Земля. Кочеров, Сидорова. Учебное пособие по философии. Учебное пособие нижний новгород 2015 2 удк 1 ббк 87 к 755 Рецензент ы
Скачать 0.84 Mb.
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» НИЖНИЙ НОВГОРОД С.Н. Кочеров, Л.П. Сидорова ФИЛОСОФИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ НИЖНИЙ НОВГОРОД 2015 2 УДК 1 ББК 87 К 755 Р е ц е н з е н т ы: О.В. Парилов, доктор филос. наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ЧОУ ВО «Нижегородская правовая академия»; Д.В. Воробьев, доктор филос. наук, профессор кафедры философии и общественных наук ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина». Кочеров С.Н. Философия: учебное пособие / С.Н. Кочеров, Л.П. Сидорова. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. – 150 с. ISBN 978-5-00036-125-2 Данное издание подготовлено с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального обра- зования и включает основные разделы философского знания – историю философии, онтологию, теорию познания, социаль- ную философию, философские проблемы человека. Учебное пособие предназначено для студентов нефило- софских факультетов высших учебных заведений. УДК 1 ББК 87 ISBN 978-5-00036-125-2 © Кочеров С.Н., 2015 © Сидорова Л.П., 2015 К 755 3 ВВЕДЕНИЕ «Кто говорит, что заниматься философи- ей еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, что быть счастливым еще рано или уже поздно». Эпикур Философия, буквально означающая «любовь к мудрости», является одной из древних форм духовной деятельности, присущей цивилизован- ному человечеству. Возникнув из житейской мудрости, обобщившей опыт многих поколений людей, она поднялась до уровня самой абст- рактной из всех наук, которая изучает человека и мир в единстве связы- вающих их отношений. В своем поистине орлином полете философия не рассматривает вещи, явления и процессы в деталях, но занимается ис- следованием общих принципов и законов, которые характеризуют отно- шения между бытием и мышлением, практикой и познанием, обществом и природой, личностью и обществом. Роль философии в жизни человечества определяется важностью за- дач, которые она решает. Философия, сочетая в себе науку, мировоззре- ние и методологию, выполняет познавательную, ценностную и методоло- гическую функции. Будучи верна любви к мудрости, она занимается по- иском истины, что составляет эвристическую функцию философии. Формируя человека как мыслящую личность, она выполняет воспита- тельную функцию. Создавая возможности для разумных контактов меж- ду представителями различных групп, обществ и даже эпох, она осуще- ствляет коммуникативную функцию. Постижение тенденций развития человечества позволяет ей заглянуть в будущее, что находит выражение в прогностической функции. Способность философии через свои идеи вли- ять на действия людей по преобразованию природы, общества и их са- мих представляет ее практическую функцию. Философия включает в себя множество дисциплин, которые приня- то называть философскими науками. В данном учебном пособии пред- ставлены такие разделы философии, как история философии, онтология, теория познания, социальная философия и философия человека. Предло- женные темы, их последовательность и круг вопросов не являются обя- 4 зательными. В соответствии со спецификой факультета, а также интере- сами и пожеланиями студентов преподаватель вправе вносить изменения в структуру занятий, включать дополнительные темы и вопросы. Мате- риалы, содержащиеся в данном пособии, не могут заменить живое об- щение на лекциях и семинарах, а также классическую и учебную литера- туру. Задача авторов состояла в том, чтобы сориентировать студентов в проблематике философского знания, создать у них представление об основных философских понятиях и школах, и стимулировать их к само- стоятельному поиску ответов на вечные вопросы. Поэтому контрольные вопросы к темам сформулированы таким образом, чтобы научить сту- дентов понимать суть проблемы, анализировать различные ее решения, излагать свою точку зрения на заданный вопрос, опираясь на получен- ные знания и личный жизненный опыт. 5 ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ ГЛАВА 1 Мини-глоссарий Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фунда- ментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действи- тельности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ориентации. Мифология – возникший на ранних этапах существования общест- ва способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя веру в сверхъестественное, вымысел, фанта- зию, систему ценностей, зачатки научных знаний, эстетического мироощущения. Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – любовь и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. Пифагор впервые употребил слово «философ», называя себя любящим муд- рость. Сократ также подчеркивал, что не называет себя мудрым, но только любящим мудрость, знание, истину. Он говорил, что знает только то, что ничего не знает. Софисты, которые впервые стали профессиональными учителями философии, получающими плату за свою деятельность, резко критиковались Сократом. Поскольку фи- лософ – это не ремесленник, за труд которого нужно платить. Фи- лософия – это не готовое знание, это не то, что можно выучить и использовать. Философия – это поиск и стремление обладать исти- ной, требующий больших духовных и интеллектуальных усилий от 6 постигающего ее человека. Поэтому в истории философии по сей день слово «философ» не означает мудрец, а лишь только «любящий мудрость». Специфичность философии заключается и в ее объекте. Что изучает философия? Мир, природу, человека и его духовную жизнь, общество, одним словом – ее интересует весь Универсум в целом. Если у отдельных наук есть свои узкие области исследования, то философия стремиться познать основания и фундаментальные принципы человеческого бытия и природы, то есть «все имеющееся как целостность». Философия, как попытка человека осознать смысл своего бы- тия, свое место в мире, как «философствование», появляется вместе с рождением человека. Как профессиональный род занятий, специ- фическая мыслительная установка, такая философия, которую сей- час изучают в университетах, она зародилась в Древней Греции и стала одной из составных частей феномена «греческого чуда». Конеч- но, восточные культуры, имеющие более древние корни по сравне- нию с греческой, также были точками возникновения философской мысли. Но древнекитайские и древнеиндийские учения имели, в большинстве своем, религиозную, мистическую ориентацию, нежели земную. Их интересовали глубины человеческой жизни, ее основы, принципы поведения человека, но эти вопросы они связывали, так или иначе, с богами, принципами дао, инь и янь и пр. В Древней Греции, где процветала рабовладельческая демокра- тия, философия стала привилегированным видом занятий для ин- теллектуалов, которые критически относились к мифологическому и религиозному миропониманию большинства. Мифы, фантастиче- ские вымыслы, стремившиеся объяснить все явления окружающей действительности, стали предметом скепсиса древнегреческих мыс- лителей. Они стали осознавать, что мифология – это не единствен- ный и не всегда верный путь в познании мира. В мифе человек еще отождествлял природу с собой (антропоморфизм), не понимал сво- его принципиально отличия. Мифологической мировоззрение, осно- ванное на слепой вере, вымысле, образах, философы подвергли кри- тическому анализу со стороны разума. Отделяя себя от природы, че- ловек терял былую укорененность, основу, которую давал миф. В такой ситуации осознания своей субъективности и восприятия мира как объекта, опору приходилось искать не в природе и даже не в социальном коллективе, а только в собственном разуме. Первые ан- тичные философы стали искать то, из чего все состоит, «корни все- го», первооснову. Фалес – первый древнегреческий философ, сказал, 7 что «все из воды». За наивностью данного предположения скрывается гениальная догадка, что за видимым многообразием вещей сущест- вует некая единая основа, одна субстанция. Фалес попытался про- никнуть в суть вещей и первым увидел, что, как бы ни были разно- образны вещи, все они имеют одно начало – и в этом смысле мир един. Мыслители того времени стали искать за явлениями истинную сущность, устойчивые связи, тем самым заложив основы для даль- нейшего развития философии и определив направление для позна- вательных поисков науки. Физика, химия, астрономия, зоология и другие – древнейшие науки, которые создавались величайшими умами. Но до сих пор мы не может утверждать, что постигли суть всех явлений на Земле. Лю- ди далеки от того, чтобы постичь духовный и природный мир с той полнотой, к которой стремится их разум. Многие заблуждения пред- ков уже опровергнуты, много теорий доказано. Но и сейчас мы по- нимает, что не все, что очевидно и понятно, на самом деле такое, каким нам представляется. Напротив, самые глубокие и важные ис- тины скрываются под тем, что на вид кажется наиболее ясным и простым. Философия, как говорил Аристотель, началась с удивления. Философская мысль может проснуться только в том человеке, кото- рый видит в мире тайну, загадки и противоречия. Л. Шестов также замечал: «Чтобы стать философом, необходимо внутренне безмерно встревожиться», нужно внутренне пробудиться и захотеть постичь внутреннюю, невидимую сущность нашего бытия. Вспомним Нью- тона и закон всемирного тяготения. Он увидел падающее яблоко и был этим поражен. Тысячи людей видели, как падает яблоко, но никто не усмотрел в этом загадку. Падает – значит, так должно быть. Ньютон усомнился, что так должно быть, что стало первым шагом на пути великого открытия. Поэтому ценность хотя бы скромной философской подготовки заключается в том, что она сти- мулирует развитие навыков самостоятельного мышления и вырабаты- вает способность сомневаться в том, что другим представляется без- условно верным. Кроме того, что философия ищет за явлением сущность, пыта- ется открыть начала бытия, она помогает человеку искать ответы на самые тревожные и мучительные вопросы его жизни. «Филосо- фия, – говорил Плотин, – это самое ценное, важное, самое главное». Вот это самое важное и является предметом философии, потому что если нет, то какой науки? Хотя в современных определениях фило- софии этот признак опускается, Аристотель также, соглашаясь с 8 Плотином, замечал: «Нечего искать науки более важной и значи- тельной. Она самая божественная и значительная…может быть другие науки нужнее, но лучше ее – нет». Мы согласимся, что философия, возможно, не самая нужная и полезная наука, но она самая луч- шая – она играет огромную роль в духовном развитии человека и общества, помогает найти смысл жизни и преодолеть страх смерти. Если рассматривать философию в соотношении с другими нау- ками, не выпадает ли ей роль лишь подводить итог тому, что сделали другие науки? Ведь действительность изучается частными науками. Каждую науку интересует только часть действительности и кажется, что в совокупности они охватывают всю реальность, и философии здесь места нет, ведь философия изучает Универсум в целом. Но это лишь видимость, поскольку постижение целого – не есть постижение смысла его отдельных составляющих. Кроме того, отдельные части могут быть поняты только тогда, когда мы поймем, какую роль они играют в целом и как взаимоотносятся между собой. Представьте се- бе, что обитатель Марса, никогда не видевший человека, вдруг нашел человеческую руку. Как бы детально он ее не изучал, он никогда не догадается в чем предназначение этого странного предмета. Каждая отдельная наука получает «питательные соки» из «корней всего», ко- торые составляют специальный предмет изучения философии. Если в философии приходят к открытию чего-то совершенно нового, то это отражается на всех науках. Данный факт подтверждает и междисцип- линарность философии в настоящее время. Философия учит человека не ограничивать свои интересы узкой сферой повседневных забот, она призывает к свободному, рефлек- сивному, самостоятельному мышлению, что так важно в современно мире. Развивая философию, люди не просто совершенствуют свой разум. Они мобилизируют свои интеллектуальные ресурсы для по- нимания судьбы человечества и цивилизации. У нас нет более на- дежного средства кристаллизации знаний, метода сомнений и поис- ка наиболее продуманных и универсальных ответов на вопросы, ко- торые ставит человечество и сама природа. В конце ХХ века американский ученый Александр Кинг на за- седании «Римского клуба» отметил, что современное человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире, соз- данном в процессе эволюции общества, но оно стало не на много мудрее. Между тем, обретение мудрости – главная задача человечест- ва. Отсюда и роль философии в дальнейшем существовании и разви- тии цивилизации. 9 Структура современной философии В процессе развития человеческого познания и самопознания структура философии усложнялась. Внутри философского знания постепенно формировались различные разделы, которые со време- нем всё больше отделяются от философии, иногда превращаясь в отдельные самостоятельные дисциплины. В результате современная философия имеет следующую струк- туру: 1. Учение о бытии – или онтология (с греч. «онтос» – сущее, бытие; «логос» – учение). Она включает в себя вопросы о система- тизирующих первоначалах бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его первопринципах. 2. Учение о познании – гносеология (эпистемология) или тео- рия познания (от «гносис» – знание). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности. 3. Учение о человеке – философская антропология (от греч. «ан- тропос» – человек) и учение о ценностях – аксиология (от греч. «ак- сио» – ценность). Философская антропология и аксиология – это специфические и важнейшие части философского знания. Они за- нимаются анализом проблем человека, его природы и сущности, образом его жизни, поисками главных ориентиров человеческой дея- тельности. 5. Учение об обществе – социальная философия и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития об- щества и взаимоотношения человека с обществом. Она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечест- ва. 6. Логика изучает познающее мышление как рассуждение: структуру рассуждений, средства выражения (язык) и законы, кото- рым рассуждения подчиняются. Она учит правильно рассуждать. 7. Этика – философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Она строит теорию по- ведения, регулируемого моральными оценками «добро» и «зло», «хо- рошо» и «плохо» и др. 8. Эстетика – философское учение о сущности и формах пре- красного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об ис- кусстве как особой форме общественного сознания 10 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Почему традиционно считают, что место зарождения философии Древняя Греция, а не Древний Восток? 2. Почему философия начинается с критического переосмысления ми- фов? 3. В чем специфика философского знания? 4. Согласны ли вы с Аристотелем, который считал философию самой важной наукой? 5. Назовите основные функции философии. 11 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ГЛАВА 2 2.1. Античная философия. 2.2. Средневековая философия. 2.3. Философия эпохи Возрождения. 2.4. Философия Нового времени. 2.5. Философия эпохи Просвещения. 2.6. Немецкая классическая философия. 2.7. Философия ХIХ–ХХ вв. 2.8. Русская философия конца ХIХ–начала ХХ вв. 2.1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Мини-глоссарий Античная философия – совокупность философских учений, кото- рые развивались в древнегреческом обществе с к. VII в. до н.э. и в древнеримском обществе, начиная со II в. до н.э. до VI в. н.э. Натурфилософия – область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее перво- начала. Архэ- термин в досократовской древнегреческой философии озна- чавший первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Космоцентризм- система философских взглядов, в которой космос (как философское понятие) занимает центральное место. 12 Предпосылки формирования философии в Древней Греции 1. Трансформация Древней Греции из аграрной страны в центр ремесленной индустрии и торговли. 2. Формирование гражданской общины, в которой родственные связи стали заменяться соседскими и политическими. Частная собст- венность, личная инициатива разрушали традиционные формы быта. 3. Концентрирование власти в руках земельной и денежной знати. 4. Политическая свобода греков. Создание свободных политиче- ских институтов. 5. Деревенский образ жизни сменяется городским (заключение коммерческих сделок на агоре, словопрения в народных собраниях, атлетические состязания и т.д.) 6. Расцвет греческой культуры. Развитие поэзии, архитектуры, скульптуры, живописи, театра и т.д. Существенные изменения социальных и экономических отно- шений, развитие культурной и научной жизни, критическое отно- шение к мифологии привели к первым попыткам древнегреческих философов рационально переосмыслить окружающий мир. Возни- кающее философское знание было синтезом мифологии, восточных учений, искусства и начал наук. В развитии античной философии выделяют четыре основных |