Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе
Скачать 2.71 Mb.
|
В чём суть профессионального предназначения имиджмейкера? Както по телевидению я выступал вместе с главным редактором журнала «Планетакрасота» Светланой Михайловой. Она страстно доказы вала телезрителям, что все люди могут быть красивыми и надо стараться ими быть. Обратившись к телезрителям, я предложил им девиз: «Будем стремиться к тому, чтобы быть обаятельными!» Если красота – это дар природы, то обаятельность – результат работы над собой, опираясь на по мощь имиджмейкера. Обаяние – мощный фактор сближения и взаимного понимания лю дей. Поэтому неудивительно, что к нашей концепции сейчас многие тянут ся. В Институте индустрии моды функционирует кафедра имиджелогии, и мы приглашаем к себе учиться тех, кто хочет овладеть секретами личного обаяния и способен другим помочь стать таковым. Чтобы стать професси оналом, надо иметь ярко выраженные дарования: человек должен уметь общаться, обладать эстетическим воображением, телесной пластикой, ре 389 чевой обворожительностью. Далее. Чем ниже духовный тезаурус лично сти, тем меньше этот человек пригоден к работе имиджмейкера. Ибо для того, чтобы быть дизайнером личности, выстраивать технологию жизне деятельности, надо очень много знать и обладать мощной духовной энер гетикой. Приведу такой пример. Непосредственный «вклад» усилий космето лога и визажиста в эффект обаяния составляет не более 20–25%. Примерно то же самое – и модельера. Поэтому если «кусочно» работать с личностью, она никогда не станет обаятельной. Эффект обаяния – это системное при ложение знаний и умений, а потому имиджмейкер – системщик (это осо бый подбор знаний и опыта их использования, которым не каждый может обладать). Необходимы человековедческий талант, специальное професси ональное образование и разнообразная практика работы с людьми. Подчеркнём гуманитарное предназначение профессии имиджмейке ра. Он не просто делает людей обаятельными, а придаёт духовный им- пульс их жизни. В этой связи приведу такой факт. По прогнозам специалистов в 1997 году у нас в России должно было быть 400 млн. человек. Налицо оказалось 147 млн. человек. По данным Института акушерства и гинекологии у нас смертность в 1,7 превышает рождаемость. Установлено, что эту демографическую ситуацию можно исправить медицинскими усилиями только на 15–20%, а всё остальное упирается в деньги. Позволю себе не согласиться с мнением учёных. И деньги не помо гут решить эту демографическую проблему, если люди будут тратить их на алкоголь, наркотики, на неправильное питание и прочее. Человеку нужен здоровый образ жизни. По данным Всемирной ор ганизации здравоохранения, если взять за 100% факторы выживаемости человека, то 60–70% – это образ жизни, 20% – экология, 10% – медицина. Итак, главное – это здоровый образ жизни. Есть много подходов к решению этой проблемы. Они описаны мною в книге «Ортобиотика: слагаемые оптимизма» (М.: ЮНИТИ, 1996). К со жалению, в ней был сделан недостаточный акцент на то, что в утвержде нии здорового образа жизни велика роль имиджмейкера. Не случайно пока этому факту не придают должного значения. Вместе с тем личное обаяние и здоровье человека тесно взаимосвязаны. Чтобы пояснить это утвержде ние, обратимся к такой психологической проблеме, как стимулирование интереса у человека к сбережению своего здоровья. У человека за всю историю его жизнедеятельности отработаны три механизма самосохранения. Первый механизм –это «инстинкт самовыживания», который, как говорил И. Мечников, при определённых усилиях переводим в такое более осознанное состояние как «чувство жизни». 390 Второй механизм –это субъективная нацеленность человека на по лучение удовлетворения от жизни. Как отмечал 3. Фрейд, любая програм ма жизнедеятельности человека венчается получением удовольствия. Стремление к удовольствию от жизни – сильнейший стимул человека к самосохранению. Третий механизм –это возрастающая при жизни человека потреб ность в духовном самовозвышении. Известно, что чем хуже условия жизни, тем выше значение для выживания человека его духовной стойкости. Есть такое понятие, как оптимизм. Его ввёл в оборот Лейбниц – один из соста вителей первой государственной программы русской школы. Затем оно было научно разработано И.И. Мечниковым в его работе «Этюды опти мизма». Оптимизм – производное от духовной мощи личности, воздей ствует на её силу воли. В активной работе всех названных механизмов выживания человека велика роль имиджмейкера. Создавая из конкретного человека обаятель ную личность, он гарантирует ему внимание, уважение в любом социуме. И многие неприятные проблемы или жизненные неудачи при таких обсто ятельствах подругому им воспринимаются, не оказывая на него угнетаю щего моральнопсихологического воздействия. Таким образом, имиджмейкер выступает в двух ипостасях: он вы полняет функции личного психотерапевта и социального дизайнера. В первом случае он стимулирует «чувство жизни» у людей, помогает им быть оптимистами. Во втором случае он способствует эстетизации человеческих отно шений, содействует людям в создании комфорта в их общении. Простой пример из экономики. В общем валовом продукте в разви- тых странах сервисные услуги составляют 70–80%. Мои исследования свидетельствуют, что качество обслуживания клиента, например, в гос- тиничном бизнесе, даёт 15–25% рентабельности, в то время как в про- мышленности – около 8–15%. Что такое качество обслуживания клиентов? Это – прежде всего коммуникабельность в общении, умение вызы вать к себе симпатию, технологично выполнять пожелания. Всему этому надо учиться, используя помощь имиджмейкеров. Ещё пример. Проводился опрос 30 косметологов. На вопрос: «С чего вы начинаете работу с клиентом?», только двое ответили правильно – с улыбки. Между тем одна из специфических черт работы в сфере сервиса как раз то, что её работник должен иметь поставленную мимику. Выраже ние лица (а улыбка – физиогномический «концентрат» мимики) и создаёт эффект. Клиент только появился, и улыбка сотрудника показывает, что он ему рад. Имиджмейкер – это ваятель эстетического счастья. Кстати, ни один специалист не сделает того, что может имиджмейкер: он формирует эсте 391 тический вкус у человека к себе и к окружающим. Особенно велика его роль в эстетическом облагораживании семейных отношений, без чего трудно создать климат истинного доброжелательства. Не случайно в нашей практике подготовки имиджмейкеров на учебных занятиях уделяет ся много внимания преподаванию эстетики, этики, экологии, истории и теории искусства, театральной режиссуре. Ещё одна особенность профессии имиджмейкера – то, что он вирту альный проектировщик облика человека. Т.е. он советует не только, какой имидж следует использовать сегодня, а помогает разработать перспектив ные варианты имиджа: ситуативного, повседневного, будущего. Особенно важно умение имиджмейкера создавать краткосрочные и долгосрочные проекты личностного и особенно корпоративного имиджа. Объясняется это тем, что подобные имиджпроекты помогают успешно решать многие проблемы, например, придать человеку уверенность в завтрашнем дне или повысить корпоративную конкурентоспособность фирмы. Итак, профессия имиджмейкера – это сложная человекотворческая деятельность. Чтобы быть имиджмейкером, надо иметь обширные знания, владеть набором человековедческих технологий. И всегда помнить, что каждая личность уникальна, а потому индивидуальный подход органично должен быть «вмонтирован» в работу каждого имиджмейкера. Имиджмейкер должен быть незаурядной личностью. Системообра зующий фактор такой личности – специфический менталитет, в котором интеллект и сердце гармонично взаимодействуют. Представим перечень видовой специализации имиджмейкера. Имиджмейкер деловой сферы (бизнес, менеджмент, марке тинг); имиджмейкер семейный; имиджмейкер в медицинской сфере; имиджмейкер в образовательной сфере; имиджмейкер в дошкольном учреждении; имиджмейкер в военной сфере; имиджмейкер в средствах массовой информации; имиджмейкер в политической деятельности; имиджмейкер в театре и кино; имиджмейкер в шоубизнесе; имиджмейкер в дипломатической деятельности; имиджмейкер в торговле и сервисе; имиджмейкер спортивный; имиджмейкер работников учреждений культуры и искусства; имиджмейкер госслужбы; имиджмейкер правосиловых органов. 392 4.11. ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ГУМАНИТАР- НОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ ДЛЯ ИМИДЖМЕЙКЕРА История возникновения человековедческих технологий не знает воз раста. Напомним попытку Сенеки создать искусство руководства душою человека, которое он назвал «психагогикой». Человековедческими техно логами предстают Томазо Компанелла – автор книги «Город солнца» и со циальный экспериментатор Роберт Оуэн, работы которого («Новая гармо ния» и другие) до сих пор подпитывают своими идеями философов и социотехнологов. Совсем недавно мы восхищались человековедческим мастерством А.С. Макаренко. Все выдающиеся военные полководцы и хо зяйственные руководители были и есть талантливые человековеды. Спрос на «социальную инженерию», как 30 лет тому назад называ лось человековедческое направление в зарубежном менеджменте, резко возрос. И не случайно. Эта проблема – одна из фундаментальных и трудо ёмких проблем соединения гуманитарной теории с практикой, успеш ное решение которой имеет в наше время чрезвычайно важное значение. Объясняется это тем, что жизнь убедительно доказывает: знания придают уверенность людям в своем социальном значении, выступают в качестве мощного субъективного фактора проявления воли, ориентируют полу чение новых знаний. По цеховой принадлежности – психологи, педагоги, имиджмейкеры – занимаются одной из фундаментальных проблем науки и практики, название которой – эффективность использования человеческого ре- сурса. Всем, кто занимается научнопрофессиональной деятельностью в социономической сфере, полезно напомнить высказывание В.И. Вернад ского: «Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объём, разнообразие, углублённость научного знания неизбежно увеличива- ются». Возрастание зависимости ценности научного знания от его прибли жения к человеку – закономерность повышения полезности научного знания в цивилизованном обществе. Если в контексте этого утвержде ния обратимся к психологии, социологии, педагогике, имиджелогии, то обнаружим, что инвестиции в человека весьма скромны. Вдумаемся в та кие факты: за последние годы почти в семь раз возросло число само убийств. Наркотики властвуют над целыми странами. Как здесь не вспом нить русского философа П.Е. Астафьева, который в 1882 г. в книге «Понятие психического ритма» писал: человек индустриальной культуры обречён быть душевно больным, ибо происходит постоянно превышение скорости душевной под давлением технических факторов жизни. Несколь ко поиному этот патологический феномен в современном обществе объ ясняет философ Фромм, отмечая, что у современного человека ум XXI ве ка, а сердце – каменного века. 393 В таком состоянии общества значительна вина уклада жизни, что объясняется различными социальноэкономическими и экологическими причинами. Однако будем откровенны: современные профессиональные антроповеды, среди которых особо следует выделить технологов человековедов, не умеют достаточно эффективно пробуждать в совре- менных людях глубокое чувство жизни и радости общественного суще ствования, что крайне важно для полноценного существования современ ного общества, перенасыщенного проблемами социальной конфронтации, экологических бедствий, технических катастроф. Вл. Соловьев в статье «Тайна прогресса» писал: «...спасающийся спасётся». И профессиональные антроповеды призваны помочь соотечественникам овладеть самыми высо кими технологиями социального выживания и самосовершенствования. Этому и должны научить россиян имиджмейкеры и родственные им специалисты, что требует овладения процессом перевода гуманитарных и естественных знаний в особый технологический алгоритм. Любая технология – это продуманная система знаний и умений, бла годаря которым в определённой последовательности и определённым об разом замысел воплощается в конкретный вид продукции или её состав ную часть. Технология – это система практических действий, гарантирующая реализацию замыслов. Ф.М. Достоевский писал: «Невольно приходит в голову одна чрез вычайно забавная, но невыносимо грустная мысль: «Ну, что, если человек был пущен на землю в виде какойто наглой пробы, чтобы только посмот реть: уживётся ли подобное существо на земле или нет?». Что помогло человеку удержаться на земле? То, что в своей деятельности он постоянно совершенствуется в практическом применении знаний. И, наоборот, из деятельности их чер пает. Он от природы – творческий технолог, ибо выживание было и оста ётся делом его самого. Умение практически пользоваться своим интеллек том – исходное условие его существования. Вот почему все технологии, как результат деятельности человека, являются человекотворческим дея- нием, конечное предназначение которого – цивилизованное обустройство личной и общественной жизни. Среди многообразия технологии я выделяю и разрабатываю особый класс технологий, которым дал название «чело- вековедческие технологии» (См.: Шепелъ В.М. Управленческая гуманито рология. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992). Что такое человековедческие технологии? Человекотворчество порождает огромное разнообразие технологий: технические, инжиниринговые, финансовые, медицинские, биологические и т.д. Среди них приоритетное значение имеют человековедческие техно логии. Это система живых реальных воздействий, в результате которых человек как в отдельности, так и в группах совершает целевые действия. Если сказать конкретнее, то сущность человековедческих технологий со 394 стоит в том, что с помощью этих технологий формируется нравственное и эстетическое отношение человека к себе, к людям, к природе, к духов ным и материальным ценностям. Объектами в человековедческих технологиях становятся душевный и духовный мир отдельной личности, различные социальные сферы её жиз недеятельности, взаимодействие её с природой. Их усилия имеют гумани- стический замысел. Вот почему по антропологической природе объекта и прогнозируемому замыслу человековедческие технологии относятся к осо бому классу технологий – технологий гуманитарного жанра. Траектория виртуального развития современного общества решаю щим образом задаётся всё возрастающим интересом к «антропологическо му знанию». Представлю его толкование: это система гуманитарных, есте ственных, политэкономических, художественных и других знаний, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и формирующегося феномена, его разнообразных социальных форм жизне деятельности и взаимоотношений с природной средой. В наше время идёт интенсивный процесс образования новых знаний, расширяющих спектр антропологического знания. Их селекция и агрегатное построение при всей необычайной трудности решения подобной задачи имеют огромный прак тический смысл. Конкретно это можно объяснить двумя обстоятельствами. Вопервых, это обусловлено тем, как утверждал Н.А. Бердяев, что «антропологический путь – единственный путь познания вселенной...» Этим и обусловлен повышенный интерес специалистов к усилению антро пологической составляющей в современной человекотворческой деятель ности. Вовторых, антропологическое знание – это знание, которое изза особого научноисследовательского отбора и экспериментирования (в от личие от специализированных гуманитарных знаний), наиболее реально переводимо на язык человековедческих технологий. Всё это объективно актуализирует возрастающее значение в образо- вании, бизнесе, политике антропологического знания. Было бы весьма продуктивно обобщить новые теоретические сведения и эмпирические данные, расширяющие информационный банк психологии, педагогики, социологии, имиджелогии, опыт перевода этих знаний в соответствующие технологии. Это – особенно актуально, так как не каждый психолог, педа гог и даже имиджмейкер могут достойно выступать в роли человековедче ского технолога. Ресурсонасыщенность человековедческих технологий, используе мых, например, в менеджменте и имиджелогии, наглядно проявляется в разработанных мною базовых технологиях: «индивидуальной работы с персоналом», «конструирования коллективного социума», «стимулирова ния делового честолюбия», «упреждения и преодоления конфликтов», «личного обаяния», «самосбережения здоровья и жизненного оптимизма», 395 «выявления профпригодности менеджера», «измерения гражданского са мочувствия персонала (населения)». XXI век науковеды называют веком биологии. Мы на пороге фунда ментальных открытий, в мире живых организмов. В ближайшем будущем весь комплекс естественных и гуманитарных дисциплин получит каче ственно новую информацию для разработки более совершенных человеко ведческих технологий. Несомненно, что психологи, педагоги, менеджеры, имиджмейкеры, имеющие добротный опыт обращения с этими технологи ями, сумеют использовать в своей профессиональной деятельности ожида емые достижения в биологии. Речь идёт не только о полезности более основательного введения биологических знаний в профессиональную компетентность специалиста по человековедческим технологиям. Известно, что познание методологии естественных наук – одно из важных требований ко всем наукам, занима ющимся изучением личности и общества, а также практически воздей ствующих на людей. Соблюдать это требование должны в первую очередь те специалисты, которые преподают в общеобразовательной и высшей школе, задействованы в бизнесе, но особенно для профессиональных имиджмейкеров. Именно они призваны помочь людям овладеть интеллек туальными технологиями самопознания, качество которых решающим об разом определяется уровнем методологической подготовленности самих имиджмейкеров. У Карла Линнея в «Философии ботаники» есть выражение: «Нови чок знает классы, кандидат – все роды, магистр – очень многие виды. И далее делает вывод: с познания видов начинается всякое серьезное образо вание в области естественных наук, экономики, медицины, в конце концов, подлинное человеческое познание». Можно обозначить три рода человековедческих технологий: социальноориентированные; личностноориентированные; комбинированные, сочетающие в себе оба предыдущих подхо да. К первым, например, относятся технологии конструирования раз личных социумов, проведения пиаровских и имиджмейкерских акций. Ко вторым причисляются технологии конкретного воздействия на личность. Например, педагогические, психологические и психотерапевтические тех нологии. Комбинированные человековедческие технологии – это сочета ние различных социальноориентированных и личностно ориентированных технологий. Их широко используют в экономической и политической сферах, шоубизнесе; их используют в управленческой, пе дагогической, медицинской, имиджмейкерской практике. Итак, определив принадлежность человековедческих технологий к классу, выявив три их рода, обозначим теперь их видовое представление. |