Земля. Кочеров, Сидорова. Учебное пособие по философии. Учебное пособие нижний новгород 2015 2 удк 1 ббк 87 к 755 Рецензент ы
Скачать 0.84 Mb.
|
3.2. МАТЕРИАЛЬНОЕ БЫТИЕ. КАТЕГОРИЯ МАТЕРИИ. АТРИБУТЫ МАТЕРИИ Мини-глоссарий Материя – материальная субстанция, представляющая сущность всех объективно существующих в мире предметов, явлений и про- цессов. Движение – способ существования материи, обозначающий все происходящие изменения в самом общем виде. Пространствои время – формы существования материи, которые характеризуют ее в аспектах протяженности и длительности. Взаимодействие – философская категория, обозначающая взаим- ную связь, обусловленность объектов, их взаимовлияние друг на друга. Отражение – способность одних объектов воспроизводить при- знаки, свойства и отношения других объектов. Материальное бытие. Весь окружающий нас мир представляет собой невообразимое множество предметов, явлений и процессов, проявляющихся в бесконечно разнообразных формах с их всевоз- можными свойствами, связями и отношениями. С раннего детства мы убеждаемся в том, что они существуют объективно, т. е. не зави- сят от нашего отношения к ним. По мере накопления опыта мир таких объектов вокруг нас только увеличивается, и со зрелостью мы осознаем, что нам известна лишь малая часть этого мира. Матери- альное бытие вторгается в нашу жизнь «весомо, грубо, зримо», и попытки игнорировать его существование приводят к весьма непри- ятным последствиям. При этом данное бытие чаще всего воздейст- вует на нас как то или иное вещество, которое интуитивно прини- мается нами за его сущность. Не случайно само слово «материаль- ный» происходит от лат. materialis, что значит «вещественный». От этого понимания объектов материального бытия в обыденной речи мы не отказались до сих пор, понимая под ними то, что состоит из некоего «материала», т.е. вещественного субстрата. Между тем наука и философия еще в конце XIX–начале XX ве- ка пришли к пониманию невозможности ограничить материальное бытие только вещественными объектами. Мир вокруг нас устроен гораздо сложнее, нежели это представлялось нашим предкам, ви- 72 девшим в его основе ту или иную природную стихию (земля, вода, огонь, воздух) или «первовещество». Во-первых, мир включает в се- бя неживую природу, живую природу и общество, где действуют как «вещественные», так и «невещественные» силы. Во-вторых, каждая из этих форм материального бытия имеет свои уровни, несводимые к одним вещественным началам. Так, уровнями неживой природы являются: субмикроэлемен- тарный (кварки, глюоны, суперструны); микроэлементарный (адро- ны и лептоны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молеку- лярный (молекулы); единичных вещей; макротел; планет и систем планет; галактик и систем галактик; метагалактик; Вселенной. К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, бел- ки); клеточный (клетка); многоклеточных организмов; видов; попу- ляций; биоценозов; биосферы в целом. Уровни общества образуют: отдельный индивид; семья; коллектив; социальные группы (слои, классы, страты); этносы; нации; расы; государства; союзы госу- дарств; отдельные общества; человечество в целом. Столь сложное строение материального мира настоятельно требует выявления суб- станции, лежащей в его основе, и ее философского осмысления. Категория материи. Материя (от лат. materia – вещество) – по- нятие философии, которое возникло для обозначения физического, вещественного вообще, в отличие от всего психического, духовного. Если ранние натурфилософы («физики») древней Греции отождеств- ляли первовещество с той или иной природной стихией (вода, зем- ля, воздух, огонь), то атомисты представляли его как совокупность качественно однородных атомов. Для Платона материя («хора») была неопределенным пространством, близким, но не равным небытию. Аристотель признал вечное существование материи («хюле»), считая ее вечным, несотворимым и неуничтожимым, но пассивным нача- лом. В средневековой философии под материей понимали множест- во индивидных проявлений, сотворенных и подчиненных Единому (Богу). В философии Нового времени категория материи последова- тельно отождествляется с понятием вещества, общего всем вещам, и сближается с естественнонаучными взглядами на физическую реаль- ность. Так, Т. Гоббс и Дж. Локк определяли материю как телесную субстанцию. На материю переносятся все характеристики, которые передовые науки того времени (геометрия, физика, химия) находили в веществе: протяженность, плотность, непроницаемость, атомарное строение, закон сохранения. Французские материалисты XVIII в. 73 развили вещественно-субстратное представление о материи, предло- жив считать одним из ее важнейших атрибутов движение. Последо- вавшие на рубеже XIX–XX вв. открытия радиоактивности и делимо- сти атома опровергли некоторые из приписываемых материи свойств (закон сохранения, атомарное строение) и поставили под сомнение взгляды на нее как на вещество. Невозможность чувственно воспри- нимать объекты микромира, преобладание математических моделей при их описании, побудили многих ученых заговорить о том, что «материя исчезла». Философско-материалистическое решение проблемы в условиях кризиса вещественно-субстратной концепции материи в 1909 г. дал В.И. Ленин новым определением данной категории. «Материя, – писал он, – есть философская категория для обозначения объектив- ной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». При таком взгляде на материю фило- софское представление о ней отделяется от естественнонаучных концепций, и у материи как философской категории остается лишь одно свойство – обозначать «объективную реальность». Гносеологи- ческий подход к материи в марксистско-ленинской философии ос- новывается на ее субстанциально-деятельном понимании, в соответ- ствии с которым материальные процессы существуют как в естест- венно-природной, так и в социально-практической форме. Эта фи- лософия выделяет несколько видов состояния материи: вещество, энергия, поле, плазма, «живая материя», социальная материя. В со- циальной материи, или общественном бытии, активно участвуют сознание и духовная жизнь человека, но они считаются вторичными и производными от его материальных потребностей. Атрибуты материи. Под атрибутами материи понимаются ее универсальные фундаментальные свойства как субстанции. Первым понятие атрибута к субстанции применил Б. Спиноза, который вы- делил два ее сущностных и неотъемлемых признака: протяжение и мышление. Дальнейшая история философии характеризовалась уточ- нением атрибутов, представление о которых зависело от того, как понимал субстанцию тот или иной мыслитель. В современных учеб- ных пособиях число атрибутов материи варьируется. Выделим и оха- рактеризуем 5 следующих атрибутов субстанции: движение, про- странство и время, взаимодействие, отражение. Движение есть способ существования материи. Под движением в философии понимается вся совокупность изменений, т.е. измене- 74 ние вообще. Движение носит объективный характер, так как оно происходит независимо от сознания субъекта. Движение является универсальным, или всеобщим, поскольку в мире не существует объектов, которые бы никак не изменялись. Движение также отли- чается абсолютностью и относительностью: оно абсолютно, потому что каждый объект постоянно претерпевает изменения, и относи- тельно, ибо изменения всегда происходят в тех или иных (но не во всех сразу) отношениях. Наконец, движение противоречиво, так как несет в себе две противоположные тенденции: к сохранности и к изменчивости. При полной победе первой из этих тенденций мате- рия застыла бы неподвижно, как мир Парменида, при победе второй – не смогла бы иметь внутреннего единства, как поток Кратила. Выделяются различные типы и формы движения материи. Три типа движения суть: 1) изменение пространственного положения объекта при сохранении его состояния и качеств; 2) изменение со- стояния объекта при сохранении его качеств; 3) изменение качеств объекта. Примером первого типа движения служит простое переме- щение, примером второго – переход воды из одного агрегатного со- стояния в другое, примером третьего – развитие человека или обще- ства. Кроме типов движения существует идущая еще от Ф. Энгельса иерархия движения по его формам. Им были выделены 5 форм дви- жения материи: 1) механическая; 2) физическая; 3) химическая; 4) биологическая; 5) социальная. В основе данной классификации лежит не ранжирование соответствующих наук, а выделение матери- альных носителей движения и присущих им специфических проти- воречий. Хотя это деление не утратило своего значения, наука в XX веке внесла в нее коррективы, открыв новые виды движения: изменения в микромире, в мегамире, психические процессы, – и доказав, что механическая форма не является основой для других. Следует иметь в виду, что более сложные формы включают в себя более простые, но не сводятся к ним (почему нельзя объяснять дея- тельность человека в терминах, описывающих поведение даже выс- ших животных). Пространство и время. Взаиморасположение материальных сис- тем образует пространство, взаимосвязь материальных явлений обра- зует время. Пространство и время имеют как общие, так и отдель- ные свойства. К общим свойствам пространства и времени относят- ся: объективность, всеобщность, абсолютность и относительность, связь между собой и с движением материи, бесконечность. Специ- фические свойства пространства: протяженность, симметричность и 75 ассимметричность, однородность и неоднородность, трехмерность. Время же отличается длительностью, асимметричностью, необрати- мостью, одномерностью. Безусловно, данные свойства пространства и времени отражают особенности нашего мира, известные науке. Возможно, есть иные миры с другими пространственно-временными свойствами. В истории философии и науки сложились две концепции пони- мания пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Представители первого подхода (Демокрит, Эпикур, И. Ньютон) понимали пространство и время как «вместилища» всех объектов и всех событий, которые существуют как субстанции, т.е. независимо от материи, движения и друг друга. Сторонники второго подхода (Аристотель, Г.В. Лейбниц, А. Эйнштейн) представляли пространст- во и время как отношения между объектами и процессами, что дела- ет их зависимыми от материальных объектов и скорости их движе- ния. Современная наука в целом придерживается реляционного под- хода к пониманию пространства и времени, получившего обоснова- ние в специальной теории относительности А. Эйнштейна. Согласно этой теории, при увеличении относительной скорости движения системы отсчета, пространственная протяженность уменьшается, а временная длительность – увеличивается. У Эйнштейна пространст- во и время зависимы друг от друга (пространство-время), а также от материи (масса) и движения (скорость). Взаимодействие. Этот атрибут представляет процесс взаимного влияния одних объектов на другие, всеобщую связь между ними, изменение их состояний, взаимный переход и порождение одних объектов другими. Взаимодействие характеризует не только отноше- ния между объектами, но и само их бытие. Любой объект можно представить как систему элементов, взаимодействие которых являет- ся основой его существования. Поэтому взаимодействие служит до- казательством того, что движение абсолютно, а покой относителен. Ведь абсолютный покой возможен лишь при отсутствии всякого взаимодействия как изменения того или иного вида, но такое отсут- ствие сделало бы невозможным существование объекта как системы. Без способности к взаимодействию материя не могла бы существо- вать. Взаимодействие носит объективный и универсальный характер, в нем осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бы- тия. Существуют различные виды взаимодействия: в естественных науках – слабые и сильные, притяжение и отталкивание, разру- 76 шающие и созидающие; в социальных науках – борьба, союз и ней- тралитет. Общее понятие взаимодействия конкретизируется в виде необходимых и случайных связей, а также в принципе причинности, в котором оно проявляется в отношениях между причинами и след- ствиями. Законы науки, передающие постоянно повторяющиеся, необходимые и существенные связи между объектами, являются формами выражения взаимодействия. В данном атрибуте материи коренятся причины всего сущего, поэтому взаимодействие представ- ляет одно из фундаментальных ее свойств. Отражение. Многие материалисты исходят из того, что в каче- стве одного из всеобщих свойств материи нужно также рассматри- вать отражение как способность одних материальных объектов или систем воспроизводить характерные особенности других объектов или систем путем передачи вещества, энергии или информации. Ка- ждая из материальных систем, воздействуя на другие и вызывая в них определенные изменения, оказывает известное влияние на ту систему, на которую она воздействует, и тем самым «запечатлевает» себя в ней в результате воздействия. Отражение тесно связано с со- ответствующими формами движения и взаимодействия. Разным уровням организации материи соответствуют специ- фичные для них формы движения и формы отражения. Так, при механическом движении отражение существует в виде отпечатка, следа. При физическом движении оно проявляется в физических процессах, при химическом движении – в химических реакциях. В примитивных организмах отражение существует в виде раздражимо- сти, в более сложных организмах – в виде чувствительности. Выс- шим животным присуща уже психическая форма отражения, людям свойственна социальная форма отражения – сознание. Формы отра- жения так же иерархичны, как иерархичны формы движения мате- рии. Более сложные формы отражения возникают на основе более простых, но приобретают качественно новые, специфические только для них особенности, которых нет у менее развитых форм отраже- ния. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем заключается суть представлений о материи как субстанции? 2. Какие свойства объектов принято называть атрибутами? 3. Почему движение абсолютно, а покой относителен? 77 4. В чем состоит различие между субстанциальной и реляционной кон- цепциями пространства и времени? 5. Что представляет собой взаимодействие? 6. Какие формы отражения присущи неживой природе, органической природе, человеческому обществу? 3.3. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО. ВИДЫ ИДЕАЛЬНОГО БЫТИЯ. СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ Мини-глоссарий Идеальное – философская категория для обозначения реальности, противоположной и соотносимой с материальным бытием. Трансцендентальное – понятие, обозначающее такие аспекты или вид бытия, которые выходят за границы нашего мира и познания человека. Объективный идеализм – учение о первенстве идеальной реально- сти, которая существует объективно, то есть независимо от мате- риального бытия и человеческого сознания, и порождает их. Субъективный идеализм – учение о приоритете идеального бытия, внутренне присущего человеческому субъекту и придающего всем объектам форму, в которой мы их воспринимаем. Сознание – сложнейшая функция человеческого мозга, высшая форма психической активности человека как общественного суще- ства. Проблема идеального. Категория идеального есть философское понятие, которое составляет пару с категорией материального. Иде- альное (от греч. idea – образ, форма, вид, род) представляет особую реальность. Его феномены лишены многих тех свойств, которые присущи материальным объектам. Так, желая показать различие ме- жду идеальным и материальным, Б. Шоу однажды написал: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменяемся этими ябло- ками, то у вас и у меня останется по яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Идеальные сущности невещественны и не- протяженны, лишены временного характеры, не обладают опытной 78 достоверностью, недоступны для чувственного восприятия. Это го- ворит о том, что характер их бытия иной, чем у бытия реального мира, а именно – идеальный. Заслуга открытия идеального в европейской философии при- надлежит Платону, который полагал, что высшую реальность обра- зуют бестелесные, неизменные, вечные, активные, прекрасные и совершенные идеи. Идеальное бытие находит абсолютное выраже- ние в философии Гегеля, где абсолютная идея несет в себе полноту всего сущего. Представление об идеальной реальности, которая име- ет свойства, значительно отличающиеся от признаков материальной реальности, неизбежно порождало вопрос о соотношении между ними. В зависимости от решения этого вопроса философы делятся на два основных направления – материалистов и идеалистов. Мате- риалисты находят в идеальном отражение явлений объективной ре- альности, которые таким образом определяют наши образы, чувства и мысли. Идеалисты видят в нем активность духа, присущую субъ- ективной или трансцендентной реальности, которая творит наш мир. Многовековой спор между материалистами и идеалистами в ис- тории философии в качестве своей основы имеет вопрос о том, как соотносятся материальное и идеальное бытие. Если материя сущест- вует вечно, то можно ли сказать, что идеальное тоже вечно? Амери- канский астроном Карл Саган предложил модель эволюции, сравнив для наглядности время существования Вселенной (15 млрд лет) с одним земным годом. В соответствии с этой моделью, Земля появи- лась 14 сентября, жизнь на ней – 25 сентября, первые рыбы – 19 декабря, первые динозавры – 24 декабря, первые млекопитающие – 26 декабря. Первые приматы возникли 29 декабря, первые гоми- ниды – 30 декабря, а первые люди явились примерно в 22 час 30 минут 31 декабря (современная антропология определяет возраст вида HomoSapiens в 40–50 тысяч лет). Таким образом, если пони- мать идеальное как сознание человека, то оно возникло гораздо позже материального мира. Виды идеального бытия. Идеальное бытие многообразно в своих проявлениях и многозначно в своих характеристиках. Оно может существовать в виде чувственных образов и концептов умственной деятельности, в формах общественного сознания и процессах духов- ного творчества. Поэтому правомерно выделить различные виды идеального бытия: психическая жизнь и мышление, общественное сознание и духовный мир личности. Особого внимания заслуживает вопрос о существовании трансцендентного идеального бытия как 79 субстанции, которая не зависит от материального мира и человече- ского сознания и выступает как порождающая причина по отноше- нию к ним. Признание такого объективной идеальной субстанции служит линией разграничения между объективным идеализмом и субъективным идеализмом в философии. Объективные идеалисты (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Г.В. Лейбниц, Г.В. Гегель и др.) утверждают необходимость сущест- вования трансцендентного бытия, в качестве которого они прини- мают мир идей, бога, мировой разум, абсолютную идею. В отличие от них, субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм, И.Г. Фихте, Ф. Ницше) либо отрицают существование какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривают ее как нечто, полностью определяемое активностью его способностей (ощущения, разум, во- ля). Таким образом, если субъективные идеалисты объясняют мате- риальный мир, исходя из человеческого субъекта, то объективные идеалисты указывают в качестве его причины на идеальную субстан- цию. Но есть ли основания у философии, опирающейся на данные современной науки, полагать, что такая идеальная субстанция суще- ствует в реальности? Рассмотрим этот вопрос на примере доказа- тельств бытия Бога. Известно, что в своих представлениях о божественном начале человечество прошло несколько стадий осмысления Бога. На первой из них он представлял некую духовную сущность, совпадающую с природой и вносящую порядок в ее стихию. На второй стадии Бог понимался как творец и создатель, порождающий мир своим разу- мом и волей, которые обретали магическое единство в его слове. Третья стадия постижения Бога знаменовала его осознание как за- конодателя, возвещающего людям базовые нормы морали и права и являющегося их гарантом в подлунном и загробном мире. Все из- вестные доказательства существования Бога (логическое, онтологи- ческое, космологическое, моральное, психологическое и т. д.) не проходят строгую проверку нашего теоретического разума. Однако знания о нашей Вселенной пока имеют фрагментарный характер, а философия является не только наукой, обязанной соответствовать строгим критериям, но и мировоззрением, которое не может укло- няться от постановки и решения общих вопросов мироздания. Со- временная наука о своем отношении к бытию Бога могла бы сказать словами А. Эйнштейна, который, отвечая на вопрос «Верите ли вы в Бога?», заявил: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопо- 80 чет о судьбах и делах людей». С философской же точки зрения Бог, или Мировой разум, может быть осмыслен как идеальный тип ми- роустройства, определяющий меру разумности того мира, в котором мы живем. Если о трансцендентном бытии можно говорить лишь гипотети- чески, то реальность других видов идеального бытия (психическое, мыслительное, сознательное, духовное) не вызывает сомнений. Оче- видность его наличия порождает в философии две тенденции, кото- рые объединяет стремление устранить различие между идеальным и материальным бытием или свести его к минимуму. Сторонниками первой из них являются так называемые «вульгарные материалисты» (Л. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт), которые пытаются определить сознание как физиологический процесс (мысль относится к мозгу примерно так же, как желчь относится к печени). Другую тенденцию представляют биологи и психологи, которые настаивают на объек- тивном характере психических процессов или мыслительных актов, поскольку они могут быть сведены к реально наблюдаемым возбуж- дениям тех или иных зон человеческого мозга и нейрофизиологиче- ским связям между ними. Однако то, что мысли и чувства людей возникают на основе физиологических актов и выражаются посред- ством предметных действий, не означает, что они тождественны данным процессам. Идеальное бытие всегда субъективно в том смысле, что оно связано с деятельностью некого субъекта (человек, общество, человечество), чем оно принципиально отличается от объ- ективно существующего материального бытия. |