционной политики, которая реализуется на конкретной территории на основе традиций рода и племени и представляет собой неписаный свод запретов и обрядов. Традиционная политика – разнообразное воплощение политики, обусловливающее сохранение этнических групп и процесс самоидентификации личности.

    Дальнейшее развитие догосударственного социума и совершенствование его структуры привело к созданию мультиплеменных образований, т.е. к формированию союзов племен - относительно устойчивых образований, создаваемых чаще всего для совместного ведения военных действий против третьей стороны. Это обусловило принципиальное усложнение традиционной политики, и ее переход в предгосударственную фазу. Эта политика характеризуется доминированием интересов социальных групп, а не родовых сообществ, хотя и выражается в деятельности последних.

    Эволюция догосударственного социума, выражавшаяся в усложнении жизни родовых, племенных и межплеменных сообществ, привела к появлению первых государственных образований и формированию государственной политики. Создание государств является величайшим социальным изобретением. Самостоятельно дойти до этой стадии удалось незначительному числу этносов. Об этом свидетельствует тот факт, что число государств измеряется сотнями, а народов – тысячами.

    Переход человечества в государственную стадию не остановил процесса трансформации политики. Первая стадия государственной политики – национальная - дополнилась межнациональной. Межгосударственная (региональная) стадия фактически наследовала задачи межплеменной политики и имела преимущественно военно-стратегический характер. Начиная с ХХ в. все большую роль в формировании межгосударственных союзов начинают играть идеологические, религиозные и экономические интересы.

    Техническая и научно-техническая революции дали возможность быстрого перемещения грузов и людей по планете, а развитие систем массовой коммуникации позволило передавать информацию на любые расстояния и получать ее в режиме реального времени. Это обусловило превращение Земли в единый театр мировой (глобальной) политики. В настоящее время ни одна страна мира не остается вне ее русла, более того, любое значимое событие, произошедшее в любом государстве, тут же становится достоянием мировой общественности. Для управления глобальными политическими процессами после ряда попыток был создан специальный орган - Организация Объединенных Наций (ООН).

    Конец ХХ – начало XXI вв. ознаменовался появлением новой разновидности политики – наднациональной. Наглядным свидетельство этих процессов является объединенная Европа, в которой законодательство Европейского Союза и Европейский суд имеют приоритет над национальными институтами. Возможность создания таких сообществ обсуждается элитами Латинской Америки и Африки. На этом фоне политика, проводимая рядом лидеров СНГ, представляется недальновидной.

    Политические процессы, развивающиеся после окончания Холодной войны, демонстрируют тенденцию к формированию многополярного мира. Классический биполярный мир остался в прошлом. Следовательно, мировая политика становится более сложной. В качестве центров мировой политики выступают США, Объединенная Европа, Россия и Китай. В настоящее время можно говорить о нарастании роли глобально ориентированной политики – геополитике.

    Эволюционные изменения, происходящие в структуре политики государственного периода, не исчерпывают объективных обстоятельств, определяющих развитие как мировой, так и национальной политики. Важнейшими факторами, определяющими состояние современного мира, также являются экономический, географический, религиозный, этнический и в значительной степени идеологический.

    Задача социального выживания человечества является главным фактором и даже современным императивом, поскольку глобальный социум входит в судьбоносный период противоречий как внутри мирового сообщества, так и между ним и природной средой.

    Говоря о политике как объекте политологии, следует учитывать невозможность ее познания в рамках одной, даже специализированной научной дисциплины. Именно поэтому при разработке политического курса в целом и отдельных мероприятий привлекается широкий круг специалистов, представляющих разные научные дисциплины.

    1.1.2. Предмет политической науки


    Анализ политики как сложного феномена показывает невозможность для политологии ее полного изучения и 100% прогнозирования. Следовательно, предмет изучения политической науки значительно уже, поэтому его определение является принципиальным.

    Прежде всего необходимо выделить в мировом политическом процессе основные периоды: один, завершенный, – догосударственный, второй, текущий, – государственный, и третий, прогнозный, – постнационально-государственный. Пока нет никаких свидетельств скорого наступления третьего периода, но можно предположить, что если был период, когда национальное государство еще отсутствовало, то может наступить другой – когда оно в основном уже станет историей.

    Политология преимущественно изучает политику государственного периода. В нем, как в целостном социуме, выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная, или экономико-хозяйственная, социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая − механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных составных элементов системы в целом. Социальная и духовная сферы составляют гражданское общество. В нем формируются социально-экономические, социально-культурные, этнические, религиозные, образовательные и иные тенденции политики.

    Производственную подсистему изучает совокупность экономических научных дисциплин. Однако исходя из того, что экономическое развитие в настоящее время в значительной степени является основанием и результатом государственной деятельности, естественно, что политологи интересуются экономической составляющей политических процессов.

    Общество во всех его организационно-правовых формах является преимущественно предметом исследования социологии. Однако политолог должен иметь хотя бы общие представления об основных факторах и исторических этапах формирования и эволюции общества, его сущностных характеристиках, основных институтах, ценностях, отношениях и так далее.

    Т. Парсонс утверждал, что всякое явление можно рассматривать как политическое, если оно затрагивает организацию и реализацию ресурсов, необходимых для осуществления целей данного коллектива [124].

    Совокупность проблем, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных раздела:

    1) социально-философские и идейно-теоретические обоснования политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду;

    2) политические системы и политическая культура; отличия и сходство между различными политическими системами, их преимущества и недостатки; политические режимы, условия их изменения и смены и т.д.;

    3) политические институты, политический процесс, политическое поведение и т.д.
    В данной классификации речь не идет о какой бы то ни было иерархической соподчиненности этих трех блоков, о большей или меньшей значимости того или иного из них. Они равнозначны, поскольку идейно-теоретические обоснования политики невозможно понять в отрыве от конкретной политической системы, а ее, в свою очередь, − без знания конкретных политических институтов.

    Все эти политические феномены представляют интерес, прежде всего, в их современном проявлении и состоянии. И оперативная задача заключается в том, чтобы выяснить их структуру, составные элементы, функции, соотношение и взаимодействие между этими составляющими. Но анализ будет односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно их сущности без использования исторического, идейно-теоретического и социально-философского методов. Поэтому политологическое исследование включает три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический. В таком контексте политическая наука изучает историю политических учений и традиций, политических систем и идейно-политических парадигм и течений, теорию политики, механизмы принятия решений и реализации властных функций.

    Основополагающими предметами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие как бы осевой стержень политического феномена. Но изучение этих явлений невозможно без комплексного подхода к анализу экономического, социально-культурного, философского, социально-психологического аспектов жизни общества. Каждый аспект обладает своими функциональными и структурными особенностями. Поэтому задача политической науки гораздо шире проблем государственно-правовых дисциплин. Политическая наука относится к исследованию государств и властных отношений, прежде всего как к социальным феноменам, как институтам политической организации общества, которые определяют своей главной целью реализацию составляющей всеобщего интереса.

    Проблемы мирового сообщества как комплекса международных отношений составляют предмет исследования ряда научных дисциплин, таких как международное право, история, история дипломатии, социология и отчасти философия. Естественно, значительное внимание этому направлению традиционно уделяется и в политологии. Государство является субъектом политики не только как носитель власти и властных отношений в рамках отдельного государства, но и как выразитель государственного суверенитета и интереса в международных отношениях. Это особенно актуально на фоне усиливающейся тенденции к интеграции в экономической, политической, культурной жизни разных государств и народов, регионов и континентов.

    Для политологии важен анализ параметров и критериев определения международных отношений как единой системы глобального масштаба, осуществляемый на основе собственных дисциплинарных подходов. Важнейшим при изучении закономерностей, форм и особенностей взаимодействия государств и других субъектов международных отношений в современных условиях представляется выявление и исследование механизмов принятия решений, обеспечивающих прекращение международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами. Актуализируется выяснение роли и функций важнейших международных институтов, а также региональных и всемирных организаций.

    Следовательно, предметом изучения политологии являются такие феномены, как государство, политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политические партии, политическое поведение, политическая культура, история политических учений и т.д. Эти институты и проявления политических отношений и процессов изучаются не только политологией, но в некоторых аспектах также и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т.д. Однако, интегрируя отдельные проблемы этих дисциплин и превращая их в единственный предмет своих исследований, политология оказывается в точке пересечения специфических научных исследований и поэтому является междисциплинарной наукой.

    1.1.3. Понятие политики



    Определение политики вытекает из понимания политологией предмета своего изучения. В связи с молодостью политологии как самостоятельной научной дисциплины и сложностью изучаемого предмета трудно назвать другое понятие, которое вызывало бы столько споров и недоразумений в политической науке, как понятие самой политики - объекта и предмета изучения политологии. Не будет преувеличением сказать, что вопрос о сущности политики является дискуссионным для многих политологов. И это неслучайно: не будучи в состоянии диалектически подойти кприроде самих явлений, не учитывая того, что существуют понятия, охватывающие не одно-два, а комплекс органически переплетенных связей, отношений и качеств, многие политологи теряются перед этой многоплановостью. Одни говорят о политике как о реальных отношениях людей по поводу государственной власти, другие называют политикой взгляды и концепции о государственном устройстве и его совершенствовании, третьи видят в политике умение или искусство государственного управления, четвертые заявляют, что политика — это концентрированное выражение экономики и т.д. Обилие разнообразных характеристик политики, которые при поверхностном взгляде кажутся оторванными друг от друга и не сводимыми к общему знаменателю, и является, на взгляд автора, первопричиной алармистских настроений при попытках дать определение политики.

    Не отрицая сложности задачи, не следует поддаваться пессимистическим настроениям. Гораздо важнее в рассмотрении политики применить системный анализ, абстрагируя шаг за шагом ее конкретные аспекты и характеристики с тем, чтобы таким путем получить более полное представление о той системе органически переплетенных связей, отношений и качеств, которые во всей своей совокупности и выражаются понятием «политика».

    Трудно оспорить, что наиболее общим является представление о политике как понятии, характеризующем всю сумму реальных отношений граждан данного общества и его социальных групп по поводу существующего в нем государственного устройства. Это прежде всего отношения господства и подчинения между государством и его гражданами, а также возникающая из-за этого конкуренция и прямая борьба граждан и социальных групп за возможность использования государственной власти в своих интересах. Вместе с тем это еще и взаимодействие и противоборство общественных сил в связи с целями, средствами и действиями государственных органов.

    Если реальное отношение граждан и социальных групп кдействиям государственной власти составляют первый, непосредственный слой политики, то ее второй слой включает совокупность взглядов, концепций, установок, отражающих, осмысливающих как реальные политические отношения, так и пути развития государства. Речь идет о том, что определяет политику как специфическую форму общественного сознания, отличающегося от правовой или религиозной форм мировоззрения.

    Естественно, возникает вопрос: что составляет главное содержание политической формы сознания, да и самой политики, есть ли здесь какая-либо путеводная нить Ариадны, которая позволила бы во всем многообразии выражаемых в политике устремлений выбрать главные, ключевые? Да, есть! Это — экономические (насущные) интересы граждан и социальных групп. Именно они лежат в основе политики, в силу чего сама политика в значительной мере и является концентрированным выражением экономики. Если не вульгаризировать эту мысль, то она позволяет спускать на землю самые абстрактные политические баталии, противоборства возвышенных целей и высоких идеалов, обнаруживать за ними вполне конкретные экономические интересы и материальные устремления социальных групп и отдельных индивидов.

    Может показаться, что все основные стороны, аспекты политики как общественного явления уже охвачены перечисленными характеристиками, но это не так, ибо политика не есть нечто безличное, «ничейное». Конкретная политика — всегда результат сознательного выбора самих политиков, которые, учитывая общественные потребности и расстановку сил в обществе, из многих вариантов удовлетворения назревших потребностей стремятся выбрать наилучший. И здесь политика выступает как искусство возможного, как профессиональное умение правильно определить политические задачи, выбрать средства, принять необходимые решения и обеспечить их выполнение. Сфера политики как искусства — широкая сфера, ибо она в ходе анализа охватывает все стороны политики, политических отношений, решений и действий. При этом политик рассматривает их под своим углом зрения, оценивая и сравнивая имеющиеся политические последствия сделанного им выбора. Он сопоставляет удачи и провалы в реализации принятых решений через соотнесение результатов с задуманным и обещанным.

    По мнению Д.В. Ольшанского и В.Ф. Пенькова, «в современном понимании политика — это не только отношения доминирования-подчинения, а особый род деятельности специальных людей, политиков, заключающийся в координации чужих интересов. По мере развития и усложнения общества интересы образующих его людей, малых и больших групп, социальных слоев населения вступают в неизбежные противоречия. Для того чтобы эти противоречия не препятствовали, а напротив, способствовали общественному развитию, постепенно возникла политика» [114 -30].

    Вся суть политики вовсе не исчерпывается данным перечнем разных сторон политики, характеристикой ее неодинаковых аспектов (остается, скажем, связь политики и идеологии; политической теории и государственной практики; проблема судеб государства и политики и т.д.). Но все же можно утверждать, что, взятая в совокупности, в единстве даже только названных сторон и аспектов, политика все же выступает как вполне определенное общественное явление, нерастворимое в других социальных явлениях и не отождествляемое с ними. Само собой разумеется и то, что политология, если она действительно претендует на аккумуляцию знаний о политике, должна стремиться дать представление и обо всей совокупности аспектов самого этого феномена.

    Ядром этой сферы человеческой жизнедеятельности являются отношения и действия, связанные с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти, участием в формировании ее конфигурации, в определении форм, задач и содержания деятельности государства. Государственная власть – это совокупность социальных ресурсов, созданных усилиями множества людей многих поколений. В этой связи можно привести мнение А.А. Мирошниченко, утверждающего, что «политика — это такой … вид деятельности, сущностью которого является использование «чужих» ресурсов для достижения «своих» целей. Речь идет об использовании принципиально «чужих» ресурсов, которые перед началом какого-либо политического акта политику не принадлежат. Единственный его собственный изначальный ресурс — харизма и умение управлять интересами других людей» [103 -10].

    Вопреки вульгаризаторам от марксизма, выводящим политику только из наличия классов и их борьбы, в действительности политика возникает вместе с возникновением государства и существует вместе с ним, независимо от того, есть ли в обществе антагонистические классы и классовая борьба. Хотя, разумеется, там и тогда, где налицо антагонистические классы, государство является дополнительной политической силой экономически господствующего класса. В этом случае борьба между классами-антагонистами неизбежно обрекает состязание за государственную власть, за осуществление ею определенных действий на острую и непримиримую политическую борьбу.

    Не менее бесплодными представляются и противоположные попытки — оторвать политику от государства и интересов социальных групп, изобразить в качестве политики любую форму управления людьми: при таком подходе политика непозволительно расширяется, ибо тогда любые управленческие действия (внутри семьи, на стройке, на охоте, в учреждении или армии) объявляются политикой (а в таких случаях речь идет о целенаправленной деятельности людей в неполитической сфере социума). Но даже если связать политику со всеми отношениями и действиями людей, социальных групп по удержанию, завоеванию и использованию государственной власти, то не следует думать, что тем самым преодолены все сложности с определением политики.

    Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как целенаправленную деятельность социальных групп и представляющих их индивидов по осознанию и представлению своих противоречивых коллективных интересов, в процессе борьбы за право контроля и использования политической власти в рамках государственной системы и общественных институтов.

    § 2. Структура, функции и границы политики
    В определении политики выражена сложность, противоречивость и многовекторность ее как социального феномена. Роль этого феномена обусловлена универсальностью, всеохватывающим распространением, способностью воздействовать практически на любые события общественной жизни: от масштаба государства до проблем личности. Политика теснейшим образом связана с экономикой, правом, культурой, моралью. Она стержень и сущность социума.

    Политическая сфера — важнейшая область функционирования общества, в которой коренятся истоки политической деятельности во всем ее многообразии и развитии, реализуются политические интересы классов, других социальных групп и слоев, наций, народностей, отдельных людей посредством политических отношений, действий, поведения. Политическая сфера общества представляет собой совокупность явлений, имеющих различную природу, но непосредственно связанных с властью. К ним относятся институты, организации, отношения, нормы, идеи, программы, интересы, мотивы, установки и т.п. Сфера обеспечивает инфраструктуру государственно-политической организации и интересы всего сообщества.

    Отличие политической сферы общества от других сфер определяется тем, что она выполняет главенствующую роль по отношению к ним. Такое положение обусловлено обязательностью выполнения принятых в ее рамках законов, решений, указов, предписаний, инструкций всеми другими общественными сферами. Именно в силу неразрывной связи с властными детерминантами политическая сфера имеет (особенно в переходные и судьбоносные периоды развития общества) приоритеты по сравнению с другими его сферами. В то же время политика тесно связана со всеми другими сферами, зависит от них, подпитывается за их счет идеями, людьми и другими ресурсами. Политика выступает концентрированным выражением и экономики, и культуры, и поведения, и мировоззрения людей.

    Политическая сфера общества — область социальной жизни, охватывающая политические отношения данного сообщества, деятельность его субъектов. Ее образуют взаимоотношения больших социальных групп, слоев, наций и государств, общественно-политических организаций, движений и сил в процессе решения различных политических проблем как внутри страны, так и за ее пределами. К числу структурных компонентов политической сферы общества относятся: политические отношения, деятельность, поведение и функционирование субъектов политики, политическая система, включающая государство, политические партии, политические движения и общественные организации в той мере, в какой они вовлечены в политическую жизнь, политико-правовые нормы и традиции, политическое сознание, культуру и коммуникацию.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта