Кузнецов, Риторика. Кузнецов Риторика. Учебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К
Скачать 1.43 Mb.
|
7.3. Технические параметры речи Существуют три категории ораторов: одних можно слу шать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать или даже не смогут не слушать нас. Но от нашего голоса зависит, можно или нельзя нас слушать вообще. Голос — это мы и наши мысли. За весьма редкими исключениями, каждый человек от природы имеет голос, ко торый может стать отчетливым, сильным, богатым оттен ками. Голосовой аппарат состоит из четырех частей: дыхатель ных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов. Дыхательные органы —нечто вроде мехов; они включа ют легкие, мускулатуру, втягивающую воздух в легкие, и другие мышцы, которые для сильных и контролируемых вы дыханий, требуемых речью, выталкивают воздух из легких. Вибраторы — это голосовые связки. Они расположены горизонтально в дыхательном горле, где оно переходит в гор тань, и прикреплены к передней стенке так, что в ослаблен ном состоянии образуют римскую цифру V. 509 Когда они напряжены и сомкнуты, устремляющийся вверх из легких воздушный поток заставляет их быстро вибриро вать, порождая звуковые голосообразующие колебания. Резонаторы включают гортань, полости рта и носа. Они усиливают и обогащают звук, возникший благодаря действию голосовых связок. Изменения в форме и объеме полости рта придают во время речи отчетливость каждому звуку или со здают резонанс. Артикуляторы, наиболее важные из которых язык, губы, нижняя челюсть и мягкое небо, образуют из звуков слоги и слова. Эти четыре части голосового аппарата участвуют в создании пяти элементов голоса: а) звучности; б) темпа; в) высоты; г) тембра; д) артикуляции (вместе с произношением). Каждый из пяти элементов голоса в большей или мень шей степени зависит от всех четырех частей голосового ап парата и оказывает некоторое влияние на остальные эле менты. Например, неправильное дыхание порождает недо статочную звучность, которая в свою очередь искажает тембровую окраску или резонанс и может вызвать слишком высокий тон, недостаточную длительность звуков или неяс ную дикцию. Звучность Звучность голоса дает оратору возможность донести речь до всей аудитории. Наиболее частая претензия к неопытным ораторам и артистам выражается в настойчивых восклица ниях: “Громче!”. Высшая из похвал, которыми осыпают мо лодого оратора или актера многие благодарные слушатели, заключается в фразе: “Я слышал каждое слово, произнесен' ное вами”. 510 1. Звучность и выразительность Речь хороша в зависимости от повторяющихся в ней раз нообразных приемов выразительного подчеркивания. Выра зительность в пределах отдельного слова называется ударе' нием. Благодаря ударению можно иногда отличить одно по нятие от другого (мука — му′ ка, замок — замо′ к и т. д.). Ударение на слоге производится усилением звучности или напряжения в голосе. Выразительность также отмечает относительную важ ность того или иного слова в предложении. Сравните: “Я согласен с тобой” и “Я согласен с тобой”. Степень и род выразительности, кроме того, указывают глу бину чувства. Сравните фразу: “Я согласен с тобой” в случа ях, когда она говорится равнодушно или, наоборот, с убеж дением. Когда мы будем изучать другие элементы голоса — темп, высоту, тембр и артикуляцию, нам станет ясно, что они имеют непосредственное отношение к вопросам вырази тельности. 2. Как добиться звучности Что является психологической основой полноты звука? Это уверенность в себе и подъем, представляющие неотъем лемое условие хорошей во всех отношениях речи. Голос — второстепенный механизм. В нем не будет мощного, вырази тельного тона, если вы не уверены в себе и стоите на ногах ни жив ни мертв. Если вам не приходилось взять слово, чувствуя избыток подъема и хорошо вооружившись интересными фактами, — испытайте это! Наверное, вас самих удивит полное и послуш ное вам звучание голоса. Какова физическая основа звучности? В первую очередь, это правильное дыхание: а) глубокое дыхание; б) частое дыхание; в) контролируемое дыхание. а) глубокое дыхание Глубокое дыхание требует сильного, но не насильствен ного сокращения мышечной системы, связанной с процессом 511 вдоха. Главный орган вдоха — диафрагма, представляющая собой как бы перекрытие грудной клетки. В расслабленном состоянии она принимает форму перевернутой кверху дном чаши. При сокращении она оттягивается вниз, увеличивая пространство легочной полости и вызывая движение воздуха внутрь. Таким образом, сокращение диафрагмы втягивает воз дух в легкие. Сделайте глубокий вдох и обратите внимание, что произойдет. Ребра приподнимаются, грудная клетка рас ширяется, брюшные органы благодаря давлению диафрагмы опускаются — и вся грудная клетка увеличивается в объеме. Если во время речи полное и глубокое дыхание не нала живается, поищите причину. Возможно, благодаря недостат ку упражнений, довольно обычному среди ораторовженщин, диафрагма “не разработана” или запущена. А может быть, вследствие смущения у вас настолько напряжены мышцы, связанные с дыханием, что они мешают делать полный и глу бокий вдох. Можно подумать, что глубокий вдох требует много вре мени. Это неверно. Для достаточно полного вдоха понадобится не более полсекунды, и если вы будете вдыхать во время естественных по ходу речи пауз, последние окажутся небес полезными для выразительности голоса. б) частое дыхание Многие ошибочно считают, что вдох нужно делать на зна ках препинания или по окончании фразы. На одном вдохе можно произнести только короткую фразу, никоим образом не длин ную. Произведите опыт: сделайте глубокий вдох и произнесите следующую фразу, не возобновляя запаса воздуха: Упорно не поддающийся исправлению недостаток ра' дио и телевидения не в том, что они все еще далеки от технического совершенства, а в том, что тематика про' грамм и коммерческих передач за редкими исключениями находится в плачевном состоянии. Вы услышите, как по мере приближения к концу фразы неизбежно падают силы и звучность голоса. Многие ораторы 512 обычно с большой энергией начинают фразу и заканчивают ее, постепенно скатываясь к едва слышному, неразборчивому бор мотанию. Хорошая подача звука заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха. Снова произнесите только что прочитанную фразу, но на этот раз делайте паузы и вдохи в интервалах, указанных ниже: Упорно не поддающийся исправлению недостаток ра' дио и телевидения / не в том, что они все еще далеки от технического совершенства, / а в том, что тематика про' грамм и коммерческих передач / за редкими исключениями находится в плачевном состоянии. Обратите внимание, что один из результатов первого вдоха состоит в более сильной подаче слов не в том и совер' шенства. Равным образом вам уже заметно, как каждый пос ледующий вдох придает выразительность следующим за ним подчеркиваемым словам. в) контролируемое дыхание Многие ораторы обладают глубоким и довольно частым дыханием, и тем не менее с подачей звука у них неблагопо лучно. В большинстве случаев причина кроется в пассивном дыхании: в неумении достаточно использовать мускулатуру дыхания. Чтобы дать полный звук, воздух нужно выталки вать из легких. Он давит на голосовые связки, которые, в свою очередь, направят широкие звуковые волны через полость рта к ушам слушателя. Но давление воздуха на голосовые связки должно быть под контролем. Воздух надлежит выталкивать не весь разом, а с перерывами, с различной степенью быстроты и силы и в соответствии со значением произносимых слов. Как управлять этой воздушной струей? Как диафрагма, сокращаясь, расширяет объем легких, благодаря чему в них 513 врывается воздушный поток, так и системы брюшной муску латуры выталкивают воздух их легких. Мышечная перего родка от почечных лоханок до грудной клетки при сокраще нии уменьшает грудную клетку, помогая вытеснить воздух из легких. Другие мышцы живота, сокращаясь, буквально подтал кивают диафрагму с тем же результатом. Если мы можем наби рать в легкие воздух с нужной скоростью и определенными пе рерывами, мы также можем управлять и процессом выдыха ния. Именно эта контролируемая воздушная струя и определяет интенсивность, интервалы и протяжность звучания голоса. Хотя давление устремившегося вверх воздушного потока воздействует на голосовые связки, оно не направлено непос редственно на связки, а опирается на грудную преграду. Ошибочные попытки форсировать голос путем сдавливания горла снижают его звучность. Положите одну руку на грудь, другую на живот и ска жите “а”. Повторите то же самое, добиваясь внезапной, рез кой силы голоса, затем — сдержанной, затем подавляя ее. Издайте ряд звуков “а” быстро один за другим. Повторите таким же образом слова “лес”, “но”, “сад”, “лай”. На этих опытах вы убедитесь в важном значении для речи мускула туры выдоха. Контроль дыхания включает также и его задержку или экономию. При быстром произнесении некоторых звуков можно убедиться, что сильный и чистый тон зависит не от объема воздуха, проходящего через голосовые связки, а от интен сивности воздушного давления позади голосовых связок. Наиболее частые причины несдержанного дыхания — страх, нервность, застенчивость, причем все они находятся в тесной взаимосвязи. Вспомните, как быстро и даже разго ряченно вы дышите, когда бываете возбуждены. Но в то вре мя как быстрые вдохи не очень нарушают течение речи, бы стрые выдохи делают ее почти невозможной. Для наилучшего звучания необходимо, чтобы голосовые связки были тесно сомкнуты и почти закрывали дыхательное 514 горло. Быстрое же выдыхание оставляет их широко открытыми. Против несдержанного дыхания имеется одно средство — обду манная, спокойная, уверенная манера держать себя. Если вам мешают застенчивость и недостаточность дыха ния, необходимо практиковаться в глубоком, замедленном ды хании во время репетирования речей. Минутка свободного и глубокого дыхания перед речью и частые паузы для передыш ки во время выступления также окажут полезное влияние. Случается, что в речах с настойчивым призывом к дей ствию и в фразах, выражающих тревогу, сильное душевное движение, гнев или подъем, звук дается с силой и даже при обретает характер подчеркивающих штрихов стаккато. Одна ко чаще требуется непрерывная и сдержанная сила звучания. А еще чаще надо предельно ослабить нажим. Упражнения в постановке дыхания и улучшении звучания голоса При осложнениях с дыханием рекомендуемые ниже уп ражнения помогут вам через несколько дней. Но для суще ственного улучшения потребуется несколько и даже много недель тренировки. Сперва во время речи вы будете испыты вать неловкость; при упражнениях некоторые приемы в их сочетании будут нескладны. Но продолжайте практиковать ся, пока правильное дыхание не войдет в привычку. 1. Примите прямую, но свободную позу, положите руки по обе стороны груди на нижние ребра; легко и регулярно дышите, тратя по пять секунд на вдох и на выдох. Обратите внимание, как расширяются легкие во всех направлениях — вперед, назад, вбок, вниз. Обратите внимание на то, чтобы подвижность в достаточной мере распространялась на груд ную клетку и живот. Повторяйте упражнение по десять и бо лее раз в день, увеличивая время с пяти до пятнадцати се кунд на вдох и выдох. Не делайте отрывистых выдохов толч ками и не выпускайте из легких весь запас воздуха. Если закружится голова, передохните минутку. 515 2. Приводимые выше и ниже упражнения следует чередо вать, по мере потребности расправляя мышцы. Вращайте голо вой медленным законченным, дугообразным движением. Делай те наклон вперед и выдыхайте, резко выбрасывая руки и плечи вперед. Затем вдыхайте, медленно расправляя грудь, и пере гибаясь назад, пока плечи и руки свободно не примут первона чальное положение. 3. Наполните легкие воздухом возможно быстрее, но не судорожным глотком, и тяните “а” на приемлемой для вас высоте, медленно и равномерно выталкивая воздух в течение десяти секунд. Прислушивайтесь к звучанию; следите, что бы оно было устойчивым до конца. Повторяйте это упражне ние по пять минут раз или два раза в день, увеличивая вре мя по возможности без напряжения гортани до двадцати и тридцати секунд. Экономьте дыхание, оставляйте достаточ ный запас воздуха. 4. Тяните “а”, как было сказано раньше, но на этот раз меняйте звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивай те звук до пределов хорошей слышимости на расстоянии 30 м, а затем снижайте его до полного замирания. Повторяйте упражнение по нескольку минут ежедневно, пока звук не станет устойчивым, полным, послушным. Делайте и наобо рот: начинайте с громкого звука, медленно сбавляя и затем постепенно наращивая звучность до самого конца. Темп В понятие темпа входят: • быстрота речи в целом; • длительность звучания отдельных слов; • интервалы и длительность пауз. 1. Быстрота речи Скорость речи разнообразна в зависимости от особеннос тей самого оратора и характера содержания речи. Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстрых темпах, чем публичное выступление. Как прави ло, чем важнее содержание, тем более сдержанна речь; исклю 516 чение составляет быстрая речь в напряженных или связанных с душевным волнением положениях. Никто не скажет: “Ваш дом в огне!” — медленно, если говорит об этом всерьез. Но даже здесь соответствующая выразительность несколь ко замедлит темп по сравнению с беседой на случайные темы. Таков закон внимания, что интенсивность идей заменяет со бой быстроту, если в данную единицу времени передается больше чувств, больше переживаний. Тщательно подсчитайте время, нужное для произнесе ния 300 слов. Если вы произносите менее 100 слов в минуту, речь слишком медленна даже для веского сообщения. Если вы не обладаете исключительной интонацией, вряд ли можно выходить за пределы 150 слов в минуту. Большинство орато ров произносит от 120 до 150 слов в минуту. Торопливость речи, вызываемая робостью, — один из наиболее распространенных и серьезных недостатков. Слиш ком быстрая речь как следствие полного безразличия орато ра в равной мере заслуживает порицания и еще менее изви нительна. В последнем случае единственная цель оратора — какнибудь “отделаться”. Возбужденная речь часто бывает обусловлена похваль ным рвением и увлечением выступающего. Но оратор должен понять, что выразительность и скорость речи — разные вещи: необходимо дать слушателю время вникнуть в наиболее со держательные мысли. Вялая речь — порок флегматичных и ленивых людей. Эти люди не задумываются над тем, сколько времени они раскачиваются, прежде чем вымолвят слово. Они никак не могут себе представить, что слушатель уже теряет спо собность следить за ними прежде, чем они доберутся до кон ца фразы. Неуверенная речь характерна для ораторов, не имеющих ясного представления, что говорить дальше. Они обычно при бегают к одному их многих возможных дурных приемов: к пустословию, к сверхпредельному замедлению темпов, к за полнению речи бесконечными “и” и т. д. — или, наконец, 517 выбившись из сил, просто замолкают в ожидании, когда при дут нужные слова. Из всех этих зол, пожалуй, наименьшего порицания заслуживает последнее. Единственное правильное решение вопроса не нуждается в объяснении. 2. Длительность звучания Когда вы произносите “ночь напролет”, какое здесь бо лее длинное слово? На печати — “напролет”, а в речи — “ночь”. Слоги, хотя и представляют звуковую единицу, не является определенной единицей времени. Слоги и слова, по добно аккордеону, можно растягивать и сжимать. Их гибкость в этом отношении зависит от их значения выражаемых ими чувств. Обратите внимание, насколько различны значения простого “О!” при разной длительности его произнесения. Длительность слогов, представляющих звуковые едини цы, разнообразна, как звучность голоса, в зависимости от ударений и выразительности. Сравните длительность удар ного слога с длительностью безударных в слове “напролет”. Нервные, порывистые, не допускающие инакомыслия и возражений ораторы для наиболее выразительного звучания чаще налегают на громкость, чем на протяжность звучания. В результате появляется неприятная для слуха резкость: ора тор действительно “так и режет”. Впечатление создается не благоприятное: благодаря подобной манере не только речь при обретает монотонный характер — само звучание становится нечистым и далеко не таким приятным, как в певучей речи. Произнесите следующую фразу, выразительно выделяя ос новные слова сначала путем форсирования звука, а затем переходя к незначительному затягиванию: Сколько пережитого за длинный год жизни можно умес' тить в один'единственный час? Длительность звучания отражает не только относитель ное значение слов в фразе, но и глубину переживания. Произнесите следующие предложения сначала просто как фактические замечания, а затем с глубоким чувством: Здесь небо такого синего цвета, какого я никогда не ви' дал. 518 Дождь только досаждал, но дождь со снегом просто был невыносим. Продолжительность звучания отражает и некоторые смыс ловые оттенки. Мысль о поспешности или неотложности нахо дит выражение в сравнительной продолжительности основных слов: “Да иди скорей!”. Указание на неторопливое, неповорот ливое движение или на большой охват времени и пространства требует протяжного звучания: медленно, нога за ногу, вразвал' ку; широкое и глубокое, как океан; бесконечное путешествие. Многие ораторы выговаривают “свыше тысячи лет”, как будто речь идет о двух днях, или — “широкие, бескрайние равнины”, как если бы говорилось о пространствах одного квартала. Степень протяжности указывает на затаенные чув ства и нескрываемое волнение. Сравните следующие предложения: Он был слегка опечален. Он был в крайнем отчаянии. Контраст также можно выразить темпом: Открыв дверь в коридор, я увидел не одно, а три тела. Малоопытные ораторы, пытаясь придать словам боль шую выразительность, часто неправильно выделяют слова, которые должны быть сказаны без нажима. Как ни вырази тельна фраза: “Это самое худшее, что вы могли сделать!” — акцентируются только два слова, а слова — это и что вы могли сделать должны быть сказаны легко и быстро. Правило, что не выделяемые слова никоим образом не должны подчеркиваться, касается в большинстве случаев союзов, предлогов, вспомогательных глаголов. |