Кузнецов, Риторика. Кузнецов Риторика. Учебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К
Скачать 1.43 Mb.
|
3. Пауза При правильном применении пауза всегда желательна, она полезна во многих отношениях, к тому же ее легко сде лать. Тем более удивительно, что лишь немногие ораторы разумно ею пользуются. Она облегчает дыхание, так как для выдыхания излишнего воздуха и вдыхания нового запаса нуж но время. Она дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти далее. 519 Пауза позволяет важным соображениям глубже запасть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным пунктом речи и после — один из способов наиболее ярко под черкнуть его. Наконец, самый ритм речи во многом зависит от интервалов и длительности пауз. В общем пауза применима между отдельными элементами мысли (фразами, придаточны ми предложениями, законченными суждениями); она также оттеняет наиболее существенные слова. Обычно паузы между подлежащим и сказуемым, когда они находятся рядом, или между единственными наречием и прилагательным и определяемым им словом придают фразе отрывистый характер. В следующем предложении для паузы приемлемо только одно место: после вступительных слов. Несмотря на сильную оппозицию, четыре предложения были рассмотрены вместе. Знаки препинания дают некоторое представление об ес тественных остановках, но оратор не может всецело пола гаться на них. В живой речи приходится делать паузы в инте ресах ясности и выразительности чаще, чем это соответствует знакам препинания в ее письменном изложении. Группа коро теньких предложений допускает только очень легкие паузы, в то время как одно слово, без всяких грамматических основа ний, потребует долгой паузы. Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а приятного выразительного разнообразия расставления их. Это также относится и к декламированию стихов. Лучшие стихи прозвучат как “вирши”, если читать их, подчеркивая размер и делая регулярные паузы в конце строф. Проза в большей степени, чем стихи, должна обладать ритмом логически свя занной мысли. Слушателю нужна не “красота” звучания, а ясность и доходчивость смысла. Вы должны чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где необходимо ускорить темп, где сделать короткую паузу, а где остановиться пе ред решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление. 520 Высота Для некоторых людей слишком громкий или слишком ти хий голос тоже является проблемой, особенно в общении с ок ружающими или в случае необходимости публичного выступ ления, особенно в помещении, где нет микрофона. Каждый из нас, конечно, нередко был свидетелем вызывающе громкого разговора, почти крика, раздражающего всех вокруг, групп ха моватой молодежи или школьников в общественном транспор те, на улице, в кинотеатре и т. д. С другой стороны, можно вспомнить и массу примеров, когда вам или окружающим, людям со вполне нормальным слухом, приходилось (иногда даже по несколько раз) о чем то переспрашивать собеседника, продавца, регистратора в поликлинике, служащего, только потому что они говорили слишком тихо. Слишком громкий голос вполне поддается контролю, стоит его обладателю лишь приложить некоторое усилие. Лучше всего, конечно, это делать с самого детства. Многие дети со вершенно не умеют владеть своим голосом и говорят оглуши тельно громко всегда и везде, еще не умея учесть ситуации и возраста собеседников. Понятно, что родителям такого ребенка необходимо с детства приучать его соизмерять силу своего голоса с окру жающей обстановкой. Для этого неплохо заняться с ним худо жественным чтением: выучить наизусть его любимое стихот ворение и научить ребенка чтото декламировать громко, а чтото, в зависимости от содержания строфы, — наоборот, очень тихо, почти шепотом, объясняя ребенку, почему дек ламировать надо именно так, а не иначе. Не меньшую проблему представляет и слишком тихий го лос у человека, которому приходится часто выступать с докла дами, речами, сообщениями. Все эти проблемы вполне решае мы, надо только последить за собой и потренироваться. Хотя, конечно, все это, особенно тренировки, требует времени и тер пения, и тогда результат обязательно будет достигнут. 521 Диапазон голоса соответствует показателям музыкаль ной шкалы и определяется частотой колебаний голосовых связок в секунду. Перемена в высоте звучания достигается двумя путями: переходом и плавным скольжением. Переход, как отчасти можно судить по этой терминологии, представ ляет сдвиг в высоте от одной звуковой единицы к другой, при чем за звуковую единицу принимается слог. Скольжение, или модуляция, — это смена высоты в пределах одной звуковой единицы. Интонационные скольжения в пределах слога бывают еди ными и двойными. Единое скольжение может быть вниз или вверх, двойное же — вверх и затем вниз или вниз и затем вверх. Если вы говорите “да”, желая выразить согласие с тем, что было сказано, скольжение идет вниз. Если “да” произносится в виде вопроса, скольжение идет вверх. Если в слове “да” передается удивление или сарказм, то возможно двойное скольжение — вверх и вниз. Если вы гово рите “да”, желая показать, что нетерпеливо ждете ответа, произойдет двойное скольжение — вниз и затем вверх. 1. Мелодический рисунок речи С помощью интонаций мы создаем общий мелодический склад речи, подобный песенному звучанию; только смена вы соты звучания происходит быстрее и на более низком уровне. Как только дети начинают разговаривать, они различают мно гие общепринятые интонации и приучаются к ним. Напри мер, в каждой из следующих фраз имеется своя привычная музыка. “Ну ладно, буду!..” “Много ты понимаешь!..” По тону мы можем определить не только, что человек хо чет, но искренен он или издевается, заинтересован или скуча ет, доволен или огорчен. Нам также становится ясным, как он относится к нам, как относится к жизни вообще, и то, что нам понятно, порой настолько тонко и неуловимо, что даже не выразишь словами и лишь интуитивно почувствуешь. Мелоди ческие обороты совершенно неизбежны в обиходном разговоре. Не менее необходимы они и в публичной речи. 522 2. Выразительность и высота Посмотрим сначала, насколько высота вместе с другими элементами голоса может придать ему выразительность. Окончательность и непреложность суждения, как и их противоположность, характеризуются направлением и стре мительностью интонации. Обычно чем стремительней паде ние интонации, тем более категорична окончательность, тем больше убежденности, тем полнее насыщенность мысли и т. д. Но и стремительный подъем может также обозначать окон чательность. Важное значение интонация приобретает при подчерки вании контраста. Проводимые в суждениях параллели иногда выражаются тождественными и уравновешивающими друг друга интонациями. Они не могут видеть это, но они могут слышать это. 3. Передача чувств в интонациях Разные чувства и глубина их часто передаются интона цией. Например, представления о большом оживлении, воо душевлении, непроизвольном и стремительном ходе мыслей, характерные для разговорной речи, требуют быстрой и ре шительной смены интонаций. Сопоставьте интонации в сле дующих замечаниях: Я очень счастлив. Я не очень счастлив. В коротких суждениях конкретного и повествовательного характера оживленные интонации почти неизбежны. Произне сите следующий отрывок и прислушайтесь к модуляциям: Итак, господа, здесь'то оно и было... Не тот подарок, какого я ждал. Но все же довольно хороший подарок. Довольно хороший! Да я глазам не мог поверить! Я обошел его кругом, сгорая от любопытства и даже боясь прикоснуться к нему. Глубокие эмоции, грусть, жалость, нежные человечес кие чувства, представления о величественном всегда требу ют менее отрывистой и более плавной смены интонаций. На всей земле нет более прекрасного зрелища. Пасмурно на душе у человека, который мог бы пройти мимо, не буду' чи тронут его великолепием. 523 В открывавшихся перед ним безлюдных просторах без конца и без края не было ни звука, ни движения, которые отвлекли бы его от печальных дум. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса, как, например, в фразе: “Я же предуп' реждал вас, что если законопроект пройдет...”. Существует и форма певучей речи, часто встречающаяся у духовных лиц. В ней обычны длинные периоды интонирова ния на средней высоте. Это возможно при сдержанных эмоци ональных высказываниях и допустимо при чтении стихов или художественной прозы. Но в речах такой прием может найти неправильное применение, и его следует избегать. Если вы серьезно думаете стать оратором, приучайте ухо улавливать высоту звучания. Это не всегда легко сделать: речевые модуляции благодаря их быстроте порой иллюзорны и обманчивы. Упражняйтесь, пока не будете располагать широким репертуаром речевых мелодий. 4. Недостатки интонирования Некоторые дурные привычки интонирования весьма до саждают оратору. Для их преодоления необходимо пройти курс практичес ких занятий. а) монотонность Монотонная речь в ее предельном выражении — речь на одной неизменной высоте звука. Однако если даже на протя жении одной фразы высота меняется только на два или три тона, речь остается монотонной. В большинстве предложений вы должны пользоваться не менее чем семью полными тона ми, или диапазоном октавы. Для произнесения чрезвычайно напряженных мест могут понадобиться и две октавы. Проверьте диапазон вашего голо са по роялю или напевая гамму: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Определите, какова у вас средняя или наиболее подходя щая высота тона. Затем попробуйте поднять ее или опустить на несколько тонов. Произносите восклицание “А!” в медленном темпе, на 524 чиная с высокой ноты, с какой только возможно, и спускаясь до предельно низкой. Затем идите обратным порядком. Прислу шайтесь к самому высокому и самому низкому звучанию. Об ратите внимание, насколько диапазон в данном случае шире, чем это возможно, по мнению новичков, в речи. б) слишком высокий тон Амброз Бэре однажды отметил как положительный факт “неправильное представление о предельной высоте голоса”. Несомненно, чрезмерно повышенный тон возникает от из бытка рвения. Спорщики, например, в запальчивости часто начинают говорить слишком высоким голосом. Но то же самое может произойти в результате недостаточного дыхания или застенчивости. В чем бы ни заключалась причина, следстви ем являются слабость и неустойчивость голоса. Если у вас слишком высокий голос, вам необходимо се рьезно поупражняться, чтобы снизить его. Читайте ежеднев но вслух, расслабив мышцы гортани, пока естественный низ кий тон не станет привычным и более удобным. Рекомендуе мые ниже упражнения окажутся весьма полезными. в) Слишком низкий тон Причина этого недостатка в большинстве случаев заклю чается в отсутствии увлечения и энергии. В обоих случаях средства излечения очевидны. Но бывает, что робкие или вне запно оробевшие ораторы начинают говорить, снизив звуч ность и высоту тона. Если у вас неполадки с голосом именно по этой причине, решительно и немедленно переходите к патетической речи. Нужно только набраться смелости. Сделайте решительную попытку, рискните! Воображение поможет. Если бы даже вам пришлось отрабатывать речь в ма ленькой комнатке, вообразите, что вы обращаетесь к публике, находящейся от вас в 15 метрах. Выберите отрывок, в котором говорится о решительных, безотлагательных действиях; под черкните слова, требующие особенного упора, и для практики произносите их даже с избытком выразительности. г) недостаток выразительности в более значительных словах 525 В связи с тем, что уже говорилось ранее, данный вопрос не нуждается в пространном обсуждении. Полезно для проверки интонирования сначала испробовать, достаточно ли выразитель но звучат у вас существительные и глаголы, и затем довольно ли быстро вами произносятся вспомогательные слова — прилага тельные и наречия. Отчасти благодаря вошедшему в привычку расточительному употреблению прилагательных и наречий мы недостаточно выразительно произносим их. Однако если опреде ляющее слово не заслуживает подчеркивания интонацией, вряд ли оно уместно в предложении. Попробуйте сказать фразу: “Это была очень тяжелая ра бота” — без изменения интонации в словах “очень тяжелая”. Теперь попробуйте сказать с чувством: “Это была тяжелая работа”. Обратите внимание на изменение интонации в слове тяжелая. Какая из этих фраз создаст большее впечатление? д) повторные интонационные обороты Оратор может избрать подходящий мелодический оборот для данной фразы, но, настойчиво повторяя его, может сде лать его невыразительным и скучным, как уже надоевшая и когдато популярная песенка. Проработайте следующую фразу сначала с одним и тем же мелодическим оборотом для каждо го последующего утверждения, а затем внесите разнообра зие: Я имел лишь морские сухари в качестве пищи, лишь мерзлую грязь вместо воды, лишь ельник взамен крова, только койотов для компании. Если вы примените спадающие интонации, словно окан чивая фразу, на словах “пищи, воды, крова”, создастся впе чатление монотонности и отрывистости. Если прибегнете к интонационному подъему или будете одинаково задерживаться на этих словах, впечатление ока жется не лучшим, исключая падающую интонацию на слове “компании”, необходимую в конце всей фразы и вносящую некоторое облегчение. Должные перемены интонации требуют достаточного сход ства в словах “пищи, воды и крова”, чтобы подчеркнуть их па 526 раллелизм, но в то же время и некоторого различия, чтобы при дать им приятное для слуха своеобразие. То же самое справед ливо в отношении слов “морские сухари, мерзлую грязь, ель ник и койотов”. Ошибочный оборот в интонировании, довольно часто встречающийся, начинается с весьма высокого и сильного звучания, которое затем, по мере приближения к концу, не уклонно падает в тоне и силе. Тембр Каждый звук обладает характерной окраской, или темб ром. Она определяется плотностью, формой и размерами тела, приведенного в состояние колебания, и особенностями сре ды, в которой оно вибрирует. Безотносительно к сходству или разнице в высоте и звуч ности, звуки, издаваемые басовым рожком, по качеству от личаются от звуков тромбона и еще более от звуков скрипки или кларнета. Даже малейшая разница в строении и форме вибрирующих тел имеет настолько существенное значение, что во всем мире нет двух человеческих голосов, звучащих совершенно одинаково. 1. Улучшение тембра Пожалуй, невозможно совершенно изменить тембр голо са. Но можно сделать многое, чтобы добиться его улучшения. Подобно другим элементам голоса, тембр зависит от психи ческого состояния оратора. Звучание голоса не будет чистым и прозрачным, если ваши идеи не ясны или безжизненны, и вы сами это чувствуете. Обратите внимание, как поразному звучит голос, когда вы утомлены, подавлены, стесняетесь или сердитесь. Значительного улучшения можно добиться только систе матическими занятиями. Можно заняться улучшением темб ра вообще или обработкой его для выражения различных мыслей и чувств. Хороший тембр — это звучание открытое, насыщенное, ясное, с чистыми вибрациями. 527 Такое звучание — результат глубокого, контролируемого дыхания, свободной вибрации голосовых связок и ничем не стес ненных резонирующих камер, т. е. гортани, полостей рта и носа. Сдавленность сильно вредит качеству звука. Необходимо чув ствовать, насколько легко звуковой поток устремляется к пе редней части рта. Чтобы понять, как важна для хорошего тембра правиль ная работа резонирующих камер, произнесите, например, и и о. Вы обратите внимание, что положение языка и губ вмес те с изменением объема и формы полости рта в каждом слу чае определяет качество звука. Точно так же мы произносим и различаем и все другие звуки. Образование отдельных звуков имеет отношение к ар тикуляции, о которой будет сказано в следующей главе. Но если мышцы горла напряжены, челюсть неповоротлива, а язык, губы, мягкое небо малоподвижны, будет плохо не только с артикуляцией, но и с тембром. 2. Недостатки тембра Недостатками тембра являются: а) одышка; б) хрипота; в) резкость; г) гортанность; д) гнусавость. а) одышка Об одышке уже говорилось в связи с вопросом о правиль ном дыхании. Проверьте голос на одышку, произнося слова, начинающиеся с х, т и п. Вслушайтесь в голос при произнесении этих слов с разной силой и длительностью, чтобы убедиться, не продолжает ли быстрый и мощный поток воздуха, не приведенного в состоя ние колебания и затрачиваемого на образование этих соглас ных, избыточно изливаться в следующих за ними гласных. Также старайтесь развить в себе чувство уверенности и свободы, когда находитесь перед аудиторией, чтобы избе 528 жать опасности “запыхаться”, как это случается с растеряв шимися новичками. б) хрипота Хрипота обычно возникает в результате недостатков в вибрации голосовых связок. Вибрация может быть неровной, она может сопровождаться легким придыханием, что проис ходит при болезненном состоянии гортани, когда в голосовых связках появляются инородные вещества, которые препят ствуют их свободному функционированию. Хрипоту можно ус тановить сразу, издавая протяжно и громко “а” и вслушива ясь в вибрацию. За исключением случаев болезни гортани, ее хронического катарального состояния или случаев переутомления, например от крика на футбольных матчах, причину устойчивой хрипоты нужно искать в привычках вашей обыденной речи. Не напряжена ли у вас мускулатура глотки и шеи, когда вы говорите? Не на тружено ли горло уже и после нескольких минут речи? Первое, что надо сделать, — дать покой горлу. Не гово рите много, не говорите подолгу. в) резкость Резкий, или пронзительный, звук указывает или на не достатки в работе голосовых связок, или на недостаток резо нанса. Голосовые связки могут быть сомкнуты слишком тесно или глотка может находиться в сдавленном состоянии. Каж дый их этих дефектов усугубляется редким и поверхностным дыханием, а также необычной общей высотой тона. Наиболее частая причина пронзительности — нервность и сверхнапряжение. Сварливые люди обычно обладают пронзи тельным голосом. Против такого недостатка можно рекомендо вать, с одной стороны, спокойное и свободное состояние гор тани, правильное дыхание и нормальную высоту звука, а с другой — непринужденность, спокойствие, сдержанность. г) гортанность Для этого порока характерны явное “заглатывание” зву ка, т. е. локализация его гдето в глубине полости рта и без жизненность звучания. Горловой тембр часто сопровождает 529 ся слишком низким, задненебным, шероховатым звучанием и замиранием звука в конце фразы. Горловой тембр схож с приглушенным звуком, причина которого кроется отчасти в малоподвижной челюсти. Попро буйте сказать однудве фразы, преднамеренно не давая ей свободы движения, затем совершенно ослабьте ее, чтобы она свободно двигалась вниз. То есть чем более она ослабела, тем шире открыт рот. При этом не упускайте также из виду, что при слишком низком опускании челюсти сдавливается горло и это ухудшает тембр и мешает артикуляции. Дефект, часто называемый вялостью звука, схож с опи сываемым здесь недостатком в том отношении, что явно обус ловлен локализацией звука в глубине рта за небом и напря женным состоянием гортани и челюсти. Откройте широко рот и посмотрите в зеркало — вы увидите через дугообразное отверстие в задней половине рта стенки гортани. Обратите внимание, насколько они подвижны и что про исходит, если вы сжимаете их: они ни резонируют свободно, ни допускают беспрепятственного выхода звука наружу, к передней части рта. Если звук горловой, приглушенный или вялый, следует добиться более устойчивого и равномерного давления воздуш ного потока на голосовые связки. Возможно, придется под нять и общую высоту звучания. д) гнусавость Нам может казаться гнусавостью любой тембр, если зву чание как бы замкнуто в камере, где выход вибрирующего воздушного потока менее свободен, чем приток. Это так на зываемое “спертое” звучание и возникает вследствие сдавли вания или противодействия гортани. Избыточный носовой призвук обычно вызывается тем, что приток воздуха в нос более свободен, чем его выход через ноздри. Последнее происходит, если мягкое нёбо, расположенное сзади переднего и приподнимающееся, чтоб закрыть носовые пути, опускается, благодаря чему пропускает значительную часть воздушного потока в нос. Причина может быть и в том, 530 что малоподвижная челюсть, не позволяя достаточно широко открыть рот, способствует слишком большому притоку возду ха в носовую полость. Впрочем, некоторый носовой призвук является есте ственным для всех гласных. Большинство авторитетов по воп росам фонетики сходится в мнении, что если мягкое нёбо слишком плотно прикрывает носовую полость при произне сении гласных, то результатом будет не свободная от гнуса вости речь, а звучание, тоже воспринимаемое как произно шение “в нос”. Итак, ослаблять напряжение гортани, развивать подвиж ность челюсти, управлять гибкостью мягкого нёба — таковы средства, необходимые для преодоления гнусавого звучания. ТЕМБР И ЕГО РОЛЬ В ПЕРЕДАЧЕ ЧУВСТВ Тембр играет важную роль не только как общая окраска звука, но и как способность голоса варьировать в зависимос ти от выражаемых мыслей и чувств. Как идеи обладают раз личной силой воздействия, различной способностью вызывать те или иные чувства, так и сама гармония человеческого го лоса может порождать те же переживания. Чтобы убедиться, какое значение имеет одно только зву чание, повторяйте слово “хорошо” с выражением радости, во сторга, восхищения, нерешительности, угрозы, гнева и т. д. Разумеется, можно менять высоту звука. Но следует менять и гармонию, ибо в ней и заключается сила эмоционального воз действия голоса. Вы видели, что изменение звучности, темпов и высоты указывает логическую значимость слов — их относительную роль в элементах суждения. Здесь на помощь приходит и тембр, поскольку наиболее подчеркиваемые слова должны обладать бо′ льшим резонансом. При произнесении же отдельных конкретных слов, со держащих призыв к чувствам и вообще имеющих эмоцио нальный характер, тембр играет весьма существенную роль. Произнесите две нижеуказанные фразы и обратите внима 531 ние на качество звучания. В первой фразе разница подчерки вается большим напряжением гортани, чем во второй. Оно было твердо, как железо. Оно было мягко, как шелк. Вопервых, проверяйте тембр при употреблении конкрет ных обозначений, и вам станет ясно, что он меняется в соответ ствии с тем, идет ли речь о твердом или мягком, тяжелом или легком, неровном или гладком, об остром или тупом, сухом или мокром, медленном или скором, светлом или темном, о сладком или горьком, горячем или холодном, большом или маленьком, о тонком или толстом, нескладном или грациозном, о чистом или грязном, тугом или свободном, солидном или хрупком. Вовторых, произведите проверку на обозначениях на' строений —подавленного и приподнятого, радостного и гру стного, веселого и меланхоличного, энергичного и ленивого, покорного и боевого, благодушного и раздраженного, шутли вого и гневного, трагического и комического. Втретьих, займитесь терминами для моральной и иной оценки: хорошее — плохое, доброта — жестокость, велико душие — эгоизм, любовь — ненависть, благородство — ни зость, мудрость — глупость, гордость — скромность, гру бость — мягкость, красота — безобразие. Голос должен отражать чувства и ощущения, связанные со словами и с сопровождающим контекстом. Наблюдение за каче ством звучания публичной речи, как и обычного разговора, по чти всегда ведется непроизвольно. Однако вопрос заслуживает некоторой экспериментальной проверки, поскольку новички, находясь перед аудиторией, решительно склонны “выключать” разнообразие звучания, обогащающее их речь в быту. С другой стороны, можно и перестараться, и тогда из лишняя выразительность придаст звучанию речи искусствен ный характер. Окраска звука должна отражать подлинное чувство. Поэтические произведения с присущими им конк ретностью и лиризмом — наилучший материал для упражне ний. Отбирайте излюбленные поэтические отрывки и почаще читайте их вслух. 532 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ А. ультура речи Абзац — часть текста, ограниченная смыслом, интервалом. Абстрагировать — образовывать отвлеченные понятия, — переходить от конкретного к общему (абстрактному). Абсурд — бессмысленность, нелепость, нонсенс. Авторитет — лицо, пользующееся признанием, влиянием. Агент — лицо или группа лиц, проводящая чьилибо идеи; оратор, высказывающий чужую точку зрения или агитирую щий за нее. Агностик — сторонник агностицизма, т. е. теории, со гласно которой человек не может познать истину. Агрессивный — нападающий, захватнический, соверша ющий насильственные действия различного рода, в том чис ле в процессе публичного выступления. Адепт — посвященный в тайны, ярый сторонник, после дователь, приверженец учения, теории, идеи. Адекватный — равный, тождественный. Алиби —доказательство непричастности к преступлению, факт нахождения подозреваемого в это время в другом мес те, что засвидетельствовано соответствующими документа ми, например свидетельскими показаниями. Аллюзия — намек, выражение, являющееся намеком на известные события. Алтарь — у древних — жертвенник, у православных — часть храма, отделенная иконостасом, в русском красноре чии нередко употребляется в переносном смысле. 533 Альков — углубление в стене для кровати, спальня, в крас норечии употребляется выражение “альковные тайны” — на мек на тайную сексуальную распущенность когонибудь. АльмаJматер — старинное название университета, даю щего духовную пищу, употребляется в разных смыслах: ласка тельном, шутливом, ироничном, буквально — “кормящая мать”. Альтернатива — каждая из возможностей, исключаю щих друг друга, несовместимых друг с другом. Амбиция — самолюбие, спесь, чванство, самомнение. Амикошонство — чрезмерная, бесцеремонная фамиль ярность. Амимия — понижение или полное отсутствие мимики лица; как говорится в таких случаях: “лицо на замке”, “на лице ничего не написано”. Аморфно — бесформенно, без четкого деления на части и без границ. Амфора — у древних — яйцеобразный сосуд (с двумя вер тикальными ручками) для хранения зерна, масла, вина и пр., сейчас — дорогой предмет (явление, личность и т. п.) с ценным содержанием (знаниями и пр.), нередко с оттенком иронии. Анализ — метод научного исследования путем разложе ния предмета, явления на его составные части, мысленного расчленения объекта на основе логической абстракции; про тивоположное явление — синтез. Анализаторы — органы чувств, позволяющие понимать речь, для риторики в первую очередь — слух и зрение. Аналог — нечто, представляющее собой соответствие, сходство или подобие другому предмету, явлению, дающее основание для аналогии — сходства, подобия между предме тами, явлениями или понятиями, которые в целом могут яв ляться различными по своей сущности. Анахронизм — пережиток прошлого, символ старины, нечто устаревшее. Анекдот — короткий шуточный рассказ, нередко вымыш ленный, о смешном, забавном происшествии, вымысел, шутка о том, что было или якобы было на самом деле, с непремен 534 ным неожиданным комичным концом (концовкой), чаще всего контрастирующим с его основным содержанием. Анналы — летопись, перечень наиболее важных собы тий за прошлые годы. Аннотация — краткое изложение содержания статьи, книги, речи, нередко с выявлением ее положительных и/или отрицательных сторон. Аннулировать — упразднять, объявлять недействительным, сообщать от отказе от ранее сделанного, запланированного. Аномальный — неправильный, отклоняющийся от общего правила. Аноним — автор, скрывающий свое имя. Анонс — объявление о будущем событии, мероприятии. Антагонизм — противоречия в широком значении и по серьезному поводу. Антипатия — чувство неприязни, отвращения; противо положное значение — чувство симпатии. Антураж — окружение, среда, обстановка, обслужива ющая команда. Апатичный — вялый, бесстрастный, равнодушный. Апеллировать — обращаться к мнению знатока, автори тета, специалиста. Апломб — излишняя самоуверенность, особенно в лич ных отношениях, в речи, у оратора во время выступления. Апокалипсис — откровение, пророчество о “конце света”. Апологет — защитник учения, идеи, теории, позиции. Апостериорный — основанный на опыте, на прошлой де ятельности, на практике. Апория — неразрешимое противоречие, непреодолимое разногласие. Апофеоз — прославление лица или события, торжествен ный конец события. Априори — заранее, наперёд (соглашаясь, отрицая, ут верждая чтолибо в ходе выступления). Апробировать — одобрять, утверждать, соглашаться на основе проверки, испытания. 535 Арбитр — судья в споре, третья сторона. Арго — или жаргон — (франц.), или сленг — (англ.), речь людей, принадлежащих к определенной социальной груп пе, не имеет своего грамматического строя и основного сло варного фонда (в отличие от диалектов). Аргумент — логический довод, который служит основа нием для доказательства тезиса. Аргументация — совокупность аргументов в пользу ка койнибудь точки зрения. Арсенал — большой и разнообразный запас чегонибудь, например оружия, снаряжения. Архаизм — старинное слово, оборот речи, вышедший из употребления. Архетип — прообраз, идея; письменный вариант выступ ления оратора. Архи... — приставка, означающая старшинство, высшую степень признака. Ассоциация — перенос связей по сходству, смежности или противоположности. Аттракцион — эффектный номер, притягивающий к себе внимание, яркая манера речи и поведения оратора на трибуне. Аудиенция — официальный прием, прием у высокого лица; может использоваться с ироничным оттенком. Аудитория — зал для лекций и группа слушателей в нем; в формальной логике — третий (кроме пропонента и оппо' нента) участник обсуждения тезиса. Аура — в первоначальном значении “дуновение ветер ка”, в целом — эмоциональные, слуховые или зрительные переживания. Аутентичный — соответствующий подлинному, действи тельный, верный, основанный на первоисточнике, заверен ный подписями и печатями. Афоризм — изречение, выражающее какуюнибудь об щую мысль, для которой одинаково обязательны и закончен ность мысли и отточенность формы. Афронт — неожиданная неприятность, оскорбление, рез кий отпор, неудача, например, при ответах на вопросы. 536 Банальность — избитое мнение, пошлое выражение. Бравировать — пренебрегать опасностью, рисоваться сво ей храбростью. Брифинг — краткое инструктивное совещание, инфор мация о таком совещании, краткое изложение взглядов на проблему. Будировать — дуться, быть в плохом расположении духа, нередко неверно употребляется в значении “побуждать”, “воз буждать”, “стимулировать”, что свидетельствует о недоста точной подготовленности говорящего. Бурлеск — чрезвычайно комичное изложение, изобра жение, преувеличенное представление комизма положения. Бутафория — мишура, поддельная роскошь, изложение нереальных сюжетов в ходе ораторского выступления. Вариант — иная разработка плана выступления, иной прием, другой подбор фактов, примеров и пр. Введение — часть ораторского выступления, в которой объясняется причина появления на трибуне, вскрывается значение темы, ее важность для аудитории, для общества, для страны в целом. Вербальный — устный, словесный, выраженный в речи. Версия — одно из нескольких объяснений, положенных в основу ораторского выступления, в основу тезиса, теории. Виртуальный — возможный, который может появиться в результате сочетания определенных явлений, событий. Принцип виртуальности широко используется и современных телевизионных программах, фильмах. Вульгаризм — грубое слово или выражение, не приня тое в литературном языке. Вывод — последняя часть выступления оратора, в кото рой он подводит краткий итог всем сказанному. Гармония — согласие, единодушие, стройная согласо ванность между частями целого. Гнома — краткое мудрое изречение, чаще всего в стихах. Грациозный — изящный, стройный; например, “граци озная походка”. 537 Грация — изящество, особенно в позах и телодвижениях. Гривуазный — игривый, легкомысленный, ветреный. Гротеск — изображение людей или предметов, описание событий, явлений в фантастическом или уродливокомичес ком виде. Гуманность — человечность, уважение к личности, к че ловеческому достоинству. Дебаты — обмен мнениями, ученое обсуждение. Дебютировать — впервые выступать на какомнибудь по прище. Девиз — краткое изречение, в котором сформулирована главная мысль, руководящая идея. Декларация — заявление оратора от имени организации, от имени государства. Деликатный — чуткий, вежливый. Демагог — политикан, опирающийся на ложную попу лярность посредством ложных обещаний, несбыточных про ектов и примитивной (а может быть, и изощренной) лести, лжи. Демарш — выступление, действие, мероприятие. Дефиниция — логическое определение понятия, уста новление основного содержания понятия. Дизартрия — расстройство речи, выраженное в затруд нении произношения отдельных слов, слогов, звуков (глав ным образом согласных звуков). Дилетант — любитель в какойнибудь профессии, не профессионал, занимающийся профессией без достаточной подготовки. Дилогия — двойное значение, двусмысленность, общее, состоящее из двух частей. Дискредитация — лишение доверия, подрыв уважения, умаление авторитета. Дискурсивный — рассудочный, основанный на логике. Дискуссия — обсуждение на собрании, в речах, в печати. Диспут — ученый спор, обсуждение теоретического воп роса, темы лекции, ее содержания. 538 Диссонанс — отсутствие гармонии, несоответствие мнений, убеждений, наличие разных точек зрения. Дифирамб — первоначальное значение — гимн в честь бога Диониса (Вакха), сейчас — преувеличенная, восторжен ная похвала, в ироничном смысле — “петь дифирамбы”. Дифференцировать — различать, анализировать фак ты, разлагать сложное на простое для лучшего понимания. Дихотомия — последовательное деление целого на два, затем половинок — на два и четвертинок — на два и т. д. Догма — положение, признаваемое неизменным, всегда верным, не подлежащим развитию или пересмотру. Заключение — заключительная часть речи с широкими обобщениями, прогнозами относительно будущего развития. Игнорировать — намеренно не замечать, не желать знать, нарочно не принимать во внимание. Иллюстрировать — приводить наглядные примеры для пояснения или доказательства своей мысли (тезиса). Имидж — вид, изображение, образ, впечатление от че ловека, желаемый образ важной персоны. Имитация — подражание манерам, голосу и прочему дру гого человека, другого оратора. Импозантный — внушительный с виду, представитель ный, с плавными движениями, с красивым голосом. Импонировать — внушать уважение, производить дос тойное впечатление. Интервью — беседа с человеком, предназначенная для печати, передачи по радио или по телевидению. Интерпретация — толкование, раскрытие смысла труд ных мест в речи, в тексте, объяснение сложных понятий. Интриган — любитель интриг, т. е. происков, скрытых действий, направленных на нечистые цели. Казуист — оратор, опытный в споре. Казуистика — изворотливость в доказательствах лож ных или сомнительных положений, хитросплетения в споре, крючкотворство. 539 Канон — всеобщее правило, не допускающее никаких от к л о н е н и й . Квази... — приставка, означающая “якобы”, “мнимый”. Квалификация — определение качества, степень при годности, уровень подготовленности. Классический — 1) относящийся к древнегреческому или к древнеримскому миру; 2) признанный образец, образцо вый, годный для использования в учебных заведениях. Коллизия — столкновение противоположных мнений, стремлений, интересов. Коллоквиум — беседа со слушателями с целью выявле ния их знаний по теме, по вопросу темы. Компрометировать — вредить комунибудь, подрывать репутацию, доброе имя, в том числе посредством ораторско го выступления. Конкретизировать — придавать наглядный, предметный характер, конкретное выражение чемунибудь. Консенсус — общее согласие, единая точка зрения. Констатировать — устанавливать факт, несомненность явления, подтверждать, свидетельствовать. Контакт — связь, согласованность, взаимодействие в ра боте. Контекст — общее содержание законченной речи, сумма поднятых в ней вопросов. Контроверза — разногласия, спорный вопрос, неясный момент в ученом споре, сам ученый спор. Контры — враждебные отношения, пререкания, выпады. Конференция — совещание с серьезной повесткой дня. Конфуз — замешательство, смущение, неловкое поло жение для оратора, например, при ответах на вопросы. Концентрировать — сгущать, обогащать, сосредоточи вать внимание на вопросе, на теме. Концепция — система взглядов, общий замысел выступ ления. Котурны — род сандалий на очень толстой подошве, в ко торых играли на сцене актеры в античном театре с целью при 540 дания исполнителю роли большей величественности персона жа (роли бога или героя), сейчас “на котурнах” говорят о напы щенном человеке, со значительной долей иронии. Кредо — вера, система взглядов, убеждения, путевод ная мысль, фраза, зовущая вперед. Критерий — отличительный признак, мерило, пробный камень. Культура — воспитание, обучение. Имеет несколько зна чений. Включает в себя предметные результаты деятельнос ти людей, человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности, в другом смысле — сфера духовной жизни людей. Можно говорить о культуре человека, общества, го сударства, отношений. Лавировать — увертываться, уклоняться от заданной темы, вопроса, например, не зная ответа на этот вопрос. Лакуна — пропуск, пробел в тексте речи. Лейтмотив — руководящая, основная идея, мысль, ко торая подлежит неоднократному подчеркиванию и повторе нию. Лексика — весь словарный запас какогонибудь языка. Лектор — в Древнем мире раб, который был приставлен к чтению текстов, сейчас — выступающий с научной или учеб ной лекцией. Лекция — публичное выступление оратора в форме мо нолога, после которого ему могут быть заданы вопросы. Литания — длинный и скучный перечень чегонибудь. Лозунг — призыв, кратко и четко выраженная идея, не требующая доказательств. Макаронический стиль — шуточный стиль, насыщение речи искаженными иностранными словами или выдуманны ми словами, измененными в духе иностранного языка, инос транного произношения. Ма′′′′′ ксима — логический или этический принцип, выра женный в краткой формуле, правило поведения. Маневр — ловкий обходный прием в речи, прием при ответе на сложный, острый вопрос. 541 Манипуляция — ловкая проделка с системой доказа тельств, подмена одних доказательств другими. Мимика — искусство выражать свои чувства и мысли посредством движения лицевых мышц, не последнее для опыт ного оратора. Мифический — баснословный, сказочный, легендарный, вымышленный. Монотонный — однозвучный, однообразный, скучный. Мотто — остроумное изречение, краткий эпиграф в на чале книги, главы. Нивелировать — приводить к одному уровню, сглажи вать особенности, различия. Нота бене — примечание, отметка в тексте, часто обо значаемая буквами полатыни: NB. Обструкция — род протеста, попытка срыва выступле ния оратора шумом, топотом, аплодисментами, другим длин ным выступлением, не относящимся к делу. Ораторская проза — живая речь, получившая художе ственную обработку. Издавна различаются несколько форм красноречия: речи торжественные, судебные, политические, проповеди, поучения, бытовые и пр. С развитием радио и телевидения появились новые формы бесед, интервью, дис путов и т. п. Остроумие — ум легкий, цепкий, избирательный, быст ро находящий нужное слово в ответ на реплику. Памфлет — выступление на злободневную тему, в кото ром в резкой обличительной форме осмеивается какоенибудь лицо или явление в общественной или политической жизни. Панегирик — патриотическая речь у древних греков и римлян, в которой восхвалялись подвиги богов, героев, на рода, предков. Пародия — шуточное или насмешливое подражание внеш ней форме чегонибудь, например речи, манере произносить слова, задавать вопросы, использовать междометия и пр. Пасквиль — речь, произведение оскорбительного или кле ветнического характера. 542 Пасовать — признавать себя побежденным, сдаваться в споре, при обсуждении проблемы. Патетика — страстность, полнота чувств, приводящая в волнение. Пафос — чувство, страсть, подъем, речь со страстным воодушевлением. Перл — нечто единственное в своем роде, образцовое, нередко употребляется в ироничном смысле. Пикировка — обмен колкостями при споре, обсуждении. План — наметка содержания предполагаемого выступ ления, речи, определение ее темы, формулирование основ ных разделов, подбор примеров, подготовка речевых фи гур, подбор литературы, определение содержания введе ния и заключения. Верный план — более чем половина успеха. Плюрализм — наличие у людей разных взглядов на одну проблему. Позер — оратор, озабоченный внешним эффектом свое го поведения на кафедре, внешней красивостью своих речей. Позиция — точка зрения, отношение к проблеме. Полемист — любитель споров, умеющий защищать свою точку зрения. Полиглот — человек, владеющий многими языками. Постулат — предпосылка, допущение, позволяющее по строить систему доказательств. Презентация — торжественное предъявление, представ ление чегонибудь (книги и пр.). Презентовать — подарить, преподнести в дар. Прелюдия — вступление, введение. Прозелит — новый приверженец чегонибудь, вновь примкнувший к какойнибудь новой точке зрения; новый за щитник теории. Пролог — событие бывшее до того, что рассказывается в основной части речи (произведения). Пропедевтический курс — вводный, предварительный курс в учебный предмет. 543 Пропонент — в формальной логике — участник обсужде ния, выдвигающий и обосновывающий свой тезис. Резон — довод, разумное основание для решения, смысл предложения. Резюме — краткое изложение сути речи, статьи, крат кий вывод из сказанного. Рема — то новое, что содержатся в речи, в предложении, новая информация, сообщение ранее неизвестных фактов. Ремарка — пояснения к тексту, речи, замечания к ним. Реноме — репутация, слава, известность. Реферат — публичный доклад, изложение сути вопроса. Рецензия — отзыв, критическая оценка выступления (бо лее или менее подробная, устная или письменная). Риторика — теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Риторический — относящийся к риторике, риторичес кий вопрос — ораторский прием, при котором на заданный вопрос отвечает сам оратор, чтобы привлечь к нему внима ние аудитории. Рутина — действия по шаблону, отсутствие чувства но вого. Сарказм — злобная, едкая и остроязвительная насмешка. Сентенция — высказывание или речь нравоучительного, морального характера. Силлогистика — часть формальной логики, учение о сил логизмах; в ироничном смысле для риторики — пустые, бес предметные общие абстрактные рассуждения (то же, что и схоластика). Синопсис — общее обозрение, сборник материалов по одному вопросу. Система — правильное расположение частей в целом, совокупность правил для продуманного расположения таких частей, способ устройства чегонибудь. Ситуация — совокупная обстановка, обстоятельства. Спикер — основное значение — оратор, председатель заседания, собрания. 544 Спич — краткая речь, торжественная, застольная. Спонтанный — такой, который не готовится специально: непроизвольный выкрик, неожиданный вопрос, краткий от вет во время ораторского выступления. Стереотипный — неизменный, повторяющийся без из менения, избитый, ходовой, надоевший. Структура — строение, устройство, внутреннее положе ние чегонибудь относительно друг друга. Супер... — приставка, означающая “сверх”, “над”; на пример, “суперобложка”. Суфлер — подсказчик, тайный руководитель, определя ющий содержание выступления. Сфера — область владения, влияния, область интересов. Схема — предварительный набросок, абстрактное упро щение проблемы, графическое изображение вопроса. Схематизм — упрощенное изложение вопроса, неглубо кое содержание ораторского выступления. Схолии — примечания к тексту, которые сделал ком ментатор, погречески — “схолиаст”. Тезаурус — одноязычный толковый словарь, охватыва ющий всю лексику языка. Текст — подлинные слова оратора, записанные до или после выступления. |