Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе
Скачать 2.71 Mb.
|
ми создателями и разработчиками имиджелогии. Так что же изменилось? Да, действительно, всё, что связано с восприятием человека челове ком, другими людьми, что связано с внешним обликом, самой возможно стью наилучшим образом выглядеть, во все времена не могло не интересо вать каждого живущего. 34 И в социальном, и в биологическом аспекте эти проблемы всегда ин тересовали и волновали людей. Какой силой влияния на общество облада ет хотя бы одна только мода! А какие усилия в течение многих веков прилагались и продолжают прилагаться сторонниками антропологизации социальных отношений – это также не могло не сказаться на имиджелогии. И, по сути, историческое слияние эмпирического опыта и духовных и интеллектуальных усилий, раскрывающих человека как высшую ценность, создало предпосылки для возникновения имиджелогии. Так что её можно рассматривать как при чинно обусловленное следствие реальных процессов развития опыта, зна ний, культуры. В силу чего преподавание имиджелогии как учебного предмета немыслимо без глубокого изучения философии. Но из сколь угодно глубокого и всестороннего объяснения процес сов, развития философской мысли, составляющих ее учений не вытекает сущностное и необходимое раскрытие имиджелогии как профессии. И в этом принципиальная суть рассматриваемой проблемы. Имидже логия буквально требует разработки собственной философии с того мо мента, когда на передний план выходит проблема формирования специа листаимиджеолога, призванного реализовать, практически воплотить в жизнь её принципы и требования. И именно эта личность имиджеолога должна характеризоваться как профессиональными знаниями и умениями, так и мировоззренческими исходными установками, изначально опреде ляющими самую возможность и право осуществлять практическую дея тельность. А такую задачу не может решать унифицированная философия, по тому что некоторые из её положений не только должны быть критически переосмыслены, но и отринуты. И первое из них – это всё, что связано с философскими объяснения ми природы целеполагающей деятельности. Исходя из того, что цель исто рически и социально проявляется и возникает как потребность, филосо фия, отталкиваясь от реальных фактов, ставит и диалектически решает проблему «цель – общество – личность». Отталкиваясь от противоречиво сти процесса исторического развития, она не только констатирует, но и допускает, когда речь идёт о цели, возможность инверсии (лат. inwersio – перестановка). Исходя из относительности истины, ценностей как таковых, противоречивости интересов, отношений общества и личности, допускает ся возможность подходить к человеку, рассматривать его как средство до стижения выдвигаемых целей. С позиций философии, как это ни при скорбно признавать, человек, его достоинство, самолюбие, гордость, самая жизнь могут быть признаны менее значимыми, чем цели, возникшие перед обществом или выдвинутые последним. С позиций философии имиджело гии подобное изначально невозможно. Ни при каких обстоятельствах. 35 Для имиджеолога изначально нет и быть не может ценности выше, чем данный, не абстрактный, не усреднённый, а конкретный человек, с ко торым предстоит работать. И поэтому цели, стоящие перед имиджеологом, сконцентрированы только на личности именно этого человека и за пределы его потребностей и возможностей ни при каких обстоятельствах не выхо дят. Отсюда первоочередной задачей, определяющей всю последующую работу по обучению профессионалаимиджеолога, является формирование его личности, не только узнавшей о недопустимости инверсии, но и изна чально, внутренне не допускающей такой возможности. Для которой всё, что выходит за пределы данного человека, его личных потребностей и за просов, – табу. Нетрудно понять, насколько сложно воплотить в жизнь эту задачу, противоречащую, как правило, реальному личному опыту будущего спе циалиста, реальной действительности, в которой он формировался и жи вёт. Но это только подчёркивает её актуальность и неотложную необходи мость решения. Исходя из современной организации учебной деятельности в высшем учебном заведении, именно философия имиджелогии в силу своих сущ ностных отличий от унифицированной философии может этому способ ствовать. А отличия эти проявляются во всём, начиная с фундаментальных категорий, таких, как «объективное» и «субъективное», «абсолютное» и «относительное», «всеобщее, особенное и единичное», и кончая категори ями «время» и «пространство». И именно из этой совокупности противоречий проистекает осозна ние необходимости разрабатывать философию имиджелогии, отражаю щую её специфическую содержательность, и целенаправленно её исполь зовать как средство формирования личности специалистапрофессионала. КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ ИМИДЖЕЛОГИИ В философии категории определяются как «предельно общие, фун даментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономер ные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышле ния, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме». Но категории сами по себе не являются априорными формами мышления, а создаются и разви ваются, корректируются и дополняются по мере познающего углубления в изучаемую действительность. Не категории создают выражаемую в них область знаний, а, наоборот, начинающая существовать, заявляющая о сво ём существовании новая область знаний неодолимо создаёт и развивает имманентную совокупность исходных категорий, через которые и благо 36 даря которым она институируется, переставая быть кантовской «вещью в себе». Исходные фундаментальные категории нового философского знания, таким образом, не только его отражают, но обеспечивают самую возмож ность его существования и развития, и, естественно, его изучения. Фило софия, необходимость возникновения которой предопределяется фактом объективного существования явления, сущностно не отражаемого в нали чествующих категориях, может стать предметом изучения только на осно ве своего категориального ряда основных понятий. И философия имидже логии в этом отношении не исключение. Её реальное бытие, развитие и сама возможность целенаправленного влияния находятся в прямой зависимости от степени разработанности ис ходных фундаментальных категорий. В отличие от известных философ ских учений, обладающих разработанными рядами исходных понятий, са модостаточных в своей содержательной определённости, философия имиджелогии, когда речь идёт об обучении, обладает преимуществами. Её исходные категории, представляющие специфическую содержательность создающей их философии, могут раскрываться не как «застывшее», кано нически сформулированное, не нуждающееся в доказательствах знание, а как адекватная имиджелогии необходимость, «схватывающая» искомую исключительность, и этим самым убедительнее всего реализующая свою обучающую функцию. Причём эффективность обучения усиливается и благодаря тому, что категории философии имиджелогии раскрываются и формируются на контрастном сопоставлении с традиционными философ скими категориями, что позволяет, с одной стороны, опираться на уже наличествующие у обучающих знания, с другой – использовать сопостав ление как совокупность аргументов, доказывающих необходимость имен но такой содержательной наполненности каждой из рассматриваемых ка тегорий и, следовательно, являющихся исходной системой доказательств, раскрывающих специфичность и автономность философии избранной ими профессии. По сути, становление имиджелогии как научной области знаний у нас в стране началось с появления фундаментальных работ В.М. Шепеля. Ему удалось обосновать необходимость практического использования накопленных в области «человековедения» знаний, доказать их обще ственную значимость, отражающую в органичной целостности концентри рованно выраженную совокупность социальных потребностей и, что не менее важно, всесторонне сформированную готовность их теоретического осмысления и путей разноуровневого профессионального удовлетворения. При этом В.М. Шепель особое внимание обратил не только на то, что предстоит профессионально делать будущему имиджеологу, но и на необ ходимую совокупность условий, при которых и благодаря которым он су 37 меет выполнить свою задачу. И именно с них, с этих условий, и возникает сама необходимость разработки автономной философии имиджелогии. Ведущим, определяющим, фундаментальным условием, без которого эта профессия невозможна, объявляется такое качество, такая неотъемле мая черта личности, как обаяние. В.М. Шепель, проанализировав и иссле довательски раскрыв сущностные характеристики межличностных контак тов, вынужденно приходит к выводу об объективной необходимости наличия у имиджеолога такой личностной характеристики, как исходной основы профессионального общения. Таким образом, обаяние априори должно быть свойственно личности профессионалаимиджеолога. И, сле довательно, либо имиджеологами могут становиться некоторые люди, от природы обладающие необходимым для этого обаянием, либо эта характе ристика не только природно даруема, но и целенаправленно приобретаема. Признание справедливости первого утверждения, по сути, отказывает са мой имиджелогии в праве существования как научной области знания, второго – не только требует определённой профессиональной готовности, но и принципиально изменяет установившиеся с позиций традиционной философии исходные фундаментальные категории, наполняя их в ряде случаев диаметрально противоположным содержанием. Ибо, не только признав самостоятельным, автономно существующим объект исследова ния и деятельности мир межличностных отношений, но и управляемую возможность влиять на них, имиджелогия принципиально изменила трак товку таких категорий, как «объективное» и «субъективное». И дело здесь не в противопоставлении этих категорий, когда одному приписываются свойства объективного, не зависимого от нашего сознания существования, а другому – возможность отражать его в своих ощущениях и сознании, или когда первый несёт в себе сущностные, закономерностные свойства, а второй обладает способностью их познавать и использовать. Суть привносимого имиджелогией подхода к трактовке философских кате горий в том и состоит, что исходной, фундаментальной основой бытия и его философии является именно субъективное. И только субъективное. А всё остальное, включая и объективно существующую реальность, может рассматриваться как сопутствующая совокупность условий, с которыми при необходимости можно считаться, а можно и нет. Мир межличностных отношений, личностно значимых ценностей, личностных установок, при вязанностей, убеждений – единственная объективно существующая с по зиций имиджелогии реальность, потребности которой нельзя не учитывать, ради которой – и только ради которой – действует профессионал. Исходя из такой трактовки категории «субъективное», философия имиджелогии выстраивает не только ряд своих исходных понятий, но и целевую предназначенность имиджелогии. Именно с позиций такого по нимания «субъективного» проистекает выведение сущностных особенно стей профессии, принципиально отличающейся от всех других, реализую 38 щих себя в межличностных отношениях. В первую очередь педагогиче ских. Имиджеолог – не педагог и не воспитатель. У него нет и быть не мо жет «своих» целей, «своих» задач, своих интересов, в чёмлибо направлен ных против личности. Он изначально служит ей, и только ей. И выше её потребностей, её интересов у него ничего нет. Сама постановка вопроса о соотношении общественных и личных интересов, способная хоть в чёмто ущемить личность, для имиджеолога – по глубочайшей внутренней убеж дённости – недопустима и невозможна. Признавая необходимость профессиональной концентрированности на личности, философия имиджелогии подчиняет именно этой парадиг мальной установке содержательное наполнение своих основополагающих категорий. И, естественно, извлекает необходимые для обеспечения эф фективной профессиональной деятельности следующие из них выводы. Исходя из их категоричности и определённости, их можно использовать и в качестве правил, ориентированных не только на соответствующее миро воззренческое влияние, но и на необходимость руководства непосред ственно в практической деятельности. Подчиняя свою деятельность интересам личности, профессионал имиджеолог руководствуется трактовками исходных категорий с позиции философии имиджелогии. И это относится в равной степени не только к соотнесению «объек тивного» и «субъективного», но и «абсолютного» и «относительного», «всеобщего, особенного, единичного» и т.д. Если с общефилософских позиций всё «относительно», то в межлич ностных отношениях ничего «относительного» нет и быть не может. Всё – абсолютно! Отсюда – уровень такта, культуры общения, способность по нимать другого человека, проникать в его внутренний мир и, конечно, в эмоциональное состояние в данную минуту. Отсюда каждое внутреннее и внешнее движение профессионала, каждое проявленное к личности отно шение может быть отражением глубоко сформированного отношения к конкретному человеку как к высшей, ни с чем не сопоставимой ценности. И точно так же обстоит дело с соотношением категорий всеобщего, особенного, единичного. Для имиджеолога изначально не существует это го триединства в каком бы то ни было противопоставлении и различии. Они образуют органическую, неразрывную целостность, обусловленную целостностью личности, с которой и ради которой работает имиджеолог. В равной степени это относится к таким фундаментальным категори ям, как время и пространство. С общефилософских позиций «пространство и время – всеобщие формы бытия материи», «к всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность и независимость от сознания человека; абсолют ность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движе 39 нием материи; количественная и качественная бесконечность». В сфере межличностных отношений, являющихся объектом имиджелогии, эти по нятия трактуются не только иначе, а диаметрально противоположно. Соотнося эти различия в выше представленной последовательности, необходимо отметить, что имманентными свойствами пространства и вре мени с позиций философии имиджелогии являются: субъективность и полная зависимость от сознания челове ка; полная субъективность восприятия; произвольно разрываемая связь между ними; количественная и качественная конечность проявления в межличностных отношениях, их управляемая завершённость. При этом принципиально важна диаметрально противоположная общая трактовка пространства и времени с позиций межличностных отно шений. И суть этих различий состоит в том, что они не только формы, но и имманентные характеристики непосредственно создаваемых и управляе мых отношений. И именно эта трактовка исходных фундаментальных ка тегорий изначально способна ориентировать практика на достижение эф фективных результатов. ИМИДЖЕЛОГИЯ – СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ МЕРА ОБРАЗОВАНИЯ У анализируемой проблемы есть ещё один аспект, рассмотрение ко торого с философских позиций позволяет не только более полно выявить специфические особенности имиджелогии как науки, но и раскрыть опти мальные возможности её использования в учебном процессе как учебного предмета. Исходя из современной дидактики как его теоретической основы, наука, несомненно, составляет органичную часть учебного предмета, но при этом не тождественна ему. В этой связи имиджелогия, одновременно являясь новой областью научного знания и учебным предметом, не только составляет ядро содержания учебного предмета, оказывая на него опреде ляющее влияние, но и сама подчиняется закономерностям образования как целенаправленно организованной деятельности. И в этой связи она в качестве учебного предмета, призванного стать основой подготовки специалистов в стенах вуза, во многом органично сли вается с концепцией философии образования, разрабатываемой лаборато рией «Философия образования» Института теории образования и педаго гики РАО. В отличие от существующих традиционных трактовок и целевой предназначенности философии образования отстаивается назревшая, соот ветствующая происшедшим в мире изменениям и актуальным потребно стям мира образования принципиально новая концепция. 40 В самых общих чертах её суть сводится к тому, что образование, несомненно являясь составной частью социума, со всеми вытекающими из этой зависимости последствиями, в то же время настолько автономно, что его развитие определяющим образом сказывается не только на нём самом, но и на социуме. И дело здесь не только и не столько в том, что образова ние способно напрямую влиять на развитие общества, сколько в том, что мир образования функционирует по своим закономерностям. В отличие от социума, развитие которого всецело подчиняется соци альным закономерностям, мир образования, будучи не только искусствен но, целенаправленно созданным, но и продолжающим искусственно созда ваться, требует всемерно учитывать именно это своеобразие, без чего невозможно обеспечить оптимальность его функционирования и развития и, в конечном итоге, удовлетворить потребности и запросы социума. Любой учебный предмет, используемый в учебновоспитательном процессе и для обеспечения оптимальности этого целенаправленного ис пользования, с позиции философии должен быть представлен и раскрыт не только содержательно, не только в совокупной целостности с присущими ему методами, но и в необходимом для себя пространстве и в требуемом для этого времени. Исходя из того, что обучение не может осуществляться без обеспечения требуемого уровня восприятия со стороны обучающихся, любой учебный предмет, естественно, включая имиджелогию, должен проектно и программно строиться, включая в себя необходимые решения использования создаваемого пространства и требуемого для этого време ни. В проведенном нами исследовании получила подтверждение гипоте за о наличии в мире образования разных видов времени, включая интегра тивное педагогическое время, необходимое для постановки и практической реализации любых программных целей. Философское обоснование необ ходимости принципиально иной трактовки категории «время» создаёт не обходимые методологические основания для решения управляемого, все сторонне обеспечиваемого развития образования, естественно, включая решение задач имиджелогии, исходя из ее специфичности и своеобразия. Исследовательские и педагогические коллективы, руководимые В.М. Шепелем, многое сделали для разработки имиджелогии как теоретической дисциплины и методики и учебной практики подготовки и переподготовки педагогических кадров. В комплексной разработке новой отрасли научного знания создание философии имиджелогии и ее целенаправленное исполь зование в учебновоспитательном процессе станет необходимым этапом в решении столь актуальной в современных условиях проблемы. Вопросы для самопроверки 1. Место философского знания в имиджелогии. |