Кузнецов, Риторика. Кузнецов Риторика. Учебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К
Скачать 1.43 Mb.
|
6.4. Подготовка устного выступления ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ Умение выступать в публичных аудиториях является од ной из важных особенностей деятельности любого руководи теля. Многие люди от природы имеют дар устного выступле ния. Они могут произносить речи экспромтом, без видимых уси лий, легко говорят в любой момент, доставляя удовольствие себе и слушателям. Но не каждый наделен способностями выдающегося орато ра. Многих путает сам факт появления на публике. Этой бояз нью страдают даже люди, вполне уверенные в себе в других ситуациях. Многих беспокоит необходимость выступлений, и 453 они стремятся, чтобы их ораторские способности соответство вали их профессиональному мастерству в других сферах дея тельности. Они искренне хотят выйти на трибуну и выразить свои мысли наилучшим образом, но им трудно это сделать. Карьера таких лиц может застопориться, потому что, стра шась предстоящего публичного выступления, они ищут любой предлог, чтобы уйти от него или перепоручить комунибудь. Между тем люди, которые часто отменяют свои выступления, лишают себя возможности улучшить репутацию. Для таких лю дей полезным может оказаться содержание данного раздела. При наличии соответствующей тренировки и опыта любой человек может произнести речь, которую положительно оценят и запом нят слушатели. Подготовка таких речей требует работы и знания. Этот материал поможет овладеть искусством подготовки и произнесения речей независимо от того, обладаете вы да ром слова от природы или вам требуются помощь и приложе ние значительных усилий, чтобы стать хорошим оратором. Следует иметь в виду, что формирование навыков уст ных выступлений (как и навыков, развитие которых реко мендуется в других разделах пособия) требует серьезной самостоятельной работы и планомерных усилий. Важна так же помощь близких вам людей, которым вы доверяете, а также наличие соответствующих технических устройств, спо собствующих обеспечению эффективной обратной связи, не обходимой при выполнении индивидуальных упражнений (ви деокамеры, видеомагнитофона и телевизора). Лишь при выполнении этих условий гарантируется ус пех. Мы не обещаем вам качеств выдающегося оратора, но ваши выступления будут привлекать внимание людей и способствовать формированию и развитию вашего имиджа. ПОВЕДЕНИЕ В ХОДЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ Настройтесь на аудиторию. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. При несоответствии постарайтесь “навести мосты взаимопонимания”. 454 Держитесь во время выступления уверенно, демонст рируя твердую убежденность в своих словах. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, убеди тесь в том, что она готова к восприятию ваших слов. Начи' найте говорить только после того, как установится ти' шина. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, пос ле которого должна последовать секундная, а в случае необходимости — и более длительная пауза. Вступительные слова не должны быть громкими. Это поможет лучше контролировать ход выступления и привлечь внимание аудитории. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее ни слишком быстро, ни монотонно. Во время выступления ваш взгляд должен быть направ лен на слушателей. Не избегайте взглядов, направленных на вас, не смотрите в одну точку. Наблюдайте за реакцией ауди' тории. Если вы заметили, что только что сказанные вами слова вызвали оживление слушателей, постарайтесь развить затрону тую тему. Это поможет завоевать аудиторию и вызвать ее одо брение. Переходите к изложению главного вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей. Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступле' ния. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какието моменты чувствуете себя неуверенно. Не вступайте в дискуссию, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас из равновесия. Скажите, что после выступления вы охотно от ветите на любой вопрос. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе дальнейшего выступления дискуссионные вопросы могут быть сняты. В критические моменты выступления необходимо говорить особенно убежденно, уверенно, артикулируя каждое слово. Не лицеприятные для аудитории моменты выступления следует подкреплять очевидными примерами. Не забудьте подчеркнуть, что насущная необходимость заставляет вас затронуть подоб 455 ную тему. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комп лиментами слушателям. Если заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте голос. Обобщающие выводы должны быть логично связаны с со держанием речи. Заканчивая выступление, не забудьте побла' годарить присутствующих за внимание. КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ РЕЧИ Вступление Задачи: • вызвать интерес к теме; • установить контакт с аудиторией; • подготовить слушателей к восприятию речи. Приемы привлечения внимания: • обращение; • изложение цели выступления, обзор главных момен тов, которые предстоит сообщить; • прием сопереживания; • парадоксальность ситуаций; • апелляция к интересам аудитории; • прием соучастия; • обращение к событиям, неизвестным аудитории; • апелляция к географическим или погодным условиям; • обращение к речи предыдущего оратора (ораторов); • апелляция к авторитетам или известным аудитории источникам информации; • апелляция к собственной личности; • юмористическое замечание; • вопросы к аудитории. Основная часть Задачи: • сообщить информацию; • обосновать свою точку зрения; • убедить аудиторию; • побудить слушателей к конкретным действиям. 456 Принципы построения: Заключение Задачи: • суммировать сказанное; • повысить интерес к предмету речи; • подчеркнуть значение сказанного; • поставить задачи; • призвать к непосредственным действиям. Методы: • краткое повторение основных проблем (выводов); • обобщение сказанного; • указание перспектив; • иллюстративная концовка; • лозунг. РАЗВИТИЕ НАВЫКА ВЫСТУПАТЬ ЭКСПРОМТОМ Для того чтобы научиться выступать экспромтом, целесообразно применять следующее упражнение: • напишите названия тем на отдельных карточках, сло жите их, вытащите одну наугад; • сузьте тему до того, о чем вы можете говорить (ничего не записывайте. Все шаги этого упражнения нужно делать мысленно), примите во внимание аудиторию; • обдумайте основную мысль или пункты, о которых вы хотели бы сказать; • решите, каким будет заключение. Что бы вы хотели донести до слушателей или сделать, когда закончите произ носить речь? Информационная речь Агитационная речь Хронологический Пространственный Описательный Сравнительный Причинно-следственный Индуктивный Дедуктивный По аналогии Причинно-следственный Тактический 457 Примечание: опасность выступления экспромтом заключа ется в том, что вы не знаете, когда закончите. “Несколько слов” могут превратиться в бессвязную риторику, если у вас в голове нет четкого заключения до того, как вы начнете говорить. • начните с главного утверждения, которое позволит слушателям узнать, о чем вы собираетесь говорить; • мысленная подготовка должна проходить по тем же пунк там, которые рекомендуются для подготовки речей. Следует, однако, учесть, что времени при выступлениях экспромтом гораздо меньше. Подготовка и вступительное утверждение должны занимать не более 15 секунд. После соответствующей практики вы сможете уменьшить его до пяти секунд; • когда почувствуете, что готовы, начинайте говорить вслух, хорошо будет записать себя на диктофон. При анализе выступления ответьте на следующие вопросы: • Вы придерживались темы? • Вы осветили те пункты, которые мысленно наметили? • Было ли заключение сильным? При необходимости выступления экспромтом на соJ браниях целесообразно учитывать следующее: • Изучите повестку дня собрания. Беспокоят ли вас ка киелибо пункты? Есть ли связь какихто пунктов с тем, что вы делаете? • Кто будет присутствовать на собрании? Могут ли быть у когонибудь скрытые планы относительно вас? • Даже если этого нет в повестке дня, просмотрите то, над чем работаете, работали раньше или собираетесь работать в будущем. Ознакомьтесь с последними фактами и показателями. Если к вам обратились с вопросом... • Убедитесь, что поняли вопрос. Перефразируйте его или попросите уточнить. • Отведите взгляд от задавшего вопрос. Сконцентрируй тесь на том, что хотите сказать. Быстро определите основ ные моменты. Обдумайте заключение. 458 • Одна из наилучших форм экспромта — сделать так, что бы основные пункты охватывали прошлое, настоящее и бу дущее. • Подкрепите основные мысли специальными сведения ми. Если у вас нет их с собой, заявите, что всем заинтересован ным предоставите информацию позднее. • Используйте отведенное вам время, сохраняя спокойствие. • Избегайте бессмыслицы, отвлечения от темы, извине ний, не изображайте удивление, остерегайтесь недооценки собственных сил и возможностей. • Подойдите к четкому заключению или заканчивайте говорить. (Существует выражение: “Встаньте, выскажитесь и замолчите”. Это хороший совет. Следуйте ему.) ПОДГОТОВКА К ПРОГРАММНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ. ПОДГОТОВКА ТЕКСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ • Старайтесь не говорить только по конспекту, хотя его наличие обязательно при ответственном выступлении. Точно фиксируйте время, необходимое для произнесения речи. • Пишите так, как говорите, а не как пишете (закончив редактирование текста и прочитав его вслух, уберите из док лада все, что не звучит как живое слово). Рекомендуется так же заключать в скобки фразы, которые в случае необходи мости можно опустить. • Включите в каждый абзац трипять предложений (ина че вы можете потерять то место, на котором остановились). • При написании используйте преимущественно глаголы в активной, а не пассивной форме. (Сказать: “Мы открыли пять новых филиалов” — правильнее, чем “Нами были от крыты пять новых филиалов”.) • Ограничивайте количество слов в предложении (слу шателям будет трудно воспринимать слова докладчика, если предложения будут длинными). • Доклад должен быть отпечатан аккуратно и ясно. Перепечатайте его через два интервала шрифтом, который 459 вам будет легко прочесть. Оставляйте между абзацами проме жуток в три интервала. • Подчеркните слова или фразы, которым вы придаете особое значение (сделайте на полях доклада пометки, помо гающие выразительной подаче текста). • Напишите слово “пауза” рядом с теми пунктами, где нужно сделать драматическую паузу. Как следует репетировать • Если текст написали не вы, найдите время ознакомить ся с ним до выступления. • Репетируйте вслух, произнесите те пункты и факты, которые вам запомнились. • В ходе репетиций читайте так, как говорите, а не так, как читаете. • Успех выступления “по написанному” зависит от ваше го умения запоминать и читать, но не пытайтесь заучивать. Репетируйте, чтобы запоминать идеи, а не слова. • Прочитайте про себя текст. Это поможет вам выделить главное, когда будете читать речь, чтобы у слушателей оста лось то же впечатление, что и у вас после прочтения про себя. • Взгляните на страницу, молча прочитайте группу слов. Поднимите глаза и произнесите их, глядя на аудиторию и вкладывая в слова точный смысл. Продолжайте репетировать. • Если есть возможность, репетируйте со слушателями. Особенно полезно репетировать с человеком, который смо жет стать вашим редактором и будет честно критиковать вашу речь. • Отрабатывайте визуальный контакт с аудиторией, же сты и паузы в наиболее ответственные моменты выступле ния. Вы должны научиться читать не хуже телевизионного комментатора. • Во время выступления нужно держать голову подня той. Если вам это непросто, смотрите на слушателей в нача ле предложения и — что более важно — когда его заканчи ваете. Не позволяйте голове и голосу падать в конце фразы. Это перечеркивает все, что вы сделали. 460 • Тренировки позволят с каждым разом читать и произно сить всё бо′льшие куски текста. Со временем вы сможете заста вить слова “плавно подниматься со страниц и оживать”. • Репетируя, читайте текст с энтузиазмом и выражени ем. Во время репетиций не бойтесь преувеличивать. Все бу дет выглядеть нормально во время реального выступления. • Запишите все на кассету и прослушайте ее — все дол жно быть, как при реальном выступлении. Проверьте, на сколько живо звучит текст. Создается ли впечатление, что вы говорите, а не читаете? • Читая текст, пользуйтесь пальцем как указкой. Если потеряли место, где читали, когда поднимали и опускали взгляд, не показывайте вида и не впадайте в панику. Найди те место, на котором остановились, даже если придется по вторить фразу. Сделайте на ней ударение: пусть всем пока жется, что так и было задумано. • К концу текста замедлите темп. Читайте, глядя прямо на слушателей. Ваш голос должен звучать сильно и напря женно. Таким образом вы дадите слушателям понять, что произносите заключительную мысль. • Засекайте время, затраченное на репетицию. Оставай тесь в рамках отведенного вам времени. Не ускоряйте выс тупление, лучше говорите чуть медленнее, чем делаете это обычно. Уберите лишний материал и сожмите выступление. • Запишите однудве репетиции на видеомагнитофон. По смотрите на себя объективно. • Хотя бы одну репетицию проведите в той одежде, в которой будете выступать, тогда во время выступления бу дете чувствовать себя в ней комфортно и уверенно. Вопросы для самопроверки при просмотре репетиJ ций на видеокассете: • Был ли создан хороший визуальный контакт? Охватил ли я взглядом всех слушателей? • Звучал ли голос живо и заинтересованно? • Показался ли я естественным и серьезным? • Выражались ли мысли спокойно и логично? 461 • Можно ли было выделить основную часть? • Была ли достигнута цель речи? • Были ли жесты свободными и уместными? • Не передал ли я нервозность слушателям своими мане рами, жестами и голосом? • Не употреблялись ли в выступлении лишние слова, которые ослабляли значение моих доводов (“может быть”, “значит” и др.)? • Не говорилась ли речь в излишне быстром темпе, кото рый заставлял слушателей напрягаться, чтобы успевать за мной? • Использовался ли более медленный темп речи, чем обычно, для выражения наиболее важных мыслей или уси ления значимости идей? • Была ли речь понятной для слушателей? • Оправданно ли использовались наглядные пособия? • Проявляется ли в выступлении соответствующий имидж? Соответствовала ли одежда выбранному имиджу? Что нужно сделать перед выступлением? • Проверьте свои записи или текст речи. Лежат ли они в нужном порядке? • Ознакомьтесь с новой информацией. Может ли она по влиять на ваше выступление? Будьте готовы чтолибо изме нить. • Держите руку на пульсе событий. Для вашего выс тупления могут иметь значение решения, принятые нака нуне. • Если вы выступаете совместно с кемто, оставьте вре мя, чтобы встретиться с ним и окончательно согласовать вы ступления. • Появитесь на месте заранее. Осмотрите помещение и, если нужно, измените чтонибудь. • Проверьте микрофон (если будете его использовать). • Если вы используете слайды, просмотрите их, убеди тесь, что они сложены в нужном порядке, проверьте и сфокусируйте проектор и т. д. 462 • Проверьте, нет ли отвлекающих моментов. Печатный материал на стенах, развешенные плакаты будут отвлекать слушателей от вашего выступления. • Проверьте свой внешний вид перед зеркалом, убеди тесь, что прическа в порядке. • Если вам на трибуне нужна вода, проверьте, есть ли она там. Не полагайтесь на других. • Если вы находитесь за столом президиума, не забы вайте о том, что вы “главная фигура”. Аудитория смотрит на вас в ожидании. • Когда вы поднимаетесь, чтобы начать речь, держитесь уверенно. • Перед тем, как начать говорить, сделайте паузу. Сосчитай те до трех. Посмотрите на слушателей. Утвердите свое при сутствие. Сконцентрируйтесь на дыхании. Если приходится читать с листа... Читать текст выступления или доклад сложнее, чем выступать с импровизированной речью. Это требует боль' шей практики и подготовки по следующим причинам: • при чтении голос теряет воодушевление и живость; • читая без подготовки, можно потерять контакт со слушателями; • если читать без подготовки, темп речи ускоряется и появляется монотонность. Подготовка к чтению с листа • Текст для выступления по форме должен отличаться от текста, который вы отдаете в печать. • Используйте крупный формат строк. • Текст должен быть напечатан с двойными интервалами между строками и тройными — между абзацами. • Каждый основной пункт начинайте с новой страницы. При чтении новой страницы в голосе всегда присутствуют подъем и энергия. Это важно при переходе к новому пункту. • Абзац не должен переноситься на новую страницу, так же нужно поступать и с предложениями. Вряд ли стоит переворачивать страницу на середине мысли. 463 • Используйте только одну сторону листа: толстая стопка бумаги еще не означает длинную речь. • Нумеруйте страницы. Предпочтительнее ставить но мера в правом углу листа. • Не скрепляйте страницы: перед выступлением сними те все скрепки. • Вы можете пометить текст в том месте, где хотите сделать наибольший акцент, прочитать медленнее или вы держать паузу, но не делайте слишком много пометок. • Сделайте два текста — для репетиций и выступления. Перенесите в последний лишь те пометки, которые абсо лютно необходимы для выступления. • Окончательную репетицию проводите с текстом для выступления. • Кафедра (пюпитр) должна быть удобной, чтобы вам не приходилось опускать голову при чтении. • Убедитесь, что кафедра не закрывает вас. При чтении текста вы должны быть уверены, то все слушатели хорошо вас видят. • Во время репетиций вы можете понять, что некото рые предложения слишком длинны и громоздки, есть слова, которые трудно произносить. Замените их, чтобы вам стало легче говорить. • Никогда не давайте текст слушателям перед выступ лением — они пришли не для того, чтобы проверить вашу способность читать вслух. Исключение можно сделать для журналистов. • Активно используйте голос, старайтесь включить свои актерские способности. • Предложения не должны быть длинными и состоять более чем из 15 слов. • Используйте фразы разной длины, чтобы за одним длинным предложением не следовало другое. • Построение предложений должно быть простым и яс ным, избегайте условных предложений. 464 • Не употребляйте жаргонных слов и специальных терми нов. • Исключите неясные и ничего не значащие определе ния и наречия: заметно, чрезмерный, совершенно, приблизи' тельно, незначительный, лучше, обоснованно, относитель' но, значительный, отчасти, существенный, достаточный, подходящий, разнообразный. • Избавьтесь от “мертвых” фраз, словесных штампов и лишних слов. Не нужно употреблять фразы “в текущий мо мент”, “в настоящий момент”. Используйте слово “сейчас”. • Уберите из выступления ничего не значащие выраже ния типа: “по сути дела”, “честно говоря”, “я должна доба' вить”, “интересно отметить”, “на это необходимо обра' тить внимание”, “ это следует запомнить”, “стоит ска' зать”, “для вашего сведения я могу сказать”, “могу ли привлечь ваше внимание”, “позвольте сказать” и др. • Упрощайте времена глаголов. Придерживайтесь про стого настоящего, прошлого и будущего (“мы идем”, “мы шли”, “мы пойдем”). Избегайте сложных времен (“мы соби' раемся пойти”, “мы бы пошли”). • Приводя цитату из книги, употребляйте настоящее вре мя (“Лев Толстой напоминает нам...”, “Чехов говорит об этом по'другому”) за исключением упоминания конкретного вре мени (“У. Черчилль в 1942 году постановил...”). |