Главная страница
Навигация по странице:

  • Может быть, и не нужно задаваться целью – воспитывать ребёнка

  • 1. Какие отношения характерны для семьи 2. Определите ролевые функции родителей. 3. Представьте составляющие домашнего уюта. 4. Что такое «имидж семьи»

  • Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе
    Дата01.02.2023
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаuch_posob.pdf
    ТипУчебное пособие
    #915098
    страница26 из 35
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   35
    вительного в том, что такой ребёнок вырастает с ощущением безусловной собственной ценности?
    Однако такие дети обычно учатся хуже, чем их сверстники. Устой­
    чивое чувство самоудовлетворения нередко удерживает их от стремления к самосовершенствованию. Ведь важным мотивом для успешной учёбы в школе бывает стремление доказать себе и другим свою ценность, но этим детям не надо ничего доказывать, ибо их ценность определена условиями семейного воспитания.
    В психологически различных условиях оказываются и по­разному должны воспитываться дети, родившиеся первыми и следующими в семье.
    Установлено, например, что со своим первенцем родители обращаются иначе, чем с детьми, которые рождаются позднее. С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются.
    Старший ребёнок теперь вынужден, причём часто безуспешно, вновь заво­
    ёвывать родительское внимание, которое в большей степени обычно об­
    ращено на младших детей.
    Нельзя говорить «Сделай так, я кому сказала!» и ничего при этом не объяснять. Известно, что в семьях, где родители чересчур строги, дети вы­
    растают агрессивными, непослушными, сложными. Уважайте своих детей, но ни в коем случае не допускайте, чтобы дети словами или действиями проявляли неуважение к вам. Дети должны быть с вами вежливыми – и по­
    тому, что вы личность, и потому, что вы мать или отец.

    Может быть, и не нужно задаваться целью – воспитывать ребёнка?
    Может, нужно просто очень любить его и уважать, и расти вместе с ним, проникаясь его проблемами и вместе решая их? Никогда нельзя считать себя вправе распоряжаться своими детьми или навязывать им своё мнение.
    И дети будут доверять вашим советам, и не будут обижаться на ваши за­
    мечания.
    КЛИМАТ ДОМАШНЕГО УЮТА
    Анализируя процесс взаимодействия родителей и детей, можно вы­
    делить три области взаимоотношений, которые особенно значимы как ис­
    точники обратной связи, влияющие на формирование детской самооценки: знание родителями друзей ребёнка; заинтересованность родителей в ре­
    зультатах учёбы ребёнка; взаимодействие родителей с ребёнком в общей беседе за домашним столом. Взаимоотношения в этих трёх сферах могут служить показателем заинтересованности в благополучии и развитии ре­
    бёнка.
    В младшем школьном и подростковом возрасте эмоциональная жизнь детей во многом определяется кругом их друзей. Поэтому реакция родителей на друзей сына или дочери – косвенный показатель их интереса к ребёнку.

    307
    Интерес к результатам учёбы – важный показатель общей заинтере­
    сованности родителей в ребёнке. Одну из возможностей судить о том, как идут дела в школе, даёт школьный дневник. Поэтому реакция родителей на текущие записи в дневнике характеризует их отношение к учёбе сына или дочери, к способностям и личным качествам.
    Рассматривая самооценку как отражение оценок других людей, мож­
    но было предположить, что низкая самооценка должна быть у тех детей, родители которых придерживаются стратегии наказания, самая высокая – в случае, когда родители оказывают ребёнку психологическую поддержку, а результатом безразличной реакции родителей должен быть промежуточ­
    ный уровень самооценки. Однако выяснилось, что низкая самооценка свя­
    зана вовсе не с наказаниями, а с безразличной реакцией родителей на школьные отметки. Родители, равнодушно относящиеся к успехам ребёнка в учёбе, вообще не заинтересованы в нём. Если же отец или мать ругают, наказывают его за плохие отметки, это – проявление интереса и заботы о нём, пусть в негативной форме.
    Каждый вечер вся семья обычно встречается за домашним столом.
    Эта ситуация показательна с точки зрения интереса, проявляемого родите­
    лями к ребёнку, поскольку в ней отражается всё многообразие семейных взаимоотношений. Самооценка ребёнка тесно связана с тем, как его вос­
    принимают, насколько в нём заинтересованы окружающие. Убеждённость в том, что другим людям он интересен или неинтересен, обусловлена со­
    держанием его «Я­концепции» в целом. Если он не особенно высокого мнения о себе, он склонен считать, что другим не интересны его мысли и занятия.
    Какие­то детали в поведении и отношении к нему родителей посто­
    янно подкрепляют это убеждение. Ведь ребёнок имеет богатый опыт об­
    щения с родителями и способен улавливать малейшие знаки заинтересо­
    ванности или невнимания к тому, что он говорит. Кто­то из родителей в ответ на его слова зевнул, перебил его или сменил тему разговора, в их глазах он видит рассеянность и равнодушие или, напротив, его мнение внимательно выслушали, оно вызвало живой отклик, одобрительные заме­
    чания или обоснованные возражения – по всем этим признакам ребёнок безошибочно угадывает, интересен или совершенно безразличен он окру­
    жающим.
    Каждая из трёх выделенных областей взаимоотношений сама по себе может полностью и не отражать заинтересованности родителей в ребёнке.
    Однако существует прямая взаимосвязь между безразличием в отношении родителей к ребёнку и его низкой самооценкой.
    Отношение к детям должно быть проявлением высшей гуманности.
    Любовь к детям – главное условие родительской деятельности. Влюблён­
    ный в детей родитель интуитивно и осознанно выбирает те модели поведе­
    ния, которые наиболее адаптивны к достоинству детей и их актуальным

    308
    потребностям. Имидж такого отца или матери безупречен. Они для ребён­
    ка как духовные пастыри, надёжные старшие друзья, доверительные собе­
    седники. Они чаруют и магнетически притягивают детей. Их образ надол­
    го, а нередко на всю жизнь, остаётся в детской памяти как пример для подражания.
    Родители нуждаются в содружестве с такими воспитателями вне се­
    мьи, которые могут быть консультантами родителей, совместно с ними ве­
    сти историю индивидуального становления ребёнка, привлекая к этому де­
    лу и медиков.
    Адаптация ребёнка к школе зависит от уровня и характера его само­
    оценки, от тех переживаний, которые ждут его на первых порах, от отно­
    шения к нему других детей и учителя. Независимо от того, насколько удачно произойдёт смена обстановки, сам этот переход становится для большинства детей источником стресса.
    Преодоление этого стресса обусловлено собственной компетентно­
    стью ребёнка в социальных отношениях, которая зависит в первую очередь от типа взаимоотношений его с родителями. По признаку социальной ком­
    петентности различают три типа детей.
    К первому типу относятся эмоционально уравновешенные дети, ро­
    дители которых внимательны к ним, способны прислушаться к их мнению, но вместе с тем требовательны. Эти родители сочетают заботу и контроль.
    Они объясняют детям мотивы своих требований, поощряют их социаль­
    ную активность, устанавливают высокие стандарты поведения, ясно выра­
    жают свои мысли, используют власть, не стараясь манипулировать детьми.
    Им удаётся контролировать поведение детей, не вызывая у них ни проте­
    ста, ни пассивности. Эти дети ощущают свою безусловную ценность, го­
    товность родителей безоговорочно принимать их такими, какие они есть. В силу достаточной социальной компетентности переход от домашней ситу­
    ации к школьной для них наиболее безболезненный. Но у них могут воз­
    никнуть трудности, если атмосфера школы и семьи существенно различа­
    ется. Ребёнок может обнаружить, что стандарты поведения, выработанные дома, оказываются неприемлемыми в школе, и это мешает адаптации.
    Ко второму типу относятся дети, которых можно назвать угрюмыми, недоверчивыми одиночками; их родители придерживаются жёстких мето­
    дов воспитания и не испытывают привязанности к своим детям. Психоло­
    гический опыт таких детей, как правило, сводится к развитию у них чув­
    ства отторгнутости, пассивности и убеждения в том, что власть и право контроля могут принадлежать исключительно взрослым.
    Для третьего типа характерны инфантилизм, несамостоятельность, неумение себя контролировать, нежелание осваивать новые ситуации. Та­
    кие дети, как правило, имеют любящую, но нетребовательную мать и без­
    вольного отца, занимающего по отношению к ребёнку неопределённую позицию. Эти дети имеют возможность в различных семейных ситуациях

    309
    убеждаться в том, что они не безразличны родителям, но их собственная роль в семье для них осталась неясной. Кроме того, они не научились ста­
    вить перед собой цель и искать пути её достижения.
    Взаимоотношения в семье гораздо более значимы для формирования у ребёнка «Я­концепции», чем классовая, религиозная или этническая принадлежность.
    В семье очень важны традиции. Они могут быть самыми разнообраз­
    ными. Например, собираться всей семьёй на воскресный обед за домашним столом. Во многих странах к семейным сборам за столом относятся с большим вниманием.
    Мы едим, утоляя физический голод, но собираемся за столом и для того, чтобы общаться. Ничто так не сплачивает, как совместная трапеза.
    Важно, чтобы один приём пищи в семье был совместным. В нынешних условиях это может быть ужин. Работающие члены семьи стараются за­
    вершить все свои дела и поспеть к вечерней трапезе, и только в исключи­
    тельных случаях позволяется нарушать этот ритуал. Но если будничный ужин всё же можно пропустить, то воскресный обед – ни в коем случае.
    Стол празднично сервируется, к обеду нарядно одеваются. Воскресные обеды непременно накрываются в комнате, даже если кухня вполне годит­
    ся для того, чтобы называться столовой. Воскресный обед – это семейный
    праздник. За обедом возникают непринуждённые разговоры между члена­
    ми семьи, во время которых родители могут ненавязчиво учить детей тому, что обычно те не хотят воспринимать в другое – «несъедобное» время. Ес­
    ли в вашей семье такого обычая ещё нет, то никогда не поздно его завести.
    В процедуре семейного обеда не столь важно, что вы готовите, сколько – как вы подаёте блюда. Главное, чтобы стол был нарядно накрыт.
    Без скатерти можно обойтись, но обязательно приобретите красивые льня­
    ные салфетки. Их надлежит сложить замысловатым способом или зало­
    жить в специальные кольца. На семейный обед обязательно ставят мине­
    ральную воду и красивые бокалы. Взрослым можно предложить хорошего вина. Обязательный компонент семейного обеда – красивая посуда. При­
    боры лучше всего раскладывать как положено – нож справа, вилка слева.
    Не поленитесь украсить семейный обед маленьким букетом цветов или нарядной свечой небольшого размера.
    Маленьким детям сервируйте стол так же, как и большим. И не надо бояться, что дети порежутся ножом или побьют посуду. А если они, прези­
    рая нож и прочие приборы, начнут есть руками, то не обращайте внимания
    – значит, их время ещё не пришло.
    Ничто так не согревает душу, как воспоминание о счастливых мо­
    ментах, пережитых в детстве... Среди них непременно – праздничная ёлка с запахом свежей хвои, таинственным светом фонариков и каким­то осо­
    бенным семейным теплом. И ещё – гости, большие и маленькие. Новый год – любимый праздник детства. У каждой семьи есть свои возможности,

    310
    которые помогут сделать праздник не похожим на другие. У кого­то в квартире стоит детский спортивный комплекс, у других есть готовый или самодеятельный кукольный театр, третьи обладают таким сокровищем, как детский синтезатор или даже караоке, четвёртые просто умеют играть на пианино или гитаре. Всех возможностей не перечислишь – важно увидеть те, что есть. Найдётся время и для загадок, и для пения хором, и для не­
    большой эстафеты – главное, чтобы дети по возможности не оставались без интересного дела. Если в вашей семье приняты всякие маскарадные развлечения, нужно заранее приготовить в достаточном количестве колпа­
    ки, парики, шляпы и носы. Кто­то может сыграть роль Деда Мороза.
    Хороши совместные прогулки, поездки за город, на выставки, на спортивные соревнования, особенно если в них можно принять участие взрослым и детям. Нужно приучать ребёнка к здоровому образу жизни.
    Завершая наше представление о составляющих домашнего уюта, не­
    сколько слов скажем о важности «внутреннего убранства жилья». 3. Фрейд в своих чудесных «Письмах невесте» подробно перечисляет, как приятно, когда бельё изящно перевязано лентой и уложено в ящики шкафа, имеются домашняя библиотека, ночной столик и лампа, чей мягкий свет располага­
    ют к доверительности и интимности... И он заключает: «Всё это – малень­
    кий мир счастья, мир благородной человечности... Однако это ещё не фун­
    дамент семейного очага. Настоящую жизнь в него могут вдохнуть только два человека, невыразимо любящие друг друга».
    Без семьи не было бы полноценного рода человеческого. По тому, какова семья по своим экономическим, эстетическим и морально­
    психологическим устоям, можно безошибочно определить, на какой ста­
    дии развития находится общество. Люди восстанавливают потенциал об­
    щества благодаря семье. Вот почему так велико её предназначение. Ещё в большей мере семья нужна самому человеку. Семья может стать самым безопасным пристанищем человека в его земной жизни. Счастье человека
    – в непосредственной зависимости от удачности его семейных уз.
    Всё, что мы осознаём, когда речь идёт о семье, заложено в нашем ор­
    ганизме в виде мощнейшего инстинкта гнездоустройства и продолжения рода человеческого. Не сложно удостовериться: в ком он активно проявля­
    ется, тому всегда присуще чувство жизни. Такие люди оптимистичны по своей натуре. Те, у кого этот инстинкт притуплен или не реализован, часто становятся несчастными и злыми.
    Священной связующей нитью в семье выступает взаимная любовь.
    Чем глубже это чувство, тем больше оснований, чтобы оно переросло в ис­
    тинную дружбу, которая переходит в органическую обоюдную привязан­
    ность и восторженное отношение к своим детям.
    Такова логика становления, утверждения и незыблемости семейного счастья. В её безупречном, но отнюдь не безболезненном исполнении рав­
    ная ответственность лежит на обоих супругах. Они должны достойно ис­

    311
    полнять свои роли. На мужчине, безусловно, лежит главная забота обу­
    стройства быта. Семейная ось должна быть в мужских руках. И причина распада многих семей – несоблюдение этого ролевого статуса мужчиной.
    Брак – это борьба за свою честь и благополучие. В борьбе всегда мужчина прикрывает женщину, сберегая семью от каких­либо невзгод.
    В сбережении семьи безмерно велика роль разумного образа жизни.
    Внедрённый в неё, он становится ферментом сплочения супругов, делая жизнь их семьи более полнокровной, но самое главное – верно ориентиро­
    ванной.
    Вопросы для самопроверки

    1. Какие отношения характерны для семьи?
    2. Определите ролевые функции родителей.
    3. Представьте составляющие домашнего уюта.

    4. Что такое «имидж семьи»?
    Рекомендуемая литература
    Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М., 1997.
    Шепель В.М. Ортобиотика: слагаемые оптимизма. М., 1996.
    Фрейд 3. Письма невесте. М., 1994.
    Журналы: COSMOPOLITAN, Домашний очаг, Материнство, Наш малыш, PARENTS.
    3.5. ИМИДЖ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ
    ИМИДЖА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
    Изобретенное в начале XX века телевидение стало важнейшим сред­
    ством распространения информации и одним из видов досуга. Оно так прочно вошло в нашу жизнь, что уже трудно представить себе, как раньше люди могли обходиться без ставшего близким и привычным «электронно­
    го собеседника». Экранная информация воздействует одновременно на зрение и на слух, синтезируя в себе практически все накопленные челове­
    чеством способы общения. Важная особенность телевидения – личност­
    ный, доверительно­интимный характер телевизионного общения. Техноло­
    гические возможности телевидения создают условия, чтобы у зрителя сформировались три своеобразных состояния общения: «эффект присут­
    ствия», «эффект диалогичности» и «эффект доверительности».
    Благодаря этим эффектам, телевидение выступает в качестве мощно­
    го коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение. Оно обусловливает характер их общественного мнения, влияет на состояние их гражданского

    312
    самочувствия. У многих людей именно из телевизионной информации, складываются оценки деятельности высших государственных и регио­
    нальных структур, мнение о лидерах политических партий, формируется их отношение к конкретным жизненным событиям и общественным фак­
    там.
    Эффективность телевизионного общения с массовой аудиторией определяется личностным имиджем телеведущих. На заре вещания, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональ­
    ных творческих работников, возник вопрос о том, кто имеет право обра­
    щаться к аудитории от своего имени, ведь зрители сознательно или бессо­
    знательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает. По мнению
    Игоря Леонидовича Кириллова, одного из первых дикторов отечественно­
    го телевидения, ставшего впоследствии руководителем Школы дикторов, диктор – это не просто лицо, читающее текст у микрофона, а личность, ко­
    торая стремится воздействовать на зрителя умным доверительным разго­
    вором. Диктор должен не механически зачитывать тот или иной текст, а доносить главный смысл, заложенный в передаваемой информации. Для этого ему нужно много знать, глубоко разбираться в политике, экономике, научной и культурной жизни общества, быть достойным гражданином своей страны. По большому счету быть незаурядной личностью, имеющей моральное право обращаться и общаться с миллионами телезрителей.
    Человек, выступающий перед такой обширной аудиторией, облекал­
    ся огромной ответственностью: на него смотрит и его слушает почти вся страна, его слова могут оказать мощное воздействие на сознание людей, на их взгляды, понимание ими тех или иных явлений жизни. Поэтому особое значение придавалось человеческим и профессиональным качествам дик­
    тора, его способности вызвать полное доверие и уважение у зрителей.
    Многие из основоположников дикторской профессии отличались неповто­
    римой творческой индивидуальностью, своей особой манерой выступле­
    ния в «масштабе кадра», умением вести доверительный разговор со зрите­
    лями. Их знала вся страна, их любили. Валентина Леонтьева, вспоминая о том времени, писала:
    «В 50­е годы люди воспринимали диктора, как хозяина дома, при­
    глашающего телезрителей в гости. Весь вечер диктор проводит с телезри­
    телями. Каждая из нас, дикторов, была монополистом телевизионного ве­
    чера. К нам привыкали, нас знали, нас ждали и потому могли полюбить.
    Теперь ждут программу «Время», телеобозревателя, политобозревателя.
    Но никто уже не спросит «Сегодня Ниночка или Валечка?» Этот вопрос остался приметой телевидения 50­х».
    В те годы при отборе кандидатуры для выступления в «масштабе кадра» меньше всего имелась в виду «телегеничность», т.е. способность выглядеть «красиво» в кадре. В одной из книг тех лет написано: «Телеви­

    313
    зионная передача – не парад модных моделей и не конкурс красоты, её успех или неуспех зависит в первую очередь от знаний, профессиональной подготовки, таланта и индивидуальности, внутренних человеческих ка­
    честв выступающего в кадре». Режиссёры телепрограмм не задумывались тогда, как помочь диктору раскрыть свою индивидуальность, их заботило в первую очередь, как он способствует раскрытию общего замысла переда­
    чи. В то время было крайне мало книг о телевидении, в которых специаль­
    но рассматривалась бы технология создания «внешне привлекательного образа» ведущих телепередачи. Поэтому умение телеведущего создать свой имидж, чтобы проявить свои лучшие индивидуально­личностные и профессиональные качества, было делом самого диктора.
    В связи с этим уместно привести строки из книги В. Леонтьевой
    «Объяснение в любви», где она рассказывает о своей поездке в Монако на телевизионный фестиваль. Каждый ведущий должен был представить свою телевизионную «визитную карточку», раскрывающую его индивиду­
    альную манеру работы на телеэкране.
    «Для ведущих ряда телевизионных фирм эта встреча превратилась в конкурс туалетов, косметики, причёсок и экзотики мест действия... Про­
    биться к личности, человеческой индивидуальности через изощрённейшие ухищрения модельеров, массажистов, парикмахеров, телевизионных опе­
    раторов, демонстрировавших абсолютную победу над возрастом женщин, было немыслимо. Да и улыбки их были как совершенная броня. О, такая улыбка – это высочайшее искусство!.. В ней и лёгкая утомлённость от наслаждения жизнью, красивой, элегантной, и изоляция от бурь и урага­
    нов, проносящихся над миром, и, наконец, утверждение собственной по­
    пулярности... Высокий профессионализм, конечно».
    В «визитной карточке» Валентины Леонтьевой был показан отрывок из передачи «От всей души», имевший в нашей стране масштабный успех, но он в виде отрывочного контекста «даже самому доброжелательному профессиональному взгляду не мог дать элементарной информации о ха­
    рактере передачи и о функциях ведущей». Именно этим автор книги и объ­
    ясняет свой неуспех как телеведущей на фестивале в Монако.
    Это мнение прекрасно иллюстрирует мысль о том, что на телеэкране мало быть великолепным профессионалом, творческой индивидуально­
    стью. Чтобы иметь гарантированный привлекательный имидж телеведуще­
    го, этого недостаточно. Необходимо уметь создавать с помощью различ­
    ных режиссёрских и технических средств антураж привлекательности, который органично вмонтирован в конкретную сценическую ситуацию. В этом и состоит одна из главных особенностей создания имиджа телеведу­
    щего.
    С развитием телевидения всё чаще возникал вопрос о том, стоит ли использовать диктора в передачах, в которых он не компетентен, о замене его специалистом, выступающим по своей теме. Подобная постановка во­

    314
    проса объясняется весьма прозаично: на телеэкране нельзя изображать знание предмета. Его нужно основательно знать, иначе пропадает зритель­
    ское доверие, ибо на телеэкране всё видно и всё слышно, а потому малей­
    шая неуверенность в голосе телеведущего или напряжённость в его лице воспринимается телезрителями как сигнал, что человек взялся не за своё дело.
    На телевидение пришли учёные, специальные обозреватели, деятели искусств, педагоги, журналисты. Они не только готовили материал для программ, но и вели передачи. Нередко самостоятельно, но чаще при ак­
    тивном участии телеведущих, выступающих в коммуникационном взаимо­
    действии со зрительской аудиторией. Так появился новый профессионал на телеэкране – универсальный телеведущий, которого зрители восприни­
    мали как необходимого соучастника той или иной телепередачи.
    Особенности телевидения сегодняшнего дня: многоканальность, ис­
    пользование различных способов телевизионного общения, жанровое раз­
    нообразие телепрограмм, возможность творческого воплощения самых не­
    вероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств и способов их осуществить. Однако при всём этом по­прежнему успех у зрителей той или иной программы во многом определяется обаянием лич­
    ности телеведущего. По мнению П.С. Гуревича, зрителю интересна «лич­
    ность, нестандартный человек, индивид, захваченный идеей, человек, об­
    ладающий даром общения».
    Каким же должен быть сегодня на экране облик ведущего? По мне­
    нию кинорежиссёра Эльдара Рязанова, ведущему сегодня предъявляются такие профессиональные требования, как знание информационного про­
    дукта, наличие собственного мнения, умение держаться перед камерой и находить контакт с аудиторией. «Ведущий, – утверждает Э.А. Рязанов, – чем­то сродни актёру, исполняющему роль самого себя. И чем вы есте­
    ственнее и органичнее, тем теснее будет ваш контакт со зрителем».
    Итак, телевидение обладает особым характером общения, главная роль в котором отводится ведущему. Он должен быть наделён даром ком- муникабельности: создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощу­
    щение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания. На одном из занятий в Лиге профессиональных имиджмейкеров на вопрос о том, что же является главной составляющей имиджа, известная телеведущая Л. Вербицкая ответила: «Умение общаться с людьми, добро­
    желательность и искренность». Затем добавила: «Мне импонируют слова президента Лиги В.М. Шепеля: телеведущий должен не только уметь «све­
    титься людям», но и быть неотразимо обаятельной личностью».
    Ещё одно важное качество телеведущего: он должен быть обязатель­
    но заинтересован в том, что делает, и делает он это не потому, что так надо, а потому, что это ему нравится, он получает огромное удовольствие от своей работы. Если это качество присутствует, то он всегда будет ин­

    315
    тересен зрителям. Н. Анненков, народный артист СССР, говорил: «У теле­
    видения есть особое свойство – это разоблачать неискренность».
    Телеведущий в первую очередь сам должен профессионально ответ­
    ственно подходить к созданию личного имиджа на экране. «Грустно, когда внешний облик, телесность остаётся единственным и самодостаточным средством персонификации», – пишет П.С. Гуревич. Грустно и тогда, ко­
    гда для глубокого и интересного внутреннего содержания личности не находится достойной формы выражения.
    ЭТАЛОНЫ СМОТРИБЕЛЬНОСТИ
    Особенность телевидения в том, что визуальное изображение прева­
    лирует над звуковым сопровождением, впечатления зрительные над впе­
    чатлениями звуковыми. Действительно, при появлении телеведущего прежде всего воспринимаются его внешние данные. Оскар Уайльд писал:
    «По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди». Пер­
    вое впечатление, как известно, самое яркое и запоминающееся. Через призму этого впечатления зритель потом оценивает всю информацию, пе­
    редаваемую ведущим. В книге «Имиджелогия. Секреты личного обаяния»
    В.М. Шепель пишет: «Благоприятные внешние данные являются тем при­
    родным достоянием, которым следует умело распорядиться. Как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности... Вне всякого сомнения, красивым людям легче создать эффект личного обаяния. На кино­ или те­
    леэкране наш взор выхватывает и запечатляет в памяти образы внешне привлекательных людей. Не однажды проводя эксперименты, психологи убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми наше пер­
    воначальное впечатление о других складывается по их внешности».
    Каковы же эталоны внешней привлекательности или, как говорят имиджмейкеры, смотрибельности телеведущего? Многие специалисты по этому вопросу выделяют следующие эталонные качества:
    Здоровый вид.
    Гармония черт лица.
    Красивые волосы.
    Стройная и пропорциональная фигура.
    Белые и ровные зубы.
    Приятно звучащий голос.
    Выразительность жестов.
    Живой ум.
    Доверительность.
    Сразу оговоримся, что последовательность представленных качеств весьма условна. Вместе с тем в ней имеется своя логика – логика зритель­
    ского восприятия. В самом деле, когда мы включаем телевизор и видим на экране телеведущего, то прежде всего нам бросаются в глаза такие кон­
    кретные атрибуты его внешнего вида, как лицо, причёска, одежда, руки.

    316
    Часто незаметно для себя мы вслушиваемся в голос ведущего и невольно соотносим тональность и тембр его голоса с состоянием лица, энергетикой движения тела и рук. Таким образом, при создании имиджа и в целях по­
    вышения эффекта своей смотрибельности на экране телеведущему следует иметь в виду эту логику зрительского восприятия телевидения, а пото­
    му придавать должное значение выше названным качествам.
    Обратимся к перечисленным качествам телеведущего.
    Здоровый вид. Это первое по значимости качество внешне привле­
    кательного образа телеведущего. Его внешний вид должен излучать здоро­
    вье и оптимизм.
    Телевидение требует от ведущего большого напряжения эмоцио­
    нальных, умственных и физических сил. Поэтому забота о здоровье – обя­
    зательное условие успеха работы на телеэкране. Здоровые люди наиболее работоспособны, предрасположены к творчеству, им свойственны общи­
    тельность и чувство юмора. Нездоровый, уставший человек не сможет вы­
    глядеть на экране эффектно: глаза, поза, мимика обязательно выдадут его подавленное внутреннее состояние.
    Если принять во внимание, что современные люди не только повы­
    шенно метеочувствительны, но и телечувствительны, то не трудно предпо­
    ложить, насколько важен для многих из них эффект наглядного излучения здоровья и оптимизма с телеэкрана.
    Гармония черт лица. Это качество имеет особое значение для всех телеведущих, но особенно для работающих в информационных програм­
    мах, выпусках новостей, где поза статична и неподвижна и основное вни­
    мание телезрителей приковано к лицу. Этих телеведущих часто показыва­
    ют крупным планом. Поэтому следует строже подходить к отбору теледикторов по физическим параметрам лица, работающих в названных жанрах.
    Что касается ведущих авторских, шоу и других программ, то здесь обязательное условие – отсутствие явно выраженных недостатков на лице.
    Однако во всех случаях при работе на телеэкране полезно ориентироваться в своих физиогномических характеристиках и, используя визаж, подбор причёсок, эффект аксессуаров, проводить необходимые корректировки ли­
    ца.
    Красивые волосы. Это весьма желательная составляющая имиджа телеведущего. Но если природа не оказалась щедра, недостаток можно компенсировать хорошо уложенной прической, которая, соответствуя типу лица, «работает» на ведущего.
    Конечно, если волосы красивы и послушны, то создать причёску не­
    сложно, ведь сейчас на телестудиях работают стилисты­парикмахеры. Но если есть проблемы с волосами, можно воспользоваться помощью пости­
    жёра, который не только подберёт парик, исходя из возраста клиента, осо­

    317
    бенностей его лица и рабочей необходимости, но и научит, как его пра­
    вильно носить.
    Стройная и пропорциональная фигура. Далеко не все наделены хорошей фигурой. Но это не должно быть предметом особых пережива­
    ний. Наличие стройной и пропорциональной фигуры желательное, но не категоричное требование к работе телеведущего. Поэтому честолюбивому телеведущему следует уделять больше времени поддержанию своей физи­
    ческой формы, заниматься шейпингом, верховой ездой, игрой в теннис, чтобы эффектно смотреться на экране.
    Между тем любую фигуру можно научиться подавать достойно, де­
    лая её дефекты и недостатки менее заметными. Имиджелогия предлагает человеку, который хочет выглядеть красиво, способы и приёмы, как этого достичь. Например, выбирать соответствующие ракурсы своего представ­
    ления на телеэкране, подбирать одежду, использовать такие отвлекающие средства, как демонстрационные стенды, «закадровое» сопровождение текста, присутствие рядом с телеведущим других людей. Как пример при­
    ведём передачи о погоде. Даже беглый взгляд на разные каналы ТВ убеж­
    дает в том, насколько эффективно использовать указанные средства в за­
    тенении не лучших телесных данных телеведущих.
    Белые, ровные зубы. Это категорическое требование. Если у теле­
    ведущего больные дёсны, а зубы не здоровы, это обязательно будет видно на экране, особенно если передача идёт крупным планом. Белые ровные зубы дают возможность телеведущему красиво улыбаться. Вспомним пре­
    словутый «эффект смайла», широко используемый в американской и япон­
    ской практике деловых людей и средствах массовой информации. А люди, как известно, тянутся к тем, кто излучает улыбку, за которой им видится оптимизм и радость человека. Писатель и журналист Н.И. Новиков писал:
    «Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека».
    Приятно звучащий голос. Вокал – это главнейшее вербальное сред­
    ство телеведущего. Он играет важную роль в создании имиджа. Облада­
    тель резкого, визгливого, «деревянного» голоса профессионально исклю­
    чается звучать в кадре. Голос телеведущего должен обладать приятным тембром, быть гибким, пластичным, нагруженным эмоциональной тепло­
    той. Следует всегда помнить, что люди воспринимают весьма чувстви­
    тельно его тембровые оттенки, индивидуальность того лица, которое про­
    износит речь.
    Выразительная речь телеведущего предполагает основательную от­
    работку дикции и специально поставленное дыхание. К сожалению, на нашем экране мы часто видим ведущих, которые не уделяют должного внимания технике дыхания и своей дикции. В этой связи укора заслужи­
    вают руководители ведущих каналов ТВ, которые допускают к работе в эфире захлёбывающихся дикторов, не соблюдающих правила словарных

    318
    ударений, проглатывающих слова и невыразительно зачитывающих тексты важных сообщений. Ведь есть замечательные упражнения, благодаря ко­
    торым довольно быстро можно добиться результатов.
    Еженедельник «АиФ» в марте 2002 г. опубликовал интересные дан­
    ные «Кто из телеведущих­мужчин хуже всех говорит по­русски?». Указы­
    вались такие персоны и цифры 16% – В. Комиссаров, 13% – В. Познер,
    14% –Д. Дибров, 10% – М. Галкин, 8% – С. Шустер.
    И такой вывод: «Язык сейчас бурно развивается, ломаются стереоти­
    пы, появляются новые формы. Но... Спряжения, падежи и ударения пока никто не отменял! И если влез в телевизор – будь эталоном стиля не только в одежде...»
    Выразительность жестов. Жесты так же, как и лицо, активно участвуют в создании имиджа. Они несут огромное количество информа­
    ции. В своей книге П.С. Гуревич вспоминает о А. Вертинском: «Он обла­
    дал искусством выразительного жеста. Руки его могли мгновенно дать представление и о бальных оборках маленькой балерины, и о луне, встаю­
    щей над розовым морем, и о голубом тюльпане, что растёт на острове, и, кажется, обо всём».
    Если говорить о значении невербальных средств в работе телеведу­
    щего, то следует обратить внимание на такие весьма важные обстоятель­
    ства.
    Жесты – это необходимый коммуникативный инструмент телеведу­
    щего, а потому владеть техникой жеста – обязательное требование к работе таких профессионалов.
    Специфика телевидения требует особой технологичности использо­
    вания жестов в работе телеведущих. Например, дистанция показа телеве­
    дущего обусловливает различную меру активности жестикуляции, выбор жестов, используемых в процессе сюжета. Ведь на различных расстояниях жесты воспринимаются с большим или меньшим интересом со стороны телезрителей.
    Главное в использовании жестов – это безгласное подчёркивание и образное подкрепление речи, поэтому надо остерегаться отвлекать внима­
    ние зрителей от того, что говорится с телеэкрана, чрезмерным жестикули­
    рованием.
    Живой ум. Человек, обладающий живым умом, всегда интересен и собеседнику и зрителю. Богатое воображение, дар импровизации, умение нестандартно мыслить, живо реагировать на события, происходящие во­
    круг, – великолепные качества, которые желательно иметь телеведущим.
    Вспомним радиокомментатора В. Синявского или телекомментатора
    Н. Озерова. Их обращение к людям приковывало внимание именно необы­
    чайной живостью ума, мыслительные результаты которого чётко и образно переводились в речь. Они обладали необычайным даром – сделать каждо­
    го, кто их слушал или смотрел, соучастниками конкретных ситуаций и со­

    319
    бытий, активно включать свои эмоции, сопереживать и получать насла­
    ждение от общения с такими собеседниками.
    Доверительность. Это качество бесценно для телевизионного обще­
    ния. Ведущий призван демонстрировать своё искреннее отношение к тому, о чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным по отношению к своему собеседнику по телепередаче, тактично воспринимал его мнения и переживания. К сожалению, иные наши телеведущие бесце­
    ремонны в обращении со своими собеседниками: не дают им высказать свои мысли полностью, часто перебивают встречными вопросами, которые к тому же не умеют чётко сформулировать. Видно, им не ведом совет Ци­
    церона: не принимай свой разговор за вотчину, из которой надо вытеснить собеседника.
    Вот почему так важно умение телеведущего вызывать доверие к се­
    бе, к своим словам у телезрителей. Известные специалисты по телевиде­
    нию не однажды говорили о наличии флюидной эмпатичной связи между телеведущим, который находится в телестудии, и зрителями, разбросан­
    ными по множеству точек страны. Добиться такого взаимодействия – это и дар Божий, и мастерский класс. Именно такие телеведущие обладают ма­
    гией вызывать доверие у телезрителей, а потому велика их роль в форми­
    ровании у населения гражданского самочувствия, отношения к действиям представителей власти, к лидерам политических партий.
    Как правило, феномен доверия требует не только таланта и профес­
    сионализма, но значительного жизненного опыта, ибо только при этом можно признать авторитет телеведущего, меру доверия к нему. Известно, что авторитетные люди располагают людей к искреннему общению с ни­
    ми.
    «СТРОИТЕЛЬСТВО ВНЕШНОСТИ» ТЕЛЕВЕДУЩЕГО
    В профессии телеведущего приоритетный фактор успеха – умение нравиться публике. Не многие ведущие имеют персональных консультан­
    тов по имиджу, поэтому им следует уделить особое внимание технологии самопрезентации, т.е. технологии подачи себя, привлечения внимания те­
    лезрителей к своим лучшим личностным и профессиональным качествам.
    Она помогает овладеть реальным механизмом эффективного воздействия внешнего облика людей друг на друга. В.М. Шепель в книге «Имиджеоло­
    гия: Секреты личного обаяния» пишет: «Чем значительнее замыслы и пре­
    тензии личности, тем более она озабочена своим имиджем. У такой лично­
    сти стремление к созданию яркого имиджа – мощный внутренний мотиватор, побуждающий её на огромную работу над собой, на преодоле­
    ние в себе всего того, что мешает быть лидером или звездой... Отсутствие внешних данных не перекрывает дорогу к личному имиджу. Только надо хотеть или уметь наилучшим образом самовыразить свои сильные личные качества. Более того, в каждом имеется дарование нравиться людям... чем

    320
    больше прилагается усилий нравиться людям, тем ярче высвечиваются ин­
    теллектуальные, художественные, телесные и информационные характе­
    ристики личности».
    В технологию самопрезентации В.М. Шепеля входят четыре мини­
    технологии:
    Œ визуализация облика,
    коммуникативная механика,
    флюидное излучение,
    вербальный эффект.
    Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отведена на «строительство внешности». В этой части работы акцент делается на то, какие конкретные приёмы используют теле­
    ведущие, чтобы сделать свою внешность привлекательной. Выбор их зави­
    сит от конкретных задач, которые ставит перед собой ведущий, и от жанра его телепередачи.
    Телевидение – это искусство, и чтобы овладеть им, необходимо знать его особенности. Оно требует особого планирования и подготовки, не тер­
    пит небрежности и суеты. Для чего нужны специфические профессиональ­

    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   35


    написать администратору сайта