Главная страница
Навигация по странице:

  • 7. Почему и зачем собрались эти слушатели 8. Как предлагаемое сообщение связано с их интересами и по­требностями

  • 10. Где, когда и как могут они использовать полученные сведения

  • Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе
    Дата01.02.2023
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаuch_posob.pdf
    ТипУчебное пособие
    #915098
    страница19 из 35
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   35
    1. Почему голос – один из важных составляющих имиджа?
    2. Что создает красоту звучащего голоса?

    3. Что такое дикция?
    4. Какой вид дыхания является оптимальным для звучащей речи?
    Рекомендуемая литература
    Саричева Е Сценическая речь. М., 1955.
    Емельянов В.В. Развитие голоса. СПб., 1997.
    Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993. в начало
    2.12. ОЧАРОВАНИЕ СЛОВОМ. РЕЧЬ – КУЛЬТУРА БЛАГО-
    ЗВУЧИЯ
    Современные имиджмейкеры вполне могут считать своим девизом утверждение А.П. Чехова «В человеке все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Именно такую цель должен преследовать со­
    здатель нужного, «заданного» имиджа, и именно таким имиджем он дол­
    жен обладать сам. Но если в работе над лицом и одеждой профессиональ­
    ный имиджмейкер может вполне опереться на достижения стилистов, визажистов, косметологов, модельеров, то в работе над душой и мыслью

    227
    опоры не столь очевидны и не так легко достижимы. Без самостоятельного и целенаправленного обучения достичь красоты мысли и слова невозмож­
    но. «Необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры, необ­
    ходимо изучить до тонкости все движения души, которыми природа наде­
    лила род человеческий, нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами, ко всему этому должны присоединиться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, и благовоспи­
    танность», – считал Цицерон, говоря о требованиях, предъявляемых к ора­
    торам (Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. С. 81.).
    По одному перечню необходимых знаний и навыков становится ясно, что очарование словом – это результат длительной, серьезной и основательной подготовки, что только «труд, работа, обучение и мудрость образуют ве­
    нец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на го­
    ловы тем, которые его любят» (Платон. Федр).
    Необходимость специально обучать овладению мастерством Звуча­
    щего Слова была осознана в античной Греции. В V в. до н.э. возникают первые риторические школы, разрабатываются оригинальные программы по ораторскому искусству, социальной ценностью становится Культ Сло­
    ва. Желание людей овладеть речевым искусством было так велико и так массово, что именно учителя риторики оказались самыми востребованны­
    ми и поэтому наиболее состоятельными людьми. Объяснение этого фено­
    менального успеха речевого образования следует искать в универсальном значении Речи и Слова в жизни людей. Речь – это не только средство пере­
    дачи информации и основа коммуникативного контакта. Речь – это всегда оценка человека, его основная и наиболее объективная характеристика. С помощью речевого воздействия можно управлять энергетическим ресур­
    сом человека, существенно корректировать его личностные параметры, изменять ценностные установки. Только речь способна скрывать визуаль­
    ное несовершенство, делая его незаметным и незначимым. И только речь способна наиболее ярко и отчетливо высветить внутреннее убожество, как бы искусно оно ни было завуалировано эффектным внешним фасадом.
    Система современного риторического образования, опираясь на до­
    стижения классической риторики, основную свою задачу видит в том, что­
    бы разработать предельно доступные и наиболее эффективные речевые технологии, способные сформировать у человека навыки хорошего и ре­
    зультативно звучащего слова. К их числу относятся:
    1. Технологии, формирующие культуру благозвучия
    2. Технологии, используемые при создании конкретного речевого произведения.
    3. Технологии, регулирующие речевое поведение в процессе об­
    щения.
    Аристотель отмечал, что из трех элементов речевого взаимодей­
    ствия: самого оратора, предмета речи и слушателя, главным в процессе

    228
    общения является именно слушатель, его реакция и оценка речевой ком­
    муникации. Современные исследования в области психологии риторики подтверждают это положение Аристотеля данными психологии восприя­
    тия. До 80% получаемой информации адресат речи воспринимает подсо­
    знательно. Чтобы сформировать нужный имидж, оратору особенно важны первые минуты коммуникативного контакта. В это время реакция адресата на речевую ситуацию и ее участников носит преимущественно эмоцио­
    нально­оценочный характер. Это значит, что в сферу действия такой оцен­
    ки в первую очередь попадает звуковое оформление передаваемой инфор­
    мации и невербальное поведение оратора. Поэтому «выиграть» на этом этапе речевого состязания оратор может, только освоив культуру благо­
    звучия и владея навыками эффектного «вхождения» в речь. Само сочета­
    ние «благо и звучание» отражает тот эффект, который должен возникнуть при звуковом оформлении речи. С точки зрения слушателя – это комфорт­
    ное, располагающее, воспринимаемое с удовольствием и наслаждением, звучащее слово оратора. Такой эффект возникает при одновременном со­
    четании правильного речевого дыхания, свободного от мышечного напря­
    жения звучания голоса, равномерной работы голосовых резонаторов, пра­
    вильной и чёткой артикуляции звуков, соблюдении интонационно­
    мелодического рисунка произносимой речи. Технологии, целенаправленно формирующие культуру благозвучия, предоставлены в особом разделе ри­
    торики – технике речи.
    Звучный, гибкий, красивый голос – это, прежде всего правильная ор­
    ганизация речевого дыхания. Звуки речи образуются при выдохе, поэтому основное упражнение для тренировки речевого дыхания следующее: ко­
    роткий вдох, затем пауза для укрепления брюшного пресса и длительный выдох через рот в соотношении времени вдоха и выдоха 1:15–20.
    Начинать работу над голосом нужно с того, чтобы создать условия для свободного звучания. Для этого необходимо снять мышечное напря­
    жение в области гортани, где расположены голосовые связки. Произнесите звук «М» с закрытым ртом и тихо стоните на выдохе. Укрепив звук «М», постепенно присоединяйте к нему гласные звуки У­О­А­Э­Ы­И: Мммммм­
    У­мммм­О­мммм­А­мммм­Э­мммм­Ы­мммм­И­мммм.
    Дополните это упражнение другими, обращаясь к литературе по технике речи.
    Чёткое произношение звуков зависит от степени тренированности наиболее активных речевых органов – губ и языка. Поэтому отработка дикции, соответствующей фонетической норме русского языка, должна начинаться с артикуляционной гимнастики и дикционного тренинга. Наря­
    ду со специальными упражнениями для повседневной тренировки речево­
    го аппарата можно использовать сочетание «улыбки и поцелуя», адресо­
    ванных себе лично. Включение этого приятного упражнения в комплекс утренней разминки обеспечит хорошее настроение в начале рабочего дня.

    229
    Особая роль в создании благозвучия принадлежит интонации. Со­
    временные исследователи отмечают, что более 38% передаваемой в устном общении информации обеспечивает интонационная окраска речи. Интона­
    ция передаёт эмоциональное распределение голосовых и речевых средств в коммуникативном контакте, создавая особый мелодический рисунок зву­
    чащего слова. Если при прочтении написанного текста, выбор необходи­
    мой интонации в первую очередь подсказывают знаки препинания, то при устном общении интонационно­мелодический рисунок речи зависит от эмоционально­психического состояния говорящего и его отношения к предмету речи. Если оратор находится в состоянии эмоционального напряжения (возбуждение, излишнее волнение, страх, депрессия, уста­
    лость), то по закону эмоционального «заражения» у его слушателей воз­
    никнут аналогичные, но нежелательные для них ощущения. Чтобы избе­
    жать таких последствий, современная риторика рекомендует оратору перед началом публичного выступления проводить психофизиологическую са­
    моподготовку. Опережая возможное мышечное напряжение, полезно сде­
    лать следующее упражнение: поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и максимально напрягите все мышцы своего тела. Сожмутся ку­
    лаки, ноги задрожат от напряжения, шея одеревенеет. В таком неприятном состоянии следует пробыть 4–5 сек., после чего мысленно скомандуйте се­
    бе «сброс» и моментально сбросьте с мышц всё напряжение. Проделайте это несколько раз, пока не почувствуете приятное ощущение расслаблен­
    ной мускулатуры.
    После этого постарайтесь мысленно проанализировать предстоящую речевую ситуацию. Сознательно сосредоточьтесь на излагаемой проблеме, теме, вопросе как на главной цели и задаче своего выступления, т.е. пере­
    ключите внимание со своего состояния на тему предстоящего общения.
    Специальными упражнениями для выработки навыков выразитель­
    ного интонирования являются следующие тексты:
    Льюис Кэрролл. Бармаглот.
    Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкали зелюки, как мюмзики в мове. И бойся Бармаглота, сын! Он так свиреп и дик, а в глуще рымит исполин – злопастный Брандашмыг! Но взял он меч, и взял он щит, высоких полон дум. В глущобу путь его лежит, под дерево Тум­
    тум. Он встал под дерево, и вдруг граахнул гром – летит ужасный
    Бармаглот и пылкает огнём! Раз­два, раз­два! Горит трава! Взы­взы – стрижает меч. Ува! Ува! И голова барабардает с плеч. О, светозарный мальчик мой! Ты победил в 6ою! О, храброславленный герой, хвалу тебе пою! Варкалосъ. Хливкие шорьки пырялись по наве. И хрюкали зелюки, как мамзюки в мове.
    Л. Петрушевская. Пуськи бятые.

    230
    Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит: Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И при­
    дудонились. И Калуша волит: Оее, оее! Бутявка­то – некузявая! Калушата бутявку вычурили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки. А Калуша волит: бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо­
    зюмо некузявые. От бутявок дудунятся. А бутявка волит за напушкой: Ка­
    лушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!!
    ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
    Современная риторика так же, как и классическая, выделяет в рече­
    вом поведении оратора две фазы. Первая фаза – подготовка речи. Вторая фаза – произнесение речи «эффективно и с обаянием».
    Различные задачи, которые решает оратор, создавая речь и произно­
    ся её перед слушателями, обусловили и различие форм его речевого пове­
    дения на этих этапах. Если на этапе непосредственного выступления перед публикой оратор должен быть гибким, артистичным, умеющим импрови­
    зировать, то на стадии понятийной разработки темы речи его поведение должно подчиняться всеобщим законам формальной логики. Именно по­
    этому классическая риторика разработала готовую программу, позволяю­
    щую создавать надёжную основу для любой речи. В основе этой програм­
    мы – система универсальных способов логического размышления на ту или иную тему. Отсюда известное правило: научиться говорить эффектив­
    но и эффектно можно, только научившись хорошо думать. Освоение про­
    граммы мыслительной разработки темы речи (древние называли её Топи­
    кой) в античной риторике рассматривалось как первый и важный шаг на пути к риторической образованности. Современная риторика также широ­
    ко использует технику создания речи на основе готовых словесных моде­
    лей. Такие модели представляют собой результат логического «размноже­
    ния» любой заданной темы на её смысловые элементы. Чтобы создать хорошую основу речи, достаточно девяти способов «размножения» темы.
    Это подведение темы (идеи) под общее, родовое понятие (род) при одно­
    временном выделении видовых особенностей (вид). Затем на этой основе даётся определение идеи, отмечается её связь и единство с другими (це­
    лое). Далее выделяются её характерные особенности через название свойств, элементов структуры (часть), приводятся сравнения с другими яв­
    лениями, называются возможные места её нахождения (обстоятельства), в качестве подтверждения приводятся примеры или причинно­следственные связи, используется название темы.
    Следующий шаг на пути к хорошему речевому произведению – ло­
    гическая и структурная упорядоченность избранного содержания. В зави­
    симости от задач коммуникативного контакта: описание, рассказ, убежде­
    ние – развитие темы может осуществляться либо по одному из названных

    231
    речевых сценариев, либо совмещая приёмы каждого из них. Поэтому пра­
    вила описания, повествования, рассуждения и технологии их создания обя­
    зательно включаются в систему современного риторического образования.
    Так, например, чтобы создать хорошее описание чего­либо (кого­либо), необходимо соблюдать следующие принципы:
    1. Интересно «подать» предмет слушателям, т.е. речевыми сред­
    ствами выполнить операторскую или режиссёрскую работу.
    2. Правильно выбрать главную, характерную черту или свойство, определяющее сущность предмета.
    3. Подобрать точное сравнение, на основе которого можно было бы создать запоминающийся образ предмета.
    Нетрудно заметить, что эти принципы не только точно называют нужные для хорошего описания способы «размножения» идей, но и под­
    сказывают возможную последовательность их применения в речевом про­
    изведении. Например:
    Однажды, прогуливаясь по набережной, я обратил внимание на уди­
    вительную клумбу. Цветы на ней были посажены так, что в центре оказал­
    ся один, вполне распустившийся красный цветок, с заметными шипами на стебле. Конечно, это была роза. Однако ее намеренное возвышение над другими цветами клумбы и даже какая­то изоляция от всех остальных рас­
    тений делали розу такой величественной и яркой, каким бывает только солнце в самый ясный день лета.
    Свои принципы и правила создания имеет риторика повествования или рассказа. Прежде всего, следует постоянно помнить: кому и с какой целью адресуется речевое произведение. Интерес у слушателей должен развиваться постепенно, достигая основного накала к кульминации и раз­
    вязке в заключении.
    Большое значение в риторической подготовке отводится навыкам убеждающего слова.
    В зависимости от настроения аудитории такое слово должно звучать по­разному, поэтому оратору необходимо освоить тактику гибкого речево­
    го поведения. Если аудитория не расположена к оратору, или она не под­
    готовлена к восприятию темы, или сам оратор плохо представляет себе своих слушателей, то более правильно будет строить рассуждения от дока­
    зательств к основному тезису. Такой способ получил название «сократиче­
    ского» в отличие от «аристотелевского», в основе рассуждений которого находится тезис, доказываемый различными аргументами. Века последу­
    ющей риторической практики свидетельствуют о мудрости Сократа, утверждавшего, что категорически высказанный в начале речи тезис спо­
    собна «выдержать» только очень хорошо и заранее подготовленная к нему аудитория. В любых других случаях лучше подводить её к нужному выво­
    ду постепенно, предложив сначала убедительные доказательства, которые заставят аудиторию прежде всего прислушаться к самому оратору, и толь­

    232
    ко потом, через доверие к нему, согласиться с тезисом, который он защи­
    щает.
    Возможную реакцию аудитории на будущее выступление позволяет предусмотреть заранее составленный «социальный портрет слушателя».
    Такой условный портрет можно получить, выяснив следующее:
    1. Социальный состав аудитории (если она неоднородна, то вы­
    делить наиболее многочисленные группы).
    2. Роль собеседника по отношению к говорящему (руководитель, подчинённый, родитель, друг).
    3. Количественный состав аудитории (2–4 человека, 12–15 чело­
    век, 40–50 человек).
    4. Приблизительный возраст слушателей.
    5. Круг особых интересов адресата и набор «запретных тем» (т.е. тем, обсуждение которых в данной аудитории нежелательно).
    6. Желательно определить такие особенности слушателей, как характер образования и воспитания, вкусы, пристрастия, потребности).

    7. Почему и зачем собрались эти слушатели?
    8. Как предлагаемое сообщение связано с их интересами и по­

    требностями?
    9. Чего они вероятнее всего ждут от общения с оратором?

    10. Где, когда и как могут они использовать полученные сведения?
    Заранее продуманный «социальный портрет аудитории» позволяет решить очень важные задачи. Современные исследования показывают, что степень адекватного понимания речи тем выше, чем ближе её содержание интересам и потребностям слушающих эту речь людей. Поэтому даже предварительная оценка и приблизительное представление об аудитории позволяет отобрать для выступления или беседы именно те факты, приме­
    ры и доказательства, которые будут хорошо знакомы, интересны, доступ­
    ны или жизненно важны в данной аудитории. Кроме этого, «социальный портрет аудитории» позволяет правильно определить «информационный запас» адресата речи. Как известно, любое общение будет продуктивным только тогда, когда у собеседников есть общая интеллектуальная база, позволяющая им понимать друг друга. Поэтому доходчивость темы зави­
    сит не только от близости темы интересам адресата, но и от правильного дозирования сообщаемой информации. Новая информация и терминология должны вводиться постепенно, с учётом уже имеющихся у адресата зна­
    ний. Такой приблизительный уровень слушателей оратор должен пред­
    ставлять себе уже на стадии понятийной разработки темы, «закладывая» в содержание речи общий с адресатом информационный фундамент. Поэто­
    му при создании текста важен тщательный отбор слов и их сочетаний, фраз и предложений, выбор ритма будущего речевого звучания, тропов и фигур речи, специальных риторических приёмов, т.е. тех «цветов красно­
    речия», которые должны не только объяснять, доказывать, описывать или

    233
    рассказывать, но и восхищать слушателей, будить их чувства, вызывать эс­
    тетическое наслаждение от услышанной речи.
    Однако, используя образные речевые картины с целью получить эмоциональный отклик в аудитории, важно соблюдать чувство меры. Су­
    ществует сравнение «цветов красноречия» с красными чернилами или кур­
    сивом в рукописи. Если весь текст написан красными чернилами или кур­
    сивом, он также теряет выразительность, как и вовсе её лишённый. Отсюда правило – яркость, образность речи должна сочетаться с её естественно­
    стью. Украшать речь следует незаметно, делая вид, что говоришь не ис­
    кусственно, а естественно, потому что естественное способно убеждать, а искусственное, напротив, вызывает недоверие к оратору, настраивает про­
    тив него (Аристотель. Риторика: Кн. 2). Современные исследования разго­
    ворной речи полностью подтвердили выводы теоретика классической ри­
    торики. Имитация разговорной речи в условиях публичного выступления вызывает у слушателей иллюзию естественного, непринуждённого обще­
    ния, «равенства» с оратором, спонтанности, незапланированности его вы­
    ступления, несмотря на тщательную домашнюю подготовку. Слушателям кажется, что удачные сравнения, яркие образы, блестящие мысли – всё это рождается у них на глазах, и они ощущают себя почти в той же мере твор­
    цами речи, что и оратор. Поэтому в настоящее время самым эффективным стилем публичной речи и любого другого общения признан именно есте­
    ственный, разговорный стиль речи.
    ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
    Основная задача, которую решает оратор в непосредственном про­
    цессе общения – адекватно передать слушателям свои идеи, чувства, эмо­
    ции, составляющие содержание его речевого произведения. В значитель­
    ной степени успешное решение этой задачи зависит от знания автором­
    оратором основных законов психологии восприятия звучащего слова. Так, в многовековой риторической практике установлено, что трудно удержи­
    вать внимание слушателей дольше, чем три четверти часа даже при ис­
    пользовании специальных риторических средств. Не случаен в этой связи
    45­минутный период «академического» часа. К специфике восприятия зву­
    чащей речи относится и тот факт, что естественный период, в течение ко­
    торого человек может слушать не отвлекаясь, – это 5–10 минут, после ко­
    торых необходимо специально стимулировать внимание. Естественная пульсация внимания слушателей (5–10 минут оно включено, затем «мик­
    росон») требует квантовой структуры публичного выступления, при кото­
    рой тезисный квант будет чередоваться с «микросном». Очень важна во время речи передышка: заполненная «несерьёзным» содержанием (шуткой, примером, анекдотом), она помогает воспринимать смысловые центры ре­
    чи как узловые, центральные моменты, что хорошо запоминается слушате­
    лями.

    234
    Современная риторика, опираясь на классические традиции, выделя­
    ет в процессе речевого общения следующие этапы: вступление в общение, основное время общения, выход из общения.
    Начало общения не случайно все исследователи считают самым от­
    ветственным моментом в процессе речевой коммуникации. Именно здесь в течение 3–5 минут решается «речевая судьба» говорящего: удалось ли ему расположить к себе слушателей, увлечь их темой предстоящего разговора, заинтересовать собой как неординарной личностью. Таковы конкретные цели введения в речь. В результате риторически грамотного поведения оратора в начале его общения с аудиторией должен сформироваться такой речевой имидж, который, с одной стороны, отвечал бы поставленным во введении целям (располагающий к себе, знающий, интересный), а с другой
    – полностью соответствовал бы общему личностному имиджу говорящего, т.е. гармонировал бы с его визуально воспринимаемым обликом, его пси­
    хологическими и интеллектуальными особенностями. Иными словами, чтобы созданный имидж был бы одновременно привлекательным для аудитории и естественным для оратора. Современная риторика выработала ряд конкретных рекомендаций, следование которым позволяет «входить» в любую аудиторию уверенно, спокойно, демонстрируя доброжелательность по отношению к слушателям, всем своим видом убеждая их в том, что ему как оратору есть что сказать и он знает, как это сделать именно в этой аудитории. Прежде всего, «дайте на себя посмотреть». Для этого: встаньте так, чтобы вас было удобно видеть слушателям, а вы сами без особых уси­
    лий могли бы «встретиться» взглядом с каждым (по возможности) из при­
    сутствующих в аудитории. Такая тактика позволяет создать у слушателей впечатление, что говорить будут именно с ним и для него. Приём вовлече­
    ния в визуальное сотрудничество важен в начале выступления ещё и пото­
    му, что для аудитории это сигнал к управлению своим вниманием, к сосре­
    доточенности на речевом контакте с оратором. Для выступающего же – это дополнительная возможность подкорректировать социальный портрет аудитории, который был создан на этапе подготовки речи. Но чтобы у аудитории не возникло ощущения, что её специально изучают или крити­
    чески оценивают, опытный оратор обязательно скроет своё «исследова­
    ние» слушателей за приветливой улыбкой, дружеской репликой, доброже­
    лательным приветствием. Словом, любое начало должно представлять собой дружескую увертюру, тогда даже враждебно настроенная аудитория не устоит.
    Объём введения не должен быть большим – не более 1/8 всей речи.
    Поэтому всё, что говорится во введении, должно быть прямо связано с те­
    мой речи.
    Очень важно сформулировать тему выступления так, чтобы у слуша­
    телей возникло ожидание чего­то важного и интересного именно для них.

    235
    Психологи утверждают, что ничто так не способно заинтересовать челове­
    ка и держать его в напряжённом ожидании, как ожидание интересной для него информации.
    Поведение оратора в основной части общения должно учитывать следующие особенности восприятия слушателями устного слова. Основная часть выступления не должна включать более пяти основных положений.
    Такая рекомендация связана с особым механизмом запоминания: память человека может одновременно удерживать не более 7+2 единиц хранения.
    Ещё одна особенность восприятия связана с различной степенью ак­
    тивности оратора и его слушателей. Вынужденная неподвижность (сидят и слушают), «запрет» на общение с сидящими рядом (слушают молча) неиз­
    бежно вызывают у слушателей торможение нервной деятельности и значи­
    тельно более быстрое, чем у оратора, наступление усталости. Поэтому время от времени аудиторию следует выводить из состояния заторможен­
    ности, используя голосовую подачу «разрядочной информации»: речевой энтузиазм, оптимистическое настроение должны обязательно присутство­
    вать в интонационно­мелодическом рисунке речи. Поддерживать и направлять внимание слушателей помогает правильно выбранный темп речи. Существуют примерные параметры скорости публичного выступле­
    ния, основанные на психологии восприятия. Для оратора это приблизи­
    тельно 100–120 слов в минуту. Это та скорость, при которой слушатели вполне успевают следить за ходом мыслей выступающего перед ними че­
    ловека. Слишком быстрая речь и речь замедленная одинаково нежелатель­
    ны, так как при излишне торопливой речи слушатели «отстают» и теряют речесмысловую ориентацию. При излишне медленной речи слушатели начинают невольно «опережать» оратора и успевают переключить своё внимание на что­нибудь другое, вообще уходя с общей речевой дистанции.
    Кроме темпа речи чувству продвижения и ориентации в речевом общении помогает и так называемый эффект границы. Этот эффект построен на та­
    кой психологической закономерности, как «зависимость запоминания от эффектности воспринимаемой речи». Если кванты речи в речевом поведе­
    нии оратора эффектно отделены границами (перемена позы, жест, пауза, изменение громкости голоса, его высоты, интонационное разнообразие), то в памяти слушателей они сохраняются дольше и основательнее. В то же время следует учитывать, что, желая подчеркнуть важность того или иного тезиса или выделить интонационно смысловой центр речи, оратор неволь­
    но может усилить категоричность своего утверждения. Категоричность же, как показывают исследования, воспринимается слушателями как «наруше­
    ние их личностного суверенитета». Возникающая при этом у них защитная реакция снижает эффективность речевого воздействия и подсознательно ухудшает оценку самого оратора. Для снятия излишней категоричности в русском языке существуют специальные смягчающие средства: вводные слова (возможно, вероятно, видимо), вопросы в форме утверждения «Не

    236
    кажется ли вам, что...?», комплиментарные слова и обращения (дорогие друзья, уважаемые коллеги). Особенность воздействия этих средств в том, что они не фиксируются сознанием слушателей в момент их произноше­
    ния, но через подсознание выполняют очень важную роль, формируя пози­
    тивное отношение к оратору.
    Заключительный этап в процессе общения не менее важен, чем начальный. Поведение оратора на этом отрезке речевого пути должно быть ориентировано на эмоциональную память его слушателей. Именно в этой памяти останется впечатление от увиденного и услышанного в речевом общении. Поэтому на завершающем этапе необходимо эмоционально­
    выразительное и образное повторение ключевых моментов речи. В каче­
    стве основных средств можно использовать: метафору, афоризм, поэтиче­
    скую цитату. Заключение должно создавать у слушателей впечатление, что многое и интересное осталось ещё недосказанным. Только в этом случае будет сохранён интерес к теме речи после её окончания. Завершающие слова важно произнести «на подъёме», с оптимизмом, создавая такое же состояние и у слушателей.
    Практикум
    1. Составьте смысловые схемы для речей с центральными поняти­
    ями: мечта, пейзаж, студент, богатство. Для каждой речи подберите назва­
    ние темы.
    2. На основании следующих ключевых слов «лес, зима, звери» придумать: а). описание «Звери в зимнем лесу»; б). повествование «Рассказ о жизни зверей в зимнем лесу»; в). рассуждение «Почему жизнь зверей в зимнем лесу отлича­
    ется от жизни зверей в лесу летом, в зоопарке, в заповеднике».
    3. Используя риторические рекомендации для построения по­
    вествовательной речи, расскажите о каком­либо историческом событии.
    4. Придумайте и расскажите сказку, соблюдая все необходимые требования риторически грамотного поведения.
    Вопросы для самопроверки
    1. Почему достичь речевого мастерства невозможно без обуче­

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   35


    написать администратору сайта