Главная страница
Навигация по странице:

  • Что же такое «Я­концепция»

  • Учебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе


    Скачать 2.71 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по имиджелогии адресована препода вателям школ, лицеев, колледжей и техникумов, высших учебных заведе
    Дата01.02.2023
    Размер2.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаuch_posob.pdf
    ТипУчебное пособие
    #915098
    страница7 из 35
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   35
    1. В чём практический смысл самопрезентации?
    2. Каковы теоретические основы имиджирования?
    3. Раскройте содержание принципов организации имиджирова­
    ния.
    Рекомендуемая литература
    Доценко Е.П. Психология манипуляции: феномены, механизмы и за­
    щита. М., 1997.
    Крижанская Ю.С., Третьякова В.П. Грамматика общения. М., 1999.
    Зинченко В.П. Образ и деятельность. М; В., 1997.

    72
    ГЛАВА II.
    ТЕХНОЛОГИЯ
    ИМИДЖИРОВАНИЯ:
    ПОЗИЦИОННОЕ
    ПРЕД-
    СТАВЛЕНИЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
    ЧАСТЬ 1
    Каков секрет бизнес­успеха Мадонны? У неё скромные природные данные, но благодаря незаурядным психологическим способностям, же­
    сточайшей целеустремлённости и воле она стала одной из самых высоко­
    оплачиваемых особ в мировом шоу­бизнесе.
    Почему так долго блистает артист В.М. Зельдин? Эрудирован, жиз­
    нерадостен, несмотря на преклонный возраст (86 лет) физически крепок и элегантен. Ему свойственна особая манера одеваться, позволяющая выра­
    жать свою индивидуальную душевность.
    В чем притягательная сила певицы Л. Казарновской? В её необычай­
    ной духовной возвышенности, которая проявляется в очаровательной улыбке, прекрасных манерах и изысканной речи.
    Быть обаятельным – это своего рода мужество, ибо требуется непре­
    рывная работа над самим собой. Для этого необходимы знания и умения по имиджированию – самопрезентации. Самопрезентация составляет суть имиджирования.
    В самопрезентации недостаточно опираться на собственные дарова­
    ния и знания. Необходима специальная подготовка, и прежде всего умение ориентироваться в основных составляющих этого процесса. Базовая мо­
    дель технологии имиджирования состоит из следующих позиций самопре­
    зентации:
    «Я­концепция» – морально­психологическая подготовка; фейсбилдинг – создание лица с учётом всех сопутствующих факторов; кинесика – телесное информирование; дизайн одежды – подбор и ношение одежды, использование аксессуаров; владение словом – риторическая оснащённость; флюидное излучение – создание личностного «биоэнергетиче­
    ского поля»; коммуникативная механика – мастерство общения.
    2.1. Я-КОНЦЕПЦИЯ
    «Я­концепция» – первый этап работы в технологии личного обая­
    ния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самона­
    строя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, по­
    любить и научиться помогать себе. «Образ собственного Я – ключ к пониманию вашей личности и поведению», – утверждал М. Мольц. В ра­

    73
    боте над имиджем вашего клиента реализуются такие функции имиджа, как личностно возвышающая и психотерапевтическая.
    Становление личности происходит в процессе социализации. «Лич­
    ность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъ­
    являет для других. Это процесс становления личности. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» (Л.С. Выготский).
    Велико значение взаимодействия развивающейся личности с други­
    ми людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей. «Подобно тому как мы ви­
    дим в зеркале свои лицо, фигуру, одежду (и они представляют для нас ин­
    терес, потому что принадлежат нам), так и в своем воображении мы пыта­
    емся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья... – и это определен­
    ным образом действует на нас» (Цит. по: Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С. 58.). Так в процессе социализации у человека формируется его «Я­концепция».

    Что же такое «Я­концепция»?
    Р. Бернс дает следующее определение: «Я­концепция» – это сово­
    купность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с его отноше­
    нием к себе или к отдельным своим качествам, это называют самооцен­
    кой».
    Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоува­
    жения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко все­
    му тому, что входит в сферу его «Я».
    Работая с имиджем индивида по «Я­концепции», необходимо хоро­
    шо разобраться в теоретических аспектах этого феномена. Из чего состоит
    «Я­концепция»? Что происходит с личностью при работе над своей «Я­

    концепцией»? Как настроиться на достижение успеха? Что даёт индивиду положительная «Я­концепция»?
    Как указывают многие авторы, положительная «Я­концепция» опре­
    деляется тремя факторами: твёрдой убеждённостью в том, что вы импони­
    руете другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.
    Описательную составляющую «Я­концепции» часто называют обра-
    зом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя. «Я­концепцию», в сущности, определяет индивид: что он о себе ду­
    мает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в бу­
    дущем.
    Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рас­
    сматривать «Я­концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя. Установка включает три главных элемента:

    74 1. Убеждение индивида: оно может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
    2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально­
    оценочная составляющая).
    3. Соответствующая реакция, которая может выражаться в по­
    ступках (поведенческая составляющая).
    Применительно к «Я­концепции» эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:
    1. Образ Я – представление индивида о самом себе.
    2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, кото­
    рая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связан­
    ные с их принятием или осуждением.
    3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
    Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, имидж, манеры, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Сосредоточимся на трёх основных со­
    ставляющих «Я­концепции».
    КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я­КОНЦЕПЦИИ»
    Представления индивида о самом себе кажутся ему значимыми независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, истинны или ложны. Конкретные способы само­
    восприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми раз­
    нообразными.
    Если перед нами стоит задача описать какого­то индивида, мы будем использовать прилагательные: «надёжный», «общительный», «сильный»,
    «совестливый» и т.д. Всё это – абстрактные характеристики, которые ни­
    как не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщённого образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчи­
    вые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего вос­
    приятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним от­
    носят любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические харак­
    теристики индивида, например, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом: одни пред­
    ставляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причём значи­
    мость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут ме­
    няться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – способ охарак­

    75
    теризовать неповторимость каждой личности посредством сочетания её отдельных черт.
    ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я­КОНЦЕПЦИИ»
    Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны и с ними не всегда готовы согласиться другие люди.
    Не вызовут разногласий лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью. В основном же в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный оце­
    ночный момент. Иными словами, «Я­концепция» – это не только констата­
    ция, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, для разных людей могут иметь различное значение, обусловленное общей структурой их «Я­
    концепции». Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие – началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Всё это можно объяснить бытующими стереотипами в со­
    циуме. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелатель­
    ной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя они вовсе не явля­
    ются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности, ибо человеку свойственно переносить внешнюю де­
    фектность на личность в целом. Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, социально неадекватен (даже ес­
    ли ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружаю­
    щих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом вза­
    имодействии с социальной средой. Так, социальное окружение существенно осложняет развитие позитивной «Я­концепции». Даже эмо­
    ционально нейтральные характеристики собственной личности обычно со­
    держат в себе скрытую оценку.
    Возьмите любые из ваших собственных характеристик. Воздействует ли обладание этими качествами на ваше поведение в свете значимых для вас социальных, групповых или индивидуальных ценностей? Вне всякого сомнения.
    Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, при­
    сутствующих в его «Я­концепции». При этом новые оценки могут изме­
    нять значение усвоенных прежде.
    Таким образом, самооценка не постоянна, она изменяется в зависи­
    мости от обстоятельств. Источник оценочных представлений индивида о себе – его социокультурное окружение. Например, слова «скучный», «тол­
    стый», «ленивый» содержат изначально негативную оценку, в то время как
    «умный», «смелый», «надёжный» – позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие­

    76
    то его проявления и самонаблюдения. Самооценка отражает степень раз­
    вития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэто­
    му низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, нега­
    тивное отношение к своей личности. Имиджмейкер, работающий с «Я­
    концепцией» клиента, с помощью такого метода, как самовнушение (мини­
    гимн «Я­любимый!»), может повысить заниженную самооценку индивида.
    Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в ко­
    торых он пытается сформулировать свою значимость. Она скрыто или яв­
    но присутствует в любом самоописании. Это нашло своё отражение в ме­
    тодике «Я­концепция». Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критери­
    ями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.
    Для понимания самооценки важны три момента. Первое. Важную роль в её формировании играет сопоставление образа реального Я с обра­
    зом идеального Я – представлением о том, каким человек хотел бы быть.
    Это сопоставление часто присутствует в психотерапевтической методике
    «Я­концепция», где высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джемса (1890) представление об актуализации идеального Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как матема­
    тическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям.
    Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же чело­
    век ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
    Второй фактор формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек скло­
    нен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
    Наконец, индивид оценивает успешность собственных действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетво­
    рение не оттого, что он просто что­то делает хорошо, а оттого, что он из­
    брал определённое дело и именно его делает хорошо. В целом картина вы­
    глядит таким образом: люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.
    Самооценка всегда носит субъективный характер независимо от то­
    го, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или ин­
    терпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или куль­
    турно заданные стандарты.

    77
    ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ «Я­КОНЦЕПЦИИ»
    Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, свя­
    занное с определённым объектом. Особенность «Я­концепции» как ком­
    плекса установок в том, что объектом в данном случае является сам носи­
    тель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, очень сильны и устойчивы. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто: для этого суще­
    ствует богатый арсенал средств психологической защиты. Например, если вам не нравится покрой моего нового костюма, я всегда могу убедить себя в том, что у вас нет вкуса, что вы не знаете последней моды, или приду­
    мать любую другую отговорку, ограждающую меня от неприятных сужде­
    ний. Но если речь идёт об отношении к самому себе, то простые вербаль­
    ные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким­то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?
    Значение «Я-концепции» в том, что она способствует достиже- нию внутренней согласованности личности, определяет интерпрета- цию опыта и служит источником ожиданий.
    Существуют исследования по теории личности, основанные на кон­
    цепции, согласно которой человек всегда идёт по пути достижения макси­
    мальной внутренней согласованности. Представления, чувства, идеи, всту­
    пающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, дегармонизируют личность, создают психологический дискомфорт. Вслед за Фестингером (1957) психологи называют такое со­
    стояние когнитивным диссонансом. Чтобы восстановить утраченное со­
    стояние внутренней гармонии, индивид готов к различным действиям. Так, он может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что­то о нём самом, либо стремиться изменить каким­то образом себя и окружающих. Существенный фактор внутренней согласованности – то, что индивид думает о самом себе, в своих действиях он руководствуется самовосприятием.
    Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру лич­
    ности, может усваиваться также и с помощью защитно­психологических механизмов, например, рационализации. Эти механизмы позволяют удер­
    живать «Я­концепцию». Главная идея в подходе К. Роджерса к пониманию
    «Я­концепции» связана с использованием индивидом механизмов психо­
    логической защиты, необходимых, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и «Я­концепцией». Поведение рассматри­
    вается Роджерсом как попытка достичь согласованности «Я­концепции».
    Реагируя на состояние такого диссонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих «Я­концепции», индивид ис­
    пользует один из двух защитных механизмов – искажение или отрицание.

    78
    Искажение используется, чтобы изменить личностную значимость пере­
    живания; отрицание как бы устраняет сам факт наличия переживания. К.
    Роджерс особенно выделяет первый механизм – искажение. Оно направле­
    но к тому, чтобы привести непосредственные переживания индивида в со­
    ответствие с его личностным, интегральным Я. События оцениваются не объективно, сами по себе; значение им придаёт отягощённый прошлым опытом индивид, заботящийся о сохранении своей «Я­концепции». Вслед за К. Роджерсом мы используем клиентцентрированную терапию как ме­
    тод, направленный к тому, чтобы модифицировать состояние «Я­
    концепции» для устранения диссонанса между нею и непосредственными переживаниями индивида. В результате невротический синдром устраня­
    ется и достигается состояние психологической адаптации.
    Если непосредственные переживания блокируются или искажаются и становится невозможным их адекватное подключение к «Я­концепции», возникает дезадаптация. К. Роджерс рассматривает дезадаптацию как со­
    стояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его ис­
    точник заключается в потенциальном конфликте между личностными установками и непосредственным опытом индивида. Такое несоответствие может возникнуть в тех случаях, когда «Я­концепция» чрезмерно обуслов­
    лена ценностями и представлениями, исходящими от других людей и ин­
    тернализованными индивидом. Внутренний конфликт такого рода возни­
    кает у человека в том случае, если его «Я­концепция» сильно акцентирует любовь к другим людям и заботу о них, а жизненная ситуация такова, что он находится в агрессивном состоянии под воздействием фрустрации. Эти чувства могут блокироваться, поскольку «Я­концепция» не может сми­
    риться с мыслью о том, что человек способен испытывать ненависть.
    Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вы­
    нужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия «Я­
    концепции» достаточно часто становятся источником стресса, так как че­
    ловеку всё же свойственна способность реально оценивать ситуацию.
    Имиджмейкеру необходимо помнить, что по­настоящему понять мо­
    тивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.
    Будучи существом общественным, человек не может не принимать социальные и культурные роли, стандарты и оценки, определяемые усло­
    виями его жизни. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но оценок и суждений других людей. Если человек стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общеприня­
    тым стандартам.
    Обратимся ещё раз к функциям «Я­концепции»:

    79
    способствует достижению внутренней согласованности лич­
    ности; определяет интерпретацию опыта; является источником ожиданий.
    Рассмотрим «Я­концепцию» как источник интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одной и той же ситуацией, воспринимают её по­
    разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может либо увидеть в этом проявление воспитанности, либо заподозрить обидный намёк на свой возраст, либо воспринять это как попытку флирта.
    Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с «Я­
    концепцией» этой женщины.
    У индивида существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только своё поведение, но и интер­
    претацию индивидуального опыта. Поэтому сформированная «Я­
    концепция» выступает как активное начало – и изменить её бывает чрез­
    вычайно трудно.
    Как совокупность ожиданий «Я­концепция» определяет, как будет действовать индивид в конкретной ситуации и как он будет интерпретиро­
    вать действия других. Эта функция «Я­концепции» определяет также и представления человека о том, что должно произойти.
    Таким образом, можно определить три модальности самоустановок:
    Реальное Я – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть его представления о том, каков он на самом деле.
    Зеркальное (социальное) Я – установки, связанные с представления­
    ми индивида о том, как его видят другие.
    Идеальное Я – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.
    ВНЕШНИЕ ДАННЫЕ ЛИЧНОСТИ И «Я­КОНЦЕПЦИЯ»
    Имиджмейкер, работающий с «Я­концепцией», не может не учиты­
    вать внешние данные своего клиента. Это важнейшие источники формиро­
    вания представления о своем Я наряду с половым отождествлением, кото­
    рое сохраняет своё значение в течение всей жизни и является первичным элементом «Я­концепции». Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человече­
    ского тела, предпочтение, как правило, отдавалось крупным мужчинам и относительно небольшим женщинам. Положительная оценка своего внеш­
    него облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его «Я­концепции», отрицательная же оценка влечёт за собой существенное снижение общей самооценки.
    Установлено, что степень удовлетворённости различными характе­
    ристиками своего тела значимо коррелирует с общей самооценкой. «То­

    80
    щий», «толстяк», «очкарик», «не такой высокий, как его брат», «нет таких вьющихся, великолепных волос, как у сестры» – подобные суждения, по мере того как они включаются в образ Я, могут отрицательно влиять на общую самооценку. Рост человека, его вес, телосложение, состояние здо­
    ровья, зрение, цвет лица и т.д. способны стать ведущими составляющими его отношения к себе, главными факторами, определяющими чувство соб­
    ственной ценности, адекватности и приемлемости своей личности. Тело – зримая и ощутимая часть нашего Я. Мы чувствуем, видим, слышим самих себя, и никогда не в состоянии отрешиться от своего тела. К тому же оно выставлено на постоянное публичное обозрение. Низкорослый ребёнок, носящий очки, живёт в совершенно ином мире, чем его высокий, атлетиче­
    ски сложенный сверстник.
    Задумайтесь на минуту над тем, как мы реагируем при первой встре­
    че на невысокого толстяка или же на необыкновенно длинного и худого человека. Мы предполагаем, что они обладают целым рядом специфиче­
    ских личностных черт, ждём от них определённого поведения. Более того, мы готовы усматривать в их поведении особенности, подтверждающие наши ожидания. Но для этого человека ваши вербальные и невербальные реакции выступают как проявление универсальных установок культуры; тем самым действия обеих сторон способствуют упрочению стереотипов.
    Рассмотрим возможности имиджмейкера в работе над образом тела как источником развития «Я­концепции». В литературе по самовосприя­
    тию можно встретить два термина: схема тела и образ тела. Схема тела, определяющая его границы и расположение отдельных частей, возникает под действием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. В отличие от этого образ тела содержит в первую очередь оценку своего физического Я. Имиджмейкер, определив вместе с клиентом образ его тела, в дальнейшем может конструировать имидж, исходя из индиви­
    дуальных особенностей, подбирая наилучшие линии для его формы, скры­
    вающие недостатки, подчёркивающие достоинства.
    Все мы имеем какое­то представление о своей внешности, которое не сводится к зеркальному отражению и в большей или меньшей степени со­
    ответствует реальной структуре нашего тела. Будучи явлением чисто пси­
    хологическим, образ тела включает в себя также и наше представление о себе в физиологическом и социальном плане.
    Сложное соединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, можно представить следующим образом:
    1. Реальное субъективное восприятие тела с точки зрения функ­
    циональной способности в целом.
    2. Интериоризированные психологические факторы, возникаю­
    щие в связи с эмоциональными переживаниями индивида различных жиз­
    ненных ситуаций.

    81 3. Социальные факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций.
    4. Идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.
    Любые изменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенные коррективы в его представления о себе в результате действия того или иного из этих факторов.
    ВНЕШНИЙ ОБЛИК И ПОЛОВАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ
    Результаты исследования физической привлекательности, которая тесно связана с состоянием психического здоровья индивида, свидетель­
    ствуют физическая привлекательность для женщин, более значима, чем для мужчин. В социальном плане привлекательная женщина может рас­
    считывать на больший выигрыш от производимого ею впечатления, чем привлекательный мужчина.
    Исследования говорят также о том, что стереотипу мужественности соответствует мезоморфный тип, а стереотипу женственности – эктоморф­
    ный.
    Мезоморфный тип телосложения считается идеальным типом муж­
    ской фигуры и ассоциируется с культурным эталоном.
    Эктоморфный тип женской фигуры соответствует идеальному обра­
    зу женского тела. Это объясняется стереотипным представлением, соглас­
    но которому стройность – признак внешней привлекательности женщины.
    По аналогии легко прийти к заключению, что сексуально­ролевые черты женственности ассоциируются именно с идеальным образом женского те­
    ла.
    Из сказанного, однако, не следует, что тип телосложения индивида обязательно влияет на формирование его положительной «Я­концепции» и что люди реагируют друг на друга в соответствии с устойчивыми стерео­
    типами.
    МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ «Я­КОНЦЕПЦИИ»
    Человек живет среди людей и на протяжении всей своей жизни ис­
    пытывает их влияние. В нас звучат голоса близких, которые мы запомнили с детства, голоса учителей и многих других встретившихся нам в жизни людей. Представления о добре и зле, оценка поступков и обстоятельств, наши взгляды и суждения сложились в контакте (или же в споре, конфрон­
    тации) с другими. Когда звучащие в нас голоса перебивают друг друга, не­
    согласованны и противоречивы, нам трудно принять решение и вообще понять себя.
    Может сложиться неправильная жизненная программа, которая не осознается, в которую человек сознательно не вносит коррективы. Люди

    82
    живут как бы с чужого голоса – и это неправильно. Еще неправильнее не хотеть ничего об этом знать. Те, кто не хотят ничего в себе менять, все равно не смогут не измениться, хотя бы потому, что время меняет нас, не спрашивая ни совета, ни разрешения.
    Упражнение «Мое самовосприятие» (по Р. Бернсу)
    Взгляните на схему (Схема 1). Какие из приведенных характеристик
    Вы можете отнести к себе? Отметьте, какие из них, на Ваш взгляд, наибо­

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   35


    написать администратору сайта