Главная страница
Навигация по странице:

  • Непринуждённость необходима, ибо в напряжённой позе человек выглядит комично. Помните выражение: «Аршин проглотил»

  • 1. Чем занимается наука кинесика 2. Что такое вербальное и невербальное общение Каковы их ос­новные различия

  • 4. Какие основные кинесические знаки «пристройки снизу»

  • Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе
    Дата01.02.2023
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаuch_posob.pdf
    ТипУчебное пособие
    #915098
    страница14 из 35
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   35
    Не отсюда ли стремление многих людей хорошо одеваться?
    Людям, привыкшим повелевать (командирам, начальникам, админи­
    страторам), самоуверенным, властным, нахальным и богатым – в одних случаях обоснованно, в других нет – свойственно пристраиваться «свер­
    ху». Тем же, кто привык повиноваться, людям скромным, застенчивым, робким, бедным, свойственно пристраиваться «снизу». Эту мускульную мобилизацию, готовность тела к выполнению действия К.С. Станислав­
    ский называл «позывом к действию» и придавал ей большое значение. Му­
    скульная мобилизация пристройки «снизу» противоположна мускульной мобилизации пристройки «сверху». Пристраивающийся «снизу» тянется к партнёру, он готовится получить просимое так, чтобы как можно меньше затруднять партнёра. В каждое мгновение он должен быть готов к ответу.

    167
    Пристройку «сверху», наоборот, характеризует желание быть выше партнёра. Быть выше – значит, прежде всего, выпрямить позвоночник, от­
    кинуться от партнёра.
    Пристройка «наравне» характеризуется мышечной освобождённо­
    стью.
    В рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий» нетрудно увидеть, как пристройка «наравне» сменилась пристройкой «снизу». «Тонкий вдруг по­
    бледнел, съёжился, сгорбился, сузился». Чехов отмечает непроизвольность характера пристройки.
    В пристройке тело человека, вопреки его желаниям, «выдаёт» субъ­
    ективное ощущение зависимости или независимости от партнёра. Беско­
    нечное разнообразие пристройки можно обнаружить и в произведениях изобразительного искусства, начиная с античной вазовой живописи. При­
    стройки обладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны и автоматически, рефлекторно отражают то, что дела­
    ется в душе человека, – его душевное состояние, его отношение к партнё­
    ру, его представление о самом себе и его заинтересованность в цели.
    Сигнализация корпусом, грудью, плечами и ногами составляет си­
    стему телодвижений:
    корпус выдвинут вперёд, плечи развёрнуты, грудь выпячена –
    это поза преуспевающего человека с сильной волей, довольного жизнью;
    плечи съёжены, грудь втянута, корпус наклонен вперёд – по-
    давленность, смирение, покорность (такая поза характерна для неудач-
    ников и безвольных);
    расслабленность, несобранность в движениях – признак без-
    различия к окружающим;
    устремлённость к собеседнику – признак заинтересованности
    (но не забывайте, что кролик удава тоже интересует);
    разворот слегка в сторону от собеседника признак невни-
    мания или же боязни, а также смущения (если старший по чину говорит:
    «Я вас слушаю», а сам сидит в полуоборот к собеседнику, это означает,
    что беседа принимает формальный характер.
    Плечи – это «камертон чувств». Когда человек говорит: «Я вас люб­
    лю!», а плечи при этом остаются неподвижны, вряд ли можно верить в его искренность. Плечи всегда говорят о душевных волнениях: опущенные, обвисшие плечи сигнализируют об усталости, печали и горестном пережи­
    вании; приподнятые плечи указывают на состояние эмоциональной взвол­
    нованности. Стандартная реакция: если о чём­то просим, то плечи развёр­
    нуты слегка вперёд, если умоляем – они подняты кверху. Плечи, опущенные вниз и отставленные назад, – выражение отчаяния. У агрессив­
    ного человека плечи подняты и напряжены, у робкого – напряжены, но опущены. Чтобы найти общую точку зрения с собеседником, надо побу­

    168
    дить его расслабить плечи. Расслабленные плечи открывают доступ к душе человека.
    ТЕЛЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Народная мудрость подметила: чем прямее выглядит человек внешне, тем ровнее он и внутренне. Такой человек не кажется ни неуве­
    ренным (наклон вперёд), ни заносчивым (прогиб назад). Несмотря на это, нужно быть осторожным при интерпретации: большинство очень полных людей привыкают к позе, подавшись вперёд, так как они не хотят казаться посматривающими «сверху вниз». Точно так же некоторые очень низкие люди стараются прогибаться назад, чтобы им не приходилось постоянно задирать голову вверх. Учитывая это, поза тела (как мы стоим) может представлять собой один из сигналов, но только «один из». Когда другие аспекты усиливают полученное впечатление, можно предположить, что сигнал понят правильно. В качестве второго аспекта мы можем принять открытость или закрытость позы. Прежде всего, имеется в виду область шеи и груди. С древнейших времён живые существа в момент опасности защищают прежде всего свою сонную артерию. Человек делает то же са­
    мое: он поднимает плечи или втягивает голову. Смотря по обстоятель­
    ствам, он дополнительно прикрывается руками или предметом (например, папкой для бумаг), который использует в качестве щита. Вряд ли человек, для которого характерны подобные позы, сможет легко расположить к се­
    бе собеседника.
    Посмотрите, как радуется забитому голу футболист. Его руки широ­
    ко раскинуты, от счастья он готов обнять весь мир. Его поза открыта, и та­
    кое выражение радости вызовет симпатию. Этой позой футболист как бы увеличивает своё психологическое пространство. Человек в метро, сидя­
    щий, широко раскинув руки на спинку сиденья, тоже хочет увеличить своё психологическое пространство, но только за счёт других, которым отведе­
    на оставшаяся часть скамьи. Человек, стоящий на трибуне, подавшийся вперёд и будто нависший над залом, тоже захватывает больше простран­
    ства, чем ему требуется. В этой связи интересна картина М. Нестерова
    «И.П. Павлов», где великий физиолог изображён с руками, вытянутыми на столе, пальцы сжаты в кулак. Кстати, сотрудники Павлова характеризова­
    ли великого учёного как весьма деспотичную личность.
    Итак, руки, направленные в сторону окружения, свидетельствуют чаще всего о властности, напористости, агрессивности. Понаблюдайте за ораторами на митингах. У одного оратора руки протянуты к народу ладо­
    нями книзу. Это «жест подавления». Когда мы что­то придавливаем рукой, наша ладонь принимает именно такое положение. Ярким проявлением же­
    ста подавления может служить жест фашистского приветствия. Другой оратор, кажется, стоит в позе, подобной первому, но руки, вытянутые к народу, повёрнуты ладонями вверх. Открытая поза. И если первый и вто­

    169
    рой скажут одну и ту же фразу: «Я рад вас всех видеть», мы поверим ско­
    рее второму, чем первому.
    Как сознательно строить то, что по природе своей должно быть не­
    произвольным? Выстроив логику действий, можно ту же пристройку пре­
    вратить в сознательное цельное действие, осваивая его путём упражнений, формирований навыков.
    Владеть телом, чувствовать тело помогают занятия шейпингом, аэробикой и просто физические упражнения.
    Людям импонируют личности, обладающие энергичным и в то же время изящным телом. Физическая гармония всегда способствует успеху.
    Чтобы научиться владеть своим телом, не надо обладать какими­то особыми физическими данными. Важно этого хотеть и уметь. В этом по­
    может кинесика (от греческого «кинесис» – движение). Она призвана научить людей придавать телу наилучшую выразительность. По утвержде­
    нию Ф. Ларошфуко, «изящество для тела – это то же, что здравый смысл для ума». В этом высказывании удачно выражено всё то, что относится к кинесике.
    Привлекательная внешность зависит не столько от красоты форм те­
    ла, сколько от умения владеть им. Каждый человек находится в движении.
    Динамичны даже позы сидя или стоя, потому что всё время они переходят одна в другую. И если обладательница красивой фигуры окажется нелов­
    кой в движениях, с тяжёлой или вихляющей походкой, обаяние сразу по­
    меркнет.
    При правильной осанке мышцы почти не напряжены, внутренние ор­
    ганы работают правильно и хорошо: это касается прежде всего дыхания, пищеварения, кровообращения. Без хорошей осанки невозможны точность, грация, лёгкость движений.
    От умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит наш внешний вид. Привлекательная наружность влияет на психи­
    ку, на самочувствие и, таким образом, способствует успеху.
    Осанку обычно оценивают в положении стоя. При этом следует дер­
    жаться непринуждённо, в привычной позе. Встать к стене так, чтобы пят­
    ки, плечи и голова касались её. Если в таком положении ваша ладонь сво­
    бодно проходит между стеной и поясницей, значит, осанка правильная.
    При этом голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи развёр­
    нуты, слегка опущены и расположены на одном уровне, грудная клетка приподнята и выступает вперёд, живот слегка втянут, лопатки симметрич­
    ны, а ноги в суставах выпрямлены.
    Практикум

    170
    Упражнение 1. Чтобы почувствовать, что такое «стоять прямо»,
    Поль Брегг предлагает представить, что какой­то гигант держит вас за во­
    лосы и почти отрывает от земли.
    Сгорбившись, нельзя правильно дышать, хорошо говорить, красиво есть. Проверьте это. Представьте себя за едой. Расслабьтесь. Тут же руки потеряли опору, локти легли на стол. А теперь поднесите ложку ко рту – как тяжела рука, неуклюже каждое движение. Выпрямитесь. Руки освобо­
    дились от посторонней тяжести, и насколько легче даётся теперь каждый жест. Опять расслабьтесь и проговорите какую­нибудь фразу. Потом «сде­
    лайте спину» и повторите эту же фразу. Есть разница? Голос словно стал другим, богаче по тембру, глубже, полнее, как будто звук с «моно» пере­
    ключили на «стерео».
    Упражнение 2. Как легко идти с выпрямленной спиной: голова от­
    кинута, размах рук свободный и естественный, ноги сами несут...
    Осанку можно исправить в любом возрасте. Конечно, помогают физ­
    культура, плавание. Но главное – постоянно контролировать себя. И не только в праздники, когда на вас смотрят все, а в одиночестве, например, за такими прозаичными занятиями, как мытьё посуды, стирка, уборка и т.д.
    Методические советы
    1. Сутулиться чаще всего начинают в подростковом возрасте. Ре­
    бёнок не умеет объективно оценить свою внешность, он себе чем­то не нравится, и лучший способ избавиться от мучительной стеснительности для него в том, чтобы согнуться, как бы юркнуть в свою норку. Надо со­
    знательно заставлять себя держаться прямо. «Смотри на кроны деревьев»,
    – так подсказывают мамы своим дочерям в Польше. «Если ходить прямо, то и поникшая душа выпрямится», – говорил писатель и врач В.В. Вереса­
    ев.
    2. Когда мы садимся, надо держать спину вертикально. Начинать движение со сгибания коленей, а не со сгибания в тазобедренных суставах и отведения таза назад. Сесть удобно посередине стула (не на краю), по­
    ложение сидя «на краешке» психологи трактуют как позу неуверенности в себе (принимая такое положение, человек как бы боится занять много ме­
    ста). Все движения свободные и плавные, руки держать непринуждённо и хотя бы одну из них расслабить. Спину держать прямо и только слегка прислониться к спинке сиденья. Не наваливаться на неё, иначе сразу же опустятся плечи. Сидеть непринуждённо, естественно, расслабив те мыш­
    цы, которые не участвуют в поддержании вашей позы в данный момент.

    Непринуждённость необходима, ибо в напряжённой позе человек выглядит комично. Помните выражение: «Аршин проглотил»?
    Если вы научитесь красиво сидеть, это поможет и красиво вставать.
    Когда вы встаёте, лучше отставить одну ногу немного назад. Тогда движе­

    171
    ние будет гораздо изящнее. Не опираться на колени руками, на спинку стула или ручки кресла. Легко вставая со стула, представьте, что вы стре­
    митесь коснуться головой потолка. Плечи опустить (оба на одном уровне).
    Правильно и красиво ходить совсем непросто. Ещё в начале XIV в. появились трактаты о так называемой механике человеческой походки, а к концу того же века вышел гигантский труд в пяти томах «Человек и его походка».
    Психологи утверждают, что по походке человека и по тому, как он носит обувь, можно судить об особенностях его личности.
    Так, люди, которые ходят тихими, неуверенными шагами, опираясь на пальцы, сосредоточены, не любят привлекать к себе внимания, часто углублены в свои мысли.
    Человек, ставящий ноги пятками внутрь, имеет обострённое внимание к окружающему: он всё видит и всё слышит, весел, общителен, иногда до назойливости.
    Звучная ходьба, подчёркнутый стук обуви обнаруживают не­
    сдержанность характера, бесцеремонность. Часто при этом повышенный тон «компенсирует» отсутствие уверенности в себе.
    Размеренный шаг характеризует людей спокойных, не под­
    верженных никаким чудачествам и легкомыслию.
    Если человек при ходьбе сильно размахивает руками, это сви­
    детельствует о его подвижности, живой натуре, старательности, целе­
    устремлённости, а если при этом ноги он ставит легко и прижимисто, то это вообще идеальный человек.
    Тяжёлая походка, шарканье, неподвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли, о пресыщенности или старости.
    Человек, продвигающийся танцующей походкой, несерьёзен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет свои обещания.
    Те, кто ходят мелкими шажками, как правило, педантичны и малообщительны.
    Человек нерешительный, когда идёт, слегка покачивается, шаг имеет неравномерный – то поспешит, то замедлит; очень быстро стирает каблуки.
    Люди, быстро меняющие свои взгляды, прежде всего, стирают подошву изнутри.
    Двух одинаковых походок не встретишь, как не встретишь двух аб­
    солютно схожих людей. Походка каждого неповторима и самобытна, рас­
    сказывает о характере человека, склонности к оптимизму или пессимизму, воле, жизнестойкости. Но есть общее, присущее всем красивым походкам.
    Это лёгкость, плавность, упругость, собранность.
    Наша пластика должна быть не только информативна, но и эстетич­
    на. А этому с детства большинство из нас не обучалось. Как же помочь се­
    бе? И тут на помощь приходят тренинговые занятия и видеосъёмка. По­

    172
    смотрев на себя со стороны, ученики сами выступают в качестве экспер­
    тов, используя только что усвоенные знания, и под руководством педаго­
    гов корректируют элементы собственной кинесической лексики.
    Практикум
    Чтобы оживить свою кинесическую лексику, можно воспользоваться специальными упражнениями. Приведём здесь некоторые из них:
    Упражнение 1. В группе или индивидуально заготовить карточки с названиями различных животных, а затем, вынимая по одной, изображать движения, выбранного вами животного.
    Упражнение 2. В группе или индивидуально перед зеркалом попы­
    таться принять различные позы, не свойственные вам в повседневной жиз­
    ни. Например, нерадивого ученика у доски, деревенской старушки, мане­
    кенщицы на подиуме, купчихи со скверным характером и проч. Дайте простор вашей фантазии!
    Упражнение 3. Попробуйте различные походки: пройдитесь так, как ходит балерина; кукла с несгибающимися руками и ногами; как будто ваши ноги из пластилина и при каждом шаге ко всему прилипают; как будто вы легки, как перышко, и вас колеблет каждое ду­
    новение ветерка.
    РЕЗЮМЕ
    Кинесические знания необходимы каждому, чтобы лучше ориенти­
    роваться в различных ситуациях общения, сознательно подавая нужные сигналы на невербальном уровне, целенаправленно воздействуя на собе­
    седника, располагая его к себе. Овладев кинесическими знаниями и навы­
    ками, вы сможете «держать» себя в нужном самочувствии, мироощуще­
    нии, воздействуя на свою психику через собственную позу, движения, жест.
    Вопросы для самопроверки

    1. Чем занимается наука кинесика?
    2. Что такое вербальное и невербальное общение? Каковы их ос­

    новные различия?
    3. Каким образом несоблюдение дистанций межличностного взаимодействия может повлиять на результат деловых переговоров?

    4. Какие основные кинесические знаки «пристройки снизу»?
    5. Какие основные кинесические знаки «пристройки сверху»?

    173 6. Каким образом походка может служить источником информа­

    ции о человеке?
    7. Что такое открытая и закрытая поза?
    Рекомендуемая литература
    Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997.
    Ершов П.П. Технология актерского искусства. М., 1992.
    Пиз А. Язык жестов. Бизнес Парадокс, Минск, 1998.
    Пронников В.А., Ладанов И.К. Язык мимики и жестов. М., 1998.
    Шепелъ В.М. Имиджелогия секреты личного обаяния. М., 1997.
    2.7. ЖЕСТ – СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ.
    ЖЕСТЫ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
    Под жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Они неразрыв­
    но связаны с манерами поведения, которые говорят об отношении кого­то к кому­то. Жесты, по меткому наблюдению В.М. Шепеля, «своеобразная аранжировка манер поведения» человека. По физической природе жесты можно разделить на две большие группы головные и мануальные (ручные).
    Мануальные жесты выполняются одной или обеими руками, они делятся на подгруппы пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные.
    Особую роль в жесте играет кисть руки. Р. Славский в книге «Искусство пантомимы» писал «Кисть руки – душа жеста. Кисть зовет, манит, при­
    глашает, отталкивает, дает, берет, укоряет, рассказывает, ласкает, карает, спрашивает, провожает; в кисти, равно как и во всей руке, необходимо вы­
    работать живость и пластическую мягкость».
    Язык жестов – один из самых древних языков. Человек использует жесты, чтобы передать информацию и выразить свое отношение к сказан­
    ному.
    Две тысячи лет назад великий Цицерон учил ораторов правильно же­
    стикулировать, а первый словарь жестов, видимо, принадлежал римскому ритору Квинталиону, который жил в I в. до н.э.
    Жесты и позы много значат для общего впечатления, которое мы производим на окружающих людей. Жест – явление сугубо индивидуаль­
    ное, самобытное. Он неразрывно связан с ходом мыслей и движением чувств человека. Жесты обычно сопровождают те отрезки речи, в которых мысль достигает кульминации.
    На долю невербальных сигналов в течение первых 12 секунд обще­
    ния при знакомстве приходится примерно 92% всего объёма принимаемой информации. По мнению американского психолога Ф. Селже, при разгово­

    174
    ре значимость слов составляет 7%, интонации – 38, а на жесты и мимику приходится 55%.
    Выразительные движения – язык подсознания. «Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова», – считает Ален
    Брассер.
    По утверждению Аллана Пиза, в процесс взаимодействия людей от
    60 до 80% информации передаётся невербальными средствами выражения и только 20–40% – вербальными. Благодаря жесту семантика (смысл) слов предстает зрительно, что делает мысли говорящего образно понятными.
    Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, демонстрирует собственное отношение говорящего к излагае­
    мому материалу, выступает важным компонентом обратной связи со слу­
    шателями. Вот почему важно овладеть всеми средствам воздействия, все­
    ми невербальными компонентами коммуникативной техники. В общении одновременно воспринимаются выражение лица, жест, поза. Причём реак­
    ция по визуальному каналу часто опережает вербальную. В каждой ситуа­
    ции общения жесты могут быть доминантным, дополнительным или мало­
    значительным нюансом коммуникации.
    ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕСТОВ
    Тесная связь жестов с речью наложила на них ряд национальных, социальных и индивидуальных ограничений.
    Национальный характер многих жестов подтверждают факты.
    Например, англичане, итальянцы и русские по­разному машут рукой при прощании. Восточные народы, в отличие от европейцев, при приветствии складывают ладони перед грудью, а конголезцы дуют на ладони.
    Культурными нормативами определяется сила и частота жестикуля­
    ции. Английский психолог Майкл Арчил, изучая язык жестов во время своего кругосветного путешествия, установил, что на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции в среднем один раз, итальянец –
    80, француз – 120, а мексиканец – 180. Русские, по наблюдению Е.П. Пет­
    ровой, отличаются относительной сдержанностью и употребляют пример­
    но 40 жестов в час. Язык французов и латиноамериканцев наиболее экс­
    прессивен, и жестикулируют они двумя руками.
    Один и тот же жест или выразительное движение у разных народов означает разные вещи. Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак удовольствия и успеха. У сла­
    вян, когда поворачивают указательным пальцем у виска, подразумевают глупость, а в Голландии этот жест означает остроумную фразу. В Болгарии кивок головой вниз означает «нет», у русских – «да».

    175
    В США «ноль», образованный большим и указательным пальцем, говорит «всё в порядке» (о'кей), в Японии означает деньги, если вы проси­
    те, стоя у телефона­автомата, монету, чтобы позвонить.
    Жесты неискренности связаны с левой рукой. На Востоке, если про­
    тянуть еду, деньги или подарок левой рукой, можно нанести оскорбление собеседнику, так как левая рука у тех, кто исповедует ислам, считается
    «нечистой». Левой рукой управляет «интуитивное», «правдивое» – правое полушарие (у правшей). Правая рука делает то, что надо, а левая то, что хочет, выдавая тайные чувства владельца. Поэтому, если в разговоре с ва­
    ми собеседник часто жестикулирует левой рукой, есть большая вероят­
    ность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему (если он не левша).
    ВИДЫ ЖЕСТОВ
    Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому гораздо труднее поддаются внутреннему контролю, нежели речь. Жест – сигнал стихий­
    ный, спонтанный, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.
    Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ста­
    вит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.
    Жест – некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Контекст включает позу, мими­
    ку, внешность, одежду, роль жестикулирующего. Жест либо подчёркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контра­
    стирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса
    (пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и ми­
    мика – наглядное пособие проявления мысли.
    Жесты могут быть ритуальными и эмоциональными.
    Ритуальные жесты можно разделить по времени на две культурные стадии: жесты Средневековья и Нового времени. Мы воспроизводим же­
    сты, рождённые в те эпохи, не задумываясь над тем, как они произошли.
    Эти жесты рождены нашей генетической памятью (поцелуй, рукопожатие, вручение подарков). Жесты, возникшие в феодальные времена, отражали личную преданность вассала своему сеньору. Вассалу полагалось самоот­
    верженно служить своему покровителю либо прекрасной даме. К этому периоду рыцарства относятся следующие жесты: сеньор легко ударяет рукой по плечу своего вассала или каса­
    ется мечом плеча воина, посвящаемого в рыцарство, – это означало приня­
    тие человека под своё покровительство; вассал при встрече и прощании вкладывает свои обе руки в руки покровителя, а тот обнимает и целует его;

    176
    подданный в знак преданности вручает сеньору свою перчат­
    ку, тот в знак тесной дружбы надевает ему кольцо, а разрыв отношений символизировался тем, что соперники и враги швыряли друг в друга пер­
    чатку и кольцо.
    Некоторые ритуальные жесты Средневековья сохранились и сейчас.
    Они показывают, что два человека находятся в некой сцепке, их связь сложно нарушить. Так, при официальном публичном общении, многие по­
    литические деятели, подчёркивая тесные контакты, обмениваются руко­
    пожатиями, объятиями и поцелуями (поцелуи Л.И. Брежнева с соратника­
    ми – это знак абсолютной преданности). В современном деловом мире подобного рода жесты не всегда уместны.
    Сохранились многие ритуальные жесты между мужчиной и женщи­
    ной, принятые в эпоху служения Прекрасной даме. Мужчина подаёт руку даме как знак восхищения её красотой, целует руку и преклоняет колено в знак уважения к той, которая его достойна. Эти жесты выражали тесный физический контакт, знаки галантности, придуманные мужчинами, отра­
    жали и отражают личную преданность и желание служить женщине.
    Вторая культурная стадия ритуальной жестикуляции связана с эпо­
    хой развития предпринимательства, когда основной ценностью была про­
    возглашена независимость личности. В эпоху равенства исчезают жесты
    «сверху вниз». Партнёры при общении не заключают друг друга в объятия, не похлопывают по плечу, а прикасаются к руке, к локтю, похлопывают с боку, что обозначает некий баланс, знак равенства. В этом контакте участ­
    вуют только кисти рук, человек имеет возможность лавировать. Жесты ис­
    пользуются не по вертикали, а по горизонтали. Если культура Средневеко­
    вья проявляла некоторую сцепленность, контакт тел и рук, то эпоха равенства демонстрирует партнёрские отношения. Идея равенства людей и равенства полов в эпоху Нового времени ограничивает зону физического контакта, подчёркивает автономность личности. Поэтому возникают же­
    сты, которые не требуют физического контакта:
    мужчина прижимает руку к сердцу – клятва верности и ува-
    жения, как делу, так и лицам (этот жест остался от инаугурации аме-
    риканского президента, что выражает преданность своему народу и же-
    лание служить ему);
    обе руки прижимаются к груди – этот более эмоциональный
    жест является выражением искренности;
    преклонение на одно колено – служение человеку, обладающе-
    му большими достоинствами (в отличие от позы в русской культуре –
    встать на оба колена – поза поверженного: наличие некоторого диском-
    форта);
    встреча и прощание скрепляются простым рукопожатием,
    что обозначает плодотворное сотрудничество в общем деле, а не только
    личные симпатии;

    177
    согнутая в локте, сжатая в кулак рука означает сплочён-
    ность и твёрдость в отстаивании своих позиций – традиционный жест
    демократических лидеров, призывающий к борьбе.
    Многие ритуальные жесты были внесены в сферу личных контактов, демонстрируя дружескую дистанцию, что подчёркивает партнёрство либо иерархию.
    Ритуальные жесты, принятые со времён гладиаторских боёв, сохра­
    нились и сегодня. Когда спортсмен кланяется публике, он делает кивок го­
    ловой и разводит руки: этот позитивный жест выражает особую любовь к зрителям. То же можно сказать об актёрах, которые посылают воздушный поцелуй и низко кланяются аплодирующему зрительному залу.
    Эмоциональные жесты (их ещё называют экспрессивными или мо­
    дальными) выражают чувства в общении людей, усиливая значение ска­
    занного. Жесты отражают наш душевный пульс. Жестикуляция и мимика тесно связаны с эмоциональными состояниями. Известный русский госу­
    дарственный деятель начала XIX века М.М. Сперанский говорил: «Рука только тогда должна действовать, когда нужно дополнять понятия. Холод­
    ный разум не имеет права к ней прикасаться, рука может двигаться тогда только, когда ударит в неё сердце».
    Однако говорящий должен соотносить проявление собственных чувств, эмоциональную окраску изложения материала с манерой жестово­
    выразительной демонстрации. Это позволит избежать несоответствия эмо­
    ционального накала и излагаемого материала. Чтобы не получилось так, как описал Н.В. Гоголь поведение учителя истории в комедии «Ревизор»:
    «Он учёная голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объ­
    ясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – ещё ничего, как добрался до Алек­
    сандра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я ду­
    мал, что пожар, ей богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать?»
    К эмоциональным жестам относятся патетические жесты. Так, жест – положение стоя, одна или обе руки на уровне плеч, руки слегка согнутые в локтях – рождён в эпоху театральности, античности. Этот публичный жест означает, что оратор предъявляет себя миру и заявляет о своей любви к окружающим его людям. Употребляется он в момент, когда градус стра­
    стей достигает апогея, а жест мобилизует всех окружающих.
    Жест сверху, с трибуны: рука несколько выше головы (всем извест­
    ный жест В.И. Ленина) разворачивается в бесконечность и адресован мно­
    жеству людей.
    Жесты позитивные и негативные. Жест – это некий энергетиче- ский посыл, направленный во внешний мир. Энергия может идти как по­

    178
    ложительная, так и отрицательная. Поэтому различают жесты позитивные, негативные и колебания.
    Позитивные жесты выражают восторг, восхищение, радость, вни­
    мание, одобрение, согласие, благодарность. Открытые руки, ношение до­
    кументов под мышкой.
    Негативные жесты выражают растерянность, смятение, досаду, недовольство, возмущение, испуг, страх и (модальные жесты) – неодобре­
    ние, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление, угрозу. Так, руки, согнутые в локтях и сжатые в кулаки, приподнятая вверх голова обо­
    значают месть. Руки разведены и сжаты внизу в кулаки – жест бессилия, который обозначает, что человек хочет отомстить за нанесённое оскорбле­
    ние, но не может этого сделать.
    Жест прощания – человек «шлёт своё пока» – рука согнута в локте и поднята вверх, производит движение маятника по горизонтали – жест раз­
    деляющий. Этот жест себя скомпрометировал, когда его стали использо­
    вать, стоя на Мавзолее, члены правительства для приветствия проходящих мимо людей. Таким образом, они отделяли себя от людей, подсознательно показывая, что идут в разные стороны, так как этот жест – это отрицание, стремление отъединиться от толпы. Жест закрытости – «машинальное прикрытие рта рукой» (Е.М. Примаков сидит на совещаниях, положив лок­
    ти на стол и прикрыв рот двумя кулаками, а иногда и переплетёнными пальцами.).
    Е. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения:
    1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения:
    выражают состояние, процессы, модальные (выражают оценку субъек-
    том чего-либо).
    2.
    Жесты-регуляторы:
    выполняют
    регулятивно-
    коммуникативную функцию воздействия на партнёра.
    3.
    Жесты-информаторы:
    выполняют
    информативно-
    коммуникативную функцию.
    Чтобы повысить свою коммуникативную компетенцию, можно и нужно сознательно осваивать язык жестов. Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения, различные внутренние состояния партнёров по общению.
    Жесты-прикосновения (поцелуй, поглаживание, рукопожатие, объ­
    ятие, потирание кончика носа и прочие). На выбор жестов­прикосновений влияет статус партнёра, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к культуре. Например, рукопожатие чаще используется в общении мужчин в ситуации приветствия у немцев и русских, чем у англичан и американ­
    цев.

    179
    Жесты-приветствия – рукопожатие – имеют большое значение в деловом общении. Жест­прикосновение (похлопывание по спине и плечу) возможен только при социальном равенстве партнёров.
    Жесты-паразиты, как и слова­паразиты, нежелательно использовать в общении (крутить пуговицы, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т.п.).
    Жесты должны быть органичными и сдержанными, без резких ши­
    роких взмахов и острых углов. Предпочтительны округлые жесты и скупая жестикуляция.
    НЕСКОЛЬКО АЗБУЧНЫХ ИСТИН ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЖЕСТОВ
    Чтобы каждый день выглядеть безупречно, надо уметь держать себя, следить за осанкой и позой. Этикет не рекомендует: указывать пальцем на человека или на какой­либо предмет; во время разговора хлопать собеседника по плечу, крутить пу­
    говицы на его одежде, хватать его за рукав; вертеть в руках различные предметы, барабанить пальцами по столу, хрустеть пальцами, почёсываться, рыться в карманах; излишне жестикулировать, так как это выдаёт нервного, за­
    комплексованного человека.
    РЕЗЮМЕ
    Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирова­
    ния человека человеком, а также раскрыть его внутреннее «Я».
    «Язык» тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению
    «немым языком» общения и «самоподачи», мы сознательно создаём яркий личностный образ.
    ЖЕСТЫ И КОДЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ ПОЗИЦИЮ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕ­
    НИИ
    Жесты
    Неуверенность
    Грызёт ручку, руки к шее, рука притрагива­
    ется к ожерелью или цепочке.
    Жест доверия
    «Купол» – пальцы соединены наподобие ку­
    пола храма.
    Жесты само­
    контроля
    Руки сведены за спину, и там одна сильно сжимает запястье другой. Сидя в кресле, руками вцепиться в подлокотник кресла и скрестить ло­
    дыжки.

    180
    Жесты оценки
    «Рука у щеки» – о чём­то размышляет. Кри­
    тическая оценка – подбородок опирается о ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, осталь­
    ные сведены вместе и располагаются под подбо­
    родком. Момент решения проблемы, сосредоточен­
    ность, захватывание носа в щепоть, подозрительность – касание носа или лёгкое его по­
    тирание, обычно указательным пальцем.
    Жесты и позы
    Крепко сцепленные руки – жест подозрения, напряженности, недоверия. Плотно сжатые руки – поза человека, попавшего в переделку. Защитное поглаживание шеи – рука движется назад, как бы оттягиваясь от удара.
    Поза
    Открытость
    Открытые и развернутые навстречу собесед­
    нику руки, расстегнутый пиджак. Сидя, не скрещи­
    вая рук и ног. Сидя, сдвинувшись на краешек стула и наклонившись вперед, руки, прикладываемые к груди, к сердцу (честность).
    Закрытость
    Скрещенные на груди руки, усиливающие защитную позицию, пальцы сжаты в кулак (если не сжаты в кулак, то означает озабоченность). Защит­
    ная поза руки скрещены на груди, сжимают одна другую. Посадка на стул верхом – спинка стула – щит, защита.
    Готовность
    Стоящий держит руки на бедрах. Сидящий, наклонив туловище вперед, опирается одной ладо­
    нью о колени, другая рука (локтевая часть) лежит на коленях.
    Авторитарная по­
    за
    Руки соединены за спиной, подбородок под­
    нят вверх.
    Скука у слушате­
    лей
    Голова в руке, лежит на ладони. Машиналь­
    ное рисование на бумаге. Пустой взгляд – спит с открытыми глазами. Отсутствие движения глаз.
    Практикум
    Посмотрите фрагмент кинофильма сучастием Луи де Финеса.
    Определите, какую информацию несут жесты главного героя фильма в продемонстрированной ситуации? Обратите внимание на отличительные особенности жестов французов.
    Прочтите отрывок из книги С. Цвейга «Двадцать четыре часа из жизни женщины». Представьте, как жестикулируют персонажи.
    Выразите с помощью жеста одобрение, сомнение, сочувствие, несогласие.
    Выразите языком вашего тела открытость, закрытость.

    181
    Выразите несогласие с собеседником.
    Изобразите зрителя, слушающего выступление с неугасающим вниманием.
    Проявите в позе и жестах ощущение неудобства и потерю са­
    моконтроля.
    Продемонстрируйте неуважение к собеседнику.
    Оцените себя со стороны: а). понаблюдайте за собой: насколько соответствуют ваши мими­
    ка и жесты переживаемым эмоциональным состояниям. б). соответствует ли ваша внешняя экспрессия принятым куль­
    турным эталонам? в). проследите за собой: достаточно ли естественны и гармонич­

    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   35


    написать администратору сайта