Главная страница
Навигация по странице:

  • 245 3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость 4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или мало­знакомым человеком

  • 1. Конфликтогенность и конфликтность, есть ли различия в этих понятиях

  • 1. Часто ли вам приходится бывать на публике 2. С чем это связано 3. Нравится ли вам бывать на публике Почему

  • 6. Всегда ли вам удаётся выглядеть так, как нужно

  • 15. Слышали ли вы когда­нибудь свою аудиозапись Нравится ли вам, как звучит ваш голос 16. Что бы вы хотели изменить, чтобы усилить эффективность ва­шего имиджа

  • Для чего Что Кому Когда Где 1. Для чего С какой целью ваш клиент хочет изменить имидж Для чего ему это нужно

  • Ответы на эти вопросы в сумме решают главный вопрос – КАК спроектировать нужный имидж

  • Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе
    Дата01.02.2023
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаuch_posob.pdf
    ТипУчебное пособие
    #915098
    страница21 из 35
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   35
    1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда её тема (а то и собеседник) неинтересны вам?
    2. Раздражают ли вас манеры вашего собеседника?


    245 3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
    4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или мало­

    знакомым человеком?
    5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
    6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете со­

    всем о другом?
    7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
    8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся не­

    приятной для вас темы?
    9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются не­

    правильно произнесённые слова, названия, вульгаризмы?
    10. Бывает ли у вас снисходительный, менторский тон, с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику?
    Подсчитайте сумму баллов. Если в итоге вы набрали больше 62 бал­
    лов, то вы слушатель «выше среднего уровня». Если 55–62 балла – средний уровень. Иными словами – чем больше у вас баллов, тем в большей степе­
    ни у вас развито имение слушать.
    Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер)
    Инструкция: Внимательно прочтите десять предложений, описыва­
    ющих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».
    1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
    2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
    3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
    4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что­то более глубоко, чем это есть на самом деле.
    5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
    6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по­разному.
    7. Я могу отстаивать только то, в чём я искренне убежден.
    8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
    9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
    10. Я не всегда такой, каким кажусь.

    246
    Обработка результатов: по одному баллу начисляется за ответ «Н» на
    1­й, 5­й и 7­й вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы искренне отвечали на вопросы, то о вас, по­видимому, можно сказать следующее:
    0–3 балла – у вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведе­
    ние устойчиво и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от си­
    туаций. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.
    4–6 баллов – у вас средний коммуникативный контроль, вы искрен­
    ни, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях.
    7–10 баллов – у вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко вводите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы произ­
    водите на окружающих.
    Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдер, посто­
    янно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют вы­
    ражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность са­
    мовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент».
    Люди с низким коммуникативным контролем более непосредствен­
    ны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменени­
    ям в различных ситуациях.
    Таким образом, ориентироваться в конфликтологии весьма полезно тем, кто занимается имиджелогией как в практическом, так и в теоретиче­
    ском плане. Не может быть полноценного конфликтолога, не владеющего технологиями построения привлекательного имиджа людей или социаль­
    ных структур. Тот факт, что имиджелогия и конфликтология – технологи­
    ческие варианты использования разнообразных антропологических и гу­
    манитарных данных, свидетельствует о перспективе их взаимовлияния и развития.
    Вопросы для самопроверки

    1. Конфликтогенность и конфликтность, есть ли различия в этих понятиях?
    2. Назовите эффективные способы упреждения конфликтов.
    3. Какие факторы в поведении людей создают конфликтные си­

    туации?
    4. Как вы относитесь к синоптической конфликтологической карте В.М. Шепеля?
    Рекомендуемая литература

    247
    Баныкина С. Конфликтологическая компетентность педагога. Астра­
    хань, 1997.
    Беркли­Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997.
    Танеев А., Тронова Л. Конфликтология: практикум. Казань, 1996.
    Данакин Н., Дятченко Л., Сперанский В. Конфликты и технология их предупреждения. Белгород, 1995.
    Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера (раздел «Управленческая конфликтология»).
    М., 2000.
    2.14. ПОСТРОЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТОМ
    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ С КЛИЕНТОМ
    Одно из золотых правил международного маркетинга звучит так:
    «Клиент – король». Вот почему, приступая к работе над его имиджем, сле­
    дует помнить о необходимости вуалировать (блокировать) поведенческие характеристики, которые выдают негативные стороны клиента, и презен­
    товать наиболее сильные стороны, помогающие формировать позитивное впечатление о нём.
    Целенаправленное и продуманное создание образа приводит к поло­
    жительному результату, потому что имидж «работает» на клиента, выпол­
    няя определённые функции.
    Прежде чем приступить к проектированию имиджа клиента, необхо­
    димо установить с ним контакт, атмосферу доверия.
    По мнению специалистов по технике переговоров, профессионал может добиться максимального успеха в следующих случаях: w Если будет владеть приёмами ведения переговоров. w Если будет уметь «настраиваться» на клиента и создавать жи­
    вой контакт в общении с ним. w Если будет понимать самого себя и обладать уверенным сти­
    лем поведения. w Если будет хорошо знать то, что предлагает.
    СТАДИИ РАБОТЫ НАД ИМИДЖЕМ КЛИЕНТА
    Для консалтинговых услуг характерны несколько универсальных этапов. В процессе консультирования выделяют 5 стадий:
    1. Установление контакта с клиентом.
    2. Выяснение проблемы клиента (сбор информации о клиенте).
    3. Работа с сомнениями клиента.
    4. Согласование (выработка правил работы).
    5. Изменения (переход на другой уровень).
    Сбор информации о клиенте. Техника наблюдения.
    Этот этап состоит из ряда подэтапов.
    Консультирование как общение

    248
    О коммуникации имеет смысл говорить только тогда, когда один че­
    ловек оказывает влияние на поведение другого, даже если они не говорят друг с другом. Суть этого наиболее убедительно продемонстрировал в сво­
    ей работе «Прагматические аксиомы» Пауль Ватцлавик.
    Аксиома I: нельзя не осуществлять коммуникацию.
    Аксиома II: каждая коммуникация имеет содержательный аспект и аспект отношений, причём последний определяет первый.
    Иными словами, всякая коммуникация происходит одновременно на двух уровнях: w на уровне содержания; w на уровне отношений; при этом уровень отношений определяет содержательный уровень.
    Имиджмейкер должен помнить об основных каналах коммуникации – вер­
    бальном и невербальном – и работать над техникой наблюдения за клиен­
    том. Обращать внимание следует на такие составляющие невербального общения, как: w пространство; w мимика; w взгляд; w телодвижения.
    Пространство. Расстояние между двумя людьми, вступающими в общение (не обязательно словесное), принято называть дистанцией. Каж­
    дый человек ощущает пространство вокруг себя как своё собственное, неприкосновенное и стремится не допускать посторонних людей на
    «свою» территорию. Выделяют 4 типа расстояния для общения: интимное, личное, социальное и публичное. Профессионально работающий имидж­
    мейкер не стремится попасть в зону, предназначенную только для близких людей. Однако его усилия направлены к тому, чтобы переместить вещь в интимное пространство клиента. В этом случае вещь становится для кли­
    ента более близкой (например, предложение примерить одежду или юве­
    лирное украшение резко увеличивает вероятность приобретения вещи).
    Личное расстояние – от 45 до 120 см. Эта дистанция оптимальна, ес­
    ли с клиентом уже установлены достаточно близкие отношения. Социаль­
    ное расстояние определяется в пределах от 120 до 260 см. Оно оптимально для начала контакта. Публичная дистанция начинается с 260 см и предпо­
    лагает общение с группой людей (например, во время презентации товара в аудитории).
    Мимика. Мимика – это разнообразные состояния лица, визуально воспринимаемые, его многоликость. Из 20 тысяч мимических движений выделяют шесть, выражающих основные эмоции (радость, гнев, удивле­
    ние, отвращение, страх, грусть).
    Мимика зависит от возраста. В детстве и юности лица более по­
    движны, чем в зрелом возрасте.

    249
    Профессиональный имиджмейкер должен уметь придать своему ли­
    цу ту мимику, которая лучшим образом способствует деловому или ин­
    тимному общению, и уметь с помощью специальных упражнений помочь овладеть этой техникой своему клиенту.
    Взгляд. Это наиболее информативный компонент общего выражения лица. Человек не может менять размер зрачка произвольно, и даже опыт­
    ный клиент не сможет скрыть важную информацию о себе от наблюда­
    тельного имиджмейкера. Диаметр зрачка может увеличиваться в 4 раза по сравнению с обычным состоянием. Контакт глаз (взгляд «глаза в глаза») создаёт атмосферу взаимопонимания. Однако непрерывный визуальный контакт вызывает у собеседника дискомфорт. Оптимален для общения
    «имиджмейкер – клиент» визуальный контакт, где встреча «глаза в глаза» чередуется со взглядом на окружающие предметы. Время прямого визу­
    ального контакта – до трёх секунд. Если клиент тревожен, это время уменьшается. Считается оптимальным прямо встречаться взглядом с кли­
    ентом примерно 2/3 времени общения.
    Телодвижения. Закрытая поза. (Человек перекрещивает руки и ноги.)
    Эта поза выражает преграду между человеком и собеседником. Послание покупателю: «Я занят собой, я не хочу с вами контактировать».
    Открытая поза. (Корпус тела направлен в сторону собеседника, руки и ноги не перекрещены, ладони несколько развёрнуты к партнёру по об­
    щению.) Сообщение клиенту: «Я настроен на общение с вами». Интересно, что партнёры, ведущие переговоры в расстёгнутых пиджаках, достигают взаимного согласия быстрее, чем люди в наглухо застёгнутой одежде.
    Техника отзеркаливания. Отзеркаливание – одно из средств построе­
    ния контакта. Это повторение мимики, жестикуляции и интонации собе­
    седника. Происходит бессознательная трансляция сообщения: «Я думаю и чувствую так же, как и ты». Практика показывает, что при использовании отзеркаливания наряду со словесными техниками клиент в 1,5 раза быст­
    рее приходит к нужному решению. В этом случае имиджмейкеру удаётся быстрее наладить контакт с клиентом. Эта техника позволяет также «ве­
    сти» за собой. Один из её приёмов – присоединение к дыханию. Необхо­
    димо помнить, что нельзя копировать защитные позы и позы превосход­
    ства.
    Сбор информации о клиенте. Активное слушание. Активное слуша­
    ние понимается как активный процесс в том смысле, что слушающий де­
    лит с говорящим ответственность за общение. Слушание – активный про­
    цесс и потому, что оно требует определённых навыков. Чтобы быть успешным имиджмейкером, необходимо слушать и слышать на целостном уровне и понимать не только факты, но и через отношение к этим фактам ценности клиента.
    Уровни слушания

    250
    Ø Целостное слушание (понимание фактов, отношений и ценно­
    стей).
    Ø Слушание фактов и понимание отношений.
    Ø Слушание фактов (ориентация на применение).
    Ø Поверхностное слушание.
    Ø Скрытое игнорирование.
    Ø Демонстративное игнорирование.
    Сбор информации о клиенте. Техника вопросов. Смысл техники в том, что с помощью вопросов, задаваемых в определённой последователь­
    ности, и активного слушания человека, который отвечает на эти вопросы, можно получить представление о ценностях человека, что чрезвычайно важно для обнаружения мотивов обращения к специалисту по имиджу.
    Последовательность выглядит следующим образом:
     вопросы о фактах;
     вопросы об отношении к этим фактам;
     вопросы о ценностях.
     вопросы о фактах – это традиционные вопросы: что? когда? где? как часто? и т.п.
     вопросы об отношении к этим фактам начинаются со слов
    «Нравится ли вам...», «Как вы относитесь к...», «Что вы думае­
    те о ...» и т.п.
     вопросы о ценностях начинаются, как правило, с вопроситель­
    ного слова «почему?»
    Хотя техника называется техникой трёхуровневых вопросов, это од­
    новременно и техника активного слушания другого человека. Продвиже­
    ние на каждый новый уровень может произойти лишь тогда, когда имидж­
    мейкер «уловил» разрешение двигаться дальше. Иными словами, профессионал в этой технике предельно психологичен, не позволяет себе вторгаться в зону другого человека, если тот вербальным или невербаль­
    ным образом даёт понять о нежелательности такого вторжения. В реаль­
    ном диалоге вопросы первого уровня составляют 60%, вопросы второго –
    30%, третьего – 10%. Нередко уже по ответам на вопросы второго уровня можно получить представление о ценностях.
    ПРЕОДОЛЕНИЕ СОМНЕНИЙ КЛИЕНТА
    Имиджмейкер должен знать, что сомнения клиента – это естествен­
    ное состояние на пути к изменениям. Необходимо помнить правила работы с сомнениями клиента (даны по А.В. Барышевой):
    Правило 1: Выслушай сомнения.
    Правило 2: Отвечая на возражения клиента, не нервничай и не раз­
    дражайся.
    Правило 3: Выясни, в чём конкретно заключаются сомнения клиента.

    251
    Правило 4: Подведи клиента к тому, чтобы он сам нашел ответ на свой вопрос.
    Правило 5: Пользуйся приёмом «Согласись и опровергни».
    Правило 6: Не переходи к следующему аргументу, пока не получил согласие клиента с предыдущим доводом.
    Правило 7: Резюмируй итоги беседы с клиентом.
    Правило 8: Не расстраивайся, если клиент остался при своём мнении.
    Последнее правило базируется на психологической разнице между убеждением и готовностью к действию. Можно убедить клиента в пре­
    имуществах того или иного атрибута имиджа, но при этом не побудить его принять этот атрибут в свой арсенал. В этом случае остаётся шанс на по­
    вторный приход клиента через некоторое время.
    Анализ опыта формирования имиджа клиента
    Имиджмейкер должен определить, какие у клиента есть возможности для создания нового имиджа? Для этого необходимо провести ряд дей­
    ствий:
    Имиджмейкер может задать следующие вопросы своему клиенту:

    1. Часто ли вам приходится бывать на публике?
    2. С чем это связано?

    3. Нравится ли вам бывать на публике? Почему?
    4. Кто чаще всего является вашей аудиторией?
    5. Имеет ли для вас значение мнение о вас других людей? Поче­
    му?

    6. Всегда ли вам удаётся выглядеть так, как нужно?
    7. Что вы считаете своей самой сильной стороной в вашем ими­
    дже?
    8. В чём состоит главная слабость, которую вы хотели бы пре­

    одолеть?
    9. Знаете ли вы, какой стиль одежды вам более всего к лицу?

    10. Знаете ли вы, какой цвет вам к лицу?
    11. В тот день, когда вам предстоит важная встреча, вы одеваетесь иначе, чем обычно?
    12. Есть ли в вашем гардеробе специальный костюм/платье и до­

    полнения для деловых встреч?
    13. Соответствует ли качество вашей одежды и аксессуаров ваше­

    му положению и достигнутому успеху?
    14. Видели ли вы когда­нибудь свою видеозапись? Нравится ли вам, как вы выглядите со стороны? Почему?

    15. Слышали ли вы когда­нибудь свою аудиозапись? Нравится ли вам, как звучит ваш голос?
    16. Что бы вы хотели изменить, чтобы усилить эффективность ва­

    шего имиджа?

    252
    Это интервью с клиентом поможет специалисту по имиджу проана­
    лизировать предыдущий опыт формирования имиджа клиента.
    С чего начинать проектирование имиджа клиента
    Планирование – необходимая часть процесса проектирования ими­
    джа. Это бесспорное положение на практике зачастую не выполняется.
    Однако при всём творческом характере создания имиджа чаще всего успе­
    ха достигают имиджмейкеры, которые занимаются планированием нужно­
    го имиджа. План создания имиджа – это поиск ответов на пять вопросов:

    Для чего? Что? Кому? Когда? Где?
    1. Для чего? С какой целью ваш клиент хочет изменить имидж?

    Для чего ему это нужно?
    2. Что? Какой компонент имиджа вы собираетесь корректировать или выстраивать заново: визуальный, аудиальный, осязательный, обоня­

    тельный? А может быть, все сразу?
    3. Кому? Кто будет аудиторией вашего клиента?

    4. Когда? В какое время и как долго ваш клиент будет общаться со своей аудиторией?
    5. Где? В каком месте будет предъявляться новый имидж (дом, работа, ресторан, театр)?

    Ответы на эти вопросы в сумме решают главный вопрос – КАК спроектировать нужный имидж?
    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА
    Проектируя новый имидж, вы и ваш клиент должны решить: что именно вы хотите сообщить окружающим.
    Ответ на вопрос «Для чего?» – один из главных. Чаще всего цель формирования достойного имиджа – доброжелательно настроить к себе других людей. Важно правильно определить цель и поставить задачи, ра­
    ботающие на цель. Каждая задача должна быть конкретно сформулиро­
    ванной, реалистичной, измеримой, выполнимой в заданный промежуток времени.
    За словом «Что?» стоит сам имидж и его атрибуты. Продумайте, ка­
    кой имидж вы выберете для своего клиента. Не забывайте, что удачно вы­
    бранный имидж несёт до 80% успеха. Остерегайтесь перегрузки в деталях.
    Вам предстоит определить, в чём аудитория нуждается больше всего, что вызовет её интерес.
    «Кому?» Конечно, результат успешной презентации вашего клиента зависит от того, насколько точно ваш клиент сможет соответствовать ожи­
    даниям аудитории.
    Задайте своему клиенту несколько вопросов: w Что ценит эта аудитория (рабочий коллектив, семья, люби­

    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   35


    написать администратору сайта