Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Из чего складывается биоэнергетический потенциал личности 2. Какие женщины и мужчины известны своей мощной флюид­ностью

  • Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе
    Дата01.02.2023
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаuch_posob.pdf
    ТипУчебное пособие
    #915098
    страница18 из 35
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   35
    ся, не правда ли?
    Правильные манеры – это дар небес, благодаря которым люди себя чувствуют в обществе непринуждённо, легко, свободно. Иногда кажется, что времена хороших манер канули в Лету. Недаром один известный теат­
    ровед, рассматривая старинные фотографии актрис с длинным «шлейфом» умопомрачительных любовных историй, как­то заметил: «Чёрт их знает!
    Закутаны по уши. А с ног так и валят!»
    Слава выдающейся балерины русской сцены Матильды Кшесинской легендарна. Она не знала антрактов: фея на сцене, она и в жизни выглядела принцессой. Помимо тонкого вкуса и роскоши нарядов, у неё вовремя, безотказно и в строгих пропорциях было наготове не менее важное для успешной женской карьеры: улыбка, слезы, мягкий влекущий взгляд. Вме­
    сте с тем Кшесинская умела быть любимой женщиной.
    Первая её любовь – наследник Российского престола, царевич Нико­
    лай. Но их любовь была обречена – в 1894 году они расстались. Кшесин­
    ская рассталась с Романовым, но не с этой царственной фамилией.
    Великий князь Сергей Михайлович 25 лет боготворил эту женщину и
    «ограждал» её от всех неприятностей «как добрый друг». Страстно был влюблён в Кшесинскую и великий князь Андрей Владимирович. Она

    212
    старше его на семь лет. Их отношения повергают многих в шок, но в 1921 году на руке Кшесинской впервые засияло обручальное кольцо. Они вен­
    чались в маленькой русской церкви на юге Франции, и рядом стоял их де­
    вятнадцатилетний сын. В то время Кшесинской было уже около пятидеся­
    ти. Спустя годы, когда князя Андрея Владимировича уже не было в живых, она прочитала запись, сделанную им в дневнике в день свадьбы: «Наконец сбылась моя мечта – я очень счастлив».
    До конца своих дней (до 99 лет!) Матильда Кшесинская сохраняла трезвый ум, цепкую память, ясность суждений и царственную осанку. Она никогда не позволяла себе ни жалоб, ни сожалений. Да и о чём было жа­
    леть? Долгая жизнь балерины в вечной магии театра среди самых настоя­
    щих принцев, навсегда очарованных ею.
    Она не была красавицей. Но в ней сильно чувствовался и притягивал к себе какой­то «эротический элемент», что­то неуловимое. В наше время это называют сексапильностью. По воспоминаниям современников,
    Кшесинская всегда оставалась воплощением безупречности: «манеры светской дамы, изысканно строгие туалеты, ничего такого, что можно от­
    нести не только к непристойности, но и просто к вульгарности».
    В этом – секрет её непобедимой притягательности.
    Экспрессия тела – таков шестой приём «флюидного излучения».
    Многие женщины недовольны своей внешностью. Конечно, пре­
    красная фигура в жизни не помешает. Но если этого нет? Глупо обвинять судьбу в немилости, а Природу – в ошибках. Тем более что вы никогда не получите ответа на свои вопросы: зачем мне эти ноги? Где моя талия? Кто украл мой бюст?
    Представьте себе: у вас неожиданно появляется чудо­талия, длинные стройные ноги, красивые глаза и ещё что­нибудь по вашему усмотрению.
    Вы станете счастливее? Допустим. Но только на время. Чем красивее наружность, тем выше и требования её внутреннего оправдания, не правда ли? Фигура – зеркало души. Вот мы и подошли к самому главному – к то­
    му, чем наполняется изнутри и наше лицо, и наша фигура. Дело – в значе­
    нии.
    Какими красивыми становятся глаза женщины, когда она искренне радуется и улыбается? А почему? Потому что она улыбается, и мы не ви­
    дим её недостатков, изъянов и т.д. Мы видим то, что она нам внушает.
    Следовательно, чтобы женщине стать красивой, ей достаточно внушить это другим. Внутреннее наполнение, одухотворённость – вот что способно придать любой фигуре пластику, свободу и лёгкость движений. Конечно, это потребует от женщины большой смелости – быть собой! Но игра стоит свеч. И это прекрасно доказывает история великой обольстительницы Ма­
    ты Хари.

    213
    Её настоящее имя – Маргарита Зелле. Она сводила с ума всю Европу.
    На удивление всем в ней уживались порой незнакомые друг другу женщи­
    ны. Безупречная светская дама, холодноватая, надменная. И другая – жен­
    щина, владеющая истинно божественным ремеслом, – искусством любить, танцовщица, со спокойным бесстыдством оставляющая на себе лишь брас­
    леты. Роковая красавица. Несчастные жены тщетно пытались привести в чувство обезумевших мужей. Рушились состояния, семьи и карьеры. Дога­
    дывались ли многочисленные поклонники, откуда появилась в их жизни

    Мата Хари?
    Её семейная жизнь сложилась неудачно: нелюбимый муж, смерть маленького сына, развод и лишение родительских прав. Поэтому исчезает
    Маргарита Зелле, по мужу – госпожа Маклеод.
    И появляется Мата Хари. Ее новое имя означало «глаз рассвета».
    Жестокое безденежье вынудило Мату Хари заняться танцами с раздевани­
    ем, а впоследствии и стать агентом германской разведки. В то время ей было около тридцати.
    По существу Мата Хари стала первым официально признанным секс­
    символом. У нее было несомненное артистическое дарование. По воспо­
    минаниям современников, Мата Хари была «немыслимой и нездешней», «в торжествующей наготе говорящей с Богами на божественном языке». Сво­
    его рода опиумом были её «эротические, переполненные восточной симво­
    ликой, пластические этюды». Соблазнительная высокая и тонкая фигура
    Маты Хари, изящные руки завораживали публику. Её движения были со­
    вершенными.
    РЕЗЮМЕ
    Обмен «флюидами» преследует нас повсюду. И процесс этот проис­
    ходит быстрее мысли, так как суть его – закодированные и часто непроиз­
    вольные сигналы от подсознания к подсознанию. Любой человек – это ис­
    точник, излучатель и генератор таких сигналов. Вступая в общение, вы сразу же подвергаетесь «излучениям» окружающих. Вы так же внушаемы, как и они.
    Каждый создаёт своё поле, каждый светит «своим светом». Чем сильнее источник, тем ярче и отражение. Таким биоэнергетическим источ­
    ником у женщины являются любовь, дети, счастье, удача.
    Чем богаче в женщине представлены радостные чувства и благород­
    ные мысли, тем мощнее выброс её флюидов в социальную среду. Такие женщины обладают магическим притяжением, ибо они щедро дарят чело­
    веческое тепло и симпатии.
    Человек равен воображению. Убедите себя стать обаятельной и при­
    влекательной! И не бойтесь, что хотите слишком многого. Посмотрите спокойно и с любовью (стоит ли совершенствовать то, что не любишь?) на свои достоинства и недостатки. И, не пытаясь сравнивать их с другими,

    214
    бесстрашно полюбите их, ощутите их ценность. После чего можно и заду­
    маться над тем, как лучше преподнести их окружающим.
    Обаяние глубоко индивидуально. Будьте искренни при самовыраже­
    нии! Ведь только вы знаете о том, что в вас есть уникального и особенно­
    го. И чем бы вас ни одарила Природа, обаяние еще больше украсит вас.
    У Виктора Франкла есть такие слова: «Человек – это больше, чем психика; человек – это дух». Да, духовная жизнь человека не имеет границ и не подвластна определениям. Человеческие возможности безграничны.
    Вы можете быть любой – обольстительной, оригинальной, самобытной, притягательной, одарённой, талантливой, неподражаемой. Любой. И ваша прекрасная душа может сделать вашу внешность по­настоящему красивой.
    Вопросы для самопроверки

    1. Из чего складывается биоэнергетический потенциал личности?
    2. Какие женщины и мужчины известны своей мощной флюид­

    ностью?
    3. Каковы правила флюидного излучения?
    Рекомендуемая литература
    Грин А. Алые паруса. М., 1987.
    Брентон Ги. Наполеон и Жозефина. М., 1994.
    Ландрам Джин Н. Тринадцать женщин, которые изменили мир. Ро­
    стов­на­Дону, 1997.
    2.11. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА. ГОЛОС – ОТЗВУК О ЧЕЛОВЕКЕ
    Воспитание красивого, выразительного голоса – дело долгое и тру­
    доёмкое. Оно требует постоянного контроля со стороны опытного педаго­
    га­речевика. Но не это главное. Никакое благозвучие не способно компен­
    сировать небрежность речи и нечёткость произношения. Человек, чья речь невнятна, кого вечно приходится переспрашивать, всегда вызывает раз­
    дражение. Основное место в разработке чёткости речи занимает самостоя­
    тельная работа. Есть упражнения, которые помогают тренировать тот или иной звук.
    Современные исследования психологии восприятия речи показыва­
    ют, что почти 40% успеха в речевом общении зависит от звуковой стороны произносимого слова. Поэтому освоение техники речи, обеспечивающей

    215
    правильное речевое дыхание, воспитание речевого голоса, верное дикци­
    онное произношение – первый необходимый шаг в создании магии зву­
    ча­щего слова.
    Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего ими­
    джа. Он может перечеркнуть все ваши достоинства. Представьте себе мо­
    гучего атлета с писклявым тонким голосом или преуспевающего финанси­
    ста с резким гнусавым произношением. Вспомните, насколько раздражает голос коммивояжёра при разговоре по телефону или через дверь, умоляю­
    щего вас купить что­то. Такие люди могли бы добиться большего успеха, если бы поработали со своим голосом.
    Приятный голос может иметь важное значение для достижения фи­
    нансового или делового успеха, равно как и для поддержания определён­
    ного имиджа.
    К сожалению, в реальной жизни мы часто сталкиваемся с некраси­
    выми, неразвитыми голосами, с невнятной, небрежной речью. Одна из причин этого – отсутствие легко доступных эталонов. Раньше роль речево­
    го эталона играли радио­ и телевизионные передачи. Тексты читались профессиональными дикторами, которые много лет занимались техникой речи и воспитанием своего голоса в вузах с опытными педагогами. По­
    скольку радио и телевидение всегда занимали большое место в нашей жизни, происходила своеобразная автоматическая подстройка к эталону.
    Сейчас передачи в основном ведутся специалистами в узких областях. С одной стороны, это даёт возможность большей импровизации по теме, но с другой – разнобой в произношении и непрофессиональность речи сбивают с толку слушателей и зрителей.
    Прекрасная возможность соприкоснуться с эталоном – регулярное посещение Малого и Художественного театров, которые хранят культур­
    ные традиции и имеют возможность ставить пьесы классического репер­
    туара, не загрязнённые речевыми бытовизмами.
    К.С. Станиславский так писал о речи актёра на сцене: «Каждый ар­
    тист должен обладать превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую его букву...
    Плохая речь создаёт одно недоразумение за другим. Они нагромождаются, затуманивают или совсем заслоняют смысл, суть...»
    Он подчёркивал: «Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо звука «Ш» произносим «ПФА», вме­
    сто «Л» говорим «УА». Согласная «С» звучит у нас, как «ЦС», а «Т» пре­
    вращается у некоторых в «ГХА». Прибавьте к этому оканье, аканье, шепе­
    лявость, картавость, гнусавость... и всякое косноязычие. Слова с подменёнными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вме­
    сто рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.

    216
    Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговорённым концом напоминает мне человека с ам­
    путированными ногами.
    Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства.
    Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипа­
    ются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мёд; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда всё сливается в тумане.
    Аритмия в речи, при которой слово или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает мне пьяного, а скороговорка – пляс­
    ку святого Витта».
    По совету Станиславского, «...мы должны следить за тем, чтоб все­
    гда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво... Лишь при этом условии набьётся привычка, которая превратится во вторую натуру, и нам не придётся отвлекать внимание на дикцию в момент сцени­
    ческого выступления или любого другого ответственного разговора».
    ЭФФЕКТ ДИКЦИИ
    Слово «дикция» в точном переводе означает «произношение». Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Именно этим дикция отличается от орфоэпии, где речь идёт только о правильности сочетаний звуков и расстановки уда­
    рений. Чёткая и ясная дикция необходима актёру, чтецу, оратору, лектору, просто культурному человеку; плохая дикция затрудняет понимание ауди­
    торией сути произносимого текста, мешает эффективному общению. Не­
    возможно произвести приятное впечатление на собеседника, если твоя речь невнятна.
    Чёткое произношение возможно лишь при наличии здорового, нор­
    мально устроенного речевого аппарата и правильного его функционирова­
    ния.
    Что же мы называем речевым аппаратом и каковы его функции? К речевому аппарату, в узком смысле этого слова, относятся: губы, язык, че­
    люсти, зубы, твёрдое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зёва), голосовые связки.
    Основные дикционные недостатки связаны со скованностью и зажа­
    тостью челюсти, что ведёт к невозможности произносить круглые полно­
    ценные гласные. Вялость губ не позволяет чётко вытачивать и оформлять согласные. Ленивый «толстый» язык мешает ясности речи. Со всеми этими недостатками поможет справиться артикуляционная гимнастика.

    217
    АРТИКУЛЯРНАЯ ГИМНАСТИКА
    Челюсть
    1. При борьбе с так называемой речью «сквозь зубы» необходимо добиваться, чтобы во время упражнений рот хорошо раскрывался в верти­
    кальном направлении.
    Опускается нижняя челюсть примерно на два пальца, положенных один на другой, без всякого напряжения губ. Движения при раскрывании рта должны быть мягкими, язык не должен горбиться, а лежать плоско, свободно касаясь кончиком нижних передних зубов. Это упражнение по­
    вторяется несколько раз подряд. Его, как и все последующие, нужно в пер­
    вое время (до полного и правильного их усвоения) делать перед зеркалом.
    В дальнейшем зеркалом пользоваться не нужно.
    2. Движения нижней челюсти вперёд, вправо, влево, вниз и кру­
    гом. Это упражнение способствует умению хорошо раскрывать рот, а так­
    же облегчает и развивает подвижность нижней челюсти. Его нужно делать медленно, мягко и округло. Движения выполняются порознь, и только при успешном проведении каждого в отдельности можно переходить к следу­
    ющему.
    Губы
    1. Подтягивание верхней губы к дёснам зубов.
    Это упражнение рассчитано на борьбу с так называемой мёртвой гу­
    бой, тормозящей чёткость и звучность речи. Частое повторение движения
    – подтягивание верхней губы к деснам при свободной нижней губе и спо­
    койном состоянии всех остальных мышц рта и лица – содействует большей подвижности верхней губы. Подтягивать верхнюю губу нужно несколько раз подряд таким образом, чтобы все передние зубы до дёсен были видны.
    2. Опускание нижней губы к дёснам зубов.
    Нижняя губа оттягивается в горизонтальном направлении вниз настолько, чтобы в зеркале были видны передние нижние зубы. Нижняя челюсть в это время неподвижна.
    3. Движение сомкнутых выпяченных губ вперёд и растягивание их затем в сторону.
    Упражнение выполняется при крепко сжатых зубах, вытягиваться должны лишь губы, чтобы в процессе повторяющихся движений мышцы рта приобрели упругость и гибкость.
    4. Движение сомкнутых выпяченных губ вперёд, влево, вправо, вверх, вниз и кругом.
    Это упражнение можно применять только после достигнутых в предыдущем упражнении результатов.
    Язык
    1. Язык лежит плоско, с небольшим углублением на спинке: кон­
    чик языка легко касается нижних передних зубов, а корень его опущен,

    218
    будто в момент зевка. Рот при этом широко раскрыт в вертикальном направлении так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло.
    Это упражнение похоже на первое упражнение артикуляционной гимнастики и отличается от него тем, что требует максимального внима­
    ния именно к правильному положению языка, в то время как ранее упомя­
    нутое упражнение требует главным образом чёткого движения челюстей при раскрывании и закрывании рта. Цель этого упражнения регулировать движение языка; благодаря нему достигается правильное и наиболее целе­
    сообразное положение языка при нормальном направлении звука (в даль­
    нейшем – при постановке голоса).
    2. Движение кончика языка к передним верхним зубам.
    Это движение повторяется несколько раз, причём нижняя челюсть во время движения кончика языка должна быть совершенно неподвижной.
    Это упражнение развивает уздечку (перепонку под языком, прикрепляю­
    щую его к нижней челюсти), помогая в дальнейшем более чистому произ­
    ношению звука «р».
    3. Движение языка вправо и влево по направлению к внутренней стороне щёк.
    Чтобы достичь наибольшей крепости и гибкости языка, следует так же, как и в предыдущем упражнении, держать неподвижно нижнюю че­
    люсть.
    Голос
    Каждому человеку необходимо работать над своим голосом. Он должен быть ярким, сочным, четким, привлекать внимание. Прежде всего, важна сила звука, которая зависит от активной работы органов речевого аппарата.
    Одно из условий слышимости голоса – его полётность, т.е. умение посылать свой голос на расстояние и регулировать его громкость.
    Имеет значение также гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его. Подвижность голоса – это изменения по высоте тонального уровня.
    Каждый голос характеризуется диапазоном (объёмом), т.е. свой­
    ственной ему совокупностью музыкальных тонов. Границы диапазона определяют самый высокий и самый низкий тон. Сужение диапазона ведёт к монотонности, что притупляет восприятие содержания речи.
    Чтобы голос не звучал монотонно, он должен охватывать, по мень­
    шей мере, октаву: четыре ноты выше середины и четыре ниже. Некоторые красноречивые ораторы в своём диапазоне охватывают голосом две или даже три октавы.
    Хорошо поставленный голос имеет богатую тембральную окраску.
    Тембр – окраска звука, яркость, а также мягкость, теплота, индивидуаль­
    ность. В звучании голоса всегда присутствуют основной тон и ряд оберто­

    219
    нов, т.е. дополнительных звуков. Чем их больше, тем ярче, красочнее, соч­
    нее звуковая палитра человеческого голоса.
    Наша задача – помочь разработать голос так, чтобы он был подвиж­
    ным, сильным, звучным, гибким и отзывчивым на малейшие эмоциональ­
    ные движения души. Надо подготовить голос к повышению нагрузки, сде­
    лать его выносливым.
    Человеку, не прошедшему подготовки, нетренированному, иногда бывает трудно осилить голосовой «бег» на длинную дистанцию.
    Пояснения: воспитать, поставить голос – означает развить и укре­
    пить все голосовые данные человека (объём, силу и звучность голоса), от­
    пущенные ему природой. В случаях же неправильного пользования голо­
    сом, его искусственного звучания, необходимо отыскать причину этого, найти правильный контакт с дыханием, определить естественный, прису­
    щий человеку звук. Может случиться, что человек говорит «ниже», чем это соответствует природе его голосовых данных, и, поскольку он уже привык говорить именно «на низах», не замечает того, что голос его сдавлен, ли­
    шён звучности и ограничен в диапазоне. Привычка говорить «не своим го­
    лосом» приводит к быстрой и постоянной утомляемости.
    1). рот хорошо раскрыт в вертикальном направлении, губы при­
    нимают форму, приближающуюся к форме буквы «О» (для лучшею ис­
    пользования резонирующих полостей лицевого костяка, при котором со­
    бранная форма рта не допускает рассеяния звука и образует нечто вроде рупора, направляющего звук в соответствующие близлежащие резонато­
    ры);
    2). язык лежит плоско, касаясь кончиком нижних передних зубов, при опущенном корне (как бы на зевке);
    3). нёбная занавеска, или маленький язычок, слегка приподнята
    (этим самым устраняется носовой, гнусавый оттенок голоса, являющийся обычно результатом опускания маленького язычка, кроме того, это даёт возможность полнее использовать твёрдое нёбо в качестве резонатора);
    4). глотка слегка расширена (как при начале зевка; слегка расши­
    ренное положение глотки избавляет звук от горлового, сдавленного харак­
    тера звучания, являющегося как раз следствием сжатости и напряжённости глотки);
    5). гортань опущена (опускание гортани связано с расширением глотки, не требующим специально направленного внимания и самостоя­
    тельного движения, так как эти два момента связаны друг с другом от при­
    роды);
    6). грудная клетка слегка расширена и наполнена некоторым запа­
    сом воздуха (однако лёгкие не должны быть переполнены воздухом).
    Все эти положения, способствующие естественному и незатрудни­
    тельному звукотечению, называются основным положением голосового

    220
    аппарата при правильном звукотечении, так как в каждом из этих положе­
    ний заключаются элементы, обеспечивающие звуку свободное естествен­
    ное прохождение из гортани к резонаторам.
    С помощью резонаторов можно изменять тембр голоса. Резонаторы – это полости, способные создавать явление резонанса, то есть ответное зву­
    чание на тот или иной звук и его высоту. Грудная клетка, трахея, бронхи, полость гортани, рот, носоглотка, придаточные полости носа являются ре­
    зонаторами. Маленькие полости резонируют на высокие звуки, большие – на низкие.
    Резонаторы служат усилителями голоса. Звуковая волна, рождённая вибрацией голосовых связок, распространяясь, попадает в нижние грудные
    (трахею и бронхи) резонаторы и приобретает низкое грудное дыхание. По­
    падая в верхние головные резонаторы (глотку, полости рта и носа), звуки формируются окончательно.
    Упражнение 1 w • Чтобы узнать, откуда исходит голос, положите три пальца на переносицу, а ладонь другой руки – на грудь. Скажите что­нибудь. Вы чувствуете вибрацию в области носа или в области груди. w Теперь положите одну руку на горло, а другую – под нижнюю челюсть. Скажите ещё что­нибудь и попытайтесь понять, есть ли резонанс в задней части глотки. Скажите «а­ааа» и определите, есть ли вибрация в груди. w Есть только три звука, которые произносятся гнусаво и могут проходить через нос: «М», «Н» и сочетание «HP». Если вы скажете: «мама мыла Маню» или «пинг­понг», то услышите начальный резонанс. Все про­
    чие звуки не должны проходить через нос. Вы не должны чувствовать виб­
    рацию в носу. w Если вы скажете «чух­чух», вибрация должна быть в груди и в горле. w При произнесении слова «ура» резонанс должен ощущаться в груди.
    Усвоение «основного положения» речевого аппарата – лишь предва­
    рительная ступень к дальнейшей работе над голосом. Приступать к работе над звуком полностью, то есть к развитию его силы, звучности, объёма и гибкости нельзя, не проверив предварительно самое звучание, его пра­
    вильную устремлённость и правильное резонирование. Это необходимо для того, чтобы с первых же шагов приучиться пользоваться звуком, не напрягая связок, а, исходя из «основного положения», направлять звук легко и непосредственно в близлежащие резонаторы (зубы, нёбо, лицевой костяк). Для этой цели рекомендуется первоначально пользоваться сонор­
    ными согласными (м, н, л), создающими наиболее естественные условия

    221
    для резонирования звука в силу того, что они образуются ближе всего к ре­
    зонирующим полостям.
    Упражнение 2 1. Приняв «основное положение» голосового аппарата, но только при сомкнутых губах и разомкнутых челюстях (как при сдержанном зев­
    ке), нужно протяжно произнести сначала один лишь звук «М – МММ», ко­
    торый должен быть донесён до близлежащих резонаторов при абсолютном отсутствии напряжения горла.
    Найдя при этом высоту звука, наиболее удобную для выполняющего упражнение, нужно предложить ему повторить несколько раз звук «М», закрепив в конце концов наиболее свободное его звучание. Контроль педа­
    гога в таком случае очень важен.
    2. Проверка правильного направления звука не ограничивается произнесением одних лишь согласных. Если вы уверены в положительном результате первого упражнения, следует переходить к проверке правиль­
    ного звукотечения и на гласных звуках, соединив каждый из них со звуком
    «М». Получается таблица гласных, произносимых в этом случае с несколь­
    ко удлиненным звуком «М» в начале и в конце: мммимм, мммэмм, мммамм, мммомм, мммумм, мммымм
    (звук «М» в данном случае предохраняет от резкого, рваного вступ­
    ления гласных, которого всегда следует опасаться при подаче звука. По­
    этому начало звука в упражнениях всегда должно быть мягким, без толчка и резкого смыкания голосовых связок).
    Пояснения: для большего смягчения и чистоты звука можно в первое время произносить таблицу нараспев на какой­либо одной ноте. Как рече­
    вое, так и напевное упражнения должны быть произнесены негромко, по­
    чти вполголоса, так как в начале занятий бывают ошибки в приёмах, и нет твёрдой уверенности в их правильности, поэтому необходим тщательный самоконтроль и большая осторожность при подаче звука. Следует пом­
    нить, что очень громкий звук мешает иногда верно услышать себя.
    Все гласные звуки должны быть «собранными» и направленными в резонирующие полости.
    Затем следует переходить к произнесению этого же упражнения ре­
    чевым способом.
    РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
    Речь, то есть звук, голос, произношение – область, явно подчинённая контролю сознания, поэтому нетрудно представить себе возможность со­
    вершенно сознательно её изменять, улучшать и исправлять.
    Дыхание – основа хорошей речи, оно для голоса как горючее для двигателя. Однако дыхание действительно эффективно, когда оно ритмич­

    222
    но и хорошо регулируется. Правильному речевому дыханию необходимо научиться.
    Далеко не просто ощутить процесс дыхания. Неспециалисту часто просто не приходит в голову, какую роль играет дыхание в процессе речи.
    Для самого говорящего процесс дыхания является настолько непроизволь­
    ным и неосознанным моментом в речи, что о его существовании напоми­
    нают ему разве только какие­либо резкие нарушения и ненормальности дыхания, мешающие его обычному течению. Только когда мы начинаем говорить, не успокоившись после резкого движения, бега, или вынуждены прервать на середине слишком длинную фразу, мы вспоминаем о дыхании, ибо чувствуем недостаток воздуха.
    Органы дыхания – гортань, трахея, бронхи и лёгкие – представляют единое целое. Это целое регулируется механизмами, отлаженными за мил­
    лионы лет эволюции. Внизу лёгкие опираются на диафрагму, или гру­
    добрюшную преграду, представляющую собой мускульную перегородку между полостью живота и грудной полостью. Между рёбрами находятся межрёберные мускулы, участвующие в расширении грудной клетки при дыхании. Сзади и спереди лёгкие граничат со стенками грудной клетки.
    Процесс дыхания состоит из трёх моментов:
    1). вдоха, благодаря которому кровь получает кислород;
    2). выдоха, во время которого выбрасывается из лёгких всё не­
    нужное;
    3). паузы, или отдыха перед новым вдохом.
    При вдохе воздух идёт через нос, затем через гортань в дыхательное горло и, проходя через бронхи и их разветвления, попадает, наконец, в лё­
    гочные пузырьки. В это время кровь, протекая по сосудам в лёгочные пу­
    зырьки, наполненные воздухом, берёт оттуда кислород, а из себя выделяет углекислоту и другие газообразные продукты распада, которые во время выдоха, при сжатии легочных пузырьков, выбрасываются из организма.
    Кровь, насыщенная кислородом, опять разбегается по всему телу, неся че­
    ловеку новые силы и энергию. Этот процесс обмена происходит в орга­
    низме непрерывно.
    Из имеющихся многочисленных типов дыхания основными, пред­
    ставляющими интерес в речевой и вокальной педагогике, можно назвать боковое (рёберное), диафрагматическое (брюшное), ключичное (плечевое) дыхание.
    Боковое, или рёберное, дыхание приближается к нижнему типу ды­
    хания, поскольку при расширении рёбер во время вдоха в большой степени участвует и диафрагма. Как известно, нижняя часть лёгких шире и более обогащена кислородом благодаря большому количеству кислородных пу­
    зырьков. Расширение грудной клетки в поперечном направлении происхо­
    дит путём поднятия рёбер. Этот тип дыхания обычно охотно используется певцами.

    223
    В грудном типе дыхания участвуют мышцы, расширяющие грудную клетку в средней и верхней её части.
    При ключичном, или плечевом, дыхании действуют мышцы плече­
    вого пояса, которые поднимают вверх грудную клетку и особенно плечи.
    Так, например, неизбежное поднятие плеч, слишком короткий выдох при ключичном дыхании, в котором участвуют только верхушки лёгких, делают его утомительным, назойливо заметным для зрителя и не только бесполезным, но даже вредным при работе над голосом стоя. Всё это про­
    исходит потому, что говорящий стремится при помощи брюшных мышц удержать диафрагму в сокращённом состоянии (не давать ей возвращаться на своё место) и регулировать таким образом выдох. Этот момент исклю­
    чительно важен при подаче звука, так как такое укреплённое, устойчивое положение диафрагмы даёт некоторую опору звуку в пении и речи.
    Не следует думать, что под развитием дыхания подразумевается ка­
    кая­либо работа над тем непроизвольным, ежесекундным процессом, кото­
    рый совершается в человеческом организме. Самому процессу дыхания, благодаря которому происходит питание организма кислородом, обучать нечего. Без него невозможна жизнь. Это процесс непроизвольный. Мы же говорим о наиболее целесообразном использовании дыхания в работе над постановкой голоса. Нельзя забывать, что человек обычно говорит на вы­
    дохе. Поэтому дыхательная тренировка основана не на одном только оздо­
    ровлении и укреплении организма, но преследует и другие специальные моменты, ненужные при обычном молчаливом выдохе.
    ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
    Упражнение 1
    Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафраг­
    мы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом (следить, чтобы рот был закрыт) так, чтобы было приятное, лёгкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать также через нос. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва, всё время с закрытым ртом.
    При выполнении этого упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. Но следует добиваться, чтобы главным образом работала диафраг­
    ма.
    Упражнение 2
    Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних рёбрах грудной клетки: большой палец впереди, четыре пальца – на спине. Сделать выдох (вообще

    224
    все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем – вдох но­
    сом, на одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии
    (состояние вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза.
    При упражнении не нагибаться вперёд, делать максимальный вдох.
    Упражнение 3
    Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние рёбра и мыш­
    цы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сде­
    лать небольшую остановку, которая станет подготовкой к выдоху. Поло­
    жение смешанно­диафрагматических мышц при остановке перед выдохом будем называть «опорой дыхания». Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха продолжает воз­
    душный столб, идущий от диафрагмы. Выдыхаем легко, постепенно и плавно.
    Упражнение проделать три­четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шеи. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это же упражнение сидя.
    Упражнение 4
    Медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отвер­
    стие, образованное губами, на свечу, которая стоит недалеко от вас. Пламя её должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи (от вас).
    Затем снова делаем медленный вдох и дуем медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далёком расстоянии. Вы ощущаете, что в зависимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать всё большее напряжение. Голову вперёд не тянуть.
    Упражнение 5
    Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить её. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, также загасить свечу. Поставить свечу ещё дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей активно­
    стью.
    Упражнение 6
    Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представить себе, что перед вами куст сирени и вы вдыхаете её запах. Запах замечательный, и

    225
    вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка. Если положить руку на шею под подбородком, то чувству­
    ется движение мышц, при вдохе опускающих язык и расширяющих глотку.
    Упражнение 7
    Упражнение выполнять стоя. Медленный вдох носом и одновремен­
    но с быстрым выдохом через рот бросить корпус вниз. Медленно поднима­
    ясь, делать медленный вдох. На выдохе бросить корпус в сторону. Проде­
    лать упражнение несколько раз, меняя положение корпуса при выдохе, – направо, налево, перед собой. Ноги в коленях не сгибать.
    Упражнение 8
    Чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет «три», а длительность выдоха – на счет «шесть». Чтобы зафиксиро­
    вать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет «один». Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох – три единицы, пауза – одна единица, выдох – шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, буд­
    то выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение вы­
    полняется три­четыре раза.
    Упражнение 9
    Так как задача речевого выдоха состоит в том, чтобы максимально использовать дыхание в образовании звуков речи, то в упражнениях необ­
    ходимо воспитывать целесообразный выдох, выдох «без утечки».
    Это упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков – звука «Ф», в дальнейшем можно его делать на некоторых других согласных с правильной их установкой.
    Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке
    «Ф».
    Следить за тем, чтобы не надувались щеки: выдыхаемая струя выхо­
    дит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть со­
    мкнуты. Упражнение проделать три­четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми­девяти единиц счета.
    Упражнение 10
    Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но вы­
    дох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать еди­
    ниц равномерно распределяются между четырьмя звуками: «Ф», «С», «Ш»,

    226
    «X» – на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также про­
    делывается три­четыре раза. Следить за опорой дыхания.
    РЕЗЮМЕ
    Все больше появляется видов деятельности, в которых речь исполь­
    зуется как постоянно действующее орудие труда, поэтому необходимо со­
    вершенствовать способы подготовки работников в речевом отношении.
    Благозвучие речи помогает в создании положительного имиджа и облегчает процесс общения, ибо окружающие невольно попадают под оба­
    яние человека, владеющего правильной ясной речью
    Вопросы для самопроверки

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   35


    написать администратору сайта