Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе
Скачать 2.71 Mb.
|
1. Какова модная колористическая гамма? 203 2. Какие ткани и материалы будут использоваться для мужской и женской одежды? 3. Каковы основные тенденции моды в одежде для мужчин и женщин? Рекомендованная литература Сестры Сорины. Необходимый имидж или Как произвести нужное впечатление с помощью одежды. М., 1999. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. М., 2000. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь аксессуары. М., 1997. 2.10. ЭФФЕКТ ЖЕНСКИХ ФЛЮИДОВ. ТАИНСТВО ЧЕЛОВЕ- ЧЕСКОЙ НАТУРЫ «Иные женщины умеют так двигаться, поворачивать голову и пово дить глазами, что это сообщает им некую величавость, некий внешний, напускной блеск, который потому только и производит впечатление, что никто не пробовал заглянуть внутрь. У других величавость проста и есте ственна, ибо зависит она не от поступи и движений, а от свойств души и как бы свидетельствует о высоком происхождении этих женщин. Их оча рованию, сдержанному и непреходящему, сопутствуют тысячи достоинств, которые проглядывают сквозь покровы скромности и видны всякому, у ко го есть глаза». Эти слова принадлежат Жану де Лабрюйеру. О каких же «свойствах души» говорит Лабрюйер? Может быть, это духовная и интеллектуальная сила человека? Или способность избранных внушать к себе уважение, умело при этом, скрывая свои недостатки? А может быть, «свойства души» – это женская сила экстрасенсорного воз действия на окружающих? В любом случае это остается секретом для всех, кто когдалибо по падал под влияние обаятельной женщины и пытался найти этому хоть ка коенибудь объяснение. А тех, кто попрежнему остается озадаченным и пребывает в поиске, следует предупредить: даже обаятельным женщинам порой бывает сложно разгадать «секреты личной магии». Специалисты утверждают, что дело все в «флюидном излучении». Именно оно производит на окружающих необъяснимо волнующее био энергетическое воздействие. По словам П.А. Вяземского, «искусство нра виться есть тайна, даруемая лишь природой или похищаемая упорным усилием, в обоих случаях она достойна уважения и зависти». 204 Возможно ли постичь и освоить секреты этого мастерства тем, кого природа не наградила этим прелестным даром? Как пишет Софи Лорен: «...стать неотразимой женщиной вовсе не так уж и сложно... Все мы инте ресуемся новинками, которые помогают женщинам стать более привлека тельными. И они во многом способствуют успеху. Я же, однако, предлагаю иной подход, основанный на разуме. Он полезен женщинам всех возрастов вне зависимости от того, чем одарила их природа. Суть его – не в исправ лении лица или фигуры. В его основе – мыслительный процесс. Если вы научились думать так же эффективно, как работаете своей пуховкой, то станете настоящей красавицей». Александр Блок писал: «В моей душе лежит сокровище, и ключ по ручен только мне...» Кто знает, может быть, заглянув в свою душу, мы по лучим единственный шанс научиться излучать шарм, искушать, покорять, удивлять и побеждать? Попытаемся определить природу «флюидного излучения». До XVIII века ученыефизики с помощью флюида – гипотетической тончайшей жидкости – объясняли явления тепла, магнетизма и электриче ства. Под «флюидом» специалисты также понимают некий «психический ток», излучаемый человеком. Значит, людям дарована свыше способность излучать биотоки. Может быть, это только «психические токи»? Как же объясняет современная наука, к примеру экстрасенсорика (или информационная биофизика), подобные явления? В настоящее время теоретикоприкладные исследования, проведён ные как в России, так и за рубежом, позволили вплотную подойти к рас крытию закономерностей той материи и энергии, которые определяют психическую деятельность человека. У специалистов есть основания ду мать, что психическая деятельность как реальное проявление материи, энергии и информации может оказаться мощным орудием в руках умело владеющего ею человека. Альберт Эйнштейн считал, что самое прекрасное, что мы Можем пе реживать, – это таинственность. Тысячи лет назад мудрецы Древней Ин дии опытным путём пришли к заключению, что силы человека во всех сферах его деятельности могут быть бесконечно увеличены с помощью правильной системы тренировки: управления своим телом, умом, внима нием, волей, чувствами, желаниями. Поэтому наука о человеке в Древней Индии находилась на совершенно непостижимом для нас уровне. Вероят но, это можно объяснить тем, что существовавшие в то время философские школы были непосредственно связаны с эзотерическим учением, рассмат ривающим человека как микрокосм (т.е. проводника энергии Вселенной – макрокосма). По мнению эзотериков, человек наделён множеством скрытых сил, а в обычной жизни у человека эти силы спят. Но их можно пробудить и даже развить при помощи особого рода упражнений, специальной работы над 205 собой. Такой системой самовоспитания является йога. Одно из известных значений слова «йога» – «правильное действие». Следовать йоге, считают специалисты, – это подчинить контролю свои мысли, чувства, движения. Знакомство с идеями йоги позволяет человеку понять свои скрытые спо собности и потенциальные возможности, чтобы при необходимости ими воспользоваться. Йога долгое время сохранялась в тайне, и первые достоверные све дения о ней начали появляться только во второй половине XIX столетия. Но, по мнению учёных, европейцам не суждено достигнуть идеалов муд рости и духовной силы йогов Древней Индии. Современная наука накопила много достоверных свидетельств, что в наших взаимоотношениях с окружающей действительностью существуют такие взаимодействия, которые нельзя отнести к физическим. Речь идёт о так называемых парапсихологических феноменах. Парапсихология – это область исследований, изучающая в основном формы чувствительности, обеспечивающие способы приёма информации, не объяснимые деятельно стью органов чувств; а также формы воздействия живого существа на фи зические явления, происходящие вне организма, без посредства мышечных усилий (желанием, мысленным воздействием и т.п.). В европейской культуре парапсихология как направление система тических исследований и наблюдений возникла в 1882 году, когда в Лон доне было организовано «Общество для изучения психических явлений», существующее и поныне. В 1969 году Американская ассоциация содействия науке, объединя ющая различные научные общества, приняла в число своих членов и Аме риканскую парапсихологическую ассоциацию. Сегодня специалистами парапсихологами активно изучаются такие известные псиявления, как психокинез, психическая хирургия и лечение, телекинез, полтергейст, те лепатия и т.д. В России с 20х годов XX века также проводились подобные иссле дования в области телепатии и ясновидения. Причём в анализе проблемы передачи мыслей на расстоянии принимали участие такие известные есте ствоиспытатели того времени, как создатель ионной теории нервного воз буждения П.П. Лазарев и величайший исследователь мозга В.М. Бехтерев. Кстати В.М. Бехтерев, будучи великолепным неврологом и блестяще вла дея гипнозом, неоднократно убеждался в том, что между загипнотизиро ванным и гипнотизёром существует контакт, обусловленный не только ре чевыми взаимодействиями. По его мнению, непосредственный мысленный контакт между людьми на расстоянии – вещь вполне реальная. Как богато русское культурнофилософское наследие! Вспомним прекрасную догадку В.И. Вернадского о всеобщем информационном един стве живого или концепцию космической этики К.Э. Циолковского (в частности, его идею одушевлённости Вселенной). А насколько актуальны 206 и для наших дней мысли Л.Н. Гумилёва о совместимости и взаимосвязи микромира (человека) и макромира (Космоса). В русской науке зародилась и была экспериментально доказана гипотеза о влиянии факторов космиче ской энергетики на функционирование человеческого организма. Выдви нул её и доказал замечательный русский учёный, основатель гелиобиоло гии и космобиологии А.Л. Чижевский. В начале 30х годов А.Л. Чижевским продемонстрировал факт прямого влияния космической энер гетики на энергетику человека. Особенно отчётливо информационноэнергетический аспект про явился в исследованиях индивидуальных различий в психологической ак тивности человека, которые были начаты крупным советским психологом В.Д. Небылициным. Как показывают его исследования, психологическая активность человека обнаружила себя, в частности, в том, как тратит энер гию человек, осуществляющий психическую деятельность: избыточная по требность в этой деятельности требует от индивида и дополнительной тра ты энергии. Наука уже подтвердила правоту идеи о многообразии форм материи: открыты «виртуальные» частицы физического вакуума, резонансы, поле вые формы и т.д. Учёные в настоящее время признают, что есть виды (или формы) материи, зависящие от сознания человека, хотя это и материя осо бого рода – «психическая материя». Таким образом, можно сделать очень важный вывод: наши мысли – материальны. По мнению отечественных учёных, именно материя человеческой психики обеспечивает информационноэнергетическое взаимодействие че ловека и Космоса, но при этом она обнаруживает себя в фактах, относя щихся к области парапсихологии. Материальный субстрат психики являет ся производным элементом деятельности структур человеческого мозга и подвергается его сознательному и бессознательному контролю. Вместе с тем существует и другая материальная формация, которая пронизывает весь человеческий организм, обеспечивая его целостность. Эта психобиофизическая структура, имеющая прямое отношение к пси явлениям, – биополе. Учёные предполагают, что при всей своей сложности биополе как неотъемлемый компонент любого живого организма может быть не единственным, но зато достаточно верным путём в познании но вых возможностей человеческого организма Интерес к миру непознанного и таинственного сегодня необычайно велик, в том числе и к эзотерике – науке о скрытых возможностях челове ка. Но так ли эти знания надёжно скрыты и непостижимы? Так ли всё это сложно и невозможно, как кажется на первый взгляд? Наши мысли материальны, и это делает нас сильными, ибо мы мо жем распоряжаться этой силой по собственному усмотрению: обращать её против себя или в упоении магнетизировать окружающих, щедро демон стрируя своё всемогущество. 207 У каждой женщины свои способы самопрезентации. Единого рецеп та нет. И не надо вгонять себя в шаблоны, стандарты, стереотипы и т.п. Надо научиться «возделывать свой участок жизни», вырабатывать соб ственный жизненный стиль и личный жизненный почерк. Истинные красавицы не умирают. Их образы часто возвращаются из прошлого, и как прекрасны наши с ними встречи: Джоконда Леонардо да Винчи, Сикстинская мадонна Рафаэля, Н.Н. Пушкина А. Брюллова. Жен ские истории... Они заставляют размышлять о собственной жизни. Ведь различия между женщинами прошедших веков и века нынешнего не вели ки. Нас так же страстно любят, ненавидят, боготворят, покидают, предают и прощают. Кто же, как не мы, женщины, доподлинно знаем о том, какие усилия надо приложить, чтобы волновать обращённые к себе взоры? ПРИЁМЫ «ФЛЮИДНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ» Вопервых, это чудодейственная улыбка. Улыбка не только рождает ся чувством, но и порождает его. Конечно, улыбка улыбке рознь. Поэтому не будем ни для кого специально строить свои ослепительные «смайлы», поулыбаемся для себя, и только для себя. Помните: «Улыбайтесь, госпо да!»? Подлинная, изнутри светящаяся улыбка понастоящему действует не только на нас самих, но и на других. Итак, улыбайтесь, даже если вам не хочется. Улыбайтесь как можно чаще! Японцы придерживаются правила: «Перед домом надень на лицо улыбку». Улыбка для них – это маска, своеобразная защита. Защита от «сглаза», от предсказателей судьбы, от передачи или «выдачи» персони фицированной информации. Японцы очень деликатны, вежливы, они стремятся не показывать (а тем более не навязывать) другим свои мысли и чувства. Улыбка – это демонстрация. Благодаря ей вы открываетесь миру. Ещё пример. Американская улыбка демонстрирует успешность, благопо лучие, улыбка Будды – состояние блаженноотрешённого спокойствия. Какая же улыбка у русских? Достаточно скромная. Мы не любим улыбаться без надобности и в никуда. Русская улыбка всегда имеет адресат и причину, т.е. наши соотечественники улыбаются, как правило, если рады чемуто или комуто. Нам не свойственно идти по улице с милой, а тем бо лее чудодейственной улыбкой на лице. А ведь сила улыбки, действитель но, может быть необыкновенно преобразующей. Преобразующей не толь ко нашу жизнь, но и жизнеощущение окружающих нас людей. В 16 лет дочь грузинского князя Нина Чавчавадзе выходит замуж за полномочного министра в Персии А.С. Грибоедова. Всего год своей жизни Нина Александровна Грибоедова была женой – и тридцать лет вдовой. Узнав о смерти мужа, она тяжело заболела. Их сын прожил только час. Вернуться к жизни её заставила необходимость: Грибоедов оставался непогребенным. Просьбу мужа Н.А. Грибоедова выполнила, похоронив 208 его на Давидовой горе – Грибоедов очень любил это место. Она сама сде лала набросок, каким бы хотела видеть памятник мужу. На мраморе оста лись навечно её слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя? Незабвенному его Нина». Красивая, статная, знатная, обожаемая многими, она и слышать не хотела о новом замужестве. Среди поклонников Нины Александровны бы ли люди очень достойные, доказавшие свою преданность. «Вся жизнь Ни ны Александровны после смерти мужа была посвящена родным и друзьям. То был ангелхранитель всего семейства и существо, которому поклоня лось всё, что было на Кавказе...» – так писал о Грибоедовой один из совре менников. Люди не любят обременять себя зрелищем чужой печали, пусть даже потаённой: она смущает и угнетает. К Нине Александровне же люди тяну лись, её общества искали, и никто не замечал в ней ни малейшего желания оказаться в глазах других на особом счету. Вспоминали, что Нина Алек сандровна «всегда охотно делила и понимала весёлость других». «Очаровательная женщина», дни, проведённые с нею, – «прекрас нейшие» дни жизни», – писал своей матери о Грибоедовой в 1835 году Л.С. Пушкин, брат поэта. «Видел ли я чтонибудь подобное? – находим мы воспоминания другого современника Нины Александровны. – Нет, в мире не может существовать такого совершенства: красота, сердце, чувства, не изъяснимая доброта!» В чём же секрет этой женщины, её «пленяющей женственности»? И вот что находим: «Улыбка Нины Александровны всё так же хороша, как благословение? При свидании скажите ей, – просит генерал Л.Л. Альбрант приятеля из Тифлиса, – что и здесь, за дальними горами, я поклоняюсь ей, как магометанин солнцу восходящему». Воспламенять взглядом – это следующий приём «флюидного излу чения». В облике любого человека самое выразительное – глаза. В наших ин тересах «извлечь» из своих глаз всё по максимуму. Ведь именно они спо собны завораживать и держать наших «жертв» в напряжении, излучать ту волшебную силу и энергию, которая испепелит их воображение и обречёт нерадивых соперниц на провал. Благодаря круглым, маленьким, миндале видным, близко, глубоко и широко поставленным глазам можно стать су щим наказанием для тех, кто поспешил конкурировать с нами. Как же ещё можно воспользоваться этим даром природы? Вспомним маркизу Помпадур. Став официальной фавориткой Людо вика XV, она понимала: поселиться в Версале не означало властвовать в нём. Красота – не гарантия королевских милостей, тем более что король был избалован обилием прекрасных лиц. Да, у Жанны Антуанетты Пуас сон (пишут, что она была дочерью крестьянина) были густые белокурые 209 волосы, прекрасный слух, стройная фигура и поистине чудные глаза. Но всётаки это не то, на что стоило сделать ставку. Умная, наделённая художественным вкусом, она быстро нашла ту пружину, от завода которой стрелки дворцовых часов побежали быстрее. Маркиза Помпадур открыла ворота Версаля актёрам, драматургам, певцам, композиторам. Искренне любя литературу и живопись, она приглашала не только признанных мэтров, но и талантливых новичков. В спорах и инте ресных дискуссиях она всегда принимала горячее участие, потихоньку приучая к столь необычной компании и короля. Чего не знала знаменитая фаворитка Людовика XV, так это бездей ствия! По её замыслу основывается также военное училище. В Версале она устраивает типографию, где печатаются произведения Корнеля и Вольте ра. Мадам Помпадур стояла и у истоков создания знаменитого севрского фарфора. Наконец, маркиза создаёт настоящий театр – и сама играет в нём. Да, у неё были чудные глаза, но разве они могут сравниться с её искусством быть всегда разной, которым она владела в совершенстве и которое дало ей безраздельную власть над королём. Её хрупкий образ вмещал в себя множество женщин – женщин интересных, любопытных, влекущих. После одного спектакля Людовик крикнул ей: «Вы самая очаровательная женщи на Франции!» Игра губами – такова суть третьего приёма. Софью Ковалевскую называли принцессой науки. По иронии судьбы сложилось мнение, что единственный смысл её жизни составляли форму лы. Давно замечено, что талант – это не только дар небес, но и тяжкий крест. Люди, им наделённые, невероятно страдают, если не имеют воз можности его реализовать. Софья Васильевна с её гениальной одарённо стью была из их числа. Не сразу учёный мир признал Ковалевскую, но ко гда она с неимоверными трудностями вошла в него, в научных и светских салонах ей отдавали должное не только как математику, но и как женщине. В Стокгольме Софью Васильевну называли «Микеланджело разго вора». «Без малейшего желания учить или первенствовать она делалась всегда центром, вокруг которого собирались заинтересованные слушатели. Своей безыскусственною простотой и сердечностью она делала людей об щительными; умела их слушать...» – вспоминают её современники. А вот как пишет о Ковалевской один её светский знакомый: «Она смеётся, как ребёнок. На лице её происходит такая быстрая смена света и теней, она то краснеет, то бледнеет, я почти не встречал раньше ничего по добного... Она похожа при этом на кошечку». Немалые старания прилагала Софья Васильевна к тому, чтобы уси лить производимое ею впечатление. Ей нравилось поклонение, но сердце Ковалевской всерьёз никем не было занято. «Что же касается моей частной жизни, – писала Софья Васильевна, – то вы не можете себе представить, до 210 какой степени она вяла и неинтересна». Так складывалась жизнь этой та лантливой женщины, хотя многочисленные воспоминания современников доказывают, что судьба её наградила счастливой внешностью: Ковалевская в зрелые годы нравилась так же, как и в молодости. Не портила впечатле ние даже несколько крупноватая для миниатюрной фигуры голова. Лицо её было очень подвижно и мгновенно отражало настроение – неровное и из менчивое. Внешность Ковалевской, что характерно для впечатлительных, художественных натур, была продолжением ее внутренней сути. Эффектное интонирование – четвёртый приём «флюидного излуче ния». Звучание и модуляция голоса – важнейший инструмент обаятельной женщины. Многие психологи считают, что собственная речь, воспринима емая слухом, для самочувствия человека в общении значит примерно то же, что ощущения от ног для равновесия при ходьбе. Надо подружиться со своим голосом. Он должен стать уверенным, бодрым, ясным, твёрдым, сочным, с богатыми и гибкими интонациями. Конечно, добиться вырази тельности и артистичности вашего звучания нелегко. Площадь Мадлен в Париже – одна из самых красивых. В немалой степени этому способствует её главное украшение – церковь Святой Ма рии Магдалены. Дом под номером 11 по бульвару Мадлен до сих пор стоит на своём месте, и дотошные исследователи любовной летописи Парижа знают, что в 40х годах XIX столетия здесь жила и окончила свои дни зна менитая красавица, куртизанка и «принцесса наслаждений» Мари Дюплес си. Дама с камелиями... Она прожила лишь 23 года. Многое из её жизни мы знаем из извест ного романаисповеди Александра Дюмасына – «Дама с камелиями». В нём рассказана история любви и потери обожаемой женщины. Александр Дюма был самым бедным и ничем не знаменитым из длинной вереницы любовников Мари Дюплесси. Но он был другом «её одинокого сердца», человеком, уважающим её, – падшую женщину. Она называла его Аде. Вот как описывает Мари Дюплесси Дюмаотец: «Она была высокой, очень изящной брюнеткой с белорозовой кожей... Вся она напоминала статуэтку из саксонского фарфора». Удивительно грациозная, с ангельским личиком и ласкающе томными миндалевидными глазами, Мари жила «особой жизнью». К её имени по странной случайности не прилипали сплетни и слухи, она не была виновницей разорений и дуэлей. Современ ников (среди которых было предостаточно строгих моралистов!) удивляло то, что в свете говорили только о её красоте, победах, хорошем вкусе. Почему же эта женщина, даже при своём постыдном публичном за нятии, сумела сохранить достоинство? Изумительный такт? Врожденное чувство вкуса? Может быть, хотя она и родилась в нормандской деревуш ке, в семье, влачившей жалкое существование изза отцапьяницы. Ответ 211 прост: она была прелестна. В ней не было ничего вульгарного, вызываю щего, ничего лишнего, что обычно выдавало дам полусвета. Вот как пишет о Мари известный журналист Жюль Жанен: «Её рука в перчатке была похожа на картинку, её носовой платок был искусно об шит королевскими кружевами; в ушах у неё были две жемчужины, кото рым могла позавидовать любая королева. Она так носила все эти вещи, как будто родилась в шелку и бархате...» И главное: «Её манеры гармонирова ли с разговором, мысль – с улыбкой, туалет – с внешностью, и трудно бы ло бы отыскать на самых верхах общества личность, так гармонировавшую со своими украшениями, костюмами и речами». Франц Лист, музыкальный гений и баловень женщин, считал Мари Дюплесси «уникальной в своём роде». Это притом, что он не был поклон ником женщин, сбившихся с пути. Когда они познакомились, великий ма эстро, пораженный царственной, благородной красотой Мари, был немало удивлен умом и тонким пониманием вещей, о которых она говорила. Лич но знавший многих европейских эрудитов, философов, поэтов, диплома тов, Лист явно не ожидал встретить в маленьком третьесортном театре женщину, которую он слушал «с восхищённым вниманием». И больше всего Лист наслаждался «плавным течением полной мыслей беседы, мане рой её разговора – одновременно высокопарной, выразительной и мечта тельной». Элегантность манер – пятый прием. Французский писатель и поэт Жан Кокто однажды сказал: «Элегант ность – это искусство не вызывать удивления». Трудно с ним не согласить |