Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Что такое «Я­концепция» 2. Каковы составляющие «Я­концепции» 3. Чем помогает личности работа над «Я­концепцией»

  • Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе
    Дата01.02.2023
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаuch_posob.pdf
    ТипУчебное пособие
    #915098
    страница8 из 35
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   35
    лее устойчивы для Вас?
    Меня это радует
    Мне это безразлично
    Мне это неприятно
    Я счастливый
    У меня ничего не ладится
    Я тугодум
    Я неуклюжий
    Я зануда
    Я неудачник
    Я добросовест­
    ный
    Я обманщик
    Я интроверт
    Я фантазер
    Я оптимист
    Я человек надеж­
    ный
    Я раздражитель­
    ный
    Я хороший друг
    Я подвержен настроению
    Я общителен
    Я религиозный
    Я умный
    Я слабый
    Я опрометчивый
    Теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим Ваше отношение к собственным качествам
    Много ли нашлось характеристик, которые Вас удовлетворяют? Бу­
    дем надеяться, что большинство. Если это так, то у Вас высокое самовос­

    83
    приятие. Цель этого занятия — проанализировать свой психологический
    портрет, определить, что Вы о себе знаете и как к себе относитесь.
    Упражнение «Я-реальное»
    Цель этого упражнения – показать возможности самоисследования
    и расширить представления о себе.
    1. Задайте себе вопрос: «Кто я?»и запишите 10 первых пришед­
    ших в голову ответов.
    2. Представьте себе значимого человека для Вас, какую характе­
    ристику он дал бы Вам? Запишите 10 ответов.
    3. Сопоставьте и сравните ответы 1­го и 2­го пунктов.
    Упражнение «Я-идеальное»
    Цель этого упражнения – исследовать свой прошлый опыт, обна-
    ружить упущенные возможности, найти способы их реализации и т.д.
    Задайте себе вопрос: «Кем бы я мог стать, если реализовал бы все свои возможности?» и запишите 10 ответов.
    Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оцени­
    вают другие.
    К. Роджерс разработал гипотезу самоутверждения. Её смысл в том, что самоутверждение – это процесс снятия с самого себя одной за другой масок. Снимите маски – и увидите, что Вы есть.
    Если Вы обнаруживаете незнакомые аспекты своего Я, то это может послужить духовной основой в процессе становления личности. Чем зна­
    чительней успех, тем выше индекс собственного самоуважения.
    Оно вычисляется по известной формуле У. Джемса:
    Успех
    Самоуважение = ———————
    Притязания
    Польская поговорка гласит: «Хорошее мнение о себе – половина сча­
    стья».
    Упражнение «Мои жизненные планы»
    Составьте для себя список желаемых результатов и расположите
    его в порядке убывания ценности каждого. Ответьте на вопросы: Чего я
    уже добился? (Мой успех.) Чего хочу добиться в ближайшее время? Мои
    глобальные цели?
    Это и будет Вашей жизненной программой в осуществлении себя.
    Формула оптимизма

    84
    «Я­концепция» – это мини­гимн самому себе, любви к себе, что вы­
    ступает субъективным аспектом самовнушения. Подготовка и разучивание мини­гимна «Я – чудо!».
    1. Прочитайте текст.
    2. Прочитайте выразительно ещё два раза, делая упор на те сло­
    ва, которые особенно приятны.
    3. Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал Ваше хорошее настроение.
    4. Ещё раз прочитайте про себя.
    5. Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!».
    Повторять гимн себе любимому надо каждый день 3 раза с переры­
    вом 15–30 сек. При необходимости – чаще.
    Предлагаем Вам примерный мини­гимн «Я – чудо!». Вы можете написать свой и разучить его.
    Мини-гимн «Я – чудо!»
    Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У ме­
    ня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня от­
    личное настроение!
    Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!
    Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голу­
    бое!
    На меня можно всегда положиться. Я не подведу!
    Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я вниматель­
    ный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги.
    Со мной всегда легко и весело.
    Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокой­
    но.
    Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, уме­
    нием дорожить своим достоинством, семейной честью.
    Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!
    Вопросы для самопроверки

    1. Что такое «Я­концепция»?
    2. Каковы составляющие «Я­концепции»?

    3. Чем помогает личности работа над «Я­концепцией»?
    4. Какие дополнения можно внести в методику «Я­концепции»?

    85
    Рекомендуемая литература
    Бернс Р. Развитие «Я­концепции» и воспитание. М., 1986.
    Леви В. Искусство быть собой. М., 1977.
    Ветрова В.В. Я – справлюсь. М., 1996.
    Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
    2.2. ОСНОВЫ ФИЗИОГНОМИКИ. ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИО-
    ГНОМИКА
    В восьми случаях из десяти человек воспринимает другого человека по впечатлению о внешнем виде. Важнейший элемент в физическом обли­
    ке человека – его лицо, и большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют своё внимание на лице собеседника и на его глазах.
    Специфика технологии личного обаяния в том, что значительная часть времени в ней отводится на так называемое строительство лица – фейсбилдинг. Именно здесь классический постулат о соразмерности фор­
    мы и содержания получает практическое воплощение.
    У Вивиан Коннелл в романе «Золотой сон» описан образ девушки, где отражён тот информационный потенциал, каким обладает лицо: «Она была очень молода, и на лице её он не заметил следов косметики и губной помады. За её яркой внешностью проглядывал древний род, об этом можно было судить по безупречным очертаниям головы от благородного лба до изящного подбородка. Форма носа вызывала в памяти самые совершенные образцы античности. Цвет глаз разглядеть не удалось – они казались про­
    сто яркими при свете ламп. Всё лицо её было слеплено для того, чтобы подчеркнуть разум – всё, за исключением губ. Увидеть один раз эти губы – и невозможно совладать со своим желанием, как на полотнах Розетти, та­
    кие они были свежие, нежные. Никому они не принадлежали и жили своей собственной жизнью. Весь её облик говорил о том, что она создана для любви, её лишь надо было выращивать, пестовать, как драгоценную розу в весеннем саду».
    Итак, мы начинаем изучать «строительство» внешности с познания своего лица: его формы, деталей и их «прочтения» с помощью науки фи­
    зиогномики, с выяснения эффекта мимики и комплекса упражнений по фейсбилдингу.
    Лицо – одна из характеристик внешности человека. Зная ключи про­
    чтения лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения.
    Внутренняя сущность личности «прочитывается» в лице человека.
    Об этом мы читаем в стихотворении М. Шаффи:
    На каждом лице – истории явный след,

    86
    Гнева, любви, страданий, прожитых лет,
    Внутренняя сущность хозяина здесь видна,
    Но возможность читать её не каждому свыше дана.
    Эти слова подтверждают мысль о том, что на лице каждого человека отчётливо отражаются беды и радости, симпатии и антипатии – всё самое сокровенное. Прочесть это может каждый, но понять дано не всякому. Те, кто сумел это понять, создали удивительную науку – физиогномику.
    Физиогномисты по чертам и выражению лица, по его форме и дета­
    лям смогли выявить, «прочитать» скрытые характеристики личности. Это позволяет с ходу ориентироваться в людях, подобрать соответствующий ключ к общению, спрогнозировать модели поведения.
    Физиогномика (по­гречески: «physis» – природа и «gnosis» – знание, познание) – изучение или познание природы.
    Некоторые учёные считают физиогномику искусством, иные назы­
    вают её наукой. Так, В.М. Шепель в книге «Имиджелогия: секреты лично­
    го обаяния» пишет, что физиогномика – «наука о типах лица, об умении их читать и выявлять по их чертам скрытые характеристики личности».
    Физиогномика как искусство познавать по чертам лица и выражению глаз характер человека зародилась в Древнем Китае, а на Западе получила распространение в Древней Греции.
    Восточным знатокам издавна удавалось по лицу определить склон­
    ности и даже судьбу человека. На Востоке учёные считали, что в жизнен­
    ных успехах главную роль играют врождённые качества человека. При этом внешние признаки – видимая часть айсберга. В физиогномике есть конституционные признаки, передающиеся генетически. Физические при­
    знаки указывают на ярко выраженные черты характера. Так, физические признаки, характеризующие способы словесного выражения, сосредоточе­
    ны в области рта; признаки, связанные с логическими и оценочными спо­
    собностями, – в области глаз. Индикатором внутренней уверенности в себе служит отношение длины лица к ширине нижней части лба, широкие ноздри и выпяченный вперёд подбородок и т.д. Иными словами, такие яр­
    кие визуальные индикаторы, как лоб, брови, глаза, нос, подбородок, со­
    здают лицу эффект информативности.
    Следует сказать, что восточная физиогномика отличается от запад­
    ной, так как каждая культура имеет специфические «ключи прочтения» внешности человека с последующей интерпретацией его как личности.
    Ключи эти эффективны, если применяются к представителям одной куль­
    туры, так как помогают быстро и адекватно воспринимать другого челове­
    ка. Но далеко не всегда они подходят при восприятии других культур. Так, у вьетнамцев существует примета: большой рот для мужчин означает ин­
    теллект, у русских же такой аналогии нет. Поэтому при взаимодействии представителей разных культур механизм физиогномической оценки (ре­
    дукции) может давать сбой.

    87
    Физиогномика – учение о связях внешнего облика человека и его принадлежностью к определённому типу личности.
    Творцом физиогномики считают Пифагора. Он с лёгкостью разре­
    шал не только задачи точных наук, но и тайны человеческого лица, а уче­
    ников принимал к себе только после того, как тщательно осматривал их с головы до ног, и не брался обучать их математике, если не видел на лице признаков, свидетельствующих о способностях к этой науке.
    Учение физиогномистов начинается с понимания принципа баланса и пропорции. Ни одна черта лица не должна выделяться сильно или выпа­
    дать из общего ансамбля. Вот почему над входом в школу Платона была прибита табличка с надписью: «Пусть ни один неизмеренный не входит сюда». Древние греки были прекрасными физиогномистами, поэтому стремились сеять вечное, доброе, светлое в благодатную почву, которая приносила плоды – одарённых и талантливых последователей.
    Первый физиогномический трактат приписывается Аристотелю, ко­
    торый заложил основы учения о лице. Он считал, что черты лица и его об­
    щее выражение характеризуют определённый тип; по ним можно судить о характере человека, уровне его интеллекта, одарённости.
    Взгляды Аристотеля разделял великий целитель Востока Авиценна, который, анализируя выражение лица больного, при постановке диагноза приобщал свои аргументы по физиогномике. Парафизиогномика важна и в современных исследованиях медицины и психиатрии. В этом направлении интересны работы Ч. Ломброзо, который попытался определять преступ­
    ников по специфическим чертам лица.
    Существует множество физиогномических систем, наиболее распро­
    странённые из них – системы Галля, Порты, Ломброзо, Лафатера, Ледо.
    Учение Франца Иозефа Галля по френологии было подвергнуто кри­
    тике в начале XIX века, так как не было никаких доказательств того, что способности человека каким­либо образом отражаются на конфигурации черепа. Однако благодаря Галлю были открыты многие до того неизвест­
    ные свойства мозга, центры речи, письма, слуха, зрения. Галль первым вы­
    двинул проблему соотношения строения тела и характера.
    Основываясь на френологических трактатах Галля, итальянский врач
    Чезаре Ломброзо считал, что в мозге человека есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим порочным поступкам. Он провёл наблюдения над 3839 людьми, совершившими разного рода пре­
    ступления, и исследовал 383 черепа казнённых преступников. Ч. Ломброзо пришёл к выводу, что во внешнем виде преступники имели отклонения от нормы для современного человека – скошенность лба с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, переносимость боли, склон­
    ность к татуировке. Учение Ломброзо о «врождённом преступнике» было с презрением отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов.

    88
    Швейцарский пастор, богослов и поэт Иоганн Гаспар Лафатер зари­
    совал тысячи лиц и составил из них «библию физиогномики». Он утвер­
    ждал, что по чертам лица можно узнать внутреннюю сущность человека.
    Лафатер считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о характере вообще.
    Его четырёхтомный иллюстрированный труд был весьма популярен в своё время. Екатерина II проявила к физиогномике особый интерес и направила к Лафатеру в Швейцарию на собеседование русскую делегацию во главе со своим сыном Павлом.
    ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ ЛИЦА
    На лице человека отражены его жизнь и жизненный опыт. Вот по­
    чему люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. Это возможно потому, что всё, что бы ни делал человек, выражает его сущность. Об этом ещё 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри».
    Итак, правильно используя ключи, которые даёт наблюдение, можно найти шифр к пониманию человека.
    Лицо – своего рода «азбука», пособие по «чтению» людей. Ж. Ледо писал о «языке лица» так: «Черты лица, как буквы и слова, скомбиниро­
    ванные между собой, составляют фразы физиогномического языка, ан­
    самбль которых, будучи приложен к индивидуальному типу, даёт вполне ясное представление о последнем».
    Чтение лица начинается с определения его формы. Все лица по фор­
    ме имеют сходство с геометрическими фигурами: ромбом, квадратом, тре­
    угольником, овалом, трапецией, кругом... Отсюда и названия – ромбовид­
    ная, треугольная, овальная, круглая, трапециевидная формы.
    Существует пять типичных форм лица, эталонные черты которых несут конкретную информацию: продолговатое, треугольное, круглое, тра­
    пециевидное, квадратное. Познакомимся с основными физиогномическими типами лица. Тип лица – понятие более широкое, оно включает данные о характере, индивидуальных особенностях человека, а также о форме лица и его деталях.
    Чтобы правильно определить характер человека, следует сначала определить форму лица, а затем изучить каждую черту как саму по себе, так и в связи с остальными деталями лица.
    Необходимо определить, какие части лица согласуются с другими и в какой степени. Для этого нужно знать в совершенстве смысл и значение каждой детали, каждой чёрточки лица. Попробуем обратиться к азам фи­
    зиогномики и рассмотрим детали лица, чтобы найти ключи к его прочте­
    нию.

    89
    Идеальным считается овальное лицо. Оно имеет хорошие пропорции деталей (длина в полтора раза больше ширины), которые словно вписаны в овал. Очертания нижней челюсти, подбородка, особенно скул, – плавные.
    Лицо овальной формы принято считать эталоном, его называют классиче­
    ским. Такое лицо с правильно очерченным овалом встречается крайне ред­
    ко.
    Продолговатое лицо (овальное и прямоугольное) свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности и рассудительности.
    Люди, имеющие такое лицо, обладают организаторскими способностями и ярко выраженной целеустремлённостью. Это так называемый аристокра­
    тический тип.
    Треугольное лицо присуще высоко одарённым и чувствительным людям с тонко выраженной интуицией. Однако они не склонны к привя­
    занности и преданности. Они могут быть пылкими и задорными, упрямы­
    ми и хитрыми, непокорными и скрытными.
    Трапециевидное лицо принадлежит людям интеллигентным, чув­
    ствительным, артистичным. У них дружелюбный характер, отсутствуют качества борца.
    Круглое лицо характерно для людей добродушных, миролюбивых.
    Зачастую натура оптимистичная и беспечная, весёлая и любезная, что де­
    лает её приятной для совместной жизни. Ум у такого человека гибкий, но поверхностный. Его прямая и честная душа не знает ни хитрости, ни обма­
    на. Стремление оказать услуги делает его жертвой недоброжелательных людей. Однако тщеславие и честолюбие ему не чуждо.
    Квадратное лицо указывает на человека сурового, мужественного, энергичного и динамичного, стремящегося к лидерству. В общении он настойчивый и прямолинейный, нередко бывает грубым и жёстким. Он хо­
    роший исполнитель и может быть умным администратором.
    Часто в лице соединяются две или три формы. В этом случае лицо следует отнести к той форме, черты которой в нём преобладают.
    Зная ключи к прочтению лица, владея соответствующим умением снять информацию с лица собеседника, можно значительно обогатить свою технологию общения. Читать лицо можно, наблюдая со стороны, и в процессе общения. Сначала определяем форму, затем делим лицо на зоны, дальше фиксируем внимание на таких ярких индикаторах, как лоб, глаза, нос, губы, челюсти, подбородок, уши.
    Зоны лица. Для удобства чтения лицо условно делят на три зоны двумя горизонтальными линиями.
    По китайской физиогномике верхняя зона (перегоны) представляет первоначальную формирующую среду, менталитет, подходы к жизни в юности (до 30 лет). Средняя зона отражает взрослую жизнь, карьеру, до­
    стижения, способности – то, что человек сам для себя может сделать в жизни. Нижняя характеризует период зрелости, достижения, долголетие,

    90
    состояние здоровья. Это время свершений (от 55 лет), реализации жизнен­
    ных целей в карьере и семье.
    В начале XX века крупнейший исследователь мимики К. Хутер дал подробное описание, как по пропорциям основных частей (зон) человече­
    ского лица можно понять сущность личности: увидеть напряжение силы воли и стремление к самовоспитанию, противоречие между благоразумием и идеальными устремлениями, с одной стороны, и чувственными импуль­
    сами и низменными инстинктами – с другой.
    К. Хутер делит лицо на три зоны: верхняя – лоб, форма которого определяет образ мыслительной деятельности, реальное понимание жизни; средняя – отражает степень чувствительности и нрав, душевную глубину и внутреннее содержание; нижняя – даёт представление об энергии человека, его любви к наслаждениям и о низменных инстинктах. Глаза и рот говорят о преобладающей в этот момент мыслительной деятельности, нос – о жиз­
    ненной воле.
    По соотношению частей лица Хутер предлагает определять характер и темперамент человека.
    1. Все три зоны равны. Человек обладает гармоничным равнове­
    сием между физиологией и эмоционально­интеллектуальной сферой. Он сдержан, сердечен, коммуникабелен, активен, верен жизненным идеалам.
    Натура творческая.
    2. Верхняя и нижняя зоны равны, средняя – длиннее. Длинный нос не нарушает гармонии форм. Такая конфигурация наблюдается у натур творческих, у которых гармонично жизненное направление и благородство души. Такого человека отличает выдержка и талант, он обладает предста­
    вительностью.
    3. Верхняя зона меньше, средняя и нижняя большие. Такой чело­
    век импульсивен и груб, стремится к доминированию, агрессивен и скло­
    нен к безрассудному применению энергии, он ориентируется на реальную жизнь и обладает большой силой убеждения.
    4. Нижняя зона меньше, верхняя и средняя длиннее. Интеллекту­
    ально одарённый человек, но с проблемным характером. Он упорен, строг и педантичен, волевой, но наряду с выдающимися способностями проявля­
    ет отрицательные склонности.
    5. Нижняя зона длинная, средняя короче, верхняя ещё короче.
    Полная, мягкая, большая нижняя часть указывает на жажду наслаждений.
    Такой человек практичен и приземлён, консервативен во взглядах, не склонен к перемене мест. У него нет ни эмоциональных, ни духовных взлётов. Его трудно расшевелить, но если это удаётся, трудно остановить.
    6. Верхняя и нижняя части лица большие, а средняя (нос) малень­
    кая. Интеллектуальная жизнь высока, как и стремление к удовольствиям.
    Он впечатлителен, мягкосердечен, добродушен. Ему свойственны душев­
    ное тепло и эмоциональное сопереживание. Он с трудом делает карьеру.

    91 7. Верхняя и нижняя зоны большие, а нос слишком мал и курнос.
    Сильны разум и чувственные инстинкты. Он агрессивен и нагл, вспыльчив, полон внутреннего беспокойства. Активна его мыслительная жизнь, но в работе отсутствуют дисциплина и терпение. Обладая высоким интеллек­
    том и богатыми идеями, он высказывает острые критичные замечания, хо­
    тя сам не умеет устранить недостатки, на которые указывает другим.
    8. Верхняя зона высокая, а средняя и нижняя маленькие. Такие пропорции характеризуют человека мысли и чувств, натуру творческую.
    Активность и жажда наслаждений у него отстают. Он верен своим идеа­
    лам, честен и бескорыстен, прост и скромен, нежен в чувствах и обладает интуицией.
    9. Верхняя зона длиннее, чем средняя, а средняя длиннее, чем нижняя. Такой человек владеет инстинктами и разумно регулирует жизнь чувств, он натура творческая и служит высоким жизненным идеалам.
    Верхняя зона – лобная часть – рассказывает об унаследованных ин­
    теллектуальных способностях, о духе и здоровье человека. Эта часть лица служит средством определения умственных способностей.
    Лоб –знак юности и характера. Высокий квадратный свидетельству­
    ет о выдающихся качествах личности. Округлый ровный отличает челове­
    ка сдержанного и спокойного. Округлый низкий не предвещает удачу в начале жизненного пути. Идеальный лоб свидетельствует о прекрасном состоянии духа и тела. Очень большой и бесформенный лоб означает склонность к лени и в то же время обширные умственные способности.
    Диоген и Сократ имели обширное чело, Геркулес и Ахиллес – небольшое.
    Низкий лоб, который по форме напоминает треугольник, характеризует невысокие интеллектуальные способности. У Гитлера лоб был низкий, но необыкновенно широкий, что свидетельствовало об уме и бесстрашии.
    Очень важна для определения характера линия волос. Форма лежа­
    щего прямоугольника – это лоб практиков (математиков, предпринимате­
    лей, менеджеров, инженеров). Форма стоящего прямоугольника – лоб учё­
    ного, чьи интересы ограничиваются узкой областью науки (руководитель исследовательской лаборатории). Люди, имеющие одновременно широкий и высокий лоб, используют дарованный им разум в течение всей жизни.
    Волосы, растущие мыском в центре лба (в западной физиогномике их называют «вдовьей вершиной»), предвещают раннее вдовство. Треуголь­
    ник на лбу (по китайской физиогномике – «бутон персика») означает склонность к флирту, указывает на романтика и авантюриста. Залысины по обеим сторонам лба считаются счастливой приметой. У таких людей ши­
    рокий кругозор и созидательный дух, они отличаются артистизмом, живо­
    стью и подвижностью, но у них порой противоречивый характер. Изло­
    манная линия – признак способности к администрированию и изобретательности – указывает на человека с амбициями.

    92
    Если на лбу есть горизонтальные морщины, то перед вами личность умная и опытная. Одна горизонтальная морщина, если она расположена высоко, сулит удачу, а низко – возможные трудности в устройстве судьбы.
    Две морщины повествуют о вашем уме и инициативе, о способности доби­
    ваться поставленной цели, об удаче в предпринимательском деле и бизне­
    се. Три морщины сообщают о том, что судьба подарит хорошее положение в жизни, обещает успех. Прерывающиеся короткие – свидетельствуют о слабом здоровье.
    Лоб с глубокими зигзагообразными морщинами – неудачи в делах.
    Две вертикальные морщины между бровями – знак мыслителя, хорошего администратора. Одна (её называют «подвешенная игла») – означает по­
    мехи и препятствия: у человека есть проблемы, решение которых от него не зависит. Зачастую человек с этим знаком блестяще начинает свою карь­
    еру, но в жизни он испытает множество разочарований, а мечты его потер­
    пят крах. Лоб гладкий и без морщин может принадлежать человеку по­
    верхностному и легкомысленному, счастливому и беззаботному.
    Лоб и глаза находятся под особым влиянием ума, именно здесь вы найдёте вернейшие указания на умственные способности.
    Средняя зона – от бровей до основания носа. Гармоничная сбалан­
    сированность этой зоны свидетельствует об упорядоченной психике, рас­
    сказывает о настроении, об экспрессии.
    Нос имеет большое значение в физиогномике: говорит о развитии личности. Он, по заявлению Тамары Глобы, является индикатором силы, воли и энергии человека. Нос находится в эпицентре трёх зон и управляет годами от 41 до 50, когда в основном решается вопрос успеха и провала.
    Он должен гармонировать с общим контуром лица и другими чертами. По китайской физиогномике нос отвечает за возможности и богатство.
    Идеальным считается нос с прямой спинкой («львиный нос»), с за­
    круглённым кончиком и красиво оформленными крыльями. Такой человек отличается мужеством, страстностью и напористостью. Принадлежит он натуре властной и сильной, преуспевающей во всех начинаниях.
    Прямой нос сулит финансовый успех. Он свидетельствует о согласии воли и разума, о развитых умственных способностях. Большой нос – ключ к успеху и богатству, а большой, но мягкой формы принадлежит человеку сильному, но не активному. Если же нос твёрдый, то сила сочетается с ак­
    тивностью. Длинный нос – признак ярко выраженной индивидуальности и сильной натуры. Он принадлежит человеку консервативному, гордому, об­
    ладающему большими творческими возможностями, однако лишённому деловых качеств. Длинный, прямой нос – очень красивая черта внешности, он выражает редкие внутренние достоинства. Вольтер имел длинный нос, который совал куда следует и не следует. То же можно сказать о сказочном герое Буратино. Гоголь имел длинный нос – признак любопытства, любо­
    знательности и иронии, отсюда и его повесть «Нос», в которой нос гуляет

    93
    по Петербургу. Длинный, костлявый нос – показатель гордости, высокоме­
    рия, неуживчивости. Костлявый, длинный, с горбинкой – нередко принад­
    лежит хмурому человеку. Тонкий, узкий нос указывает на чрезмерную гордость и высокомерие.
    Нос с горбинкой имеют люди заносчивые и гордые. Такой человек доминирует, он энергичен, деятелен, натура творческая, поэтичная. Гор­
    бинка носа – признак справедливого и благородного человека, защищаю­
    щего свою страну. У персов «идеальным» носом считают как раз длинный с горбинкой. Поэтому они выбирали царя на трон только с таким носом.
    Кончик носа в форме капли обозначает успех в делах. Человек обыч­
    но жизнерадостен и оптимистичен, он процветает.
    Орлиный нос – признак человека неустойчивого, мстительного, про­
    ницательного, хитрого и нередко злопамятного. Орлиный нос создан для власти и денег. Женщины с большим орлиным носом отличаются более энергичным характером и более мужскими качествами.
    Люди с «вогнутыми» носами больше склонны подчиняться и помо­
    гать другим. Они прекрасно работают в сфере услуг.
    Курносый нос свидетельствует о слабом здоровье. Бывает он у чело­
    века жизнерадостного, с лёгким нравом, который легко тратит деньги и плохо хранит секреты. Слишком курносый и вздёрнутый – у людей бес­
    печных, не заботящихся о завтрашнем дне.
    Большое значение имеет кончик носа. Если он подобен клюву орла – это признак натуры мстительной и мнительной, но дальновидной и прони­
    цательной. У многих людей кончик носа загнут вниз, их считают скепти­
    ками или недоверчивыми. Это прирождённые исследователи и учёные, они всегда пытаются докопаться до самой сути. Заострённый кончик носа ука­
    зывает на вероломную личность. Раздвоенный – признак робости; лукови­
    цеобразный – признак сердечности и доброты.
    По форме носа судят о силе характера, любознательности, проница­
    тельности, скрытности и интеллектуальных способностях.
    Физиогномика исходит из того, что различия между лицами людей во многом основываются на строении носа. Интеллектуальный труд при­
    даёт линиям носа утончённость и изящество.
    Глаза. В оценке характера и судеб людей глаза занимают централь­
    ное место, зеркально отражая душу человека, поэтому начинать читать ли­
    цо советуют с глаз. Большие глаза указывают на чувствительность, и ра­
    нимость души, нередко на мужество и даже на стремление к лидерству.
    Они все на виду, излучают больше обаяния. Люди, имеющие такие глаза, чаще смеются, любят обниматься, устраивать овацию в театре, шумно «бо­
    леть» во время спортивных состязаний.
    Маленькие глаза принадлежат людям замкнутым, самодовольным и упрямым, подчас способным на спор, ссоры, истерики. Такие глаза можно

    94
    встретить у хороших хирургов, экономистов, налоговых инспекторов, та­
    моженников.
    Посадка глаз также говорит о многом: оба глаза на одной горизон­
    тальной линии – благоприятный признак. Глаза, скошенные внешними уг­
    лами вверх, принадлежат решительным и активным натурам (обозначают у мужчин решительность, у женщин неблагоразумие), у которых отсутствует критическое восприятие. Глаза, направленные внешними углами вниз, принадлежат людям критичным. Это инспектора, аудиторы, сыщики, тре­
    неры, редакторы, корректоры.
    Люди с широко расставленными глазами будут долго колебаться пе­
    ред тем, как что­то сделать, они склонны к медлительности, ждут, когда ситуация разрешится сама собой. Они обладают широкой натурой и высо­
    кой толерантностью. Обратный физический признак – близко посаженные глаза – свидетельствует о противоположных качествах: низкой толерант­
    ности, вспыльчивости, требовательности, большей концентрированности.
    Люди с такими глазами стремятся немедленно навести порядок и расста­
    вить всё по своим местам. Те, у кого глаза симметрично посаженные, об­
    ладают кругозором, искренни и справедливы, честно выполняют возло­
    женные на них обязанности, не перекладывая их на других.
    Особое значение физиогномисты отводят блеску глаз, передающему внутреннюю жизненную силу человека. Люди с сильным характером смотрят в глаза собеседнику властно, прямо, неподвижно. Это «управля­
    ющий» взгляд созидающих людей. Лишённые блеска глаза – признак по­
    ниженной энергии. Люди с такими глазами склонны к печали, подавленно­
    сти, депрессии.
    Нижняя зона – рот, челюсти, подбородок – даёт дополнительную информацию о характере, воле, темпераменте человека.
    Рот. Рот – самый выразительный источник информации в нижней зоне лица. Физиогномика позволяет по форме и размеру рта определять внутреннюю энергию человека. Симметричное открывание рта говорит о сбалансированности эмоций. Гармоничный рот имеет верхнюю и нижнюю губы одинаковой полноты и означает, что человек уравновешен, дружелю­
    бен и открыт. Люди с маленьким ртом обладают слабым характером, оза­
    бочены борьбой за выживание. Маленький рот говорит о замкнутости. Та­
    кому человеку нужно научиться поддерживать отношения с людьми и не обрывать связи с ними. Большой рот свидетельствует о сильной воле, удачливости, выдаёт человека чувствительного, эмоционального.
    Тонкая линия закрытых губ говорит о щепетильности характера. Уз­
    кие губы выдают человека ироничного, быстро принимающего решения и выполняющего их.
    Широкий рот с тонкими губами говорит о том, что человек горд, ре­
    шителен и энергичен, он не меняет своих решений. Это хороший руково­
    дитель, который быстро поднимается по служебной лестнице.

    95
    Плотно сжатые губы и стиснутые зубы свидетельствуют о реши­
    тельности, настойчивости, целеустремлённости и твёрдости. Уголки рта выдают настроение человека. Искривление одного уголка, сопровождаю­
    щееся временной асимметрией лица, – выражение иронической усмешки.
    Человек с большим ртом и опущенными уголками губ обладает сильной волей, трудно поддаётся влиянию. Губы «бантиком» принадлежат челове­
    ку активному, способному быстро решать разнообразные вопросы. У чело­
    века с втянутыми губами дела идут плохо. Приподнятая верхняя губа и курносый нос ассоциируются с открытостью души и доверчивостью.
    Подбородок и изгибы скул указывают на движение и жизненные си­
    лы человека. Массивный подбородок с подчёркнутыми выдающимися ску­
    лами свидетельствует о несокрушимой жизненной силе и способности устоять перед сильными и неожиданными нагрузками. Удлинённый под­
    бородок принадлежит людям упрямым и упорно добивающимся постав­
    ленной цели; мягкий или скошенный назад – натурам мягким, со слабой волей; подбородок, устремлённый вперёд, – натуре решительной и актив­
    ной.
    Форма подбородка – яркое проявление индивидуальности. Полный двойной подбородок свидетельствует о скаредности, чувствительности, эгоизме. Длинный – признак резких манер, а округлый с ямочкой – хоро­
    шего характера и мягких манер, с впадиной на челюсти – говорит о тяге командовать и дидактических талантах, о натуре страстной и влюбчивой.
    ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ ФИЗИОГНОМИКИ
    Лицо – неисчерпаемый источник информации. Знания, позаимство­
    ванные у физиогномики – науки, изучающей выражения лица и его формы, помогают оценивать достоинства людей, строить собственное лицо. Одна­
    ко психологи советуют доверять не только своим глазам, но и сердцу.
    В народе говорят: до 30 лет лицо человека создаёт природа, после 30 лет человек делает себе лицо сам. Первую треть своей жизни люди опти­
    мистичны, они всегда готовы к улыбке. К сорока годам значительная часть первоначального оптимизма улетучивается – и уголки рта немного опус­
    каются. Поэтому необходимо научиться «ставить лицо», овладеть меха­
    низмом «делания» лица, постановки улыбки. Николаус Энкельман предла­
    гает делать упражнения перед зеркалом. Таким образом, считает он, тренирующийся узнаёт всё о своих внешних и внутренних данных, и полу­
    чает возможность сознательно воздействовать на своё развитие, на самые сокровенные уголки души. Сидя перед зеркалом, он рассматривает себя в разных эмоциональных состояниях: гневе, радости, разочаровании... Луч­
    ший помощник в этом – видеотренинг, ибо видеокамера помогает увидеть себя в причудливом смешении мимики и жестов, в усложнённой динамике и получить сведения о сильных и слабых сторонах своей внешности.

    96
    Информация по физиогномике позволяет прогнозировать поведение человека и получать представление о его внутреннем потенциале.
    Данные, полученные в физиогномике, используются в психологии общения, в управленческой практике, в профориентационной работе при подборе кадров на различные должности. В США, например, фотографии претендентов (в анфас и профиль) на вакантную должность подвергаются анализу по специальным физиогномическим таблицам, насчитывающим
    198 отдельных физических признаков. На основании результатов морфо­
    логического анализа 80% претендентов на вакантную должность получают отказ.
    В психиатрии и криминалистике имеется огромное количество дан­
    ных, подтверждающих полезность обращения к физиогномике. Изменяется лицо и при социальных болезнях (алкоголизме и наркомании). Большое значение имеет лицо в диагностике заболеваний, ведь кожа лица, подкож­
    ная клетчатка, кровеносные сосуды, склера и радужная оболочка глаз, язык реагируют на любое заболевание, даже если поражённый орган находится далеко от лица.
    Педагогам и врачам, актёрам и политикам, бизнесменам и менедже­
    рам умение моментально снимать информацию с лица делового партнёра, собеседника, подчинённого весьма полезно.
    Знания физиогномики и постоянные упражнения по их использова­
    нию позволяют с ходу ориентироваться в людях и мгновенно подбирать ключи к общению. Вот почему необходимо приучать себя всегда внима­
    тельно «вчитываться» в лица собеседников.
    К сожалению, в нашей стране физиогномика продолжительное время не изучалась. В мировой практике её используют как инструмент управле­
    ния внешними данными для достижения положительных результатов в общении. Она помогает в проведении персонологического анализа, даёт возможность выработать «персональный характер», показывая, на каких чертах необходимо сосредоточиться, чтобы воплотить данные нам приро­
    дой лучшие качества, а какие следует компенсировать.
    Лицо человека может нести на себе отпечаток жизненного пути, профессиональной деятельности, общего уровня образования, некоторых характерологических признаков. «Наша жизнь есть не что другое, как ра­
    бота над своим лицом» (восточная мудрость).
    Физиогномическая подготовка поможет в познании характера людей, в правильном выборе форм и методов контактирования с ними.
    Практикум:
    1. Рассмотрите свое лицо в зеркале. Внимательно исследуйте форму лица, постарайтесь определить, какую геометрическую фигуру оно вам напоминает: овал, треугольник, круг, квадрат, трапецию. Если вы за­

    97
    трудняетесь определить форму своего лица, возьмите мел или помаду и обведите на зеркале свое изображение. Отпечаток, который вы получите, и будет соответствовать форме вашего лица.
    2. Возьмите свою фотографию в анфас, очертите форму своего лица, двумя горизонтальными линиями разделите его на три зоны. Рас­
    смотрите каждую из зон, применив для этого знания физиогномики. Затем рассмотрите каждую деталь вашего лица. «Прочитайте» своё лицо, прове­

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   35


    написать администратору сайта