Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе
Скачать 2.71 Mb.
|
Цвета, стоящие на концах диаметра спектрального круга, всегда воспринимаются как гармоничные; «характерными» называют сочетания цветов, расположен- ных на хордах с проскакиванием одного цвета (всё характерное возникает только благодаря своему выделению из целого); сопоставления цветов на короткой хорде – бесхарактерны, они не могут произвести значительного впечатления. Гёте заметил, что впечатление от сочетания цветов может быть раз личным в зависимости от разности или одинаковости их светлот и от их 136 насыщенности. И ещё Гёте заметил, что тёплые цвета выигрывают при со поставлении с чёрным, а холодные – с белым. Гармония взаимодополнительных цветов Это самые гармоничные сочетания. Гармоничность сочетания взаи модополнительных цветов может быть объяснена психофизическими зако номерностями зрения, на которые обратил внимание ещё М.В. Ломоносов, и на основе которых возникла трёхкомпонентная теория цветового зрения. Её суть: наш глаз, имеющий три цветообразующих приёмника, всегда тре бует их совместной деятельности – он как бы нуждается в цветовом балан се. А поскольку один из пары взаимодополнительных цветов представляет сумму двух основных, то в каждой паре присутствуют все три цвета, обра зующие равновесие. В случае сочетания других цветов этот баланс отсут ствует и глаз испытывает цветовое «голодание». Возможно, на этой физиологической основе и возникает неудовле творённость, отрицательная эмоциональная реакция, величина которой бу дет зависеть от того, насколько заметно это нарушение баланса. Человеческому глазу привычно воспринимать полный комплект цве тов, и в повседневной жизни движение глаз регулирует зрительное вос приятие таким образом, чтобы видеть как можно больше цветов, так как действие на глаза одного цвета вначале просто неприятно, затем начинает раздражать, а потом, в зависимости от яркости и длительности восприятия, может привести к резко отрицательной реакции и даже психологическому расстройству. Цветовая композиция Композиция цветовых пятен, построенная с учётом всех рассмотрен ных закономерностей цветовой гармонии, будет ограничена, если она не служит главному – созданию образа. Композиционная функция цвета заключена в его способности акцен тировать внимание зрителя на наиболее важной детали. Очень существенна для создания цветовой композиции её способ ность создавать за счёт светлоты, цветового тона и насыщенности свой ри сунок. Цветовая композиция требует соответствующей ритмичной органи зации цветовых пятен. Бессистемное нагромождение большого числа цве тов, даже с учётом их сочетаемости, создаёт пестроту, раздражает и за трудняет восприятие. Цветовая композиция – это некое целое, в котором всё согласуется и соответствует друг другу, создавая приятное впечатление для глаз. Понятие гармонии включает в себя и дисгармонию как свою антите зу. 137 Если для античности, средневековья, Возрождения именно гармония служила идеалом, то уже в эпоху барокко гармонии стали часто предпочи тать диссонанс. В наш век экспрессионизм решительно отвергает принци пы классической гармонии и в поисках большей выразительности часто обращается к заведомо или даже нарочито дисгармоничным сочетаниям. Однако это не умаляет значения важности изучения классических принци пов, ибо это ключ к пониманию цвета и цветовых композиций вообще. Колорит Существенную роль в создании любой композиции играет объедине ние цветов. Обычно между собой объединяются цвета, равные по светлоте и близкие друг другу по цветовому тону. Когда цвета тонально объедине ны между собой, то замечаются их качественные изменения, проявляющи еся в особой их звучности. Цвет, выпадающий из общей тональности, не согласованный с нею, кажется чуждым, мешает восприятию образа. Гармоническое сочетание, взаимосвязь, тональное объединение раз личных цветов называется колоритом. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Термин «колорит» вошёл в художественный лексикон в начале XVIII века и почти сразу утвердился в русском художественном словаре. Он происходит от латинского слова «color» – цвет, краска. Колорит характеризует оптическую совокупность всех цветов, рас сматриваемых с расстояния. Именно в этом смысле принято говорить о тёплом, холодном, серебристом, мрачном, скучном, весёлом, прозрачном, золотистом и т.п. колорите – особенности цветового строя, предпочтении тем или иным цветам, выражающим образ. Однако следует отдавать должное и тому факту, что общий цветовой тон, который мы называем колоритом, может возникать совершенно слу чайно, помимо воли создателя, и может быть присущ любому цветовому сочетанию. Развитие науки о цвете, а также истории и теории искусства в XIX и XX веках приводит к более глубокому и всестороннему анализу понятия «колорит». Становится понятным, что не всякий работающий с цветом, пусть даже и очень красиво и изящно, является колористом. Колорит – это особая способность художника в широком смысле этого слова распоря жаться цветом, настолько загадочная и непонятная, что появились даже высказывания о «тайне» колорита, «магии» колорита, о его непостижимо сти. А среди художников излюбленной стала поговорка: «Рисунку можно научиться, а колористом нужно родиться». Колорит теснейшим образом связан с цветом, однако совокупность цветов ещё не определяет колорит. Колорит – это система цветов, но си стема и сумма – не одно и то же. Система закономерна, обладает един ством, целостностью и воспринимается как единое целое. 138 Нет смысла говорить об эмоциональной роли цвета вообще. Один и тот же цвет, будучи цветом различных предметов или объектов, воспри нимается совершенно поразному. Цвет в жизни воспринимается не в его колориметрических характеристиках, а в зависимости от окружающих цветов и освещения, причём он всегда подчинён общей тональности. Дени Дидро приводит пример: «Сравните сцену природы днём при сияющем солнце и при пасмурном небе. Там сильнее свет, цвет и тени, здесь всё это бледное и серое. При изменении освещения и окружения неминуемо меняются характеристики цвета. Можно сказать, что свет явля ется общим колоритом данного пейзажа». Рассмотрим изменение цвета при различном освещении: в сумерках или в пасмурный день, когда сила освещённости сравнительно мала, цвета существенно темнеют, теряя насыщенность; наиболее верное представление о цвете можно составить толь ко при дневном свете без солнца; в комнате днём, по мере удаления от ок на, цвета слабеют, сереют, теряя насыщенность; ночью вообще трудно определить цвет, а утром вначале ста новятся заметны голубые, синие, зелёные, потом жёлтые и самыми по следними набирают насыщенность красные цвета; при солнечном свете все цвета хорошо видны; при ярком свете в полдень все цвета высветляются. От солнечного света наиболее страдают холодные цвета: голубой, синий, зеленый – они слегка блекнут, фиолето вый краснеет. Тёплые цвета – жёлтый, оранжевый и красный – меняются меньше; к вечеру цвета вновь плотнеют и темнеют, последовательно меркнут жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, дольше всех остаётся виден холодный краснофиолетовый цвет; жёлтое электрическое освещение затемняет все цвета и прида ёт им чуть красноватый оттенок, создавая тёплый колорит; «дневной» электрический свет тоже меняет все цвета, делая их более холодными и тёмными. Цвет лучей того или иного источника света объединяет цвета, делая их родственными и соподчинёнными. Как бы ни были разнообразны крас ки в жизни, цвет освещения, присутствующий на всех предметах и дета лях, объединяет их колористически. От освещения меняются не только яр костные характеристики цвета, но и прочие качества, включая фактурные. Нельзя рассматривать цвет независимо от предметных связей и от освеще ния. Тональная соподчинённость определяет характер каждого цвета цве товой системы, который не исчерпывается тремя основными характери стиками: светлотой, насыщенностью и цветовым тоном. Сюда необходимо прибавить плотность цвета, его весовые качества, пространственные и другие свойства. В некоторых случаях цвет достигает значения символа. 139 Цвет приобретает выразительность, только когда вступает в содру жество с остальными цветами, т.е. в систему цветов, а это и есть колорит. Совокупность цветов, находящихся в соотношениях друг с другом, наде лённых определённым смыслом, образует конкретный, чувственно вос принимаемый строй, способный выразить цель и смысл данной компози ции. Чтобы верно создать образ, нужно научиться видеть целостно. Так, в руководстве по живописи говорится, что умение видеть и постановка глаза художнику (а мы добавим и имиджмейкеру) нужны, чтобы замечать пла стические качества, объёмную форму, строение, цвет, светотени, фактур ные качества, а также, чтобы находить значительное и красивое и уметь всё это показать. При обычном видении мы рассматриваем только то, на что направ лен взгляд. «При широком охвате видимого человек не всматривается, – писал Б. Иогансон, – а видит обобщённо... и, охватывая взглядом одновре менно всё, вдруг замечает то, что особенно ярко, а что еле заметно. Нужно идти от целого, чтобы получить возможность сравнивать детали, чего ли шается человек, идущий от детали». Константин Коровин: «Воспитывай глаз сначала понемногу, потом шире распускай глаз, а в конце концов всё надо видеть вместе. И тогда то, что не точно было взято, будет фальшивить, как неверная нота в оркестре». Необходимо научиться отвлекаться от заранее известного, чтобы увидеть те отношения, в которых находятся детали в момент наблюдения. ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА И ЕГО СИМВОЛИКА Вопросами эмоционального воздействия цвета на человека интере совались многие практики и теоретики искусства – Леонардо да Винчи, И. Гёте, Э. Делакруа, М. Дерибере, К. Юон, И. Грабарь и др. Физиологам давно известно о не зависящем от настроения субъекта физиологическом влиянии цвета. Заметим, что действие каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависят от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зави симости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду инди видуального предпочтения. Каждый цветовой оттенок, производя одно и то же действие на лю бой живой организм, вызывает вполне определённый сдвиг в состоянии всякой биосистемы, будь то мышь или человек. «В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспри нимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, а через 140 него и на душу, – писал Гёте – Цвета действуют на душу: они могут вызы вать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют». До сих пор не разрешена загадка цвета – почему и как именно влияет он на настроение и поведение человека. Что позволило Василию Кандинскому назвать живопись «цветовым инстру ментом состояния души»? Почему человек столь чутко откликается на все возможные цветовые коды окружения? Известный психиатр В.М. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее действовать на нервную систему, чем иные микстуры». Аристотель писал: «Всё живое стремится к цвету... Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными». Ивли Грант заметил: «Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убежда ешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота эта – не удовле творение прихоти человека, а необходимость для него». Действительно, цвет способен возбуждать и подавлять, возносить и низвергать, лечить и облагораживать. Приведём несколько выдержек из замечательной книги Мориса Дерибере «Цвет в деятельности человека». «Физиологическое и психофизическое воздействие цвета на живые существа позволило разработать богатую технику цветотерапии... Особое внимание привлекал красный цвет, который использовали ещё средневе ковые врачи для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых других кожных заболеваний. Изучались и другие цветовые лучи. Лечение невралгических явлений светом началось очень давно. Вначале оно было эмпирическим, но после наблюдений Плезантона над болеутоляющим свойством света, пропущенного через голубой фильтр, и наблюдений По эга над тем же свойством фиолетового цвета оно стало более точным. В начале нашего века несколько русских и немецких терапевтов подтвердили наблюдения о благоприятном воздействии голубых и фиолетовых лучей при лечении невралгических заболеваний...» Зелёный цвет был использован Пото при лечении нервных заболева ний и психопатических расстройств. Он считал, что этот цвет действует в тех случаях, когда нужно дисциплинировать ум и тело и вынудить больно го контролировать свои поступки. Возможности цветовоздействия попросту фантастичны. Прямое об лучение светом, использование лазерных устройств, создание однотонных интерьеров, применение пропускаемых через самоцветы светотоков, направленное влияние на точки акупунктуры, целевое воздействие на ак тивные зоны радужки глаза – сегодня существует множество методов вве дения цветоэнергий в информационноэнергетический метаболизм челове ка. Причём все эти приёмы эффективны вне зависимости от степени осознания человеком характера и направленности цветоэнергетического 141 воздействия. Цвет, как и звук, является естественным интегратором фи зиологических и психических процессов. О влиянии цвета на психику человека и его использовании в меди цине пишет М. Дерибере: «Зелёный цвет влияет на нервную систему. Это болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, поднимает тонус, создаёт ощущение тепла, расширяя капиллярные сосуды. Облегчает невралгии и мигрени, связанные с повышенным кровяным давлением. Зе лёный успокаивает, и его употребление не даёт никаких вредных послед ствий Голубой цвет – антисептический. Он уменьшает нагноения, может быть полезен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и да же при лечении рака. Чувствительного человека голубой облегчает боль ше, чем зелёный. Однако от слишком долгого облучения голубым цветом возникает некоторая усталость или угнетённость. Оранжевый цвет стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови. Не влияет на кровяное давление, создаёт чувство благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее действие, но может утомить. Жёлтый цвет стимулирует мозг. Может быть эффективен в случае умственной недостаточности. Долгое облучение препятствует колебаниям в течении болезни. Красный цвет – тёплый и раздражающий. Он стимулирует мозг, эф фективен для меланхоликов. Фиолетовый действует на сердце, лёгкие и кровеносные сосуды, уве личивает выносливость ткани. Аметистовый цвет имеет стимулирующее действие красного и тоническое действие голубого. Белый цвет олицетворял чистоту и непорочность, красный – кровь святого, зелёный – надежду на бессмертие души, голубой цвет символизи ровал печаль». Известно символическое значение каждого цвета в русской иконопи си, обусловленное различными художественными течениями, как местны ми, так и заимствованными из Византии и от южных славян. В русской иконописи цвет золота символизировал идеи библейского рая, был символом истины и славы, непорочности и нетленности, олице творял идею очищения души. Красный цвет в иконописи символизировал, прежде всего, кровь Иисуса Христа, был символом пламенности, огня, жизни. Пурпурный цвет в искусстве Византии олицетворял идею импера торской власти. Голубой – идеи созерцательности, цвет неба и горного ми ра. Зелёный – идеи надежды, обновления, юности. Часто применялся и применяется для обозначения райского сада. Белый в русской иконописи символизировал причастность к божественному свету. 142 Известно символическое значение цвета и в народном творчестве, которое складывалось под воздействием окружающей природы. У многих народов красный – символ солнца и любви, зелёный – надежды, белый – чистоты и невинности. Вывод напрашивается сам собой: можно управлять живой системой и психическими процессами самым естественным образом, влияя наиболее привычным путём, достигая значительных результатов правильным под бором цветов и формы одежды, причёсок, макияжа, интерьера, создавая вокруг себя благоприятную гармоничную цветовую обстановку, без ис пользования синтетических лекарств и сложных физиотерапевтических воздействий. Практикум 1. Выполните упражнение по «вливанию» цвета в цвет. Приго- товьте растворы двух красок. На бумагу положите рядом несколько маз- ков каждой краской, дождитесь, чтобы краска высохла, затем кисточ- кой, смоченной чистой водой, размойте и соедините их края. Оба цвета как бы ввиваются один в другой, создавая интересные переходы от одного к другому. 2. Сделайте упражнение по «вливанию» цвета в цвет. Возьмите несколько красок и накладывайте мазки так, чтобы один цвет чуть-чуть заходил на другой, пока краски не высохли. Попробуйте получить инте- ресные переходы цвета, используя бумагу, смоченную водой (по мокрому). 3. Выполните упражнение по получению различных оттенков цвета в акварельной живописи путём наложения одного цвета на про- сохший слой другого. Новые цвета образуются от просвечивания одного слоя сквозь другой. Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение цветоведения. 2. Что обозначает термин «зрительное восприятие»? 3. Приведите примеры «веса» в одежде, причёске, макияже. 4. Роль «подобия» в подборе одежды, причёски, макияжа, аксес суаров. 5. Что такое цвет? Назовите спектральные цвета. 6. Назовите основные характеристики цвета и кратко охаракте ризуйте их. |