Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе
Скачать 2.71 Mb.
|
1. Что такое «пространство творческой личности»? 2. Назовите формы креативного образования. 3. В чем суть метода творческого саморазвития? 4. Каковы средства «пространственного творчества»? 5. Представьте виды пространственной композиции. Рекомендуемая литература Бурно M.E. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. Вуджек Т. Как создать идею. СПб., 1997. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М., 1936. Степанов А.В. и др. Объемнопространственная композиция. М., 2000. 1.5. ИМИДЖ КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ СЕМАНТИКА ПОНЯТИЯ «ИМИДЖ» Понятие «имидж» имеет много различных определений. Краткий психологический словарь под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошев 57 ского определяет имидж как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие ими джа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д.» Специалисты по социологии права трактуют эту категорию как «обобщенную, эмоционально окрашенную в общественном и личном со знании форму отражения правовой действительности в виде комплекса представлений о законах и методах социальноправового воздействия (Ок- самытный В.В. Правомерное поведение личности). Специалист в области социологии управления и имиджелогии В.М. Шепель дает такое определение: «Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной груп пой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания». Маркетолог Ф. Котлер определяет имидж как «восприятие компании или её товаров обществом». Специалист в области менеджмента О.С. Виханский дает общее определение имиджа: «Имидж явления – это устойчивое представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данно го явления». А.Б. Зверинцев, специализирующийся на разработке коммуникатив ных технологий, под имиджем понимает «относительно устойчивое пред ставление о какомлибо объекте». И так далее, и тому подобное – список предложенных определений можно продолжить. Общий их недостаток в том, что они поверхностны, чрезмерно абстрактны и не вполне адекватно отражают суть явления. При конструировании определения понятия «имидж», в частности имидж организации С.К. Сергиенко (Групповые технологии решения ор ганизационнопсихологических задач: Автореф. на соиск. д. психол. н. М., 2000.) предлагает учитывать следующие взаимно противоположные кате гории: 1. Объективное – субъективное. Имидж может пониматься не только как определённое содержание массового или индивидуального со знания, но и как набор атрибутов предприятия, его товаров и услуг, его ре кламной продукции и т.п. (например, логотип, слоган, отличительные осо бенности деловой этики). При разработке понятия имиджа организации должен быть решён вопрос о различении этих двух значений и в термино логическом плане. 2. Естественное – искусственное. Есть два полярных представ ления о том, как создаётся имидж организации. Первое. Имидж складыва ется в достаточной степени стихийно, как «естественный» результат дея тельности организации, как оценка реальных характеристик процессов и продуктов этой деятельности в социальной среде. Второе. Организация це 58 ленаправленно создаёт выгодный для себя имидж, используя специальные социо и психотехнические средства. Такой имидж может иметь мало об щего с реальным положением дел в организации (самый яркий пример здесь – деятельность пресловутой «МММ»). Для обозначения естествен ной и искусственной составляющих имиджа целесообразно использовать разные термины. 3. Когнитивное – эмоциональное. В имидже (как субъективном образовании) могут выделяться когнитивные элементы – вербальные поня тия, слуховые, зрительные и др. образы; и эмоциональные элементы – чув ства, переживания, аффекты и т.п. Из этой методологической посылки сле дует, что имидж есть не только субъективное, зависящее исключительно от индивидуального или группового сознания, не только искусственно со зданное (с помощью имиджмейкеров, СМИ или рекламы), не только эмо циональное, чувственное (а ведь именно так и следует из большинства определений имиджа, встречающихся в отечественной литературе). Имидж формируется, исходя и из объективных характеристик деятельности орга низации или отдельного лица, он может складываться естественным путём, в ходе «эволюционного» развития организации или индивида, и нести в себе значительный объём рационального. Отсюда ясно, сколь непросто дать удовлетворяющее всем этим критериям определение. Не претендуя на абсолютную бесспорность, предлагаем следующее определение имиджа: Имидж – это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организа- ции или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуж- дает к определённому социальному поведению. С возрастанием значения информационных компонентов в жизни общества (будущие цивилизации уже называют информационными) по вышаются требования к формированию имиджа. Он становится полноцен ным информационным продуктом, а не просто образом, основанным лишь на эмоциональном восприятии. Работа над ним будет опираться на объек тивные закономерности и процессы, тем самым всё больше приближаясь к науке и удаляясь от искусства. Поэтому, вероятно, не следует трактовать имидж как исключительно иррациональное средство воздействия, как это делает, например, Т. Гринберг в книге «Политическая реклама: портрет лидера» (М., 1995.). В противном случае мы бы оказались лишёнными возможности управлять имиджем на серьёзных основаниях. Хотя рассмат риваемое понятие вошло в науку и повседневный обиход недавно, это не означает, что «управлением впечатлением» (как нередко называют имидж, основываясь на теории управления впечатлением Э. Гофмана), люди не за нимались ранее. Существует точка зрения, что первым «имиджмейкером» можно считать библейского Аарона – первосвященника еврейского народа, брата по посвящению пророка и законодателя Моисея. По причине косно 59 язычия Моисея Аарон должен был говорить вместо него перед народом, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (см.: Ут- ликЭ.П. Практическая психология имиджа// Вестник университета. Серия: социология и психология управления. М.: ГУУ, 1999.). Часто упоминаются имена философов и моралистов прошлого – Че стерфилда («Письма к сыну»), М. Монтеня («Опыты»), Ф. Бэкона, Н. Ма киавелли, Г. Лебона и др., которым была свойственна особенная чувстви тельность к имиджевым механизмам общественных отношений, специфическое социальное мышление. Они обращали внимание не только на то, что представляет собой человек, какова его ценность, каким он был в прошлом и должен быть в будущем, но и на то, какое впечатление он производит на других людей, и какую роль играет это впечатление в обще ственной жизни. Одним из первых «теоретиков» имиджа считают Н. Макиавелли, ко торому было свойственно обострённое «чувство имиджа» или развитое «имиджевое» мышление. Специфика такого мышления – умение рассуж дать и действовать в межличностном пространстве, прогнозируя реакции со стороны других людей и соотнося свои действия с этими реакциями. В своих лучших формах оно базируется на глубокой социальности человека и включает умение устанавливать благожелательные отношения с людьми. Макиавелли писал: «Государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть об ладающими ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклонно им следовать вредно, тогда, как выглядеть обладающим ими – полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и проти воположные качества, если это окажется необходимым». В российских традициях, к слову сказать, у правителей была при вычка не замечать народ, взор начальников всегда был ориентирован на начальника вышестоящего. Это заметил ещё В.О. Ключевский, великий русский историк: «Властный человек в древней Руси так легко забывал, что он не единственный человек на свете, и не замечал рубежа, до которо го простирается его воля, и за которым начинаются чужое право и обще обязательное приличие». В этом плане, т.е. когда «изза государя не заме чали государства и народа», не так уж много изменилось со времён древней Руси. Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми (выбора това ров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей), и конкуренцией на разнообразных рынках – потребитель ском, политическом и прочих. Чтобы продать товар, услугу, привлечь на свою сторону избирателя, чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма, 60 общественная организация, университет или банк должны создать себе со ответствующий имидж. Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика. Именно поэтому в рамках традиционных научных дисциплин – пси хологии, экономики, социологии, политологии – появляются специальные научнопрактические отрасли: теория и практика рекламы, public relations, имиджелогия и другие, основным предметом которых становится форми рование образов, в том числе и социальных образов. Оперируя преимуще ственно в пространстве символов, они, тем не менее, способствуют реше нию задач в реальной жизни. Имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, из- вестность, популярность, престиж, авторитет и др. В социологии, и прежде всего социологии управления имидж может рассматриваться в контексте теории социальных статусов и ролей, концепции социального действия и взаимодействия, теории конфликта. Если в рамках практической психологии, имиджелогии и других прикладных дисциплин преимущественное внимание уделяется проблемам социальной перцепции, аттракции, атрибуции, самомониторинга, управле ния путём произведения впечатления для создания внешне привлекатель ного образа объекта и разрабатываются соответствующие методы и ин струментарий (позиционирование, вербализация, детализация, визуализация и т.д.), то социологию имидж интересует с несколько иных позиций. Для социологии, и прежде всего социологии управления важно, как имидж организации, социальной или профессиональной группы, а также имидж их программ, целей, планов, намерений влияет на качество выполнения организациями, коллективами, целевыми группами своих функций, насколько имидж воздействует на статус того или иного соци ального объекта, каковы социальные механизмы, которые можно задей ствовать, чтобы создать адекватный (не обязательно положительный) имидж. ТИПЫ ИМИДЖА Целесообразно разделять имидж на корпоративный (имидж компа нии, фирмы, предприятия, учреждения, политической партии, обществен ной организации и т.д.) и индивидуальный (имидж политика, бизнесмена, артиста, руководителя, лидера общественного движения и т.п.). Содержа ние и механизмы формирования этих имиджей будут различны, но они связаны. И в том и в другом случае, т.е. по отношению к организации и инди виду (личности), можно говорить об имидже внешнем и внутреннем. Внешний имидж организации – это её образ, представление о ней, форми рующееся во внешней, окружающей её среде, в сознании «контрагентов» 61 этой организации – клиентов, потребителей, конкурентов, органов власти, СМИ, общественности. Внешний имидж индивида складывается из раз личных форм вербального, визуального, этического, эстетического выра жения и поведения, а субъектом являются те люди, которые вступают с ним в прямой или опосредованный контакт. Исследователи предлагают три возможных подхода к классификации имиджа: функциональный, при котором выделяют разные его типы, исходя из различного функционирования; контекстный, при котором эти типы находятся в разных контекстах реализации; сопоставительный, при кото ром сравнивают близкие имиджи. Ф. Джевкинз, сторонник функционального подхода, предлагает сле дующие типы имиджа: 1. Зеркальный –имидж, свойственный нашему представлению о себе. 2. Текущий –вариант имиджа, характерный для взгляда со сто роны. 3. Желаемый – тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. 4. Корпоративный –имидж организации в целом, а не какихто отдельных подразделений или результатов её работы. 5. Множественный –вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации. Контекстный подход к имиджу означает, что он должен носить це лостный, согласованный характер, учитывать условия реализации, а от дельные черты – не противоречить друг другу. Системный характер ими джа позволяет по одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики. При этом необязательно ставить задачу завоевания всеобщей любви. Английская исследовательница Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних фак торов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний. Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее со стояние самоуважения, доверия к себе. Воспринимаемый имидж –это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются. Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому спо собствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ро 62 лей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для ис полнения этих ролей. Некоторые исследователи в качестве самостоятельного выдвигают тип харизматического имиджа. Понятие харизмы, харизматического ру ководителя ввёл классик социологии М. Вебер. Он писал: «Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народ ном образовании или в парламенте как раз и означает, что человек подоб ного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него. Правда, сам «вождь» живет своим делом, «жаждет свер шить свой труд», если только он не ограниченный и тщеславный выскочка. Именно к личности вождя и ее качествам относится преданность его сто ронников апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев». Ныне, благодаря развитию средств массовой информации, особенно телевидения, сохранить и удержать харизму затруднительно, так как она в значительной мере покоится на закрытости, на приписывании «вождю», «герою» не существующих у него качеств. Однако появляется новое – ха ризматичностью наделяют лидера, используя его максимальную откры тость публике (пример президент, попзвезда). Закрытый имидж тоже можно отнести к списку возможных ими джей. Он был характерен для многих советских руководителей. Каждый человек мог вписать в этот имидж те черты, которые сам считал для себя убедительными – как «черная дыра» он готов был принять все. И чем меньше информации будет иметь аудитория, тем серьезнее и значительнее начинает выглядеть фигура такого руководителя (недавний пример зага дочный Ким Чен Ир, молчаливо и невидимо проследовавший на бронепо езде через всю Россию для встречи с президентом В.В. Путиным). В зависимости от сфер деятельности, от различного социального контекста, в котором формируется имидж, можно выделить имидж в по- литике (и политиков), имидж бизнеса, имидж масс-медиа (имидж поп- звезд), имидж организации, имидж страны. Эти имиджи различаются и по содержанию, и по механизмам их формирования, и по формам проявления. Таким образом, формирование имиджа может и должно быть вклю чено в систему рационального социального управления, так как здесь скрывается широкий пласт еще неиспользованных управленческих резер вов. Не все практические работники, руководители осознали значение имиджа в деле презентации себя, своих фирм и организаций контрагентам и общественности, многие продолжают действовать по известному ре кламному слогану: «Имидж – ничто, жажда – все!». И проигрывают в кон курентной борьбе. 63 В качестве резюме следует отметить в имиджелогии понятие имиджа – центральная гносеологическая проблема, от решения которой зависят все другие ее теоретикоприкладные и технологические проблемы. Вопросы для самопроверки 1. Что такое процесс формирования имиджа? 2. Назовите основные типы имиджа. 3. Какое толкование понятия имиджа для вас наиболее прием лемо? Рекомендуемая литература Снежницкий Л.Д. На репетициях у мастеров культуры. М., 1972. Спиллейн М. Создайте свой имидж. М., 1996. Лорен С. Женщина и красота. М., 1996. 1.6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ИМИДЖИРОВАНИЕ КАК ФОРМА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ Создание имиджа – длительный и сложный процесс, успешность ко торого зависит от условий и технологий формирования имиджа. По мне нию В.М. Шепеля, имиджирование – ряд преднамеренно выстроенных мо делей поведения. Понятие самопрезентация происходит от английского слова «само подача», то есть представление себя другим людям. В английском энцик лопедическом словаре оно дословно обозначает «управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, за ключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям». В.М. Шепель определяет самопрезентацию как «умение подавать се бя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к какимто своим видео, аудиокачествам». В американской традиции самопрезентация рассматривается как проявление демонстративного поведения в межличностном общении, а са мо демонстративное поведение – как одна из форм социального поведения. Большинство исследователей, работающих в этом направлении, при держиваются определения самопрезентации, данного Ж. Тедеши и М. Рие сом. По мнению этих авторов, самопрезентация – это намеренное и осо знаваемое поведение, направленное к тому, чтобы создать определённое впечатление у окружающих. В литературе часто встречаются следующие 64 синонимы самопрезентации: управление впечатлением, самоподача и са мопредъявление. Впервые анализ проблемы управления впечатлением о себе встреча ется в работах Э. Гоффмана, выдвинувшего концепцию «социальной дра матургии». Суть её заключается в проведении полной аналогии между ре альными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия спо собен не только смотреть на себя глазами партнёра, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, чтобы со здать наиболее благоприятное впечатление о себе и достичь наибольшей выгоды от этого взаимодействия. По мнению Э. Гоффмана, независимо от конкретного намерения, ин дивид заинтересован в том, чтобы контролировать поведение других. Та кой контроль возможен преимущественно путём воздействия на «опреде ление» ими ситуации. Индивид может воздействовать на это «определение ситуации», подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствии с его собственными планами. Э. Гоффман также предполагает, что в процессе взаимодействия мо гут произойти события, которые будут дискредитировать или ставить под сомнения это «определение ситуации». Чтобы предотвратить эти замеша тельства, постоянно предпринимаются превентивные корректирующие действия. Защитные и охранительные действия включают методы, исполь зуемые для гарантии сохранности впечатления, созданного индивидом в течение его пребывания перед другими. Исследования, представленные Д. Майерсом в книге «Социальная психология», показывают, что в большинстве случаев самооценка у людей завышена (благосклонное и оптимистическое отношение к себе). Такое по зитивное отношение к себе приводит к ожиданию такого же позитивного отношения к себе со стороны окружающих, что вызывает «подыгрываю щее» поведение, которое может привести к позитивному отношению окружающих к себе (подыгрывающее поведение – самопрезентация). Же лание показать себя с лучшей стороны, чтобы быть позитивно восприня тым окружающими, влияет в свою очередь на самооценку и самоуважение. Самопрезентация относится к стремлению человека представить же лаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (он сам). Намеренно или ненамеренно люди извиняют, оправдыва ют или защищают себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою са мооценку и подтвердить свой «Яобраз». В знакомых ситуациях это про исходит без сознательных усилий, в незнакомых ситуациях – осознанно. Теория когнитивного диссонанса рассматривает самопрезентацию как один из приёмов устранения диссонанса. Эта теория исходит из того, что различные представления и установки личности, как правило, согла суются друг с другом; человеческое сознание не терпит противоречий 65 между отдельными когнитивными элементами и стремится устранить воз никающий диссонанс. Чтобы обеспечить согласованность, личность может использовать такие приёмы: например, искажает мнения других о себе, приближая их к собственной самооценке, или ориентируется на людей, от ношения которых помогает поддерживать привычный «образ Я». Наме ренно или ненамеренно, индивид может вести себя таким образом, чтобы вызвать у окружающих отклик, соответствующий его представлению о се бе и т.д. Эти большей частью неосознаваемые способы позволяют индиви ду поддерживать определённый уровень самоуважения и сохранить един ство «образа Я». Е.Л. Доценко в книге «Психология манипуляции: феномены, меха низмы и защита» рассматривает управление образами как один из видов манипуляции. Манипуляция в данном случае рассматривается как вид психологи ческого воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому воз буждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Другая группа исследователей рассматривает самоподачу как управ ление вниманием. Управление восприятием партнёра происходит с помо щью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» со ответствующие механизмы социального восприятия. Ю.М. Жуков в книге «Эффективность делового общения» рассмат ривает самопрезентацию в контексте системы правил эффективного обще ния. Под понятием «правила общения» скрывается ряд весьма различных средств регуляции коммуникативного поведения, содержание и функции которых не однотипны. Выделяют правила коммуникативного взаимодей ствия и правила самоподачи. Некоторые правила самоподачи относятся к технике общения, но большинство из них имеет отношение к тактике общения. Правила само подачи необязательны в том смысле, что их выполнение не санкциониру ется ожиданиями окружающих, они не обязательны, а факультативны. ФАКТОРИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ Чтобы прояснить эту проблему, были предложены теории, придаю щие решающее значение внутренним факторам (мотивационные теории), теории, объясняющие всё внешними факторами (ситуационные теории), и теории, учитывающие как те, так и другие факторы. Теории третьего типа обычно ограничиваются перечислением мно жества внутренних и внешних факторов, влияющих на самопрезентацию. Авторы мотивационных теорий показывают, какие побуждения мо гут лежать за самопрезентацией (демонстративным поведением): потреб ность одобрения или стремление избежать неодобрения, мотив власти, 66 стремление к превосходству, стремление чувствовать свою эффективность, потребность формировать у окружающих уважительное к себе отношение и т.д. Некоторые авторы постулируют существование специфического мо тива – мотива привлечения внимания к себе, потребность проявления ин дивидуальности. Работы, посвящённые ситуационным факторам, в основном экспе риментальные. В них основное значение придаётся параметрам ситуаций – степени знакомства с окружением, зависимости от окружения, длительно сти общения, значению этой ситуации для индивида с точки зрения его «жизненного пути» и прочие. Чаще всего в подобных работах исследуются искусственно изолированные, локальные закономерности, которые в свою очередь нуждаются в систематизации. Один из важнейших и определяющих факторов самопрезентации – социальный контекст, в котором она реализуется, то есть социальные нор мы и ценности задают допустимые границы проявлений самопрезентации (демонстративного поведения). Другое направление исследований – индивидуальные различия в склонности к самопредъявлению. Первая работа в этом направлении была сделана Р.А. Викландом, который утверждал, что становление сознания самого себя как объекта оценки другими продуцирует особое психологи ческое состояние – состояние «объективного самосознания» (objective self awareness). Состояние сфокусированного внимания на самого себя прояв ляется время от времени в каждодневной жизни, часто как результат вни мания к человеку со стороны других людей. Таким образом, «объективное самосознание» – это способ осознания соответствия реальной жизни нашим представлениям о морали, этике и эстетике. Теория Р.А. Викланда вызвала ряд исследований, направленных к тому, чтобы проверить связь между «объективным самосознанием» и действием согласно нормам пове дения. Одна из таких интерпретаций состоит в том, что сфокусированное внимание повышает мотивацию субъекта или, как это иногда называют, драйв (побуждение). «Объективное самосознание» может вызывать вни мание к внутренним нормам личности и вести его к действию согласно своим убеждениям. Другой результат «объективного самосознания» – по вышение мотивации. Повышенная мотивация может иметь улучшающий или разрушающий эффект, зависящий от того, насколько для человека привычно это поведение и насколько высок конечный уровень мотивации. Критике также подверглись средства, которые используются в исследова нии – зеркало, камера и т.д., – вызывающие непосредственное внимание к наиболее поверхностным аспектам «Я», например, внешности, и лишь кос венно к другим аспектам «Я». Таким образом, какие бы разнообразные нормы ни были вызваны такими средствами, трудно сказать, какие нормы будут превалировать. 67 Другое направление исследований – рассмотрение «самосознания» как источника личностной черты. Предположение о том, что некоторые люди осознают себя постоянно, в то время как другие осознают себя непо стоянно, легло в основу следующих исследований. А. Фенигстейн, М. Шериф и А. Басс создали опросник для диагно стики «самосознания» как личностной черты и назвали его Шкалой Само сознания. На основании факторного анализа они выделили следующие ас пекты самосознания: личное самосознание – включает пункты, которые обращают внимание на собственные реальные чувства; публичное самосознание – связано с интересом к себе как к социальному объекту (то, что Р.А. Викланд обозначил «объективным са мосознанием»); социальная тревога – отражает свойство человека теряться вследствие социального внимания. Факторный анализ также обнаружил, что эти аспекты самосознания, хотя и отличаются друг от друга, тем не менее, тесно связаны между со бой. Есть три аспекта самосознания и люди отличаются друг от друга в той степени, в которой они осознают себя каждым из этих способов. Однако есть другие исследования, показывающие, что такая структура не возника ет абсолютно у всех испытуемых. Несмотря на то, что личное и публичное самосознание заключается в некотором чувстве внимания к самому себе, эти различные способы осо знания себя ведут к различным видам поведения. Марк Снайдер, развивая основные положения гоффманского подхо да, предположил, что некоторые люди управляют впечатлением о себе, в то время как другие не делают этого. Некоторые люди управляют своим поведением, обращая внимание на своё внутреннее (реальное) «Я», другие обращают внимание на то впечатление, которое они создают у окружаю щих. М. Снайдер называл людей, обращающих большое внимание на впе чатление, которое они производят на других, склонными к самомонито рингу (selfmonitors). Чтобы доказать, что самомониторинг – важное качество, отличаю щее людей друг от друга, М. Снайдер придумал сорок одно самоописа тельное утверждение, связанное с пятью способами, которыми, по его мнению, отличаются люди с высоким показателем по самомониторингу от людей с низким показателем (см. табл. 1). ТАБЛИЦА 1 Пять отличий людей с высоким показателем по самомониторингу относительно людей с низким показателем 68 Высокий уровень самомонито ринга Низкий уровень самомонито ринга 1. Интересуются социаль ным соответствием своей само презентации 1. Не интересуются соот ветствием своего поведения то му, что думают другие люди 2. Внимательны к тому, что делают другие люди, как к руководству для собственного самовыражения 2. Внимательны к своему внутреннему «Я»; не интересу ются тем, что делают другие 3. Способны контролиро вать своё самовыражение 3. Не интересуются управлением своим самовыра жением 4. Готовы управлять сво им самовыражением в социаль ных ситуациях 4. Не готовы контролиро вать своё самовыражение в со циальных ситуациях 5. Не согласуются в своей самопрезентации от ситуации к ситуации 5. Согласуются в своей самопрезентации от ситуации к ситуации На основании этих утверждений М. Снайдер создал Шкалу Самомо ниторинга, состоящую из двадцати пяти пунктов. Анализ этой шкалы по казал, что она весьма надёжна и валидна. Люди с высоким показателем по самомониторингу похожи на тех, которых описал в своих работах Э. Гоф фман; с низким показателем – похожи на тех, которые не подходят под описанные Э. Гоффманом типажи. Последующие исследования подтвердили, что люди с высоким пока зателем по самомониторингу по сравнению с людьми, обладающими низ ким показателем по самомониторингу: больше подходят для социологических целей; лучше приспосабливаются к взглядам аудитории; меньше интересуются своими истинными установками в принятии решений; имеют множество знакомых и приятелей для разного рода деятельности; больше интересуются физической привлекательностью (внешним видом). Как бы ни были успешны исследования самомониторинга, они под вергаются критике. Возможно, реальное отличие между людьми с низким и высоким уровнем самомониторинга в том, что чем выше уровень, тем лучше люди представляют себе, какое поведение ведёт к тому, чтобы быть обаятельным и нравиться другим людям. Как показывает практика, Шкала Самомониторинга коррелирует с другими измерениями социальных навы ков, то есть самомониторинг может быть предметом социального умения. 69 Многие исследования, опираясь на факторный анализ, выявляют присут ствие дополнительных факторов за пределами шкалы, что указывает на скрытые в ней черты. Это позволяет предположить, что Шкала Самомони торинга – несовершенный инструмент. На наш взгляд, она требует дора ботки. ПРИНЦИПЫ ИМИДЖИРОВАНИЯ Самостоятельность имиджа открывает возможность воздействовать на него путём тех или иных влияний. С их помощью могут быть созданы более или менее искусственные конструкции, вбирающие сознательно вы деляемые качества. С психологической точки зрения этот процесс должен опираться на ряд механизмов. Фасцинация (от англ, fascination – очарование, обаяние) связана с речевым, словесным воздействием, при котором минимизируют ся потери информации, возбуждаются внимание и интерес. Аттракция (от англ, attraction – привлечение, притяжение) – визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к комулибо в виде проявления к нему симпатии и готовности к общению. Как считает В.М. Шепель, фасцинация и аттракция – неотъемлемые элементы имиджирования и имеют множе ство способов обеспечения их наилучшего эффекта. В целом задачи имиджирования весьма специфичны. С одной сторо ны, процесс имиджирования есть некая технология, основанная на строгих правилах, разработках пакета процедур, критериях и методах замера ре зультатов. С другой – он имеет вполне творческий характер, близкий зада чам искусства. Успешное применение имиджа предполагает знание исходных пси хологопедагогических принципов, обусловливающих его. В качестве та ковых выступают: принцип самовоспитания, принцип гармонии визуаль ного образа, принцип коммуникативности – многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза, принцип речевого воздействия. Эти принципы – обязательные требования к организации имиджиро вания. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощён ных в разнообразных формах и методах совершенствования профессио нального мастерства работников социологической деятельности. 1. Принцип самовоспитания и самосовершенствования Самовоспитание – путь формирования профессионального мастер ства имиджмейкера. Основу этого принципа составляет самооценка про фессиональных качеств и анализ существующего имиджа, как следствие этого составляется программа самовоспитания, основанная на индивиду альном подходе. Усовершенствовать свой образ (профессиональный, визу альный), представляемый окружающим, можно только через понимание самого себя. 70 2. Принцип гармонии визуального образа Нельзя недооценивать значение такого социальнопсихологического явления, как межличностная перцепция. Наряду с умением воздействовать на людей действиями и словом, весьма существенна визуальная привлека тельность имиджмейкера – гармония его внешнего облика. С.И. Ожегов определяет понятие гармонии как «согласованность, стройность в сочетании чегонибудь». Гармония визуального образа – это прежде всего согласованность, стройность в сочетании пропорций (соот ношение частей тела), формы лица и тела, цветовой тип личности и тип силуэта. Основной фактор в построении гармоничного визуального образа – принцип коррекции. Выявление и использование эффективных приёмов коррекции позволяет визуально приблизиться к законам пропорций, кано нам красоты, обоснованным ещё Марком Витрувием Поллионом и Лео нардо да Винчи. 3. Принцип коммуникативного и речевого воздействия Коммуникативность как многообразие форм и способов информаци онного взаимодействия – важнейшее условие результативности социоло гической деятельности. В процессе коммуникативного общения благодаря установившимся контактам происходит восприятие людьми информации, эмоционального настроя. Эффективность этого принципа состоит в про фессиональном использовании таких приёмов, как убеждение, внушение и подражание. Профессиональная культура имиджмейкера включает в себя культу ру речевого воздействия. Его речь должна соответствовать современным нормативным требованиям. Нормативная речь имиджмейкера позволяет ему сохранять коммуникативное лидерство в таких активных формах про фессиональной речи, как диалог, монолог, полилог. К профессиональным качествам речи имиджмейкера следует отнести такие свойства голоса, как чистота и ясность тембра, благозвучность, гибкость, полётность. Особое внимание следует уделить суггестивности (способности голоса внушать эмоции и влиять на поведение слушателя). Хорошая дикция даёт возмож ность профессиональной речи стать действенной, то есть побуждать людей к изменениям – внешним и внутренним. Гуманистическое речевое воздей ствие предполагает исходную доброжелательность, желание понять лич ность и пойти ей навстречу, отсутствие попыток оттолкнуть и навредить. По мнению одного из ведущих деятелей современной американской рито рики Р. Нельсона, основным регулятором речи, лежащим вне её, является этика. 4. Принцип саморегуляции Основу его составляет ортобиотика – наука о технологии самосбере жения тела и души, об ортобиозе как разумном образе человеческого бы тия. Основателем ортобиотики считается наш соотечественник, лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников. Основы ортобиотики, её теория и 71 методология нашли отражение в его трудах «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма», где рассматриваются подходы по «уходу за соб ственной персоной и отмечается, что следование правилам ортобиоза в огромной степени облегчает проявления высших способностей человече ской души. Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимаются человек какимлибо видом деятельности, тем больше проявляется на нём профессиональный отпеча ток. Специфика деятельности имиджмейкера – в активной умственной дея тельности и постоянном напряжении нервной системы. Основная нагрузка приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет себе все ресурсы организма. Напряжение испытывает высшая нервная дея тельность, так как она постоянно подвергается воздействию таких факто ров, как большой объём аналитикосинтетической деятельности мозга, хронический дефицит времени и высокий уровень личной мотивации. Оптимизация режима личной жизни, трудового ритма и условий сре ды – основа ортобиоза. Чем объективнее наше знание о состоянии своего организма, чем надёжнее информация о происходящих в нём процессах и индивидуальных особенностях их протекания, тем продуманнее могут быть усилия в обращении с ним. В ортобиозе познание себя – это объек тивное знание о положительных и отрицательных моментах своего физи ческого, психологического и нравственного здоровья. Его необходимо бе речь и постоянно укреплять. Вопросы для самопроверки |