Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе
Скачать 2.71 Mb.
|
Что такое обаяние? Можно предложить три варианта ответа на этот вопрос: личное притяжение, которое испытывает человек к челове ку; устойчивая симпатия, проявляемая к конкретному челове ку; умение «светиться людям», т.е. излучать тепло. В первом случае имеется в виду подсознательное тяготение к чело веку, своеобразное влечение к нему. Во втором случае речь идёт об устой чивом эмоционально окрашенном отношении к конкретному человеку. Как отмечал А. Смит в своей ранней монографии «Теория нравственных чувств», симпатия представляет собой своеобразный фермент человече ских отношений, оказывающий влияние на взаимодействие людей и про изводительность их труда. Разбирая третий случай, отмечу, что женщина от природы наделена способностью «светиться людям», излучать ауру человеческого тепла. Это обусловлено её пассионарной способностью. Женщина, используя выра жения Н.О. Лосского, является носительницей гносеологического и онто логического оптимизма. Бог предназначил ей вбирать космическую энер гию и передавать её людям, в чём проявляется её уникальное природное дарование. Вместе с тем это повышает требования к образованности и вос питанности представительниц женского пола. И, прежде всего к их посто янному самообразованию в области художественной литературы, театра, живописи, музыки. В произведениях этих сфер культуры опредмечена космическая энергия, а потому, впитывая в себя достояния произведений, женщина общается с космосом. В конечном итоге аккумулятивная заря женность женщин космической энергией оказывается настолько значи тельной, что они могут передать её людям естественно и эффективно. 19 Женское обаяние непосредственно влияет на формирование душев ного склада детей. Таким образом, женщины воздействуют на селекцию генофонда нации. Обаяние женщин предопределяет характер поведения мужчин. Вспоминаю слова известного пушкиниста П.Е. Щёголева о Наталье Нико лаевне Пушкиной: она была так красива, что могла позволить себе рос кошь не иметь других достоинств. Возложим ответственность на мужчин за то, какие выводы они извлекают для себя, общаясь с подобными жен щинами. Бесспорно одно: женское совершенство подвигает настоящих мужчин на благородные поступки. В Афинах и других городах Древней Греции устраивались конкурсы красоты среди мужчин и среди женщин. Для древних греков эти конкурсы были смотрами моральных и фи зических качеств. К участию в них никогда не допускались лица, запят навшие себя антиобщественными поступками. Притягательный, яркий об раз незаурядной женщины Древней Греции, сочетающий в себе совершенство телесной и духовной красоты, мы находим в романе И. Еф ремова «Таис Афинская». Таис можно считать идеалом женщины тон эпо хи: земной, с живыми чувствами, страстями, естественной в поведении, прекрасной и телом, и духом. В средние века представление об обаянии человека претерпело су щественные изменения. Он мог достичь совершенства лишь путём духов ного возвышения над обыденной жизнью, но бесспорным считалось, что личностное обаяние – удел образованных людей. Образцы этой идеологии широко представлены в рыцарских романах о любви к недоступной «Прекрасной Даме сердца». Среди куртизанок Ве неции было много прославившихся не только красотой и изысканностью, но и образованностью. Так, знаменитая Вероника Франко была поэтессой и образованнейшей женщиной Венеции. Она знала наизусть всего Петрар ку, Бокаччо, а также латинские стихотворения Вергилия, Овидия, Горация и др. Богатство куртизанок зависело не только от их красоты, но и от того, насколько утончённую атмосферу они умели создать в своём доме. Духовное богатство мужчин придаёт их обаянию особый шарм. Бла городные мужчины стимулируют женщин на возвышенные поступки. Как показывают автобиографические исследования, отцы оказывают важней шее влияние на воспитание творческого потенциала женщин. Джин Н. Ландрам в книге «Тринадцать женщин, которые изменили мир» пишет: «Екатерина Великая обожествляла своего отца... Нет сомнений, что отцы имели преобладающее влияние на этих женщин, следовательно, этих мужчин имеет смысл рассматривать как определяющие факторы в воспи тании женщин, способных на большие творческие достижения». Бесспорно, мужское обаяние зиждется не на физической мощи и не вообразимо дерзких поступках. В современной жизни имеется немало ки 20 но и телевизионных героев, лишённых прелестей обаяния. Их интересно разглядывать, но, как сказала одна известная актриса, с ними неинтересно быть долгое время вместе. Мало кто знает, что неотразимый Казакова был весьма эрудирован ной и многогранно образованной личностью: историк, музыкант, матема тик, химик, дипломат, футуролог. Автор стихов и пятитомного романа, знаменитых «Мемуаров», переводчик «Илиады» Гомера, оказывал литера турные услуги Моцарту и Вивальди. Прекрасно знал женскую психоло гию, а потому всегда был внимателен, щедр, ухожен, умело использовал свой главный приём в общении с ними – «женщина любит ушами». Будучи уже в глубоком возрасте, удивительным обаянием обладал академик В.А. Энгельгард. Общение с ним всегда вызывало ощущение прикосновения к кладезю непочатых знаний и вбирания аромата ориги нальных мыслей. Изумительное умение передавать людям свои знания и идеи помога ло внешне суровому конструктору советской артиллерии В.Г. Грабину творить буквально чудеса: он так сплотил вокруг себя людей, заразил их своими идеями, что за 77 дней был создан серийный образец новой пушки легендарного танка Т34. Как здесь не вспомнить слова Гёте: «Величайшей заслугой человека остаётся, конечно, то, что он как можно больше опреде ляет обстоятельства и как можно меньше ими определяет себя». Личности, которые умеют достойно обращаться с обстоятельствами, привлекают к себе людей именно силой своего духа. Духовность не определяется образованностью и воспитанностью. Это более объёмное и полифоническое явление. Теофиль Готье в книге «Путешествие в Россию», которое он совершил в 1858 г., писал, что у рус ских велика религиозная терпимость, благодаря которой люди многих ве роисповеданий в их стране живут в добрососедских отношениях. Разве по добная уважительность к другим верованиям и обычаям не есть показатель гуманистической духовности русских? Отсюда и заманчивость перспекти вы создать возвышенный отечественный имидж россиян как граждан уникальной страны. УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМИДЖЕЛОГИИ «Никакая работа не может быть плодотворной, если в её основе не лежит какойнибудь идеальный принцип», – утверждал Ф.И. Шаляпин. Общество не может обойтись без идеала обаяния. Но представления о нём исторически меняются. Современный идеал обаяния характеризуется образованностью и воспитанностью, терпимостью к человеческим характерам, уважительно стью к различным вероисповеданиям, элегантностью манер, вкусом к одежде, искусным владением словом. В нём гармонично соотносится ду ховная содержательность с эстетикой её внешнего проявления. 21 В каждом конкретном случае обаяние – это индивидуальное решение проблемы взаимосвязи содержания и формы. Оно связано с личностной неповторимостью: с самобытностью склада ума, чувствования человека, наделённостью его конкретными задатками и способностями. По данным Интернета только 11% опрошенных мужчин отдают предпочтение женской красоте в буквальном смысле этого слова, а осталь ные признают обаятельность, симпатию, вызов к себе доверия в качестве определяющих факторов их отношения к женщине. Чувства влекут мысли, которые рождают действия. Если мы хотим чувствовать себя лучше и признать свою личностную значительность, то надо изменить свой внутренний настрой по отношению к себе самому. Шекспир сказал: «Мы знаем, кто мы есть, но мы не знаем, кем мы могли бы стать». Часто внешне мы выглядим такими, какими подсознательно се бя считаем. Попробуйте проделать небольшой эксперимент. Придумайте не сколько фраз о собственной незаурядности в виде «Гимна о себе». Мыс ленно произносите ею, когда готовитесь к выходу на работу, едете в обще ственном транспорте. Особенно пусть он звучит в вашем сознании, когда вам трудно. Через несколько дней результаты не заставят себя ждать. Это очень эффективный способ на пути к достижению привлекательности. Люди становятся понастоящему счастливыми, когда они создают комфорт общения, в котором особенно нуждаются семья, дружеская ком пания, трудовой коллектив. Значение комфорта общения особо возрастает в трудные часы жизни, в престарелом возрасте, в болезненном состоянии. Во всех этих и других случаях теплота человеческого взаимодействия – мощный обогреватель тела и души каждого из нас, наилучший стимулятор проявления своих способностей и деловых качеств. Если принять во вни мание, что треть жизни мы спим, около шести лет тратим на принятие пи щи, то вполне понятно, насколько непродолжительно активное время у людей. Русский поэт П.А. Вяземский афористично подметил, что «искус ство нравиться есть тайна, даруемая ли природой или похищенная упор ным усилием...». В наполнении своей жизни прелестями общения и пре успевания без познания имиджелогии ни теоретически, ни практически не обойтись. Имиджелогия необходима каждому человеку как важный компонент его образованности и воспитанности, как составляющая профессиональной компетентности, как технология выстраивания моделей социального пове дения. Например, обаятельность в экстремальных ситуациях часто оказы вается спасательным кругом, благодаря которому можно не растеряться при некорректном обращении или посягательстве на личную честь. При найме на работу она поможет лучше представить работодателю ваши лич ностноделовые характеристики. 22 Софи Лорен в книге «Женщины и красота» пишет: «Обаяние не под даётся измерению, его нельзя взять на загородную вечеринку, званный обед или оставить дома за ненадобностью. Обаяние подобно хорошей по годе, им наполнена каждая минута, проведённая с человеком, обладающим им». В этой связи обратим внимание, что внешний вид человека и его речь выступают чаще всего раздражителем «номер 1». По законам восприятия, а они лежат в основе концепции имиджелогии как науки и искусства нра виться людям, на основе подобного реагирования человеческой психики внешние стимулы преобразуются в образ, т.е. в конкретную картину со знания. Так сознание включается в активную деятельность, что определяет отношение человека к тому, кто этот образ представляет. Несколько примеров для пояснения. Известен культ зубных щеток в США. Во многом это объясняется тем, что американцы высоко ценят «со циальный эффект» улыбки. Блестящую улыбку нельзя представить без от менного состояния зубов. Или такой факт. После разгрома армии Наполеона боевые полки рус ской армии не вошли в столицу Франции по причине того, что их внешний вид был недостаточно для этого наряден. Есть такое мнение: если мужчина хочет иметь успех у женщины, то он непременно должен затронуть её самолюбие. Как, в свою очередь, по мнению Чезаре Ломброзо, при восприятии мужчиной женщины он пускает в ход прежде всего зрение, обоняние и особенно осязание, поэтому степень женской привлекательности, которая должна удовлетворять этим ощуще ниям и соответствующим чувствам, высока. Таким образом, в успешном решении многих проблем межполового и социального общения в реальной жизни бесспорно полезны разносторонние знания по имиджелогии и ма стерское владение технологией личного обаяния. Лорд Честерфильд писал об этом в «Письмах к сыну»: Если хочешь понравиться людям, обращайся к их чувствам: умей ослепить взглядом, усладить и смягчить слух, привлечь сердце. Пусть тогда разум их попробует чтонибудь сделать тебе во вред. РЕЗЮМЕ Итак, чтобы быть притягательной личностью, внешней выразитель ности недостаточно. Она – желаемый компонент имиджа, но не решаю щий. Имидж – собирательное понятие. Это – облик, то есть та форма жиз ненного проявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются лучшие личностноделовые характеристики. Пусть никого не смущает, что имидж в основном рассчитан на со здание благоприятного первого впечатления. В достижении его многое за висит от внешнего вида человека. Главное в том, чтобы первое впечатле ние не оказалось ложным стимулом, а способствовало обнаружению в 23 человеке умственной образованности, профессионализма и порядочности. Вот почему надо быть требовательным к своему имиджу в общении с людьми. Первое впечатление, формируясь в пределах 20–40 секунд, ока зывает огромное психологическое воздействие на последующее восприя тие человека человеком. Любое общение – это жизненная ситуация, благодаря которой люди могут стать ближе друг другу. К сожалению, нередко недооценка роли личного имиджа не позволяет реализовать столь драгоценный шанс. Осво ение имиджелогии и призвано помочь людям овладеть технологией взаи мопонимания. В обустройстве своей внешности обязан быть заинтересован каждый. Это обусловлено тем, что дарить людям радость общения, сподвигать их на благородные взаимоотношения – долг каждого цивилизованного чело века, проявление его внутренней культуры и душевного достоинства. Как писал Г. Лебон в книге «Психология социализма», обаяние составляет са мую могущественную причину господства, а потому боги, короли и жен щины не могли бы властвовать без него. Он подразделял обаяние на два вида: «приобретённое обаяние» и «личное обаяние» и подчёркивал, что в любом случае это требует серьёзной работы человека над собой. И последнее. Имиджелогия – система различных знаний и умений. Её информационный банк составляют данные таких дисциплин, как пси хология, этика, педагогика, социология, риторика, театральная режиссура и актёрское мастерство, косметология, дизайн одежды и т.д. Однако самым главным является то, что имиджелогия выступает теоретикоприкладной основой проектирования и использования технологии личного обаяния. Что делает необходимым признать её самостоятельной научно технологической дисциплиной современного человековедения. Практические советы и упражнения присаживаясь к телевизору, вооружитесь пишущей ручкой и блокнотом, просматривайте телесюжеты, в которых участвуют известные политические деятели, государственные руководители, популярные арти сты; попытайтесь определить слагаемые их имиджа; выявите, какие функции имиджа наиболее искусно педалиру ются; выпишите, каким образом это им удается, подумайте, что из этого опыта вы можете использовать сами. Вопросы для самопроверки 1. Что такое имидж как феномен и как понятие? 24 2. Каковы функции имиджа, их теоретическое и практическое значение? 3. Какие существуют направления и отрасли имиджелогии? 4. Какие знания и умения приоритетны в имиджелогии? Рекомендуемая литература Шаляпин Ф.И. Маска и душа М., 1997. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1995. Ланге Н.Н. Психический мир Избр. психологические труды. М.; В., 1996. Шепель В.М. Управленческая этика М., 1989. Шепель В.М. Имиджелогия. секреты личного обаяния. М., 1994. Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая ком петентность менеджера. М , 2000. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Киев, 2000. 1.2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИМИДЖЕЛОГИИ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЖИВАНИЯ Наивно создавать привлекательный имидж людей, не придавая зна чения состоянию окружающей среды, напряжённому ритму жизни людей, устойчивому впаданию их в депрессивные состояния. Такова современная жизнь. В ней много научнотехнических и гуманитарных достижений, но немало крайних неудобств для нормального, духовного, душевного и фи зического существования. Современное общество стоит перед роковой чертой – экологического вымирания. Чтобы сохранить человеческий род, необходимо объединить его под знаменем общемирового ортобиоза, значит, нужны согласованные меры по оздоровлению природной среды на всей нашей многострадальной планете. Ещё об одном факте следует поразмыслить. Имеется в виду то, о чем неоднократно писал И.И. Мечников, обратив внимание, что современный человек попрежнему остается ещё не вполне сложившимся и неполно приспособленным к условиям существования биологическим видом. Ины ми словами, жизненные функции современного человека неадекватны их биологической сути. В.В. Вересаев эту мысль весьма наглядно проиллю стрировал в книге «Записки врача»: функционально наш глаз предназначен смотреть вдаль, а ему приходится работать в основном на близком рассто янии. Нужен новый глаз, и для этого потребовались очки. 25 В этой связи хочется возразить Ж.Ж. Руссо по поводу его высказы вания о совершенстве всего того, что выходит из рук природы. Здесь более уместны слова В.В. Вересаева: «Противоестественна организация челове ка, отставшая от изменившихся жизненных условий. Противоестественно то, что человек принужден на стороне черпать силу, источник которой он должен бы носить в самом себе». Разговор при этом должен идти об уме нии современных людей выработать нормальное соотношение между сво ими стремлениями и отправлениями. В достижении этого В.В. Вересаев усматривал «коренное условие человеческого счастья». По мере обогащения нашего познания о человеке расширяются гра ницы представлений о его энергетической природе. Так, исследования Г. Селье позволили выйти на новый виток изучения человека, прежде всего в познании закономерностей функционирования психики. В контексте наших размышлений особенно привлекательна его концепция об «адапта ционной энергии». По мнению Г. Селье, в каждом из нас имеется некое количество адаптационной энергии, израсходовав которую организм ста новится неприспособляемым к условиям жизни, а потому обречён на поги бель. Проблема ресурсов нашей адаптационной энергии приобретает осо бую актуальность. Обилие социальноэкономических и бытовых неурядиц, «информационный бум», значительное изменение природно климатических условий (например, грозящий «парниковый» эффект) – всё это своеобразные «факторы риска», преодоление которых предполагает большие затраты адаптационной энергии людей. Её значение возрастает и потому, что эти факторы ещё более усугубляют неприспособленность че ловека к ним по причине несоразмерной слабости его нервной системы. Обращая внимание на подобные факты, И.И. Мечников писал: «Че ловек в этом отношении страшно отстал от жизни. Жизнь требует от него всё большей нервной энергии, всё больше умственных затрат: нервы его неспособны на такую интенсивную работу, и вот человек прибегает к воз будителям, чтобы искусственно поднять свою энергию». В этом объяснении заложен ответ на многие вопросы социального поведения людей. Природная слабость нашей нервной системы – её плюс и минус. Плюс потому, что благодаря этому свойству она обладает изуми тельной пластичностью, чем неоднократно восхищался И.П. Павлов, видя в этом изумительную способность человека адаптироваться к самым раз личным условиям жизни. Минус же в том, что не всякие натяжения в жиз ни нервная система выдерживает, о чём свидетельствует возрастающая смертность людей в цветущем возрасте, повышенный спрос на наркотики, динамика самоубийств. Таким образом, необходимо разумно обращаться со своей нервной системой, знать, какие генетические особенности ей при сущи, видеть перспективы одоления этого недуга. Остальные заболевания – это результат недооценки людьми так называемых факторов риска, 26 нарушения элементарных норм обращения с самими собой. Как здесь не вспомнить слова Сократа: «Высшее искусство – безупречная человече- ская жизнь». Понятие «безупречная жизнь» в качестве важной составляющей включает и достойный личностный имидж. ОРТОБИОЗ – ГАРАНТИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ |