Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Мини-глоссарий Философия эпохи Возрождения

  • Антропоцентризм

  • Основные направления философии эпохи Возрождения

  • Джованни Пико дела Мирандола

  • 2.4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Мини-глоссарий Философия Нового времени

  • Наукоцентризм

  • Земля. Кочеров, Сидорова. Учебное пособие по философии. Учебное пособие нижний новгород 2015 2 удк 1 ббк 87 к 755 Рецензент ы


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеУчебное пособие нижний новгород 2015 2 удк 1 ббк 87 к 755 Рецензент ы
    АнкорЗемля
    Дата20.12.2022
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКочеров, Сидорова. Учебное пособие по философии.pdf
    ТипУчебное пособие
    #855475
    страница3 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
    Откровение – единственный способ познания сверхъестественно- го – вера. Бог открывает человеку свою волю, истины бытия.

    20
    В I–II в. на востоке Римской империи возникает Христианство и распространяется на Средиземном побережье. Во время правления императора Константина Великого христианство было признано офи- циальной государственной религией. Халкидонский собор в 451 г. закрепил положение христианства как государственной религии. В связи с определяющим влиянием религии на средневековое мировоз- зрение, философию стала толковаться как «служанка» теологии.
    Средневековая философия может быть условно разделена на два периода: патристику и схоластику. Патристика(от лат. pater – отец) – совокупность философско-теологических учений христиан- ских мыслителей II–VIII вв. (отцов церкви), имевших главной це- лью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. В патристике выделяют латинскую патристику – Августин Аврелий,
    Псевдо – Дионисий Ареопагит и восточную патристику – В. Великий,
    Гр. Богослов, Гр. Нисский. Схоластика
    (от греч. scholastikos – школь- ный, ученый) – совокупность философских учений, целью которых было рациональное обоснование и систематизация западно – хри- стианского вероучения. Схоластика делится на раннюю, зрелую и позднюю. Наиболее яркими представителями схоластики являются
    А. Кентерберийский, Ф. Аквинский, П. Абеляр, У. Оккам.
    Основными проблемами философии Средних веков были сле- дующие: проблема соотношения веры и разума, проблема доказа- тельств бытия Бога, проблема универсалий, проблема бытия челове- ка и свободы воли.
    Проблема взаимоотношений веры и разума была одной из цен- тральных в средневековой философской мысли. Ее можно сформу- лировать как вопрос о путях познания: должен ли человек обладать верой, для того, чтобы с помощью разума познавать мир и Творца?
    Или же именно рациональное постижение мира приводит человека к вере? В зависимости от ответа на эти вопросы в философии Сред- них веков было сформулировано несколько позиций:
    1. Тертуллиан – «верую, ибо абсурдно». Считал, что вера лежит в основании бытия и несовместима с немощным разумом. Разум из- лишен и греховен.
    2. Аврелий Августин – «разумей, чтобы мог верить, и верь, чтобы
    разуметь». Догматы веры выступают как аксиомы, сами не подле- жащие доказательству, но дающие отправную точку для цепи логи- ческих умозаключений. Вера стимулирует и продвигает знание: «Ес- ли не поверите, то и не поймете».

    21 3. Ансельм Кентерберийский – «верь, чтобы понимать». Вера – исток и цель мышления, но не аргумент в его операциях.
    4. Петр Абеляр – «понимаю, чтобы верить». Авторитет церков- ного писания и догматы церковного учения должны быть удостове- рены разумом.
    5. Фома Аквинский – концепция «гармонии веры и разума». Вера совершенствует разум, теология совершенствует философию. Если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное зна- ние. Философия может объяснить только то, что познаваемо разу- мом, все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
    6. Уильям Оккам – теория «двойственной истины». Вера и разум не пересекаются. Невозможно найти доказательную основу тому, что дано в откровении. Философия отделяется от теологии, за каждой закрепляется своя сфера влияния. Истины веры лишь дополняют истины разума.
    Проблема возможности доказательства бытия Бога и их типов была важной стороной решения проблемы соотношения веры и ра- зума. Для тех, кто считает веру единственным источником познания, доказательства существования Бога не имеют научной силы, для тех же, кто только встал на путь веры, эти доказательства имели извест- ное значение. В эпоху Средних веков аргументы, подтверждающие существование Бога, формулировали такие философы, как Аврелий
    Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский. Классиче- скими доказательствами традиционно считаются пять доказательств
    бытия Бога Фомы Аквинского:
    1) доказательство через движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог;
    2) доказательство через производящую причину: все, что сущест- вует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего –
    Бог;
    3) доказательство через необходимость: случайное зависит от не- обходимого – следовательно, первоначальной необходимостью явля- ется Бог;
    4) доказательство от степеней совершенства: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство –
    Бог;
    5) доказательство через целевую причину: все в окружающем ми-

    22 ре имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – зна- чит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, – Бог.
    А. Кентерберийский выдвигал четыре доказательства бытия Бога, из которых своей оригинальностью и значимостью в истории фило- софии выделяется онтологическое доказательство. Бог это то, больше чего нельзя помыслить. Все понимают смысл слова «Бог», значит понятие «Бог» существует в разуме людей. Источником разума явля- ется реальность, значит, Бог существует в реальности. Не существуя
    – нельзя быть мыслимым. Человек может соприкасаться с Богом в сфере мысли.
    Спор об универсалиях (общие понятия),который актуализируется в период схоластики, уходит корнями в философию Платона и Ари- стотеля. Аристотель критиковал мысль своего учителя об идеях, как особом мире. Общие понятия – идеи не могут предшествовать ве- щам, но должны зависеть от них. Невозможно, по мнению Аристо- теля, чтобы идеи как сущности вещей были отделены от самих ве- щей и обладали реальным бытием. В средневековье вопрос об онто-
    логическом статусе общих понятий получил продолжение и привел к образованию двух противоположных направлений – реализма (ли- ния Платона) и номинализма (линия Аристотеля).
    Философской основой спора между реализмом и универсализ- мом был вопрос об отношении общего и единичного.
    Крайний реализм – направление в средневековой философии, представители которого утверждали, что общие понятия имеют ре- альное существование как самостоятельные духовные сущности и предшествуют существования единичных вещей. И. Эриугена, А. Кен-
    терберийский.
    Умеренный реализм отстаивал Фома Аквинский. Он полагал, что универсалии существуют трояко:
    1) «до вещей» – общие понятия существуют в божественном ра- зуме и предшествуют вещам как прообразы.
    2) «в вещах» – общее внутренне присуще вещам, как их сущ- ность.
    3) «после вещей» – общее существует в мышление человека в результате абстрагирования и обобщения.
    Общее как таковое не имеет реального бытия, оно существует в предметах и разум извлекает его из них. Посредством чувств человек познает индивидуальное в вещах, а с помощью разума – общее.

    23
    Номинализм (от лат. потеn – имя) – направление в средневеко- вой философии, представители которого считали общие понятия лишь именами единичных вещей (общее – словесное обозначение единичных предметов). Росцелин, У. Оккам.
    Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуаль- ными качествами. Общие понятия не только не существуют незави- симо от вещей, но даже не отражают их свойств. Понятия, обозна- чаемые общими именами – это не самостоятельное целое, а сово- купность отдельных понятий. Например, «человек» – совокупность конкретных людей.
    В споре об универсалиях некоторые философы не придержива- лись позиций номинализма или реализма, образуя третье направле- ние – концептуализм.
    Концептуализм («conceptus» – мысль, понятие) – направление в философии средневековья, представители которого отрицали онто- логическую реальность общего и считали, что общее находится только в уме познающего субъекта. П. Абеляр, И. Солсберийский.
    Общее есть результат абстрагирования сходных признаков ве- щей и их объединения в уме человека. Это мысленные предметы, идеальные сущности, находящиеся в уме человека. Общее – это способ, с помощью которого вскрывается сходство и подобие между вещами.
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    1. В чем отличие мировоззрения античности от мировоззрения средне- вековья?
    2. Перечислите главные проблемы средневековой философии?
    3. Охарактеризуйте основные позиции в споре о природе общих поня- тий.
    4. В чем суть онтологического доказательства бытия Бога А. Кентербе- рийского?
    5. В какой период средневековой философии мыслители отдавали при- оритет вере относительно разума?
    6. Назовите пять доказательств бытия Бога Ф. Аквинского. Можете ли вы опровергнуть их с позиций современного научного знания?

    24
    2.3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
    Мини-глоссарий
    Философия эпохи Возрождения – совокупность философских на- правлений, возникших и развивавшихся в Европе в XV–XVI вв., которые объединяла антицерковная направленность, устремлен- ность к человеку, вера в его физический и духовный потенциал.
    Гуманизм– тип мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, свободы человека и его права на счастье.
    Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
    Основные черты философии эпохи Возрождения
    1. Антропоцентризм и гуманизм – в центр философии помеща- ется человек и его природа; вера в безграничные возможности и дос- тоинство человека;
    2. Секуляризация -оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а лишь орга- низации);
    3. Принципиально новое, научно-материалистическое понима- ние окружающего мира (шарообразности, вращения Земли вокруг
    Солнца, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);
    4. Интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
    5. Широкое распространение идеи социального равенства.
    Основные направления философии эпохи Возрождения
    1. ГуманистическоеДанте Алигьери, Франческо Петрарка и дру- гие – в центр внимания ставили человека, воспевали его достоинство, величие и могущество, иронизировали над догматами Церкви;
    2. Неоплатоническое представители которого – Николай Кузан-
    ский, Парацельс и другие – развивали учение Платона, пытались по- знать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
    3. НатурфилософскоеНиколай Коперник, Джордано Бруно, Га-
    лилео Галилей и другие, пытавшиеся развенчать ряд положений уче-

    25
    ния Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
    4. Реформационное – представители Мартин Лютер, Томас Мон-
    цер, Эразм Роттердамский и другие – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между ве- рующими и Церковью;
    5. Политическое (Н. Макиавелли) – изучало проблемы управле- ния государством, поведение правителей;
    6. Утопическо-социалистическое – Томас Мор, Томмазо Кампа-
    нелла и другие – искали идеальные формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и все- общем равенстве.
    Главной чертой гуманистического направления философии эпо- хи Возрождения было стремление уменьшить могущества Бога и до- казать самоценность человека. Данте Алигьере (1265–1321) в своей знаменитой «Божественной комедии» высмеивал противоречивые истины христианского учения. Он восхвалял человека, признавая, что в нем есть и божественное и природное начало, которые нахо- дятся в гармонии друг с другом. Верил в счастливое будущее челове- ка и его изначально добрую природу. Франческо Петрарка (1304–
    1374) полагал, что человеческая жизнь уникальна и дается один раз, поэтому человек должен жить не для Бога, а для себя и быть сво- бодным физически и духовно.Он отрицал возможность загробной жизни, считая, что бессмертия можно добиться лишь в памяти лю- дей. Человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен на- слаждаться жизнью и любить. Автор «Речи о достоинстве человека»
    Джованни Пико дела Мирандола (1463–1494) ставил человека в центр мира, чтобы он сам смог сформировать себя, как «свободный и славный мастер». Совершая свободный выбор, человек может, как опуститься до звериного состояния, так и подняться до ангельского уровня.
    Великий ученый эпохи Возрождения, Николай Коперник (1473–
    1543) отрицал геоцентризм и полагал, что Солнце является центром по отношению к Земле (гелиоценризм), а Земля вращается вокруг
    Солнца. Космос бесконечен, сферичен и неизмерим. Процессы, происходящие в Космосе, можно объяснить с точки зрения приро- ды, так как они лишены божественного смысла. Джордано Бруно
    (1548–1600) – последователь Коперника и неоплатонизма, считал
    Солнце центром только по отношению к Земле, а не центром Все- ленной. Вселенная не имеет центра и состоит из галактик. Число

    26 миров во Вселенной, согласно Бруно, бесконечно, а на других пла- нетах есть жизнь. Он не признавал существование Бога, отдельного от Вселенной, утверждая, что вселенная и Бог – единое целое (пан-
    теизм), а вся материя – одушевлена (гилозоизм). За взгляды, проти- воречащие официальной позиции церкви, Бруно был приговорен к казни и сожжен.
    Возрожденческая политическая мысль стремилась отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии. Николло Макиавелли
    (1469–1527) – автор знаменитого философско-политического труда
    «Государь», является представителем антропологического пессимизма, поскольку побудительными мотивами деятельности людей он считал
    эгоизм и материальный интерес. Люди склонны к тому, чтобы быть алчными, малодушными, неверными. Поэтому государство в лице правителя призвано ограничивать человеческие инстинкты и поро- ки. Для достижения политических целей и блага государства, по мне- нию Макиавелли, правитель может использовать любые средства.
    Добродетель человека – это сила и здоровье, хитрость и энергия, возможность планировать и принуждать. Впоследствии действия по- литиков, которые пренебрегают нормами морали при достижении политических целей, беззастенчиво использующие антигуманные средства для достижения поставленных целей, получили название
    макиавеллизма.
    Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, являлись ответом на социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрожде- ния, так и в будущем. Томас Мор (1478–1535) в сочинении «Утопия» создает проект идеального государства, в котором отсутствует част- ная собственность. Все граждане участвуют в производительном тру- де. Произведенные продукты поступают в собственность общества
    (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. В связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии по мнению Мора достаточно шестичасового рабочего дня. От трудовой деятельности освобождаются люди, про- явившие особые способности к наукам. Самые же грязные работы
    Мор отдает рабам – осужденным и преступникам. Все должностные лица в Утопии избираются – прямо или косвенно. Мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности). Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.
    Утопический проект государства вслед за Т. Мором строит Том-
    мазо Кампанелла(1568–1639) в своем труде «Город Солнца». Жители

    27
    этого города – солярии – построили идеальное общество, основан- ное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и тру- дом. Так же, как и в Утопии, в Городе Солнца отсутствует частная собственность. Жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну. Большое внимание уде- ляется воспитанию – с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и при- учается к коллективной жизни, другим правилам поведения. Во гла- ве Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соля- риями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    1. Назовите основные отличия философии Возрождения от средневеко- вой философской мысли.
    2. Каковы изменения в научной картине мира в эпоху Возрождения?
    3. В чем заключается гуманистический характер эпохи Возрождения?
    4. Перечислите основные положения утопической теории государства
    Т. Мора?
    5. Раскройте суть антропологического пессимизма Макиавелли.
    2.4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
    Мини-глоссарий
    Философия Нового времени – период развития философии в западной Европе в XVII–XVIII вв., характеризующийся ориенти- рованием на науку, научную методологию и экспериментально – математическое мировоззрение.
    Наукоцентризм – основная черта философии Нового времени, ха- рактеризующаяся ориентированием на естественные науки, в ча- стности математику и механику.
    Механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, ко- торые рассматриваются как универсальные и распространяющиеся на все виды материального движения.

    28
    Деизм – философское учение о Боге как безличной первопричине мира, находящейся вне его и не вмешивающейся в развитие при- роды и общества.
    Период Нового времени характеризуется формированием капи- талистических отношений, быстрым ростом науки, производствен- ных процессов, ослаблением влияния церкви. Философы стали ори- ентироваться на познание природы, а философия уподоблялась есте- ствознанию, перенимая его стиль мышления, методы, идеалы и цен- ности. Наукоцентризм в философии привел к преобладанию гносео- логии над онтологией, а также вызвал интерес к методологии науч- ного познания.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта