Главная страница
Навигация по странице:

  • Идентификация категории мебели

  • Количественная идентификация мебели

  • Качественная идентификация мебели

  • Идентификация основных физических свойств древе- сины Определение влажности древесины

  • Определение твердости древесины

  • Определение ударной твердости

  • Информационная идентификация мебели

  • 8.2. Идентификация и фальсификация керамической посуды

  • Идентификация керамической посуды

  • Идентификационная экспертиза ассортиментной (видо- вой) принадлежности

  • Качественная идентификация керамической посуды

  • Термостойкость керамических изделий

  • Взаимосвязь оптических свойств керамики

  • Определение качества керамической краски.

  • Информационная идентификация керамических изделий

  • Количественная идентификация керамических изделий

  • Стоимостная идентификация

  • Джахмишева И.Ш. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров. Джахмишева И.Ш. Идентификация и фальсификация непродовольственны. Учебное пособие Под общей редакцией доктора экономических наук И. Ш. Дзахмишевой 2е издание, дополненное и переработанное


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Под общей редакцией доктора экономических наук И. Ш. Дзахмишевой 2е издание, дополненное и переработанное
    АнкорДжахмишева И.Ш. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров
    Дата01.08.2020
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДжахмишева И.Ш. Идентификация и фальсификация непродовольственны.pdf
    ТипУчебное пособие
    #135070
    страница18 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22
    Идентификация класса мебели — это установление соот- ветствия мебели определенному виду отделки.
    Различают следующие виды отделки мебели: лакирование, располирование, полирование, панелирование.
    Лакированиераспространенный вид отделки мебели, состоящий в нанесении на подготовленную поверхность древе- сины пленки толщиной 60–80 мкм. Пленку наносят в два этапа, между которыми изделие сушат и выдерживают. После первого нанесения производят легкое шлифование. Покрытие не имеет зеркально-гладкой поверхности и высокого блеска. Свойства его
    (водостойкость, твердость, теплостойкость и другие) зависят от вида лака и способа нанесения. Покрытия лучшего качества дают нитроцеллюлозные лаки, которые быстро сохнут. Покрытия спиртовых лаков неводостойкие.
    Располирование отличается от полирования тем, что после второго нанесения лака покрытие разравнивают пастой и раз- глаживающей жидкостью РМЕ для устранения неровностей и обрабатывают полировочной водой. При этом получают покры- тие с гладкой и блестящей поверхностью, похожей на полиро- ванную, но меньшей толщины (100–120 мкм). Располирование не менее трудоемкий процесс, эта мебель дешевле полированной, но дороже лакированной.
    Полирование — трудоемкий и дорогостоящий вид отделки из древесины ценных пород. Полированная мебель имеет ров- ную, гладкую, с зеркальным блеском поверхность, на которой отчетливо видны текстура древесины, ее оттенки, направление

    290
    слоев волокон и сердцевинные лучи. Полированием отделывают различные детали перед сборкой. Поверхность покрывают не- сколькими слоями лака и политуры с интервалом между нанесе- нием для сушки, шлифования и полирования пастой. Количество слоев лака зависит от сухого остатка лака и толщины пленки
    (180–250 мкм). Мелкие детали полируют вручную, щитовые элементы — на специальных станках.
    Панелирование (отделка прозрачными пленками) — эффек- тивный метод отделки, особенно корпусной и щитовой мебели.
    Покрытие прочно соединяется с основой, стойко к истиранию, действию тепла, света, влаги и химических сред. На подготовлен- ную поверхность наносят фенолформальдегидную, мочевино- меламиновую и поливинилхлоридную пленки. Деталь с пленкой помещают между металлическими листами с зеркально гладкой поверхностью и прессуют при температуре 100–140 °С. При этом пленка размягчается, прочно соединяется с основой и образует без дополнительной обработки глянцевую поверхность, напоми- нающую полированную. Поверхности покрытия можно придать любую фактуру. Панелирование относится к механизированным способам отделки и широко применяется.
    Идентификация категории мебели — это установление соответствия мебели определенному виду покрытия.
    В зависимости от вида пленкообразующего вещества, про- зрачности, степени блеска и наличия дефектов отделки мебель бывает 1, 2 и 3-й категории. К 1-й категории относят покрытия гладкие и рельефные, равномерные, однотонные или с печатным рисунком, без видимых невооруженных глазом дефектов; ко 2-й категории — покрытия различной степени блеска, имеющие незначительные дефекты (небольшая шагрень, штрихи, риски, проколы, пузыри); к 3-й категории — покрытия с видимыми и заметными на ощупь дефектами, но не влияющие на эксплуа- тационные свойства мебели.
    Количественная идентификация мебели — это установле- ние соответствия параметров товара (массы, объема, длины, ши- рины, высоты и т. д.) образцу-эталону, требованиям технических описаний или стандартов в пределах допустимых отклонений, а

    291
    также комплектности основных и вспомогательных деталей — комплектовочным документам.
    Качественная идентификация мебели — это установление соответствия качества мебели требованиям ГОСТ, техническим условиям, условиям контракта/договора.
    При установлении соответствия качества мебели требова- ниям ГОСТ применяются следующие методы:
    органолептический — основан на использовании инфор- мации, полученной в результате анализа восприятия органов чувств на основе имеющегося опыта, с использованием техни- ческих средств (лупа, микроскоп и т. д.);
    инструментальный — с использованием универсальных измерительных приборов и инструментов (штангенциркули, штангенглубиномеры, нутромеры, поверочные линейки, угло- меры, щупы, шаблоны, предельные калибры и т. д.).
    Идентификация основных физических свойств древе-
    сины
    Определение влажности древесины. При росте дерева вода оказывает положительное влияние на его жизнедеятельность, но она отрицательно влияет на механические и тепловые свойства срубленной древесины, а также способствует ее гниению.
    Различают влагу свободную (или капиллярную), гигроско- пическую и химически связанную.
    Свободная (капиллярная) влага заполняет полости клеток, сосудов и межклеточные пространства. Она легко удаляется и не оказывает влияния на изменение формы и размеров изделий из древесины, ее количество зависит от объемной массы и объема пустот в древесине.
    Гигроскопическая влага содержится в стенках клеток в количестве 25–30 % независимо от породы древесины. Измене- ние ее количества приводит к изменению размеров клеток, при этом происходит усушка древесины, которая сопровождается короблением и растрескиванием. При повышении количества гигроскопической влаги наблюдается разбухание клеток дре- весины и изделий.

    292
    Химически связанная влага (около 1%) — составная часть химических веществ древесины, ее учитывают только при хи- мической переработке древесины.
    В соответствии с ГОСТ 11486-65 влажность древесины оп- ределяют аналитическим методом.
    Образцы древесины размерами 2
     2  3 см, очищенные от пыли,заусенцев и опилок, помещаются каждый в отдельную бюксу с притертой крышкой, масса которой определяется за- ранее с точностью до 0,001.
    Бюксы с образцами взвешивают на аналитических весах с точностью до 0,001, а затем помещают в сушильный шкаф для высушивания.
    Высушивание образцов производят до достижения посто- янной величины массы при температуре (103 ± 2) °С.
    Установление постоянной величины массы бюкс с образцами контролируют повторными взвешиваниями. Первое контрольное взвешивание производят через 6 ч после начала высушивания для древесины мягких пород и через 10 ч — для древесины твердых пород. Каждое последующее взвешивание производят через 2 ч.
    Высушивание считается законченным, когда разность меж- ду двумя последними взвешиваниями будет не более 0,002.
    По достижении образцами постоянной массы высушивание прекращается, и производят вторичное взвешивание всех бюкс с образцами.
    Влажность (W) каждого образца в процентах вычисляют с точностью до 0,1% по формуле
    W = (m
    l
    m
    2
    ) / (m
    l
    m)
     100,
    где m — масса бюксы, г;
    m
    l
    — масса бюксы (с образцами до высушивания), г;
    m
    2
    — масса бюксы (с образцами после высушивания), г.
    Для древесины, используемой для изготовления различных предметов, установлены нормы влажности, при которой эти предметы или изделия будут эксплуатироваться (столярные изделия — 15%, мебель — 8–10%, паркет — 8%). При этом разли- чают следующие степени влажности древесины (%): воздушно-

    293
    сухая — 10–15, комнатно-сухая — 8–10, абсолютно сухая — 0, мокрая — более 100.
    Определение твердости древесины. Твердость древесины определяют в статических и динамических условиях в соответ- ствии с ГОСТ 16483.17-81.
    Для определения статической твердости древесины приме- няется испытательная машина с точностью измерения величины нагрузки 50 Н и специальный прибор, имеющий стальной пуан- сон с полусферическим концом, диаметр полусферического кон- ца 11,28 мм. Площадь большого круга полусферы равна 1 см
    2
    Образцы древесины изготавливают в форме куба со сто- роной 50 мм. Высота образов должна быть в направлении обра- зующих годовых слоев.
    При испытании образец ставят на опорную головку ма- шины, затем на образец ставят прибор так, чтобы стальной пуансон располагался в центре исследуемой поверхности об- разца. Пуансон вдавливают поочередно в середины торцевой, радиальной и тангенсальной поверхностей образца на глубину радиуса полусферы (5,64 мм) с равномерной скоростью в течение
    (2 ± 0,5) мин.
    По достижении указанной глубины вдавливания пуансона в образец производят отсчет нагрузки с точностью до 50 Н. По- скольку площадь большого круга полусферы равна 1 см
    2
    , то эта нагрузка является характеристикой статической твердости древесины при влажности в момент испытаний и обозначает H
    w
    ,
    МПа (Н/см
    2
    ). После испытания должна быть определена влаж- ность каждого образца.
    Твердость H
    w
    (МПа) при влажности образца в момент ис- пытания должна быть приведена к влажности 15% с точностью до 5 МПа по формуле
    Н
    15
    = H
    w
    ± K
    w
    ,
    где H
    15
    — статическая твердость при 15% влажности, МПа;
    K
    w
    — пересчетный коэффициент на влажность, значения которого приведены в ГОСТе;
    H
    w
    — статическая твердость при влажности образца в мо- мент испытания, МПа.

    294
    По величине торцевой твердости породы древесины класси- фицируют на три группы — очень твердые, твердые и мягкие.
    Очень твердые — H
    15
     75 МПа (белая акация, граб, грима, хурма, кизил, железное дерево и др.).
    Твердые — 35 < H
    15
    < 75 МПа (лиственница, береза, бук, вяз, дуб, ясень, орех, клен и др.).
    Мягкие — H
    15
     35 МПа (сосна, ель, кедр, пихта, можже- вельник, тополь, липа, осина, ольха и др.).
    Определение ударной твердости. Для определения удар- ной твердости радиальной поверхности древесины применяют специальный прибор и измерительную лупу.
    Для определения ударной твердости образцы изготавлива- ются в форме бруска квадратного сечения размерами 20
     20 мм и длиной 150 мм, расположенных вдоль волокон.
    Определение радиальной ударной твердости производят ударом стального шарика (плотность 7,8), диаметром 250 мм, падающего с высоты 500 мм.
    Образец с наложенной на него копировальной бумагой плотно прижимают к опорной плите прибора. Расстояние между отдельными отпечатками должно быть около 40 мм.
    Каждый отпечаток должен быть измерен с точностью
    0,1 мм по направлению двух диаметров: большого d
    1
    — поперек волокон и малого d
    2
    — вдоль волокон. Измерения производят измерительной лупой. После испытания должно быть произве- дено определение влажности каждого образца.
    Из диаметров d
    1 и d
    2
    для каждого отпечатка вычисляют средний диаметр d
    0
    (среднее геометрическое) с точностью до
    0,01 мм по формуле
    По величине d
    0
    для каждого отпечатка вычисляют с точно- стью до 5 гс · мм/мм
    2
    среднюю твердость H
    w
    по формуле где m — масса шарика, г;
    h — высота падения шарика, мм;
    d
    0
    — диаметр отпечатка, мм.

    295
    Информационная идентификация мебели — это уста- новление соответствия сведений, указанных на маркировке, в товарно-сопроводительных документах или других источниках информации (инструкции по сборке и схемы монтажа, комплект- ность).
    Каждое изделие мебели должно иметь маркировку на рус- ском и/или другом национальном языке. Мебель маркируют несмываемой краской. Маркировка должна быть четкой и со- держать:
    наименование изделия;
    наименование страны-изготовителя;
    наименование фирмы-изготовителя;
    юридический адрес изготовителя и/или продавца;
    индекс изделия (при наличии); дату выпуска; обозначение настоящего стандарта;
    штриховой код (при наличии); товарный знак фирмы-из- готовителя (при наличии);
    обозначение национального знака соответствия для сер- тифицированной продукции.
    Изделия мебели, к которым не могут быть прикреплены бумажные ярлыки (например диваны, кресла), должны иметь ярлыки из ткани. Маркировка должна наноситься на задней поверхности мебельного изделия, например на верхний левый угол задней стенки изделий, предназначенных для размещения у стен, на обратную сторону крышки столов или сидений у стуль- ев и т. д. Не допускается нанесение маркировки на поверхность ящиков, переставных полок и других деталей, которые могут быть заменены. На изделия, входящие в состав гарнитура или набора, рядом с бумажным ярлыком должен быть нанесен услов- ный знак или номер, указывающий на принадлежность изделия или его детали к данному гарнитуру или набору. Корпусная сборно-разборная мебель и комплекты универсально-сборной мебели, поставляемые в разборном виде, должны сопровождать- ся инструкцией по сборке, схемой монтажа и комплектовочным документом. Допускается в инструкцию по сборке наборов и гар- нитуров мебели включать инструкцию по уходу за мебелью. При

    296
    маркировке детской мебели (столов и стульев) дополнительно указывается: в числителе — номер стола или ростовой номер стула, в знаменателе — средний рост детей.
    В соответствии с ГОСТ 16371-93 “Мебель. Общие техниче- ские условия” маркировка в виде ярлыка наносится на верхний левый угол изделия, в ней содержится следующая информация на русском языке:
    наименование изделия;
    наименование страны-изготовителя;
    наименования фирмы-производителя;
    юридический адрес изготовителя;
    дата выпуска;
    обозначение стандарта;
    обозначение национального знака соответствия.
    На транспортную упаковку мебели со стеклами или зеркала- ми наносят маркировку с манипуляционными знаками, имеющие значение: “Осторожно, хрупкое!”, “Верх”, “Беречь от влаги”.
    Также эти изделия сопровождаются инструкцией по сборке, комплектовочным документом и инструкцией по эксплуатации.
    Инструкция по эксплуатации также включает в себя инструк- цию по уходу за мебелью.
    Контрольные вопросы и задания
    1. Что вы знаете об идентификационной экспертизе вида дре-
    весины или вида мебели?
    2. Как проводится идентификация габаритных размеров ме-
    бели?
    3. Расскажите об идентификации страны-изготовителя или
    фирмы.
    4. В чем заключается идентификационная экспертиза качест-
    венных характеристик товаров?
    8.2. Идентификация и фальсификация керамической посуды
    Керамика — один из самых древних искусственных ма- териалов. В Египте за 5000 лет до н. э. широко пользовались

    297
    сосудами и предметами украшениями, изготовленными из лег- коплавких окрашенных глин.
    В нашей стране керамическое производство (производст- во гончарных изделий) возникло в Х–ХI вв. Первый завод по выработке фаянсовых изделий был построен в 1724 г. купцом
    Афанасием Гребенщиковым под Москвой.
    Наиболее совершенным керамическим продуктом являет- ся фарфор. Родиной фарфора считается Китай. В конце XV в. с китайским фарфором познакомились в Европе. Первый ев- ропейский фарфор, не уступавший по качеству китайскому, был получен в Германии (в Саксонии) только в 1709 г., а через некоторое время его производство стало развиваться и в других европейских странах.
    Идентификация керамической посуды — это установле- ние соответствия наименования изделия, уровня прочности, показателей термической и химической стойкости информации, указанной на маркировке и в товарно-сопроводительных доку- ментах, требованиям стандартов.
    Идентификационная экспертиза проводится с целью ус- тановления соответствия определенному перечню признаков, приведенному в нормативно-технической документации. Для достижения этой цели могут ставиться следующие задачи:
    к какой ассортиментной (видовой) группе относится дан- ный товар;
    к какому сорту, классу относится данный товар;
    определение химической стойкости посуды;
    установление физико-технических показателей.
    Идентификационная экспертиза ассортиментной (видо-
    вой) принадлежности — это установление соответствия ассор- тиментной или видовой принадлежности керамической посуды
    Общероссийскому классификатору продукции (ОКП).
    Керамику классифицируют по строению, степени плотно- сти, типам, видам и разновидностям черепка (масса, материал стенок керамического изделия).
    По строению различают два класса керамики — грубую и тонкую. К грубой керамике относят изделия, имеющие на изломе

    298
    неоднородное крупнозернистое строение и естественную, крас- новато-коричневую окраску черепка. Изделия тонкой керамики на изломе имеют однородное, мелкозернистое строение и белую или слабую окраску.
    По степени плотности различают керамику с плотным спек- шимся (водопоглощение до 5%) и с пористым (водопоглощение свыше 5%) черепком. Изделия со спекшимся черепком на изломе имеют плотное раковистое строение, при постукивании издают высокий, долгое время не затухающий звук, в тонких слоях не- которые из них просвечивают. Изделия с пористым черепком на изломе рыхлые, при постукивании по черепку издают низкий, глухой, быстро затухающий звук, не просвечивают при любой толщине стенок.
    Основными типами бытовой керамики является фарфор, фаянс, полуфарфор, майолика, гончарная керамика. Все они, кроме гончарной керамики, относятся к классу тонкокерамиче- ских изделий. Гончарные изделия принадлежат к классу грубой керамики.
    Фарфор имеет спекшийся, непроницаемый для воды и газов, просвечивающий в тонком слое до 2,5 мм, белый, с голубоватым оттенком черепок. Исключением является окрашенный фарфор, который получают введением в массу керамических красителей, дающих розовый, голубой и другие цвета. Фарфор имеет очень низкую пористость (водопоглощение до 0,5%). Он, как правило, глазуруется.
    Фаянс характеризуется пористым (водопоглощение 9–12%) черепком белого с желтоватым оттенком цвета, не просвечивает.
    Как и фарфор, его обычно покрывают бесцветными прозрачными глазурями. Фарфор и фаянс — основные типы тонкой керамики, из них изготавливают более 90% всего количества керамических бытовых изделий.
    Полуфарфор для изготовления посуды стал применяться сравнительно недавно. Характеризуется черепком белого цвета, невысокой пористостью (водопоглощение 3–8%), не просвечива- ет, покрывается цветными или бесцветными, прозрачными или полупрозрачными глазурями.

    299
    Майолика имеет белый или цветной, пористый (водопо- глощение 12–15%), не просвечивающий черепок. Покрывается цветными прозрачными или заглушенными глазурями (проли- вами).
    Гончарная керамика отличается цветным, чаще красно-ко- ричневого цвета черепком высокой пористости (водопоглощение
    15–18%). Изделия, как правило, полностью или частично покры- ваются окрашенными или заглушенными глазурями.
    Различают несколько видов и разновидностей керамики, применяемых для производства изделий бытового назначения.
    Фарфор изготавливают двух видов — твердый и мягкий.
    По рецептурам твердого фарфора вырабатывают в основном посуду повседневного пользования личного и общественного потребления. Мягкий фарфор, отличающийся повышенными эстетическими свойствами, применяется преимущественно для изготовления изделий праздничного, сувенирного и подарочного назначения. Разновидностью твердого фарфора является низко- температурный фарфор (низкоспекающийся), изделия из ко- торого предназначены для использования только на предпри- ятиях общественного питания школьных, детских, лечебных и т. п. учреждений. К разновидностям мягкого фарфора относятся высокополешпатовый и костяной фарфор, их высокие эстетиче- ские свойства получены благодаря использованию повышенных количеств полевого шпата или костяной муки.
    Фаянс, как и фарфор, также может быть твердым и мягким.
    Однако в последние десятилетия фаянсовая посуда в нашей стране изготавливается из твердого фаянса. Массы мягкого фаянса, дающие изделия с более низкими эксплуатационными свойствами, используются сейчас лишь в производстве печного кафеля.
    Майолика подразделяется на два вида — фаянсовая и гон- чарная. Фаянсовая майолика по свойствам и внешним признакам приближается к фаянсу. Внешне отличается от него тем, что покрыта цветными прозрачными поливами. Гончарная майо- лика напоминает гончарную керамику, отличаясь от нее более

    300
    тонкими стенками, тщательностью обработки и декорирования, разнообразием ассортимента изделий.
    Полуфарфор и гончарная керамика на виды и разновидно- сти не подразделяются.
    Керамические бытовые товары подразделяют на два под- класса — посуда и декоративно-художественные изделия.
    Ассортимент керамической посуды классифицируют по следующим основным признакам:
    по назначению;
    виду изделий;
    фасону;
    размерам;
    видам и сложности декорирования;
    комплектности.
    По назначению посуду подразделяют на столовую, чайную, кофейную, по видам — на блюдца, чашки, тарелки; по фор- ме — на плоские изделия (тарелки, блюдца) и полые (чашки, чайники). В зависимостиот условий эксплуатации различают посуду для предприятий общественного питания и посуду для жилой квартиры.
    Посуда для дома подразделяется на следующие виды: ку- хонная посуда; столовая, чайная и кофейная посуда, подаваемая на стол только по праздникам, а в обычные дни функционирую- щая как декоративный элемент, украшающий интерьер столовой жилой квартиры.
    Посуда для сети общественного питания подразделяется на посуду ресторанного типа традиционных старых форм (крупно- габаритная, с большим разнообразием форм) и посуду для сто- ловых самообслуживания (посуда имеет компактные формы).
    Дизайн посуды определяется формой корпуса (круглая, овальная, многогранная и т. п.), конструкцией (на ножке, на под- доне, с ручками, с крышкой), характером поверхности (гладкая, с рельефным рисунком), обработкой края (ровный, вырезной), характером борта (сплошной, ажурный).
    По размерам керамические изделия подразделяются на мел- кие — диаметром или длиной до 175 мм, вместимостью до 250 см
    3

    301
    включительно; средние — диаметром или длиной от 175 до
    250 мм, вместимостью от 250 до 600 см
    3 включительно; круп- ные — диаметром или длиной от 250 мм и более, вместимостью
    600 см
    3 и более.
    По видам разделок различают посуду: белую (без укра- шений) и с разделками (печать, деколь, трафарет и др.), а по сложности разделок — подразделяют на группы.
    По комплектности различают посуду штучную (одиночную), парную (чашка с блюдцем) и комплектную в виде приборов, на- боров, подарочных и иных комплектов, сервизов и гарнитуров.
    Больше всего предметов входит в гарнитуры, которые представ- ляют собой совокупность сервизов, наборов или комплектов, объединенных единым стилевым решением.
    Набор — совокупность посуды одного вида.
    Комплект — посуда нескольких видов одного назначения.
    Прибор — набор или комплект посуды для индивидуального пользования.
    Сервиз — столовая, чайная или кофейная посуда, содер- жащая обязательные ее виды для конкретного количества человек.
    Качественная идентификация керамической посуды — это установление соответствия качественных показателей (просве- чиваемости, пористости, термостойкости, белизны, толщины) требованиям стандартов.
    Просвечиваемость фарфоровых изделий определяют органолептическим методом. Изделия, освещенные лампой
    100 Вт, рассматривают на расстоянии 30–35 см от нее и на- блюдателя. Если контуры пальцев, находящихся на обратной стороне изделия, четко выявлены, то просвечиваемость счи- тается хорошей, если заметна только тень от них — удовле- творительной, если не видно даже тени, то просвечиваемость недостаточная.
    Открытую пористость определяют методом водопогло- щения. Образцы керамического черепка произвольной формы размером не более 30
     30 мм, освобожденные по торцам от гла-

    302
    зури, высушивают в термостате при температуре 100–120 °С до постоянной массы, охлаждают в эксикаторе и взвешивают.
    Фарфоровые образцы после кипячения оставляют в воде на
    24 ч. Извлеченные из воды образцы вытирают увлажненным и отжатым полотенцем и снова взвешивают. Взвешивание про- изводят на одних и тех же весах, с одним и тем же равновесом, с той же прочностью.
    Водопоглощение (В) в процентах вычисляют по формуле
    В = (m
    1
    m) / m · 100 ,
    где m — первоначальная масса образца, г;
    m
    1
    — масса образца после кипячения, г.
    Среднее значение пористости по водопоглощению вычисля- ют после однородного испытания не менее пяти образцов.
    Термостойкость определяют двумя способами.
    Первый способ (по ГОСТу): изделия помещают в предва- рительно нагретый до 100 °С муфель-термостат и повышают температуру до 110 °С. После 10-минутной выдержки изделия вынимают и быстро опускают на 10 мин в воду комнатной тем- пературы (16–20 °С), окрашенную фуксином или чернилами.
    При отсутствии трещин в глазури вытертые насухо изделия вновь помещают в термостат, нагретый до температуры 120 °С, и испытания повторяют. Термостойкость выражается числом те- плосмен до появления трещин, начиная с перепада 110–120 °С.
    Изделия должны выдерживать:
    фарфоровые — не менее 8 теплосмен;
    фаянсовые — не менее 6 теплосмен;
    майоликовые — не менее 3–4 теплосмен.
    Второй способ (по Харкорту): глазурованное изделие нагре- вается до 120 °С в муфле-термостате и выдерживается 10–20 мин.
    Нагретое изделие быстро переносят в ванну с водой 20 °С, ок- рашенной фуксином или метиленовым синим. Через 5–10 мин изделие вынимают из воды и осматривают.
    Если трещины не появились, испытания повторяют, причем каждый раз температура нагрева повышается на 20 °С. Испыта- ния проводятся до тех пор, пока на глазури не появятся трещи-

    303
    ны. Считается, что между появлением цека (мелкие, волосяные трещины) при испытаниях и появлением цека в бытовой службе имеется следующая связь (табл. 8.1).
    Таблица 8.1
    Термостойкость керамических изделий
    Температура появления цека при испытании на термостойкость, °С
    Время службы изделия до появления цека
    120
    несколько дней
    150 3–4 мес
    160 15 мес
    170 30 мес
    180–200 2,5 года
    Аттестованная по качеству продукция из фарфора должна иметь белизну не менее 67%. Мерой белизны поверхности явля- ются два показателя:
    1) доля и процент диффузного отражения белого света;
    2) равномерность отражения во всей видимой части спектра.
    В качестве эталона белизны принимают пластинку из прес- сованного порошка или рыхлое покрытие из образующегося при сжигании металлического магния. Отклонения белизны в сторону той или иной окрашенности фиксируется с помощью светофильтров. Белизна и просвечиваемость черепка зависят от его толщины. Взаимосвязь этих показателей приводится в табл. 8.2.
    Таблица 8.2
    Взаимосвязь оптических свойств керамики
    Толщина черепка, мм
    Белизна, %
    Просвечиваемость, %
    0,6 68 18 1,0 75 9
    1,5 76,5 5
    2,0 77 3,2 3,0 77 0,7

    304
    Белизна определяется с помощью фотометра ФМШ-56М.
    Этот фотометр представляет собой оптическую систему, прин- цип действия которой основан на измерении световых потоков, отраженных от испытуемого образца и эталона.
    При работе прибора два параллельных световых пучка, создаваемые осветителем, отражаясь от испытуемого образца и эталонной пластинки, проходят через измерительные диафраг- мы, объективы и ромбические призмы. Ромбические призмы обеспечивают сходимость световых пучков в бипризме, которая сводит световые пучки к оси окуляра. При этом часть правого светового пучка, попадающего на левую половину бипризмы, создает яркость левой половины поля зрения, а пропорциональ- ная часть левого светового пучка, падающего на правую поло- вину бипризмы, создает яркость правой половины поля зрения.
    Между окуляром и бипризмой размещен револьверный диск со светофильтрами.
    Порядок определения белизны с помощью фотоэлектриче- ского фотометра следующий:
    фотометр устанавливают в затемненном помещении или так, чтобы посторонний свет существенно не воздействовал на результаты измерений;
    из исследуемого керамического изделия вырезают плос- копараллельный образец размером не менее 30
     30 мм;
    образец и эталон белизны устанавливают в соответствую- щих держателях-приспособлениях для определения блеска;
    поворотный столик вместе с держателями-приспособле- ниями для определения блеска устанавливают в горизонтальном положении;
    подключают соответствующие цепи прибора к сети через трансформатор и, манипулируя осветителем и его элементами, добиваются равномерного освещения эталона образца;
    левый и правый барабаны устанавливают на деление “100” по черной шкале;
    наблюдая в окуляр, добиваются вращением левого (пра- вого) барабана фотометрического равновесия.

    305
    Коэффициент отражения света от образца при длинах волн
    400, 540 и 700 нм измеряют при введенном синем, зеленном и красном светофильтрах соответственно. Каждый образец из- меряют в трех разных его положениях вокруг оси падающего на образец пучка света. По результатам определения коэффи- циентов отражения образца фарфора (средние арифметические результаты трех измерений) при 400 нм (№ 400), 540 нм (540) и
    700 нм (700) вычисляют приведенные коэффициенты отражения по формуле
    r
    1,0
    = 400 / 540 и r
    2,0
    = 700 / 540.
    Белизну (W) в процентах вычисляют по формуле
    W= f (r
    1,0
    ; r
    2,0
    )
     540  10,
    где f (r
    1,0
    ; r
    2,0
    ) — функция приведенных коэффициентов отра- жения.
    Определение качества керамической краски. Краски, нанесенные на изделия, должны соответствовать эталону
    (соответствующему номеру на палитре завода-изготовителя).
    Уменьшение толщины слоя допускается в пределах сохране- ния цвета и блеска краски. Утолщенный слой вызывает цек и отслаивание, тонкий слой — сухость и ослабление тона краски, нарушение химического состава керамических красок и мастик, повышенное содержание скипидара или масла вызывает рас- плыв (искажение) контура и неровности поверхности рисунка.
    Прочность красок проверяют легким соскабливанием метал- лическим предметом. При этом краска не должна стираться и отслаиваться. Наличие в глазури растворимых соединений свинца определяют кипячением испытуемых образцов в 4- процентном растворе уксусной кислоты в течение 30 мин с последующим выпариванием до 1/3 первоначального объема.
    Затем раствор фильтруют и испытывают на реакцию свинца одним из способов:
    1) в 1/3 пробирки фильтрата добавляют 5 капель 5-процент- ного раствора бихромата калия. При наличии свинца жидкость окрашивается в характерный желтый цвет с выделением жел- того осадка хромокислого свинца;

    306 2) в 1/3 пробки фильтрата добавляют столько же 95-про- центного спирта и 10 капель концентрированной серной кислоты.
    При наличии свинца жидкость становится мутной и выделяется белый осадок сернокислого свинца.
    Информационная идентификация керамических изделий — установление соответствия изделия реквизитам маркировки, товарно-сопроводительной документации и требованиям стан- дартов.
    Маркировка наносится на изделие, потребительскую и транспортную тару. Маркировка изделий должна содержать то- варный знак (утвержденный для каждого завода-изготовителя), сорт, индекс “Н” в случае его присвоения. Допускается на кон- кретные изделия устанавливать дополнительные реквизиты.
    Товарный знак наносится на тыльную сторону дна изделия штемпелеванием керамической краской или декалькоманией с последующим обжигом либо контррельефным изображением при формовании изделий. Сортность наносят штемпелеванием керамической краской с последующим обжигом или “холодным” способом при помощи краски, устойчивой к истиранию, или на- клейкой этикетки, изготовленной типографским способом.
    Сорт и индекс “Н” наносят краской красного цвета для из- делий 1-го сорта или зеленого цвета для изделий 2-го сорта.
    Маркировка потребительской тары должна содержать:
    наименование предприятия-изготовителя и его товарный знак;
    наименование изделий;
    количество изделий в упаковке;
    артикул;
    сорт;
    индекс “Н”;
    дату упаковывания, номер упаковщика;
    обозначения нормативно-технической документации на изделии.
    Допускается наносить реквизиты от руки. Маркировка должна быть четкой.

    307
    Транспортная маркировка должна соответствовать ГОСТ
    14192 с указанием основных, дополнительных, информационных надписей и предупреждающего знака: “Осторожно, хрупкое!”
    Количественная идентификация керамических изделий — это установление соответствия предметности (штучности или комплектности) наборов или сервизов посуды информации, со- держащейся в паспорте, а также параметров изделий образцу- эталону или требованиям стандартов.
    К ассортименту столовой посуды относятся тарелки, блю- да, вазы для супа, подливочники, селедочницы, салатники, хренницы, солонки, горчичницы, перечницы, рюмки для яиц.
    К комплектной столовой посуде относятся столовые сервизы и наборы столовой посуды. Столовые сервизы выпускают на 6 и
    12 человек. Состоят они из 30–35 и 68 предметов.
    К чайной и кофейной посуде относятся чашки с блюдцами, блюдца, стаканы, кружки, бокалы, пиалы, сахарницы, сливоч- ники, молочники, кувшины, масленки, вазы и др.
    Сервизы — это полные наборы чайной и кофейной посуды на 6 или 12 человек. Чайный сервиз чаще всего состоит из 6 или
    12 чашек с блюдцами, чайника, сахарницы и сливочника. Кофей- ные сервизы состоят из 6 или 12 кофейных чашек с блюдцами и 6 или 12 мелких тарелок диаметром 150 или 175 мм, а также кофейника, сахарницы и сливочника.
    Гарнитуры состоят из чайного сервиза на 6 или 12 человек и дополнительно 6 или 12 мелких тарелок, 6 или 12 блюдец для варенья, вазы для варенья, вазы для фруктов, сухарницы и масленки. В гарнитур на 6 человек входит 32 предмета, а на 12 человек — 56.
    Ассортимент фаянсовой посуды менее разнообразен, чем фарфоровой, вследствие того, что фаянсовые изделия обладают более низкой термической стойкостью и гигиеничностью.
    Масса брутто упаковочной единицы должна быть не более
    20 кг, для столовых сервизов — не более 25 кг.
    Идентификация сорта керамических изделий осуществ- ляется в соответствии со стандартами. Сортность определяют

    308
    в соответствии с требованиями стандарта, потребительскими свойствами и в зависимости от вида, места расположения, раз- мера и количества. Фарфоровую, майоликовую и фаянсовую посуду подразделяют на 1-й, 2-й и 3-й сорта. Различают дефекты черепка, формирования, декорирования.
    К дефектам черепка относятся деформация, недостаточ- ные просвечиваемость и белизна, пузыри и прыщи, слепыш, неправильное монтирование деталей, щербины, мушки и по- сечки.
    Деформация образуется при неоднородной структуре ке- рамической массы, что ведет к неравномерной усадке изделий при сушке и обжиге.
    Недостаточная просвечиваемость является дефектом фар- форовых изделий.
    Недостаточная белизна черепка — черепок имеет желтые, серые или голубые оттенки. Этот дефект возникает в результате низкого качества сырья и неправильного обжига изделий.
    Пузыри и прыщи — вздутия на поверхности черепка вслед- ствие образования при обжиге газообразных веществ.
    Подрыв приставных деталей — сквозные или несквозные трещины видимые под слоем глазури. Чаще всего бывают в местах прикрепления к корпусу ручек и носиков, а также по краям изделий. Возникают в результате неравномерной усадки изделий во время сушки и обжига.
    Цек — мелкие (волосяные) трещины глазури, встречающие- ся в фаянсовой и майоликовой посуде — возникает при обжиге и хранении. Цек ухудшает гигиенические свойства посуды, так как через трещины глазури в пористый черепок попадает жидкость, загнивающаяся в стенках изделий и вызывающая постепенное потемнение поверхности посуды.
    К дефектам декорирования относятся недожог, пережог и от- слоение красок, царапины, сборка деколи, помарки краской и др.
    Недожог красок — результат низкой температуры муфель- ного обжига; рисунок получается тусклый, бледный и шерохо- ватый на ощупь.

    309
    Пережог красок — выгорание красок из-за высокой тем- пературы муфельного обжига, при которой краски сильно тем- неют.
    Отслоение красок возникает в результате недостаточно высокой температуры муфельного обжига. Рисунок становится матовым и легко отстает от поверхности изделий, если ее поте- реть бумагой.
    В керамических изделиях 1, 2 и 3-го сортов не допускаются следующие дефекты:
    трещины сквозные;
    отколы незашлифованные и незаглазурованные;
    пузыри (вздутие черепка или глазури диаметром 4 мм и более);
    цек глазури;
    отслоение краски, глазури.
    В слоях фарфора толщиной 2–2,5 мм изделия должны про- свечивать. Изделия должны соответствовать требованиям це- лостности композиции, совершенству декорирования, обладать новизной и оригинальностью формы, соответствовать моде.
    Белизна фарфоровых изделий 1-го сорта должна быть не менее 63%, для 2-го — 60% и для 3-го — 55%. Для фаянсовых изде- лий допускаются чистые голубовато-серые и желтые оттенки.
    По техническим условиям число допускаемых дефектов не должно превышать для 1-го сорта майоликовых изделий — 3, для 2-го — 6 и для 3-го — 7.
    На изделиях 1-го сорта ставят клеймо красного цвета, 2-го сорта — синего цвета, 3-го сорта — зеленого цвета.
    Стоимостная идентификация — это установление соответ- ствия указанных цен керамических изделий их качественным и размерным характеристикам.
    Фарфоровые и фаянсовые изделия с вырезным краем, на ножке (имеющие ножку конусообразной формы высотой 6 мм и выше), на ножке с рельефно-вырезным краем, с ажурным краем имеют надбавку к различным ценам в размере 5–20% за сложность дизайна.

    310
    Основным изделием, по которому устанавливают величину надбавки за сложность фасона, в столовых сервизах является тарелка; в чайных, кофейных сервизах, гарнитурах, наборах — чашка с блюдцем; в восточных — пиала.
    Фальсификация определяется как подделка, подмена в процессе изготовления керамической продукции определенно- го качества другой, менее ценной, не соответствующей своему названию.
    При ассортиментной фальсификации осуществляется обман потребителя путем замены вида и разновидности кера- мики.
    При количественной фальсификации осуществляется об- ман потребителя по количеству изделий в упаковке или наклад- ной и размерам. Например, при приемке товаров фактическое количество поступившей продукции может не соответствовать данным, указанным в сопроводительной документации.
    Стоимостная фальсификация представляет обман потре- бителя с помощью завышенных цен. Как правило, такая фаль- сификация сопровождается информационной и качественной фальсификацией.
    Информационная фальсификация представляет обман потребителя с помощью недостоверной или заведомо ложной информации о товаре.
    При качественной фальсификации производится подмена высококачественного сырья другими, менее ценными материа- лами с более низкими потребительскими свойствами, которые снижают качество белизны, термические свойства.
    Контрольные вопросы и задания
    1. Расскажите об идентификации ассортиментной (видовой)
    принадлежности керамических изделий.
    2. Как определяют сортность и класс при проведении иденти-
    фикации керамических изделий?
    3. Идентификация химической стойкости керамических изде-
    лий. Что вы о ней знаете?
    4. Как проводится идентификация физико-технических пока-
    зателей керамических изделий?

    311
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта