Земля. Кочеров, Сидорова. Учебное пособие по философии. Учебное пособие нижний новгород 2015 2 удк 1 ббк 87 к 755 Рецензент ы
Скачать 0.84 Mb.
|
Основные проблемы философии Нового времени 1. Условия и границы обыденного, научного и философского знания. 2. Проблема истины в познании. 3. Чувственное и рациональное познание, их соотношение. 4. Природа методов научного познания. 5. Классификация наук. 6. Природа государства и права. 1. Гносеологическая проблематика философии Нового времени: соотношение чувственного и рационального познания. Исходя из позиций, относительно решения вопроса о специфи- ке, источнике и структуре научного знания, в философии Нового времени выделяют две гносеологические концепции: 1. Эмпиризм (от греч. empiria – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д.Беркли, Д. Юм. 2. Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление в теории познания, признающее разум решающим или даже единственным источником истинного знания. Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Рене Декарт (1596–1650) под влиянием математики и естество- знания превращает философию в абстрактную теоретическую науку. 29 Он выступает как последовательный рационалист, выдвигая на пер- вое место в познании разум и самосознание. Базовым понятие в гно- сеологии Декарта является «сомнение», а главный методологический принцип в познании – «во всем должно сомневаться». Если сомне- ваться во всем, то человек поймет, что нет ничего несомненного в мире, кроме самого факта сомнения. Сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. А поскольку сомневается только мыслящее «Я» (сомнение является свойством мысли), то сомневаться – это и значит – мыслить. Поэтому, самым несомненным бытием обладает мыслящее «Я». Отсюда, «я мыслю – следовательно, существую». Это положение становится у Декарта первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой выво- дятся все знания о мире. Интеллектуальная интуиция – это твёрдое и отчётливое представление, рождающееся в здоровом уме посредст- вом самого ума, настолько простое и отчётливое, что оно не вызыва- ет ни какого сомнения. А разум должен из этих интуитивных воз- зрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Де- карт выдвигает учение о врожденных идеях, считая, что существует особый род знаний, который не нуждается в доказательствах. К та- ким идеям Декарт относил идею Бога как существа всесовершенно- го, идеи чисел и фигур, а также некоторые наиболее общие понятия, как например, «из ничего ничего не происходит», «целое больше своей части». В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. Френсис Бэкон (1561–1626) является родоначальником эмпириз- ма в английской философии, считал, что в основе познания лежит исключительно наблюдения и опыт. Чем больше опыта (как теорети- ческого, так и практического) накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание не может быть самоце- лью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию производства, господству человека над при- родой.Цель науки, по Бэкону: «познать причины и скрытые силы вещей и дать человеку полезные изобретения и открытия, способные улучшить его жизнь и приумножить власть над природой». Джонн Локк (1632–1704) стремился исследовать разум познаю- щего субъекта, его способности, функции и пределы. Поэтому он не исследовал объекты природы, а обратился к самому субъекту. Локк утверждал, что идеи (то, что является объектом исследования чело- 30 века) исходят из опыта – поэтому опыт – неодолимый предел вся- кого возможного познания. Отрицая теорию «врожденных идей» Декарта, он исходил из положения, что если какие-либо идеи нахо- дились бы в душе человека, то он должен был бы знать о них. Но маленькие дети и умственно больные люди вовсе не осведомлены ни о принципе тождества и непротиворечивости, ни об основных нрав- ственных принципах. Поэтому, никаких изначально врожденных идей в разуме человека нет. На этом основании Локк предполагал, что сознание человека – табула раса, чистая доска, на которой жизнь записывает свой опыт, начиная с ощущений: «Откуда добыва- ется весь материал разума и познания? Отвечу одним словом: из опыта. Именно на нем основано все наше познание и из него же оно берет начало». Локк создает теорию первичных и вторичных ка- честв. Качество – это способность вещи создавать идеи в разуме. Первые представляют собой «первичные и реальные качества тел, которые всегда находятся в них (т.е. плотность, протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя...)». Первичные качества носят объективный характер. Другие – вторичные – «пред- ставляют собой комбинации первичных качеств», такие, например, как вкус, цвет, запах и т.п. Имеют субъективный характер. Таким образом, заключает Локк: «Нетничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». 2. Методология Нового времени. Ф. Бэкон создавал философию, которая преследовала практиче- скую цель: дать человеку возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы. Это можно сделать, писал Бэкон, лишь подчинив свой разум природе, поняв ее законы и при- чины. Ему принадлежит знаменитое изречение: «Знание – сила». В своем труде «Новый органон» Бэкон утверждает, что античная и средневековая наука пользовалась главным образом дедуктивным методом. С помощью дедуктивного метода мысль движется от оче- видных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод Бэкон не считает результативным и предлагает пользоваться в процессе познания природы методом индукции. Индукция – это метод позна- ния, основанный на движении от изучения единичных фактов к об- щим положениям. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт: данные наблюдений и экспериментов. Для того чтобы овладеть природой, человек должен познавать мир и откры- вать объективные истины. Познание – это процесс адекватного от- 31 ражения мира в сознании человека. Однако Бэкон утверждает, что путь познания очень сложен, на нем встречается много препятствий – «идолов» («призраков»), источником которых являются особенно- сти самого познающего субъекта: 1. «Идолы рода и племени» – ошибки, обусловленные общей для всех людей природой. Чувства и разум обманывают человека, упо- добляясь неровному зеркалу. Чувства должны проверяться в экспе- рименте, а на «крылья разума «нужно повесить «гири», чтобы они были ближе к фактам. 2. «Идолы пещеры» – ошибки, связанные с особенностями по- знающего человека. Они обусловлены привычками, стереотипами, воспитанием, национальной принадлежностью и др. 3. «Идолы площади и рынка» – обусловлены несоответствием по- нятий объектам познания. Люди используют слова, обозначающие несуществующие вещи, абстракции, неясные термины, извращая логику рассуждения. 4. «Идолы театра» – склонность людей верить в авторитеты, догмы, религиозные доктрины. Кроме устранения перечисленных предрассудков человеческого сознания для достижения истины ученый должен выбрать правиль- ную стратегию познания. Бэкон выделяет три познавательных пути: 1. «Путь муравья» – такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. Деятельность ученого заключается исключительно в сборе фактов. 2. «Путь паука» – получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо зна- чительно принижает роль практического опыта. 3. «Путь пчелы» – идеальный способ познания. Истинный ис- следователь подобен пчеле – он «собирает и перерабатывает нектар фактов в мед науки». Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их и, используя возможности разума, понять сущность проблемы. Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции с использованием рационали- стических приемов понимания внутренней сущности вещей и явле- ний разумом. Заслугой Бэкона считают введение в научное познание экспери- ментальный метод. Люди не могут полностью доверять органам чувств и показаниям наблюдений. Исправить ошибки чувственного 32 освоения мира может только эксперимент – «светоч, который надо возжечь и внести в науку». Таким образом, Бэкон – родоначальник опытно – индуктивно- го метода в научном познании и основатель экспериментальной науки Нового времени. В отличие от Бэкона, Р. Декарт считал, что научные открытия совершаются не вследствие опытов, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты. Ориентация на мышление и азум в процессе познания делает методологию французского философа рационалистической. Декарт предлагает четыре правила рационального метода познания: 1. Принимать за истинное только ясное и очевидное; 2. Делить каждое из исследуемых сложных явлений на более простые; 3. Полученные знания располагать в определенной последова- тельности, двигаясь от простого к сложному; 4. Составить полные перечни и общие обзоры для того, чтобы ничего не упустить. Разум, основываясь на твердых и отчетливых представлениях (по- ложения, получаемые с помощью интеллектуальной интуиции), должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция – это такое действие ума, посредством которого из определенных предпо- сылок делаются заключения, выводятся определенные следствия. Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы новой методологии науч- ного познания и дали этой методологии глубокое философское обос- нование. 3. Онтологическая проблематика в философии Нового времени. Р. Декарт основополагающим принципом философии считал принцип – «я мыслю, следовательно, существую», который предпо- лагал реальность мыслящей субстанции «Я». Однако Декарт осозна- вал, что «Я» как особой мыслящей субстанции надо найти выход к объективному миру, иначе его онтологию можно будет свести к со- липсизму. Для решения этой проблемы он вводит в свою метафизи- ку идею Бога. Бог является творцом объективного мира и человека. Истинность исходного принципа как знания ясного и отчётливого гарантирована у Декарта существованием Бога – совершенного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. В сотворенном мире существуют две субстанции – духовная и матери- альная. Главное определение духовной субстанции – неделимость, 33 важнейший признак материальной – делимость до бесконечности. Основные атрибуты субстанций – это мышление (духовная субстан- ция) и протяжение (материальная субстанция). Модусы мышления – воображение, чувство, желание. Модусы протяжения – фигура, по- ложение, движение. Материальная и духовная субстанции призна- ются Декартом как равноправно существующие и независимые друг от друга. Такая онтологическая позиция получила название дуализм. Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, ис- ходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума – материального и духовного, фи- зического и психического, тела и души. Бог соединяет две субстан- ции и гарантирует истинность знания о мире. Бог – высший гарант существования мира, его функции минимизированы. Он приводит природу в движение, устанавливает ее законы, а затем предоставляет ее своему развитию (деизм). Бенедикт Спиноза (1632–1677) считал главным недостатком он- тологии Декарта дуализм субстанций. Он предложил отождествить Бога и природу, предполагая, что существует лишь одна субстан- ция – природа, которая есть причина самой себя (causasui). Учение, признающее существование одной и единственной субстанции на- зывается субстанциональный монизм. Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а с другой – «природа сотворенная» (мир). Природа и Бог едины. Не существует Бога, находящегося и творящего вне природы, возвышающегося над ней. Бог внутри при- роды. Такое положении делает учение Спинозы пантеистическим. Единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции – При- роды-Бога. Субстанция же бесконечна во времени и пространстве, вечна (несотворима и неуничтожима), неподвижна, имеет внутрен- нюю причину самой себя, обладает множеством свойств (атрибутов – сущность субстанции), главные из которых – мышление и протя- жение. Человек познает мир через эти два атрибута. Он может толь- ко постигнуть, но не изменить, ход мирового процесса, чтобы сооб- разовать с ним свою жизнь и свои желания («свобода есть познанная необходимость»). В этом – близость спинозовского миросозерцания учению стоиков. «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а пони- мать», – вот максима этики Спинозы. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) критиковал и декартов- ский дуализм субстанций, и учение Спинозы о единственной суб- станции. Если бы существовала только одна субстанция, то все вещи 34 были бы пассивны, а не активны. Все вещи обладают собственным действием, отсюда – каждая вещь – субстанция. Число субстанций бесконечно. Лейбниц называет их «монадами» (с греч. – «единое» «единица»). Учение, признающее множество субстанций в основа- нии мира называется субстанциональный плюрализм. Монада не мате- риальная, а духовная единица бытия. Вместе с тем любая монада есть и душа (ведущая роль здесь) и тело. Монада проста, неделима, неповторима, непроницаема («не имеет окон»), замкнута, независи- ма от других монад, неисчерпаема, бесконечна, активна. Однако мо- нады не изолированы абсолютно: в каждой монаде отражается весь мир, вся совокупность. Монада – «живое зеркало Вселенной». Разум- ные души могут отображать самого Творца Вселенной. Бог – перво- монада, актуальная бесконечность человеческого духа, он залог веч- ных истин и мировой гармонии, поэтому «этот мир – наилучший из возможных миров». Бог влияет на течение мировых процессов, но не может влиять на изменения в сотворенных монадах. Джордж Беркли (1685–1753) считал, что все неединичные, абст- рактные понятия, которые мыслятся для обозначения общего, явля- ются ложными и невозможными. А значит, нужно отказаться от та- ких понятий, как материя, субстанция, причинность и пр. Поэтому нужно отказаться от материализма в конечном счете. Существует лишь то, что человек воспринимает или представляет. Сам человек существует, только если его кто-то воспринимает: «существовать – значит быть воспринимаемым». Беркли утверждает, что мы ничего не знаем, кроме своих собственных ощущений. Совокупность этих ощущений и есть то, что мы называем вещами. В этом заключается сущность субъективного идеализма. Если все есть комплекс ощуще- ний, то не мы живем в мире, а мир живет в нас. Беркли приближает- ся к солипсизму. Солипсизм – крайняя форма субъективного идеа- лизма, когда несомненной реальностью признается только мысля- щий субъект. Весь мир существует лишь в сознании человека. Отно- сительно такой позиции Беркли возникает несколько вопросов: как доказать, что вещь существует, если я ее не воспринимаю? Сущест- вую ли я, если меня никто не воспринимает? Беркли отвечает – ве- щи существуют, потому что есть существо, которое все воспринима- ет и упорядочивает – Бог. Это субстанция, которая начинает при- ближать Беркли к объективному идеализму. 4. Социально-политические учения Нового времени. Томас Гоббс (1588–1679) – автор трактата «Левиафан» полагал, 35 что люди изначально злы и эгоистичны, они ищут почета и выгоды, действуют только ради себя и осознают свое право на все. Пренеб- режение к правам других людей в догосударственном (естественном) состоянии означает «войну всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совме- стную жизнь людей. В целях обеспечения собственной безопасности и совместного выживания люди заключили общественный договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все». Люди добровольно подчинили себя общей власти – так возник институт регулирования жизни в обществе – государство. Гоббс является сто- ронником политического абсолютизма – сильной, безграничной го- сударственной власти. Государство – это непоколебимое, многоли- кое, всесильное чудовище – «Левиафан», которое «пожирает и сме- тает все на своем пути» – сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общест- ва, порядка и справедливости в нем. В своих политических произведениях Джон Локк развивал тео- рию либерального конституционализма. Общество и государство рож- даются на основе естественного права, совпадающего со здравым смыслом, который гласит – поскольку все люди равны и независи- мы, то «никто не должен причинять ущерба жизни, здоровью, сво- боде и имуществу других людей». Следовательно, «естественными правами» являются: право на жизнь, право на свободу, право на собст- венность и право на защиту этих прав. Здесь основой общественного «договора» является здравый смысл, а не дикий инстинкт, как у Гоббса. Объединяясь в общество, граждане отказываются только от одного права – защищаться каждый по-своему (на свой страх и риск), но этим они не ослабляют, а упрочивают остальные права. Государство обладает властью издавать законы (законодательная власть), заставлять их исполнять и следить за выполнением (исполни- тельная власть). Пределы власти государства устанавливаются теми самыми правами граждан, для защиты которых оно и было создано. Поэтому граждане сохраняют за собой право восставать против госу- дарственной власти, если оно будет действовать противно изначаль- ным целям. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем новизна и особенности философии Нового времени? 36 2. Объясните значения терминов «сенсуализм» и «рационализм». Что объединяет эти течения философской мысли ХVII в.? 3. Объясните смысл и значение тезиса Декарта «Cogitoergosum». 4. Сравните учения о субстанции Б. Спинозы и Г. Лейбница. 5. Раскройте различие между атомами античных материалистов и мона- дами Лейбница? 6. В чем особенности дедуктивной методологии и ее отличия от методо- логии индуктивной? |