Кузнецов, Риторика. Кузнецов Риторика. Учебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К
Скачать 1.43 Mb.
|
ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ПОЛЕМИКИ • умейте правильно выделить и четко сформулировать предмет полемики; • не упускайте из виду главных положений, изза кото рых ведется полемика. Не переходите ко второму, третьему и т. д. тезисам, не закончив обсуждения первого. Нередко уча 477 стники удаляются от предмета полемики и не могут вспомнить, изза чего она началась; • относитесь с уважением к оппоненту. Можно опровер гать его, не оскорбляя чужих убеждений насмешками, рез кими словами, “навешиванием ярлыков”; • умейте четко определить свою позицию в полемике. Она становится более плодотворной, если у участников обо значится общность исходных позиций, начальное взаимопо нимание, единая платформа для обсуждения нерешенных вопросов; • научитесь правильно оперировать понятиями. Важно, чтобы оппоненты вкладывали в употребляемые термины одинаковое содержание. В противном случае это может при вести к двусмысленности, непониманию позиции партнера и спору о словах; • научитесь слушать оппонента, старайтесь не переби вать его. Это необходимое условие правильного понимания его позиции, верной оценки существующих разногласий; • умейте слышать. Старайтесь точно понять то, что именно утверждает противная сторона. Не приписывайте оппоненту побочных мотивов; • не старайтесь обязательно во всем противоречить противнику. Иногда бывает полезно согласиться с его довода ми. Но, согласившись, постарайтесь дать понять, что они не имеют отношения к предмету полемики и не показывают пол ной правоты оппонента; • не горячитесь, старайтесь вести полемику спокойно. Из двух равных по силам оппонентов победителем окажется тот, кто обладает большей выдержкой и хладнокровием, так как его мысль работает спокойно; • следите за тем, чтобы в ваших доводах не было противоречий; • соблюдайте культуру речи; • не спешите признавать себя побежденным, даже если доводы противника кажутся вам, на первый взгляд, убеди тельными; 478 • умейте быстро распознавать нечестные уловки и указы вать на них; • не бойтесь критики в свой адрес. Критика часто помо гает увидеть слабости, от которых надо скорее избавиться; • если сознаете свою ошибку, не упорствуйте, “спасая честь мундира”, а признайте ее, чтобы потом не расплачи ваться более дорогой ценой; • не допускайте “эффекта бумеранга” — прогнозируй те, просчитывайте последствия своих слов. 6.5. Совершенствование навыков устной речи МОНОЛОГ Академический словарь русского языка определяет мо нолог как “речь наедине с самим собой или продолжитель ная речь одного лица, обращенная к слушателям”. Устная монологическая речь является сложной формой речевой ком муникации. Монологическая речь есть процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям со своими сообра жениями по определенной тематике, облеченными в соот ветствующие языковые формулировки, с определенной це лью, по определенному поводу и при определенных обстоя тельствах. Целью монологического высказывания может быть либо информирование слушателей, либо пробуждение в них тех или иных чувств и эмоций, либо побуждение их к определен ным действиям. В соответствии с этим выделяют информаци онную речь (выступление), убеждающую и побуждающую. Информационная речь в основном имеет функцию пе редачи и обогащения знаний. Осуществляя эту функцию, вы ступающий должен учитывать интеллектуальные способнос 479 ти восприятия информации, а также познавательные возмож ности слушателей. Видами информационной речи являются сообщение, от чет, выступление на собрании, митинге и других подобных мероприятиях, доклад и т. д. При изложении материала рекомендуется пользоваться достоверной информацией, ло гически безупречной аргументацией, учитывая причинно следственную взаимосвязь явлений. В убеждающей речи на первом плане эмоциональный аспект, поэтому необходимо учитывать восприимчивость слу шателей, их эмоциональную культуру. Сюда относятся тор жественная речь, поздравительная, поминальная, напутствен ная и др. Выступая с такой речью, следует избегать излишней сен тиментальности при выражении радости, скорби, уважения. Выступающий должен воспитать в себе умение психологи чески правильно “настроиться” на слушателей на основе зна ния их запросов, эмоциональности, актуальной жизненной ситуации. Побуждающая речь направлена в основном на то, что бы побудить слушателей к тем или иным действиям, воздей ствуя прежде всего на их волю. Наиболее употребительные формы такой речи: призыв к действиям, речь протеста, по литическая речь и др. Высказывания побуждающей речи должны быть кратки ми и направленными на выявление следующих вопросов: — Что необходимо сделать? — Почему это необходимо сделать? — Как это сделать ? Во всех видах выступлений речевые средства выбирают ся в зависимости от предмета речи, слушателей и поставлен ной цели. Предмет речи оказывает существенное влияние на язык и стиль выражения. Например, научный доклад о результатах математических исследований перед экспертами будет отли чаться максимальной объективностью и точностью в использо 480 вании терминологии, научнотеоретическими абстракциями, понятными для экспертов, отказом от приемов разговорной речи. Поздравление сотрудниц по случаю Международного жен ского дня 8 марта будет высказано эмоционально, субъектив но, непринужденно, с использованием общеупотребительной лексики и экспрессивных приемов речи: образности, посло виц, поговорок, юмора. Призывы к оказанию помощи пострадавшим в районе бедствия будут характеризоваться проникновенностью, крат кой аргументацией, концентрацией на мотивировке, четко сформулированной ожидаемой реакцией слушателей, обще употребительной лексикой, позволяющей легко и быстро усваи вать сказанное. Слушатели также отличаются друг от друга в зависи' мости от: • жизненного, профессионального или политического опыта; • условий труда, жизненных целей и обстоятельств; • политической организованности и общественной актив ности. Поэтому при подготовке информационной речи следует сконцентрировать внимание на предмете изложения и увя зать это с интересами слушателей и поставленной целью. Составляя план убеждающей речи, в первую очередь не обходимо учитывать подготовленность слушателей, их жиз ненную ситуацию и отношение к теме выступления. При подготовке побуждающей речи основную роль игра ет поставленная цель: побудить слушателей к конкретным действиям, а не к односторонней философской рефлексии. Далеко не всегда эти виды речей реализуются в чистом виде. В информационной речи не исключается возможность использования призыва, в убеждающей не всегда можно обой тись без обоснования, доказательства, опровержения, а в по буждающей нередко использование эмоциональных средств изложения. 481 СТРУКТУРА МОНОЛОГА Устная монологическая речь состоит из трех частей: вступ ление, основная часть и заключение. Во вступлении устанавли вается связь между темой, слушателями и выступающим с це лью привлечь внимание слушателей к предмету изложения. Иногда значение вступления переоценивают, считая его важнейшим условием удержания внимания слушателей в ос новной части. К примеру, Линн Гарольд Хау, бывший прези дент СеверноЗападного университета, так ответил на воп рос Д. Карнеги о том, что он считает наиболее важным для оратора: “Захватывающее начало, которое сразу же при влечет внимание”. Удачное начало, конечно же, создает атмосферу ожи дания, интереса, но, если в основной части оратор не оп равдает этих ожиданий, разочарование и потеря интереса к теме неизбежны. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более эффектным, не традиционным для данной ситуации. В качестве примера можно привести следующие речевые приемы, которые используются ораторами во вступитель' ной части речи: • ретроспективный обзор затрагиваемой темы; • обоснование необходимости рассмотрения темы с пози ций сегодняшнего дня; • разъяснение основных понятий темы; • краткое изложение производственной (или какой иной, в зависимости от аудитории) деятельности слушателей и их трудовых успехов; • перечисление благоприятных предпосылок, облегчаю щих слушателям восприятие затронутой темы; • изложение ошибок, предрассудков, одностороннего под хода к проблемам темы речи; • использование для установления контакта с аудитори ей поговорок, цитат, анекдотов, сравнений; • изложение плана предстоящей речи; 482 • отказ от вступительной части, т. е. изложение начинает ся сразу же с сути темы. В основной части с помощью логически безупречных и достоверных аргументов раскрывается суть темы. Аргумен тация побуждает слушателей к творческому осмыслению темы, приглашает к диалогу и дискуссии. При изложении основной части выступления оратор дол жен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизмен ным, чтобы на него “нанизывались” все аргументы, подчер кивая и укрепляя те или иные его аспекты. Если у слушателей нет достаточных теоретических зна ний по тематике выступления и навыков абстрактного мыш ления, то лучше использовать метод индукции: от изложе ния типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и обобщению. При дедуктивном методе, наоборот, от общих законо мерностей переходят к детальным характеристикам и оцен кам конкретных процессов и явлений. Если оратор предполагает, что слушатели мало склонны принимать выдвигаемые доводы, то самые убедительные и интересные для них аргументы он переносит в начало основ ной части. В других же случаях сильнейшие аргументы при водятся “под занавес”, поскольку готовность слушателей со гласиться с выводами при этом постепенно возрастает. В речи нередко используется такой речевой прием, как смена аспектов в процессе аргументации: посмотреть на про блему с другой стороны; оставить в стороне технический ас пект предмета и рассмотреть его с экономических, социальных или иных позиций. В заключении подводится итог выступления. Здесь так же имеются свои особенности. Если оратор не вписался в регламент, то он вынужден прервать выступление на полу слове, что придает речи в целом незавершенность, недоска занность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая основная часть выступ ления. 483 Заключение должно быть естественным и вытекать из содер жания и коммуникативной цели выступления, иначе придется прибегать к искусственным фразам типа: “А теперь мне хотелось бы перейти к заключительной части выступления”. В качестве рекомендаций можно предложить следую' щие варианты (речевые приемы) заключения: • изложить основную мысль выступления в виде тезисов; • сделать заключительные выводы (заключительный вы вод) из своих высказываний; • высказать свое личное отношение к содержанию выступления; • указать на еще не решенные проблемы; • апеллировать к слушателям (предостережение, поже лание, призыв к действиям и т. д.); • привести остроумное высказывание; • сославшись на регламент, поблагодарить за внимание и предоставленную возможность изложить перед слушателями свои мысли. Структура монолога может реализовываться в конкрет ном выступлении через тот или иной план речи, увязываю щий три ее составные части. А в заключение несколько советов, которые приводят Бер' бель и Хайнц Швальбе в книге “Личность, карьера, успех”. 1. Настройтесь на аудиторию. 2. Сперва выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории. Если ваши интересы расходятся с ее интересами, попытайтесь навести мосты взаимопонимания. 3. Держитесь во время выступления уверенно, демонст рируя твердую убежденность в своих словах. 4. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедить ся в том, что она готова к восприятию ваших слов. 5. Начинайте говорить только после того, как устано вится тишина. 484 6. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, пос ле которого должна последовать секундная (в случае необходи мости и более длительная) пауза. 7. С первых же слов внимательно наблюдайте за реак цией аудитории. 8. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быс тро и ни в коем случае не говорите монотонно. 9. Если вы заметите, что часть аудитории менее внима тельно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней. 10. Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настоль ко, чтобы аудитория почувствовала, что вы хотите специ ально взбодрить ее). 11. Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь немедлен но развить затронутую тему. 12. В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите на главную тему выступления. Положительные эмоции, вызванные вами у слу шателей, помогут вам добиться у них одобрения ваших слов. 13. В момент душевного подъема, вызванного одобрением аудитории, не теряйте все же самоконтроль. 14. Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия. 15. Не вступайте во время выступления в дискуссии, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиграете для себя время, чтобы настроиться на дискус сию. Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссионных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама по себе отпадет. 16. В критические моменты выступления необходимо гово рить убежденно, уверенно, акцентируя внимание на каждом слове. 17. Старайтесь нелицеприятные для аудитории места ва шего выступления подкреплять очевидными примерами. 485 Подчеркните, что лишь насущная необходимость заставляет вас затрагивать подобную тему, а затем сгладьте остроту несколькими комплиментами. 18. Не делайте обобщающих выводов, не оправданных с рациональной точки зрения, даже если вам показалось, что аудитория их от вас ждет. 19. Ни в коем случае не демонстрируйте, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какието моменты чув ствуете себя неуверенно. 20. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить при сутствующих за внимание. Никогда не допускайте, даже если соблазн велик, чествовать себя после выступления или убла жать свое самолюбие “несмолкаемыми” аплодисментами. ДИАЛОГ В общем виде диалог как форма речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством язы ка. Но с содержательной стороны диалоги могут существенно отличаться в зависимости от целей и задач, которых стре мятся достичь участники, языковой организации (структуры и характера чередования реплик), языкового “наполнения” (выбор лексики, стиля речи и т. д.) и других факторов. Таким образом, диалог — это процесс взаимного обще ния, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Если ктото из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог. Если отказываются оба партнера, то, естественно, общение прекращается. Речевое поведение каждого участника диалога можно раз бить на такты: один такт — речь, другой — молчание. Эти такты постоянно сменяют друг друга, что позволяет считать диалог ритмическим процессом. Более того, соотношение речи и молчания — устойчивая ха рактеристика каждого человека. Это доказал еще в первой поло вине XX в. американский антрополог Элиот Чаппл. Он провел несложный эксперимент с 154 продавцами большого универма 486 га. С каждым продавцом около часа беседовал один и тот же экс периментатор. Он пользовался разработанной Чапплом ме тодикой стандартного интервью, согласно которой все продавцы были поставлены в одинаковые условия. Когда все продавцы в соответствии с их уровнем инициатив ности в диалоге были разбиты на группы (оказались три такие группы), то в первую группу, с большим преобладанием речи над молчанием, вошли все лучшие по экономическим показателям продавцы. Отсюда уместно допустить, что ритм диалога спосо бен оказывать влияние на деловые качества представителей тех профессии, которые основаны на общении с людьми. Выделяют два класса диалогов: информационный и интер претационный. Информационный диалог характерен для ситуаций, в которых к началу общения между партнерами имеется раз рыв в знаниях. Интерпретационный диалог характеризуется тем, что знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию. Следовательно, одним из основных условий диалогового общения является исходный (хотя бы небольшой) разрыв в знаниях. То есть если партнеры не будут сообщать друг другу новую (точнее, неизвестную) информацию по предмету диало га, а начнут обмениваться общеизвестными истинами (типа: “Цветной телевизор позволяет получать цветное изображение”, “Инвалидам без ног трудно передвигаться” и т. п.), то диалог не состоится. Более того, не состоится общение вообще как речевая коммуникация. Достаточная информативность диалога достигается не только за счет новизны сообщаемой информации, но и при помощи языковых средств, подчеркивающих новый аспект в восприя тии общеизвестной информации. С этой точки зрения нельзя не отметить исключительную информативность песен B. C. Высоц кого, что позволяет им и сегодня иметь эффект новизны и со переживания, свойственный диалогу. Например: Я не люблю, когда мои читают письма, // Заглядывая мне через плечо. 487 Здесь первая строчка не несет информации, которая бы “питала” общение (в самом деле, кто любит, когда читают его письма), но вторая буквально преображает первую, вос создает конкретную ситуацию (салон автобуса или трамвая), втягивает в диалог. Впрочем, избыточная информативность так же вредна для речевой коммуникации, как и неинформативность. Стро го говоря, сообщение с полным описанием внешнего мира противоречит нормальному общению, ибо из него почти не возможно выделить значимую информацию. Поэтому умение дозировать информацию — показатель речевой культуры. Следует иметь в виду, что низкая информативность не все гда на практике свидетельство недостаточной коммуникативной компетенции. Это может быть следствием нежелания партнера вступить в диалог. Отсюда, кстати, формальный смысл тех сло весных клише, которыми люди обмениваются в общественных местах, в транспорте и т. п., и этикетных форм типа “Привет!”, “Как жизнь?”, “Как дела?” — они не нацелены на диалог. Другим важным условием диалога является потребность в общении. Она возникает в ситуации, когда имеющееся у субъекта знание о предмете общения оказывается недостаточ ным. Присутствие в этой ситуации партнера, который реально или потенциально может быть источником неизвестной информации, делает вероятным возникновение диалога. Отсюда вытекает и такое условие, как детерминизм, т. е. соблюдение причинно'следственных связей. Оно заключает ся в том, что для наступления какихлибо событий должны быть причины, а также причины и следствия должны иметь связь и не быть произвольными. Разрыв этих связей ведет к нарушению нормального общения. Следующим условием нормального общения вообще и диа логического в частности является требование общей памяти. Согласно ему говорящие должны иметь хотя бы минималь ный общий запас сведений о прошлом. Кроме того, для диалога как специфической языковой фор мы общения необходимы хотя бы небольшие общие языковые 488 знания. То есть диалога не получится, если партнеры говорят на разных языках, если один из партнеров насыщает речь терминологией, заимствованной или иной лексикой, которой нет в активном запасе лексики у другого, и в ряде других случаев отсутствия общего языкового знания. |