Главная страница
Навигация по странице:

  • Дополнительная

  • 3.1. БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ. ПОНЯТИЕ СУБСТАНЦИИ И ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА МИРА Мини-глоссарий Бытие

  • Небытие

  • Единство мира

  • Три смысла бытия

  • Проблема небытия

  • Понятие субстанции

  • Проблема единства мира

  • Земля. Кочеров, Сидорова. Учебное пособие по философии. Учебное пособие нижний новгород 2015 2 удк 1 ббк 87 к 755 Рецензент ы


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеУчебное пособие нижний новгород 2015 2 удк 1 ббк 87 к 755 Рецензент ы
    АнкорЗемля
    Дата20.12.2022
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКочеров, Сидорова. Учебное пособие по философии.pdf
    ТипУчебное пособие
    #855475
    страница8 из 17
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17
    Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) – естествоиспыта- тель, основатель учения о биосфере и ноосфере, генетической мине- ралогии, биохимии и других научных исследований, мыслитель- гуманист.
    Основные идеи – идеи об эволюции жизни на Земле в результа- те ее появления из космоса, о возникновении биосферы и ее движе- нии к ноосфере.
    Вернадский исследует процессы перемещения вещества и энер- гии в природе, выделяя геологическую роль жизни («живого вещест- ва») в планетарных процессах. «Живое вещество – это вечная, изна- чально присущая космосу и повсеместно распространенная в нем совокупность живых организмов», где особое место отводится чело-

    61 веку как геологической силе, изменяющей биогеохимические про- цессы природы, способной перестроить и изменить биосферу Земли.
    По мере эволюции человека усиливается и расширяется его преобразующая деятельность. Благодаря развитию техники и науки человек охватывает все области бытия и в первую очередь сферу жизни – биосферу, которая постепенно переходит в ноосферу.
    Ноосфера (от лат. – нус, ум) понимается как окружающая чело- века среда, новое состояние биосферы, а ее созидание – как кон- тролируемый и регулируемый человечеством процесс обмена между веществом и энергией общества и природы, то есть как разумное, в соответствии с данными науки, ее преобразование. Основными предпосылками возникновения науки ноосферы Вернадский назы- вает:
    1. Распространение человека – одного биологического вида, об- ладающего разумом, – по всей поверхности планеты, победа его в борьбе с другими биологическими видами.
    2. Развитие средств связи и обмена, интегрирующих людей в единое целое.
    3. Открытие новых источников энергии (атомной, солнечной и др.), придающих деятельности человека масштаб геологических пре- образований.
    4. Массовая демократизация государственного устройства, до- пускающая к управлению обществом все более широкие массы на- селения.
    5. Взрыв научного творчества в XX веке, обладающий геологи- ческим масштабом своих последствий.
    Завершением развития ноосферы, по Вернадскому, должна стать автотрофность человечества, то есть освобождение его от не- обходимости получать энергию от растительного и животного мира
    Земли. Это станет условием отрыва будущего человека от одного планетного тела и перехода его эволюции в космос, усиления кос- мопланетарной роли человечества. Вернадский полагал, что в буду- щем ноосфера станет ведущей не только на земле, но и в космосе, а человечество станет силой, созидающей ноосферу.
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    1. В чем, по мнению Соловьева, заключается смысл половой любви?
    2. Что означает понятие «София» в философии Соловьева?

    62 3. Каково предназначение и смысл жизни человека, согласно Бердяеву?
    4. Раскройте суть «космической этики» Циолковского.
    5. Перечислите основные сходства и отличия учения о космосе Циол- ковского и Вернадского.
    ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ I, II
    Основная
    1. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Ра- зина. 6-е изд.; пер. и доп. М.: Проспект, 2010.
    2. Философия: учебник / Э.В. Островский. М.: Вузовский учебник:
    НИЦ Инфра-М, 2013.
    3. Бессонов Б.И. История философии: учебное пособие для академиче- ского бакалавриата. М.: Юрайт, 2014.
    4. Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. П.В. Алексеев;
    МГУ им. М.В. Ломоносова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010.
    5. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 1: Философия древ- ности и средневековья / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М.: Академический проспект, 2012.
    Дополнительная
    1. Алешин А.И. Размышление о феномене русского космизма // Вопросы философии. 2015. № 4.
    2. Беседин А.П. Теория идей Джорджа Беркли // Вопросы философии,
    2014., № 9.
    3. Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. № 1.
    4. Богатов М.А. В чем именно сомневается Декарт? // Известия Сара- товского университета. 2013. № 1. Т. 13.
    5. Вальянов М.В. История и философия науки: учебное пособие М.:
    Альфа-М: ИНФРА-М, 2012.
    6. Демидова С.А. Лев Николаевич Толстой в контексте экзистенциально- го выбора современных философов // Вопросы философии. 2015. №10.
    7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фило- софов. М.: Мысль, 1986.
    8. Душин О.Э. Модели совести: Фома Аквинский и Владимир Соловьев
    // Вопросы философии. 2005. №3.
    9. Киселева М.С. «Я» и история в философии Николая Бердяева // Во- просы философии. 2014. № 11.
    10. Корсаков С.Н. Мифы и истины в истории русской философии // Во- просы философии. 2015. № 5.

    63 11. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель,
    1991.
    12. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М.: Мысль, 2009.
    13. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.
    14. Паршин А.Н. Средневековая космология и проблема времени // Во- просы философии. 2004. № 12.
    15. Рассел Б. История западной философии. М.: АСТ, 2010.
    16. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.
    17. Счастливцев Р.А. Историко-философские интерпретации скептициз- ма в связи с его методологическим потенциалом в гуманитарном познании //
    Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4–1.
    18. Терлецкий В.М. Априорность и спонтанность в критической филосо- фии И. Канта. 2013. № 12.
    19. Черникова И.В. Эволюция субъекта научного познания // Вопросы философии. 2014. № 8.
    20. Черткова Е.Л. Утопия как «философский проект» // Вопросы фило- софии. 2015. № 5.

    64
    ОНТОЛОГИЯ
    ГЛАВА 3 3.1. Бытие и небытие. Понятие субстанции и проблема единства мира.
    3.2. Материальное бытие. Категория материи. Атрибуты материи.
    3.3. Проблема идеального. Виды идеального бытия. Сознание: сущность и происхождение.
    Онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) – философская наука о бы- тии, основных видах и свойствах бытия. Термин «онтология» в 1613 г. пред- ложил Р. Гоклениус, а закрепил его в науке немецкий философ и ученый Х.
    Вольф. Учение о бытии под другими названиями существовало еще в антич- ности, когда возникла потребность в более общем воззрении на мир, чем позволяла получить натурфилософия («философия природы»). Так, роль он- тологии в учении Аристотеля исполняла его «первая философия», предметом которой он считал исследование сущего, его начал, свойств и форм. После
    Аристотеля учение о мире в целом, в отличие от наук о природе, по заглавию одного из его трудов получило название «метафизика».
    Статус онтологии как важной философской дисциплины обусловлен тем, что при разработке всех конкретных теорий необходимо исходить из более общих
    (фундаментальных) теорий. Поэтому своя «онтология» есть у каждой из наук.
    Например, для физических наук онтологией является общая теория физики, для экономических наук – общая теория экономики. В отличие от этих наук, философия занимается созданием всеобщей онтологии как универсальном, положительном, истинном знании о действительности.
    Проблематика философской онтологии сводится к выявлению сущности бы- тия, его смысловых значений, основных видов бытия и отношений между ними, всеобщих свойств бытия. Поэтому онтология тесно связана с другими философскими науками, которые подвергают более детальному рассмотре- нию как сущность бытия (логика, теория познания), так и его виды (фило- софия природы, социальная философия, философская антропология). При этом основные понятия онтологии конкретизируются и наполняются содер- жанием, специфичным для этих философских дисциплин.

    65
    3.1. БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ.
    ПОНЯТИЕ СУБСТАНЦИИ
    И ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА МИРА
    Мини-глоссарий
    Бытиефилософская категория, обозначающая реальность в ее объективном и целостном существовании.
    Небытие – философская категория, означающая абсолютное или относительное отсутствие, отрицание бытия.
    Субстанция – первооснова бытия, придающая ему внутреннее единство и являющаяся причиной многообразия и изменчивости вещей.
    Единство мира – универсальная связь всех элементов и уровней бытия, которая обусловливает его целостность.
    Категория бытия. Эта категория выступает в качестве исходного, базисного понятия при создании философской картины мира. Что означает слово «быть» в философском понимании? В нем заложена не просто констатация самого факта существования, но и обоснова- ние того, что существует на самом деле, независимо от нашего к нему отношения. Не случайно древнегреческий мыслитель Парме- нид, который впервые ввел это понятие в философию, использовал слово, близкое по своему значению к термину «истина». С тех пор философы понимают под бытием мир, как он есть сам по себе, а не каким он может казаться. В этом отношении философское понима- ние бытия имеет сходство с его значением в обыденной речи, по- скольку слово «быть» означает для нас нечто, существующее в самой действительности, а не только в нашем воображении. Таким обра- зом, бытие – это категория, которая представляет совокупность все- го существующего, неся в себе критерий его существования.
    Три смысла бытия. Категория бытия может пониматься, по меньшей мере, в трех присущих ему смыслах. Во-первых, под быти- ем имеется в виду сущее как объективно данная действительность.
    При этом подходе бытие выступает как характеристика реально су- ществующих объектов и явлений. Во-вторых, бытие трактуется как
    существование, т. е. реальное пребывание в мире. Бытие в таком зна- чении представляет собой процесс, в ходе которого данные объекты и явления демонстрируют присущие им свойства. В-третьих, бытие предстает как основа, позволяющая нашему изменчивому миру со-

    66 хранять единство с самим собой. Бытие в этом смысле характеризует наш мир в его целостности, которая не дает ему распасться на со- ставляющие его элементы. Все смыслы категории бытия взаимосвя- заны, но могут рассматриваться отдельно. Поэтому в истории фило- софии существуют направления, которые фокусировали свой инте- рес на одном из трех смыслов категории бытия (натурфилософия и субъективный идеализм, «философия жизни» и экзистенциализм, гегельянство и марксизм).
    Виды бытия. Действительность многообразна в своих аспектах, поэтому предельно общая категория бытия раскрывается в различ- ных ипостасях. Так, живая природа качественно отличается от не- живой природы, а общество устроено сложнее царства животных.
    Сознание человека, творящее внутренний мир личности, представ- ляет иную реальность, чем его телесное существование, зависимое от мира внешнего. Вещи и ценности реальны, но проявляют себя раз- личным образом. Поэтому необходимо иметь классификацию бытия, в основу которой могут быть положены разные основания для деле- ния. Исходя из них, философы выделяют бытие материальное и иде-
    альное, бытие природы и общества, бытие культуры, бытие человека, бытие сознания, бытие ценностей и т.д. Многие из этих видов бытия представляют собой объекты исследования различных философских дисциплин. Так, изучением общества занимается социальная фило- софия, изучением культуры – философия культуры, изучением че- ловека – философская антропология, изучением ценностей – аксио- логия. Для самой же онтологии как универсальном, положительном, истинном знании о действительности наибольший интерес истори- чески представляют бытие идеальное и материальное бытие.
    Проблема небытия. Категория небытия является парной к кате- гории бытия, хотя большинство философских учений отказывают ему в праве на существование. В античной философии оба эти поня- тия появляются в учении Парменида, отрицавшего существование небытия на том основании, что его «нельзя ни помыслить, ни в сло- ве выразить». О важности постановки этой проблемы говорят слова
    М. Хайдеггера, что «вопрос: «Почему есть сущее, а не ничто?» – предрешил судьбу западного мира». Реабилитация небытия про- изошла в учении атомистов, которые принимали него пустоту. Пла- тон и Аристотель находили многие характеристики небытия (неоп- ределенность, пассивность, чистая возможность) в материи, но все же считали последнюю низшим видом бытия. Если Платон допускал небытие только как содержание ложных высказываний, то Аристо-

    67
    тель относил к нему также непричастность к объекту тех или иных качеств (не-белый, не-добрый) и принадлежность его к прошлому или к будущему, но не к настоящему времени. Так Аристотель впер- вые выделил абсолютное небытие, как невозможное по определению, и небытие относительное как отсутствие в том или ином отношении.
    В средневековой философии понятие небытия замещало поня- тие «ничто», из коего Бог сотворил мир. Различие между этими близкими терминами состоит лишь в том, что небытие противопос- тавляется бытию вообще, в то время как ничто – всевозможным нечто. В философии XIX–XX веков категория небытия трактовалась в основном в экзистенциальном смысле (применительно к человече- скому существованию), представая в виде то ничем не обусловлен- ной свободы, то страха перед смертью, то отсутствия смысла в жиз- ни. В истории философии помимо небытия бытию также противо- поставлялось некое сверхбытие, лишенное всех «бытийственных» характеристик (пребывание вне пространства и времени, неподчине- ние всем законам этого мира, неземное совершенство). Таким сверхбытием обладает у Платона и Плотина «единое», в религиозно- философских учениях – Бог, в буддизме – нирвана, которая пред- ставляет как свербытие, так и небытие.
    Понятие субстанции. Один из трех смыслов категории бытия представляет реальность в ее целостности и единстве. Это логически ведет к признанию некой общей основы, которая удерживает много- образную и изменчивую действительность от впадения в хаос. В фи- лософии принято называть эту общую основу нашего мира субстан-
    цией (от лат. substantia – нечто, лежащее в основе). Субстанция обо- значает первооснову реальности, которая существует сама в себе и представляется через себя. Определяя все виды и воплощения бы- тия, субстанция не нуждается для собственного существования ни в чем другом, являясь «причиной самой себя» (Б. Спиноза). Вопрос о том, что именно является субстанцией, представляет собой одну из самых важных и сложных проблем философии.
    Так, выбор в качестве субстанции материальной или идеальной основы мира разделил философов на материалистов и идеалистов.
    Материалисты
    (Демокрит,
    Эпикур,
    Дж. Локк,
    Л. Фейербах,
    К. Маркс и др.) находят первооснову мира в материальном бытии.
    Идеалисты (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Г.В. Лейбниц,
    Г.В. Гегель и др.) считают, что первоначальным и порождающим началом в мире выступает идеальное бытие. В то же время некото- рые мыслители утверждали, что положительно решить вопрос о суб-

    68 станции невозможно, так как человек ограничен в своем познании субъективными образами своих ощущений (Д. Юм).
    Понятие субстанции вызывает вековые споры среди философов по вопросу не только ее качественной, но и количественной опреде- ленности. Одни мыслители утверждают, что в основе нашей реаль- ности находится одна субстанция. Другие полагают, что в мире со- существуют две субстанции, а третьи заявляют, что имеется множе- ство равноправных субстанций. При этом большинство философов решало данный вопрос, делая выбор в пользу единой субстанции, тем самым переходя на позиции монизма (от лат. monos – один, единственный). В зависимости от того, принимается ли за первоос- нову природа, материя (Демокрит, Фейербах, Маркс) или Бог, идея
    (Платон, Гегель, В.С. Соловьев), выделяются два направления мо- низма: материалистический и идеалистический. Другого взгляда придерживаются представители дуализма (от лат. dualis – двойствен- ный), наиболее видным из которых является Р. Декарт. Дуалисты, в отличие от монистов, признают существование двух субстанций, материальной и духовной, независимых и несводимых друг к другу.
    Еще дальше идут представители плюрализма (от лат. pluralis – мно- жественный), которые полагают, что в мире имеется много субстан- ций. Философский плюрализм представлен в персонализме, провоз- глашающем субстанциальность каждой личности, в философии жиз- ни, прагматизме, экзистенциализме.
    Проблема единства мира. С категорией субстанции тесно связа- на проблема единства мира – одна из важнейших в онтологии. Суть ее заключается в том, как объяснить и обосновать внутреннее един- ство многообразных и изменчивых вещей, явлений, процессов, со- ставляющих в своей совокупности само бытие. Для того чтобы су- ществовать, бытие как сущее нуждается не только в процессе суще- ствовании, но и в наличии какой-то основы. Как писал Ф. Энгельс,
    «единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпо- сылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым». При доказательстве единства мира фи- лософы опираются на категорию субстанции, которая представляет первооснову многообразия и изменчивости бытия. Но поиск суб- станциальной основы действительности является более сложным делом, чем это может показаться.
    Бытие состоит не только из множества элементов, но и включа- ет в себя различные уровни. Космос и человек, природа и общество, предмет и образ, явление и сущность слишком различаются между

    69
    собой, чтобы всегда можно было установить, в чем заключается их единство. Представление о единообразной материи как первооснове бытия вступает в растущие противоречия с данными современного естествознания. Столь же серьезные научные возражения встречают попытки выдать за первоначало нашего мира духовную сущность
    (Бог, мировой разум, идея). Это побуждает многих философов и ученых искать доказательства единства мира, не апеллируя к суб- станции, видя в обращении к ней уход от проблемы, а не ее реше- ние. В результате были предложены несколько моделей единства мира.
    Первой возникла вещественно-субстратная модель мира, соглас- но которой вся Вселенная может быть сведена к некой «прамате- рии». У ее истоков стояли древнегреческие философы Левкипп и
    Демокрит, которые считали, что все вещи состоят из мельчайших неделимых материальных частиц – атомов. Ответом на это со сторо- ны идеалистов стала философия Платона, сводившего вещи к их идеальным первообразам – идеям. Попытки найти исходные эле- менты бытия присущи и многим ученым. Например, английский физик Праут считал первоматерией всех вещей атом водорода. К этой же модели относятся учения, исходящие из того, что каждый уровень бытия имеет свою структуру, в основе которой лежит наи- меньшее начало. Так, на физическом уровне – это адроны и лепто- ны, на химическом уровне – молекулы, на биологическом – клетки, на социальном – люди.
    Иной позиции придерживаются сторонники функциональной мо-
    дели. Согласно ей каждая частица во Вселенной связана с другими частицами, поэтому Вселенная функционирует как единая система.
    Постоянные, существенные и необходимые связи называются зако- нами. Каждый уровень бытия имеет свои специфические законы
    (например, закон сохранения энергии), но помимо них есть универ- сальные законы, которые действуют на всех уровнях реальности.
    Ученые стремятся объединить универсальные законы в научном знании путем создания теорий, имеющих общенаучный характер.
    Примером общенаучной теорией является общая теория систем, ко- торая рассматривает законы, действующие на любых уровнях реаль- ности. В рамках этой же модели некоторыми учеными ведется поиск
    «формулы мироздания», которая способна объяснить любое явление.
    Так, А. Эйнштейн одно время надеялся раскрыть универсальную формулу устройства мира, полагая, что всем им управляет какая-то единая сила, единая формула, одна причина и одна цель. Но боль-

    70 шинство ученых полагает, что такая формула невозможна в принци- пе, поскольку она должна была бы учитывать все возможные связи в природе и обществе, в материальной и духовной жизни.
    Другую версию единства мира предлагают сторонники атрибу-
    тивной модели. Она исходит из единства атрибутов (от лат. attribio – придаю, наделяю), под которыми понимаются необходимые, суще- ственные свойства объекта. Отличие данной модели от предыдущих состоит в том, что и вещественно-субстратная, и функциональная модели являются локальными концепциями, которые описывают отдельные аспекты бытия на основе естественнонаучных знаний.
    Между тем существуют и более общие, универсальные свойства и закономерности, которые называются атрибутами и проявляются на всех структурных уровнях бытия. Среди них можно выделить движе- ние, пространство и время, взаимодействие, структурность и сис- темность, временную и пространственную бесконечность и т.д. Ат- рибутивная модель является чисто философской концепцией един- ства мира, позволяющей соединить различные уровни бытия: нежи- вой природы, живой природы, общества, – в каждой из которых выделяются собственные подуровни.
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    1. Что изучает онтология?
    2. Какие смыслы заключены в категории бытия?
    3. В чем состоит сложность понимания небытия?
    4. Что такое субстанция?
    5. Почему доказательство единства мира так важно для философии и науки?

    71
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17


    написать администратору сайта