Земля. Кочеров, Сидорова. Учебное пособие по философии. Учебное пособие нижний новгород 2015 2 удк 1 ббк 87 к 755 Рецензент ы
Скачать 0.84 Mb.
|
этапа: Первый этап (от формирования греческого философского мыш- ления до перелома V–IV вв. до н.э.) – досократовский. Основное внимание натурфилософы уделяли космогонии и космологии, поиску архэ. Второй этап (пол. V и IV в. до н. э.) – классический. Начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам этики. Характеризуется влиянием и деятель- ностью Платона и Аристотеля, которые сформулировали основные философские проблемы и создали наиболее значительные философ- ские системы. Третий этап (к. IV–II в. до н. э.) – эллинистический. Характери- зуется этической направленностью и адаптацией восточных религи- озных учений. Четвертый этап (I в. до н.э. – V–VI вв. н.э.) – Римская и позд- неантичная философия. В литературе приводятся две относительно точные даты: 476 г. – упадок Западно-Римской империи или 529 г. 13 – закрытие философских школ в Афинах. В этот период (I–II вв. н.э.) формируются начала христианской философии. В первой философской школе в Древней Греции – Милетской, представленной Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом, впервые был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. В качестве на- чала космоса они полагали одну из материальных стихий. Фалес полагал за архэводу, Анаксагор – воздух, Анаксимен – апейрон. Пифагорейская школа, ведущая свою деятельность в Южной Италии, реальной сущностью всех вещей видела – «Все есть число». Возможность мысленной манипуляции с числами (как абстрактны- ми объектами) вела к тому, что они понимались как самостоятельно существующие объекты. Так, пифагорейцы приходят к первому идеалистическому объяснению действительности в истории древне- греческой философии. Парменид – философ, принадлежавший Элейской школе, совер- шил т.н. «открытие бытия». Он утверждал, что бытие едино, непре- ходяще и неизменно. Не – бытия не существует. Поскольку реально существует только то, что мыслимо, а не-бытие нельзя познать с помощью разума, значит, его нет. А если все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, то оно не может двигаться (сущее является неподвижным). Парменид одним из пер- вых философов обратился к вопросам познания. Он выделял истину (алетейа) – результат рационального познания действительности и мнение (докса) – продукт чувственного познания. С помощью чувст- венного познания невозможно постичь сущность вещей, а лишь их кажущееся состояние, то, какими они нам являются. Для доказа- тельства отсутствия движения ученик Парменида Зенон использовал апории, показывающие противоречивость движения. Дихотомия, Стрела, Ахиллес и черепаха и др. апории, были сформулированы Зе- ноном для того, чтобы показать, что если допускается существова- ние движения, то возникают неразрешимые противоречия. Значит, движения нет, точнее, оно существует только в чувственно воспри- нимаемом мире, но постичь его разумом невозможно. «Помысли, а не опиши», говорил Зенон. Такое учение о неизменных, раз навсегда данных и недоступных опыту началах мира, рассматривающее явле- ния вне их взаимных связей, вне движения и развития получил на- звание метафизика. В отличие от элеатов, Гераклит Эфесский осно- вой всего и основным элементом полагал самый подвижный элемент – огонь. Огонь – символ динамики развития, постепенности изме- нений – мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные 14 периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе». Ге- раклитовский способ мышления о мире является диалектическим, поскольку космос наполнен противоположностями, которые борют- ся, но всегда остаются в единстве. Центральным мотивом учения Гераклита был принцип «все течет». Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Миром правит закон – Логос. Благодаря Логосу все движется, но остается самим собой. Задача человека – постигнуть Логос с помощью разум- ного познания. Демокрит, Анаксагор, Эмпедокл – философы, которые пыта- лись примирить учение элейской школы о едином и неподвижном бытии с гераклитовским постоянным движением космоса. Бытие у Демокрита, представителя атомистической школы, является множе- ственным, состоящим из неделимых частиц – атомов. Атомы нахо- дятся в пустоте (не-бытие), поэтому допускается возможность их движения. Развитие в мире детерминировано механистическим дви- жением атомов. Познание сущности атомов возможно только с по- мощью разума. Чувства играют незаменимую роль в процессе позна- ния, но они способны воспринимать только то, что создано путем соединения атомов. Эмпедокл считал основой сущего «корни» вещей – огонь, воздух, воду и землю, соединение и разъединение которых происходит бла- годаря двум движущим силам – Любви и Вражды. Анаксагор создает учение о «гомеомериях» – вечных и неизменных «семенах вещей», которые определяют качества вещей. Ум (нус) – принцип, задающий первоначальное движение. Дальнейшее движение Анаксагор считал чисто механическим, не оставляя места Богам. Период со второй четверти V в. по 399 г. до н. э. характеризует- ся социально – антропологическим поворотом в философии, кото- рый связан с деятельностью софистов и Сократа. Софисты – Про- тагор, Горгий, Продики пр., были первыми учителями мудрости. Со- фистическая школа была материально и атеистически ориентиро- ванной. Софисты полагали, что основания всех явлений скрыты в материи, «материя также, – пишет Протагор, если о ней говорить, может быть всем, чем она явится каждому». Атеизм софистов отра- жается в тезисе: «О богах ничего не могу знать, ни что они сущест- вуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие». Бо- ги, согласно софистам, создание человеческой фантазии для страха и защиты против насилия. Софисты утверждали, что действительность может существовать только в мыслях человека, что привело их к 15 крайнему субъективизму. Субъективизм софистов проявлялся и в восприятии общепринятых норм морали, а также в любых оценках и суждениях. Знаменитое положение Протагора о том, что «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несущест- вующих же, что они не существуют» фактически свидетельствует о релятивизме в их учении. Истина, моральные принципы имеют не абсолютный, а относительный характер. Они относительны каждого отдельно взятого человека. В теории познания софисты выступали на позициях сенсуализма, полагая, что человек воспринимает мир таким, какой он есть, а истинное познание возможно только с по- мощью чувств. Сократ (ок. 470–399 гг. до н.э.) оценивал учение софистов как «ложную мудрость». Сократ интересен не только своим учением, но и самой своей жизнью, которая была воплощением его учения. Он проводил время в философских беседах и спорах, никогда не запи- сывая ни своих мыслей, ни своих диалогов. Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем от его учеников – историка Ксефонта и философа Платона. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика».Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим прие- мам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельно- му нахождению истины. Сократ отрицал натурфилософию, как «из- лишнюю для человека». В центре его философии – человек и его отношение к обществу, законам, религии, полису, Богу. Главное же для человека – это познать самого себя, поскольку, по мнению Со- крата, истина кроется в тайнах человеческой души. Сократ, в отли- чие от софистов, придавал истине абсолютный характер. Истина и знание есть добро. Любое зло совершается от незнания, поэтому человек должен не просто делать добро, но сознательно стремиться к знанию. Истинное же знание, считает Сократ, исходит из общих понятий. «Знание – есть знание общего». Чтобы поступать хорошо, нужно знать, что есть добро само по себе, прекрасное как таковое и пр. Философия Сократа имела этическую направленность. Цель фи- лософии – добродетельный образ жизни. Суть добродетели: истин- ная нравственность – знание того, что есть благо, прекрасное, по- лезное для человека, что помогает достичь блаженства и жизненного счастья. Сократ не был понят официальными властями и восприни- мался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г . до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом. 16 Платон (427–347 гг. до н.э.) – великий ученик Сократа, созда- тель завершенной системы объективного идеализма, основатель шко- лы «Академия».Центральное место в философском творчестве Пла- тона занимает учение об «идеях», или «эйдосах». Платон считал, что существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, она стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Идея есть причина вещей, производящая вещи. Чувственные вещи, например, дом, – лишь производные от мира идей – «идеи» дома. Вещи в чувственно воспринимаемом мире являются лишь кажущемся бытием, они возникают и гибнут. Идеи же, по Платону, вечны, неизменны и бестелесны, обладают реаль- ным бытием. Число их велико, но не бесконечно. Их должно быть столько же, сколько существует вещей, явлений. На вершине иерар- хии господствует высшая «идея». Ее Платон назвал Благо. Посколь- ку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать, прежде всего, идеи. Платон считал, что их невозможно познать с помощью чувственного познания. Идеи познаваемы лишь разумом, благодаря высшей ду- ховной деятельности, которой могут заниматься люди подготовлен- ные – образованные интеллектуалы, философы. Платон создает теорию познания как «припоминания» о мире идей. Человек рождается, владея знанием. До рождения душа чело- века пребывала в мире идей и созерцала истину. Попадая на землю, в тело человека, душа забывает истину. Поэтому в процессе позна- ния человек не приобретает новые знания, а вспоминает то, что его душа знала до рождения. Такая теория познания получила название – теория анамнезиса. Процесс познания, по Платону, имеет диалек- тический характер. Это искусство ставить вопросы и отвечать на них пробуждая воспоминания. Аристотель был (384–322 гг. до н.э.) энциклопедическим уче- ным, он написал множество трудов, в том числе по физике, зооло- гии, механике, политике, этике и другим наукам. Аристотель учился в «Академии» Платона, но его последователем не стал. Критикуя платоновскую теорию идей, Аристотель полагал, что «идеи» – это «формы», существующие в отдельных чувственно воспринимаемых вещах как начала, формирующие вещь и являющиеся ее сущностью. Науку, занимающуюся изучением первых начал и причин бытия, Аристотель называл метафизика. По его мнению вещи существуют, благодаря четырем первопричинам: формальная – сущность вещи, материальная – субстрат вещи, действующая – «откуда начало дви- 17 жения», финальная (целевая) – «то, ради чего» возникает вещь. Так- же, вещь состоит из двух начал: материя – образует чувственно вос- принимаемую реальность, она потенциальна, стать чем-то опреде- ленным материя может лишь, приняв форму; форма – актуализирует материю, образуя ее сущность. Форма внутренне присуща материи. Композиция формы и материи и есть субстанциональность – «synolos», объединяющая начало материально и начало формальное. Вещь, достигшая пика оформления, переходит от возможности к действительности – осуществляется (энтелехия). Аристотель является основателем философского рационализма. Первым, абсолютным началом всего бытия является, по Аристоте- лю, сверхчувственная субстанция, божественный интеллект. Это первоначало вечно, неподвижно, лишено потенциальности, поэтому является «чистым актом» и «неподвижным двигателем». Вечный Двигатель – это не действующая, но целевая причина («causafinalis»), он притягивает, двигая к совершенству. В отличие от Платона Аристотель считал, что общее можно по- знать не на основе созерцания или «воспоминания», но лишь по- средством познания единичного. Мышление необходимо сопостав- лять с практической деятельностью. Познание, по Аристотелю, это развивающийся процесс. Его градация такова: ощущение, представ- ление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука, которая пред- ставляет вершину. Аристотеля считают создателем «классической» концепции истины. Истина, согласно мыслителю, есть соответст- вие мысли о предмете самому предмету. Задача научного познания – соединять чувственно воспринимаемый предмет с соответствующим понятием. Аристотель является основателем логики, он внес неоценимый вклад в развитии этики и политологии. Философия Аристотеля за- вершает период античной философии, который именуется «филосо- фией классической Греции». История античной философии продол- жается в эллинистический и римский периоды, занявшие в общей сложности VIII столетий. Эллинистический период античной философии характеризуется, прежде всего, вниманием к этической проблематике, к вопросам как нужно жить и должно поступать. Основные школы этого периода: киники, скептики, эпикурейцы, стоики. Киники (IV–III вв. до н.э.) Антисфен, Диоген Синопский и др. Киники вели бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игно- рировали государство и законы, презирали традиционную культуру, 18 мораль, концентрировали внимание на человеческих пороках. Они пропагандировали идеалы внутренней свободы, презрения к богатст- ву, опрощения и бедности, равноправия, космополитизма. Богатство киники считали источником человеческих бед и тирании. Боги дали человеку все, но люди не знают меры в потребностях и в погоне за ними обретают несчастья. Идеальная жизнь в понимании киников – это максимально простая жизнь, отвечающей природе; ограничение потребностей, в том числе в еде и одежде. Скептики (III–II вв. до н.э.): Пиррон, Энесидем и др. Скептики выражали сомнение в существовании какого-либо надежного крите- рия истины. А так как постижение объективного знания о мире – невозможно, следовательно, невозможно рациональное обоснование норм человеческого поведения. Единственная правильная линия поведения философа – воздержание от суждений и молчание («эпо- хэ»).Счастье для киников – это достижение устойчивого и невозму- тимого покоя – высшей ступени блаженства («атараксия»). Эпикурейцы (III–II вв. до н.э.) Эпикур (341–270 гг. до н.э.) – ос- нователь философской школы – «Сад Эпикура». Он считал, что все состоит из атомов, атомы имеют возможность отклоняться от задан- ного движения, поэтому допускается свобода человеческой воли и воз- можность выбора. Эпикур выступал за независимость этики от госу- дарственного и религиозного авторитета. Человек свободен в своих поступках и сам ответственен за свое счастье и несчастье. В основе счастья, по Эпикуру, лежит избегание страданий и духовное удовольст- вие(«эвдомония») – более устойчивое, нежели чувственное, так как не зависит от внешних условий. Добродетель – средство достижения удовольствия. Наивысшая форма блаженства – состояние душевного покоя и невозмутимости (атараксии) – «Проживи незаметно». Стоики (III в. до н.э.–III в. н.э.) Сенека, Эпиктет, Марк Авре- лий, Цицерон и др. Стоики полагали, что природа есть – воплощения всеобщего закона – Логоса (мировая душа, Бог). Основное назначе- ние человека – жить согласно природе и Логосу, поэтому к событи- ям окружающего мира нужно относиться невозмутимо. Цель жизни человека стоики видели в освобождении от влияния внешнего мира. Добродетель человека – это его воля. Все, что происходит с челове- ком в жизни, зависит лишь от него самого. Человек должен быть добродетельным при любых внешних обстоятельствах. Этический идеал стоиков – мудрец, достигший полной добродетели и апатии, действующий в гармонии с природой и добровольно следующий судьбе. 19 Античная философия – это уникальный этап в развитии исто- рико – философской традиции. В этот период складывается основ- ной понятийный аппарат философии, формируются центральные проблемы философии и закладываются основы всей западноевро- пейской культуры в целом. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем значение для развития будущей философии и науки поиски первоначала в досократовской философии? 2. Сравните подход к пониманию бытия, движения и развития Геракли- та и элеатов. 3. В чем заключался социально – антропологический поворот, совер- шенный софистами? 4. Объясните различие в подходах к истине и процессу познания софис- тов и Сократа. 5. Почему, по Платону, вещи в окружающей действительности не обла- дают реальным бытием? 6. Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже». В чем Ари- стотель был не согласен со своим учителем? 7. Чем отличается понимание правильной жизни киников, эпикурейцев и стоиков? 2.2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Мини-глоссарий Теоцентризм – основная черта философии Средневековья, соглас- но которой реальностью, определяющей все сущее, является не природа и не человек, а Бог. Креационизм – творение мира Богом из ничего. Бог – абсолютное начало, Остальной мир – его творение. Провиденциализм – понимание истории как осуществление зара- нее предусмотренного Богом плана спасения человека. Бог управ- ляет миром, история исполнение божественного предначертания. |